8. Смерть, погребение.
Факты смерти граждан России регистрировались в III части метрических книг или в отдельных книгах у евреев и мусульман, а в полковых церквах эта обязанность была возложена на полковых священников. Кроме того, книги записи умерших велись в больницах, родильных приютах, госпиталях, детских приютах и воспитательных домах; в воинских частях велись обстоятельные списки потерь, а в случае кончины переселенца составлялся акт о смерти переселенца[1]. Все перечисленные документы содержали следующую информацию: фамилию, имя, отчество, место жительства и место приписки, семейное положение, сведения о родственниках, сословие, возраст, место службы, чин, дату смерти, причину смерти[2], место погребения (не всегда). На основании перечисленных документов выдавались свидетельства о смерти, в которых указывались: фамилия, имя, отчество, возраст, место жительства, сословие, степень родства и дата смерти. Без судебно-медицинского осмотра запрещалось предавать земле тела: умерших вскоре после ушибов, ран, падения с высоты; умерших скоропостижно; от употребления вредных паров, мазей; после криминального аборта; умерших от лечения шарлатанов; замерших, утонувших и т.п. Христианского погребения лишались самоубийцы, умершие от пьянства (что расценивалось как вольное самоубийство), убитые на разбое и поединке. Запрещалось хоронить мертвых прежде истечения трех суток, после удостоверения в смерти, если смерть произошла не от заразных болезней. Особое внимание проявлялось к мнимой смерти (после родов, обмороков, удушья при пожарах, сильного испуга и т.п.). Умерших от чумы, так же, как и от других заразных болезней: горячки, оспы, кори, скарлатины полагалось хоронить немедленно. Частные приставы вели книги выдачи свидетельств на погребение. В этих книгах кратко указывались: дата смерти, его фамилия, имя, отчество, возраст. сословие, место смерти, семейное положение и обязательно - место погребения. На кладбищах велись кладбищенские книги, но этот комплекс архивных документов плохо сохранился и очень невелик. В какой-то степени его могут дополнить оригинальные и подробные источники, хранящиеся в РГИА - сборники надписей с надгробных памятников. К данному разделу следует отнести и синодики - памяники - с пространными записями, где указывались имена, фамилии, прозвища, отчества, степени родства, обстоятельства смерти и т.д. Использование поминальных записей синодиков XVI-XVIII вв. требует специальной подготовки.
[1] Составлялся переселенческими управлениями. [2] В метрических книгах XVIII - начала XIX вв. эта графа отсутствовала.
|
|