7. Имущество.

 

     Имущественное положение  граждан  Российской империи находилось в прямой зависимости от их сословной  принадлежности.  Особенности  имущественных  отношений и наследного права различных сословий отражены в разделах I, II, IV, поэтому в данном разделе будут даны только краткие характеристики документальных источников.

     Имущественные документы в основном отложились в фондах тех учреждений, в обязанности которых входило фиксирование имущественного положения человека:  имеющееся,  приобретаемое, продаваемое, переходящее к другому лицу за долги, в качестве подарка и по наследству имущество.

     Для XVI-XVII вв.  круг этих учреждений ограничивается приказами и местными органами управления. Так как четкого разделения функций между приказами не было,  то рассмотрение одних и тех же вопросов находилось в компетенции разных приказов. Наиболее часто встречающимся документом этого периода была  жалованная грамота. Среди жалованных грамот, оформлявших земельные отношения и права феодальной собственности можно назвать вотчинные,  поместные льготные, заповедные обельные, несудимые. К грамотам, фиксировавшим имущественные отношения между феодалами, можно отнести:  дельные,  отдельные (на раздел имущества), вкладные и данные (на передачу имущества церкви).  Жалованные грамоты торговому сословию касались вопросов разрешения вести торговлю и,  в частности, заграничную, освобождая от повинностей и пошлин, предоставления привилегий при разбирательстве исков и т.д. Набор сведений генеалогического характера можно найти как подробные родословные, так и краткие сведения только о конкретном лице.

     Жалованным грамотам,   как  правило,  предшествовали челобитные, целью которых являлось соискание определенных льгот или пожертвований. В  челобитных  особое внимание уделялось перечислению заслуг не только просителя, но и его родственников. В челобитных, как правило, указывались фамилия, имя, отчество, место жительства, степень родства, сословие,  место службы, должность, сведения о том, находился проситель под судом или нет.

     В XVII-XX вв.  вместо челобитных появляется и закрепляется другой массовый документ - прошение,  в котором содержалась та же информация, что и в челобитных.

     При разделе земельного имущества составлялись раздельные грамоты. Поскольку обычно раздел происходил между родственниками, в этих грамотах,  кроме подробных сведений о земельной собственности давались указания о том, между кем и на каком основании происходил раздел. С XVIII в. этот документ стал называться раздельная запись. Сложилось несколько вариантов раздельных записей,  основными из которых стали полный  и краткий.  В полном варианте указывались: фамилия, имя, отчество, место жительства, семейное положение, степень родства, сословие, место службы,  чин, сведения об имуществе; в кратком варианте содержались только фамилия,  имя, отчество, место жительства и сословие. Раздел имущества фиксировался также в полюбовной записи,  где, кроме подробных сведений об имуществе, указывались: фамилия, имя, отчество, семейное положение, степень родства. сословие, чин.

     В XIX-XX вв.  широкое распространение во всех  сословиях  получил домашний акт на раздел имущества,  где указывались:  фамилия, имя, отчество,  место жительства, семейное положение, степень родства, сословие, владение землей и недвижимостью.

     Особый интерес для характеристики имущественного положения  граждан всех сословий представляет комплекс документов, связанный с фиксированием и исполнением последней воли человека - с завещанием.  В приказной  период  этот документ назывался духовная запись,  книги записи духовных завещаний, а позднее: домашнее духовное завещание, нотариальное духовное завещание. Набор сведений в этих документах, как правило, одинаков:  фамилия,  имя, отчество, место жительства, семейное положение, степень родства, сословие, место службы, владение землей и недвижимостью.

     Все вопросы, связанные с наследованием, документировались: заявлением о  финансовых претензиях с приложением схемы наследования;  расчетом о составе и ценности наследственного имущества; свидетельством об утверждении  прав  на наследство.  Во всех этих документах, как правило, содержится следующая информация:  фамилия, имя, отчество, бракосочетание, степень родства, сословие и имущественное положение.

     При решении наследственных прав через суд к уже перечисленным документам добавлялись: мнение наследников о разделе имущества и мнение суда, реестр оставшегося имущества.

     Судебно-межевые разбирательства в имущественных спорах  проходили с привлечением межевых карт, планов и других материалов межеваний[1].

     В планах, межевых книгах, полевых журналах перечисляются в качестве владельцев члены семьи, указываются девичьи фамилии женщин-землевладелиц,

 

 если  владельцы проживали в другом населенном пункте,  то указывается их место жительства,  а также чины,  титулы,  должности  и звания.

     В имущественных отношениях заметную  роль  играла  опека-надзор[2], устанавливаемый  законом над лицом или его имуществом в следующих случаях:  по малолетству владельца,  по его несостоятельности, по безрассудству или сумасшествию.  Основными документами в делах об опеке были опись имущества и отчет по опекунству,  составлявшийся  ежегодно  до прекращения  опеки.  В  этих документах содержатся сведения об умерших владельцах имущества, о его опекаемых наследниках (у малолетних обязательно указывается возраст),  об опекуне и очень подробные сведения об имуществе и его оценке.

     В XIX в.  большое место в имущественных отношениях граждан России стал занимать залог имущества.  Под залог кредитными обществами и банками  бралось  имущество независимо от социального происхождения лица. Процедуру залога предваряло свидетельство нотариуса о благонадежности имения для залога, в котором указывались: фамилия, имя, отчество владельца, его семейное положение, родственники, сословие и имущественное положение.  Затем  следовало  объявление о желании заложить имущество, деятельность оценочной комиссии и выявление доходов  с  имущества.  Из документов,  возникающих в процессе залога имущества, наибольший интерес представляют листы журнала правления кредитного общества и  протокол заседания правления банка,  где наряду с информацией о закладываемом имуществе, его характере, объеме, месторасположении дается подробная информация о лице и его родственных связях, особенно если это женщина.

     При покупке земли составлялись посемейно-имущественные списки крестьянина, которые содержали сведения о  фамилии,  имени,  отчестве, возрасте, степени родства, сословии, владении землей и недвижимостью.

     Составлялись на крестьян при покупке ими земли через Крестьянский поземельный банк.  Хранятся в фондах отделений Крестьянского поземельного банка.

     После реформы  1861  г.  большое распространение получили укрепительные постановления,  содержавшие следующие сведения:  фамилия, имя, отчество, место жительства, степень родства, сословие, владение землей и недвижимостью.

     Эти документы составлялись земским начальником и закрепляли право собственности крестьянина на его надельную землю; сохранились в фондах участковых земских начальников.

     Последняя группа  имущественных  документов  массового  характера связана с налогами. Следует прежде всего отметить, что в них часто, но не всегда встречается генеалогическая информация,  т. е. они составлялись в двух вариантах: подробном и кратком. В полном варианте уставной грамоты содержатся сведения: фамилия, имя, отчество, место жительства, степень родства, сословие, имущественное положение, фамилия владельца, имена членов семьи, отпускаемого на волю. Из налоговых документов массового характера наиболее информативными являются окладные  листы,  в которых  наряду с подробной характеристикой земельного владения указаны: фамилия, имя, отчество владельца, сословие, звание, имя и отчество жены  (если владелец мужчина) и имена детей (если владелец имения женщина).

                                  



[1] Документы содержатся в РГАДА: ф.1294. Межевая  канцелярия;  фф. 1296-1356. Метериалы  Генерального  Специального межевания губерний; фф. 695, 699, 764 - земские избы; в РГИА. Ф.1329. Сенат, а также в фондах губернских чертежных, губернских межевых архивов,  межевых отделений губернских правлений и коллекциях планов, карт и чертежей национальных архивов.

[2] В фонде Сената (РГИА,  ф.1329) как высшей судебной инстанции  в  XIX - начале XX в. отложилось немало дел об опеке над имениями.



Яндекс цитирования

Рассылки Subscribe.Ru
Генеалогическое древо семьи