821

СЛОБОДА КРАСНЫ? КУТЪ.

Слобода Красный Кутъ, при вершинѣ рѣки Міусчика, много-людная, съ населеніемъ зажиточнымъ, при одноштатномъ церков-номъ причтѣ, находится нынѣ Славяносербскаго уѣзда въ 3-мъ благочинническомъ округѣ*.

Величественная гора Соколъ, Соколовка, чудо и краса природы, балка Мечетна и балка Глубокій Яръ, при нынѣшнемъ Красномъ Кутѣ, изъ давнихъ лѣтъ, во всей подробности, извѣстны и знакомы были запорожскому казачеству. Тутъ сиделъ зимовпикомъ абшито-ванный, отставной войсковый старшина, знаменитый Петръ Дов-галь,—отшельникъ казак—грамотѣй; къ нему въ Красный Кутъ, въ прекрасный, величественный кутокъ на поклонъ и для духовныхъ бесѣдъ, изъ Чернухина урочища нерѣдко цѣлыми ватажками прихо-дили казаки-запорожцы.

Около 1778 года вся эта богатая и величественныя мѣстность, на огромномъ пространствѣ околичной земли, поступила въ ратовую дачу коллежскому ассесору Долинскому, одному изъ пришедшихъ на жительство въ Россію православныхъ иностранцевъ. На пріобрѣ-тенномъ участкѣ основавъ слободу Катериповку, Краспый Кутъ тожъ, помѣщикъ Долинскій немедленно началъ заселять свою слободу наро-домъ семейнымъ и осѣдлымъ. Въ 1782 году, при составленіи общей народной переписи, въ Катериновкѣ, въ Красномъ Кутѣ тожъ, найдено и въ списки внесено постоянныхъ жителей муж. 169 и жен. 158 душъ.

Въ 1794 году владѣльцемъ деревни Краснаго Кута, вотчиіши-комъ былъ уже надворный совѣтникъ Петръ ?вановичъ Штеричъ. Въ началѣ 1798 года помѣщикъ Штеричъ, согласно собственному желанію и усильной просьбѣ своихъ крестьянъ, рѣшился собствен-нымъ своимъ коштомъ устроить въ Красномъ Кутѣ иерковь во имя святителя Христова Николая. Для этого заготовивъ потребное количество строительныхъ матеріаловъ, Штеричъ обратился къ     Новороссійскому     гражданскому     губернатору     Селецкому


822

съ просьбою исходатайствовать ему у епархіальнаго преосвященнаго разрѣшеніе на постройку означенной церкви и сдѣлать распоряженіе объ отмежеваніи юъ дачи его 120 десятинъ земли для причта будущей церкви. Въ тоже время г. Штеричъ и отъ себя лично послалъ преосвя-щенному Гавріилу, митрополиту Новороссійскому и Днѣпровскому, прошеніе, въ коемъ писалъ: "Усердіе моихъ крестьянъ и мое есть выстроить церковь во имя святителя Христова Николая Бахмутскаго уѣзда въ селѣ моемъ Красномъ Куте Надеждинскомъ, гдѣ находится 130 крестьянскихъ дворовъ, въ коихъ по послѣдней пятой, бывшей въ 1795 году, ревизіи, написанныхъ за мною крестьянъ состоитъ муж. 400 и жен. 398 душъ. Почему поднося у сего о сооруженіи той церкви и о содержаніи при оной священника и церковныхъ служителей, на основаніи закона, подписку, Вашего Высокопреосвященства покор-нѣйше прошу не оставить на построеніе въ предъявленномъ селѣ моемъ Красномъ Кутѣ Надеждинскомъ означенной во имя святителя Христова Николая церкви изъявить Вашего Высокопреосвященства позволеніе и о освященіи подъ оную мѣста, кому слѣдуетъ, дать повелѣніе". Губернаторъ Селецкій, въ сообщеніи отъ 24-го апрѣля 1798 года, съ своей стороны, писалъ преосвященному Гавріилу: "Помѣщикъ Бахмутскаго уѣзда надворный совѣтникъ и кавалеръ Штеричъ, имѣя намѣреніе выстроить собственнымъ коштомъ его церковь во имя святителя Христова Николая, мая въ 9-й день праздну-емаго, въ селѣ его Красномъ Кутѣ Надеждинскомъ, гдѣ состоитъ по послѣдней 5-й ревизіи, мужеска пола 400, женска 398 душъ, подалъ мнѣ о семъ прошеніе, по которому я сдѣлалъ предписаніе губернскому землемѣру коллежскому ассесору и кавалеру Чуйку, объ отмежеваніи для будущихъ при той церкви священно и церковнослужителей положеннаго количества десятинъ земли, но въ разсужденіи, что всѣ уѣздные землемѣры занимаются нынѣ сочиненіемъ атласовъ для Его ?мператорскаго Величества и другими не терпящими времени порученностями, таковое отмежеваніе не можетъ быть теперь учинено. Помѣщикъ же Штеричъ приготовилъ къ тому матеріалы, договоря


823

по настоящему нынѣ удобному времени и самыхъ мастеровъ, про-ситъ на то позволенія, обязываясь непремѣннымъ и должнымъ содер-жаніемъ той церкви и долженствуемыхъ быть при ней служителями, какъ изъ прилагаемаго въ копіи онаго Штерича обязательства усмот-рѣть изволите, что предавъ я благоразсмотрѣнію Вашего Высоко-преосвященства, покорно прошу преподать архипастырское Ваше благословеніе на сооруженіе оной церкви во имя святителя Христова Николая; какъ же скоро по предписанію моему отмежевана подъ церковь земля и планы ко мнѣ доставлены будутъ, не умедлю я доста-вить одинъ къ Вашему Высокопреосвященству".

По разсмотрѣніи всѣхъ этихъ бумагъ и относящихся къ дѣлу справокъ, преосвященный Гавріилъ резолюціею отъ 5-го мая 1798 года разрѣшилъ и благословилъ въ слободѣ Красномъ Кутѣ устроить церковь во имя святителя Христова Николая Чудотворца. 15-го мая 1798 года изъ Новороссійской Консисторіи отправленъ въ Донецкое духовное Правленіе указъ объ эгомъ; а 4-го іюля того же 1798 года Бахмутскаго уѣзда мѣстечка ?вановки Троицкой церкви протоіерей Іаковъ Васильевъ соборнѣ, по надлежащему церковному чиноположенію, въ Красномъ Кутѣ освятилъ мѣсто подъ церковь, положилъ закладку на сооруженіе оной и на мѣстѣ работъ водрузилъ крестъ.

СЛОБОДА ШТЕРОВКА.

Слобода Штеровка, при р. Бѣлой, многолюдная, съ двухштат-нымъ церковнымъ причтомъ, находится Славяносербскаго уѣзда въ 3-мъ благочинническомъ округѣ*.

0 древнемъ положеніи этой мѣстности, объ основаніи и засе-леніи слободы Штеровки мы не имѣемъ никакихъ свѣдѣній; въ мѣстныхъ архивахъ доселѣ не нашли мы полнаго и обстоятель-наго дѣлопроизводства о построеніи первой церкви въ этой слободѣ.


824

?злагаемъ здѣсь только тѣ немногіе отрывки изъ этого дѣла, кото-рые имѣются у насъ подъ руками.

Въ промеморіи отъ 8-го ноября 1790 года, за В. В. Каховскаго, вице-губернаторъ Тибекинъ писалъ къ преосвященному Амвросію Екатеринославскому: "г. генералъ-маіоръ и кавалеръ Шевичъ, изъяс-няя въ прошеніи своемъ, что Донецкаго уѣзда слободы малолѣтняго гвардіи сержанта ?вана Штерича Штеровки, состоящей подъ его, Шевича, опекою, жители по отдаленности церквей, нуждаются въ исправленіи по долгу христіанскому обрядовъ; а потому намѣревая сооружить въ оной собственнымъ коштомъ церковь во имя препо-добнаго Іоанна, списателя лѣствицы, проситъ моего о томъ у Вашего Высокопреосвященства ходатайства. По взятой же отъ Екатерино-славской Казенной Палаты справкѣ оказалось, что въ той слободѣ состоитъ записанныхъ по послѣдней 1782 года ревизіи подданныхъ муж. 319 и жен. 288 душъ. Я, вслѣдствіе сего предписавъ уѣздному землемѣру отмежевать подъ построеніе сей церкви и для довольствія священно и церковнослужителей подлежащее число десятинъ земли и сочиня на оную планы, представить ко мнѣ, Вашего Высокопреосвя-щенства всепокорнѣйше прошу на построеніе той въ слободѣ Штеровкѣ церкви преподать Ваше архипастырское благословеніе". По сей бумагѣ и по письму правителя Намѣстничества, В. В. Кахов-скаго, преосвященный Амвросій резолюціею отъ 10-го іюня 1791 года разрѣшилъ и благословилъ въ слободѣ Штеровкѣ устроить церковь во имя преподобнаго Іоанна Лѣствичника. Консисторскій указъ о семъ отъ 11-го іюля 1791 года полученъ въ Бахмутскомъ духовномъ Правленіи 1-го августа 1791 года.

22-го іюля 1793 года, по просьбѣ губернскаго стряпчаго Петра Штерича, Бахмутской соборной церкви діаконъ Матфей Пантелей-моновъ, рукоположенъ во священника въ Штеровку въ строющейся церкви.

Доношеніемъ отъ іюля 1795 года, Донецкое духовное Правле-ніе представляло преосвященному Гавріилу, митрополиту Екатери-нославскому:   "Донецкаго   уѣзда   помѣщикъ,   губернскій   стряпчій,


825

коллежскій ассесоръ и кавалеръ Штеричъ поданнымъ въ сіе Правленіе объясненіемъ прописываетъ, что вновь строющаяся въ селѣ его Ште-ровкѣ каменнымъ зданіемъ, во имянованіе преподобнаго Іоанна спи-сателя лѣствицы церковь, строеніемъ окончена и ко освященію изго-товлена, просилъ о представленіи, куда слѣдуетъ и о выдачѣ шелко-ваго святаго антиминса; какая же въ ней имѣется утварь и ризница, при семъ прилагается въ оригиналѣ опись; а посему Вашему Высоко-преосвященству Донецкое духовное Правленіе, о выдачѣ на освященіе вышеписанной церкви святаго антиминса представляя, испрашиваетъ благопризрительной резолюціи". По сему доношенію преосвященный Гавріилъ, резолюціею отъ 2-го августа 1795 года благословилъ протоіерею Василію Башинскому, освятить новоустроенную въ слободѣ Штеровкѣ Іоанновскую церковь и дозволилъ выдать для этого освященный антиминсъ. 13-го августа 1795 года выданъ святый антиминсъ и изъ Консисторіи отправленъ въ Донецкое духовное Правленіе указъ объ освященіи церкви; 30-го сентября получены на мѣстѣ.

СЕЛО КРЫМСКОЕ.

Село Крымское, при р. Донцѣ, многолюдное, съ двухштатнымъ церковнымъ причтомъ, находится Славяносербскаго уѣзда въ 1-мъ благочинническомъ округѣ*.

Мѣстность села Крымскаго въ 1725—1740 годахъ называлась "Крым-скою Ямою". "Крымская Яма" и при ней "Балка Хапова" указывають на какое-то древнее событіе, намъ неизвѣстное. Сюда не разъ набѣгали Крымскіе татары и даже нерѣдко здѣсь кочевали. Въ 1750 году здѣсь жило нѣсколько семействъ людей малороссійской націи. Въ 1755 году къ нимъ присоединилось   нѣсколько   семействъ   изъ   православныхъ   иностран-


826

цевъ, перешедшихъ въ подданство Россіи. Съ поселеніемъ иностран-цевъ, образовался здѣсь Крымскій воинскій шаиецъ, устроилась 6-я рота гусарскаго полка. Въ 1779 году въ "Крымской Ямѣ" при Архан-гельской церкви приходскихъ дворовъ означено 120, а священникомъ показанъ Петръ Куриловъ. Въ 1782 году, при составленіи общей народной переписи, въ государственной малороссійской слободѣ Крымской найдено и въ списки внесено постоянныхъ осѣдлыхъ жителей мужеска 291 и женска 308 душъ.

Въ доношеніи отъ 11-го марта 1787 года Бахмутское духовное Правленіе писало преосвященному Амвросію Екатеринославскому: "Вѣдомства Донецкаго уѣзда села Крымскаго Архангело-Михайлов-ской церкви священникъ и прихожане поданнымъ въ сіе Правленіе доношеніемъ прописавъ, что на означенной приходской церкви сред-няя глава и крыша крайне обветшали, каковую церковь имѣютъ они усердное желаніе подчинкою исправить и среднюю главу поднять вверхъ на четыре аршина, просили о исправленіи той церкви подчин-кою и о дачѣ для испрошенія отъ доброхотныхъ дателей на подчинку оной церкви милостыннаго подаянія, шнурозапечатанной книги и грамоты, о представленіи къ Вашему Высокопреосвященству. А какъ по осмотру духовнаго Правленія дѣйствительно оказалась помянутая Архангело-Михайловская церковь крышею неисправна и на оной средняя глава крайне обветшала, и отъ поливныхъ дождей бываетъ по стѣнамъ немалая течь; почему священникъ тоя церкви Петръ Кури-ловъ просилъ о выдачѣ на имя его для испрошенія на означенную церковь отъ доброхотовъ милостыннаго подаянія благословительной грамоты и книги. Того ради Вашему Преосвященству духовное Прав-леніе о томъ донося проситъ, о исправленіи вышеобъявленной церкви подчинкою архипастырскаго дозволенія—и о выдачѣ для испрошенія на подчинку той церкви по Екатеринославской епархіи отъ доброхот-ныхъ дателей милостыннаго подаянія благословительной грамоты и шнурозапечатанной книги снабдить милостивою резолюціею". Попра-вить церковь дозволено, а въ выдачѣ просительной книги отказано.


827

6-го мая 1790 года Бахмутское духовное Правленіе репортомъ доносило Екатеринославской духовной Консисторіи: "Здѣшняго вѣ-домства села Крымскаго Архангельской церкви священникъ Петръ Куриловъ и приходскіе люди поданнымъ въ сіе Правленіе прошеніемъ прописывая, въ приходской де ихъ Архистратига Михаила церкви во многихъ мѣстахъ появилась течь и отъ южной стороны въ боковыхъ дверяхъ повредилось внизу бревно, то какъ крышу, равно и объяв-ленную ветхость желаютъ порядочно исправить, дополняя сверхъ церковнаго собственнымъ ихъ коштомъ, на что де и матеріалы въ потребу изготовлены и майстеръ договоренъ, который и увѣряетъ, что поелику помянутая подчинка есть наружная, то отъ продолженія оной священнослуженію помѣхи быть не можетъ, и тѣмъ прошеніемъ просили разсмотрѣнія. Каковое прошеніе при семъ Екатерино-славской духовной Консисторіи сіе Правленіе въ оригиналѣ на благоразсмотрѣніе представляя, покорнѣйше проситъ учинить по оному резолюцію". Указомъ отъ 20-го мая 1790 года дозволено произ-вести означенную поправку въ церкви.

СЛОБОДА Н?КОЛАЕВКА.

Слобода Николаевка, при Сѣверномъ Донцѣ, съ одноштатнымъ церковнымъ причтомъ, находится Славяносербскаго уѣзда во 2-мъ благочинническомъ округѣ*.

0 древнемъ положеніи мѣстности нынѣшней слободы Николаевки мы не имѣемъ никакихъ свѣдѣній; ничего не знаемъ и о томъ, когда именно, кѣмъ и при какихъ обстоятельствахъ заселена она,—нынѣшняя слобода Николаевка; въ консисторскомъ архивѣ мы, пока, нашли одинъ только документъ, касающійся слободы Николаевки,—дѣло объ освященіи вновь устроенной въ слободѣ Свято-Николаевской церкви. На память потомству, излагземъ здѣсь его въ возможной краткости.


828

Донецкое духовное Правленіе репортомъ отъ 28-го декабря 1797 года представляло преосвященному Гавріилу, митрополиту Екатери-нославскому: "Сего года минувшаго сентября 29-го дня Бахмутскаго уѣзда помѣщика генералъ-лейтенанта и разныхъ орденовъ кавалера, Георгія ?вановича Шевича, изъ домовой конторы и селенія его Нико-лаевки нововыстроенной Николаевской церкви, священникъ Григо-рій Федоровъ и прихожане при поданныхъ въ сіе духовное Правленіе прошеніяхъ представили изготовленнымъ къ показанной нововыст-роенной Николаевской церкви утварямъ, ризницѣ, книгамъ и прот-чимъ принадлежащимъ вещамъ опись, и просили о представленіи на освященіе оной и о выдачѣ святаго антиминса разсмотрѣнія. ? по учиненному отъ сего духовнаго Правленія свидѣтельству оказалось, всѣ написанные въ поданной и при семъ прилагаемой описи церковные утвари, книги и протчіе принадлежащіе вещи дѣйствительно изготов-лены, и ни въ чемъ къ священнодѣйствію препятствія и недостатка неимѣется. Того ради Вашему Высокопреосвященству Донецкое духов-ное Правленіе представляя при семъ засвидѣтельстваванную опись, проситъ о выдачѣ на матеріи святаго антиминса, той же церкви свя-щеннику Григорію Федорову и о освященіи вышеписанной нововыст-роенной въ селѣ Николаевкѣ Николаевской церкви разсмотрѣнія".

По сему репорту преосвященный Гавріилъ резолюціею отъ 14-го генваря 1798 года разрѣшилъ и благословилъ протоіерею Башинскому освятить въ слободѣ Николаевкѣ, по благословенію преосвященнаго Амвросія заложенную въ 1791 году и нынѣ выстроенную каменную кирпичную Свято-Николаевскую церковь и дозволилъ выдать для этого новый освященный антиминсъ. 22-го генваря 1798 года изъ Екатерино-славской Консисторіи отправленъ указъ въ Донецкое духовное Прав-леніе объ этомъ; а 20-го мая того же 1798 года, Донецкій протоіерей Василій Башинскій соборнѣ, по надлежащему церковному чинополо-женію, въ слободѣ Николаевкѣ освятилъ новосооруженную каменную съ колокольнею и со шпиталемъ на одной сторонѣ и школою на другой, Свято-Николаевскую церковь и открылъ въ ней богослуженіе и свя-щеннодѣйствіе.


829

СЛОБОДА ?ВАНОВКА.

Слобода ?вановка, при рѣкѣ Нижней Бѣленькой, довольно мно-голюдная, въ разныя стороны разбросанная, при одноштатномъ цер-ковномъ причтѣ, находится нынѣ Славяносербскаго уѣзда въ 1-мъ благочинническомъ округѣ*.

Старожитная запорожская маетпость "Бобровая", при р. Нижней Бѣленькой, между балками "Круглою и Цолгенькою", око-ло 1779 года досталась въ рапговую дачу поручику, изъ православныхъ иностранцевъ, ?вану Андреевичу Вергелеву. На пріобрѣтенномъ участкѣ основавъ, въ память своего имени, слободу ?вановку и, по возможности, заселивъ ее народомъ семейнымъ и осѣдлымъ, помѣ-щикъ Вергелевъ устроилъ въ Бобровой ?вановкѣ господскій домъ со всѣми необходимыми службами и хозяйственными заведеніями и нѣс-колько землянокъ и хатъ-мазанокъ съ экономическими усадьбами, для своихъ поселянъ. Въ 1782 году, при составленіи общей народной пере-писи, въ деревнѣ ?вановкѣ Бобровой, владѣнія поручика Вергелева, найдено и въ списки внесено постоянныхъ жителей мужеска 99 и женска 94 души.

Въ 1796 году помѣщикъ Вергелевъ, и по собственному желанію и по просьбѣ своихъ крестьянъ, рѣшился собственнымъ своимъ коштомъ, устроить въ слободѣ своей ?вановкѣ каменную церковь во имя Успенія Божіей Матери. Для этого заготовивъ потребное количество строи-тельныхъ матеріаловъ и чрезъ Межевую экспедицію отмежевавъ изъ своей дачи 120 десятинъ земли для причта будущей церкви, Вергелевъ 23 февраля 1797 года оффиціальною бумагою просилъ Новороссійской губерніи военнаго губернатора ?. М. Бердяева исходатайствовать ему у Екате-ринославскаго Преосвященнаго разрѣшеніе и благословеніе устроить въ слободѣ ?вановкѣ означенную церковь. По поводу сей просьбы военный губернаторъ Бердяевъ, въ сообщеніи отъ 20-го марта 1797 года писалъ къ преосвященному Гавріилу, митрополиту Екатерино-славскому: "Уѣзда Бахмутскаго помѣщикъ поручикъ ?ванъ Андреевъ


830

Вергелевъ, изъяснивъ въ поданномъ ко мнѣ прошеніи, что желаетъ онъ въ деревнѣ своей ?вановкѣ, сооружить вновь во имя Успенія Богородицы каменную церковь и давъ письменное свое обязатель-ство, какъ о сооруженіи на собственномъ его иждивеніи тоя церкви и снабдѣнія оной всею потребною утварью и одеждою, такъ и о прилич-номъ содержаніи будущихъ при ней священно и церковнослужителей, проситъ моего разсмотрѣнія. Споспѣшествуя таковому его Вергелева благонамѣренному предпріятію, препровождая при семъ планъ на отмежеванную изъ округи деревни его ?вановки для содержанія цер-ковнаго причта землю съ приложеніемъ подлинныхъ его прошенія и подписки, прошу Вашего Высокопреосвященства на сооруженіе тоя церкви дать Ваше архипастырское благословеніе".

Сосѣдніе помѣщики—подпоручикъ Перичъ, подполковникъ Го-лубъ и подпоручикъ Николаевъ—съ своими деревнями и крестья-нами, изъявили желаніе принадлежать приходомъ въ слободу ?ванов-ку къ будущей Успенской церкви. По справкѣ въ Консисторіи оказа-лось: по послѣдней пятой ревизіи, въ 1795 году бывшей, въ слободѣ ?вановкѣ жителей муж. 180 и жен. 171 душа; въ слободѣ Горской, помѣщика Петра Перича, муж. 98 и жен. 103 души, въ слободѣ Орѣ-ховой, помѣщика ?льи Николаева, муж. 101 и жен. 106 душъ, въ сло-бодѣ Червоновкѣ, помѣщика Петра Голубова, муж. 119 и жен. 113.

По разсмотрѣніи всѣхъ этихъ бумагъ и относящихся къ дѣлу справокъ, преосвященный Гавріилъ резолюціею отъ 8-го мая 1797 года разрѣшилъ и благословилъ въ слободѣ ?вановкѣ устроить каменную церковь во имя Успенія Божіей Матери. 12-го мая 1797 года изъ Екате-ринославской Консисторіи отправленъ въ Бахмутское духовное Прав-леніе указъ объ этомъ; а 30-го мая того же 1797 года Бахмутскій прото-іерей Петръ Расевскій соборнѣ, по надлежащему церковному чино-положенію, въ слободѣ ?вановкѣ освятилъ мѣсто подъ церковь, поло-жилъ закладку на сооруженіе оной и на мѣстѣ работъ водрузилъ крестъ.


831

СЕЛО ХОРОШЕЕ.

Село Хорошее, при рѣкѣ Лугани, довольно многолюдное, съ одношгатнымъ церковнымъ причтомъ, находится нынѣ Славяно-сербскаго уѣзда въ 1-мъ благочинническомъ округѣ*.

Мѣстность села Хорошаго,—древнѣйшее запорожское займище, старожитная казацкая маетпость. въ 1756 году отдана была пришедшимъ въ Россію на жительство, православнымъ иностран-цамъ,—волошскимъ поселяиамъ, въ полное ихъ распоряженіе. Обстро-ившись здѣсь домами и обзаведшись хозяйствомъ и экономическими усадьбами, жители селенія Хорошаго Яра, согласно желанію всего общества, въ концѣ 1774 года, просили у преосвященнаго Аггея, епископа Бѣлгородскаго; разрѣшенія и благословенія устроить въ Хорошемъ Яру церковь во имя свяшенномученика ?гнатія Бого-носца; въ 1775 году, по благословенію Преосвященнаго, заложивъ церковь и устроивъ ее вчернѣ, частію по бѣдности, а частію по небрежности. не оканчивали постройки ея. Всѣ убѣжденія мѣстнаго священника Григорія Славгородскаго и настоянія Бахмутскаго духов-наго Правленія не имѣли успѣха. Смотритель слободы, прапорщикъ Лазарь Перичъ, громадскій писарь. отставной квартермистръ ?ванъ Албаневъ, поселяне: Яковъ Лебедь, Еремѣй Дунбранъ и другіе, за все общество, обѣщали, и—ничего не дѣлали. Бахмутское духовное Правленіе обратилось въ этомъ случаѣ къ преосвященному Никифо-ру; архіепископу Славенскому и Херсонскому; въ репортѣ отъ 26-го октября 1782 года оно писало: "Поданнымъ въ сіе Правленіе селенія Хорошаго Яру, священникъ Григорій Славгородскій доношеніемъ прописывая. что въ томъ селенІи заложенная въ 1775 году по благословенію преосвященнаго Аггея, епископа Бѣлоградскаго, бывшимъ тогда десятоначальникомъ селенія Черкаскаго Броду священникомъ Феодоромъ Верецкимъ, во имя священномученика ?гнатія Богоносца, деревянная церковь строеніемъ и понынѣ, за нерачительствомъ  прихожанъ,   совершенно   не  достроена.   еще   не


832

обшелевана, и какъ должно не покрыта, почему отъ дождей такая бываетъ течь, что и священнослуженія отправлять въ ней не возможно; и хотя де онъ многократно увѣщавалъ прихожанъ, дабы они возможные употребили мѣры обшелевать, и порядочно покрыть ту церковь, и по отведеніи подцерковной для священноцерковно-служителей указнаго числа десятинъ земли, старались бы, о освященіи означенной церкви просить отъ Вашего Преосвященства архипас-тырскаго благословенія; но оные объявили, что за крайнимъ ихъ убо-жествомъ болѣе уже церковь обшелевкою обдѣлывать и порядочно покрывать не всостояніи; такожъ и для священника съ причетниками отмежеванной и крѣпостію утвержденной земли не имѣется, и пое-лику за неосвященіемъ той церкви Божественныя литургія въ ней не совершается, то во время бываемыхъ въ воскресные и праздничные во оной церкви молитвоприношеній помянутые прихожане весьма лѣностно прибѣгаютъ, къ чему побудить ни какимъ способомъ не могъ, а только за тое на него священника такъ огорчились, что и въ снабдѣніи онаго ни какой помощи ему не даютъ; чрезъ что пришелъ онъ въ крайнѣйшую бѣдность; по тѣмъ обстоятельствамъ просилъ о увольненіи его къ Вашему Преосвященству ко испрошенію о пріисканіи другаго празднаго священническаго мѣста указа. А понеже извѣстно духовному Правленію, что вышепоказанная церковь чрезъ толь долгое время не приведена строеніемъ къ окончанію, и чрезъ то начала уже по мѣстамъ гнить, о докончаніи которой хотя сіе Правленіе прихожанъ и понуждало, какъ то потому и данною отъ себя прошлаго 1781 года фев-раля 6-го дня подпискою оную церковь строеніемъ во окончаніе при-весть и объ отводѣ подцерковной земли стараніе прилагать обязались, съ тѣмъ, если въ случаѣ за какимъ либо ихъ нерачительствомъ принад-лежащая церковная достройка чрезъ годъ окончена, и подцерковная земля отведена не будетъ, за то подвергаютъ себя указному штрафу; ка-ковая у сего оригиналомъ влагается; однакъ и за тѣмъ обязательствомъ, по нерачительству своему, а особливо за выбытіемъ изъ того селенія нѣкоторыхъ  въ другіе  мѣста  на  поселеніе,  упоминаемая  церковь


833

строеніемъ не докончена; да и надежды непредвидится, чтобъ они могли оную церковь въ пристойное состояніе привесть; такожъ и для священника съ причетниками въ отмежеваніи указнаго числа десятинъ земли неимѣется, и по тѣмъ обстоятельствамъ духовное Правленіе снисходя священника Григорія Славгородскаго прошенію и видимой его бѣдности, увольнило онаго къ Вашему Преосвященству, для испрошенія о пріисканіи другаго празднаго священническаго мѣста открытаго указа; и естли будетъ Вашего Преосвяшенства архипас-тырское благословеніе, снабдить реченнаго просителя указомъ; то, по способности ближайшаго мѣста, предъявленнаго селенія Хорошаго Яру жителей можно причислить въ приходъ здѣшней же протопопіи селенія Черкасскаго Броду къ Свято-Николаевской церкви, которое селеніе отъ прописаннаго Хорошаго Яру состоитъ разстояніемъ въ 7-ми верстахъ; о чемъ Вашему Преосвященству Бахмутское духовное Правленіе симъ донося проситъ архипастырской резолюціи".

По представленной къ дѣлу справкѣ оказалось: Бахмутской про-винціи гусарскаго селенія 12 роты въ шанцѣ Хорошемъ Яру, по испо-вѣднымъ за 1782 годъ росписямъ, показано 145 приходскихъ дворовъ, въ нихъ муж. 412 и жен. 372 души.

Этотъ репортъ Бахмутскаго духовнаго Правленія и первыя распо-ряженія по нему епархіальнаго Начальства, сильно подѣйствовали на безпечныхъ слобожанъ Хорошаго Яра. Желая удержать у себя свя-щенника Славгородскаго и сохранить свой приходъ самостоятель-нымъ, жители Хорошаго Яра немедленно приступили къ работамъ для окончательной отдѣлки своего приходскаго храма; по усердному ихъ ходатайству, Азовскій губернаторскій товарищъ ?ларіонъ Спи-ридоновичъ Алексѣевъ, при бумагѣ отъ 16-го марта 1783 года, пред-ставилъ преосвященному Никифору планъ на подцерковную землю для причта шанца Хорошаго Яра, составленный межевщикомъ, прапорщикомъ Ананіемъ Струковымъ и законнымъ порядкомъ повѣренный и утвержденный.

Доношеніемъ отъ 3-го августа 1784 года Бахмутское духовное Правленіе   представляло   преосвященному   Никифору:   "Сего   1784

27. 55


года августа 1-го дня, поданнымъ въ духовное Правленіе здѣшняго вѣдомства села Хорошаго Яру, священникъ Григорій Славгородскій доношеніемъ прописывая, что въ помянутомъ селѣ Хорошемъ зало-женная въ прошломъ 1775 году, по выданной отъ преосвященнаго Аггея, епископа Бѣлградскаго и Обоянскаго грамотѣ, ?зюмскимъ протопопомъ Іоанномъ Страховымъ, во имянованіе св. священно-мученика ?гнатія Богоносца, деревянная церковь нынѣ настоящимъ порядкомъ совсѣмъ сооружена и внутри оной всѣми утварьми, какъ книгами церковными, сосудами, олтарными одеждами и священно-служительскими облаченіями, такъ святыми иконами и протчимъ церковнымъ благолѣпіемъ убрана, и совсѣмъ ко освященію изготов-лена,—просилъ о представленіи къ Вашему Преосвященству со испрошеніемъ, о выдачѣ на освященіе помянутой церкви святаго антиминса; по каковому доношенію означенной новосостроенной церкви осмотръ чиненъ, и оказалось, что оная церковь и олтарь, стро-еніемъ совершенно окончены: церковь покрыта гонтомъ, вымощена деревяннымъ помостомъ порядочно, иконостасъ на первый случай поставленъ старой съ приличнымъ изображеніемъ святыхъ иконъ, а при томъ церковнымъ благолѣпіемъ по силѣ святыхъ правилъ убрана и все приличное къ освященію, по содержанію указа въ Святѣйшемъ Правительствующемъ Синодѣ октября 9 дня 1742 года состоявшагося, изготовлено, сколькожъ именно имѣется церковной утвари, явствуетъ въ приложенной при семъ учиненной описи; а для священника съ причетниками земли подлежащее число десятинъ отъ Азовской губернской Канцеляріи отведено, и на утвердительное владѣніе планъ имѣется. Того ради Вашего Преосвященства Бахмут-ское духовное Правленіе въ покорности проситъ, о выдачѣ на освя-щеніе вышепоказанной новосостроенной священномученика ?гнатія Богоносца церкви, благословительной грамоты и божественнаго антиминса, учинить архипастырскую резолюцію".

По сему доношенію въ Славенской духовной Консисторіи состоялось опредѣленіе о разрѣшеніи освятить новосрстроенную Азовской губерніи, Бахмутской провинціи въ селѣ Хорошемъ Яру Свято-?гнатьевскую церковь.   10-го августа  1784 года, выданы


835

были святительская благословительная грамота на освященіе церкви и освященный антиминсъ для совершенія въ ней священнодѣйствій и богослуженій. 16-го сентября 1784 года Бахмутскій протопопъ Петръ Расевскій соборнѣ, по надлежащему церковному чиноположенію, въ слободѣ Хорошемъ Яру освятилъ новосооруженную, во имя святаго священномученика ?гнатія Богоносца, деревянную церковь и от-крылъ въ ней богослуженіе и священнодѣйствіе.

СЕЛО Н?ЖНЕЕ.

Село Нижнее, при Сѣверномъ Донцѣ, многолюдное, съ двухъ-штатнымъ церковнымъ причтомъ, находится нынѣ Славяносерб-скаго уѣзда въ 1-мъ благочинническомъ округѣ*.

На этой мѣстности, красивои и богатой, съ 1745 года, въ мирное и спокойное время, зимовниками и хуторами, въ землянкахъ и шалашахъ, постоянно жило нѣсколько семействъ людей малороссійской націи. Въ 1754 году, по распоряженію Шевича и Депрерадовичева, къ нимъ помѣщены на всегдашнее жительство православные иностранцы,— молдаване и волохи, въ числѣ ста самействъ. Соединившись вмѣстѣ, малоросы, молдоване и волохи, дружно начали благоустроять свою новую слободу, назвали ее слободою Низшею, Нижнею, по отношенію къ Верхней, къ слободѣ Высшей на томъ же Донцѣ, обстроились домами и землянками, обзавелись хозяйствомъ и усадьбами. Пользуясь выгодами и удобствами богатой и счастливой мѣстности, поддерживаемые постояннымъ вниманіемъ своего начальства, слобожане, на мѣстѣ новаго своего жительства, скоро пришли въ силу и, согласно искренному желанію всего общества, начали хлопотать о постройкѣ въ своей слободѣ церкви во имя святыхъ апостоловъ Петра и Павла, для удовлетворенія своихъ духовныхъ нуждъ и религіозныхъ потребно-стей. Для этого заготовивъ потребное количество строительныхъ мате-27`


836

ріаловъ, слобожане чрезъ избранныхъ и довѣренныхъ своихъ, капи-тановъ Карла Пекуна, ?вана Нитолца и поручика Димитрія Тодоро-ва исходатайствовали у преосвященнаго Порфирія, епископа Бѣлго-родскаго, отъ 24-го генваря 1766 года разрѣшеніе и благословеніе на постройку означенной церкви; въ началѣ 1774 года, по новой храмо-зданной благословительной грамотѣ преосвященнаго Аггея бѣлго-родскаго, заложили въ слободѣ своей Нижней Петропавловскую цер-ковь, къ концу года устроили и освятили ее. Въ 1780 году слобода Нижняя, подъ именемъ 7-й роты гусарскаго полка, Азовской губерніи въ Бахмутской провинціи составляла одну изъ лучшихъ и благо-устроеннѣйшихъ государственныхъ воинскихъ слободъ. Въ 1782 году, при составленіи общей народной переписи, въ ней найдено и въ списки внесено постоянныхъ осѣдлыхъ жителей муж. 379 и жен. 403 души.

30-го генваря 1783 года Азовской губерніи Бахмутской провинціи государственной воинской слободы Нижней, жители отставной пра-порщикъ смотритель слободы, Семенъ Бакулъ, атаманъ Степанъ Милутиновъ, пятидесятскій, Василій Костинъ, десятскій ?ванъ Васильевъ, вахмистръ ?ванъ Козневскій, отставной капралъ ?гнатъ Дьячекъ, Феодоръ Ничипоровъ и др., отъ лица всего общества, представили преосвященному Никифору, архіепископу Славен-скому и Херсонисо-Таврическому, прошеніе, въ коемъ писали: "Въ селѣ Нижнемъ состоитъ церковь деревянная, храмъ во имя святыхъ апостолъ Петра и Павла, совсѣмъ построена и почасти исправ-лена для священнаго во оной служенія, коштомъ и стараніемъ части господъ дворянъ и нашимъ общественнымъ, тоже и подаяніемъ доброхотныхъ дателей; но однакъ полными утварями и дру-гими церковными потребами не довольно еще снабдѣна, какъ-то книгами полнаго церковнаго круга, колоколами и протчими утварьми; хотя же мы вседушнее имѣемъ до вышеписанной церкви нашей стараніе въ исправленіи отъ себя всего нужнаго надобнаго къ оной церковнаго аппарата, но за крайними нашими нынѣшними изнеможеніями по причинѣ, что большая часть изъ насъ по   недавнемъ   увольненіи   съ   военной   службы   въ   экономіяхъ


837

своихъ и пропитанія себѣ не поисправили, а сверхъ того, по Божіему допущенію за изъяденіемъ въ насъ чрезъ три года саранчою хлѣбовъ, а въ минувшемъ году за большимъ онаго неурожаемъ, вовсе въ хлѣбѣ остались недостаточными, а къ тому и по учрежденію производимаго въ казну платежа не малаго числа, къ вышеписанной церкви нашей надобныхъ утварей сами отъ себя чрезъ малое поисправить крайне неможемъ; для чего имѣемъ желаніе, буди благословеніемъ Вашего Преосвященства дозволено будетъ, послать намъ отъ себя церкви нашей ктитора Романа Мартиновскаго по епархіи Вашего Преосвя-щенства для испрошенія отъ доброхотныхъ дателей на вышеписанную нашу церковь доброхотнаго подаянія. Того ради Вашему Преосвя-щенству въ покорности нашей симъ донося, дабы по нынѣшней край-ней нашей невозможности вышеписанная церковь наша безъ исправ-ленія до оной всего надобного церковнаго круга не могла остаться безъ священнослуженія, Вашего Преосвященства нижайше просимъ, о выдачѣ на испрашиваніе до храма святыхъ апостолъ Петра и Павла, вышеписанному ктитору Роману Мартиновскому годовой книги милостивымъ архипастырскимъ Вашимъ разсмотрѣніемъ снабдить насъ не оставить". По сему прошенію грамота съ просительною кни-гою отъ 16-го февраля 1783 года, за № 191-мъ выдана слободы Нижней священнику Іоанну Верецкому.

Бахмутскаго уѣзда села Нижняго Петропавловской церкви священ-никъ Іоаннъ Верецкій и приходскіе люди—отставной капралъ ?гнатъ Дьячекъ, Прокопъ Савранскій, ?ванъ Огиря, Филиппъ Курашевичъ, Константинъ Абажиръ, Димитрій Назаренко, Апанасъ Звѣревъ и др., 1-го іюня 1791 года представили въ Бахмутское духовное Правленіе прошеніе, въ коемъ писали: "Прошлаго 1774 года, по благословенію пре-освященнаго Аггея, епископа Бѣлоградскаго, приходская наша Петро-павловская церковь деревяннымъ зданіемъ сооружена, которая нынѣ крышею, такожъ и подвалинами пришла въ крайнюю ветхость, почему мы и вознамѣрились оную церковь разобрать и на томъ же мѣстѣ новыми подвалинами поддѣлать и перестроить, на что и майстера


838

уже сысканы. Того ради Бахмутскаго духовнаго Правленія покор-нѣйше просимъ о представленіи, куда слѣдуетъ, со испрошеніемъ резолюціи вышеписанную церковь разобрать и на томъ же мѣстѣ но-выми подвалинами поддѣлать и перестроить за имѣющіяся церков-ныя деньги, а если чего не достанетъ, то дополнить должны мы тотъ недостатокъ собственными нашими деньгами". Благочинный, священ-никъ Максимъ Барышпольскій и Бахмутское духовное Правленіе, съ своей стороны, свидѣтельствовали, что Петропавловская церковь села Нижняго, дѣйствительно, совершенно обветшала. По докладу о семъ духовной Консисторіи, преосвященный Амвросій резолюціею отъ 16-го іюля 1791 г., разрѣшилъ и благословилъ исправить и обновить Петропавловскую церковь села Нижняго.`

СЛОБОДА СТАРАЯ БОЖЕДАРОВКА, НЫНЪ СЕЛО ЕЛЕНОВКА.

Слобода Старая Божедаровка, нынѣ село Еленовка, при рѣчкѣ Лозовой, съ одноштатнымъ церковнымъ причтомъ, находится Славя-носербскаго уѣзда въ 3-мъ благочинническомъ округѣ*.

Мѣстность эту, живописную и богатую,—древпейшее запорожское займище, старожитную казацкую маетность, въ 1760 году прі-обрѣлъ себѣ въ собственность одинъ изъ перешедшихъ въ Россію на жительство православныхъ иностранцевъ,—маіоръ Божедаровичъ. Основавъ здѣсь, въ память своего рода, слободу Божедаровку и, по воз-можности, заселивъ ее народомъ семейнымъ и осѣдлымъ, маіоръ Боже-даровичъ, по распоряженію своего начальства и по долгу службы, обя-занъ былъ перейти на жительство на новое мѣсто—къ Сѣверному Дон-цу. На новомъ мѣстѣ жительства и службы пріобрѣвъ себѣ въ соб-ственность новый участокъ земли и основавъ тамъ новую слободу, Но-вую Божедаровку, маіоръ Божедаровичъ вынужденнымъ нашелъ себя


839

свою слободу на прежнемъ старомъ мѣстѣ, Старую Божедаровку продать другому владѣльцу,—помѣщику Раевскому. Сынъ старика Раевскаго, поручикъ Николай Михайловичъ Раевскій, по праву на-слѣдства, вступивъ въ управленіе своею вотчиною, первою заботою для себя поставилъ въ отцовской наслѣдственной слободѣ своей,— въ Старой Божедаровкѣ, устроить, въ память отца своего, церковь во имя Архистратига Михаила. Для этого заготовивъ потребное коли-чество строительныхъ матеріаловъ, помѣщикъ Раевскій формальною бумагою просилъ Новороссійскаго гражданскаго губернатора ?вана Яковлевича Селецкаго исходатайствовать ему у преосвященнаго Гав-ріила разрѣшеніе и благословеніе устроить въ Старой Божедаровкѣ означенную церковь и сдѣлать надлежащее распоряженіе объ отмеже-ваніи изъ дачи его положеннаго количества десятинъ земли для причта будущей церкви.

По поводу сей просьбы губернаторъ ?. Я. Селецкій, въ сообщеніи отъ 17-го февраля 1799 года, писалъ къ преосвященному Гавріилу, митрополиту Новороссійскому и Днѣпровскому: "По прошенію ко мнѣ Бахмутскаго уѣзда помѣщика Раевскаго о исходатайствованіи ему дозволенія на сооруженіе въ деревнѣ его Старой Божедаровкѣ, купленной отцомъ его у помѣщика маіора Божедаровича, церкви во имя святаго Архистратига Михаила и объ отмежеваніи подъ оную для будущихъ при ней священно и церковнослужителей подлежащаго чис-ла десятинъ земли, въ которой деревнѣ состоитъ по послѣдней пятой ревизіи муж. пола 180 душъ, да не въ отдаль другой его деревнѣ Кали-новской 35 душъ, предписывалъ я губернскому землемѣру коллеж-скому ассессору Чуйку, отмежевать для помянутой церкви и будущихъ при ней священно и церковнослужителей подлежащаго числа десятинъ земли, которой донесъ мнѣ нынѣ, что исполненіе таковаго предпи-санія моего было возложено отъ него на уѣзднаго землемѣра, но за нахожденіемъ онаго чрезъ все прошедшее лѣто при межеваніи зе-мель казенныхъ селеній и къ онымъ прикосновенныхъ владѣль-ческихъ, выполненіе еще имъ не учиненно. Помѣщикъ же Раевскій къ сооруженію церкви  приготовилъ нужные матеріалы, убѣдительно


840

проситъ исходатайствовать ему дозволеніе къ построенію упомина-емой церкви, обязываясь до отмежеванія земли содержать по надле-жащему церковь и долженствующихъ быть при ней служителей. Ува-жая таковой его просьбѣ, Вашего Высокопреосвященства покорнѣй-ше прошу, согласно оной, преподать архипастырское Ваше благосло-веніе на сооруженіе просимой имъ церкви; земля же при удобномъ случаѣ подъ нея будетъ отмежевана и планъ отъ меня доставленъ будетъ Вашему Высокопреосвященству".

По сему дѣлу Новороссійская Консисторія 8-го марта 1799 года постановила: "Какъ послѣдовавшимъ изъ Святѣйшаго Синода отъ 6-го сентября прошлаго 798 года, къ Его Высокопреосвященству ука-зомъ, между прочаго, повелѣно, впредь по вступающимъ о построе-ніи вновь церквей просьбамъ представлять въ Святѣйшій Синодъ подлинныя слѣдственныя дѣла съ подлежащими при нихъ краткими выписками: для того въ Бахмутское духовное Правленіе послать указъ и велѣть учинить подробнѣйшее изслѣдованіе: 1) въ какихъ именно означенныя—слобода Старая Божедаровка и деревня Калиновская— приходахъ нынѣ состоятъ; сколько въ каждой порознь находится на лицо муж. и жен. пола душъ; 2) въ какомъ разстояніи оныя—слобода и деревня—отъ нынѣшнихъ приходскихъ своихъ церквей и отъ другихъ околичныхъ и какихъ именно приходовъ, а также и между собою нахо-дятся; 3) заотчисленіемъ сихъ слободъ отъ нынѣшнихъ ихъ приходовъ, не будутъ ли оные малы къ содержанію своихъ церквей, и сколько въ нихъ останется обоего пола душъ, и могутъ ли священно и церковнослу-жители тѣхъ приходовъ имѣть неоскудное продовольствіе, о чемъ отъ нихъ и отзывы истребовать; 4) тѣхъ слободы Старой Божедаровки и деревни Калиновской—помѣщикъ Раевскій и жители въ состояніи ли своимъ коштомъ построить церковь вновь и содержать какъ оную въ приличномъ благолѣпіи, такъ и будущихъ при ней священно и церков-нослужителей въ неоскудномъ положеніи, и какое содержаніе имъ назначается, въ чемъ того Раевскаго и подпискою обязать; 5) какія при-чины лобуждаютъ просителя Раевскаго къ устроенію церкви, и настоитъ


841

ли въ томъ необходимая надобность; и все сіе слѣдствіе представить, для отсылки въ Святѣйшій Синодъ, въ сію Консисторію безъ замедленія".

?зъ обстоятельнаго разслѣдованія сего дѣла на мѣстѣ, во всей точности, уяснилось, что желаніе помѣщика, поручика Николая Михайловича Раевскаго устроить въ слободѣ своей—Старой Боже-даровкѣ церковь, было искреннее и чистосердечное и вызывалось его христіанскимъ сознаніемъ и благочестивымъ убѣжденіемъ - чаще и чаще удовлетворять духовныя нужды и религіозныя потребности свои, семейства своего и своихъ поселянъ. "Какъ зелень въ полѣ безъ воды вянетъ и сохнетъ; какъ человѣкъ безъ души гибнетъ и умираетъ: такъ село безъ церкви процвѣтать не можетъ", писалъ Раевскій въ письмѣ къ Бахмутскому протоіерею Расевскому.

По учиненному на основаніи предписанія Консисторіи Бахмут-скимъ духовнымъ Правленіемъ ислѣдованію открылось: 1) жителей въ означенной деревнѣ Старой Божедаровкѣ состоитъ нынѣ на лицо муж. пола 218 душъ, а въ другоіі того же помѣщика Раевскаго дерев-нѣ, переселяемой въ сію Божедаровку, Калиновкѣ 43 души, да жела-ющихъ по способности причислиться къ составленію сего новаго при-хода въ помѣщечьихъ деревняхъ—маіорши Анны Вуичевой въ Ма-нойловкѣ 123 души, поручика Андрея Вергелева въ Георгіевкѣ 103 души, коллежскаго ассессора Долинскаго въ Комиссаровкѣ 49 душъ и подполковницы Маріи ?вановой въ Малой ?вановкѣ 148, а всего 684 души, да жен. во всѣхъ сихъ деревняхъ 592 души, а дворовъ, полагая въ каждый по четыре души мужеска пола, причитается 171; 2) изъ сихъ деревень Божедаровка и Манойловка состоятъ въ приходѣ села Аннин-скаго Покровской церкви, а Малая ?вановка—села Павловскаго Аннин-ской церкви, Калиновка же, Георгіевка и Комиссаровка ни къ какому приходу еще не причислены; всѣ же они разстояніемъ находятся отъ Ан-нинскаго и Павловскаго. а такъже и села Чернухина отъ Николаевскаго приходовъ отъ 6-ти до 15-ш верстъ, отъ деревни Божедаровки отъ полу-версты до пяти верстъ; 3) за исключеніемъ оныхъ деревень Божедаровки и


842

Манойловки отъ села Аннинскаго, а Малой ?вановки отъ Павлов-скаго приходовъ, останется при нихъ муж. пола, не считая женскаго, при первомъ 429, а при второмъ 675 душъ, которыми тамошніе свя-щенно и церковнослужители остаются довольны, о чемъ и письменные отъ себя отзывы дали; 4) помянутый помѣщикъ Раевскій ту новую церковь въ деревнѣ Божедаровкѣ построить и всѣмъ нужнымъ укра-сить и впредь во всякомъ благолѣпіи содержать, а также и будущихъ при ней священно и церковнослужителей довольствовать во всемъ по указанному положенію, равно и домы для нихъ построить собствен-нымъ своимъ иждивеніемъ обязался, о чемъ и подписку далъ".

По надлежащемъ разсмотрѣніи всѣхъ обстоятельствъ сего дѣла Новороссійская духовная Консисторія постановленіемъ своимъ отъ 7-го декабря 1799 года опредѣлила дозволить помѣщику Раевскому въ слободѣ его Старой Божедаровкѣ, устроить церковь во имя Архи-стратига Михаила. Святѣйшій Синодъ утвердилъ это опредѣленіе и указомъ отъ 23-го апрѣля 1800 года далъ знать объ этомъ Епархіаль-ному Начальству къ дальнѣйшему распоряженію и надлежащему исполненію. 6-го іюля 1800 года выдана храмозданная благослови-тельная грамота и отправленъ изъ Новороссійской Консисторіи въ Бахмутское духовное Правленіе указъ, съ разрѣшеніемъ въ слободѣ Старой Божедаровкѣ заложить и устроить церковь во имя Архи-стратига Михаила.


843

СЛОБОДА  ВЕСЕЛОГОРСКЪ.

?зъ исторіи слободы Веселогорской предлагаемъ здѣсь одинъ отрывокъ, найденный нами въ Консисторскомъ архивѣ*.

Азовской губерніи, Бахмутской провинціи, помѣщикъ слободы Веселой горы, Волошскаго гусарскаго полка подполковникъ Констан-тинъ Николаевичъ Юзбашъ, прошеніемъ въ маѣ мѣсяцѣ 1777 года доносилъ преосвященному Евгенію Славенскому, что по благослови-тельной грамотѣ преосвященнаго Аггея Бѣлгородскаго и въ силу ука-за Бѣлгородской Консисторіи, отъ 1-го ноября 1776 года, въ слободѣ его Веселой горѣ деревянная церковь во имя Благовѣщенія Пресвя-тыя Богородицы, заложенная ?зюмскимъ протопопомъ, строится и съ помощію Божіею приходитъ уже къ концу. Во владѣніи его Юз-баша, въ Веселой горѣ 95, при мельницѣ 43, да въ урочищѣ Роевскомъ, въ хуторѣ 26, всего въ приходѣ его Благовѣщенской церкви 164 двора; земли селидебной, пахатной и сѣнокосной и мѣст-ныхъ угодій указная пропорція назначена и укрѣплена за церковію. Желая заблаговременно пріискать для своего прихода достойнаго свя-щенника, он, Юзбашъ, остановился мыслію на священникѣ Бѣлго-родской епархіи Афанасіѣ Мерхалевскомъ, который съ своей сторо-ны изъявилъ согласіе поступить на священническую должность въ слободу Веселую гору; а потому Юзбашъ просилъ преосвященнаго Евгенія принять Мерхалевскаго въ свою епархію и опредѣлить къ нему въ Веселую гору. По надлежащемъ сношеніи съ Бѣлоградскимъ епархіальнымъ Начальствомъ, священникъ Афанасій Мерхалевскій, дѣйствительно, принятъ въ Славенскую епархію и опредѣленъ пер-вымъ священникомъ въ Веселую гору.


844

МЪСТЕЧКО ?ВАНОВКА.

?зъ исторіи мѣстечка ?вановки, Славяносербскаго уѣзда, помѣ-щаемъ здѣсь одинъ отрывокъ, найденный нами между бумагами Кон-систорскаго архива*.

?ллирическаго гусарскаго полка подполковникъ ?ванъ Штеричъ въ октябрѣ мѣсяцѣ 1777 года, доносилъ преосвященному Евгенію Славенскому, что Бахмутской провинціи въ крепостной слободе его ?вановке, для 150-ти приходскихъ дворовъ его крестьянъ, церковь во имя Живоначальныя Троицы съ придѣломъ св. Димитрія Ростовска-го, по благословительной храмозданной грамотѣ Его Преосвящен-ства, 5-го августа того 1777 года, деревяннымъ зданіемъ заложена и уже строится успѣшно. По пустоте тамошнихъ местъ, крайне нуждаясь въ священникѣ для преподаянія христіанскихъ требъ сво-имъ крестьянамъ, Штеричъ убѣдительно просилъ преосвященнаго Евгенія поскорѣе назначить къ нему въ слободу ?вановку достойнаго священника.


845

СЛОБОДА ЛУГАНЧ?КЪ*.

5-го декабря 1775 года Бахмутскаго гусарскаго полка, изъ Воло-ховъ, капитанъ помѣщикъ Александръ Юзбашъ слободы Луганчика съ подданными своими, чрезъ Бахмутское духовное Правленіе про-силъ преосвященнаго Тихона Воронежскаго принять его въ свою епархію, такъ какъ оной слободы подданные его, малороссіяне, ни къ какой епархіи еще не причислены, и дозволить ему съ обывателями слободы устроить деревяннымъ зданіемъ новую церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, такъ какъ окрестныя, сосѣднія имъ съ церквами слободы, Бѣлгородской епархіи Бахмутскаго гусарскаго полка десятая рота и отставнаго полковника ?вана ?вановича Шеви-ча слобода Ольховая (нынѣ Успенское) отстоятъ отъ Луганчика далеко,—рота въ сорока, а Ольховая въ 25-ти верстахъ, и до пока-занной 10-й роты имѣется рѣчка Луганка, а до Ольховой какъ рѣчка Луганчикъ, такъ и два пребольшіе крутые яры, чрезъ которые во время разлитія полой воды, а зимою за напалостію снѣга въ роту и слободу съ мірскими требами въѣзжать имъ никакъ неможно; въ слободѣ Луганчикѣ 129 приходскихъ дворовъ, въ нихъ муж. 297, жен. 274; земли достаточное количество. Священникъ слободы Ольховой Николай Григоревичъ письменно подтвердилъ всѣ эти показанія и заявилъ, что для слободы Луганчика, населенной 1766 г., крайне необходимо устроить церковь. По сему дѣлу Воронежская Консис-торія объявила Юзбашу, что съ прошеніемъ о построеніи церкви ему слѣдуетъ обратиться къ преосвященному Бѣлгородскому, такъ какъ мѣстность слободы Луганчика находится въ предѣлахъ Бѣлгород-ской епархіи.


846

СЛОБОДА ПЕТРОВЕНЬКА*.

Въ промеморіи отъ 8-го ноября 1790 года, за В. В. Каховскаго, вице-губернаторъ Екатеринославскаго Намѣстничества ?ванъ Ва-сильевичъ Тибекинъ писалъ къ преосвященному Амвросію Екате-ринославскому: "Донецкаго уѣзда помѣщикъ, капитанъ Петръ Ште-ричъ, изъясняя въ прошеніи своемъ, что деревень его, состоящихъ въ томъ уѣздѣ,—Петровеньки и Воскресенской жители, по отдален-ности церквей, нуждаются въ исполненіи по долгу христіанскому обрядовъ; а потому намѣревая сооружить въ деревнѣ Петровенькѣ собственнымъ коштомъ церковь во имя святыхъ апостоловъ Петра и Павла, проситъ моего о томъ у Вашего Высокопреосвященства хода-тайства. По взятой же отъ Екатеринославской Казенной Палаты справкѣ оказалось, что въ тѣхъ деревняхъ состоитъ записанныхъ по послѣдней ревизіи подданныхъ муж. 426 и жен. 465 душъ. Я вслѣд-ствіе сего предписавъ уѣздному землемѣру отмежевать подъ постро-еніе оной церкви и для довольствія священно и церковнослужителей подлежащее число десятинъ земли и сочиня на оную планъ, предста-вить ко мнѣ, Вашего Высокопреосвященства всепокорнѣйше прошу на построеніе той въ деревнѣ Петровенькѣ церкви преподать Ваше архипастырское благословеніе". Правитель Намѣстничества В. В. Ка-ховскій особо просилъ о семъ же преосвященнаго Амвросія. По симъ бумагамъ 10-го іюня 1791 года преосвященный Амвросій разрѣшилъ въ слободѣ Петровенькѣ устроить церковь во имя святыхъ апосто-ловъ Петра и Павла. Консисторскій указъ объ этомъ отъ 11-го іюля 1791 года полученъ въ Бахмутскомъ духовномъ Правленіи 1-го августа 1791 года.



Яндекс цитирования

Рассылки Subscribe.Ru
Генеалогическое древо семьи