796

СЛОБОДА ПАВЛОВКА ЛОЗОВАЯ.

Слобода Павловка Лозовая, многолюдная, съ населеніемъ до-вольно-состоятельнымъ, при одноштатномъ церковномъ причтѣ, находится Славяносербскаго уѣзда въ 1-мъ благочинническомъ округѣ*.

"Оврагъ Каменный" и "Протокъ Гриценковъ", въ нынѣшнемъ приходѣ слободы Павловки Лозовой, значатся въ числѣ населенныхъ мѣстностей запорожскаго казачества въ 1696—1707 годахъ. Сидевшіе на этой мѣстности, зимовниками и хуторами, въ землянкахъ и мазан-кахъ, отставные запорожцы въ 1737—1740 годахъ успѣшно занимались здѣсь скотоводствомъ и хлѣбопашенствомъ и избытки своихъ занятій, съ величайшею выгодою для себя, доставляли партіями въ Бахмутскую крѣпость.

По занятіи, въ 1753 году, юго-восточныхъ земель запорожскаго казачества православными иностранцами, перешедшими сюда изъ предѣловъ турецкой имперіи, весь округъ нынѣшней слободы Лозо-вой Павловки на пространствѣ трехъ тысячъ десятинъ земли, въ 1776 году, достался въ ранговую дачу секундъ-маіору Павлу ?вановичу Міоковичу. На пріобрѣтенной землѣ избравъ удобнѣйшее для поселенія мѣсто, Міоковичъ осадилъ на немъ слободу, въ память сво-его имени, Павловку и началъ заселять ее народомъ семейнымъ и осѣдлымъ. Въ 1782 году, при составленіи общей народной переписи, во владѣльческой деревнѣ Павловкѣ найдено и въ списки населен-ныхъ мѣстностей внесено семейнаго и осѣдлаго народу 130 мужеска и 121 душа женска пола. Въ 1785 году Міоковичъ рѣшился въ ново-осаженной слободѣ своей Павловкѣ устроить деревянную церковь во имя Зачатія святыя Анны; для этого заготовивъ потребные матеріалы и чрезъ Межевую экспедицію изъ своей дачи отмежевавъ 120 десятинъ земли для причта будущей церкви, онъ формальнымъ доношеніемъ просилъ правителя Екатеринославскаго Намѣстничества г. Синель-никова исходатайствовать ему у преосвященнаго Никифора, Сла-


797

венскаго и Херсонскаго, благословеніе и разрѣшеніе на постройку це-ркви въ слободѣ Павловкѣ. По сему поводу въ отношеніи отъ 31-го декабря 1785 года Синельниковъ писалъ къ преосвященному Ники-фору: "Донецкаго уѣзда помѣщикъ секундъ-маіоръ Павелъ Міоко-вичъ въ поданномъ ко мнѣ доношеніи представляетъ, что во ономъ уѣздѣ въ деревнѣ Павловкѣ состоитъ домовъ 80 и въ нихъ житель-ствуетъ подданныхъ малороссіянъ муж. 220, жен. 180, а всего 400 душъ, подъ которую деревню въ отводъ назначено земли удобной и неудобной три тысячи десятинъ; по неимѣніюжъ во оной въ постро-еніи церкви имѣютъ какъ жители, такъ равно и самъ онъ съ фамиліею въ исправленіи церковныхъ требъ нужду и проситъ о дозволеніи ему въ той слободѣ его Павловкѣ построить во имя Зачатія святыя Анны деревянную церковь. Чтожъ онъ, г. Міоковичъ, для будущихъ при той церкви священно и церковнослужителей опредѣлитъ изъ округи подъ тою слободою состоящей подлежащее число десятинъ земли и оную церковь собственнымъ своимъ коштомъ сооружить и содержать бу-детъ въ благолѣпіи и чистотѣ, приложилъ въ томъ обязательство. Въ слѣдствіе чего сопровождая при семъ отмежеванной изъ округи той слободы Павловки земли, для содержанія священно и церковно-служителей, планъ, Вашего Преосвященства покорно прошу о построеніи въ помянутой деревнѣ Павловкѣ, во имя Зачатія святыя Анны, церкви преподать Ваше благословеніе".

По справкѣ изъ исповѣдныхъ вѣдомостей оказалось, что Павловка принадлежитъ къ Николаевской церкви слободы Черкасской, въ 20-ти верстахъ отъ нея; приходскихъ дворовъ въ Павловкѣ 34, въ нихъ мужеска 190 и женска 154. По малому количеству приходскихъ дворовъ и душъ епархіальное Начальство затруднялось дать разрѣшеніе на постройку церкви въ Павловкѣ. Узнавъ объ этомъ чрезъ своего повѣреннаго, Міоковичъ въ мартѣ 1786 года подалъ въ Бахмутское духовное Правленіе доношеніе, въ коемъ писалъ: "По доношенію моему и по представленію Донецкаго уѣзднаго суда, его превосходительство, генералъ-маіоръ, правитель Екатеринославскаго  Намѣстничества,  ?ванъ  Максимо-


798

вичъ Синельниковъ о позволеніи заложить и сооружить въ слободѣ моей во имя зачатія святыя Анны церковь, съ приложеніемъ плана отмежеванной для священноцерковнослужителей земли, сообщилъ Его Высокопреосвященству, Никифору, архіепископу Славенскому и Херсонскому, равно и въ уѣздный Донецкій судъ на увѣдомленіе меня; за таковымъ извѣстіемъ посыланъ былъ отъ меня въ Консис-торію Его Преосвященства повѣренный для ходатайства къ заложе-нію объявленнаго храма повелѣнія, но оказалось по выправкѣ съ подаваемыми по командѣ духовной о числѣ душъ вѣдомостьми весь-ма не соотвѣтственное къ бытію и къ содержанію въ деревнѣ моей церкви число дворовъ, а сіе самое навело не малое въ позволеніи къ заложенію оной церкви пріостановленіе. По какимъ обстоятель-ствамъ въ слободѣ моей дворы и души уменьшены, мнѣ неизвѣстно; а потому духовнаго Правленія прошу, чрезъ кого слѣдуетъ, повелѣть выизслѣдовать, а о числѣ душъ и дворовъ моей слободы прилагаю вѣдомость; какъ же болѣе года уже всѣ подлежащіе припасы приго-

товлены, мастеръ и работники наняты         но какъ еще о заложеніи

благословенія не получено, то содержа мастеровыхъ людей на коштѣ моемъ, понесъ, да и понесть могу не малые убытки, слободажъ моя, состоитъ отъ приходскаго попа и церкви въ дальнемъ разстояніи и подданные мои въ требахъ христіанскихъ несутъ немалую нужду; то сіи резоны предавъ въ разсмотрѣніе духовному Правленію, прошу оное о снабдѣніи благословеніемъ на заложеніе той церкви Его Высокопреосвященству представленіе взнесть".

Провѣривъ на мѣстѣ всѣ обстоятельства сего дѣла, Бахмутское духовное Правленіе 17-го мая 1786 года отправило къ преосвящен-ному Никифору слѣдующее донесеніе: "Минувшаго апрѣля 21 дня поданнымъ въ сіе Правленіе Донецкаго уѣзда слободы Павловки помѣщикъ секундъ-маіоръ Павелъ Міоковичъ доношеніемъ прописывая, что по взнесенному отъ него доношенію, его превос-ходительству г. генералъ-маіору правителю Екатеринославскаго Намѣстничества ?вану Максимовичу Синельникову въ позволеніи сооружить   въ   слободѣ    его,    Міоковича,   Павловкѣ    во   имя


799

Зачатія святыя Анны церковь, хотя де отъ его превосходительства съ приложеніемъ на отмежеванную подцерковную и для священно и церковнослужителей землю плана Вашему Преосвященству сооб-щено, со испрошеніемъ о заложеніи въ показанной слободѣ церкви благословенія, но на оное сообщеніе архипастырской резолюціи еще не послѣдовало; а какъ де населенныхъ въ той слободѣ дворовъ указ-ное число имѣется; такожъ и къ сооруженію тамо церкви дерево и другіе матеріалы всѣ изготовлены, и майстеръ договоренъ, просилъ о представленіи къ Вашему Преосвященству со испрошеніемъ о сооруженіи показанной церкви резолюціи; указомъ же въ прошломъ 1779 году іюля 2-го дня полученнымъ изъ Славенской духовной Консисторіи повелѣно отведенную подъ новостроющіеся церкви и для священника съ причетниками землю свидѣтельствовать; по содер-жанію коего указа отмежеванная подъ имѣемую строиться въ слобо-дѣ Павловкѣ церковь и для продовольствія священно и церковнослу-жителей земля опредѣленными отъ сего Правленія коммисіантами селеній Нижняго и Черкасскаго Брода священниками Феодоромъ Верецкимъ и Максимомъ Барышпольскимъ свидѣтельствована и оказалось, что таковой земли лежащей въ урочище вершины речки Лозовой хлебопашенной и сѣнокосной самой выгоднѣйшей 120 десятинъ отмежевано и на межи столбы поставлены, каковою землею и сѣнными лугами будущимъ священнику съ причетниками можно довольство-ваться безнужно, и какъ означенные священники репортомъ донесли, что по выизслѣдованію ихъ въ вышеписанной слободѣ Павловкѣ и въ смѣжности со оною состоящей въ слободе маіориш Анны Міоковичевой Петровкѣ, коя отъ той Павловки разстояніемъ въ полъ версты состо-итъ, дворовъ 89, въ нихъ муж. 254, жен. 228, обоего пола 480 душъ, коимъ дворамъ и душамъ учиненныя именные вѣдомости, равно и данное отъ него помѣщика въ точномъ его о церкви попеченіи обязательство у сего прилагается, и поелику на сооруженіе упоминаемой церкви дерева, гонты, гвоздей и протчихъ матеріаловъ довольное число изготовлено и майстеръ договоренъ, того ради Вашему Преосвященству Бахмут-


800

ское духовное Правленіе поданное отъ помѣщика маіора Павла Міо-ковича доношеніе оригинальное при семъ поднеся, о выдачѣ на сооруженіе въ селѣ его Павловкѣ во имя Зачатія святыя Анны церкви благословительной грамоты испрашиваетъ милостивой архипастыр-ской резолюціи".

По разсмотрѣніи всѣхъ этихъ бумагъ и представленныхъ къ дѣлу справокъ, Славенская духовная Консисторія постановленіемъ своимъ разрѣшила въ слободѣ Павловкѣ устроить церковь въ честь Зачатія святыя Анны. 12-го іюня 1786 года выдана была благословительная хра-мозданная грамота на закладку и сооруженіе церкви; а 4-го іюля того же 1786 года Бахмутскій протоіерей Петръ Расевскій соборнѣ, по церков-ному положенію, въ Павловкѣ освятилъ мѣсто подъ церковь и поло-жилъ закладку на сооруженіе оной. Доношеніемъ отъ 30-го апрѣля 1787 года, Бахмутское духовное Правленіе представило преосвященному Амвросію, архіепископу Екатеринославскому и Херсонисо-Таврическому, что заложенная въ слободѣ Павловкѣ къ сооруженію деревянная церковь постройками и производствомъ работъ нынѣ совершенно окончена; церковными утварьми и священными облаче-ніями, книгами церковнаго круга, иконами и колоколами снабжена достаточно и всѣми потребностьми вполнѣ приготовлена къ освя-щенію; а потому Правленіе просило Преосвященнаго выдать благосло-вительную грамоту на освященіе новосооруженной Зачатьевской церкви и освященный антиминсъ для совершенія въ ней богослуженій и священнодѣйствій. На основаніи сего доношенія состоялось разрѣ-шеніе епархіальнаго Начальства освятить новоустроенную церковь въ слободѣ Павловкѣ. 12 іюня 1787 года выданы были благословительная грамота и святый антиминсъ; а 12 іюля того же 1787 года, Бахмутскій протоіерей Петръ Расевскій соборнѣ, по церковному чинопослѣдо-ванію, въ слободѣ Павловкѣ освятилъ новоустроенную Зачатьевскую церковь и открылъ въ ней богослуженіе и священнодѣйствіе.

26-го сентября 1787 года села Нижняго Петропавловской церкви діаконъ Андрей  Поповъ рукоположенъ  во  священника  въ слободу  Павловку.


801

СЕЛО ЖЕЛТОЕ.

Село Желтое, при р. Донцѣ, на правомъ берегу Лугани, довольно многолюдное, съ одноштатнымъ церковнымъ причтомъ, находится нынѣ Славяносербскаго уѣзда въ 1-мъ благочинническомъ округѣ*.

Основаніе слободы Желтой относится къ 1756 году. Въ это время здѣсь поселены были, вышедшіе изъ предѣловъ турецкой имперіи, православные иностранцы—словаки и иллирійцы. Запорожское каза-чество громко протестовало, много шумѣло и долго кричало, выра-жая русскимъ чиновникамъ свой гнѣвъ и досаду за отдачу иностран-цамъ "Желтого Яра",—сей древнѣйшей запорожской маетности.

19-го мая 1785 года государствеппой слободы Желтой начальникъ, прапорщикъ Константиновъ и всего общества поселяне представили въ Бахмутское духовное Правленіе прошеніе, въ коемъ писали: "Жи-тельство имѣемъ мы, именованные, въ семъ селеніи Желтомъ, а парафіанами состоимъ подъ вѣдомствомъ города Донецка священ-ника Андрея Григоревича. Во времяжъ прожитія нашего имѣемъ нужду, по долгу христіанскаго закона для погребенія умершихъ и для крещенія младенцевъ; но за бѣдностію здѣшняго народа, а кольми паче, другіе, за неимѣніемъ своего скота, нанимая для доставленія священника, приходятъ въ большое отягощеніе. А какъ въ семъ селѣ проживаетъ изъ волоховъ священникъ Василій Лукьяновъ, не имѣя себѣ никакого пропитанія, того ради въ Бахмутское духовное Прав-леніе симъ донося, покорнѣйше просимъ, какъ оной Лукьяновъ проживаетъ въ семъ селѣ, для законной въ отправленіи часовъ, въ погребеніи умершихъ и въ крещеніи младенцовъ нашей нужды, до исходатайствованія на освященіе подъ церковь мѣста и на отме-жеваніе земли указовъ, дозволить ему, Лукьянову, совершать сіе, не препятствуя города Донецка священника Андрея Григоревича въѣзду въ сіе селеніе". А 6-го іюня того же 1785 года самъ священ-

26. 55


802

никъ Василій Лукьяновъ подалъ преосвященному Никифору проше-ніе слѣдующаго содержанія: "Во время бывшей турецкой войны, при взятіи оружіемъ Ея ?мператорскаго Величества войскъ города Бендеръ и прочихъ принадлежащихъ къ нему мѣстъ, въ самое тое время, со взятыми въ плѣнъ волохами, приведенъ подъ скипетръ Ея ?мператорскаго Величества, совмѣстно съ прописанными волохами, и я нижайшій въ Бахмутскую провинцію въ Желтый Яръ, гдѣ, оста-ваясь безъ мѣста, не имѣю, по иностранству моему, къ дальнѣйшему прожитію безъ опредѣленного мѣста, какъ себѣ, такъ и дѣтямъ моимъ ни какого пропитанія; того ради покорнѣйше прошу Вашего Высокопреосвященства опредѣлить меня на праздное священни-ческое мѣсто, гдѣ заблагоразсудите". По симъ бумагамъ резолюціею преосвященнаго Никифора отъ 7-го іюля 1785 года священникъ Лукьяновъ опредѣленъ въ Желтый Яръ для преподаянія тамошнему народу христіанскихъ требъ и для священнодѣйствій въ ближайшей церкви.

Въ 1786 году, по внушенію и настоянію атамана Василія Дикусара, сотскаго ?вана Карпова, дьячка Максима Падалки и громадскаго писаря ?вана Феодоровича Чигиринова, жители государственной слободы Желтой приняли уже рѣшительныя мѣры къ построенію въ своей слободѣ приходской церкви. Купивъ въ слободѣ Суходолѣ готовое церковное зданіе и чрезъ Межевую экспедицію отмежевавъ изъ своей дачи 120 десятинъ земли для причта будущей церкви, слобожане формальнымъ доношеніемъ просили Екатеринославскаго Намѣстни-чества правителя, г. Синельникова исходатайствовать имъ у Преосвя-щеннаго благословеніе и разрѣшеніе построить въ слободѣ Желтой деревянную церковь во имя Успенія Божіей Матери. ?зъ губернской Канцеляріи получивъ всѣ потребныя бумаги, они представили ихъ въ Бахмутское духовное Правленіе при доношеніи, въ коемъ писали: "По поданному отъ насъ именованныхъ въ Екатеринославское На-мѣстническое Правленіе прошенію выдано на отведенную подъ имѣ-емую строиться въ нашемъ селѣ церковь для будущихъ священно и церковнослужителей землю спеціальный планъ, каковый въ пакетѣ


803

для поднесенія къ Его Преосвященству при сообщеніи врученъ намъ нижайшимъ, который пакетъ хотя и слѣдовалобъ самимъ намъ къ Его Преосвященству доставить; но какъ всего общества нашего посе-ляне употреблены въ казенные дѣла, первое, для проѣзда Ея ?мпера-торскаго Величества къ исправленію дорогъ и дѣланію мостовъ, второе, для изготовленія въ подставку коней, упряжи и погонщиковъ, третье, по случаю нынѣшняго рекрутскаго набора не мало людей занимается отдачею рекрутъ, а при томъ, поелику Смоленскаго дра-гунскаго полка въ нашемъ селѣ состоитъ на квартирахъ эскадронъ, то послѣдніе употреблены дѣлать для государственныхъ лошадей ко-нюшни и цейхаузъ; священникъ же, опредѣленный къ намъ, по пре-старѣлости своей здоровьемъ слабъ; поеликужъ мы договорили мастеровыхъ людей десять человѣкъ съ такимъ условіемъ, чтобы слѣдующаго 1787 года апрѣля среднихъ чиселъ начать имъ церковную работу, а будежъ бы за нами послѣдовала имъ каковая остановка, котораябъ могла имъ въ дѣланіи учинить препятствіе, то прогульное время платить мы обязались онымъ майстерамъ противу договору вдвое. ? такъ соображая всѣ прописанныя обстоятельства, самимъ намъ, для исходатайствованія архипастырскаго на закладъ во имено-ваніе Успенія Пресвятыя Богородицы церкви благословенія отпра-виться въ Полтаву ни какъ не возможно; для чего духовнаго Правленія и просимъ нижайше о исходатайствованіи отъ Его Преосвященства на заложеніе въ нашемъ селѣ церкви благословительной грамоты учи-нить милостивую резолюцію".

При доношеніи отъ 11-го марта 1787 года Бахмутское духовное Правленіе препроводило къ преосвященному Амвросію просьбу жителей слободы Желтой и присланный при ней пакетъ съ бумагами, свидѣтель-ствуя справедливость прописанныхъ въ просьбѣ обстоятельствъ и съ своей стороны прося у Преосвященнаго благословенія и разрѣшенія на пост-ройку въ слободѣ Желтой деревянной церкви во имя Успенія Божіей Матери. Въ представленномъ пакетѣ было отношеніе съ планомъ на под-церковную землю. Въ отношеніи отъ 31-го октября 1786 года, за Синельни-

26*


804

кова, вице-губернаторъ Воиновъ писалъ Преосвященному: "Донец-каго уѣзда села Желтаго отставный вахмистръ Марко Могочаловъ, по довѣренности, данной ему отъ жителей того села Желтаго, доно-шеніемъ своимъ мнѣ изъясняетъ, что желаютъ они перевезть въ оное село купленную ими того уѣзда въ селѣ Суходолѣ церковь и соору-жить во имя Успенія Пресвятыя Богородицы, почему и проситъ о исходатайствованіи на сооруженіе оной церкви Вашего архипастыр-скаго благословенія. Я, препровождая при семъ на отмежеванную землю изъ округи того села, для содержанія священноцерковнослужи-телей засвидѣтельствованный планъ, Вашего Высокопреосвященства всепокорнѣйше прошу на сооруженіе оной церкви преподать Ваше архипастырское благословеніе".

Въ докладѣ къ слушанію и рѣшенію сего дѣла, въ Екатерино-славской духовной Консисторіи на справку, между прочимъ, выстав-ленъ Святѣйшаго Синода указъ отъ 7-го октября 1783 года, коимъ "на доношеніе генералъ-маіора, Екатеринославскаго Намѣстничества правителя, г. Тутолмина велѣно во всемъ Екатеринославскомъ Намѣ-стничествѣ, во вновь заводимыхъ государственныхъ и помѣщичьихъ слободахъ, если гдѣ Екатеринославскій правитель къ построенію церкви усмотритъ надобность, по чинимымъ о томъ отъ него пись-меннымъ сношеніямъ, съ приложеніемъ отъ обывателей государст-венныхъ оригинальныхъ о томъ прошеній, а отъ помѣщичьихъ и обязательныхъ подписокъ. вновь церкви строить дозволить, увѣря-ясь на тѣхъ губернскихъ сообщеніяхъ, не чиня, сверхъ того, болѣе отъ духовной стороны изслѣдованій; а ему, г. губернатору, о состро-еніи церквей требованія чинить не прежде, какъ когда отводимое для священноцерковнослужителей указное число земли дѣйствительно во владѣніе церковное указнымъ порядкомъ утверждено уже будетъ, наблюдая при томъ. дабы оныя вновь строенныя церкви въ близкомъ отъ прежнихъ церквей разстояніи безъ дальней нужды строены не были". По исповѣдной росписи за 1785 годъ въ приходѣ города До-нецка соборной Стефановской церкви показана слобода Желтая, раз-стояніемъ въ 12 верстахъ, въ коей дворовъ 80, въ нихѣ мужеска 192, а


805

женска 181 душа. По надлежащемъ разсмотрѣніи и соображеніи всѣхъ этихъ данныхъ, Екатеринославская духовная Консисторія опредѣленіемъ своимъ отъ 22-го апрѣля 1787 года постановила доз-волить въ слободѣ Желтой устроить деревянную церковь во имя Успенія Божіей Матери. Во исполненіе сего опредѣленія, 12-го іюня того же 1787 года отправленъ изъ Консисторіи указъ; а 6-го іюля того же 1787 года Бахмутскій протоіерей Петръ Расевскій соборнѣ, по надлежащему церковному чиноположенію, въ государственной слободѣ Желтой освятилъ мѣсто подъ церковь и положилъ закладку на сооруженіе оной. 21-го октября 1787 года Цонецкаго уезда села Желтаго старожилые казенпые поселяне, а равно и вновь при-численные государственные волостные крестьяне представили въ Бахмутское духовное Правленіе новое прошеніе, въ коемъ писали, что въ селеніи ихъ мѣсто подъ церковь освящено, закладка на сооруженіе оной сдѣлана и самая церковь уже строится; а потому просили произвести имъ во священника села Шульгинки діакона Антонія Мариновскаго, такъ какъ находящійся у нихъ священникъ Василій Лукьянов, какъ иностранецъ, человѣкъ волошской націи, въ служеніи не вразумителенъ для нихъ. По сей просьбѣ діаконъ Мариновскій 7-го апрѣля 1789 года рукоположенъ во священника въ слободу Желтую, Доношеніемъ отъ 29-го сентября 1791 года Бахмут-ское духовное Правленіе представило преосвященному Амвросію, архіепископу Екатеринославскому и Херсонисо-Таврическому, что заложенная въ слободѣ Желтой къ сооруженію Свято-Успенская церковь, по донесенію священника Антонія Мариновскаго и по письменному засвидѣтельствованію благочиннаго, священника Андрея Григоревича, постройками и производствомъ работъ совер-шенно окончена, церковными сосудами и утварьми, священными облаченіями, иконами, книгами церковнаго круга и колоколами снабжена достаточно и всѣми потребностьми къ освященію вполнѣ приготовлена; а потому Правленіе просило Преосвященнаго выдать грамоту на освященіе новоустроенной церкви и освященный антиминсъ для совершенія въ ней богослуженій и священнодѣйствій.


806

На основаніи сего доношенія 29-го октября 1791 года разрѣшено освятить новосооруженную въ слободѣ Желтой Успенскую церковь и Бахмутскому протоіерею Петру Расевскому предписано объ этомъ указомъ къ исполненію.

СЕЛО ОРЪХОВО.

Село Орѣхово, при р. Луганчикѣ, съ одноштатнымъ церковнымъ причтомъ, находится Славяносербскаго уѣзда во 2-мъ благочинни-ческомъ округѣ*.

Въ славныхъ дачахъ запорожскаго казачества, на юго-восточной окраинѣ ихъ, древнѣйшее урочище "Шолковый протокъ", изъ дав-нихъ, незапамятныхъ временъ, всегда было любимѣйшимъ куткомъ престарѣлаго обшитованнаго, выслужившагося у Коша, товариства. Въ 1680 году здѣсь сидело зимовпиками и хуторами нѣсколько войсковыхъ старшинъ съ семействами, съ челядыо и наймитами. Въ 1707 году урочище "Шолковый протокъ" значится въ числѣ населен-ныхъ мѣстностей запорожскаго казачества. Въ 1763 году, по распоря-женію Бахмутской провинціальной Канцеляріи, согласно видамъ Ше-вича и Депрерадовичева, на урочищѣ "Шолковый протокъ" распо-ложенъ былъ, изъ пришедшихъ иностранцевъ, Македонскій гусарскій полкъ; а въ 1772 и 1773 годахъ всю эту мѣстность, на огромномъ про-странствѣ земли, заняли перешедшіе сюда на постоянное жительство изъ нынѣшнихъ губерній—Курской и Орловской, волостные, государевой волости крестьяне. Въ 1782 году, при составленіи общей народной переписи, въ волостпой деревие Ореховой найдено и внесено въ списки жителей муж. 380 и жен. 367 душъ, а въ Шолковой, владѣнія капитана ?вана ?вановича Яковлева,  муж.  49 и жен.  34 души.


807

Въ 1786 году жители волостной слободы Ореховой рѣшились устроить у себя церковь и образовать свой собственный самосто-ятельный приходъ. Для этого довѣренные и уполномоченные отъ всего общества, Кодратъ Петровъ Мамоновъ и Савелій ?вановъ Круглой, купивъ войска Донскаго въ Митякинской станицѣ готовую деревянную церковь и чрезъ Межевую экспедицію отмежевавъ изъ своей дачи, между "Оврагами Водянымъ и Дупштымъ", 120 десятинъ земли для причта будущей церкви, формальнымъ доношеніемъ просили Екатеринославскаго Намѣстничества правителя, г. Синель-никова исходатайствовать имъ у Преосвященнаго благословеніе и разрѣшеніе на постройку въ слободѣ Орѣховой церкви во имя Покрова Божіей Матери. На основаніи сего доношенія, въ проме-моріи отъ 24 мая 1787 года за № 870 Синельниковъ писалъ преосвя-щенному Амвросію, архіепископу Екатеринославскому и Херсонисо-Таврическому: "Екатеринославскаго Намѣстничества Донецкаго уѣзда волостной слободы Орѣховой жители намѣреваютъ соору-жить въ означенной слободѣ Орѣховой церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы; для чего и куплена ими войска Донскаго въ Митякинской станицѣ деревянная церковь, а потому и просятъ о позволеніи построить имъ ту церковь въ означенной слободѣ; жи-телей же въ томъ селеніи состоитъ мужеска 380, а женска 367 душъ. Я, прилагая при семъ планъ отмежеванной земли на содержаніе буду-щихъ при той церкви священно и церковнослужителей, Вашего Высо-копреосвященства покорнѣйше прошу на сооруженіе той купленной церкви въ слободѣ Орѣховой преподать Ваше архипастырское благословеніе".

На основаніи сей промеморіи, преосвященный Амвросій Екатеринославскій разрѣшилъ въ слободѣ Орѣховой устроить деревянную церковь во имя Покрова Божіей Матери. 31-го мая 1787 года выдана была благословительная храмозданная грамота на закладку и сооруженіе церкви; а 4-го іюля того же 1787 года Бахмутскій протоіерей Петръ Расевскій соборнѣ, по надлежащему церковному чинопослѣдованію, въ волостной слободѣ Орѣховой освятилъ мѣсто подъ церковь и положилъ закладку на сооруженіе


808

оной. Доношеніемъ отъ 16-го іюня 1791 года Бахмутское духовное Правленіе представило преосвященному Амвросію, архіепископу Екатеринославскому и Херсонисо-Таврическому, что заложенная Свято-Покровская церковь, по осмотру и засвидѣтельствованію села Верхней Петропавловки священника Павла Попова и села ?вановки діакона Андрея Друзякина, постройками и производствомъ работъ совершенно окончена, церковными утварьми и священными облаче-ніями, иконами и книгами церковнаго круга снабжена достаточно и во всѣхъ потребностяхъ приготовлена къ освященію; а потому Прав-леніе просило Преосвященнаго выдать благословительную грамоту на освященіе новоустроенной Свято-Покровской церкви въ слободѣ Орѣховой и освященный антиминсъ для совершенія въ ней бого-служеній и священнодѣйствій. На основаніи сего доношенія состоя-лось разрѣшеніе епархіальнаго Начальства освятить новую церковь въ слободѣ Орѣховой. 16-го іюля 1791 года выданы были благослови-тельная грамота и освященный антиминсъ.

СЛОБОДА НОВОБОЖЕДАРОВКА.

Слобода Новобожедаровка, при рѣкѣ Сѣверномъ Донцѣ, до-вольно многолюдная, съ одноштатнымъ церковнымъ причтомъ, находится Славяносербскаго уѣзда во 2-мъ благочинническомъ округѣ*.

Старинную запорожскую маетность при Сѣверномъ Донцѣ, по балкамъ—Кружилке и Цолгой, Морозовой и Крутой, въ 1759 году заняли православные народы Сербской націи. Въ 1779 году вся эта мѣстность, при значительномъ количествѣ десятинъ земли, досталась въ собственность, въ полное владѣніе одному сербскому офицеру,—Божедаровичу. На пріобрѣтенной землѣ, въ честь и въ память своего рода, основавъ слобо-ду Божедаровку, маіоръ Давидовичъ Божедаровичъ. при содѣйствіи


809

своихъ родныхъ и знакомыхъ, скоро заселилъ ее народомъ семейнымъ и осѣдлымъ, такъ что въ 1782 году, при составленіи общей народной переписи, въ Божедаровкѣ считалось уже жителей муж. 145 и жен. 138 душъ.

Въ началѣ 1789 года секундъ-маіоръ Божедаровичъ началъ хлопотать о постройкѣ въ своей слободѣ каменной церкви во имя святителя Христова Николая чудотворца; для этого приготовивъ по-требное количество матеріаловъ и чрезъ Межевую экспедицію отмежевавъ изъ своихъ дачъ 120 десятинъ земли для причта будущей церкви, Божедаровичъ формальнымъ доношеніемъ просилъ Екатери-нославскаго Намѣстничества правителя, дѣйствительнаго статскаго совѣтника Василія Васильевича Каховскаго исходатайствовать ему у преосвященнаго Амвросія разрѣшеніе и благословеніе на постройку означенной церкви. По поводу сей просьбы, В. В. Каховскій въ проме-моріи отъ 5-го октября 1789 года, писалъ къ преосвященному Амвро-сію Екатеринославскому: "Донецкаго уѣзда помѣщикъ господинъ секундъ-маіоръ Божедаровичъ, въ поданномъ ко мнѣ прошеніи изъясняетъ, что имѣетъ онъ въ Донецкомъ уѣздѣ двѣ деревни, Новую Божедаровку и Давидовку, въ коихъ состоитъ подданныхъ его обоего пола душъ 844, которые, по неимѣнію въ тѣхъ его деревняхъ церкви, въ преподаяніи христіанскихъ требъ, особливо въ весеннее время за разлитіемъ водъ, а въ зимнее за стужами, претерпѣваютъ крайнюю нужду, по сему вознамѣрился онъ сооружить въ Новой Божедаровкѣ собственнымъ коштомъ каменную церковь, во имя святаго Николая чудотворца, съ тѣмъ, чтобы къ оной и другая его деревня Давидовка, состоящая разстояніемъ въ 8-ми верстахъ, приходомъ причислена была, договорилъ уже майстера и изготовилъ всѣхъ нужныхъ матеріаловъ достаточное количество; а потому про-ситъ объ исходатайствованіи на построеніе той церкви, тожъ и объ опредѣленіи къ ней священно и церковнослужителей отъ Вашего Высокопреосвященства благословенія. Я, препровождая у сего планъ, доставленный ко мнѣ отъ губернскаго землемѣра, на отмежеванную изъ дачъ его Божедаровича землю, для довольствія будущихъ при


810

той церкви священно и церковнослужителей, Вашего Высокопре-освященства покорнѣйше прошу, о сооруженіи въ означенной помѣ-щика Божедаровича деревни церквѣ, преподать архипастырское благословеніе, а равно и объ опредѣленіи къ ней священно и церковнослужителей, учинить свое разсмотрѣніе".

На основаніи сей промеморіи, по надлежащемъ разсмотрѣніи ея и относящихся къ дѣлу справокъ, преосвященный Амвросій Екатери-нославскій резолюціею отъ 16-го октября 1789 года разрѣшилъ и благословилъ въ помѣщичьей слободѣ Новой Божедаровкѣ, Донец-каго уѣзда, устроить каменную церковь во имя святителя Христова Николая чудотворца. 5-го декабря 1789 года отправленъ изъ Консис-торіи въ Бахмутское духовное Правленіе указъ объ этомъ; а 9-го мая 1790 года Бахмутскій протоіерей Петръ Расевскій -соборнѣ, по надле-жащему церковному чиноположенію, въ слободѣ Новой Божеда-ровкѣ освятилъ мѣсто подъ церковь и положилъ закладку на соору-женіе оной.

Репортомъ отъ 27-го генваря 1793 года, Бахмутское духовное Правленіе представляло въ Екатеринославскую духовную Консисторію: "Донецкаго уѣзда помѣщикъ секундъ-маіоръ Степанъ Божедаровичъ, присланнымъ въ духовное Правленіе доношеніемъ, просилъ, о опредѣленіи Воронежской епархіи священника Филимона Трофимова въ его село Новобожедаровку къ Николаевской церкви приходскимъ священникомъ; а какъ реченный священникъ вознамѣрился ѣхать самъ въ Консисторію, то духовное Правленіе приложа сказанное доношеніе подлинникомъ, относитъ на разсмотрѣніе, изъясняя, что въ помянутой Божедаровкѣ священникъ весьма нуженъ, тѣмъ паче, что съ ряду при трехъ церквахъ, а именно: въ Суходолѣ, въ Макаровомъ Яру, оноже и Архангелъское 1-е и въ сей Новобожедаровкѣ, которая состоитъ въ Воронежской епархіи на самой границѣ, и нынѣ ближе вѣдомства сего священниковъ нѣтъ какъ въ пятидесяти верстахъ.—Послѣ переписки съ Воронежскою духовною Консисторіею, священникъ Трофимовъ принятъ въ Екатеринославскую епархію и опредѣленъ въ августѣ 1793 года приходскимъ священникомъ въ Новобожедаровку.


811

Доношеніемъ отъ 26-го генваря 1797 года Донецкое духовное Правленіе представляло преосвященному Гавріилу, митрополиту Екатеринославскому: "Сего уѣзда помѣщикъ, секундъ-маіоръ Сте-панъ Божедаровичъ въ поданномъ въ сіе Правленіе объявленіи напи-салъ, что вновь строющаяся въ селѣ его Новобожедаровскомъ, во имя святителя чудотворца Николая, каменнымъ зданіемъ церковь соору-жена, иконостасъ принадлежащею къ благолѣпію работою совер-шенъ, всѣ церковные сосуды, утвари, священныя облаченія и книги церковнаго круга,—потребное число изготовлено и ни въ чемъ недос-татка не будетъ, чему приложилъ опись и просилъ о выдачѣ святаго антиминса и о освященіи оной представленія. По освидѣтель-ствованіи жъ сего Правленія присутствующимъ, священникомъ Анто-ніемъ, оный Антоній репортомъ Правленію донесъ, что какъ въ представленной отъ вышеписаннаго Божедаровича описи написано, при вновь выстроенной Николаевской церкви дѣйствительно все въ наличности изготовлено, и ни въ чемъ ко освященію недостатка не имѣется. Того ради Вашему Высокопреосвященству Донецкое духов-ное Правленіе поднося при семъ оригинальную за подписаніемъ свидѣтельствовавшаго, присутствующаго священника Антонія Мариновскаго опись, проситъ о выдачѣ святаго антиминса чрезъ отправленнаго къ рукоположенію той же въ село Новобожедаровское Николаевской церкви во священника діакона Іоанна Буракова и о освященіи оной благопризрительной резолюціи".

На основаніи сего доношенія преосвященный Гавріилъ резолюціею отъ 26 февраля 1797 г. разрѣшилъ и благословилъ До-нецкому протоіерею Василію Башинскому освятить въ Новобоже-даровкѣ выстроенную Николаевскую церковь и дозволилъ выдать для этого освященный антиминсъ. 13 марта 1797 г. изъ Екатерино-славской Консисторіи отправленъ въ Донецкое духовное Правленіе указъ объ этомъ.

15-го марта 1797 года Донецкаго уѣзда, слободы Безгиновки Казанской Богородичной церкви діаконъ Бураковъ, по просьбѣ Боже-даровича, рукоположенъ во священника въ слободу Новобожедаровку, на мѣсто престарѣлаго и уволеннаго на покой священника Трофимова.


812

СЛОБОДА АНН?НСКАЯ.

Слобода Аннинская, при рѣкахъ Ломоваткѣ и Санжаровкѣ, многолюдная, при одноштатномъ церковномъ причтѣ, находится Славяносербскаго уѣзда въ 3-мъ благочинническомъ округѣ*.

Всю мѣстность нынѣшней слободы Аннинской, на значительномъ пространствѣ околичной земли, въ 1780 году, на правахъ рапговой дачи, пріобрелъ себѣ въ собственность, изъ пришедшихъ на посто-янное жительство въ Новороссійскій край православныхъ иностран-цевъ, коллежскій ассесоръ Михаилъ Драгитѣевъ. На пріобрѣтенномъ участкѣ земли, роскошномъ, богатомъ и плодородномъ, избравъ себѣ старинное запорожское займище,—Ломовую, Драгитѣевъ скоро осадилъ здѣсь слободу, назвалъ ее Аннинскою и заселилъ народомъ семейнымъ и осѣдлымъ.

Въ 1794 году, пользуясь временемъ спокойнымъ и обстоятель-ствами благопріятными, помѣщикъ Драгитѣевъ, согласно давниш-нему искреннему желанію собственному и усердной просьбѣ своихъ поселянъ, рѣшился собственнымъ своимъ коштомъ въ слободѣ своей Аннинской устроить каменную церковь въ имя Покрова Божіей Матери. Пригласивъ сосѣда своего, помѣщика, поручика Лазаря Вуича, со всѣми его подданными-поселянами, быть прихожанами будущей Покровской церкви и Аннинскаго самостоятельнаго прихо-да, Драгитѣевъ приготовилъ потребные для постройки церкви мате-ріалы, чрезъ Межевую экспедицію отмежевалъ изъ своей дачи, при рѣкѣ Санжаровкѣ, 120 десятинъ земли для причта будущей церкви и формальною бумагою просилъ правителя Екатеринославскаго Намѣстничества Іосифа ?вановича Хорвата принять участіе въ его дѣлѣ и исходатайствовать ему у преосвященнаго Гавріила разрѣ-шеніе и благословеніе устроить въ слободѣ Аннинской означен-ную церковь. По поводу сей просьбы Хорватъ въ сообщеніи отъ 30-го августа 1794 года писалъ къ преосвященному Гавріилу: "Донец-каго уѣзда помѣщикъ коллежскій ассесоръ Михаилъ Драгитѣ-евъ,  поданнымъ мнѣ   прошеніемъ изъявилъ намѣреніе сооружить


813

въ деревнѣ своей Аннинской каменную церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, въ разсужденіи, что по неимѣнію въ близу церкви подданные его и сосѣдственнаго съ ними помѣщика поручика Вуича, претерпѣваютъ крайнюю нужду въ исполненіи христіанскихъ требъ, къ чему какъ потребной камень, лѣсные матеріалы, такъ и принадлежащая утварь имѣются въ готовности, равно и для буду-щихъ при оной священно и церковнослужителей положенное коли-чество десятинъ земли уже отмежевано; въ тѣхъ же деревняхъ состо-итъ душъ муж. 313, а жен. 264, почему и проситъ онъ, Драгитѣевъ, моего у Вашего Высокопреосвященства ходатайства на сооруженіе той церкви; я препровождая у сего означенное прошеніе съ подпискою о сооруженіи и о содержаніи церкви въ довлѣемомъ порядкѣ, и планъ отмежеванной землѣ для священно и церковнослужителей, покорнѣйше прошу Васъ, милостивый архипастырь, на сооруженіе оной преподать Ваше благословеніе".

По разсмотрѣніи всѣхъ обстоятельствъ сего дѣла и представ-ленныхъ справокъ, преосвященный Гавріилъ резолюціею отъ 25-го октября 1794 года благословилъ въ слободѣ Аннинской устроить каменную церковь во имя Покрова Божіей Матери. 11-го ноября 1794 года изъ Екатеринославской Консисторіи отправленъ въ Бахмутское духовное Правленіе указъ объ этомъ; а 15-го апрѣля слѣдующаго 1795 года Бахмутскій протоіерей Петръ Расевскій соборнѣ, по надлежа-щему церковному чиноположенію, въ слободѣ Аннинской освятилъ мѣсто подъ церковь, положилъ закладку на сооруженіе оной и на мѣстѣ работъ водрузилъ крестъ.

Донецкое духовное Правленіе доношеніемъ отъ 19-го сентября 1795 года представляло преосвященному Гавріилу: "Донецкаго уѣзда помѣщикъ, коллежскій ассесоръ Михаилъ Драгитѣевъ поданнымъ въ сіе Правленіе объявленіемъ прописалъ, что вновь строющаяся въ слободѣ его Аннинской каменнымъ зданіемъ, во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, церковь строеніемъ уже окон-чена и къ освященію приготовлена; какіяжъ въ ней имѣются утвари, ризница и прочія всѣ принадлежащія вещи и книги, — приложилъ о томъ опись,—и просилъ объ освященіи церкви и о выдачѣ на


814

шелковой матеріи святаго антиминса, куда слѣдуетъ. представленіе взнесть. По освидѣтельствованіижъ благочиннымъ, священникомъ Іаковомъ Мариновскимъ, въ репортѣ, отъ него въ сіе Правленіе пода-нномъ, написано, показываемыя по описи утвари, ризница и протчее въ наличности изготовлено. По сему Вашему Высокопреосвященству Донецкое духовное Правленіе при семъ оригинальную, засвидѣ-тельствованную благочиннымъ священнккомъ Мариновскимъ, опись поднося, о выдачѣ на освященіе вышеписанной церкви на шелковой матеріи святаго антиминса испрашиваетъ благопризрительной резолюціи".

На основаніи сего презента, преосвященный Гавріилъ резолюціею отъ ІО-го октября 1795 года благословилъ протоіерею Башинскому освятить новоустроенную въ слободѣ Аннинской церковь во имя Покрова Божіей Матери и дозволилъ выдать для этого освященный антиминсъ. Того же 10-го октября 1795 года святый антиминсъ вы-данъ новопроизведенному въ слободу Аннинскую священнику Павлу Герцыкову, а 11-го октября отправленъ изъ Консисторіи въ Донецкое духовное Правленіе указъ объ освященіи церкви.

16-го мая 1798 года Бахмутскаго уѣзда вѣдомства Донецкаго духовнаго Правленія слободы Фощовки Троицкой церкви діаконъ Димитрій Пищалка, согласно просьбѣ Драгитѣева, въ Новомирго-родѣ произведенъ во священника въ слободу Аннинскую къ Покров-ской церкви, на мѣсто священника Герцыкова, перешедшаго въ сло-боду Покровскую Бахмутскаго уѣзда.


815

СЕЛО КАМЕННЫЙ БРОДЪ.

Село Каменный Бродъ при рѣкѣ Лугани, многолюдное, съ населе-ніемъ зажиточнымъ, при одноштатномъ церковномъ причтѣ, нахо-дится Славяносербскаго уѣзда во 2-мъ благочинническомъ округѣ*.

Каменный Бродъ,—древнѣйшее запорожское займище, ста-рожитиая казацкая маетность. Въ 1740—1750 годахъ здѣсь зимовниками и хуторами, въ землянкахъ и шалашахъ, сидело нѣс-колько семействъ людей малороссійской націи. Въ 1755 г.. къ нимъ присоединилось на постоянное жительство около ста семействъ изъ православныхъ иностранцевъ, перешедшихъ въ подданство Россіи; въ это же время поселилось здѣсь и нѣсколько выходцевъ изъ Польши.

Въ 1779 году при Петропавловской церкви слободы Каменнаго Брода, Бахмутской провинціи, приходскихъ дворовъ было 171.

Въ 1782 году. при составленіи общей народной переписи въ государственной малороссійской слободѣ Каменномъ Бродѣ найде-но и въ списки внесено постоянныхъ осѣдлыхъ жителей муж. 280 и жен. 283 души.

Репортомъ отъ 16-го іюня 1791 года Бахмутское духовное Правленіе представляло въ Екатеринославскую духовную Консис-торію: "Донецкаго уѣзда, села Каменнаго Брода, Петропавловской церкви священникъ Василій Пованѣцкій и приходскіе люди— старшина, прапорщикъ Стефанъ Машевичъ, первостатейные поселяне—Якимъ Михайловъ, Василій Рокитянскій, ?лья Бѣло-брецкій, ?гнатъ ?саевскій, ?ванъ Клапанъ и другіе поданнымъ въ сіе Правленіе прошеніемъ прописывая, что прошлаго де 1761 года, по благословенію преосвященнаго Іоасафа, епископа Бѣлоградскаго и Обоянскаго, означенная приходская ихъ церковь Петропавловская деревяннымъ аданіемъ сооружена, которая нынѣ крышею и въ верху сводами, такожъ и подвалинами пришла въ крайнюю вет-хость: почему они и вознамѣрились на оной церкви старые верхи


816

всѣ по стѣны разобрать и вновь другіе сооружить и подваживши ту церковь, новыя подвалины поддѣлать, на что де и мастера сыскали, кой обязуется безъ поврежденія церкви тѣ подвалины подложить, не разбирая стѣнъ,—просятъ о представленіи, куда слѣдуетъ, со испро-шеніемъ вышеписанные верхи разобрать по стѣны, и вмѣсто оныхъ новые сдѣлать, такожъ и подвалины новыя подложить, за имѣющіяся церковныя деньги, а если де чего не достанетъ, то дополнить должны они тотъ недостатокъ собственными ихъ деньгами, резолюціи. Кото-рая церковь и по освидѣтельствованіи оказалась крышею, сводами и подвалинами совершенно обветшалая, и что если оную перестройкою не подкрѣпить, то можетъ въ скоромъ времени разрушиться. По справкѣжъ съ поданнымъ отъ благочиннаго, священника Андрея Григоревича счетомъ явилось,—церковной суммы въ наличности 436 руб. 30 коп. 0 чемъ Екатеринославской духовной Консисторіи сіе Правленіе донося, испрашиваетъ о подчинкѣ вышеписанной церкви въ резолюцію указа". По докладу Консисторіи преосвященный Амвросій Екатеринославскій резолюціею отъ 16-го іюля 1791 года благословилъ исправить и обновить Петропавловскую церковь въ селѣ Каменномъ Бродѣ.

Репортомъ отъ 14-го мая 1792 года Бахмутское духовное Правленіе вновь представляло въ Екатеринославскую духовную Консисторію: "Вѣдомства сего Правленія села Каменнаго Брода, Петропавловской церкви приходскіе люди поданнымъ въ сіе Правленіе прошеніемъ прописывая, что во исполненіе указа послѣдовавшаго изъ духовнаго Правленія, по силѣ таковагожъ, полученнаго изъ духовной Консис-торіи, договорили они майстера приходскую ихъ Петропавловскую церковь подчинкою исправить, яко-то подвалинами и въ верху сводами; который де майстеръ волею Божіею умре, другаго же таковаго майс-тера, могущаго прописанную подчинку исправить, сыскать не могутъ; а посему де и вознамѣрились они реченную церковь, по ветхости, въ тожъ именованіе и на томъ же мѣстѣ перестроить, на что всѣ при-надлежащія матеріалы изготовлены и майстеръ договоренъ, при коемъ


817

прошеніи и контрактъ приложили, который де майстеръ по тому контракту желаетъ вступить въ работу въ семъ мѣсяцѣ маѣ и содер-жаться съ работниками на ихъ коштѣ, но только де за дозволеніемъ перестроить ту церковь учинилась остановка,—просятъ о перестро-еніи помянутой церкви, куда слѣдуетъ, представить. 0 чемъ Екатери-нославской духовной Консисторіи, съ приложеніемъ означеннаго контракта, сіе Правленіе на благоразсмотрѣніе симъ донося, испра-шиваетъ въ резолюцію указа". На докладѣ о семъ Консисторіи, пре-освященный Іовъ Феодосійскій и Маріупольскій резолюціею отъ 22-го марта 1793 года, дозволилъ перестроить Каменнаго Брода Петропав-ловскую церковь, каковая резолюція указомъ Бахмутскаго духовнаго Правленія въ маѣ 1793 года, объявлена, къ исполненію, священнику и прихожанамъ села Каменнаго Брода.

Отъ 9-го октября 1795 года Донецкое духовное Правленіе репор-томъ донесло преосвященному Гавріилу, митрополиту Екатерино-славскому: "Указомъ Екатеринославской духовной консисторіи отъ 11-го истекшаго сентября, послѣдовавшимъ во исполненіе резолюціи Вашего Высокопреосвященства, повелѣвается сего уѣзда въ селѣ Каменномъ вновь перестроенную святыхъ апостоловъ Петра и Павла церковь освидѣтельствовать. Во исполненіе сего указа отряженнымъ отъ сего Правленія, присутствующимъ, священникомъ Василіемъ ?ва-новымъ означенная церковь свидѣтельствована; въ репортѣ своемъ Правленію сего октября 9-го ?вановъ донесъ, что вышеписанная, пере-строенная въ селѣ Каменномъ Петропавловская церковь къ освященію изготовлена и всѣми подлежащими утварьми, священными облаче-ніями и книгами довольно снабжена и ни въ чемъ недостатка не имѣетъ; при которомъ репортѣ представилъ и сочиненную и подписанную имъ, священникомъ ?вановымъ, опись. Вашему Высокопреосвященству До-нецкое духовное Правленіе представленную священникомъ ?вановымъ поднося при семъ оригинальную опись, о выдачѣ на освященіе вышепи-санной Петропавловской церкви святаго антиминса испрашиваетъ благопризрительной резолюціи". По сему презенту преосвященный Гаврі-


818

илъ резолюціею отъ 26-го ноября 1795 года благословилъ протоіерею Василію Башинскому освятить перестроенную въ Каменномъ Бродѣ Петропавловскую церковь и дозволилъ выдать для этого освященный антиминсъ. 15-го декабря 1795 года изъ Екатеринославской Консисто-ріи отправленъ въ Донецкое духовное Правленіе указъ объ этомъ, къ свѣдѣнію и надлежащему исполненію.

СЛОБОДА ВЕРГУНКА.

Слобода Вергунка, при рѣкѣ Лугани, у Донца, многолюдная, съ одноштатнымъ церковнымъ причтомъ, находится Славяносербскаго уѣзда во 2-мъ благочинническомъ округѣ*.

Обширныя и привольныя степи рѣки Лугани съ давнихъ лѣтъ были знакомы запорожскому товариству. Маетность "Веселенькая"на рѣкѣ Лугани, у Донца, въ 1707 году значится въ числѣ населенныхъ мѣстностей запорожскаго казачества. Въ 1755 году, по распоряженію Шевича и Депрерадовича, къ проживавшимъ на сей богатой и привольной мѣстности людемъ малороссійской націи помѣщены были на постоянное жительство православные иностранцы, перешедшіе въ подданство Россіи. Съ поселеніемъ иностранцевъ образовался здѣсь Вергунскій военный шанецъ, устроилась особаярота Бахмутскаго гусарскаго полка, явилась государствешшя воинская слобода Вергупка. Дальнѣйшихъ обстоятельныхъ свѣдѣній о населеніи и устройствѣ слободы Вергунки, о построеніи въ ней первой церкви .. проч. мы не имѣемъ никакихъ. ?злагаемъ здѣсь не большой отры-вокъ изъ исторіи слободы Вергунки—объ освященіи въ ней новой, на мѣсто сгорѣвшей, устроенной церкви, найденный нами между бумагами консисторскаго архива.

Оффиціальною бумагою отъ 2-го мая 1778 года за № 144 Бахмутское духовное Правленіе представляло преосвященному Ев-


819

генію, архіепископу Славенскому и Херсонскому, что "Сего 1778 года марта 20-го дня поданнымъ въ здѣшнее духовное Правленіе бывшаго Бахмутскаго гусарскаго полку, второй роты селенія Вергунскаго, свя-щенникъ Василій Авраамовъ и прихожане—капутаны Гавріилъ По-повъ, Павелъ `Милутиновъ, порутчики Димитрій Мацына, Георгій Милутиновъ, прапорщики ?ванъ Михайловъ, Николай Кошутичъ и ^ірочіе того селенія жители доношеніемъ представили: на мѣсто де сгорѣвшей въ 1773 году, находившейся во означенномъ селеніи во имя святаго великомученика и побѣдоносца Георгія церкви, по данной въ 1776 году отъ преосвященнаго Аггея, епископа Бѣлоградскаго и Обоянскаго грамотѣ, обложенная въ то же имянованіе и на томъ же мѣстѣ ?зюмскимъ протопопомъ Іоанномъ Страховымъ 30-го авгус-та, деревяннымъ зданіемъ церковь нынѣ со всѣмъ строеніемъ и подлежащей церковной утвари уборомъ приведена въ окончаніе, и тѣмъ доношеніемъ оные - священникъ и приходскіе люди просили, какъ объ осмотрѣ той вновь состроенной Георгіевской церкви, церковной же утвари о учиненіи подлежащей описи и объ отправленіи къ Вашему Преосвященству со испрошеніемъ въ присылку ко освященію оной вновь состроенной церкви, освященнаго антиминса и благословенной грамоты учинить разсмотрѣніе; а по учиненной въ здѣшнемъ духовномъ Правленіи резолюціи, ко осмотрѣнію означен-ной состроенной Георгіевской церкви и для сочиненія церковной утвари описи, ѣздилъ протопопъ Петръ Расевскій; и по осмотру она-го протопопа, вышеписанная церковь, строеніемъ явилась окончена и покрыта гонтою порядочно, по подобію прочихъ церквей, иконо-стасъ еще весь не здѣланъ; изображены же только мѣстныя образа Спасителя, Богоматери, Іоанна Предтечи и Георгія Побѣдоносца живописнымъ искусствомъ на полотнѣ; врата царскіе совсѣмъ отдѣланы; вмѣсто же иконостаса, до здѣланія онаго совершенно, убрана пристойными образами; что же именно явилось церковной утвари, оному всему порознь сочинена опись, которая, равно и взятые о земли, и что подлинно антиминсъ вмѣстѣ съ церковію згорѣлъ, сказки, по списаніи съ нихъ точныхъ копій, при семъ







820

во оригиналѣ къ Вашему Преосвященству отправлены; того ради Вашего Преосвященства Бахмутское духовное Правленіе, покор-нѣйше проситъ, о выдачѣ на освяшеніе означенной Георгіевской церкви повелительной благословительной грамоты и освященнаго новаго антиминса, учинить милостивую архипастырскую резолюцію".

По разсмотѣніи описи наличнаго церковнаго имущества, удосто-вѣренія въ томъ, что прежній св. антиминсъ дѣйствительно, сгорѣлъ вмѣстѣ со всею церковію, и подписки въ томъ, что находящемуся при оной церкви священнику Василію Долгополову съ церковнослужи-телями подъ селитьбу прихожанами отведено уже указное число земли, распашной и сѣнныхъ покосовъ въ общихъ дачахъ дано имъ, сколько выработать могутъ, а по генеральномъ размежеваніи, въ особомъ, близкомъ и удобномъ мѣстѣ, отрѣзана будетъ имъ указная пропорція земли,—Консисторія опредѣленіемъ отъ 21-го мая 1778 года постановила—выдать отъ Его Преосвященства благослови-тельную грамоту на освященіе новоустроенной въ Вергункѣ Геор-гіевской церкви и освященный антиминсъ для священнодѣйствій въ ней. Грамота и антиминсъ выданы; 27-го сентября 1778 года новая церковь въ Вергункѣ соборнѣ освящена и открыта къ богослуженію.

Въ 1782 году, при составленіи общей народной переписи, въ государственной малороссійской слободѣ Вергункѣ найдено и въ списки внесено постоянныхъ осѣдлыхъ жителей мужеска 349 и женска 351 душа.



Яндекс цитирования

Рассылки Subscribe.Ru
Генеалогическое древо семьи