548

СЛОБОДА ?ВАНОВКА.

Слобода ?вановка при Орели, малолюдная, съ одноштатнымъ церковнымъ причтомъ, состоитъ Новомосковскаго уѣзда во 2-мъ благо-чинническомъ округѣ*.

Мѣстность нынѣшней слободы ?вановки, роскошная и богатая, около 1780 года досталась въ рапговую дачу маіору ?вану Андреевичу Мирго-родскому. На пріобрѣтенномъ участкѣ земли, согласно условіямъ ранговой дачи, основавъ, въ память своего имени, слободу ?вановку, маіоръ Мирго-родскій началъ немедленно заселять ее народомъ семейнымъ и осѣ длымъ.

Заселивши, по возможности, и благоустроивши свою слободу, сооруживши въ ней свой господскій домъ и заведши свою зкономію со всѣми усадьбами и принадлежностями, помѣщикъ Миргородскій въ началѣ 1798 года, рѣшился собственнымъ своимъ коштомъ устроить въ слободѣ своей церковь во имя Вознесенія Господня. Заготовивъ на постройку церкви потребное количество строительныхъ матеріаловъ, помѣщикъ Миргородскій съ формальною бумагою обратился къ Новороссійскому гражданскому губернатору Селецкому и просилъ его исходатайствовать ему у преосвященнаго Гавріила разрѣ шеніе и благословеніе на постройку означенной церкви и сдѣлать распоряженіе объ отмежеваніи 120 десятинъ земли для причта будущей церкви.

По поводу сей просьбы губернаторъ ?. Я. Селецкій, въ сообщеніи отъ 8-го апрѣля 1798 года писалъ къ преосвященному Гавріилу, митро-политу Екатеринославскому: "Помѣщикъ Новомосковскаго уѣзда, маіоръ Миргородскій, имѣя намѣреніе выстроить собственнымъ кош-томъ его церковь, во имя Вознесенія Господня, въ деревнѣ его ?вановкѣ, гдѣ состоитъ по нынѣшней пятой ревизіи муж. пола 264, да въ хугорѣ при рѣчкѣ Чаплинкѣ 12 душъ, къ чему и другіе имѣющіе по смѣжности съ тою его Миргородскаго деревнею помѣщики, маіоръ Стефанъ Булюбашъ, поручикъ Симеонъ Солошичевъ и подпоручикъ Пан-


549

телеимонъ Мандрикинъ приступаютъ, подалъ мнѣ о семъ прошеніе, по которому я здѣлалъ предписаніе губернскому землемѣру коллежскому ассессору и кавалеру Чуйку объ отмежеваніи для будущихъ при той церквѣ священнослужителей положеннаго количества десятинъ земли; но въ раз-сужденіи, что всѣ уѣздные землемѣры занимаются нынѣ сочиненіемъ атла-совъ для Его ?мператорскаго Величества и другими нетерпящими времени порученностями, таковое отмежеваніе не можетъ быть теперь учинено; помѣщикъ же Миргородскій съ другими участвующими въ сооруженіи церкви, приготовивъ нужные къ тому матеріалы и самыхъ мастеровъ договоря, по наступившему нынѣ удобному времени проситъ на то позволенія, обязываясь непремѣннымъ содержаніемъ по надлежащему той церкви и долженствуемыхъ быть при ней служителей, что предая благоразсмотрѣнію Вашего Высокопре-освященства, прошу преподать архипастырское ваше благословеніе на сооруженіе оной церкви во имя Вознесенія Господня; какъ же скоро по пред-писанію моему отмежевана будетъ подъ церковь земля и планы ко мнѣ доставлены будутъ, не умедлю я доставить одинъ къ Вашему Высоко-преосвященству".

По сему сообщенію преосвященный Гавріилъ резолюціею отъ 16-го апрѣля 1798 года разрѣшилъ въ слободѣ ?вановкѣ устроить деревянную церковь во имя Вознесенія Господня. 26-го апрѣля 1798 года, изъ Новороссійской Кон-систоріи отправленъ въ Павлоградское духовное Правленіе указъ объ этомъ; а 22 мая 1798 года Новомосковскій протоіерей ФеодоръКрупянскій соборнѣ, по надлежащему церковному чинопослѣдованію, въ слободѣ ?вановкѣ освятилъ мѣсто подъ церковь, положилъ закладку на сооруженіе оной и на мѣстѣ работъ водрузилъ крестъ.

Павлоградское (въ Новомосковскѣ) духовное Правленіе репор-томъ отъ 6-го сентября 1798 года, доносило преосвященному Гавріилу: "Въ сіе духовное Правленіе Новомосковскаго уѣзда по-мѣщикъ маіоръ ?ванъ Миргородскій прошеніемъ изъяснилъ, что въ селѣ его ?вановкѣ церковь во именованіе Вознесенія Господня совершенно достроена; иконостасъ, престолъ и жертвенникъ по-


550

ставлены; къ священнослуженію сосуды серебреные съ позолоткою готовы и утвари къ священнослуженію въ довольномъ количествѣ есть, также книги церковныя и колоколовъ три имѣются, и къ священнослуженію все готово, и просилъ о освященіи той церкви и о выдачѣ святаго антиминса учинить Вашему Высокопреосвященству представленіе. Почему посланнымъ изъ духовнаго Правленія села Могилева Воскресенской церкви священнику Іакову Барвенскому указомъ велѣно противъ прошенія выправиться, точно ли помянутая церковь къ освященію готова, и учиня всему опись, прислать оную въ сіе духовное Правленіе къ разсмотрѣнію при репортѣ. По которому указу онъ, священникъ Барвѣнскій учиненную имъ надлежащую и потребную къ освященію церкви опись при репортѣ представилъ, которую при семъ Вашему Высокопреосвященству Павлоградское духовное Правленіе на архипастырское благоразсмотрѣніе представляетъ и покорнѣйше проситъ о освященіи оной церкви и о выдачѣ святаго антиминса резолюціи".

По сему репорту преосвященный Гавріилъ резолюціею отъ 18 сентября 1798 года разрѣшилъ и благословилъ новосооруженную въ слободѣ ?вановкѣ Вознесенскую церковь освятить по надлежащему и дозволилъ выдать для этого новый освященный антиминсъ. 7-го октября 1798 года изъ Новороссійской Консисторіи отправленъ въ Павлоградское духовное Правленіе указъ объ этомъ; а 25-го октября полученъ въ Правленіи и объявленъ Новомосковскому протоіерею Феодору Крупянскому къ надлежащему исполненію.

Въ 1798 году въ слободѣ ?вановкѣ приходскихъ душъ показано муж. 212 и жен. 171 душа; въ деревнѣ Семеновкѣ, поручика Солошича и въ деревнѣ Пантелеимоновкѣ, подпоручика Мандрика, муж. 63 и жен. 57 душъ. 20-го сентября 1798 года, слободы Шульговки Успенской церкви діаконъ Трофимъ Цариненко, по надлежащей промоціи, рукоположенъ во священника въ слободу ?вановку къ Вознесенской церкви.


551

СЛОБОДА НЕФОРОЩАНСКАЯ-ЧЕРНЕТЧ?НА.

Слобода Нефорощанская Чернетчина, при р. Орели, многолюдная, съ двухштатнымъ церковнымъ причтомъ, находится Новомосковскаго уѣзда во 2-мъ благочинническомъ округѣ*.

Когда именно, какъ и при какихъ обстоятельствахъ устроилась и обра-зовалась подмонастырская слобода—Нефорощанская Чернетчина,— обстоятельныхъ свѣдѣній о семъ мы не имѣемъ. ?злагаемъ здѣсь кратко исторію перенесенія изъ закрытаго монастыря монастырской Успенской церкви въ слободу Чернетчину, послѣ того, какъ слобода эта изъ мо-настырскаго вѣдомства перешла въ казенное.

Казеннаго селенія Нефорощанской Чернетчины повѣ ренные отъ общества, ктиторъ Феодоръ Кириченко и поселянинъ Яковъ Кремина 24-го сентября 1799 года представили преосвященному Гавріилу, митрополиту Новороссійскому и Днѣпровскому, прошеніе, въ коемъ писали: "По соизволенію Вашего Высоко-преосвященства бывшій Нефорощанскій монастырь сего года упраздненъ вовсѣ; находившаяся въ немъ Успенская церковь оставлена приходскою, къ коей всѣ онаго селенія Чернетчины жители для слушанія слова Божія и полученія христіанскихъ требъ должны прибѣгать; но въ разсужденіи, что та церковь выстроена отъ селенія версты въ двѣ, на самомъ въ лѣсу низкомъ мѣстѣ, между лиманами и по причинѣ разлитія въ веснянное и осеннее время полой воды, прибѣгать для полученія христіанскихъ требъ вовсѣ не удобно; а притомъ, гдѣ теперь церковь состоитъ, никто не жительст-вуетъ; хотя же и есть нынѣ въ округе нее бывшаго монастыря одни пустые келіи, но и сіи пущены уже въ оцѣнку, и когда оные разобраны будутъ, то церковь должна состоять сама безъ всякой ограды и чіего либо призрѣнія; по симъ обстоятельствамъ селенія Нефорощанской Чернетчины общество и желаетъ оную церковь перенесть внутрь селенія на другое удобнѣйшее мѣсто, и какъ  церковная  сумма,  три   колокола  и  нѣкоторые  церковные  вещи


552

почти до послѣ дка забраты въ Самарскій Пустынно-Николаевскій монастырь, то къ перенесенію оной церкви, на покупку потребнаго дерева, и къ совершенному оной украшенію потребна не малая сумма; почему и нужна на испрошеніе милостыннаго подаянія книга; для того пріемля смѣлость Вашего Высокопреосвященства, милостивѣйшаго отца и архипастыря, всенижайше просимъ, показанную оставшуюсь за упраздненіемъ Нефорощанскаго мона-стыря Успенскую церковь, по желанію всего общества, дозволить перенести внутрь селенія на другое удобнѣйшее мѣсто и на заложеніе оной вновь въ тожъ именованіе снабдить святительскимъ благословеніемъ; на испрошеніежъ милостыннаго подаянія выдать, хотя на одинъ годъ книгу и о семъ учинить милостивѣ йшую резолюцію".

По сему прошенію въ Новороссійской духовной Консисторіи 3-го октября 1799 года состоялось слѣдующее опредѣленіе: "По елику означенный бывшій Нефорощанскій монастырь, по опредѣленію сея Консисторіи, Вашимъ Высокопреосвященствомъ прошлаго 798 года декабря 15 дня аппробо-ванному, на основаніи указа Святѣйшаго Правительствующаго Синода, упраздненъ и обращенъ въ приходскую церковь, о чемъ и Святѣйшему Синоду донесено, въ Новороссійскую Казенную Палату, съ приложеніемъ описи тому монастырю, сообщено и въ Новомосковское духовное Правленіе указъ къ свѣдѣнію посланъ; то вразсужденіи прописанныхъ просителями обстоятельствъ и дабы за разобраніемъ монастырскаго строенія, самая церковь не оставалась безъ присмотру и на пустомъ мѣстѣ, въ селеніе Чернетчину на удобнѣйшее и приличное, отъ прочаго строенія удаленное мѣсто, перенесть и заложить вновь въ тожъ именованіе по церковному чиноположенію дозво-лить, и о томъ къ надлежащему исполненію въ то Новомосковское духовное Правленіе послать указъ и къ свѣдѣнію въ Казенную Палату сообщить; проси-телямъ же на испрошеніе для помощи въ постройкѣ той церкви доброхотнаго подаянія по Новороссійской епархіи книгу срокомъ на одинъ годъ выдать; а поелику по именному Высочайшему Его ?мператорскаго Величества указу,   послѣдовавшему  на   подносимомъ   отъ   Святѣйшаго   Синода   и


553

Правительствующаго Сената докладѣ, должна быть указная пропор-ція земли при каждой вновь строющейся церквѣ; то объ отмежеваніи оной подъ означенную Нефорощанской Чернетчины Успенскую церковь, подъ кладбище, селидьбу и усадьбу и на содержаніе будущихъ при ней священно-церковнослужителей сообщить въ Новороссійское губернское Правленіе, съ требованіемъ о послѣдующемъ увѣ домленіи".

По утвержденіи сего опредѣленія преосвященнымъ Гавріиломъ, 8-го октября 1799 года изъ Новороссійской Консисторіи отправленъ въ Ново-россійское духовное Правленіе указъ объ этомъ къ свѣдѣнію и надлежащему распоряженію и исполненію.

Главными вкладчиками, дѣйствующими лицами при постройкѣ новой церкви въ слободѣ Нефорощанской Чернетчины были—смотритель слободы, регистраторъ Семенъ Щедлѣевъ, и ктиторы Феодоръ Кириченко и Феодоръ Бѣланъ.

СЛОБОДА ВАС?ЛЬЕВКА.

Слобода Васильевка, при р. Самарѣ, съ одноштатнымъ церков-нымъ причтомъ, находится нынѣ Новомосковскаго уѣзда въ 3-мъ благочинническомъ округѣ*.

Мѣстность нынѣшней слободы Васильевки, на огромнѣйшемъ про-странствѣ околичной земли, въ 1779 году досталась въ ранговую дачу секундъ-маіору Димитрію Васильевичу Черткову. На пріобрѣтенномъ участкѣ земли, по убѣжденію и настоянію воспитателя своего, о. Кирилла Тарловскаго и согласно условіямъ ранговой дачи, основавъ, въ честь своего отца, Азовскаго губернатора Василія А. Черткова, слободу Васильевку, помѣщикъ Чертковъ немедленно началъ заселять ее народомъ семейнымъ и осѣ длымъ. Въ 1782 году, при составленіи общей народной переписи, въ сельцѣ Черткова Васильевкѣ было уже на лицо постоянныхъ осѣ длыхъ жителей муж. 221 и жен. 158 душъ.


554

Нѣкоторыя изъ первоначальныхъ дѣйствій Черткова и за нимъ Клевцова по дѣлу о построеніи первой церкви въ слободѣ Васильевкѣ изложены нами въ описаніи мѣстечка Дмитріевскаго, Павлоградскаго уѣзда, такъ какъ мѣстечко Дмитріевское и слобода Васильевка первоначально составляли собственность однихъ и тѣхъ же владѣльцовъ,—сперва Черткова, а потомъ Клевцова. До-полняемъ здѣсь исторію построенія церкви ъъ слободѣ Васильевкѣ тѣми свѣдѣніями, какія имѣются у насъ подъ руками, отдѣльно отъ мѣстечка Дмитріевки.

Въ слободѣ Васильевкѣ, на основаніи распоряженія епархіальнаго Начальства, церковь Сошествія Святаго Духа заложена 1796 года генваря 20 дня, о чемъ отъ 10 марта 1796 года и донесено Консисторіи. Въ слободѣ Ва-сильевкѣ, въ 1797 году, было приходскихъ душъ муж. 322 и жен. 302 души. 9-го мая 1798 года Новомосковскаго уѣзда слободы Андреевки, церкви св. апо-стола Андрея Первозваннаго, указный дьячекъ Александръ Павловскій, по просьбѣ помѣщиковъ надворнаго совѣтника ?вана Морозова и капитана Клевцова, въ Новомиргородѣ рукоположенъ во священника въ слободу Васильевку къ строющейся Свято-Духовской церкви.

Павлоградское духовное Правленіе репортомъ 9 іюля 1798 года пред-ставляло преосвященному Гавріилу, митрополиту Новороссійскому и Днѣпровскому: "Новомосковскаго уѣзда помѣщикъ капитанъ Сергій Клевцовъ сіе духовное Правленіе письменно извѣстилъ, въ слободѣ де его Васильевкѣ церковь во имя Сошествія Святаго Духа сооруженіемъ уже окончена и украшена всѣми утварьми и церковными сосудами, и для отправленія богослуженія къ оной произведенъ уже священникъ, и про-силъ о освященіи оной церкви и о выдачѣ святаго антиминса пред-ставить Вашему Высокопреосвященству. По чему посланнымъ изъ сего духовнаго Правленія отъ 18 минувшаго іюня правящему должность благочиннаго священнику Максиму Штепенкову указомъ предписано, съѣхавъ въ означенное селеніе Васильевку и освидѣтельствовавъ, точно-ли церковь Свято-Духовская строеніемъ пришла въ совер-


555

шенное окончаніе, естьли въ ней иконостасъ, сосуды, священническія одежды, и прочіе потребности, къ освященію необходимо нужные, репор-товать въ сіе Правленіе; которой священникъ Штепенко присланнымъ въ сіе духовное Правленіе репортомъ представилъ, что упомянутая Духовская цер-ковь снаружи строеніемъ, плотническою работою и украшеніемъ красками окончена, а внутри всѣ къ отправленію священнослуженія утвари, сосуды, священническіе одѣянія, книги до церковнаго круга принадлежащіе имѣются, при которомъ репортѣ онъ священникъ Штепенко, учиненную имъ опись приложилъ. 0 чемъ Вашему Высокопреосвященству сіе духовное Правленіе съ приложеніемъ подлинной описи на архипастырское благоразсмотрѣніе представляя, всепокорнѣйше проситъ о освященіи оной церкви и о выдачѣ святаго антиминса архипастырской резолюціи".

По сему репорту преосвященный Гавріилъ, резолюціею отъ 21-го іюля 1798 года разрѣшилъ освятить новоустроенную въ слободѣ Васильевкѣ Свято-Духовскую церковь и дозволилъ выдать для этого освященный антиминсъ. 24-го іюля 1798 года изъ Новороссійской Консисторіи отправленъ въ Павлоградское духовное Правленіе указъ объ этомъ; а 7 октября 1798 года Новомосковскій протоіерей Феодоръ Крупянскій соборнѣ, по надлежащему церковному чиноположенію, въ слободѣ Васильевкѣ освятилъ новосооруженную Свято-Духовскую церковь и открылъ въ ней богослуженіе и священнодѣйствіе.


556

СЛОБОДА ОД?НКОВКА.

Слобода Одинковка, при р. Самарѣ, насупротивъ Старосамарскаго ретраншамента, малолюдная, съ одноштатнымъ церковнымъ причтомъ, состоитъ въ Новомосковскомъ уѣздѣ и входитъ въ составъ Екатерино-славскаго градскаго благочинія*.

Мѣстность нынѣшней слободы Одинковки—древнейшее запорож-ское займище, старожитная казацкая маетность. Здѣсь когда-то войсковые старшины изъ славной и приснопамятной Старой Самары имѣли свои зимовники и хутора.

Въ 1776 году вся эта мѣстность, на значительномъ пространствѣ околи-чной земли, поступила въ ранговую дачу статскому совѣтнику Семичеву. На пріобрѣтенномъ участкѣ земли основавъ слободу Одинковку, помѣщикъ Семичевъ, согласно правиламъ и условіямъ раиговой дачи, немедленно началъ заселять ее народомъ семейнымъ и осѣдлымъ.

Въ 1782 году, при составленіи общей народной переписи, въ слободѣ Одинковкѣ, владѣнія статскаго совѣтника Семичева, найдено и въ списки внесено постоянныхъ осѣдлыхъ жителей муж. 95 и жен. 71 душа. Съ теченіемъ времени, при благопріятныхъ условіяхъ мѣстныхъ, слобода Одинковка болѣе и болѣезаселялась и увеличивалась въ числѣ своихъ обывателей.

Въ слободѣ Одинковкѣ и донынѣ существуетъ Свято-Покровская церковь изъ знаменитой Старой Самары, изъ достославнаго, историческаго Старо-Са-марскаго ретраншамента. ?злагаемъ здѣсь исторію перенесенія этой церкви изъ Старой Самары въ Одинковку.

Новомосковскаго уѣзда мѣстечка Старой Самары,—Богородичнаго, Покровской церкви священникъ Михаилъ Котляревскій въ прошеніи отъ 20-го іюля 1793 года писалъ преосвященному Гавріилу, митрополиту Екатери-нославскому: "Рукоположенъ я священникомъ въ 1787 году сентября 23-го числа покойнымъ преосвященнымъ Амвросіемъ Алексопольскаго уѣзда въ помѣщичью слободу Заоченскую Плаветчину къ Преображенской церкви;


■1 557

а въ 1790 году сентября 19, по причинѣ        , переведенъ я въ означенное

мѣстечко Богородичное къ Покровской церкви. Какъ же нынѣ изъ онаго Богородичнаго,—Старой Самары—приходскіе люди, по причинѣ, что ихъ притѣснили пахатною и сѣнокосною землею,—отмежеваніемъ населеннымъ поблизу онаго мѣстечка нѣмцамъ и помѣщику г. генералу Попову, разошлись въ черноморцы и въ разныя мѣста болыпая половина людей, также и которые осгались, намѣрены и тѣ мѣстъ искать, чрезъ что я тамъ съ женою и тремя ма-лолѣтними дѣтьми лишаюсь дневнаго пропитанія, а состоящая въ озна-ченномъ мѣстѣ Богородичномъ церковь пришла въ такую веіхость, что и священнодѣйствовать опасно, и бываетъ во время дождей надъ престоломъ вездѣ течь, а подчинить ее неможно, потому что очень уже старая, а вновь строить недлячего; да и старанія о томъ имѣть некому; по какимъ обстоя-тельствамъ Ваше Высокопреосвященство покорнѣйше прошу съ онаго мѣсга перевесть меня въ другой приходъ по разсмотрѣнію Вашего Высокопре-освященсгва". По указу Консисторіи и по распоряженію Павлоградскаго, въ нынѣшнемъ Новомосковскѣ, духовнаго Правленія, благочинный, священникъ с. Спасскаго Стефанъ Ковалевскій и священникъ слободы Камянки Михаилъ Гординскій репортомъ отъ 7 сентября 1793 года донесли въ Правленіе, а чрезъ оное и въ Консисторію, что при освидѣтельствованіи ими Покровской церкви мѣстечка Богородичнаго,—Старой Самары—оказалось: "сверху оная церковь въ раздѣлахъ разступилась и отъ дождей какъ сверху, такъ и вездѣ отъ болыпой течи погнило; стѣны въ ней совсѣхъ сторонъ повыхи-лялись, и ежелибъ не было извнутри и снаружи подпоръ, упалабъ, однакъ и затѣмъ изготовилась къ паденію и совсѣмъ всгха, да и подчинить ее ншсакъ неможно; при ней приходскихъ дворовъ въ самомъ мѣстечкѣ Богородичномъ 18, въ нихь мужеска 81 и женска 88 душъ, да въ принадлежащихъ къ оному двухъ слободахъ,—вь первой казенной—Рыбальской дворовъ 17, въ нихь муж. 34 и жен. 41 душа, (сей слободы жители объявили, что они желаніе имѣ-ютъ выйти на отведенную войску черноморскому землю); а во второй помѣ-


558

щичьей,—Одинковкѣ дворовъ 10, въ нихъ муж. 50 и жен. 54 души, а всѣхъ дворовъ 45, въ нихъ обоего пола 338 душъ". На основаніи этихъ бумагь пре-освященный Гавріилъ резолюцею отъ 3-го октября 1793 года велѣлъ Покров-скую въ мЬстечкѣ Богородичномъ церковь, по ветхости и опасноеги къ пад-енію, запечатать; приходъ причислить къ другой церкви поспособности; а священнику Котляревскому выдать открытый указъ для происканія мѣсга. 14 декабря 1793 года священникъ Котляревскій, согласно его прошенію и желанію всего Гавриловскаго общества, опредѣленъ Павлоградскаго уезда казеннаго селенія Гавриловки къ новоустроенной церкви.

Екатеринославская духовная Консисгорія докладомъ отъ 7-го февраля 1795 года представляла преосвященному Гавріилу: "Въ присланной минувшаго генваря 24 дня изъ Павлоградскато (въ нынѣшнемъ Новомосковскѣ) духов-наго Правленія при репортѣ вѣдомосги показаны двѣ церкви—Свято-Духов-ская въ бывшемъ городѣ Новомосковскѣ, въ прежнемъ Екатеринославѣ 1-мъ, и Покровская въ мѣстечкѣ Богородичномъ, въ Старой Самарѣ безъ свя-щенниковъ, праздными и что впредь первая за переведеніемъ г. Новомосковска въ мѣстечко Новоселицу, за неимѣніемъ ни земли, ни жалованья, ни при-ходскихъ дворовъ; а вторая за выходомъ жителей на отведенную черно-морцамъ землю, и также за неимѣніемъ земли и никакихъ доходовъ, кромѣ приходскихъ десяти дворовъ, существовать и содержаться не могутъ. Духов-наго жъ Регламента въ части о правилахъ причта церковнаго, въ 25-мъ пунктѣ, напечатано: а ежели приходъ нужднымъ нѣкіимъ случаемъ об-нищаетъ такъ, что священнику съ причтомъ весьма невозможно пропи-таться,—и о таковыхъ самому архіерею имѣть попеченіе, не допуская ихъ скитатися, и опредѣлять туда, гдѣ новаго священника требуютъ. Въ учре-жденіи, приложенномъ при духовномъ штатѣ, въ 14 пунктѣ по прочемъ: Буде въ которыхъ городахъ и уѣздахъ есть такія вогчинныя церкви, при которыхъ приходскихъ людей нѣтъ, а оныя церкви пришли въ ветхость; то вновь на тѣхъ мѣстахъ церкви, за неимѣніемъ прихожанъ, не строить


559

и къ нимъ священноцерковнослужителей не опредѣлять. Въ опредѣленіи Св. Синода декабря 3-го 1770 года, но протчемъ, написано: Если къ построенію при малыхъ приходахъ церквей, вмѣсто ветхихъ, или сгорѣвшихъ, резоновъ не усмотрится; въ такомъ случаѣ тѣ приходскіе дворы приписывать къ другимъ церквамъ и впредь тутъ церквей не строить". На основаніи сихъ законовъ и какъ по справкѣ въ Консисторіи оказалось, что по резолюціямъ Вашего Высо-копреосвященсгва на предсіавленіяхъ Павлоградскаго духовнаго Правленія, предписано оному изъ Консисторіи указами—авгусга 11-го минувшаго 1794 года и сего 1795 года февраля 2-го, ризничныя вещи и утвари изъ церкви мѣстечка Богородичнаго отдать въ Самарскій монастырь для храненія, а бывшей города Новомосковска Духовской церкви перенесть мѣстечка Новоселицы, что нынѣ городъ Новомосковоскъ, въ Троицкую церковь; да и бывшихъ при оныхъ церквахъ дьячками,—при Покровской Даніила Козюру, а при Духовской Константина Горгулю назначено перевесть - перваго въ слободу Петропавловку, а втораго въ Алексѣевку; Консисіорія докладываегь: не благоугодно ли будетъ Вашему Высокопреосвященству повелѣть выше-означенныя обѣ церкви—Духовскую и Покровскую—совсѣмъ уничтожить, ризницы жъ и утвари по описямъ осгавить навсегда—Духовской церкви въ нынѣшней градской Новомосковской Троицкой, а Покровской въ Самарскомъ монасгырѣ, а дерево обѣихъ церквей, если не будетъ на какое другое церковное сгроеніе способно, употребить въ Самарскомъ монастырѣ на надобности и на печеніе просфоръ". Преосвященный Гавріилъ резолюціею отъ 7-го февраля 1795 года утвердилъ этотъ докладъ.

При такомъ положеніи дѣлъ помѣщикъ слободы Одинковки секундъ-маіоръ Василій Афанасьевичъ Куличенко рѣшился собственнымъ коштомъ перенесть упраздненную Свято-Покровскую церковь изъ Старой Самары въ слободу свою Одинковку и 16-го февраля 1797 года подалъ преосвященному Гавріилу прошеніе слѣдуюіцаго содержанія: "Новомосковскаго уѣзда, вь Старо-Самарскомъ ретраншаментѣ, въ крѣпости Богородичанской, состоялся


560

приходъ сь тамошнихъ жителей и деревни мосй Одинковки подданныхъ, при церкви храма Покрова Пресвятыя Богородицы, устроенной съ давнихъ вре-менъ отъ доброхотныхъ того прихода Богородичанскихъ и Одинковскихъ жителей; но въ прошедшемъ 791 году, когда земля числившаясь для Бого-родичанскихъ жителей пожалована отъ всевысочайшей власти, во владѣніе поселеннымъ и нннѣ пребывающимъ колонистамъ, то попричинѣ сей съ Богородичанскихъ жителей вышли нѣкоторые на Кубань въ войско черно-морскос, иные разселились по разнымъ здѣшнимъ мѣстамъ, семей же сорокъ шесть, здозволенія начальства жительсгвуютъ и нынѣ на Богородичной земли, но спервовышедшихъ въ черноморцы не больше шести семей тайнымъ обра-зомъ, безъ согласія оставшихся на мѣстѣ въ болыпемъ гораздо количествѣ семей и другихъ прихожанъ, къ крайней оныхъ обидѣ, испросили якобы только ими одними устроенные всѣ втой церкви утвари и прочіе вещи и книги цер-ковные, стоящія знатнѣйшей суммы и увезли на Кубань; по случаю сему оная парафія вовсѣ уничтожена; священникъ переведенъ въ другое селеніе, а церковь осталась безъ богослуженія къ чувствительному сожаленію оставшихся того прихода деревни моей Одинковки жителей, состоящихъ и нынѣ на лицо въ шестидесяти трехъ дворахъ, мужеска и женска полу триста двадцать восемь душъ, гакже и въ Богородичномъ въ сорока шести семействахъ обоего пола сто девяносто восемъ душь, кои и понынѣ безъ причисленія и призрѣнія священноцерковнаго остаются; почему лишаясь христіанскихъ требъ и священническаго призрѣнія, приступили всѣ ко мнѣ съ прось-бой, дабы я испросилъ отъ Вашего Высокопреосвященства милостивое о семъ разсмотрѣніе, и какъ о причисленіи оныхъ къ какой либо другой сосѣдственной парафіи удобности непридвидится, то испросить позво-леніе состоящую въ Богородичномъ въ пустѣ церковь Покровъ Пре-святыя Богородицы съ имѣющимся въ ней старымъ иконостасомъ, на-мѣстными и прочими иконами и колокольню съ небольшими чстырмя колоколами разобрать и устроить для вышеписанныхъ того храма прихожанъ вь деревнѣ моей Одинковкѣ. Я при таковомъ усерд-


561

нѣйшемъ желанІи подданныхъ моихъ и Богородичанскихъ жителей вящшую имѣю ревность и желаніе перевезть оную церковь и колоколыш и прибавя потребной къ лучшей совершенности и прочности собственной свой лѣсъ устроить, а равно и во внутренныхъ церковныхъ для богослуженія пригогов-леніяхъ изъ собсгвеннаго капиталу еумму употребить и надлежащее количество (изъ сосгоящей во владѣніи моемъ подъ дерсвнсю Одинковкою шести тысячъ десятинъ земли) подцерковную для священника и причетниковъ выгодную часть земли отвесгь и для священника домъ выстроить собственнымъ коштомь. Вашего Высокопреосвященства всснижайше прошу учинить о семъ милосгавое разсмотрѣніе и снабдить резолюціею, и куда слѣдуетъ предписаніемъ о безпрепятсгвенномъ разобраніи и къ построенію той церкви сь прежнимъ во оной храмомъ Покровъ Пресвятыя Богородицы въ деревни моей Одинковкѣ".

Новороссійскій гражданскій губернаторъ Селецкій съ своей стороны, отъ ІЗ-го іюія 1797 года писалъ къ преосвященному Гавріилу: "Доставленной ко мнѣ отъ губернскаго землемѣра коллежскаго ассесора и кавалера Чуйка планъ на отмежеванную въ Новомосковскомъ уѣздѣ изъ округи деревни Одинковки, въ слѣдсгвіе предписанія ему даннаго по прошснію помѣщика секундъ-маіора Василія Афанасьева сына Куличенкова, подъ намѣреваемую имъ въ той дерсвнѣ выстроить церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, для до-вольствія будущихъ священно и церковнослужителей землю, и данную отъ помянутаго маіора Куличенкова подписку, о содержаніи имъ таковой церкви во всякомъ благолѣпіи, при семъ къ Вашему Высокопреосвященству препро-вождая, прошу на устроеніе въ означенной деревнѣ церкви преподать архи-пастырское Вашего Высокопреосвященсгва благословеніе".

По разсмотрѣніи всѣхъ обстоятельсгвъ сего дѣла и наведснныхъ къ нему точныхъ справокъ, преосвященный Гавріилъ резолюціею отъ 21-го сентября 1797 года благословилъ вь слободѣ Одинковкѣ устроить церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы и дозволилъ для этого изъ Старой Самары, изъ мѣстечка Богородичнаго закрытую для богослуженій и упраздненную цер-


562

ковъ перенесть въ слободу Одинковку. 23-го сентября 1797 года изъ Екате-ринославской Консисгоріи отправленъ въ Павлоградское (въ Новомосковскѣ) духовное Правленіе указъ объ этомъ; а 18-го апрѣля 1798 года Новомосковскій протоіерей Феодоръ Крупянскій соборнѣ, по надлежащему церковному чиноположенію, въ слободѣ Одинковкѣ освятилъ мѣсто подъ церковь, положилъ заиадку на сооруженіе оной и на мѣстѣ работъ водрузилъ крестъ. Репортомъ отъ 9 февраля 1799 года Новомосковское духовное Правленіе долагало преосвященному Гавріилу, митрополиту Новороссійскому и Днѣпровскому: "Минувшаго 798 года декабря 20 дня поданнымъ въ сіе духовное Правленіе Новомосковскаго уѣзда помѣщикь, маіоръ Василій Куличенковъ прошеніемь предсгавилъ, что въ деревнѣ его Одинковкѣ Покровская церковь уже высгроена и въ ней иконосгасъ поставленъ; ризница, сосуды и книги до церковнаго округа принадлежащіе имѣются,—и просилъ о освидѣтельсгвованіи вышеписанной церкви и вещей предписать, кому слѣдуетъ, и по освидѣтельствіи о освященіи оной, куда слѣдуетъ, учинить представленіе; по которому отъ 20-го декабря прошлаго 798 года предписано было указомъ; присутсгвующему сего Правленія священнику Пантелеимону Покорскому сьѣхать въ селеніе Одинковку, и имѣющіесь въ тамошней церквѣ утвари, ризницу и книги описать и по описаніи репортоватъ сему Правленію, съ приложеніемь описи, каковую оной присутствующій, священникъ Пантелеимонъ Покорскій сего февраля 9 дня учиня, при репортѣ въ сіе Правленіе приложилъ; того ради Вашему Высокопреосвященсгву Новомосковское духовное Правленіе, сь приложеніемъ той описи, на архипастырское благоразсмотрѣніе предсгавляетъ и проситъ о освященіи той церкви и о выдачѣ въ оную святаго антиминса учинитъ архипастырское благоразсмотрѣніе и резолюцію". По сему репорту преосвященный Гавріилъ резолюціею отъ 7 марта 1799 года разрѣшилъ освятить новоустроенную вь слободѣ Одинковкѣ Свято-Покровскую церковь и дозволилъ выдать для этого новый освященный антиминсь. 12 апрѣля 1799 года   изъ   Новороссійской   Консисгоріи   отправленъ   въ   Новомосковское


563

духовное Правленіе указъ объ этомъ; а 2-го іюня тогоже 1799 года Ново-россійскій протоіерей Софоній Трироговъ соборнѣ, по надлежащему церковному чиноположенію, въ слободѣ Одинковкѣ освятилъ новоустро-енную Свято-Покровскую церковь и открылъ въ ней богослуженіе и священ-нодѣйствіе.

Новомосковское духовное Правленіе, ходатайствуя о произведеніи стихарнаго дьячка слободы Сухачевки, Новороссійскаго уѣзда Алексѣя Самборскаго во священника въ слободу Одинковку, 20-го декабря 1798 года въ репортѣ писало преосвященному Гавріилу, митрополиту Новорос-сійскому: "Въ селѣ Одинковкѣ, по исповѣдной поданной за 1798 годъ отъ Новомосковскаго священника Наума Кобыщана росписѣ показано дворовъ двадцать семь, въ нихъ душъ мужеска сто семьдесятъ четыре, женска сто сорокъ восемь, обоего пола триста двадцать двѣ; того ради Вашему Высокопреосвященству, Новомосковское духовное Правленіе означенные—приходскихъ людей одобреніе и свидѣтельство Новорос-сійскаго духовнаго Правленія съ нимъ, кандидатомъ указнымъ дьячкомъ Алексѣемъ Самборскимъ на архипастырское благоразсмотрѣніе пред-ставляетъ".

На основаніи сего презента, согласно просьбѣ и желанію помѣщика маіора Василія Афанасьевича Куличенка, дьячекъ Алексѣй Самборскій, 25-го марта 1799 года въ Новомиргородѣ произведенъ во священника въ слободу Одинковку къ Покровской церкви.



Реклама на сайте
Яндекс цитирования

Рассылки Subscribe.Ru
Генеалогическое древо семьи