408


Новомосковский уъздь.

МЬСТЕЧКО СТАРАЯ САМАРА.

Мѣстечко Старая Самара, по теченію рѣки Самары, на правой сторонѣ ея, ниже Самарскаго монастыря и нынѣшняго Новомосковска, не далеко, въ 6 верстахъ отъ впаденія Самары въ Днѣпръ,—одно изъ самыхъ древнихъ запорожскихъ поселеній*. Это—знаменитый и слав-ный старинный запорожскій городъ Самара. Русскія войска, идя въ Крымъ, останавливались въ Самарѣ, какъ бы на перепутьи, и пользо-вались здѣсь гостепріимствомъ запорожцевъ. Здѣсь, въ свое время, устроена была первая и главная русская крѣпость, какъ страэісница противъ татаръ; здѣсь былъ знаменитый русскій, такъ называемый,— Богородицкій ретраншаменть съ пороховымъ и селитреннымъ заводами, съ огромными магазинами, съ цѣлыми кварталами и рядами промышленныхъ и торговыхъ домовъ и лавокъ**.

Въ Консисторскомъ архивѣ находимъ слѣдующія бумаги, относящіеся къ скромному и убогому мѣстечку—Старой Самарѣ. Запорожскаго Коша атаманъ Калнышевскій, войсковая старшина и товариство оффиці-альною бумагою отъ 22 февраля 1772 года за № 749, писали къ преосвя-щенному Гавріилу, митрополиту Кіевскому: "здѣшняго войска господинъ полковникъ Самарскій ?гнатъ Пшеничный съ старшиною и Старокодац-кой Крестовой Запорожской Намѣстніи намѣстникъ отецъ Григорій По-рохня съ присутствующими іереи поданнымъ въ Коштъ доношеніемъ представили, что вольностей запорожскаго низоваго войска при церкви Свято-Покровской Богородичанской имѣлось два священники, Стефанъ Ластовицкій, да Іоаннъ Гамалѣя, скоихъ Стефанъ Ластовицкій прошлаго 771 года мѣсяца декабря 24-го числа умре, остался понемъ сынъ его Феодоръ Ластовицкій; и какъ де означенному остаючемуся при той церквѣ одному священнику Іоанну Гамалѣи въ преподаяніи народу требъ управляться самому


409

съ немалою трудностію, онижъ—полковникъ съ старшиною и намѣстникъ съ присутствующими, избравши по согласію народа къ той церквѣ принадлежащаго, во священника на мѣсто Стефана Ласто-вицкаго, сына его Феодора Ластовицкаго, просили отъ насъ къ Вашему ясне въ Богу Высокопреосвященству о удостоеніи его во священника къ предписанной Свято-Покровской церквѣ писанія. Почему мы, согласуя тому, Вашего ясне въ Богу Высокопреосвященства нижайше просимъ его Феодора Ластовицкаго къ сей церквѣ на мѣсто умершаго отца его Сте-фана внастоятельнаго священника рукоположить и дать на то архи-

пастырско-благословительную грамоту милостиво неоставить"        

Духовное Правленіе Старокайдакской Крестовой Намѣстніи, съ своей стороны, отъ 9-го марта 1772 года за № 28 препроводило къ преосвященному Гавріилу, митрополиту Кіевскому, слѣдующее доно-шеніе: "волностей войска запорожскаго низоваго въ мѣстечкѣ Старой Самарѣ при церквѣ Свято-Покровской у прихода предсимъ налично зоставали два священника, Стефанъ Ластовицкій да Іоаннъ Гамалѣя, но одинъ снихъ Стефанъ Ластовицкій прошлаго 771 года декабря 24-го дня, по причинѣ заразительной болѣзни умре . . . . а другой вышепи-санной, священникъ Гамалѣя единственно при той Старосамарской Свято-Покровской церквѣ зоставая, священнослуженіе и другіе нарочніе необходимости самолично отправляетъ; и хотя при томъ ихъ Старосамарскомъ приходѣ по ревизіи нынѣ дворовъ всего четыре-десятъ только имѣется, но что при томъ же мѣстечкѣ Старой Самарѣ учрежденъ старосамарскій ретраншаментъ, внемъ подъ нынѣшную экстру гарнизона не малое число, да и больные солдаты, при слѣдова-ніи арміи съ крымскаго полуострова, влазаретахъ тутъ же оставлены, и ежеденно преподаянія ради больнымъ требъ къ священнику надоб-ность простирается; для того оной священникъ Гамалѣя въ исправ-леніи всего того не малое затрудненіе узнавая, объ отсылкѣ для руко-положенія въ степень священническій, на мѣсто измершаго священника Ластовицкаго, сына того священника Феодора Ластовицкаго жъ, въ помощь кнему на половинную часть парафіи просилъ въ здѣшнемъ


410

духовномъ Правленіи къ Вашему Высокопреосвященству представленія. По справкѣ жъ въ духовномъ здѣшнемъ Правленіи явилось, что вышъ реченній того измершаго священника сынъ Феодоръ Ластовицкій съ мало-лѣтства до днесь при отцу своему проживая, славенской грамотѣ гороздо изученъ, въ службѣ казачей не находился и на баталіяхъ ни когда не бывалъ, женился на дѣвицѣ и первымъ бракомъ, 762 года въ той же Староса-марской Свято-Покровской церквѣ присягу имѣлъ, на присяжномъ листу подписанъ, въ штрафахъ и наказаніяхъ небылъ, долговъ и начетовъ за собой ни какихъ неимѣлъ, да и что доходами тѣми, каковими отецъ его Стефанъ Ластовицкій пользовался, продовольствоваться1 будетъ, а вымагательствъ и издирствъ ни какихъ не чинитиметъ, въ здѣшнемъ духовномъ Правленіи писменно обовязательство на себе подалъ; для того въ высокомилостивой Вашего Высокопреосвященства респектъ его Ластовицкаго при семъ представляя, всенижайше просимъ архипа-стырскаго Вашего Высокопреосвященства его во священника настоя-тельнаго къ той Старосамарской Свято-Покровской церквѣ на равную съ имѣючимся при оной священникомъ Гамалѣемъ часть доходовъ руко-положеніемъ удостоить и усыновительную грамоту выдать всемило-стивѣйше повелѣть соизволить" ....

По справкѣ оказалось, что презентованный Феодоръ Ласто-вицкій "правильныхъ (30) къ священству летъ не имелъ; а потому, сказано въ указе, по причине недозрелыхъ его летъ, священническаго характера не удостоеиъ, а только 24-го мая 1772 года рукоположенъ во діакона къ Старосамарской Покровской церкви, въ надеждѣ священства".

Въ 1774 и 1775 г.г. во многихъ мѣстахъ Запорожья появлялись тайные враги общаго спокойствія,—мятежники-злодѣи изъ разбитой и пора-женной партіи Пугачева; они шукали (искали) здѣсь яко бы живаго въ Бозе почившаго государя императора Петра третьяго, и своими поисками волновали и безпокоили народъ. Въ августѣ мѣсяцѣ 1774 года одинъ изъ такихъ злодѣевъ, именующій себя полковникомъ, Василій Злой,


411

онъ же Журба, появился въ Старой Самарѣ. Одинъ слухъ объ этомъ взволновалъ народъ и произвелъ всеобщій переполохъ. Самара была оцѣплена и окружена карантиномъ: ни кому не было свободнаго ни входа въ город, ни выхода; въ городѣ начались допросы и розыски, отъ которыхъ народъ не скоро могъ успокоиться и пріити въ себя! `)

1777 года въ дѣлѣ о производствѣ діакона Ластовицкаго во свяще-нника Старая Самара представляется нѣсколько въ иномъ видѣ и въ лучшемъ свѣтѣ, описана обстоятельнѣе и съ большими подробностями. Нужнымъ считаемъ помѣстить здѣсь изъ сего дѣла, хоть въ извлѣченіи, нѣкоторые бумаги.

Самарское духовное Правленіе въ доношепіи отъ 24 марта 1777 года за № 63 писало къ преосвященному Евгенію: "сего марта 24-го дня 1777 года вѣдомства Самарскаго, Старосамарской крѣпости, онажъ и Бого-родичное, Свято-Покровской церкви діаконъ Феодоръ Ластовицкій предъявилъ сему духовному Правленію, данное ему означенной церкви отъ приходскихъ людей заручное прошеніе, о произведеніи его къ оной Покровской церквѣ на половинную часть Старосамарскаго прихода къ священнику Іоанну Гамалѣи во священника; по которому прошенію для надлежащаго изслѣдованія изъ сего духовнаго Прав-ленія отправленъ былъ слободы Новоселовки священникъ Іоаннъ Ковалевскій, который по слѣдствіи репортомъ предписанному духов-ному Правленію изъяснилъ, что де означенная Старосамарская Свято-Покровская церковъ деревянная, нѣсколько въ стѣнахъ повреж-денная, но есть къ лутшему ея поправленію доволенъ коштъ, на что

`) Такъ, впрочемъ, было не въ одной Самарѣ: повсюду бѣда постигала тѣ города и слободы, гдѣ появлялись злодѣи-мятежники изъ партіи Пугачева; вездѣ страдали хозяева, въ домахъ которыхъ бывали они. Въ ноябрѣ 1775 г. Бахмутскаго уѣзда, вѣдомства Деркульскаго духовнаго Правленія, слободы Староайдарской священникъ Стефанъ Воскобойниковъ, по секретному распоряженію Азовской губерніи губернатора Черткова, взятъ въ Бахмутскую Провинціальную Канцелярію къ допросу и послѣ допроса подъ карауломъ, какъ уголовный преступникъ, отправленъ въ Бѣлевскую крѣпость за то, что "передержшалъ у себя заведемо бывшаго и истреблен-` наго государственнаго злодея и бунтовщика Пугачева партіи, называющаго себя полковникомъ, Василія Злаго оиь же Журби: значитъ, того самаго, что былъ в


412

подпискою прихожане себя обязали, къ церковному священнослуженію дальнѣйшихъ преградъ еще не предусмотрено, построена сихъ приход-скихъ людей, предковъ коштомъ на отведенной подъ оную церковь землѣ, книгами до церкви принадлежащими, священнослужительскими облаче-ніями, утварьми, сосудами снабжена безъ всякаго недостатка, при которой приходскихъ дворовъ въ разноселеніи находящихся имѣется сто пятьдесятъ одинъ, мужеска пола восемьсотъ семьдесятъ пять, а женска семьсотъ пятьдесятъ шесть, а обоего пола тысяча шестьсотъ тридцать одна душа состоитъ, церковной для священно и церковнослужителей усадебной, пашенной земли и сѣнныхъ покосовъ нарочно отведенныхъ не имѣется, по причинѣ не отмежеванія, а довольствуются священно и церковно-служители съ общественной округи; когда же земля подъ Старосамарскую крѣпость отведена будетъ, въ то время особо на священно и церковнослу-жителей земля и сѣнные покосы, по положенію межевой инструкціи, ограничены быть имѣютъ. Означенный кандидатъ діаконъ Феодоръ Ластовицкій житія и состоянія честнаго, въ супружествѣ живетъ добропо-рядочно; въ чтеніи и пѣніи, по свидѣтельству сего духовнаго Правленія, исправенъ; къ просимому имъ діакономъ Ластовицкимъ священническому мѣсту потребенъ другой священникъ" .... Крѣпости Старосамарской, онажъ и Богородичное, Покровской церкви приходскіе люди, съ своей стороны, писали: "церковь Покрова Богоматери есть деревянная, которая находится въ стѣнахъ нѣсколько повреждена, однако къ поправленію ея доволенъ коштъ имѣется, и къ священнослуженію нѣтъ ни какого пре-пятствія; построена общимъ предковъ нашихъ коштомъ на отведенной подъ оную церковь землѣ; при той нашей церквѣ священникъ Іоаннъ Гамалѣя, діаконъ Феодоръ Ластовицкій, дьячекъ Петръ Фесенко, пономарь Феодоръ Волошенко не рукоположенные въ стихарь, старосты церковные Савва Бубликъ и Стефанъ Руденко; означенный священникъ Гамалѣя хотя и находится при вышеписанномъ приходѣ, однакожъ по причинѣ разнонаселеннаго онаго прихода съ большимъ трудомъ исправляет долгъ свой; потребенъ въ помощъ ему священнику Гамалѣи на половинную


413

часть прихода и другой священникъ; мы всѣ обще съ согласіемъ священническимъ показанной церкви приходскіе люди, не изключая никого изъ насъ, къ произведенію избраннаго нами во священника діакона Феодора свидѣтельствуемъ, что онъ родомъ бывшаго при пока-занной церквѣ мѣстнаго умершаго священника Стефана Ластовицкаго сынъ, родился, воспитанъ и изученъ славянской грамотѣ и писать въ показанной Старосамарской крѣпости, лѣтъ ему діакону тридцать, къ указанной присягѣ въ прошломъ 1762 году при показанной церквѣ приводимъ былъ священникомъ Іоанномъ Гамалѣемъ и въ вѣрности присяги на присяжномъ листу съ протчими своеручно подписался, которой діаконъ Ластовицкій состоянія добраго, не пьяница, не бійца, въ домостроительствѣ своемъ исправенъ и рачителенъ. При показанной церквѣ имѣется приходскихъ дворовъ по вѣдомости губернской восемь-десятъ четыре, внихъ мужеска пятьсотъ сорокъ девять, женска четыреста девять десять одинъ, обоего пола тысяча сорокъ душъ состоитъ, кромѣ безъсменно находящейся при крѣпости Старосамарской артилерійской команды, которой въ крѣпости собственныхъ дворовъ двадцать восемь, въ техъ дворахъ мужеска восемьдесятъ четыре, женска сорокъ девять душъ, да въ селеніи Лошаковке въ 37, верстахъ сорокъ одинъ дворъ, мужеска сто двадцать восемь, а женска сто одиннадцать, ещежъ къ тому приходу принадлежащихъ хуторовъ двадцать восемь, въ нихъ мужеска сто четырнадцать, а женска сто пять душъ состоитъ, а всего при Богородичномъ приходѣ дворовъ съ бездворными хатами, съ хуторами и артилерійскою безъсменною командою сто пять десятъ одинъ, обоего пола душъ тысяча шестьсотъ тридцать одна находится; при показанной же церквѣ особо отмежеванной земли на священно и церковнослужителей не имѣется, по причинѣ что еще не отмежевано по штату на всю Старосамарскую округу земли, а по отмежеваніи округи и подцерковная земля на священно и церковнослужителей отведена въ неотъемлемое владѣніе будетъ, а нынѣ показанной церкви священно и церковнопричетники довольствуются и пашенною, и селидебною землею, равно и сѣнными покосы, съ протчими своими прихожанами".


414

Старосамарскій комендантъ секундъ-маіоръ Андрей Карповъ также письменно засвидѣтельствовалъ, что артиллерійская гарнизонная коман-да его, да полевая двуротная команда и лазаретъ безъсменно состоятъ въ Старой Самарѣ и по многолюдству прихода крайне нуждаются въ дру-гомъсвященникѣ.

На основаніи сихъ презентовъ, діаконъ Феодоръ Ластовицкій 9-го апрѣля 1777 года произведенъ во священника къ Старосамарской Покровской церкви, въ помощь священнику Гамалѣю.

Покровская церковь Старой Самары находится нынѣ въ селѣ Один-ковкѣ, (Куличенкова тожъ) Новомосковскаго уѣзда. Объ этомъ скажемъ въсвоемъмѣстѣ.

СЛОБОДА НОВОСЕЛ?ЦА,-Н ЫНЪШНІЙ ГОРОДЪ

новомосковскъ.

Нынѣшній уѣздный, Екатеринославской губерніи, городъ Ново-московскъ въ старину, какъ въ просторѣчіи, въ устахъ народа, такъ и въ дѣловыхъ письменныхъ бумагахъ назывался различными именами,—то Самарою, то Самарчукомъ и Самарчикомъ, то Новоселицею и Ново-селовкою. Последнѣе названіе, по началу своему весьма древнее, ясно показываетъ, что первые обыватели Новоселицы, нынѣшняго Ново-московска,—были переселенцы, выходцы изъ разныхъ мѣстъ запо-рожья, и особенно изъ близъ лежащаго города Старой Самары*. ? точно, въ старинныхъ бумагахъ мѣстныхъ архивовъ есть прямые и ясныя указанія на то, что когда городъ—Старая Самара—сдѣлался главнымъ станомъ русскихъ войскъ и поступилъ какъ бы въ полное владеніе ихъ,—многіе изъ жителей Старой Самары сами собою ушли изъ города и поселились между Старою Самарою и Самарскимъ монастыремъ, т. е., заняли мѣстность нынѣшняго Новомосковска, образовали слободу Новоселицу.


415

Мѣстечко Самарчикъ,—слобода Новоселица,—съ давнихъ, неза-памятныхъ временъ, славился многолюдствомъ жителей, богатствомъ своихъ естественныхъ произведеній и своими торговыми, коммерческими оборотами. Самарчик—это былъ во всѣхъ отношеніяхъ главный городъ восточнаго запорожья. Свято-Троицкая Самарчицкая церковь древностію своею превосходила многія запорожскія церкви. По желанію Коша Запорожскаго, около 1760 года въ Самарчикѣ учреждено духовное на-мѣстническое Правленіе, подъ именемъ Старокайдацкаго запорожскаго; главный священникъ Свято-Троицкой церкви Григорій Порохня отъ митрополита Кіевскаго пожалованъ чиномъ Крестоваго Наместиика. При Свято-Троицкой Самарчицкой церкви было шесть наличныхъ служащихъ священниковъ; но, по огромному народонаселенію, около 1771 года и этого количества священиковъ было недостаточно для удо-влетворенія духовныхъ нуждъ и религіозныхъ потребностей народа. Кошъ запорожскій и Старокайдакское Крестовое Намѣстническое духовное Правленіе вынуждены были просить преосвященнаго Гавріила, митро-полита Кіевскаго, дать имъ еще одного, седьмаго, священника. Проси-тельную бумагу о семъ духовнаго Правленія отъ 25-го апрѣля 1772 года за № 45 помѣщаемъ здѣсь цѣ ликомъ.

"Вѣдомства здѣшней Крестовой Старокодацкой Запорожской На-мѣстніи въ мѣстечкѣ Самарчикѣ, при храмѣ святыя живоначальныя Троицы, по учиненной вновь справкѣ, дворовъ состоитъ двѣстѣ восемь-десятъ, священниковъ же насъ при томъ Самарчицкомъ Свято-Троицкомъ приходѣ шесть уже имѣется, и хотя бы въ разсужденіи объявленной Самарчицкой нашей парафіи съ народными въ преподаяніи христіанскихъ требъ и протчаго необходимостьми толикому числу священниковъ управиться и свободно; но понеже въ семъ мѣстечкѣ Самаркѣ духовное письменныхъ дѣ лъ Правленіе производится, то съ вышеозначенныхъ насъ шести священниковъ намѣстникъ и два присутствующіе, къ сему Прав-ленію опредѣлены и ежечасно указнымъ интересамъ поспѣшествуя, также и по другимъ случающимся дѣламъ производство чиня, время въ


416

томъ присутственномъ мѣстѣ умедливаемъ, а исправленіе народныхъ по парафіи потребностей тремя только остаючимися священниками не рѣдко отправуемо бываетъ; что же сего нашего Самарчицкаго Свято-Троицкаго прихода обыватели `), кромѣ жилыхъ своихъ въ семъ мѣстечкѣ Самарчикѣ дворовъ, довольнымъ числомъ въ отдаленныхъ отъ онаго мѣстечка околичностяхъ свои имѣютъ хутора и во оныхъ живучихъ наемниковъ, то ежечасно и въ тѣ ихъ хутора преподаянія ради больнымъ требъ священ-никамъ отъ прихода отсутственность случается; и такъ во исправленіи всѣхъ вышевыраженныхъ обстоятельствъ понѣсколько трудность мы узнавая, и седьмому у сего прихода священнику быть занадобно почитаемъ. ? понеже Кошъ войска запорожскаго къ сей Свято-Троицкой Самарчицкой церкви, для рукоположенія въ седьмаго настоятельнаго священника, сего под-носителя Самарчицкаго Свято-Троицкаго діакона Іакова Соколовскаго къ Вашему Преосвященству презентовалъ: для того и мы, что онъ Соколовскій до діаконства еще и уже во діаконской степени будучи никакова въ прожилости своей подозрѣнія неподалъ, въ штрафахъ и наказаніяхъ ненаходился, да и лѣтъ уже правильныхъ, покорнѣйше свидѣтельствуя, рукоположить его въ степень священства къ Самарчицкой Свято-Троицкой церкви на седмую часть парафіи удостоить и усыновительную грамоту выдать милостивѣйше повелѣть всенижайше просимъ".

Старая Свято-Троицкая церковь въ мѣстечкѣ Самарчике, отъ времени, сдѣлалась во многихъ мѣстахъ ветхою и для умножившагося народа непомѣс-тительною. По сему Самарскій полковникъ, старшина и прихожане рѣши-лись въ другомъ мѣстѣ устроить новую трехпрестольную церковь, средній, главный престолъ во имя Пресвятыя Тройцы, а побокамъ, на правой сторонѣ, св. сл. первоверховныхъ апостолъ Петра и Павла, а на лѣвой, св. трехъ-

`) Отставный полковой священникъ Григорій Кремянскій, желавшій быть священ-никомъ въ Самарчикѣ, фактически, документально доказалъ, что въ 1778 году посто-яныхъ жителей и прихожанъ Самарчицкой церкви было въ дѣйствителъности 9227 душъ обоего пола, а по отчетностямъ значилось только 1100 душъ.


417

святителей, Василія Великаго, Григорія Богослова и Іоанна Златоустаго. Мая 21-го 1774 года духовное Правленіе запорожской Старокодацкой Крестовой Намѣстніи, у Кіевскаго митрополита просило разрѣшенія на постройку новой трехпрестольной церкви. Благословительную грамоту отъ митрополита Гавріила привезъ въ Самарчикъ іеромонахъ Давидъ. 2-го іюня 1775 года освящено мѣсто и заложена церковь.

Работы по устройству церкви производилъ "рабъ Божій", человѣкъ высокой, истинно-христіанской жизни, казакъ изъ Водолагъ, нынѣшней Харьковской губерніи, Іоакимъ Погребнякъ. Усердный къ дѣлу, набож-ный и благоговѣйный `), Погребнякъ въ Самарскомъ Свято-Николаев-скомъ монастырѣ часто искренно молился Господу Богу и просилъ святителя Николая умудрить его въ дѣлѣ постройки Самарчицкой, Новоселицкой церкви. При всѣхъ политическихъ невзгодахъ и при всѣхъ мѣстныхъ тяжкихъ настроеніяхъ, Погребнякъ, при помощи Божіей, дѣй-ствительно, устроилъ въ Самарчикѣ, въ Новоселицѣ, трехпрестольную церковь весьма искусно и затѣйливо, о девяти главахъ, безъ всякихъ колоннъ и подставокъ, какъ внутри, такъ и снаружи, на славу и на удивленіе всему запорожью. Весною 1778 года преосвященный Евгеній, архіепис-копъ Славенскій и Херсонскій, обозрѣвалъ свою епархію, былъ въ Бѣлевской крѣпости, посѣтилъ Колпаковку, Лычково и другія мѣста и прибылъ въ Екатеринославъ 1-й для освященія мѣста подъ церковь Сошествія Св. Духа и для закладки самаго храма. Обывателямъ Са-марчика,—Новоселицы, отъ души хотѣлось, чтобы преосвященный Евге-ній посѣтилъ ихъ городъ и освятилъ главный престолъ въ ихъ новостро-ющейся трехпрестольной церкви. Церковь во всѣхъ отношеніяхъ давно уже была отдѣлана; работались только одни иконостасы, по духу того времени, узорчатые, прорѣзные, требовавшіе долгаго времени, и усид-чиваго труда, и иконы для нихъ. Поручикъ, смотритель слободы

`) "Погребпякъ воды въ ротъ ие возметъ, пока служби святая не отойдетъ", такъ о Погребнякѣ отзывались въ Новомосковскѣ и въ другихъ мѣстахъ всѣ знавшіе его!

14. 55


418

Новоселицы, Антонъ Головатый, голословныхъ делъ разбиратель Феодоръ Бѣлый, ктиторъ Яковъ Легкоступъ, полковый старшина, кти-торъ Павелъ Коржевскій, войсковый хорунжій Герасимъ Руденко, полковый хорунжій ?ванъ Черевко и многіе другіе, по общей радѣ съ духовенствомъ, рѣшились поставить временно въ главномъ престолѣ иконостасъ изъ старой церкви и просить преосвященнаго, при старомъ иконостасѣ, освятить главный, Свято-Троицкій престолъ. Послѣ рады немедленно отправлено было въ Екатеринославъ 1-й къ преосвященному Евгенію прошеніе слѣдующаго содержанія: "Въ прошломъ 775 году іюня 2-го дня, по данной на закладъ преосвященнаго митрополита Гавріила Кіевскаго и Галицкаго благословительной грамотѣ, заложена въ слободѣ Новоселовкѣ трехпрестольная церковь,—по правой сторонѣ во имя первоверховныхъ апостоловъ Петра и Павла, въ срединѣ во имя Живона-чальныя Троицы, а по лѣвой во имя трехъ-святителей—Василія Великаго, Григорія Богослова и Іоанна Златоустаго, и оной церкви выстройка наружная окончена, равно и внѣшними украшеніями, какъ-то: сосудами, облаченіями, книгами и прочими утварьми снабдѣна, но иконостасъ иконописнымъ художествомъ мало не доконченъ; церковь же старая такъ обветшала, что оной подчинить крайне не можно, а чрезъ ея обветшалость и во время дождя священнослуженіе совершать съ немалою опасностію: того для Вашего Преосвященства просимъ, до написанія новаго, въ ново-строющуюся Новоселовскую Троицкую церковь перенесть изъ старой Троицкой церкви иконостасъ и освятить архипастырски удостоить". Походная Контора преосвященнаго Евгенія немедленно забрала въ Самарскомъ духовномъ Правленіи надлежащія справки и доложила преосвященному, что трехпрестольная церковь въ слободѣ Ново-селовкѣ, дѣйствительно, по церковному чиноположенію заложена 2-го іюня 1775 года, во всѣхъ отношеніяхъ, за исключеніемъ иконостаса, отдѣлана и что главный, Свято-Троицкій престолъ удобно можно освятить архіерейскимъ богослуженіемъ, по перенесеніи въ оный, на время, иконостаса изъ старой церкви. Преосвященный Евгеній изъявилъ


419

на это полное согласіе и 13-го мая 1778 года, съ "администраторомъ", архимандритомъ Феоктистомъ освятилъ въ Новоселовкѣ Троицкую церковь и совершилъ въ ней первое богослуженіе и священнодѣйствіе.

Отъ 12-го августа 1780 года Екатеринославское духовное Правленіе, за подписью Нефорощанскаго монастыря намѣстника, іеромонаха Амфилохія и іерея Лаврентія Яновскаго, доносило преосвященному Никифору, архіепископу Славенскому и Херсонскому, что въ слободѣ Новоселицѣ въ трехпрестольной церкви боковые предѣлы работою совершенно окончены, всѣмъ необходимымъ достаточно снабжены и вполнѣ готовы къ освященію; въ среднемъ, главномъ строится иконо-стасъ; а иконостасъ старой церкви взятъ уже въ слободу Козырщину; а потому, по настоянію обывателей Новоселицы, духовное Правленіе просило у преосвященнаго благословенія и разрѣшенія немедленно освятить въ Новоселицкой Троицкой церкви боковые придѣлы. По надлежащей справкѣ къ дѣлу, святительская грамота на освященіе боковыхъ придѣловъ была выдана, и Новоселицкій протопопъ Григорій Порохня 30-го августа 1780 года освятилъ Петропавловскій придѣлъ, а 8-го сентября того же года Трехсвятительскій на выданныхъ освящен-ныхъ антиминсахъ, о чемъ бумагою отъ 10-го сентября 1780 года и до-несъ непосредственно въ Славенскую духовную Консисторію.

Доношеніемъ отъ 2-го генваря 1781 года, Новоселовскій протопопъ Григорій Порохня представлялъ преосвященному Никифору, архіепис-копу Славенскому и Херсонскому, что, по благословенію Его Преосвя-щенства, въ Новоселовской трехпрестольной Свято-Троицкой церкви боковые—Петропавловскій и Трехсвятительскій—престолы имъ, Порох-нею, освящены; средній же престолъ, при посѣщеніи епархіи, преосвящен-нымъ архіепископомъ Евгеніемъ въ 778 г. освященъ, предъ коимъ тогда поставленъ былъ старый иконостасъ; нынѣ же, на мѣсто онаго, сдѣланъ новый, также и жертвенникъ, иконописною работою покончены и постав-лены уже въ своихъ обыкновенныхъ, надлежащихъ мѣстахъ; а потому просилъ у преосвященнаго разрѣшенія и благословенія освятить новоустроен-

14*


420

ные иконостасъ и жертвенникъ. По состоявшемуся опредѣленію Консис-торіи, означенные новопоставленные иконостасъ и жертвенникъ Троиц-кой церкви 18-го апрѣля того же 1781 года Екатеринославскаго духовнаго Правленія присутствующимъ, намѣстникомъ Амфилохіемъ освящены, о чемъ немедленно и донесено Консисторіи.

Въ маѣ мѣсяцѣ 1782 года преосвященный Никифоръ посѣщалъ Ново-селовку, обозрѣвалъ девятиглавую трехпрестольную церковь и восхи-щался великолѣпіемъ и благоустройствомъ ея.

Въ іюлѣ 1793 года Павлоградское духовное Правленіе, по распоря-женію преосвященнаго Гавріила, митрополита Екатеринославскаго, переведено изъ Самарскаго монастыря въ слободу Новоселицу.

Репортомъ отъ 8-го генваря 1795 года, Павлоградское духовное Правленіе ( изъ сл. Новоселицы ) долагало преосвященному Гавріилу: "По переводѣ города Новомосковска, изъ бывшаго прежде города Екате-ринослава 1-го въ мѣстечко Новоселицу, состоящая тамъ соборная Свято-Духовская церковь со всѣми въ ней серебренными сосудами и одѣяніями, составляющими на немалую сумму, и прочими церковными вещами, остается безъ всякаго досмотра, и поелику оттуда и послѣдніе жители всѣ по разнымъ мѣстамъ разошлись, то сіе духовное Правленіе, забирая сомнѣніе, чтобъ на случай изъ оной церкви какого похищенія послѣдовать не могло, Вашему Высокопреосвященству на архипастыр-ское благоразсмотрѣніе представляетъ, куда повелѣно будетъ тѣ сосуды, ризницу и всѣ церковныя вещи взять и отдать для храненія впредь до разсмотрѣнія; при семъ также и о переименованіи нынѣшней Новомос-ковской Троицкой церкви градскою Соборпою сіе духовное Правленіе покорнѣйше проситъ снабдить архипастырскою резолюціею". По сему репорту преосвященный Гавріилъ резолюціею отъ 26-го генваря 1795 года, благословилъ бывшаго мѣстечка Новоселицы, а нынѣ города Ново-московска Свято-Троицкую церковь именовать градскою Соборною, а утварь и всю ризницу Свято-Духовской церкви упразднеішаго города Новомосковска, бывшаго Екатеринослава 1-го, передать въ Новомос-ковскую градскую Соборную церковь на храненіе впредь до разсмотрѣнія.


421

ГОРОДЪ ЕКАТЕР?НОСЛАВЪ 1-Й.

Въ предѣлахъ нынѣшняго Новомосковскаго уѣзда съ 1777 года по 1786 годъ существовалъ городъ Екатеринославъ 1-й*. ?злагаемъ здѣсь объ этомъ городѣ тѣ краткія свѣдѣнія, какія только имѣются у нас подъ руками.

Городъ Екатеринославъ 1-й происхожденіемъ и существованіемъ своимъ всецѣло обязанъ Азовскому губернатору В. А. Черткову. Чертковъ самъ лично выбралъ мѣсто для города, самъ же лично положилъ и основаніе ему, среди лѣта 1777 года. Екатеринославъ 1-й основанъ на лѣвой сторонѣ Днѣпра, на устьѣ, при впаденіи р. Кильчени въ Самару, въ 3-хъ верстахъ отъ знаменитаго, историческаго Старо-Самарскаго ретраншамента, или Богородицкой крѣпости. 10-го мая 1778 года пре-освященный Евгеній Славенскій въ новомъ городѣ, въ предмѣстьѣ, въ главномъ фортштате его, самъ—лично освятилъ мѣсто подъ церковь во имя Сошествія Святаго Духа и положилъ закладку на сооруженіе оной. Церковь строилась на казенный счетъ, изъ казенныхъ матеріаловъ и казенными людьми. 14-го октября того же 1778 года Екатеринослав-скій протоіерей Алексѣй Хандалѣевъ, съ разрѣшенія преосвященнаго Евгенія, освятилъ новоустроенную въ Екатеринославѣ Свято-Духов-скую церковь, съ постановленіемъ въ ней походнаго иконостаса, и открылъ въ ней богослуженіе и священнодѣйствіе. Среди лѣта 1781 года, для горнаго въ олтарѣ мѣста или сѣдалища сдѣлали къ церкви, внѣ ея, особую круглую пристройку, окончили работою и поставили постоянный, неподвижной иконостасъ, а въ верху храма устроили и открыли особый придѣлъ во имя Казанской Божіей Матери. Поход-ный иконостасъ съ антиминсомъ, бывшій доселѣ здѣсь въ употреб-леніи, по просьбѣ Черткова, оставленъ сохранно тутъ же для будущихъ церквей въ государственныхъ слободахъ Азовской губерніи. Въ началѣ іюня 1778 года Азовскій губернаторъ и весь штатъ его, Азовская губернская Канцелярія и всѣ части, всѣ отдѣленія ея управленія,


422

изъ Бѣлевской крѣпости перешли на жительство въ новый городъ. Въ 1781 году Екатеринославъ 1-й имѣлъ уже 4-ре церкви,—двѣ православ-ныя,—одну для людей великороссійской и малороссійской націи, а другую для грековъ, одну католическую и одну армянскую; два училища; жителей—купцовъ 270, мѣщанъ и цѣховыхъ 874, разнаго званія людей 1050,—всего 2194 души.

Въ 1782 году главный докторъ Шенфогель, со многими посторонними лицами, осматривалъ и свидѣтельствовалъ мѣстность Екатеринослава 1-го и всего Самарскаго побережья и нашелъ, что по низменному своему положенію вся эта мѣстность вредна для здоровья людей, неудобна и гибельна для экономически-хозяйственнаго благосостоянія обывателей.

Въ началѣ 1782 года, не довольствуясь казенною Свято-Духовскою церковію, жители города Екатеринослава 1-го, согласно желанію всего православнаго общества, рѣшились устроить для себя въ городѣ другую, особую церковь во имя Святителя Христова Николая Чудотворца. Сдѣ-лавъ на постройку церкви всѣ необходимыя заготовленія, они предста-вили губернатору В. А. Черткову прошеніе, въ коемъ писали: "Намѣрены мы въ здѣшнемъ городѣ Екатеринославѣ, на означенномъ мѣстѣ вы-строить собственнымъ нашимъ коштомъ во имя перенесенія мощей Свя-таго Чудотворца Николая деревянную церковь, на построеніе коей имѣ-емъ на лицо денегъ 1000 руб., дерева достаточное количество, дворовъ при оной церквѣ будетъ потребное число, по построеніижъ оной церкви, когда на то будетъ архипастырское благословеніе, оную всѣмъ каса-ющимся благопристойства и украшенія церковнаго снабдѣвать мы всѣ обязуемось; къ которой нашей имѣемой строитись церквѣ, избрали мы приходскимъ священникомъ Екатеринославской протопопіи слободы Новоселицы Троицкой церкви священника Іоанна Ковалевскаго, вѣдая его доброе состояніе и смиренность, который равно и церковнослу-жители довольствоваться будутъ общественною городскою землею, къ чему онъ желаніе свое объявилъ; къ построеніюжъ той церкви насъ влечетъ то, что мы неимѣя у себя приходской, въ состоящей здѣсь казенной Соше-


423

ствія Святаго Духа церквѣ помѣститься въ разсужденіи множества людей никакъ не можемъ, а чрезъ то самое лишаемся слушанія божественнаго славословія; того ради вашего высокопревосходительства покорнѣйше просимъ какъ о дозволеніи заложить помянутую во имя Святаго Николая церковь, такъ и о переводѣ къ оной вышепоказаннаго Новоселицкаго священника Ковалевскаго, писать архипастырю нашему преосвященному Никифору архіепископу съ прошеніемъ на то его благословенія и грамоты".

По поводу сей просьбы Чертковъ относился къ преосвященному Ники-фору и въ промеморіи отъ 26 генваря 1782 года писалъ къ нему: "Какъ изъ препровождаемаго при семъ поданнаго ко мнѣ отъ проживающихъ въ здѣшнемъ городѣ Екатеринославѣ разнаго званія людей, доношенія, ваше высокопреосвященство усмотрѣть изволите, благонамѣреніе ихъ построить въ здѣшнемъ городѣ на фортштатѣ, на назначенномъ мѣстѣ, во имя перенесенія мощей Св. Николая, деревянную церковь, на постро-еніе которой имѣютъ вналичности 1000 рублей денегъ, достаточное количество лѣса, да и дворовъ при оной будетъ потребное число, избирая къ священнодѣйствію во оной Новоселицкой Троицкой церкви священ-ника Іоанна Ковалевскаго, кой съ церковнопричетниками довольство-ваться будетъ общественною городскою землею; то и благоволите ваше высокопреосвященство по извѣстной въ состоящей здѣсь Сошествія Св. Духа церквѣ тѣснотѣ, о заложеніи помянутой во имя Св. Николая церк-ви, учинить ваше архипастырское благословеніе, и о переводѣ къ оной реченнаго священника Ковалевскаго, кому слѣдуетъ, дать повелѣніе".

Все было приготовлено къ постройкѣ въгородѣ Екатеринославѣ 1-мъ новой Николаевской церкви: грамота храмозданная выдана и получена на мѣстѣ; мастеръ и рабочіе приступили къ дѣлу: но вскорѣ все пріостано-вилось; слухи о перенесеніи Екатеринослава на другое мѣсто и объ открытіи Екатеринославскаго Намѣстничества удержали жителей отъ постройки новой церкви ....

Въ 1786 году, по распоряженію князя Потемкина, на самомъ дѣ-лѣ формально предписано было городъ Екатеринославъ въ боль-


424

шихъ размѣрахъ строить на правой сторонѣ Днѣпра, въ старожитпой казацкой слободе Половице, а всю мѣстность 1-го Екатеринослава, основаннаго и устроеннаго Чертковымъ, велѣно предоставить новому городу Екатеринославскаго Намѣстничества—Новомосковску и на ней предписано немедленно открыть этотъ городъ—Новомосковскъ.

Въ докладѣ на имя преосвященнаго Амвросія Екатеринославскаго отъ 31-го мая 1790-го г. Екатеринославская духовная Консисторія писала: "Павлоградское въ Новоселицѣ духовное Правленіе минувшаго апрѣля 19 дня репортомъ представило, что греки, жившіе въ городѣ Новомос-ковскѣ (т. е. въ Екатеринославѣ 1-мъ) всѣ почти пошли на жительство въ Таврію, почему и приходской ихъ Парасковейской церкви священникъ Николай Сакеліо, взявъ оной церкви святый антиминсъ, перешелъ зимовать въ мѣстечко Новоселицу. А по справкѣ въ Консисторіи оказа-лось: 1-е, указомъ Святѣйшаго Правительствующаго Синода 1786 г., мая 11-го дня повелѣно: за кончиною преосвященнаго ?гнатія митрополита Готфейскаго и Кефайскаго состоящимъ въ паствѣ его церквамъ и священ-но и церковнослужителямъ, такъ же и выведеннымъ имъ, митрополитомъ, грекамъ впредь до указу быть въ вѣдомствѣ, по духовнымъ дѣламъ, епархіи Екатеринославской. 2., по оному указу учиненнымъ въ Консисторіи тогожъ іюня 8 дня, опредѣленіемъ и преосвященнымъ архіепископомъ Никифоромъ утвержденным, 5-мъ пунктомъ, заключено: поелику въ городѣ Новомосковскѣ имѣется состоявшая въ паствѣ покойнаго митрополита ?гнатія церковь и священнослужители, то о бытіи и онымъ по тому Святѣйшаго Синода указу въ вѣдомствѣ Екатеринославской епархіи, послать въ Новомосковское, что нынѣ Павлоградское духовное Правленіе указъ, которой тогожъ іюня 9 дня и посланъ въ вѣдомостяхъ же, посылаемыхъ въ Святейшій Синодъ о церквахъ Екатеринославской епархіи и священно и церковнослужителяхъ, оной церкви показываемо не было. 3., указомъ же Святейшаго Синода состоявшимся марта 7 дня 1787 года дано знать, что имяннымъ Ея ?мператорскаго Величества


425

высочайшимъ указомъ, повелѣно, по обширности епархіи Екатерино-славской и по населенію въ городѣ Маріуполѣ и области Таврической грековъ, быть викарію, съ наименованіемъ епископа Феодосійскаго и Маріупольскаго; въ которое званіе во исполненіе того указа, вашимъ преосвященствомъ тогожъ года мая 2 дня посвященъ Нѣжинскаго Благо-вѣщенскаго монастыря архимандрит Дорофей. Почему въ Екатеринослав-ской духовной Консисторіи опредѣлено: репортъ съ прописаніемъ справки представить при семъ докладѣ вашему преосвященству на благораз-смотрѣніе, и просить резолюціи".

По сообщенію В. В. Каховскаго отъ 27 сентября 1790 г., оказалось, что греки изъ г. Новомосковска ушли въ Таврію съ вѣдома и дозволенія князя Потемкина; уходя, они унесли съ собою церковные сосуды и облаченія; церковь Парасковіевская осталась съ иконостасомъ, хоругвями, лампадами и колоколами; священникъ греческій Николай Сакеліо съ святым антиминсомъ поселился въ Новоселицѣ.

10-го октября 1791 года города Новомосковска (т. е. Екатеринослава 1-го) Свято-Духовской церкви священникъ, благочинный Василій Власовскій въ прошеніи писалъ преосвященному Амвросію Екатеринославскому: " Въ городѣ Новомосковскѣ (въ Екатеринославѣ 1-мъ) жителей, кромѣ городничаго съ штатною командою, съ ротою солдатъ и нѣкотораго числа канцелярскихъ служителей, нынѣ уже никого не имѣется; всѣ разошлись по разнымъ мѣстамъ. Я нижайшій при толь маломъ находясь количествѣ прихожанъ, пришелъ въ крайнее разореніе и скудость и не могу на семъ приходѣ себя пропитать. Для того, дабы мнѣ совсѣмъ не лишиться дневнаго пропитанія, нижайше прошу вашего высокопреосвященства опредѣлить меня въ городъ Павлоградъ къ Покровской церкви, по числу тамъ находящихся дворовъ, четвертымъ священникомъ "... 17 марта 1792 года священникъ Власовскій переведенъ въ Павлоградъ.

Промеморіею отъ 20-го октября 1793 г., Екатеринославское На-мѣстническое   Правленіе   писало   въ   духовную   Консисторію:   "   Въ


426

семъ намѣстническомъ Правленіи по репорту Новомосковской (т. е. Екатеринослава 1-го) Управы благочинія, коимъ прописываетъ, что во оной Управѣ благочинія случаются частыя дѣла по повелѣніямъ главной команды, по сообщеніямъ присутственныхъ мѣстъ и производимымъ во оной же Управѣ, по коимъ должно производить свидѣтелей, какъ въ повальныхъ обыскахъ, такъ и другихъ, къ присягамъ; но по неименію въ городѣ Новомосковскѣ (т. е. Екатеринославѣ 1-мъ) настоящаго свя-щенника, хотя во ономъ имѣется городская церковь со всѣми принадлеж-ностями, дѣлается въ произведеніи тѣхъ дѣлъ не малая остановка; и зато отъ главной команды взысканіе. А сверхъ того, и оная церковь остается бездолжнаго священнослуженія и прихожане безъ служенія и преподаянія требъ, и часто помираютъ безъ исповѣди и причастія святыхъ таинъ, равно и родящіеся младенцы безъ крещенія; хотяже отъ оной Управы благочинія многократно требовано отъ Павлоградскаго духовнаго Правленія объ опредѣленіи въ городъ Новомосковскъ къ упомянутой церквѣ для показанныхъ законныхъ нужностей изъ здѣшнихъ приходовъ священника, коихъ имѣется довольное число, какъ-то и въ самомъ мѣстечкѣ Новоселицѣ, гдѣ только находится одна церковь, а священниковъ четыре; но за всѣмъ тѣмъ и по нынѣ такова священника не опредѣлено; богоро-дичанской священникъ Михаилъ Котляревскій, по частымъ его болѣзнямъ и по нахожденію одного его при своемъ приходѣ, отлучиться отъ онаго и исправлять тамо тѣхъ законныхъ нужностей не можетъ и часто отказывается; то и проситъ объ опредѣленіи въ городъ Новомосковскъ настоящаго священника, куда слѣдуетъ, сообщить и оную Управу благочинія снабдить въ резолюцію указомъ; определепо: въ Екатеринославскую духовную Консисторію сообщить и требовать, дабы благоволила объ опредѣленіи въ городъ Новомосковскъ священника, который по вышепрописаннымъ обстоятельствамъ необходимо всегда нуженъ, учинить свое разсмотрѣніе и куда надлежить предписать; о послѣ-дующемъ же сіе Правленіе увѣдомить". По вѣдомости за 1792 г., въ Ново-московскѣ (т. е. въ Екатеринославѣ 1-мъ) показано приходскихъ дворовъ 15, а душъ обоего пола 327; священнику безъ жалованья жить нечѣмъ".



Яндекс цитирования

Рассылки Subscribe.Ru
Генеалогическое древо семьи