166


МЪСТЕЧКО ПОКРОВСКОЕ, НЫНЪШНЕЕ СЕЛО ПОКРОВСКОЕ.

0 мѣстечкѣ Покровскомъ, по мѣстнымъ документамъ, мы имѣемъ слѣдующія краткія свѣдѣнія.

Новороссійскій губернаторъ Матвѣй Васильевичъ Муромцевъ, послѣ надлежащаго внимательнаго личнаго осмотра всѣхъ насе-ленныхъ мѣстностей Новороссійской губерніи, нашелъ, что мѣстечко Покровское, это гнѣздо Запорожья,—главное виталище сѣчеваго запорожскаго казачества*—и по своему устройству и по своему мѣстоположенію представляетъ, впредь до построенія города Славянска, одну изъ самыхъ лучшихъ готовыхъ населенныхъ мѣстностей губерніи, и потому назвалъ его—городъ Покровскъ; сообразно сему, въ видахъ лучшаго благоустроенія губерніи, предполагая къ учрежденію и введенію новый штатъ лицамъ гражданскимъ, военнымъ и духовнымъ, Муромцевъ опредѣлилъ въ городѣ Покровскѣ быть Славянскому духовному Правленію, а при немъ протопопу, двумъ священникамъ и двумъ діаконамъ съ прочими церковными причетниками. Сообщая объ этомъ, къ исполненію, преосвященному Евгенію, архіепископу Славенскому и Херсонскому, Муромцевъ отъ 25-го генваря 1777 года просилъ преосвященнаго — Новокайдакскаго священника Феодора Фоми-ча произвесть въ санъ протопопа для города Покровска; Фомичъ



167

30 генваря, точно, произведенъ въ санъ протопопа, но остался— пока, временно, впредъ до усмотрѣнія, на своемъ мѣстѣ,—въ горо-дѣ Новомъ Кайдакѣ.

Въ апрѣлѣ 1777 года слободы Новоселицы,—-Самарчика, (нынѣшняго города Новомосковска) святотроицкой церкви діаконъ Петръ Терпило, прописав въ прошеніи къ преосвященному Евгенію, что онъ рукоположенъ во діакона въ надежде, по выжитіи правильных  летъ къ священству , полученія священническаго сана, какъ уже выжившій правильныя лѣта къ священству, просилъ преосвященнаго дать ему открытый указъ на пріисканіе празднаго и безспорнаго священническаго мѣста. По поводу сей просьбы, въ Консисторіи 20-го іюня наведена справка о гор. Покровскѣ и о сосѣднемъ ему мѣстечкѣ Никитинѣ (Никополѣ), и оказалось, что въ городѣ Покровскѣ, по сообщеніямъ Муромцева отъ 25 генваря и 12 мая, кромѣ протопопа, слѣдуетъ быть двумъ священникамъ и двумъ діаконамъ съ прочими церковниками, а налицо имѣется только священникъ Кремянскій. На основаній таковой справки, изъ Консисторіи выданъ діакону Терпилову открытый указъ, съ предписаніемъ, что если онъ въ Покровскѣ или въ другихъ при-ходахъ проищетъ себѣ праздное безспорное мѣсто; то, получа отъ приходскихъ людей заручное прошеніе, имѣетъ явиться съ онымъ въ духовнымъ Правленіи" для дальнѣйшаго дѣлопроизводства. Въ Покровскѣ тамошніе бывшаго запорожскаго войска старшины и обыватели сказали діакону Терпило, что на какомъ основаніи свя-щенно и церковнослужителямъ быть при той церкви они не знаютъ; при этомъ объявили, что они намѣрены просить преосвященнаго оставить у нихъ по прежнему монашествующихъ для священнослу-женій и для преподаянія христіанскихъ требъ. На доношеніи о семъ діакона Терпило и Ластовицкаго, преосвященный Евгеній 9 сен-тября 1777 года написалъ: "Поелику 1-е указомъ изъ Святѣйшаго Правительствующаго Синода намъ минувшаго генваря отъ 30-го числа состоявшимся велѣно изъ мѣстечка Покровска монаше-ствующихъ въ приписной къ Кіевомежигорскому монастырю Са-марскій монастырь перевесть и переведены, — 2-е, Присланными


168

сего 777 года генваря 25 и мая 12 чиселъ Новороссійскій госпо-динъ губернаторъ и кавалеръ Матвѣй Васильевичъ Муромцевъ сообщеніями объявляетъ, что по мнѣнію его, господина гу-бернатора, полагается быть в мѣстечкѣ Покровскѣ, кромѣ прото-попа, двумъ священникамъ и двумъ діаконамъ съ причетники и земля имъ опредѣлена; 3-е при означенной Покровской церкви, кромѣ одного священника Григорія Кремянскаго, болѣе не имѣ-ется; а по очередно изъ другихъ приходовъ для священнослуженія и преподаянія требъ въ означенномъ мѣстечкѣ по отдаленности опредѣлять не сходно: того ради и безъ заручныхъ прошеній отъ обывателей Покровскихъ означеннымъ просителямъ: діакону Петру Терпило и Андрею Ластовицкому, въ Консисторіи учиня подлежащіе допросы и объ нихъ справки, представить на раз-смотрѣніе намъ". На основаніи такой резолюціи преосвященнаго Евгенія, послѣ обычнаго на подобные случаи дѣлопроизводства, діаконъ Терпило и Старо-Самарской Покровской церкви священническій сынъ Андрей Ластовицкій 8-го октября 1777 года произведены—первый въ священника къ Свято-Покровской церк-ви мѣстечка Покровска, а вторый—во діакона. Приходскихъ дво-ровъ въ мѣстечкѣ Покровскѣ, въ это время, было 300.

Репортомъ отъ 4-го іюня 1784 года за № 181 Славенское въ Новомъ Кайдакѣ духовное Правленіе донесло Славянской духов-ной Консисторіи: "Прошлаго мая 23 дня слободы Покровской священники—Андрей Григорьевъ и Андрей Ластовицкій присла-нымъ въ сіе Правленіе репортомъ представили, что чрезъ присла-ннаго де отъ его свѣтлости князя Григорія Александровича По-темкина курьера тогожъ мая 18 дня Славянской провинціи съ правящимъ во оной Воеводскую должность секундъ-маіоромъ Бор-зенковымъ забрато церковныхъ вещей, яко-то сосуды, чаши всѣ, царскія врата серебряныя, евангеліи, потиры, дискосы, звѣзды, копіи, кресты, намѣстныя иконы съ окладами и со всѣхъ другихъ образовъ оклады серебряные, блюда для благословенія хлѣ-бовъ, подсвѣшники, кадильницы, лампады и все серебреное до остатка; почему церковь безъ Божьяго служенія остается". А прежде


169

сего, въ 1777 году, такимъ же точно образомъ изъ Покровской церкви взято денегъ разною золотою и серебреною монетою свыше 9-ти тясячъ рублей.

Послѣ ревизіи 1782 года Покровское значится помѣщичьимъ селомъ,—владѣнія дѣйствительнаго тайнаго совѣтника, генералъ-прокурора и кавалера, князя Александра Алексѣевича Вяземскаго; и Капиловка значится егоже деревнею*.

26 сентября 1786 года невѣдомо какими ворами изъ тойже По-кровской церкви своровано семьдесятъ рублей денегъ. Прописавъ все это и упомянувъ, что церковь пришла въ скудость и ветхость, священникъ Андрей Григорьевъ съ ктиторами 21-го сентября 1787 года просилъ Екатеринославское духовное Правленіе исходатай-ствовать имъ благословительную грамоту и шнурозапечатанную книгу для испрошенія милостыннаго подаянія на Покровскую церковь.

Репортомъ отъ 13-го февраля 1794 года Екатеринославскаго уѣзда 1-й части благочинный, священникъ Іоаннъ Быстрицкій представлялъ преосвященному Гавріилу, митрополиту Екатерино-славскому: "Въ сходсгво Екатеринославской духовной Консисторіи указа, послѣдовавшаго по опредѣленію вашего высокопре-освященства, при объѣздѣ моемъ и описаніи всѣхъ состоящихъ въ части моей приходскихъ церквей, иконостасовъ, утварей, одѣ-яній и проч., найдено мною въ помѣщичьемъ селеніи, г. генералъ-прокурора князя Вяземскаго, Покровскомъ, гдѣ была запорожская Сѣчь, Покровская церковь такъ до крайности ветхая, что даже и служенія имѣть въ ней крайне опасно; подвалины совсѣмъ сгнили и церковь вошла въ землю на полтора аршина, въ верху въ при-дѣлахъ бревна раздвоились и совсѣмъ къ паденію наклонна". На основаніи сего доношенія преосвященный Гавріилъ резолюціею отъ 24-го марта 1794 года приказалъ Покровскую церковь запечатать по надлежащему, до поправленія или перестройки оной. Главно-управляющій княгини Елены Никитичны Вяземской ?ванъРозенп-флянцеръ словесно и письменно заявлялъ и духовному Правле-нію и преосвященному Гавріилу, что согласно распоряженію и


170

желанію княгини, онъ скоро приступитъ къ постройкѣ въ селѣ Покровскомъ новой каменной церкви; для этого давно уже забиралъ онъ къ себѣ всѣ церковныя суммы и разновременно забралъ таковыхъ 2.664. руб. 35 копѣекъ, но къ постройкѣ церкви не приступалъ.

Екатеринославское духовное Правленіе репортомъ отъ 13-го декабря 1794 года доносило преосвященному Гавріилу Екатеринославскому: "Сего декабря 13-го дня Екатеринославскаго уѣзда слободы помѣщика генерал-прокурора Вяземскаго Покровской священникъ Андрей Ластовицкій поданнымъ въ сіе Правленіе прошеніемъ представилъ,—состоящая де въ томъ селеніи Покровская церковь по ветхости ея, по резолюціи вашего высокопреосвященства запечатана; онъ же Ластовицкій и прихожане его, за отдаленностію другихъ приходскихъ церквей, терпятъ не малую тягость. Какъ же при запечатанной церкви имѣется особо отдѣленной хорной престолъ еще крѣпкій и можетъ въ немъ безсумнѣнія нѣкоторое время простираться священнослуженіе; то и просилъ, уваживъ на крайную его обиду, о имѣніи ему въ вышегшсанномъ хорномъ престолѣ или въ особо здѣланномъ церковномъ домѣ, по перенесеніи въ оной освященнаго антиминса священнослуженія не оставить дать ему позволеніе. Почему сіе Правленіе знавши означеннаго придѣльнаго престола состояніе, въ которомъ точно служеніе нѣкоторое время простираться безсумнѣнія можетъ, уваживъ его просьбѣ, вашему высокопреосвященству на разсмотрѣніе почтеннѣйше представ-ляетъ и просить о позволеніи въ означенномъ хорномъ престолѣ или въ церковномъ домѣ, по перенесеніи во оной священнаго анти-минса, имѣть ему Ластовицкому священнослуженіе не оставить дать ваше архипастырское повелѣніе".

По разсмотрѣніи всѣхъ обстоятельствъ сего дѣла и прило-женныхъ къ нему справокъ, преосвященный Гавріилъ резолюціею отъ 8 генваря 1795 года дозволилъ въ селѣ Покровскомъ священ-никамъ мѣстнымъ совершать богослуженіе и священнодѣйствіе въ хорномъ престолѣ или въ особо сдѣланномъ молитвенномъ домѣ.

Доношеніемъ отъ 21 сентября 1798 года Новороссійское, что


171

прежде было Екатеринославское, духовное Правленіе представляло преосвященному Гавріилу, митрополиту Новороссійскому и Днѣ-провскому: "Сего сентября 21-го дня Новороссійскаго уѣзда первой части благочинный, священникъ Гавріилъ Шепетковскій въ подан-номъ въ сіе Правленіе репортѣ прописывая, что во время проѣзда его по указной надобности по приходскимъ части своей церквамъ подано ему помѣщичьей слободы Покровской отъ священника и прихожанъ о освященіи вновь выстроенной въ той слободѣ, на мѣсто старой, каменной свято-Покровской церкви прошеніе, по которому онъ вышеписанную церковь освидѣтельствовалъ и нашедъ оную къ освященію во всемъ въ готовности, доносилъ, что бывшіе въ тамошней свято-Покровской церкви всѣ церковные вещи и иконостасъ въ новую перенесены, и просилъ о освященіи оной учинить отъ сего правленія вашему высокопреосвященству представленіе. По справкѣ жъ въ семъ Правленіи съ дѣлами оказа-лось, что состоявшимся прошлаго 794 года изъ бывшей Екатерино-славской, нынѣ Новороссійской, духовной Консисторіи двумя указами велѣно: 1-е отъ 31-го марта подъ № 600 обветшавшую въ слободѣ Покровской, гдѣ была запорожская Сѣчь, свято-Покров-скую церковь до поправленія или перестройки оной, дабы не было въ ней при отправленіи священнослуженія опасности, запечатать; по которому посланнымъ 1-й части благочинному, уже умершему, священнику Быстрицкому указомъ было предписано учинить по оному исполненіе, которой за съѣздомъ оную церковь и запечаталъ; а 2-е отъ 31-го августа подъ № 1688 во ономъ селеніи Покровскомъ вновь каменную церковь велѣно заложить, по чиноположенію, Бла-гочинному священнику Быстрицкому, которая и заложена. Для того сіе Правленіе вашему Высокопреосвященству симъ почтен-нѣйше представляя проситъ о освященіи оной церкви учинить ваше архипастырское благоразсмотрѣніе".

По сему доношенію преосвященный Гавріилъ, митрополитъ Новороссійскій и Днѣпровскій, резолюціею отъ 13-го октября 1798 года разрѣшилъ и благословилъ г. Новороссійска, что прежде былъ Екатеринославъ, протоіерею Іоанну Станиславскому


172

освятить въ слободѣ Покровской новоустроенную каменную свято-Покровскую церковь на старомъ антиминсѣ. 19 октября 1798 г. изъ Новороссійской Консисторіи отправленъ въ Новороссійское духовное Правленіе указъ объ этомъ, къ надлежащему исполненію.



Яндекс цитирования

Рассылки Subscribe.Ru
Генеалогическое древо семьи