997


ГОРОДЪ МАРІУПОЛЬ ? ГОРОДСКІЯ ЦЕРКВ? ЕГО.

Городъ Маріуполь, на сѣверномъ берегу Азовскаго моря, на мѣстѣ знаменитой древнѣйшей, старожитной запорожской Калміусской Паланки, основанъ и заселенъ въ концѣ 1779 года православными греками, прибывшими сюда изъ Крыма на постоянное жительство*. Въ Ханской столицѣ—Бахчисараѣ одно предмѣстіе города,—долина подъ Бахчисарайскимъ Успенскимъ монастыремъ,—населенное право-славными греками, имѣвшее у себя при Успенской церкви рѣдкую святыню,—древнѣйшую чудотворную икону Одигитріи Божіей Ма-тери, съ давнихъ, незапамятныхъ временъ называлось селеніемъ Маріами, Маріштолемъ, Маріуполемь, т. е. обителію Божіей Матери, селеніемъ, городомъ, посвященнымъ Божіей Матери, Ея покрову и заступленію. Греки, выходя отсюда, изъ-подъ Бахчисарая, въ Россію, взяли съ собою свою драгоцѣнную святыню. Главный предводитель грековъ, перешедшихъ изъ Крыма въ Россію, митрополитъ ?гнатій Хозадиновъ убѣдилъ Бахчисарайскихъ грековъ съ своею святынею остановиться на жительство, поселиться на Калміусѣ и, согласно желанію всего народа, главный въ Россіи городъ греческаго обше-ства, на Калміусѣ, посвятилъ той же Одигитріи Божіей Матери. Ея небесному покрову и всесильному заступленію; а потому и назвалъ этотъ городъ селеігіемъ Маріами, Маріаішолемъ, Маріуполемъ.


998

Преосвященный митрополитъ ?гнатій, распредѣливши выведен-ныхъ имъ изъ Крыма грековъ въ окрестностяхъ Маріуполя, по раз-нымъ селеніямъ, самъ остался на жительство въ Маріуполѣ и перво-начально для своей паствы совершалъ богослуженія и священно-дѣйствія въ Калміусскомъ свято-Николаевскомъ храмѣ, каменномъ, крытомъ очеретомъ, камышемъ, устроенномъ и оставленномъ запорожцами. Въ 1780 году заложилъ онъ въ Маріуполѣ городовую, соборную, для греческаго общества, Харлампіевскую церковь и 22-го апрѣля 1782 года освятилъ ее и открылъ въ ней богослуженіе и свя-щеннодѣйствіе. Въ томъ же 1780 году преосвященный митрополитъ ?гнатій для Карасубазарскихъ грековъ, поселившихся въ Маріуполѣ, заложилъ и основалъ церковь Рождества Пресвятыя Богородицы. Такъ какъ Карасовцы (переселенцы изъ Карасубазара) привезли съ собою походную церковь съ подвижнымъ антиминсомъ; то Рожде-ство-Богородичная церковь въ Маріуполѣ постройкою скоро была окончена, освящена и открыта къ Богослуженію.

Первые прихожане Маріупольской Маріамской, т. е. Успенской церкви изъ-подъ Бахчисарая путешествовали въ Россію вмѣстѣ, не-раздѣльно, въ одномъ станѣ съ жителями деревни Улаклы, подъ тѣмъ же Бахчисараемъ, принадлежавшими приходомъ къ той же Марьям-ской церкви. На послѣдней станціи предъ Калміусомъ эти бывшіе прихожане одной и той же церкви раздѣлились между собою. Жители Улаклы, съ священникомъ Феодоромъ, ушли на рѣчку Ялы и посе-лились тамъ; а жители селенія Маріами, какъ наилучшіе мастеровые, какъ художники—слесаря, по предложенію преосвященнаго митропо-лита ?гнатія, съ другимъ священникомъ Іоанномъ, поселились въ нынѣшнемъ Маріуполѣ. Въ 1780 году преосвященный митрополитъ ?гнатій, въ нѣсколькихъ шагахъ отъ нынѣшней Успенской церкви, заложилъ и основалъ для нихъ небольшую деревянную Успенскую церковь; вскорѣ за тѣмъ освятилъ ее и поставилъ въ ней древнюю икону Одигитріи Божіей Матери, какъ первую святыню и наилучшее богатство и украшеніе ея.

Прихожане Маріупольской Успенской церкви въ прошеніи отъ


999

21-го сентября 1794 года писали преосвященному Іову, епископу Феодосійскому и Маріупольскому: "Состоящая въ городѣ Маріупо-лѣ церковь Успенія Пресвятыя Богородицы пришла нынѣ въ вет-хость; и хотя въ прошломъ 789 году подъ построеніе, на мѣсто оной, другой предмѣстникомъ Вашего Преосвященства, Дорофеемъ епис-копомъ освящено мѣсто, но за разными неисправками оная, кромѣ одного фундамента, еще не строена. Нынѣ же имѣя наличныя суммы 2920 руб. 40 коп. и нѣкоторое число приготовленныхъ матеріаловъ, мы желаемъ изъ этого капитала, а чего недостанетъ, съ присовокуп-леніемъ изъ собственнаго нашего, выстроить другую каменную; а по-тому и испрашиваемъ отъ Вашего Преосвященства архипастырскаго на то дозволенія; для испрошенія жъ по Феодосійской епархіи отъ доброхотныхъ людей на постройку ея пособій, просимъ не оставить снабдить той церкви ктитора книгою". По сему прошенію преосвя-щенный Іовъ резолюціею отъ 7-го октября 1794 года дозволилъ устро-ить въ Маріуполѣ новую Успенскую церковь и благословилъ выдать просительную книгу.

Въ 1780 году преосвященный митрополитъ ?гнатій въ г, Маріу-полѣ, для жителей Кефайской улицы (квартала), заложилъ, основалъ и устроилъ еще церковь Феодоро-Стратилатовскую. Объ этой церкви мы имѣемъ слѣдущія краткія свѣдѣнія.

28-го сентября 1786 года священникъ Борисъ Киріаковъ-Параскева въ прошеніи г. Маріуполя благочинному, отцу протоіерею Трандафилу Карацоглу писалъ: "Въ прошломъ 777 году, при выходѣ изъ Крымскаго полуострова всего греческаго народа на всемилостивѣйше пожалован-ную отъ Ея ?мператорскаго Величества грекамъ землю, въ числѣ про-чихъ и я въ то самое время вышелъ со всѣмъ своимъ семействомъ и находился жительствомъ въ городѣ Черкасскомъ и тамо при церкви соборной архіепископъ Тихонъ дозволеніе давалъ временно во оной церкви священнодѣйствовать, а настоящаго прихода и церкви я не имѣлъ; за переходомъ же моихъ родственниковъ въ городъ Маріуполь на жительство, мнѣ во ономъ городѣ Черкасскомъ, по неимѣнію настояще


1000

препорученной къ священнодѣйствованію церкви и прихода, тамо жить не желательно, а намѣренъ съ своими родственниками жительст-вовать въ городѣ Маріуполѣ и на мѣсто умершаго, находившагося при церкви Феодора Тирона и Стратилата, сгорѣвшей уже, священ-ника Александра Юрьева опредѣлиться, но токмо еще отъ Его Пре-освященства, архіелископа Славенскаго и Херсонскаго, Никифора никакого позволенія не имѣю. Того ради вамъ о вышеписанномъ представляя, покорнѣйше прошу Его Преосвященству, архіепископу Никифору объ опредѣленіи меня, по желанію моему, на мѣсто умер-шаго священника Александра Юрьева представленіемъ не оставить; что же прихожане г. Маріуполя Кефайской улицы церкви святыхъ мучениковъ Феодора Тирона и Стратилата, уже сгорѣвшей, меня желаютъ принять, въ томъ данное мнѣ отъ нихъ одобреніе при семъ прилагаю". По поводу сего прошенія Маріупольскій благочинный, протоіерей Трифиллій Карацоглу отъ 30-го сентября 1786 года въ ре-портѣ писалъ преосвященному Никифору: "Вышедшій въ прошломъ 777 году совмѣстно съ греческимъ обществомъ изъ бывшаго Крым-скаго полуострова и жительствовавшій прежде въ городѣ Черкас-скомъ, священникъ Борисъ Киріаковъ въ поданномъ ко мнѣ проше-ніи, съ приложеніемъ даннаго ему г. Маріуполя Кефайской улицы прихода церкви святыхъ мучениковъ Феодора Тирона и Стратилата обывателей одобренія, проситъ объ опредѣленіи его на мѣсто умершаго, находившагося при той церкви, священника Александра. Того ради Вашему Преосвященству поданное ко мнѣ отъ онаго священника Киріакова прошеніе и данное ему одобреніе при семъ въ оригиналѣ на разсмотрѣніе представляя, всепокорнѣйше прошу, на мѣсто умершаго священника Александра, его Киріакова къ приходу прописанной церкви опредѣлить и меня милостивымъ повелѣніемъ не оставить".— 19-го октября 1786 года преосвященный Никифоръ въ резолюцію на семъ репортѣ написалъ: "По прошенію сему священника Параскеву къ приходу сгорѣвшей Феодоровской церкви опредѣлить; протопопу Трифиллію прихожанъ той церкви склонить къ построенію, вмѣсто сгорѣвшей, вновь церкви, и что отъ оныхъ при-


1001

хожанъ въ построеніи новой церкви происходить будетъ, намъ извѣстить; а до построенія оной церкви священнику Параскевѣ священнослуженіе имѣть въ церкви по близости къ приходу его состоящей; и о томъ къ нему, протопопу, послать изъ Консисторіи указъ".

МАРІУПОЛЬСКАЯ МАРІ?-МАГДАЛ?Н?НСКАЯ ЦЕРКОВЬ.

?зъ разныхъ мѣстныхъ документовъ мы имѣемъ, подъ руками, нѣсколько довольно обстоятельныхъ и интересныхъ, вѣрныхъ исто-рическихъ свѣдѣній о Маріи-Магдалининской церкви въ городѣ Маріуполѣ. Во удовлетвореніе чувства любознательности современ-никовъ и на память потомству, излагаемъ ихъ здѣсь, по возможности, кратко и въ послѣдовательномъ порядкѣ.

Въ построеніи Маріи-Магдалининской церкви въ г. Маріуполѣ живѣйшее участіе принималъ Азовскій губернаторъ В. А. Чертковъ. Онъ самъ начертилъ планъ для этой церкви, самъ же положилъ и основаніе къ сооруженію ея.—Въ новооткрытой своей губерніи избравъ на Калміусѣ наилучшее мѣсто для постройки города Павловска, въ честь и во имя наслѣдника престола Павла Петровича, Чертковъ хотѣлъ украсить этотъ городъ и приличною церковію въ имя цесаревны, супруги Павла Петровича, Маріи Феодоровны. Среди заботъ и трудовъ по устройству новаго города и церкви въ немъ, Черткова громомъ поразила вѣсть о предоставленіи всей этой мѣстности, съ огромнѣйшимъ пространствомъ околич-ной земли, вышедшимъ изъ Крыма въ Россію, на постоянное жи-тельство, православнымъ грекамъ. Начатая каменнымъ зданіемъ и выведенная въ стѣнахъ своихъ, Маріи-Магдалининская церковь предоставлена была, въ дальнѣйшей судьбѣ своей, христіанской заботливости и благочестивой ревности новыхъ насельниковъ Калміуса. Но греки, поселившись на Калміусѣ въ иаречешюмъ Павлов-


1002

ске, въ основанномъ и утверждеішомъ Маріуполе, занялись всецѣло собою и устройствомъ своихъ дѣлъ, не обращая вниманія на остав-ленную церковь. Время текло само собою, своимъ чередомъ, а положе-ніе Маріи-Магдалининской церкви въ Маріуполѣ, не измѣнялось къ

лучшему: она оставалась по прежнему, въ недоконченномъ видѣ        

Екатеринославская Казенная Палата, въ февралѣ 1791 года, опре-дѣленіемъ своимъ постановила: "Недоконченная строеніемъ въ г. Маріуполѣ, начатая—было постройкою отъ казны за (во время) Пра-вленія бывшей Азовской губерніи, каменная, во имя святыя миро-носицы Маріи Магдалины, церковь, согласно прошенію Маріуполь-скаго греческаго общества, сею Палатою отдана была имъ на докон-чаніе собственнымъ ихъ коштомъ, съ тѣмъ однако, чтобъ достройка ея производима была по данному отъ Азовской губернской Канцеля-ріи плану. Но преосвященный Феодосійскій и Маріупольскій епис-копъ Дорофей сей Палатѣ сообщилъ, что онъ въ окончаніи дострой-кою сей церкви отъ предпоказаннаго Маріупольскаго греческаго общества никакой надежды не предвидитъ, потому болѣе, что оно и собственнымъ ихъ иждивеніемъ построенныя церкви, уже крайне обветшавшія, починкою не исправляетъ. Поелику же живущіе въ Маріуполѣ великороссійскіе и малороссійскіе люди не только сію церковь достроить, но и украсить ее изъявили усердное свое желаніе, какъ завѣряетъ преосвященный Дорофей, ибо уже, по благослови-тельной его грамотѣ, по усердію и особливому къ сему богоугодному дѣлу старанію, не только имѣютъ немалое число отъ доброхотнаго подаянія въ сборѣ денегъ, но уже начали строить къ сей же церкви иконостасъ: то Палата, учиня довлѣющую о томъ, съ кѣмъ подлежало, справку, постановила дозволить означеннымъ, пребывающимъ въ г. Маріуполѣ великороссійскимъ и малороссійскимъ людямъ ту состо-ящую въ г. Маріуполѣ, неоконченную, каменную церковь, на вышепро-писанномъ положеніи достройкою исправить". Объ этомъ постанов-леніи своемъ Казенная Палата дала знать, къ свѣдѣнію и надлежащему распоряженію, преосвященному Амвросію Екатеринославскому отъ 14-го


1003

марта 1791 года, а Маріупольской Управѣ благочинія, чрезъ Маріу-польскаго городничаго Ковалинскаго, отъ 14-го мая 1791 г.

Въ февралѣ 1791 года малороссійской націи люди, находившіеся при г. Маріуполѣ,—прапорщикъ Павелъ Горленскій, Петръ Пили-пенко, Петръ Велегура, ?ванъ Головко, Емельянъ Дейнека и другіе представили преосвященному Амвросію Екатеринославскому: "Съ (до) заселенія города Маріуполя выстроена въ немъ изъ (отъ) казны соборная во имя святыя равноапостольныя Маріи Магдалины цер-ковь, которая и доселѣ оставалась безъ всѣхъ утварей церковныхъ и безъ священнослуженія; прошлаго жъ 790 года, по усмотрѣнію покойнаго преосвященнаго епископа Дорофея Феодосійскаго и Маріупольскаго, что при семъ городѣ находится у приморскихъ Азовскаго моря косъ, въ рыбныхъ заводахъ, неимѣющихъ собствен-наго домовства малороссійскихъ людей около двухъ тысячъ человѣкъ, которые, по неимѣнію здѣсь россійскаго священника, часто лишались христіанскихъ требъ, опредѣленъ отъ него къ сей церкви, находив-шійся въ штатѣ егожъ, іеромонахъ Михей, который для исповѣди людей и нынѣ находится; а чтобъ оная церковь не могла далѣе оставаться не оконченною, отдалъ ее нашему обществу, съ подтвер-жденіемъ намъ о скоромъ ея окончаніи потребностями, о чемъ и въ Екатеринославскую Казенную Палату, съ требованіемъ резолюціи, отъ онаго покойнаго епископа Дорофея, по соизволенію его на нашу просьбу, писано; мы жъ нижайшіе по данной отъ него ктиторамъ сей церкви, отъ насъ выбраннымъ, грамотѣ, съ доброхотныхъ отъ насъ подаяній, исправили всѣ принадлежащіе церкви сосуды и надобности, да и нынѣ стараемся къ лучшему далѣе оной украшенію. Сію церковь покойной преосвященный епископъ Дорофей хотя и благословилъ— было освятить, но по случаю его кончины осталась не освященною. Того ради Вашего Высокопреосвященства симъ нижайше просимъ о освященіи изъ казны выстроенной въ Маріуполѣ во имя св. равно-апостольныя Маріи Магдалины церкви и о опредѣленіи къ ней навсегда изъ россійскихъ, кого заблагоразсуждено будетъ, священника Вашего архипастырскаго благословенія и  кому надлежитъ повелѣнія".  По


1004

сему прошенію 19-го апрѣля 1791 года преосвященный Амвросій въ резолюцію написалъ: "Ради крайней, по неимѣнію въ Маріуполѣ россійской церкви, нужды новопостроенную церковь, впредь до сношенія нашего съ г. правителемъ Намѣстничества, освятить дозволяемъ Таганрогскому протопопу Разорецкому; выдать для сего и освященный антиминсъ". Того-же 19-го апрѣля 1791 года отправлены въ Маріупольское (въ Таганрогѣ) духовное Правленіе указъ объ этомъ и святый антиминсъ; а 4-го іюня 1791 года Таганрогскій протоіерей Стефанъ Разорецкій соборнѣ, по надлежащему церковному чинопослѣдованію, въ городѣ Маріуполѣ освятилъ новоустроенную и доконченную Маріи-Магдалининскую церковь и открылъ въ ней для русскаго общества богослуженіе и священнодѣйствіе. Въ концѣ іюня 1791 года Маріупольская Управа` благочинія въ репортѣ писала преосвященному Амвросію Екатеринославскому: "По сообщенію бывшаго въ семъ городѣ Маріуполѣ преосвященнаго Феодосійскаго и Маріупольскаго Дорофея, посланному прошедшаго еще 1790 года въ Екатеринославскую Казенную Палату на поданное къ нему отъ общества россійскаго и малороссійскаго народа прошеніе, въ коемъ сообщеніи прописавъ, что состроенную казеннымъ коштомъ въ Маріуполѣ каменную во имя святыя равноапостольныя Маріи Магда-лины церковь, какъ онъ, епископъ Дорофей, въ окончаніи сей церкви, чрезъ многое время стоящей и пришедшей въ крайнюю обветшалость, достройкою и исправленіемъ отъ Маріупольскаго греческаго обще-ства надежды не предвидитъ, просилъ отдать ее россійскому обществу, тѣмъ болѣе, что греческое общество ежелибъ было усердно къ богослу-женію, моглобы первѣе собственнымъ своимъ коштомъ состроенныя церкви, пришедшія уже въ крайнюю обветшалость и до сего времени въ такомъ состояніи находящіяся, починкою поисправить, указомъ изъ оной Екатеринославской Казенной Палаты сего 791 года мая 14-го дня на имя бывшаго въ семъ городѣ городничаго Ковалинскаго велѣно: поелику Маріупольское греческое общество въ достройкѣ сей церкви ни малѣйшаго не имѣетъ попеченія; проживающіе же и временно пребывающіе россійской и малороссійской породы люди


1005

просятъ объ отдачѣ имъ сей церкви для докончанія, то и отдать имъ оную, съ котораго указа точная копія при семъ прилагается. Во испол-неніе котораго изъ Екатеринославской Казенной Палаты указа, за отбытіемъ изъ Маріуполя городничаго, отъ сей Управы благочинія тогоже мая 16-го числа помянутая церковь и отдана тѣмъ людямъ на ихъ попеченіе, которые, увидя отъ оной Казенной Палаты милость, нетолько усугубили къ сей церкви усердность доброхотными подая-ніями, но и украсили оную иконостасомъ и всѣми церковными утварьми и сосудами и болѣе прилагали всевозможное старательство о освященіи оной, на что и испросили чрезъ нарочно было посланнаго отъ нихъ къ Вашему Высокопреосвященству въ Маріупольское духов-ное Правленіе для освященія сей церкви повелѣніе и антиминсъ, и оная церковь сего іюня 4-го дня протоіереемъ Разорецкимъ освящена. Греческіе жъ священники, а кольми паче протопопъ Трифиллій Кара-цоглу, усмотрѣвши оную церковь освященную и совсѣмъ исправлен-ную и хорошій церкви приходъ отъ доброхотныхъ дателей, по обык-новенной своей зависти возмутя греческое общество, приступили къ той церкви усильно и приставили своихъ ктиторей и паламаря, россійскихъ же ни къ чему нетолько ктиторей и паламаря, но и священника, находящагося во оной церкви по опредѣленію покой-наго епископа Феодосійскаго и Маріупольскаго Дорофея, іеромонаха Михея не допущаютъ и дѣлаютъ только одни помѣшательства и въ служеніи препятствія. Какъ же россійскихъ людей въ Маріуполѣ имѣется довольное количество и по незнанію греческаго письма и языка, до сего жъ еще безъ россійской церкви и священника многіе нетолько помирали безъ исповѣди и святаго причастія, но и лишались всѣхъ церковныхъ требъ; почему въ Маріуполѣ безъ россійской церкви и священника обойтись никакъ невозможно. Того ради Ва-шему Высокопреосвященству Маріупольская Управа благочинія симъ репортуя, дабы оные какъ греческіе священники, такъ и ихъ общество, кромѣ россійскихъ и малороссійскихъ людей и отъ нихъ опредѣленныхъ ктиторей и паламаря и всѣхъ церковнослужителей, до Маріи-Магдалининской церкви не имѣли никакого дѣла и не


1006

чинили бъ ни въ чемъ препятствія, учинить Ваше архипастырское разсмотрѣніе". По сему репорту, 16-го іюля 1791 года преосвященный Амвросій въ резолюцію писалъ: "Предписать Правленію, чтобы греческому протопопу отъ церкви отказало, равномѣрно и всѣмъ самовольно вступившимъ въ смотрѣніе ея, а опредѣлило бы по разсмотрѣнію своему, на время священника и ктиторовъ изъ велико-россійскихъ и малороссійскихъ людей, о чемъ дать знать изъ Кон-систоріи и Управѣ благочинія".

Болѣе двухъ лѣтъ продолжались споры, препирательства и пре-реканія по сему дѣлу. Греческое общество волновалось и не хотѣло уступить русскимъ людямъ Маріи-Магдалининской церкви, начатой въ постройкѣ русскими людьми, ихъ же трудами и усердіемъ продол-женной, законченной и всѣмъ необходимымъ снабженной. Между Маріупольскою Управою благочинія и греческимъ Судомъ проис-ходила усиленная и оживленная переписка; сущность ея передавалась Консисторіи и Казенной Палатѣ, преосвященному Амвросію и Екате-ринославскаго намѣстничества правителю. Наконецъ, съ теченіемъ времени, разсудокъ возобладалъ надъ страстями; дѣло правды восторжествовало надъ изворотами лжи и зависти: греческое обще-ство, въ чувствѣ житейскаго благоразумія, успокоилось и перестало волноваться; Маріи-Магдалининская церковь въ Маріуполѣ осталась на всегда въ вѣдѣніи и наблюденіи русскаго общества!


1007

СЕЛЬСКІЯ ЦЕРКВ? МАРІУПОЛЬСКАГО УЪЗДА.

Благоустрояя для греческаго общества центральный городъ Маріуполь и благоукрашая его церквами, преосвященный митропо-литъ ?гнатій въ тоже время усердно заботился о построеніи церквей и молитвенныхъ домовъ и по селамъ, для грековъ, поселившихся въ окрестностяхъ Маріуполя; для этого объѣзжалъ онъ всѣ греческія селенія, лично осматривалъ всю свою околичную паству, закладывалъ и строилъ по селамъ храмы и самъ-лично, и чрезъ греческихъ священ-никовъ вездѣ убѣждалъ и располагалъ свою паству—православныхъ грековъ о построеніи церквей по селамъ заботиться усерднѣе, болѣе и прежде домовъ и всякихъ другихъ строеній, такъ какъ "чрезъ церковъ и отъ церкви, говорилъ преосвященный ?гнатій, нисходитъ уже небесное благословеиіе и очевидпый успехъ па всякія человеческія дела, работы и предпріятія". Вслѣдствіе искреннихъ и сердечныхъ заботъ преосвященнаго митрополита ?гнатія, во всѣхъ греческихъ селеніяхъ Маріупольскаго округа вскорѣ были основаны и устроены приход-скія церкви, эти видимые проводники иевидимой благодати Божіей.

Такъ въ селеніи Старый Крымъ прихожане въ 1780 году перво-начально устроили маленькую плетневую, изъ лозы и хворосту, церковь и поставили въ ней всѣ иконы и всю церковную утварь, выве-зенныя ими изъ Крыма. По освященіи церкви преосвященнымъ ?гна-тіемъ, старый грекъ іерей Елиферій немедленно открылъ въ ней постоянное обычное богослуженіе и священнодѣйствіе. Спустя 6-ть лѣтъ послѣ сего, на мѣсто плетневой, прихожане устроили въ Ста-ромъ Крыму, въ 1786 году, уже новую каменную Свято-Успенскую церковь, донынѣ существующую.

Въ селеніи Сартанѣ священникъ Константинъ Акритовъ съ церковнымъ старостою Борисомъ Папушемъ, по личному убѣжде-нію и настоянію митрополита ?гнатія, на первый случай, устро-или въ 1780 году. выложили изъ камня маленькую Георгіевскую


1008

церковь и въ ней поставили всю, привезенную ими изъ Крыма, святыню,—иконы, кресты и проч. Митрополитъ ?гнатій немедленно освятилъ новоустроенную церковь и открылъ въ ней богослуженіе и священнодѣйствіе. А въ 1785 году, на мѣстѣ малой церкви, прихо-жане устроили уже большую каменную Георгіевскую церковь, суще-ствовавшую до 1824 года.

Въ селеніи Чермалыкѣ точно также іерей Антоній въ 1780 году, изъ мѣстнаго камня устроилъ, выклалъ сначала небольшую Георгіевскую церковь и поставилъ въ ней всю свою Крымскую церковную святыню; а въ 1795 году устроилъ уже большую, новую, донынѣ существующую.

Въ селеніи Карани іерей Елиферій для привезенной имъ изъ Крыма церковной святыни устроилъ, выложилъ сначала малую церковь изъ мѣстнаго дикаго камня; а въ 1795 году, при содѣйствіи церковнаго старосты Саввы Барбара, соорудилъ уже новую, большую и благо-образную Константино-Еленинскую церковь.

Въ селеніи Ласпѣ соединились жители трехъ Крымскихъ селеній,— Ал-су, Ласпы и Качкальянъ. Первую церковь, на мѣстѣ новаго своего жительства, во имя святаго великомученика Георгія Побѣдоносца, устроили они въ 1780 году изъ плетня; а въ 1794 году соорудили уже новую большую каменную.

Прихожане селенія Большой Каракубы, въ 1780 году, устроили первоначально маленькую церковь во имя святаго великомученика Димитрія Мироточиваго; а въ 1786 году, на мѣстѣ ея, воздвигли большую каменную.

Для прихожанъ села Бѣшева мѣстное духовенство въ 1780 году выкопало и устроило первоначально въ землянкѣ церковь во имя святаго великомученика Георгія Побѣдоносца; а въ 1782 году устро-ило и освятило уже настоящую церковь.

Въ греческомъ селеніи Стылѣ самъ преосвященный митрополитъ ?гнатій заложилъ и основалъ, въ 1780 году, изъ мѣстнаго дикаго камня церковь во имя святыя великомученицы Киріакіи.

Въ селеніи Чердаклѣ мѣстные священники Константинъ и Феофилактъ съ церковнымъ старостою Сауломъ Бай въ 1780 году


1009

устроили въ маломъ видѣ каменную Константино-Еленинскую цер-ковь; въ 1785 году церковь эта сгорѣла; а потому, на мѣсто сгорѣв-шей, въ 1787 году устроили новую, болѣе просторную и въ лучшемъ видѣ.

Въ селеніи Большомъ Янисоли, при рѣчкѣ Мокрые Ялы, перво-начально, въ 1780 году, священники Димитрій и Феодоръ имѣли церковь, въ землѣ ископанную, и въ ней совершали для своихъ прихо-жанъ всѣ богослуженія и священнодѣйствія; въ 1781 году, въ замѣнъ землянки, пещеры, устроили плетневую, изъ лозы и хвороста, Геор-гіевскую церковь; а въ 1792 году священники Симеонъ Левтеровъ и Феоктистъ Тарасіевъ съ попечителями Константиномъ Янакіемъ и Саввою Хорошомъ устроили новую, приличную и благообразную церковь.

Для прихожанъ селенія Улаклы священникъ Феодоръ сначала ископалъ церковь въ землѣ; потомъ устроилъ каменную Успенскую въ маломъ видѣ; а въ 1785 году прихожане устроили уже настоящую Успенскую церковь.

Въ селеніи Константинополѣ священникъ Трифилій въ 1780 году устроилъ Феодоро-Стратилатовскую церковь изъ досокъ на столбахъ; а въ 1795 году сынъ его, священникъ Парфеній на томъ же мѣстѣ и въ тоже именованіе устроилъ новую, на каменномъ фундаментѣ, дере-вянную церковь, довольно помѣстительную и благообразную.

Въ селеніи Богатырѣ священникъ Димитрій устроилъ въ 1780 году небольшую плетневую Преображенскую церковь; а въ 1794 году свя-щенникъ Анфимъ Чернявскій, на средства прихожанина своего Юрія Сахана, заложилъ новую деревянную Преображенскую церковь и въ 1796 году освятилъ ее и открылъ къ богослуженію и священно-дѣйствію.

Въ селеніи Камари митрополитъ ?гнатій самъ заложилъ, устроилъ и освятилъ небольшую Марининскую каменную церковь. Въ 1796 году церковь эта сгорѣла; тогда на мѣсто сгорѣвшей устроена и 7 декабря 1798 года освящена новая въ тожъ именованіе.


1010

Въ селеніи Болыдомъ Керменчикѣ іерей Серафимъ въ 1780 году устроилъ плетневую церковь во имя святыя Троицы. Въ 1794 году при-хожане заложили, устроили и въ 1797 году освятили другую Свято-Троицкую церковь, болѣе обширную и болѣе благообразную.

Въ селеніи Маломъ Янисоли іерей Прокофій устроилъ первона-чально Феодоро-Стратилатовскую церковь въ землянкѣ; въ 1794 году заложилъ и въ 1795 году освятилъ другую, въ большихъ размѣрахъ и въ лучшемъ видѣ.

Прихожане селенія Мангуша въ 1780 году устроили себѣ сначала небольшую каменную Феодоро-Стратилатовскую церковь; а въ 1784 году воздвигли настоящую, довольно обширную и благообразную.

Жители Урзуфа, по переходѣ изъ Крыма на Калміусъ, заняли подъ поселеніе себѣ древиѣйшій, богатый и обширный; зимовникъ запо-рожца Степана Коваля. Добродушный казакъ-запорожецъ все добро и имущество свое на зимовникѣ уступилъ грекамъ. Въ часовнѣ запо-рожца Коваля, въ молитвенномъ деревянномъ домѣ его митрополитъ ?гнатій немедленно устроилъ церковь во имя Архангела Михаила и открылъ въ ней богослуженіе и священнодѣйствіе.

Въ селеніи Ялтѣ прихожане—рыболовы—устроили себѣ сначала небольшую каменную церковь во имя святителя Христова Іоанна Зла-тоустаго; въ 1784 году заложили каменную обширную церковь въ тожъ именованіе и въ 1785 году освятили и открыли ее къ бого-служенію и священнодѣйствію.

Въ всѣхъ прочихъ греческихъ селеніяхъ приходскія церкви устроены и сооружены уже въ началѣ нынѣшняго XIX столѣтія.


1011

СЕЛЕНІЕ ?ГНАТЬЕВКА.

При выходѣ грековъ изъ Крыма, къ преосвященному митропо-литу ?гнатію явилось множество православныхъ христіанъ разныхъ націй и изъ разныхъ мѣстъ, составлявшихъ ясыръ татарскій, бывшихъ здѣсь въ плѣну и въ разныхъ мѣстахъ Крыма служившихъ у мурзъ и у другихъ татарскихъ богачей. Принявъ и вмѣстѣ съ греками препро-водивъ ихъ въ Россію, преосвященный ?гнатій, по прибытіи на мѣс-то, поселилъ всѣхъ ихъ особо отъ грековъ и селеніе это, въ память своего имени, назвалъ ?гнатьевкою, такъ какъ, живя въ Крыму въ разныхъ мѣстахъ, они не имѣли своего селенія и не принадлежали ни къ какому опредѣленному приходу*. Въ числѣ этихъ христіанъ больше всего было грузинцевъ.

По благословенію преосвященнаго ?гнатія, іерей Григорій Кон-стантиновъ въ 1780 году устроилъ въ селеніи ?гнатьевкѣ небольшую церковь во имя святыхъ апостоловъ Петра и Павла.

Въ 1783 году явился въ Россію, въ качествѣ просителя милостын-наго подаянія, грузинскій протоіерей Захарій Пурцхеловъ, съ патрі-аршею грамотою. Азовской губерніи губернаторскій товарищъ, кол-лежскій совѣтникъ Георгій Гарсевановъ радушно принялъ земляка— страдальца, грузинскаго протоіерея, данную ему патріаршую грамоту перевелъ на русскій языкъ и съ нею отправилъ его въ селеніе ?г-натьевку, Маріупольскаго уѣзда, гдѣ жили грузины. Въ грамотѣ было написано: "Божіею милостію архіепископъ Тифлизскій и Мцхетскій, Патріархъ всей грузіи, царскій сынъ Антоній—богатыя милости и мира всѣмъ христолюбивымъ народамъ желаетъ. Какъ сей почтенной Тифлизской Патріаршеской церкви протоіерей Захарій, впавши въ великій долгъ, котораго дѣти взяты лезгинцами въ полонъ и проданы въ Турецкую область, просилъ нашего свидѣтельства и благословенія путешествовать въ чужія страны для сыску и выкупа своихъ дѣтей: для чего симъ свидѣтельствуя просимъ отъ всѣхъ нашихъ братьевъ. отъ


1012

всѣхъ соборовъ и отъ благорожденныхъ и христолюбивыхъ право-славныхъ народовъ сему протоіерею Захарію, по своему достатку, дѣлать пособіе и милость, дабы онъ, какъ уже разоренный, вашимъ христолюбивымъ подаяніемъ могъ изъ плѣну освободить цѣлую фамилію, въ чаяніи воздаянія отъ великаго Бога; а мы навсегда дол-жны молить всевышняго Творца, чтобъ за ваше благое даяніе награ-дилъ васъ здравіемъ и всѣми благами, а по селеніи отъ сей жизни на вѣчность простилъ бы грѣхи и даровалъ вѣчный покой душамъ ва-шимъ. Католикосъ Антоній. 1782 года, февраля 4. Царствующій градъ Тифлизъ. Съ грузинскаго діалекта перевелъ Гарсевановъ".

23 іюля 1786 года Маріупольскаго уѣзда грузипской слободы ?гнатьевки главнѣйшіе старики и всего общества обыватели представили Маріупольскому благочинному, протоіерею Трифиллію, на имя преосвященнаго Никифора, прошеніе, въ коемъ писали: "Хотя мы въ слободѣ ?гнатьевкѣ къ отправленію въ церкви первоверхов-ныхъ апостоловъ Петра и Павла службы Божіей имѣемъ іерея Гри-горія Константиновича; но какъ онъ пришелъ весьма въ старость лѣтъ и оттого въ дряхлость, и потому службы и касательныхъ до него потребъ исправлять не можетъ, да и самъ при томъ быть не желаетъ, а имѣетъ намѣреніе, яко вдовецъ, отойти, гдѣ по способности, къ по-стриженію въ монастырь; а посему Вашего Высокопреосвященства всепокорнѣйше просимъ на мѣсто показаннаго іерея Константи-нова, по вышеписаннымъ обстоятельствамъ, пріѣхавшаго къ намъ изъ Грузіи, подателя сего прошенія, протоіерея Захарія Трифилима, который службу Божію исправляетъ нелѣностно и порядочно, языкъ нашъ обстоятельно знаетъ и поведенія хорошаго, и наше грѣшное общество, вышедшее изъ Крыма, довелъ и доводитъ до сущей благо-пристойности, по желанію его и нашему, опредѣленіемъ и дачею на то ему грамоты не оставить, чего мы и ожидать долженствуемъ".

Въ концѣ іюля 1786 года Маріупольскій протоіерей Трандафилъ Юрьевъ, представляя прошеніе это преосвященному Никифору, съ своей  стороны  просилъ его о томъже и  въ репортѣ   своемъ по


1013

сему дѣлу писалъ: "Въ поданномъ ко мнѣ прошеніи Грузинской слободы ?гнатьевки старики и всего общества обыватели прописываютъ, что хотя имѣютъ они въ оной слободѣ къ отправленію въ церкви первоверховныхъ апостоловъ Петра и Павла божественнаго служенія священника Григорія Константинова; но оный, пришедши уже весьма въ глубокую старость, какъ службы Божіей, такъ и прочихъ касательныхъ до него церковныхъ и мірскихъ потребъ отправлять вовсе не можетъ, да при томъ и самъ онъ, по старости своихъ лѣтъ, быть уже въ той должности не желаетъ, а имѣетъ намѣреніе, яко онъ и вдовъ, гдѣ по способности его окажется, отойти къ постриженію въ монастырь,—и просятъ тѣмъ доношеніемъ онаго священника Константинова уволить, на мѣсто же его, пріѣхавшаго къ нимъ изъ Грузіи протоіерея Захарія Трифилова опредѣлить. А какъ оный протоіерей Трифиловъ, по ревидаціи моей, за неимѣніемъ здѣсь настоящаго духовнаго Правленія, оказался какъ къ божественному служенію, такъ и прочимъ касательнымъ до него церковнымъ и мірскимъ потребамъ весьма способенъ; то въ разсужденіи помянутаго священника Константинова глубокой уже старости и самаго его нежеланія по прописаннымъ обстоятельствамъ, чрезъ сіе Вашему Высокопреосвященству репортуя, покорнѣйше прошу, дабы не могло воспослѣдовать во оной слободѣ по христіанскому обряду какъ въ церковномъ служеніи, такъ и въ бракосочетаніи, въ крещеніи и погребеніи остановки, объ опредѣленіи онаго протоіерея Трифолова въ назначенную слободу по желанію всего общества и по достоинству его самаго, учинить милостивое разсмотрѣніе".

Въ дополненіе къ этому, объ опредѣленіи протоіерея Захарія въ слободу ?гнатьевку просилъ преосвященнаго Никифора и Гар-севановъ. Въ письмѣ отъ 9-го августа 1786 года г. Гарсевановъ пи-салъ къ преосвященному: "Выведенные изъ Крыму грузинцы, въ Маріупольскомъ уѣздѣ съ прочими греками поселенные, кои нынѣ. по счастію, вошли въ Ваше архипастырское призрѣніе, состоятъ съ самаго начала ихъ вывода въ моемъ вниманіи; въ домо-строительствѣ ихъ и въ сооруженіи церкви дѣлалъ я имъ пособіе, но


1014

не могъ только священника, знающаго грузинскій языкъ, имъ доставить, въ чемъ они претерпѣвали крайнюю нужду. Прошлаго жъ года явился у меня грузинскій протоіерей Захарій Пурцхеловъ, котораго я просилъ, чтобы онъ поѣхалъ въ оную грузинскую слободу и тому народу въ духовномъ обрядѣ сдѣлалъ помощь; а чтобы ему было позволено быть въ той Грузинской слободѣ, писалъ и просилъ я покойнаго митрополита ?гнатія, по котораго позволенію сей прото-попъ и понынѣ находится при нихъ; нынѣ же оный протопопъ, ува-жая просьбу мою и видя самъ необходимость народную въ немъ, согласился вовсе остаться при оныхъ грузинцахъ священнодѣй-ствовать. 0 семъ случаѣ осмѣливаюсь Вашему Высокопреосвящен-ству всенижайше донесть, и какъ въ оной слободѣ Грузинской ?г-натьевкѣ до шестисотъ обоего пола людей и на ихъязыкѣ священ-никъ потребенъ и весьма нуженъ; того ради всепокорнѣйше Вашего Высокопреосвященства прошу подносителя сего вышеобъявленнаго протопопа Захарія опредѣлить къ тѣмъ грузинцамъ въ слободу священникомъ; а что подлинно онъ, Захарій, въ Грузіи, въ столичномъ городѣ Тифлисѣ былъ протопопомъ, въ томъ я свидѣтельствую".

По сему дѣлу 4-го сентября 1786 года преосвященный Никифоръ далъ такую резолюцію: "Сему протопопу Захарію Трифилину быть въ слободѣ грузинской ?гнатьевкѣ парахіальнымъ священникомъ на половинной части доходовъ до разсмотрѣнія; а когда онъ, Захарій, представитъ отъ своего епархіальнаго архіерея увольнительную гра-моту, а священникъ Константиновъ объ увольненіи его за старостію и болѣзнями отъ прихода пришлетъ къ намъ прошеніе; тогда и объ опредѣленіи его, Захарія, на весь приходъ учинено будетъ разсмотрѣ-ніе, и о томъ къ благочинному, протопопу Трифиллію послать изъ Консисторіи указъ".



Яндекс цитирования

Рассылки Subscribe.Ru
Генеалогическое древо семьи