1562 год, Лебед. летопись, т.29, с.302

Того же лета, ноября в 30 день, Царь и Великий князь Иван Васильевич всей Русии входит во святую соборную церковь Успения Пречистыя Богородицы, и молебная совершив, и у чудотворнаго образа Пречистыя Богородицы Владимирская, и у Великих Чудотворцев Петра и Ионы, и у прочх святых, милостит прося, приложився. Такое же в пречестием храме архангела Михаила и у прочих святых приложився, и у отца своего гроба и у прародителей своих гробов поклонився и простився. Та же у Михайлова чуда, у архангела Михаила и у чудотворца Алексия молебная свершив. Повеле же отцу своемуи богомольцу, Макарию, митрополиту всей Русии, и Никандру, архиепископу Ростовскому, и епископам, и архимандритам, и игуменам, и со всем священным собором идти Глебу на Орбат и чудотворным образом Пречистые Богородицы милостивые, еже бе тот чудотворный образ Пречистые с прародителем его, с Великим князем Дмитрием Ивановичем, бил егда князь Великий Дмитрий победи безбожного Мамая на Дону.

Сам же Царь и Великий князь, и дети его: царевичи Иван и царевич Феодор, и брат его князь Юрий Васильевич, и многие бояре, и вельможи, и все воинство, которое со Государем шли за кресты пеши, и слушал Государь у святых страстотерпец у Бориса и Глеба на Орбате обедни и молебная совершив. И с великим молением бил челом отцу своему и богомольцу Макарию, митрополиту всея Русии, и архиепископу, и архиепископам, и всему священному собору, чтобы они молили Бога, и Пречистую Богородицу, и Великих Чудотворцев о нем и о его воинстве, и о всем православном крестьянстве, чтобы их ради святых молитв Господь Бог путь его дал мирен и безмятежен и победу на враги его, зде же бы дом Пречистые Богородицы, и град Москву, и вся живущая в них, и вся грады государства его от всякого злаго навета Бог сохранил. К сим же иная многая отцу своему Макарию Митрополиту Всея Русии и всему освященному собору изрече о всех полезных благих просити у Бога.

И благословився Царь и Великий Князь у отца своего и богомольца Макария, митрополита, и у архиепископа, и у епископов пошел в Можайск, а дети его царевич Иван и царевич Феодор провожали до перваго стану, до Крылацкого.

Изволи же собою Царь и Великий князь взяти непобедимую Воеводу, чудотворную иконы Пречистые Богородицы, сиречь Донскую, - прежде того стояла в соборном храме Успения Пречисты на Коломне, - да Пречистую Богородицу чудотворную Колотцкую и иные многие чудотворные образы и кресты.

Когда же боголюбезный Царь и Великий князь, мысля идти на отступников крестьянские веры на безбожную Литву, бе же тогда в его Царской казне крест Полотцкий украшен златом и камением драгим, написано же на кресте: " Сделан сий крест в Полотцку повелением княжны Ефросини и поставлен во церкви Всемилостливаго Спаса, да не износит его из тое церкви никто же, егда же кто его из церкви изнесет, да примкнет с тем суд в День Судный. Нецы(?) и же поведают: в прежнии некогда Смолялне и Полочане держаше у себя государей и князей по своим волям меж себя Смолняне и Полочане воевохуся, и тот крест честный Смолняне в Полотцку взяша в войне и привезоша в Смоленск. Егда же благочистивый государь князь Великий Василий Иванович всея Русии вотчину свою Сиоленск взял, тогда же и тот честный крест во царствующий град в Москву привезен. Царь же и Великий князь тот крест обновити велел и украсити и тот честный крествзя с собою и инея надежду на милосердного Бога и на крестную силу победити враги себя, еже и бысть.


1562 год, Архангелогородская летопись, т.37, с.103

В лето 7070 пошел с Николина дни осеннего Царь и Великий князь Иван Васильевич сам в Литву, вонвати силою да ходил всю зиму, а взял литовский город Полотск.




1562 Хроника Литовская, т.32,с.109

Иван Васильевич, царь московский, послал войско свое за границу литовскую, которое то войско Витебск, Дубровно, Оршу, Колыст и Шклов опановали (на поле: москоль завоевал Литву) за тое же помочь давали инфлятом.


1562 год, Новгородская летопись, с.153, 3

В лето 7070, мая в31 день, в клопском монастыре старую церковь каменную святыя Троицы разобраша, где положены быша мощи преподобного отца нашего Михаила Клопского чудотворца, и вновь церковь сотвориша и гроб чудотворцев в той церкви устроиша, повелением благочистивого государя Царя и великого князя Иоанна Васильевича всея Росии, а на строение из своей казны царской подал пятьдесят рублев, при архиепископе Пимине Великого Новгорода и Пскова, при игумене Корнилии и Братиею.

1562 год, Лебед. летопись, т.29,с.302

Тоя же зимы, ноября, Царь и Великий князь Иван Васильевич всея Русии, советовав со отцом своим Макарием, митрополитом всея Русии, и третим братом своим, со князем Юрием Васильевичем, и со князем Володимером Андреевичем, и со всеми бояры приговорил, призывая Бога в помощь, и Пречистую Богородицу, и Великих чудотворцев, хоти идти на недрога своего на Жигинонта, короля Польского и Великого князя Литовского, за его многие неправды и неисправления, наипаче же горя сердцем о святых иконах и о святых храмах священных, иже безбожная Литва поклонение святых икон отвергше, святыя иконы пощепали, и многая порчания святым иконам учинили, и церкви разорили и пожгли, и крестьянскую веру и закон оставльше и поправше, и люторство воспритиша. И не токмо мирстии людие, но и игумены, и чернцы, и попы, и диаконы греческого закона крестьянскую веру оставльше, а по своим хотениям учинили себе и изобрали лютореи и их прелестное учение приняли. И которые крестьяне мало втал(?) веру крестьянскую држали, ино и те страха ради тех безбожных люторей святых икон не держали для ради порчтания святым иконам, яко же ни в срацынской вере в Туркая, ни в бусурманских языцех таково святым иконам поругания не обретается.

А неправды же королевы и неисправление в грамотах своих пишет ко Царю и Великому князю со укорением непригожие многие слова и царское имя, что ему, Государю, дал Бог, обрел от своих прародителей извечную свою стариною, и король того имени сполна не описует.

Да он же вступается во оборону за искони вечную цереву и Великого князя вотчину Вифлянскую землю, что Царь и Великий князь гнев свой на тех изменников, Ливонских комуков, распростер и городы Ливонские пожег.

И Царь, и Великий князь многожды Жигинота Августа короля своими послы и посланники и его послыи посланники напоминал, чтобы кровопролития крестьянского не хотел и в тех велех исправился и в искони извечную его вотчину в Вифлянскую землю не вступался и за изменников бы Ливонских немец не стоял. И Жгинот Август король в том ни в чем не хотя исправился, наипаче в гордости будучи, хотя кровь крестьянскую разливати.


1562 год, Лебед. летопись, т.29, с.307

Того же лета, октября в 29 день, Царь и Великий князь Иван Васильевич всей Русии положил свою опалу на боярина на князя Дмитрия Курлятева за его великие изменные дела. А велел его и сына его князя Ивана постриги в чернцы и отослати на Коневец в монастырь под начало, а княгиню княже Дмитриеву Курлятеву и двух княжон велел постричи в Оболенску, а, постригши их, велел вести в Каргополе в Черлмский монастырь.


1562 год, Лебед. летопись, т.29, с.300

Того же месяца, сентября, в 8 день, приехал ко Царю и Великому князю из Черкас Пятигорских в Боровск, в (?)ахнутиев монастырь Никита Казаринов, сын Голохвастова. А посылал Царь и Великий князь в Черкасы Ивана Борисова, сына Федцова да Никиту Казарикова… посольством к тесту своему к Темгрюу - князю Аигаровичу свою радость сказати, как его пожаловал, дочерь его княжну Марию взял за себя. И с ними послал к нему, и ко княгине его, и к детям их свое великое жалование, платье и венки, и кубки, и ковши, и иные сосуды серебряные. И Темрюк - князь со всею своею братию и с Землею ученился государю в службе. А которые Черкесские князи Темрюку - енязю были не послушны, а те заслыша царское жалование к темрюку - князю, что Царь и Великий князь Темрюка - князя пожаловал, дочерь его взял за себя, а они Темрюку - князю упали быти послушати, и дани ему давати, и во всем учинилися и Темгрюкове воле.

Того же месяца, сентября, в 12 день в селе Крылатцком встретили Государя Царя и великого князя сын его царевич Иван да брат Царя и Великого князя Юрий Васильевич. А ночлег был Царю и Великому князю в Крылатцком, а назавтре, сентября в 13 день, царь и Великий князь пришел на москву. Встретили его со кресты отец его и богомолец Макарий, митрополит всей Русии, со всем священым собором у святых страсготернец У Бориса и Глеба на Арбате. И шел Государь Царь и Великий князь, и сын его царевич Иван и князь Юрий Васильевич шли в город за кресты.

1562 год, Лебед. летопись т.29,с.301

Того же месяца, сентября, в 15 день Царь и Великий князь Иван Васильевич положил свою опалу на князя Михаила да князя Александра на Воротынских за их изменныя дела и вотчину их новосил и Одоев и Перемышлю и повеле князя Михаила посадити в тюрьму со княгинею на Белеозере.

1562 год, Лебед. летопись, т.29, с.298

Государь идет на Литовское дело.

Того же месяца, мая, в 21 день, по Велице дни на осьмой неделе, в четверг, Царь и Великий князь Иван Васильевич всея Русии пошел на свое дело Литовское, а стояти ему в Можайску. А шел Царь и Велкий князь к Борису и Глебу на Арбат пеш за образы, а с ним царь Александр Казанский и бояре, и дети боярские многочисленные, которые с ним быти на его деле, а со образы шел архимандриты и игумены. И слушал Царь, и Великий князь обедню у Бориса и Глеба на Арбате, а, отслушав обедню, сел на органах, а пошел на свое дело, а заезжал молиться в Новой Девичь монастырь. И перевозился реку на Дороголилове и за рекою кушал, а стан ему был первой в его селе в Крылатском…

А на Москве Царь и Великий князь оставил детей своих: царевича Ивана да царевича Феодора, да брата своего князя Юрия Васильевича, а приказал сыну своему царевичу Ивану по вестем во все города о бережении к воеводам писати от себя и всякие свои земские дела приказал делати сыну своему царевичу Ивану. А бояр оставил у детей своих… (имена).

1562 год, Лебед. летопись, т.29, с.300

Лета 7071, сентября, в 5 день, Царь и Великий князь Иван Васильевич всея Русии для своего дела Литовского стоял в Можайске, а пошел из Можайска к Москве, а шел в Боровск и праздновал на Рождество Пречистые в Боровску в Пахнутиеве монастыре.


1562 год, Лебед. летопись, т.29, с.291

Тоя же зимы, января, Царь и Великий князь положил опалу свою на боярина и князя Ивана Дмитриевича Белского за его измену, что преступил крестное целование и клятвенную свою грамоту, а Царю и Великому князю изменил, хотел бежати в Литву и опасную грамоту у короля взял. А со князем же Иваном хотели бежати дети боярские Царя и Великого князя Богдан Постников, сын Губин, Иван Яковлев, сын Измайлов, да головастрелецкий Митька Елсуфьев, тот ему и дорогу на Белую выписывал. И царь и Великий князь князя Ивана посадил за сторожи на Угрешском дворе, а животы его велел запечатати, а с двора его возити их не велел.

А Митьке Елсуфьеву велел вырезати за то, что князя Ивана подговаривал в Литву бежати он, а Ивана Измайлова и Богдана Постникова велел казнити тортовою казнью, бити кнутоем по торту, а сослал их с Москвы в заточение в Галич.

1562 год, Лебед. летопись, т.29, с.298

Того же лета, мая, в третий день, отпустил Царь и Великий князь сына своего Феодора к Николе Чудотворцу Заразскому молиться.


1563 год, Вологодская летопись, т.37, с.173

В лето 7071 Царь князь великий Иван Васильевич взял в Полотеску острог на масляной неделе в полдник и город Полтеск взял, заговев сыром в песрый понедельник.

1563 год Хронограф Никонорской летописи, с.143

В лето 7071 Царь и Великий князь Иван Васильевич всей Русии Полоцк взял.


1563 год, Степенская летопись, с.662

О взятии града Полтеска.

Потом же в лето 7071 за неисправление и враждование Литовского краля Августа сам Благочистивый Царь и Великий князь подвижеся со множеством силы своея и, шед, взя древнее отечество, славный град Полтеск, и такмо живущих богоубийственных жидов конечной пагубе предаде и богомерзких латын, и злейших иконоборцев расплени и расточи; и град благочестием обнови и в нем истинное православие утверди, и во всем поспешествующу ему всемогущему Богу.

1563 Баркулабовская летопись т.32, с.174

Полтеск. На запусты Великие мясные князь Иван Васильевич московский, царь Восточный, град славный Великий Полоцок взял под кролем Августом, року 1563.


1563 Западнорусские летописи, т.17(СПб.1907) с.292,293

Лета Божия нарож 1263 року, февраля месяца, в ет днь заговевши мясом на масляной недели, в понедельник, из-за Великого короля Польского Жигимонта Августа князя Литовского, а за воеводы Полоцкого Станислава Станиславовича Давонны при нареченном архиепископе Полоцком Арсении Шисуе, изволением отца и поспешанием сына и совершением Святаго Духа Царь и Великий князь Иван Васильевич Московский взял град Великий Полотеск, и воеводу Полоцкого Довоину взял и с женою его с Панею, и Владыку Арсения, и князей, и бояр с женами и с детьми, всех на голову вывел полоном простых людей, всех побил и в полон, побрал, на корен с женами и с детьми выпленил.


1563 Псковская летопись, с.202-203

Таго ж лета ходил сам Царь и Великий князь Иван Васильевич на Литву под Полоцк мимо Луки Великих, зимой, в великуей силе и с нарядом, с пушками, с большими павлинами(?) и со огненными, посохи было пешей и коневой 80, 900 человек. И пришли под Полотск января, 31 день, а в 7 февраля острог взяти, а в 15 день февраля Масленице сдались, город взяли. И воеводу Довойно и Владыку князь Великий сослал к Москве, а имения их, и казны Королевския, и панския, и гостинныя, злата и серебра много на Великого князя взяли.

А от Полотцка князь Великой пошел на 2 неделе Великого поста к Москве, а которые были в городе жили люди жидове, и князь Великий велел и с семьями в речную воду вметати; и утопили их. И город, взяв, князь Великий поехал к Москве, а в городе оставил воеводу и детей боярских.


1563 год, Мазуринская летопись, т.31, с.137

Лета 7071 за неисправление и враждование литовского короля Августа сам благочистивый Царь и Великий князь подвижеся со множеством силы своея шнд, взяша древние свое отечество, славный град Полотеск, и тамо живущих богоубийственных жидов конечной пагубе предаде и богомерзских же латын и злейших инокоборец расплени и расточи, и град благочестием освяти, и в нем истинное православие утверди, во все же поспешствующую ему Богу.

1563 год, Пискаревская летопись, с.190

"Видение князя Юрия Васильевича, брата Великого князя, да Макария, митрополита, о полоцком взятии."

Прислаша князь Юрий Васильевич к Макарию, митрополиту, известити видение: в сю де нощь видел есмя, кабы брат, царь Иван, приеде к городу, и ту град ему отвориша и со кресты его встретиша. А Макарий ему приказа то же видение в ту же нощь и тако и бысть

" О полоцком взятии лета 7071"

Прииде царь в Можайск с Москвы. Из Можайска поиде к Полоцку со многою силою и ту розделя люди, и поидоша многими дорогами, и прииде ко граду, и отступи град, и сташа бити из наряду огнянаго. И Божею милостию град отвориша. И со кресты встретиша Владыка, прозвище Шишка, и воеводы пан Довойска с товарищи, и дворня многия королевская, и сын воеводы виленскаго. И государь Царь и Великий князь воевод литовских и дворян, и владыку взял к Москве, а тут оставил боярина князя Петра Шуйского с товарищи. А запасы все литовския отдал боярам и воеводам. А наряд велел взяти на себя и казну королевскую.


1563 год, Лебед. летопись, т.29,с.314

О государевом послании с Полотока.

А отпустил тогда к Москве с Вестью ко отцу своему и богомольцу к Макарию, митрополиту всея Русии, и ко царице и Великой княгине Марии, и к детям своим: ко царевичу Ивану и ко царевичу Феодору, и к брату своему ко князю Юрью Васильевичу, князя Михаила Темгргоковича Черкасова. А говорити ему велел Государь Царь и Великий князь детям своим: царевичу Ивану и Царевичу Феодору по сей памяти.

"Благоволением Бога и Отца и поспешением Сына и действом Святого Духа во Троице славимаго Бога нашего неизреченным Его милосердием, молитвами и щедротами христиаския Заступницы и непоборимыя Воеводы Прегославенныя Владычецы нашея Богородицы, к ея же молвам презираем единочадый сын Слова Божьего, иже из Нея прошед неизреченно поклонился неизреченно своим милосердием на нас, недостойных раб своих. Хвалим Бога за примногую Его милость, бывшую на нас пророчество ради угодника его державы Русские; иже во святых отца нашего Петра чудотворца и молитв его ради, еже рече о граде Москве, яко взыдут руки его на плещи враг его, и иже во святых отца нашего Алексия и Ионы чудотворцев и Никиты, и Ивана, и Еуфимия, и Ионы, новгородских чудотворцев, и равного Апостолов Великого Князя Владимира, иже просветившего Русскую землю святым Крещением, и святых страстостерпец Христовых Бориса и Глеба, и святых, и Великомученник Великого Князя Михаила Черниговского, и боярина его Феодора, и преподобных и богокостных отец наших Сергия, и Варлаама, и Кирилла, и Пофнотия, и Никиты, Михаила Клопского, Дмитрия Прилутукого, и Павла Обнорского и Александра Свирского, и всех святых молитвами, иже в Русской земли воссиявших, и родителей наших молитвами и благословлением и отца нашего и богомольца Макария, митрополита всея Русии, и всего священного собора молитвами всея Русии митрополия. Господь наш Иисус Христос, истинный Бог наш, к материнским мольбам призирая излиял на нас недостойных великого дара несказанную свою милость, вотчину нашу город Полтеск нам в руки дал. И мы благодарим Бога и Рождевшую его Приснодевую Богородицу Заступницу христианскую и всех святых о несказанном Его даре, еже нам дарова.

И вы бы и с братом моим со князем Юрием Васильевичем били челом отцу нашему и богомольцу Макарию, митрополиту всея Русии, и всему освященному Собору на их на многих прилежных молитвах, да и вперед бы пожаловал, молили Господа Бога нашего Иисуса Христа во Троицы славинаго и Пречистую Его Матерь и всех святых о благостояни святых Божьих церквах и о устроении земском и возвысил бы Бог рог Крестьянский и даровал бы нам и Всему Православному крестьянству свыше победу на всея видимыя и невидимыя враги нана и православное бы хрестьянское царство разрешил и порадовал бы тишину и мир со всеми странами и тобину плодом и изобильство во всем, а нам бы со царицею, а с вашею материю и с вами и отцу нашему и богомольцу Макарию, митрополиту, и братии нашей и богомольцам нашим и всему православному хрестьянству душевное спасение и телесное здравие. А молебны бы есте велели пети с звоном, да и по посадским бы есте церквам и по монастырем звонити велели. А подлинно, как се наше дело делалося, послал есми к тебе список."

1563 год, Лебед. летопись, т.29, с.313

А февраля, в 18 день, в четверг, на память святаго Леонтия, папы Римского, Царь и Великий князь Иван Васильевич всея Русии со князем Володимером Андреевичем и с новопросвещенными цари казанскими и с своими боярами, и со всеми воеводами, и с многим воинством поиде от своего стану чинно и урядно в свою отчину в Полотеск, пойде же до осторожново рва и сседе с арганака.

Повеле же от осторожного рва по погорелому посаду Коломенскому Владыке Варлааму и чудотворному архимандриту Левкию и Осифовскому игумену Леониду и всему освященному собору идти во град Полотеск с пречудным образом Пречистые богородицы, и с иными образы чудотворными, и с честными кресты. Сам же Царь и Великий князь идяще за чудотворными образы и за честными кресты, а с ним князь Володимер Андреевич и царь Александр Казанский, и бояре, и воеводы, и все воинства. Встрете же Царя и Великого князя в градных больших в воротех Полоцких со кресты Софейской протопоп Феофан с Софейском собором и с полотцкими священниками. Царь же и Великий князь, видев Пречудныя образы в церкви святыя Софеи и любезне припадая и молит Бога, и Пречистую Богородицу, и Великих чудотворцев, что даровал ему Бог и Пречистыя Богородица образы их видети. И поиди к соборной церкви к Софейской премудрости Божии. И вшед в церковь, найя пети молебны Софейский протопоп с братиею и со всеми градскими священниками. Действова же коломенский епископ Варлаам. Видев же Государь во церкви святыя Софеи Пречудныя и чудотворныя образу от древних ту бывших государей христианских украшенных, и со слезами припадает и хвалу Господу Богу и Пречистой Богородицы, и Великим чудотворцам воздает, что не в конец безбожии Лютория церкви святыя осквернили и разорили, и святым иконам поругалися: "милость свою яви на мне, недостойном рабе твоем, и град без кровопролития предал еси нам". И сию и множае сих изрече и рече: "что ти воздам, Господи, о всем, яже ни еси воздал". И по совершении молебнов вшед на амвон протодиакон и велегласно многолетствовал Царю Государю и Великому князю на его отчине на Полотцску, потом же епископ со всем освященным собором, та же дияки на оба клироса мнолегия пеша Царю Государю и Великому князю. Епископ же Варлаам благослови Царя и Великого князя животворящим крестом и рече: "Божею милостию и Пречистыя Богородица и Великих чудотворец молитвами радуйся и здравствуй Православный Государь Царь и Великий князь Иван Васильевич всей Русии Самодержец на своем отчине и дедине града Полотцка на многие лета".

По сем князь Володимер Андреевич и Царь Симеон Касаревич здравствовали Государю, потом же бояре и воеводы здравствовали Государю на его отчине града Полотцка, потом же Софейский протопоп и со священицы с братиею и все градские и посадские священицы и благодарственные искущающе гласы, избаловшеся и свободившеся от Люторского насилования, что те Люторы отпали святыя православныя веры, церкви разорили и иконам не поклонялися и поругание чинили великое. Слушав же Царь и Великий князь во церкву святей Софеи Божественыя Литоргии, и иде на свой двор в светлицы и седе на месте…


1563 год, Лебед. летопись, т.29,с.312

И Владыка, и Довонко на том на государственном жалование их, очи им свои велел видети в своем шатре. Сидел же Государь на своем месте вооружен в полном доспехе, а князю Володимеру Андреевичу и Царю Семиону повеле сидети в доспехах же, тако же и боярам и вельможам и всему воинству. И как Владыка и Довонко, и королевские дворяне вошли ко Государю, и Царь и Великий князь у Владыки благословился, а Довойну и королевских дворян к руце пожаловал, звал.

А говорил им Государь, что он пришел к прародителей своих и к своей отчине, к Полотцку, за брата его, за королеву неправду, что он вступился в его высокоживечную вотчину, в Вифляндскую землю, и послов своих, и посланников посылает к нему, а в грамотах своих пишет не попригожу. И ныне нам Бог милосердие свое свыше даровал, прародителей наших, отчину нашу, город Полотеск нам в руки дал.

А которые люди Государю служили, и Государь тех по рассмотрению жаловал. Божьим же неизреченным Великим милосердием и государьскою теплою верою к Богу и его государьским умыслом в Полотску в граде и в остроге розмистров(?) и королевских дворян, и всяких воинских людей, и черных из народу много бесчисленно побили.


1563 год, Лебед. летопись, т.29, с.308

Таковое же послание бысть на укрепление и на пользу многим, яко же самому благочистивому Государю Царю, тако всему его воинству. И потом начат знаменатися благочистивый Государь у чудотворных образов, иже бяху с ним, и прихот ко Епископу Варлааму. Епископ же благословляет благочистиваго Государя крестом животворящим и водою святою кропит, тако же и христолюбивое воинство священницы начаша водою кропити. И пошел Царь и Великий князь по граду Плотцку и знамя повеле развертите, на нем же бе изображен чудне нерукотворный образ Господа нашего Иисуса Христа, и приемле к озеру к Волову, и поставил полк свои у Волова озера против города.

А за два часа до вечера пошел Царь и Великий князь мимо города на стан, за реку за Двину, в монастырь к Борису и Глебу. Кельи же того монастыря Полоцкие люди до Государева прихода пожгли, а остался едина монастырская братия пеколна. Царь же и Великий князь вшел в церковь помолитися Великим страстортерпцам Христовым Борису и Глебу, и в том пеколне Государь кушал.

И того же дни о Вечерни приказал Царь и Великий князь воеводам, которые за турами, велел под город в ночи послати стрельцов и городскую стену зажечи повеле не в одном месте. Тоя же ночи стрельцы городовую стену зажгли во многих местех и городовая стена учала горети. Царь же и Великий князь повеле Владыке Коломенскому со всем собором во церкви молебная совершити и просити милости у Спаса, и у Пречистые Богородицы, и у Великих чудотворцев.

1563 Лебед. летопись т.29, с.306

Послание Пимина архиепископа Великого Новграда к благочистивому Царю и Великому князю Ивану Васильевичу Божею милостию Государю всей Русии Самодержцу под град Полтеск.

А января же, в 10 день, в неделю, Царь и Великий князь, молебная совершив на Луках в соборной Церкви Христова Воскресения, и воевод своих, отпустив наперед себя, понеже бо всему воинству с Лук в один день не собратися, и в том бы воинским людем истомы и затору не было.

А января же, в 14 день, в четверг, Царь и Великий князь в соборной церкви у Воскресения Христова молебная совершив и у чудотворного образа Пречистой Богородицы Донские и у иных чудотворных образов; и повеле Варлааму епископу Коломенскому со архимандриты и игумены, и со всем священным собором идти со кресты из города проводити непобедимого Воеводу, чудотворный образ Пречистые, в путное шествие. Сам же Царь и Великий князь, проводив из города честныя кресты и чудотворная образы за город, и пошел на свое дело с Лук к Полотцку.

А приказал Царь и Великий князь ко князю Володимеру Андреевичу, и к боярам, и воеводам, чтобы пев молебны и прося у Бога помощи знамена бы развертети. А Владыке Коломенскому Варлааму и архимандриту Чудовскому и игумену Иосифовскому со всеми соборы повеле пети молебны и молити Господа Бога, и Пречистую Богородицу, и Великих чудотворцев. Тогда же прииде ко благочистивому Государю от архиепископа Пимина Новгородского игумен Ефрем Живоначальная Троица Клопского монастыря, нося благословление, образ святыя Софеи Неизреченныя Премудрости Божия и Воду святую на освящение и на утверждение Царскому его Благородию и всему христолюбивому воинству. К сим же послание полезно написано, имуще сице.

1563 год, Александро-Невская летопись, т.29, с.315-316

От Царя и Великого князя Ивана Васильевича всея Русии отцу его и богомольцу Макарию, митрополиту всей Русии, говорили князю Михаилу Темрюковичу Черкасскому: "Царь и Великий князь Иван Васильевич всей Русии тебе, отцу твоему и богомольцу Макарию, митрополиту всей Русии, велел челом ударити и велел тебя о здравии вспросити, как тебя, отца нашего Бог милует. Государь наш Царь и Великий князь Иван Васильевич всей Русии велел тебе, отцу твоему и богомольцу сказати: "Божьим милосердием и Пречистые Богородицы и великих чудотворец молитвами, да и твоими, отца нашего и богомольца, молитвами и родителей наших молитвами мы дал Бог по се часы здорово.

А после того князю Михаилу от Царя и Великого князя говорити Макарию, митрополиту всея Русии: "Царь и Великий князь Иван Васильевич всея Русии велел тебе, отцу своему и богомольцу говорити: Благославлением Бога и Отца…" (и далее приводится текст 1563 Лебед. летопись, т.29,с.314)

Да подати князю Михаилу от Царя и Великого князя Макарию, митрополиту всей Русии, поминок, молвити ему: "Царь и Великий князь прислал к тебе и к отцу твоему и богомольцу крест серебрян позолочен с камением." Память князю Михаилу: да молвити ему от Государя Макарию, митрополиту всей Росии, чтобы велел пети молебны с звоном и по монастырям, и по церквам велел бы звонити.

А князю Юрию Васильевичу велено князю Михаилу говорити речь такова же, и список ему дан. Память князю Михаилу Темгрюковичу Черкасскому; едучи ему по городам к Москве, и велети ему по тем городам протопопам с братиею пети молебны с звоном, что Бог милосердие свое великое показал Царю и Великому князю, вотчину его, город Полотск, со всем в руки ему дал, и они бы молили Бога, и Пречистую Богородицу, и Великих чудотворец о Государе Царе и Великом князе Иване и о его Царице Великой княгине Марии, и о его детях: о царевиче Иване и о царевиче Феодоре, и о Макарии, митрополите, и о Государеве брате, и о всем православном христианстве, чтобы Господь Бог и впредь победу дал свыше по вся видимыя и невидимыя враги и подал бы мир и тишину со всеми странами и яже на пользу всему православному христианству.

Говорити от Царя и Великого князя княже Андрееве Иванович княгине Афросиние Федору Алексеевичу Б(?)осмакову: "Царь и Великий князь Иван Васильевич всея Руси велел тебе, княже Андрей Иванович, княже Афросиние челом ударити и велел тебе о здоровие вспросити, как тебе Бог милует. Государь наш Царь и Великий князь Иван Васильевич всей Русии велел тебе сказати: "Божиим милосердием и Пречистые Богородицы и Великих чудотворец молитвами, да и отца нашего и богомольца Макария, митрополита всей Русии, молитвами мы по се часыдал Бог здорово". А речь ему и список дан таков же с большие речи.

А к Новгородскому архиепископу Пимину послан Михайло Безнин, а речь ему дана с митрополии речи и список.

До Ивану же Петровичу велено ему молвити, чтобы он отписал в Ракобор и в Вилиян к воеводам и во все немецкие городы, а велел бы пети молебны с звоном, а в Ругодиве Петру велено ему говорити по тому же.

1563 год, Александро-Невская летопись, т.29, с.319

А от Царицы и Великие княгини Марии прибежал ко Государю князь Иван Большой Газин и здоровал ему, Государю, от Царицы его и Велкой княгини по тому же, что ему Государю вотчину его город Полтеск Бог в руки поручил.

А пришел Государь на Луки, марта, в 6 день. Сам же Царь и Великий князь с Лук пойде в Оковец Пречистой помолитися, а изо Оковица ехал на городок на Старицу. А из городка из Старицы ехал на Осифов монастырь, а в Осифове монастыре встретил Царя и Великого князя сын его царевич Иван. А на останошном ночлеге от Москвы в селе Крылатцком, марта, в 20 день, в субботу, Царя и Великого князя встретил царевич Федор. А брат Царя и Великого князя князь Юрий Васильевич встретил в Крылатцком же.

Тогда встретиша Царя и Великого князя в селе в Крылацком архиепископ Ростовский Никандр, и епископы, и архимандриты и игумены. Царь же и Великий князь того же дни к Москве отпустил.

А на завтре, в неделю, Царь и Великий князь поехал из Крылатцкого к Москве, и встретил Царя и Великого князя на Крылацком поле с Москвы боярин Василей Юрьевич Траканиотов с тем, что Царю и Великому князю родился сын от Царицы и Великой княгине Марии Черкасской.

А приехал Царь и Великий князь к Москве того же дни, марта, в 21 день, в неделю, а встретил его со кресты Макарий, митрополит всей Русии, со всем священным собором у Бориса и Глеба на Арбате. Царь же и Великий князь у чудотворных образов приложился, и у отца своего и богомольца у Макария митрополита и у архиепископа и епископов благославился, и бил челом митрополиту и всему освященному собору, что милостию Пречистые Богородицы и Великих чудотворцев молитвами и их ради святых молитв Господь Бог милосердие свое свышепослал, вотчину его город Полотеск в руки дал. И отец его и богомолец Макарий, митрополит всей Русии, со архиепископом, и епископы, и со всем освященным собором Государю многолетствовали на его вотчине на Полотцку и благодарение Велие и похвалы воздаша, что своим великимподвигом церкви от святыя от иконоборец Лютореи очистил и досталных сущих христиан в православие собрал. И де же Государь от святыя великомученицы Прасковии, нарицаемой Пятницы, ото Ржевской из Черголия со кресты со отцом своим Макарием митрополитом и со всем священным собором в город пеш, а с ним князи, и бояре, и вельможи, и множество народа.


1563 год, Александро-Невская лавра, т.29, с.320

Месяца апреля, в 4 день, Царь и Великий князь Иван Васильевич всей Русии по совету отца своего и богомольца Макария, митрополита всей Русии, и богомольцев его архиепископов, епископов, и всего священного собора учинил в своей отчине, в граду Полоцку у Софеи Премудрости Божии архиепископию. И поставлен бысть митрополитом Макарием архиепископам, прежде бывший епископ Суздальский и постриженник тон Трифон Ступишен Иосифа, игумена Волотцкого, добродетели же его ради был архимандрит на Симонове и потом епископом в Суздале, епископию же Суздальскую остави за свою немощь. Царь же и Великий князь понуди его быти в Полотеск архиепископом, а местом учинил его под Ростовскую архиепископию.

Того же лета, мая, в 3 день, преставися Царя и Великого князя Ивана Васильевича всей Русии сын, царевич Василий; сей первый родился от Царицы и Великой княгини Марии, и положен бысть во церкви Архистратига Михаила.


Того же месяца, мая, в 9 день, Царь и Великий князь Иван Васильевич всей Русии поехал в Оболенск, в Калугу, в Перемышль, в Одоев старой, а из Одоева в Белев, в Козельск, в Воротынеск, и по своим дворовым селам в тех городах, а к Москве приехал в среду перед Троицином днем, мая, в 26 день.

И того же дни, в среду, Царь и Великий князь поехал к Живоначальной Троице в Сергиев монастырь молиться, а Царица его и царевич Иван поехали к Живоначальной Троице до Государеву поезду за день. А от Троицы из Сергиева монастыря был в слободе в Александровской и со Царицею и великой княгинею и с сыном своим царевичем Иваном, а был Государь в слободе до июля, 17 дня.


Там же, с.321

Того же лета, июня, Царь и Великий князь положил гнев свой на княже Андрееву Ивановича, княгиню Ефросинию да на ее сына, на князя Володимера Андреевича, потому что прислал ко Царю и Великому князю в слободу княже Володимеров Андреевича дьяк Савкув Иваков память, а впамяти писал многие государственные дела, что княгиня Ефросиния и сын ея Володимер многие неправды ко Царю и Великому князю чинят и того дня держат его скована в тюрьме. И царь, и Великий князь велел княгине Ефросиние к князю Володимеру Савлука к себе прислати. И Савлук сказывал Царю и Великому князю на княгиню Ефросинию и на князя Володимера Андреевича многия неизправлены и неправды. По его слову многие о том сыски были и тех их неисправления сыскана.

И перед отцом своим и богомольцем Макарием, митрополитом, и перед Владыками, и перед священным собором Царь и великий князь княгине Ефросиние и ко князю Володимеру неисправление и неправды им известил и для отца своего Макария митрополита, и архиепископов, и епископов гнев свой им отдал.

И княгиня Ефроксиния била челом Государю Царю и великому князю, чтобы Государь позволил ей постричься, и Царь и великий князь княгине Ефросинии постричься позволил и постриг ее на Москве на Кирилловом дворе; и наречена бысть имя ей во иноцех Евдокия

Поволи же ей Государь устроити бетвоко(?) и питием и служебники и всякими обиходы по ее изволению.

У князя Володимера Андреевича повеле Государь быти своим бояром, и дьяком, и стольником, и всяким приказным людям, вотчиною же своею повеле ему владети по прежнему обычаю.


1563 год, Александроневская-лавра, т.29, с.322

Того же месяца Царица и великая княгиня Мария, и царевич Иван Иванович ездили молиться из Слободы в Суздаль. В Суздаль к Покрову Пречистой богородицы в Девичий монастырь, а из Суздаля в Ростов к Ростовским чудотворцам.

Того же месяца в 17 день поехал из Слободы Царь и Великий князь к Москве со Царицею своею и Великой княгиней, и с сыном своим со царевичем Иваном, а приехал к Москве того же месяца, июля, в 20 день, на Ильин день.


Там же, с.323

Того же дни, сентября, в 21 день, во вторник, Царь и Великий князь поехал в объезд к Троице Живоначальной в Троецкий монастырь молитися, а от Троицы из Сергиева монастыря поехал в Можайск. А в Можайску свещал Государь церковь Успения Пречистые богородицы дубовую брусеную о пяти верхах, что против государева двора, а у нее пять пределов, а освящена бысть октября, в 3 день, а свещал ее Ростовский архиепископ Никандр. А из Можайску Государь ездил в страрицу, во княже Володимерову отчну Андреевича дворцовым селам, а князь Володимер Андреевич с ним же. А в Верее у князя Володимера Андреевича Государь был и пировал, и по Верейским селам дворцовых и по Вышегородским Государь ездил.


Там же, с.325

О преставлении князя Юрия Васильевича.

Того же месяца, ноября, в 24 день, на память святыя Великомученницы Екатерины, во вторый час нощи преставися благоверный и христолюбивый князь Юрий Васильевич, брат Царя и Великого князя Ивана Васильевича всей Русии, и бысть лет живити его 31. И положен бысть во церкви Архангела Михаила. На преставлении же его и на погребении быша Царь и Великий князь Иван Васильевич всей Руси да князь Володимер Андреевич, и бояре, и вельможи многие и множество народа, а погребал его Сарский и Воронский епископ Матфей и архимандриты, и игумены со всем освященным собором. Макарий же митрополит тогда был в Велицей болезни на последнем издыхании.


Там же, с.327

О представлении преосвященного Макария, митрополита всей Русии.

Того же месяца, декабря, в 31 день, преставился преосвященной Макарий, митрополит всея Русии, и погребен бысть в церкви Успения Пресвятыя Богородицы соборнотя на Москве, января, в 1 день. На погребении же его был Царь и Великий князь Иван Васильевич всея Русии и князь Володимер Андреевич, и князи, и бояре, и вельможи, и множество народа. Бе же тогда на погребение его Никандр, архиепископ Никандр и Ярославский, Афонасий, епископ Суздальский и Торуский, Дилофеи, епископ Комаленский и Коширский, Сарский и Подоский епископ Матфей, и архимандриты, и игумены со священным собором.

Сей же список повеле на погребении своем прочести.

11




Яндекс цитирования

Рассылки Subscribe.Ru
Генеалогическое древо семьи