964

СЛОБОДА ГАВР?ЛОВКА.

Слобода Гавриловка, при рѣчкѣ Камянкѣ, многолюдная, съ населеніемъ довольно-состоятельнымъ, при двухштатномъ церков-номъ причтѣ, находится Александровскаго уѣзда въ 3-мъ благочин-ническомъ округѣ*.

По мѣстности нынѣшней слободы Гавриловки, по балке Зло-дейской, въ древнія времена пролегалъ знаменитый Муравскій шляхъ. Въ 1696 году мѣстность эту заняли запорожцы и устроили здѣсь нѣс-колько своихъ зимовпиковъ-кутковъ. "Оврагъ широкій" при р. Камянкѣ,—при устьѣ, при впаденіи ея въ Волчью,. въ 1704 году значится уже въ числѣ населенныхъ мѣстностей запорожскаго каза-чества. Въ годину лихолетья, при агарянскомъ нападеніи на Новороссійскій край (1768 и 1769 годовъ), вся эта мѣстность была истоптана, опустошена и разорена татарвою.

Весною 1770 года мѣстность эту занялъ съ своими хлопцами отставный запорожскій старшина Гаврило Блакитный. Въ сентябрѣ 1775 года первый губернаторъ новооткрытой Азовской губерніи В. А. Чертковъ, обозрѣвая, по указанію Волководскаго земскаго коммисара, всѣ населенныя мѣстности по рѣкѣ Волчей, былъ, между прочимъ, на зимовникѣ казака Гаврила Блакитнаго, нашелъ здѣсь нѣсколько зимовниковъ и мазанокъ и довольное количество жильцовъ въ нихъ. Образовавъ здѣсь государственную воинскую слободу, Чертковъ назвалъ ее Гавриловкою, въ память и въ честь имени старшины—хозяина Гав-рила и опредѣлилъ его осадчимъ, смотрителемъ новообразованной воинской слободы, съ письменнымъ паказомъ ему заселить слободу народомъ семейнымъ и осѣдлымъ. При усердіи и заботливости запо-рожцевъ, воинская государственная слобода Гавриловка скоро обстроилась землянками и мазанками, и обогатилась семейнымъ и осѣдлымъ народомъ малороссійской націи. Въ ! 782 году, при состав-леніи общей народной переписи, въ Гавриловкѣ найдено и въ списки


965

внесено постоянныхъ жителей мужеска 12! и женска 117 душъ. Въ 1784 году въ Гавриловкѣ существовала часовня съ иконою святителя Хри-стова Николая Чудотворца и при ней находился іеромонахъ Самар-скаго монастыря.

Въ 1791 году жители казенной слободы Гавриловки возымѣли рѣшительное намѣреніе устроить въ своей слободѣ церковь и обра-зовать у себя свой собственный самостоятельный приходъ. Согласно желанію всего общества и приговору сельской Сборной ?збы, сдѣ-лавъ въ слободѣ денежный подворный сборъ и избравъ изъ среды своихъ стариковъ довѣренныхъ и уполномоченныхъ лицъ, Гаври-ловцы поручили имъ вести все дѣло по устройству въ слободѣ церкви.

Репортомъ отъ 27-го октября 1791 года, Константиноградское ду-ховное Правленіе представляло Екатеринославской духовной Консисторіи: "Сего 22-го октября Славянскаго уѣзда первой части благочинный, священникъ Іоаннъ Хоцинскій, въ Константиноград-ское духовное Правленіе прислалъ репортъ, части его села Приволья священника Григорія Евстафіева, въ коемъ тотъ ему доноситъ, что настоящаго октября 11-го числа села Приволья помѣщика, статскаго совѣтника Алексѣя Михайловича Мартынова управитель, губерн-скій регистраторъ Феодоръ Базилевскій по данной ему отъ уломяну-таго г. Мартынова довѣренности, продалъ Павлоградскаго уѣзда казенной слободы Гавриловки поселянамъ приходскую его Архангело-Михайловскую церковь съ иконостасомъ и со всѣмъ приборомъ, кро-мѣ ризницы, утвари и колоколовъ, цѣною за 700 руб., срокомъ впредь на два года, а на мѣсто ея, помѣщикъ Мартыновъ намѣре-ваетъ съ будущаго 793 года строить каменную, на что де уже и кирпичъ приготовляется". По докладу о семъ Консисторіи, преосвященный Амвросій, резолюціею отъ 2-го декабря 1791 года, дозволилъ упразд-нить Архангело-Михайловскую въ селѣ Привольѣ деревянную церковь только тогда, когда построена будетъ новая.

Въ іюнѣ мѣсяцѣ 1793 года Гавриловской сельской Сборной ?збы   староста   Корнѣй   Мельникъ,   выборный   ?ванъ   Радченко,


966

ктиторы Матвѣй Водолажскій и Харитонъ Яровой, писарь Василій Абалмасовъ, вахмистръ Филиппъ Никитинъ и др., чрезъ Межевую экспедицію отмежевавъ изъ общественныхъ дачъ 120 десятинъ земли для причта будущей церкви, отъ лица всего Гавриловскаго общества, просили Екатеринославскаго Намѣстничества Правителя В. В. Кахов-скаго исходатайствовать имъ у преосвященнаго разрѣшеніе и благо-словеніе устроить въ слободѣ Гавриловкѣ деревянную церковь во имя святителя Христова Николая Чудотворца. По поводу сей прось-бы, въ промеморіи отъ 6-го іюня 1793 года, В. В. Каховскій писалъ къ преосвященному Гавріилу, митрополиту Екатеринославскому: "Пав-лоградскаго уѣзда, казенной слободы Гавриловки общество казен-ныхъ поселянъ въ поданномъ мнѣ прошеніи объясниди о терпимой ими нуждѣ въ исполненіи по долгу христіанскому обрядовъ, ибо хотя слободы Михайловки священникъ и опредѣленъ къ совершенію оныхъ, но по отдаленности его жительства и по многолюдству въ той же порученной ему слободѣ Михайловкѣ, въ преподаваніи требъ церковныхъ слободы Гавриловки поселянамъ успѣть не можетъ; а потому намѣревая они построить въ той слободѣ своей Гавриловкѣ, въ коей состоитъ дворовъ 230, обоего пола душъ 1650, церковь во имя святителя Христова Николая Чудотворца, къ чему пріуготовлены уже всѣ матеріалы и денегъ собрано до 400 руб., просятъ о исходатай-ствованіи на то у Вашего Преосвященства позволенія. Я, по поводу сего препровождая при семъ планъ на землю отмежеванную изъ округи вышеписанной казенной слободы Гавриловки, подъ строеніе тамъ церкви, во имя святителя Христова Николая и для довольствія священно и церковнослужителей, а равно и прошеніе съ подпискою означенныхъ поселянъ въ оригиналѣ, Вашего Преосвященства по-корнѣйше прошу на сооруженіе той церкви преподать Ваше архипастырское благословеніе".

По разсмотрѣніи всѣхъ обстоятельствъ сего дѣла, преосвя-щенный Гавріилъ, митрополитъ Екатеринославскій, резолюціею отъ 10-го іюня 1793 года дозволилъ въ казенной слободѣ Гаври-ловкѣ   устроить  церковь во  имя  святителя  Христова  Николая


967

Чудотворца и благословилъ слободы Петропавловки протопопу Іакову Соколовскому заложить ее къ постройкѣ. 20-го іюня 1793 года изъ Екатеринославской духовной Консисторіи отправленъ въ Павло-градское духовное Правленіе указъ объ этомъ; а 24 іюия того же 1793 года, Петропавловскій протоіерей Іаковъ Соколовскій соборнѣ, по надлежащему церковному чиноположенію, въ слободѣ Гавриловкѣ освятилъ мѣсто подъ церковь и положилъ закладку на сооруженіе оной.

СЛОБОДА ПРЕОБРАЖЕНКА.

Слобода Преображенка, при рѣкахъ Конкѣ и Жеребцѣ, мно-голюдная, съ одноштатнымъ церковнымъ причтомъ, находится нынѣ Александровскаго уѣзда во 2-мъ благочинническомъ округѣ*.

Весною 1772 года въ Балке Карпатой, въ приходѣ нынѣшней слободы Преображенки, поселился абшитованный , отставной, выслужившійся у Коша, войсковый старшина Калина, (Калинникъ) Лысько. Основавъ здѣсь себѣ обширный зимовникъ и устроивъ на немъ нѣсколько землянокъ и мазанокъ, Лысько осенью того же 1772 года пригласилъ къ себѣ на жительство изъ-подъ Батурина, Черниговской губерніи, своихъ родныхъ и знакомыхъ, со всѣми имъ семействами и челядью. Въ 1774 году на балку Карпатую, въ зимовникъ Лыська прибыло нѣсколько семействъ малороссійской націи,— родные и знакомые тѣхъ солдатъ и арестантовъ-колодниковъ, которые работали въ Никитинской крѣпости. Въ 1775 году, по разрушеніи послѣдней Сѣчи запорожской, къ Лыську присоедини-лось еще нѣсколько казаковъ запорожцевъ,—старыхъ его зна-комыхъ. Для образовавшейся такимъ образомъ православной общи-ны Лысько въ замовникѣ своемъ устроилъ часовню и для молитво-словій содержалъ при ней іеромонаха Самарскаго монастыря.


968

По присоединеніи Крыма къ Россіи, Правленіе Екатерино-славскаго Намѣстничества, заселяя народомъ семейнымъ и осѣдлымъ огромнѣйшія и плодороднѣйшія степи по Конкѣ и Гайчулу, при балке Карпатой намѣтило быть казенной слободѣ Преображенкѣ. Довольные симъ, насельники балки Карпатой всѣ мѣры употребили къ скорѣйшему заселенію слободы Преображенки, распланировали слободу, устроили Сборную ?збу, обзавелись домами и приличными экономическими усадьбами и въ 1795 году начали хлопотать о постройкѣ въ своей слободѣ церкви во имя Преображенія Господня. Согласно желанію всего общества и приговору сельской Сборной ?збы, довѣренные, уполномоченные отъ общества, воипскіе поселяне староста Григорій Телбухъ, сотскій ?лья Горбачевъ, Афанасій Тка-ченко, ?гнатъ Рябченко и другіе. по руководству и наставленію крѣ-пости Никитинской Богословской церкви дьячка, дворянина Феодора Сицкаго, чрезъ Межевую Экспедицію отмежевавъ изъ общественной дачи, при р. Жеребцѣ, 120 десятинъ земли для причта будущей церкви, формальнымъ доношеніемъ отъ 1-го мая 1796 года, просили Екатери-нославскаго Намѣстничества вице-губернатора Димитрія Степано-вича Казинскаго исходатайствовать имъ у Преосвященнаго Гавріила, митрополита Екатеринославскаго, разрѣшеніе и благословеніе устро-ить въ слободѣ Преображенкѣ означенную церковь. По поводу сей просьбы г. Казинскій въ сообщеніи отъ того же 1-го мая 1796 года писалъ къ преосвященному Гавріилу: "Новомосковскаго уѣзда новоза-селяемаго казеннаго селенія Преображенскаго общество воинскихъ поселянъ, въ поданномъ мнѣ прошеніи изъясняя, что въ означенномъ селеніи состоитъ дворовъ до ста пяти, въ нихъ муж. 329 и жен. 282 души, но по неимѣнію церкви, нуждаются жители въ исполненіи христі-анскихъ обрядовъ; почему и намѣрены они выстроить деревянную церковь во имя Преображенія Господня, для чего собрали уже налич-ныхъ денегъ до восьми сотъ рублей, и потребные на построеніе церкви матеріалы изготовлены,—просятъ на построеніе означенной церкви испросить у Вашего Преосвященства благословеніе. Я, препровож-


969

дая при семъ оное воинскихъ поселянъ прошеніе въ оригиналѣ и планъ отмежеванной изъ округи того села земли для довольствія священно и церковнослужителей, Вашего Высокопреосвященства покорнѣйше прошу о построеніи означенной въ слободѣ Преобра-женской церкви во имя Преображенія Господня преподать Ваше архипастырское благословеніе".

По сему сообщенію преосвященный Гавріилъ, резолюціею отъ 7-го мая 1796 года, разрѣшилъ и благословилъ устроить въ казенной воинской слободѣ Преображенкѣ церковь во имя Преображенія Гос-подня. 8-го мая 1796 года изъ Екатеринославской духовной Консис-торіи, отправленъ въ Павлоградское духовное Правленіе указъ объ этомъ.

1-го марта 1797 года Новомосковскаго уѣзда казеннаго селенія Камянки Преображенской церкви, діаконъ Павелъ Дуброва, согласно просьбѣ и приговору всего общества, рукоположенъ во священника въ село Преображенку къ строющейся церкви.

Репортомъ отъ 15-го октября 1797 года, Павлоградское (въ Ново-московскѣ) духовное Правленіе представляло преосвященному Гаврі-илу: "Сего октября 13-го дня въ сіе духовное Правленіе Новомос-ковскаго уѣзда второй части благочинный, священникъ Іаковъ Бѣлый репортомъ представилъ, что части его въ селеніи Преобра-женскомъ церковь строеніемъ вновь пришла въ совершенное окончаніе, и къ освященію оной препятствія не имѣется, при чемъ приложилъ и учиненную имъ, благочиннымъ, имѣющимся въ той вновь выстроенной церкви утварямъ и ризницѣ церковной опись. Для того Вашему Высокопреосвященству Павлоградское духовное Правленіе благопочтеннѣйше, съ приложеніемъ учиненной благо-чиннымъ Бѣлымъ описи, на архипастырское благоразсмотрѣніе при семъ представляетъ и покорнѣйше проситъ о освященіи оной церкви резолюціи". На основаніи сего репорта преосвященный Гавріилъ, резолюціею отъ 27 октября 1797 года разрѣшилъ и благословилъ протоіерею Крупянскому освятить въ слободѣ Пре-ображенкѣ новоустроенную Преображенскую церковь и дозво-лилъ выдать для этого освященный антиминсъ. Того же 27 октября


970

1797 года, изъ походной Конторы Преосвященнаго отправленъ въ Павлоградское духовное Правленіе указъ объ этомъ; а 3-го ноября того же 1797 года Новомосковскій протоіерей Феодоръ Крупянскій соборнѣ, по надлежащему церковному чиноположенію, въ слободѣ Преображенкѣ освятилъ новоустроенную Преображенскую церковь и открылъ въ ней богослуженіе и священнодѣйствіе.

СЛОБОДА ?ВАНОВКА.

Слобода ?вановка, при р. Волчей, многолюдная, съ населеніемъ зажиточнымъ, при двухштатномъ церковномъ причтѣ, находится нынѣ Александровскаго уѣзда въ 3-мъ благочинническомъ округѣ*.

Мѣстность нынѣшней слободы ?вановки,—старинное запорожское поселеніе. Урочище "Болыиой Яръ", около нынѣшней ?вановки, въ мирное и свободное время, было наилучшимъ пріютомъ для запорожскаго казачества. Въ началѣ 1772 года на сей мѣстности поселился отставной войсковый старшина ?ванъ Чигиринецъ, завелъ здѣсь свой обширный зимовникъ, устроилъ въ немъ нѣсколько землянокъ и пригласилъ сюда на постоянное жительство изъ подъ Чигирина своихъ родныхъ и знакомыхъ. Въ 1775 году, по разрушеніи послѣдней Сѣчи запорожской, на зимовникъ ?вана Чигиринца явилось нѣсколько запорожцевъ,—старыхъ его знакомыхъ. Въ 1776 году зимовникъ старшины ?вана осматривалъ Азовскій губернаторъ В. А. Чертковъ. Очарованный красивою и богатою мѣстностью, Чертковъ приказалъ Волководскому земскому коммисару устроить здѣсь государственную воинскую слободу, въ честь и во имя вой.сковаго старшины Чигиринца назвалъ ее ?вановкою, а его самого опредѣлилъ осадчимь, устроителемъ и организаторомъ слободы. При живомъ участіи сидевшихь здѣсь зимовникомъ запорожцевъ и при содѣйствіи Волководскаго земскаго коммисара, слобода ?вановка скоро устроилась и  заселилась на-


971

родомъ семейнымъ и осѣдлымъ. Въ 1780 году, когда изъ Калміуса люди малороссійской націи, уступая мѣсто грекамъ, переходили на жительство въ Павловку, слобода ?вановка увеличилась въ числѣ своихъ насельниковъ новыми жителями. Въ 1781 — 82 и 83 годахъ жители слободы ?вановки принимали живое участіе, какъ прихожане, въ поддержаніи въ новомъ городѣ Павловскѣ (нынѣ въ Новопав-ловкѣ) подвижной Николаевской церкви и въ устроеніи постоянной Петропавловской. Въ 1784 году, когда новый городъ Павловскъ (нынѣ Новопавловку) заняли новые переселенцы—Корсиканцы, въ слободу ?вановку перешло изъ Павловки на постоянное жительство нѣсколько семействъ малороссійской націи.

Въ началѣ 1796 года казенной слободы ?вановки воинскіе поселяне общими силами, начали хлопотать о построеніи въ своей слободѣ деревянной церкви о двухъ престолахъ,—во имя Покрова Божіей Матери и во имя Рождества честнаго, славнаго пророка, Предтечи и крестителя Господня Іоанна. Для этого, согласно желанію всего общества и приговору сельской Сборной ?збы, избранные и уполномоченные отъ общества,—Андрей Васильевъ Клименко, Семенъ ?вановъ Николаенко и Афанасій Михайловъ ?ванецъ, заготовивъ потребное количество строительныхъ матеріаловъ и чрезъ Межевую экспедицію отмежевавъ изъ общественной дачи 120 десятинъ земли для причта будущей церкви, въ августѣ мѣсяцѣ 1796 года формальною бумагою просили Екатеринославскаго Намѣстничества вице-губернатора Димитрія Степановича Казин-скаго исходатайствовать имъ у преосвященнаго Екатеринослав-скаго разрѣшеніе и благословеніе на построеніе означенной церкви. По поводу сей просьбы вице-губернаторъ Казинскій въ отношеніи отъ 31-го августа 1796 года писалъ къ преосвященному Гавріилу, митрополиту Екатеринославскому: "Павлоградскаго уѣзда казенной слободы ?вановки, отъ всего общества казенныхъ поселянъ повѣренный Симеонъ Николаенко съ товарищи въ поданномъ мнѣ прошеніи изъясняя, что въ оной слободѣ состоитъ дворовъ  135,  въ нихъ мужеска казенныхъ поселянъ 540 и жен.


972

пола душъ 465, приходской же церкви не имѣется; а хотя въ сосѣд-нихъ селеніяхъ Гавриловкѣ и Подгородней находятся, но за отдален-ностію, а паче въ весеннее время по разлитію водъ, той слободы ?вановки жители остаются безъ исполненія по долгу христіанскому обрядовъ, и нѣкоторые при случаѣ болѣзней безъ исповѣди и причастія святыхъ таинъ, раждающіеся младенцы безъ крещенія умираютъ. По таковымъ крайнимъ обстоятельствамъ, оное общество казенныхъ поселянъ, желая выстроить въ той слободѣ ?вановкѣ деревянную церковь о двухъ престолахъ, первой во имя Покрова Пресвятыя Богородицы и второй во имя Рождества честнаго славнаго пророка, Предтечи и крестителя Іоанна, даннымъ ему Николаенку съ товарищи вѣрющимъ письмомъ уполномочили просить о томъ, гдѣ слѣдуетъ. Я по поводу сего включая здѣсь въ ориги.налѣ прошеніе помянутаго повѣреннаго Семена Николаенка, купно съ вѣрющимъ письмомъ, даннымъ ему слободы ?вановки отъ всего общества, и планъ на отмежеванную изъ округи той слободы землю для содер-жанія священно и церковнослужителей, Вашего Высокопреосвя-щенства покорнѣйше прошу на сооруженіе въ означенной слободѣ деревянной церкви, о двухъ престолахъ, перваго во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, и втораго во имя Рождества честнаго слав-наго пророка, Предтечи и крестителя Іоанна, преподать архипас-тырское Ваше благословеніе".

По разсмотрѣніи всѣхъ обстоятельствъ сего дѣла и наведенныхъ справокъ, преосвященный Гавріилъ резолюціею отъ 12-го сентября 1796 года, разрѣшилъ и благословилъ устроить въ казенной воинской слободѣ ?вановкѣ деревянную церковь о двухъ престолахъ. 27-го сентября 1796 года изъ Екатеринославской Консисторіи отправленъ въ Павлоградское духовное Правленіе указъ объ этомъ; а 9-го мая 1797 года Новомосковскій протоіерей Феодоръ Крупянскій соборнѣ, по надлежащему церковному чиноположенію, въ слободѣ ?вановкѣ освятилъ мѣсто подъ церковь, положилъ закладку на сооруженіе оной и на мѣстѣ работъ водрузилъ крестъ.

30-го  іюня   1797  года  Алексопольскаго  уѣзда  мѣстечка  Ста-


973

рыхъ Санжаръ священникъ Стефанъ Шафрановскій переведенъ въ слободу ?вановку къ строющейся церкви для преподаянія народу христіанскихъ требъ.

Новомосковское духовное Правленіе доношеніемъ отъ 22-го сентября 1798 года, представляло преосвященному Гавріилу, митро-политу Новороссійскому и Днѣпровскому: "Минувшаго августа 9-го дня поданнымъ въ сіе духовное Правленіе Павлоградскаго уѣзда слободы ?вановки ктиторъ Семенъ Николаенко съ поселяны проше-ніемъ представили, въ сей слободѣ ?вановкѣ церковь Покрова Пре-святыя Богоматере строеніемъ пришла въ окончаніе, и въ ней иконо-стасъ искусно иконописною работою писанъ поленъ есть, а также книги до церковнаго круга принадлежащія, священные сосуды, священническія облаченія имѣются, и къ освященію готова,—про-сили о освященіи оной церкви и о выдачѣ святаго антиминса пред-ставить Вашему Высокопреосвященству. По которому прошенію, отъ 11-го тогожъ августа посланнымъ изъ сего духовнаго Правленія Павлоградскому благочинному, священнику Василію Власовскому указомъ предписано о вышеписанномъ учинить справку и репор-товать; на которой указъ онъ, благочинный Власовскій, сентября 17-го дня присланнымъ репортомъ представилъ,—по освидѣтельствованію его оказалось, упоминаемая церковь ко освященію есть готова, и все нужное къ отправленію священнослуженія имѣется; при которомъ репортѣ приложилъ учиненную имъ, благочиннымъ, всему церковному имѣнію опись; о чемъ Вашему Высокопреосвященству сіе духовное Правленіе, съ приложеніемъ подлинной описи, на архипастырское благоразсмотрѣніе представляетъ и покорнѣйше проситъ о освященіи оной церкви и о выдачѣ святаго антиминса архипастырской резолюціи".

По сему репорту преосвященный Гавріилъ резолюціею отъ 29 сентября 1798 года разрѣшилъ и благословилъ освятить ново-устроенную въ слободѣ ?вановкѣ свято-Покровскую церковь и дозволилъ выдать для этого новый освященный антиминсъ. Того же 29-го сентября слободы ?вановки свяшеннику Стефану Ша-


974

франовскому выданъ святый антиминсъ и изъ Новороссійской Консисторіи отправленъ въ Павлоградское духовное Правленіе указъ объ освященіи церкви, каковой 25-го октября 1798 года, полученъ въ Павлоградѣ и объявленъ уѣздному Павлоградскому протоіерею Василію Башинскому къ надлежащему исполненію.

СЕЛО ЗАЛ?ВНОЕ.

Село Заливное, при р. Верхней Терсѣ, малолюдное, въ разныя стороны разбросанное, при одноштатномъ церковномъ причтѣ, находится нынѣ Александровскаго уѣзда въ 3-мъ благочинническомъ округѣ*.

По зруйнованіи, по разрушеніи послѣдней Сѣчи запорожской, старинныя запорожскаго казачества маетности въ обширныхъ плодо-родныхъ и живописныхъ степяхъ р.р. Терсы и Соленой разновре-менно розданы были въ ранговую дачу разнымъ лицамъ. Около 1782 года въ этой мѣстности явились владѣльческія деревни—Богдановка, полковника Писемскаго, Терсянка генералъ-аншефа, князя Прозоров-скаго, Цолгая, гетманши Браницкой, Александровка, Заливное тожъ, прапорщика Домонтовича, и другія.

Въ 1795 году, по значительномъ умноженіи народонаселенія въ этой мѣстности, помѣщикъ деревни Заливной, подпоручикъ Сидоръ Степановичъ Домонтовичъ, человѣкъ любящій и вѣру-ющій, набожный и благовѣйный, какъ по собственному душевному влеченію, такъ и по усердной просьбѣ своихъ подданныхъ, рѣ-шился собственнымъ своимъ коштомъ устроить въ слободѣ своей Заливпой деревянную церковь во имя святителя Христова Николая Чудотворца. Для этого заготовивъ потребное количество стро-ительнаго матеріала, чрезъ Межевую экспедицію отмежевавъ изъ своей дачи, при Верхней Терсѣ, 120 десятинъ земли для причта бу-


975

дущей церкви и пригласивъ сосѣднихъ помѣщиковъ съ ихъ подданными быть прихожанами ея, помѣщикъ Домонтовичъ въ іюнѣ мѣсяцѣ 1796 года формальною бумагою просилъ Екатерино-славскаго Намѣстничества вице-губернатора Казинскаго исходатай-ствовать ему у Екатеринославскаго Преосвященнаго разрѣшеніе и благословеніе устроить въ слободѣ его Заливной означенную церковь. По поводу сей просьбы вице-губернаторъ Казинскій, въ промеморіи отъ 22-го іюня 1796 года, писалъ къ преосвященному Гавріилу, митрополиту Екатеринославскому: "Новомосковскаго уѣзда помѣ-щикъ подпоручикъ Домонтовичъ, въ поданномъ мнѣ прошеніи изъясняя, что въ слободѣ его Заливной состоитъ дворовъ 25-ть, въ нихъ подданныхъ муж. 63 и жен. 30 душъ, и какъ вознамѣрился онъ выстроить въ оной слободѣ собственнымъ своимъ коштомъ церковь во имя святителя Христова Чудотворца Николая, то господа помѣ-щики, имѣющіе сосѣдственныя съ его слободою владѣнія, яко-то поручикъ Семенъ Луговскій, титулярный совѣтникъ Степановъ, ея сіятельства графини Скавронской управитель, капитанъ Яковлевъ и полковницы Писемской управитель, войсковый товарищъ Гладкій объявили желаніе причислить въ приходъ той же церкви своихъ подданныхъ, у коихъ дворовъ 127, въ нихъ муж. 341 и жен. 257 душъ, а всѣхъ вообще съ его, Домонтовича, слободою дворовъ 152, въ нихъ обоего пола 681 душа; почему прилагая подписку о всегдашнемъ содержаніи той церкви во всякомъ благолѣпіи, проситъ на построеніе оной моего у духовной власти ходатайства. Я, споспѣшествуя сему его, Домонтовича, благонамѣренію и что, по выстроеніи имъ въ сло-бодѣ своей церкви, прекратится нужда поселянъ въ исполненіи по долгу христіанскому обрядовъ, и препровождая при семъ въ ориги-налѣ прошеніе его купно съ подпискою и планъ отмежеванной землѣ для довольствія священно и церковнослужителей, Вашего Высокопре-освященства покорнѣйше прошу на построеніе помянутой церкви во имя святителя Николая Чудотворца преподать Ваше архипастырское благословеніе".

По разсмотрѣніи всѣхъ обстоятельствъ сего дѣла и представ-


976

ленныхъ къ нему справокъ, преосвященный Гавріилъ, резолюціею отъ 18-го декабря 1796 года, разрѣшилъ и благословилъ въ слободѣ Заливной устроить деревянную церковь во имя святаго Николая Чудотворца. 30-го декабря 1796 года изъ Екатеринославской Консис-торіи отправленъ въ Павлоградское духовное Правленіе указъ объ этомъ; а 14-го іюня слѣдующаго 1797 года Павлоградскаго (въ Ново-московскѣ) духовнаго Правленія присутствующій, священникъ Пантелеимонъ Покорскій соборнѣ, по надлежащему церковному чиноположенію, въ слободѣ Заливной освятилъ мѣсто подъ церковь, положилъ закладку на сооруженіе оной и на мѣстѣ построекъ водрузилъ крестъ.

Павлоградское духовное Правленіе репортомъ отъ 29-го генваря 1799 года представляло преосвященному Гавріилу, митрополиту Новороссійскому и Днѣпровскому: "Сего 799 года генваря 27-го дня присланнымъ въ сіе Правленіе третьей части благочинный священ-никъ Іаковъ Бѣлый репортомъ, въ силу указа Павлоградскаго духов-наго Правленія, бывшаго еще въ Новомосковскѣ, послѣдовавшего къ нему, донося, что Павлоградскаго уѣзда части его благочинія въ селеніи помѣщика, подпоручика ?сидора Домонтовича Заливномъ церковь во именованіе святителя Христова Николая, по дозволенію Вашего Высокопреосвященства, вновь выстроена и къ освященію уже въ готовности, приложилъ при томъ учиненную имъ, Бѣлымъ, имѣю-щимся въ той Николаевской церкви утварямъ и прочимъ принадлеж-ностямъ опись, которую Вашему Высокопреосвященству Павлоград-ское духовное Правленіе при семъ представляя, проситъ на освященіе показанной вновь выстроенной Николаевской церкви преподать Ваше архипастырское благословеніе и во именованіе храма святителя Христова Николая святый антиминсъ чрезъ посылаемаго при семъ опредѣленнаго въ показанное селеніе Заливное, на время, для исправленія тамошнимъ прихожанамъ христіанскихъ требъ, селенія Васильковки Вознесенской церкви священника Тарасія Боровскаго выдать и о семъ не оставить милостивѣйшею резолюціею".

На основаніи сего репорта преосвященный Гавріилъ резолюціею


977

отъ 14-го февраля 1799 года разрѣшилъ освятить новосооруженную въ слободѣ Заливной свято-Николаевскую церковь и дозволилъ выдать для этого освященный антиминсъ. 17-го февраля 1799 года изъ Новороссійской Консисторіи отправленъ въ Павлоградское духовное Правленіе указъ объ этомъ; а 12-го марта тогоже 1799 года Павло-градскій протоіерей Василій Башинскій соборнѣ, по надлежашему церковному чиноположенію, въ слободѣ Заливной освятилъ нововы-строенную свято-Николаевскую церковь и открылъ въ ней богослу-женіе и священнодѣйствіе.

СЛОБОДА ПОЛОГ?.

Слобода Пологи, при р. Конкѣ, многолюдная, съ населеніемъ зажиточнымъ, при одноштатномъ церковномъ причтѣ, находится нынѣ Александровскаго уѣзда во 2-мъ благочинническомъ округѣ*.

Образованіе слободы Пологъ, заселеніе и устройство ея относится къ 1795 году. Въ это время, по приглашенію нашего Правительства, на мѣстности нынѣшней слободы Пологъ, явились первые и новые насель-ники, семейные и осѣдлые,—пришли переселенцы изъ Переяславскаго уѣзда, образовали и устроили здѣсь слободу, назвали ее тѣмъ же именемъ, какимъ называлась слобода на мѣстѣ ихъ родины,—Поло-гами, съ прибавленіемъ слова новый, Новые Пологи. Пользуясь, на мѣстѣ новой осѣдлости, всѣми выгодами и удобствами счастливой и богатой мѣстности, слобожане скоро обзавелись домами и обстроились хо-зяйственными усадьбами установили слободскую полицію, завели сельскую Сборную ?збу и въ началѣ 1798 года, согласно усердному желанію всего общества, начали хлопотать о постройкѣ въ своей слободѣ церкви во имя святителя Христова Николая Чудотворца. Для этого, руководимые совѣтами слободскаго наймита,—писаря Самуила Катречи и  казака грамотѣя  Марка Михайлова сына Горбатенка, слобожане,


978

по желанію всего общества и по приговору сельской Сборной ?збы, избрали ктиторами, строителями будущей церкви Матвѣя Штепу и Степана Тоцкаго, а ходатаями по сему дѣлу и по отводу земли для причта будущаго прихода уполномочили атамана Григорія Тимофе-ева сына Тоцкаго, Леонтія Григорьева сына Штепу и Трофима ?ва-нова сына Корженка. ?збранные и довѣренные отъ всего общества, приступивъ къ дѣлу, чрезъ Межевую экспедицію отмежевали изъ общественной дачи, при р. Конкѣ, 120 десятинъ земли для причта будущей церкви, заготовили потребное количество строительныхъ матеріаловъ и формальными бумагами просили преосвященнаго Гавріила, митрополита Новороссійскаго и Днѣпровскаго, дать имъ разрѣшеніе и благословеніе на постройку означенной церкви, а губернатора Селецкаго оказать содѣйствіе въ этомъ добромъ и свя-томъ дѣлѣ. Въ прошеніи къ преосвященному Гавріилу отъ 9-го іюля 1798 года уполномоченные Пологскаго общества писали: "По силѣ Правительствующаго Сената указа, въ прошломъ 795 году мы, нижай-шіе, обществомъ въ числѣ 400 муж. пола и жен. 413, обоего пола 813 душъ, прибыли изъ Кіевскаго Намѣстничества Переяславскаго уѣзда, изъ трехъ селъ—Яненокъ, Дергуновъ и Чоботюкъ, вообще Пологами именуемыхъ, на поселеніе въ Новороссійскую губернію, гдѣ, съ опре-дѣленія главнаго Начальства, подъ поселеніе наше отъ Новороссій-ской Межевой экспедиціи, чрезъ Новомосковскаго уѣзднаго земле-мѣра Горленскаго, Маріупольскаго уѣзда, при рѣкѣ Конской шесть тысячъ десятинъ земли отмежевано, на которой мы поселили дворовъ до полтораста; но неимѣя въ близи сей нашей слободы церквей и священниковъ, до коихъ бы намъ къ безнужному исправленію христі-анскихъ требъ присоединиться можно, и въ исправленіи оныхъ признаемъ нужду, а потому вознамѣрились мы все общество наше, аще будетъ Божіе и Вашего Высокопреосвященства архипас-тырское благословеніе, выстроить въ сей слободѣ церковь въ честь святителя Христова Николая Чудотворца, на что уже нами искуп-лена гарнизоннаго Обернибесова внутренняго баталіоннаго полку полковая   церковь   съ   нѣкоторыми   церковными   деревянными


иконостасами, съ колоколами и другими священными уборами, цѣною за двѣстѣ сорокъ рублей, а на подчинку оной потребное чис-ло лѣса изготовлено; и какъ о искупленной нами церкви съ уборами данное отъ командующаго полкомъ маіора Ларина письменное засви-дѣтельствованіе, такъ и на отмежеванную подцерковную для священ-но и церковнослужителей указную нужную землю выданный отъ Межевой Новороссійской экспедиціи планъ Вашему Высокопре-освященству подъ высокое благоразсмотрѣніе подносимъ и сего ради Вашего Высокопреосвященства всенижайше просимъ о заложеніи церкви и объ освященіи подъ оную мѣста архипастырское разсмо-трѣніе и опредѣленіе положить". Новороссійскій гражданскій губер-наторъ Селецкій, въ сообщеніи отъ 14-го іюня 1798 года по сему же дѣлу писалъ къ преосвященному Гавріилу: "Маріупольскаго уѣзда казеннаго села Новыхъ Пологъ поселяне, имѣя желаніе выстроить собственнымъ своимъ коштомъ во ономъ селѣ Пологахъ во имя свя-таго чудотворца Николая церковь, подали мнѣ о семъ прошеніе, по которому я сдѣлалъ предписаніе губернскому землемѣру объ отмеже-ваніи для будущихъ при оной священно и церковнослужителей положеннаго числа десятинъ земли. Какъ онъ, губернскій землемѣръ, исполня на отмежеванную изъ округи села Новыхъ Пологъ подъ означенную церковь землю, доставилъ ко мнѣ планы, изъ которыхъ одинъ при семъ къ Вашему Высокопреосвященству препровождая, покорнѣйше прошу на сооруженіе оной церкви преподать архипас-тырское Ваше благословеніе".

По разсмотрѣніи всѣхъ этихъ бумагъ и относящихся къ дѣлу справокъ, преосвященный Гавріилъ резолюціею отъ 21-го іюля 1798 года, разрѣшилъ и благословилъ въ казенной слободѣ Новыхъ Поло-гахъ устроить деревянную церковь во имя святаго Николая Чудотвор-ца. 24-го іюля 1798 года, изъ Новороссійской Консисторіи отправленъ въ Павлоградское духовное Правленіе указъ объ этомъ; а 24-го августа 1798 года города Новомосковска протоіерей Феодоръ Крупянскій соборнѣ, по надлежащему церковному чиноположенію, въ казенной слободѣ Новыхъ Пологахъ освятилъ мѣсто подъ церковь, положилъ закладку на сооруженіе оной и на мѣстѣ работъ водрузилъ крестъ.


980

6-го декабря 1798 года Павлоградскаго уѣзда Александровскаго посада Покровской церкви діаконъ Прокофій Филипповъ, по прось-бѣ и приговору сельскаго Пологскаго общества, въ Новомиргородѣ рукоположенъ во священника въ слободу Пологи къ строющейся свято-Николаевской церкви.

Репортомъ отъ 11-го апрѣля 1799 года Маріупольское духовное Правленіе (протоіерей Іоаннъ Журманъ, присутствующіе священ-ники—Гавріилъ Ровинскій, и Феодоръ Карбола) представляло пре-освященному Гавріилу, митрополиту Новороссійскому: "Минувшаго марта 2-го дня поданнымъ въ сіе Правленіе здѣшняго Маріупольскаго уѣзда селенія Новыхъ Пологъ священникъ Прокофій Филипповъ прошеніемъ представя, что по благословенію Вашего Высокопреосвя-щенства въ ономъ селеніи Пологахъ заложенная во имя святителя Христова Николая чудотворца церковь постройкою окончена; а рав-но иконостасъ, утвари, ризница, книги церковнаго круга и колокола имѣются; каковымъ приложилъ при ономъ прошеніи регистръ,— просилъ о выдачѣ въ оную церковь святаго антиминса и о освященіи оной церкви учинить къ Вашему Высокопреосвященству представ-леніе. А какъ по освидѣтельствованію симъ Правленіемъ оказалось, что церковь постройкою, точно, совсѣмъ уже окончена, и значащіеся по регистру, съ какого копія прилагается при семъ, сосуды церковные, ризница, утварь, иконостасъ, книги и колокола, дѣйствительно имѣются: того ради Вашему Высокопреосвященству Маріупольское духовное Правленіе благопочтительнѣйше объ ономъ представляя, всепокорнѣйше проситъ въ оную Новыхъ Пологъ Николаевскую цер-ковь святаго антиминса и о освященіи оной церкви Вашего Высоко-преосвященства благоразсмотрѣнія".

На основаніи сего репорта, преосвященный Гавріилъ резолю-ціею отъ 25-го апрѣля 1799 года, разрѣшилъ и благословилъ про-тоіерею Журману, освятить вновь выстроенную въ слободѣ Поло-гахъ свято-Николаевскую церковь и дозволилъ выдать для этого новый освященный антиминсъ. 4-го августа 1799 года изъ Ново-россійской   Консисторіи   отправленъ  въ  Маріупольское  духовное


981

Правленіе указъ объ этомъ; а 10-го ноября 1799 года Маріупольскаго уѣзда протоіерей Іоаннъ Журманъ соборнѣ, по надлежащему цер-ковному чиноположенію, въ слободѣ Пологахъ освятилъ вновь со-оруженную свято-Николаевскую церковь и открылъ въ ней богослу-женіе  и священнодѣйствіе.

СЕЛО БЪЛОГОРЬЕ.

Село Бѣлогорье, при рѣкѣ Конкѣ, малолюдное, съ одноштат-нымъ церковнымъ причтомъ, находится нынѣ Александровскаго уѣзда во 2-мъ благочинническомъ округѣ*.

Вся мѣстность нынѣшняго села Бѣлогорья, на значительномъ пространствѣ околичной земли, около 1780 года досталась въ рапго-вую дачу надворному совѣтнику Андрею Димитріевичу Констан-тинову. На пріобрѣтенномъ участкѣ земли основавъ слободу Бѣло-горье, помѣщикъ Константиновъ, согласно условіямъ и правиламъ ранговой дачи, немедленно началъ заселять новоосаженную свою слободу народомъ семейнымъ и осѣдлымъ, вольнымъ и свободнымъ, изъ мѣстъ дозволенныхъ. Но заселеніе слободы отдаленнѣйшей, въ степи глухой и непроходимой, въ мѣстахъ пустыхъ и безлюдныхъ шло вообще туго и медленно. Въ 1782 году, при составленіи общей народной переписи, въ слободѣ Бѣлогорьѣ найдено и въ списки вне-сено постоянныхъ осѣдлыхъ жителей только муж. 28 и жен. 14 душъ. Занятый самъ дѣлами службы, помѣщикъ Константиновъ всю судьбу своей слободы Бѣлогорья,—дальнѣйшее заселеніе и благоустроеніе ея, поручилъ женѣ своей Марьѣ ?льиничнѣ и карнету Зиновію N Буницкому. Благоразумными дѣйствіями и усиленными хлопотами Буницкій, точно, заселилъ Бѣлогорье, благоустроилъ слободу, по хо-зяйству завелъ надлежащіе порядки и всей экономіи далъ правильный ходъ.   Въ  концѣ   1795   года  помѣщикъ  Константиновъ,  согласно


982

своему собственному сердечному влеченію и по усиленной просьбѣ своихъ слобожанъ, началъ хлопотать уже о постройкѣ въ своей сло-бодѣ Бѣлогорьѣ церкви во имя святителя Христова Николая Чудо-творца и объ открытіи у себя собственнаго самостоятельнаго при-хода. Для этого заготовивъ надлежащее количество строительныхъ матеріаловъ и чрезъ Межевую экспедицію отмежевавъ изъ своихъ дачъ 120 десятинъ земли для причта будущаго самостоятельнаго прихода, Константиновъ, въ чинѣ уже коллежскаго совѣтника, поручилъ карнету Буницкому вести все дѣло по устроенію церкви въ слободѣ Бѣлогорьѣ. Уполномоченный довѣренностію, Буницкій формаль-ною бумагою въ августѣ мѣсяцѣ 1796 года, просилъ Екатерино-славскаго Намѣстничества вице-губернатора Димитрія Степановича Казинскаго исходатайствовать ему у преосвященнаго Гавріила раз-рѣшеніе и благословеніе на устройство въ Бѣлогорьѣ означенной церкви. По поводу сей просьбы, вице-губернаторъ Казинскій въ про-меморіи отъ 11-го августа 1796 года писалъ къ преосвященному Гавріилу, митрополиту Екатеринославскому: "Карнетъ Буницкій по довѣренности данной ему Новомосковскаго уѣзда отъ помѣщика г. коллежскаго совѣтника и кавалера Константинова, въ поданномъ мнѣ прошеніи изъясняетъ, что онъ, Константиновъ, имѣетъ желаніе выстроить въ слободѣ своей Бѣлогорьѣ церковь во имя святаго Николая Чудотворца, по неимѣнію коей подданные его въ той слободѣ жительствующіе, коихъ состоитъ муж. 270 и жен. пола 190 душъ, нуждаются въ исполненіи по долгу христіанскому святыхъ обрядовъ, и прилагая подписку его, Константинова, о содержаніи имъ той церкви во всякомъ благолѣпіи, проситъ на построеніе оной испросить отъ духовной власти позволенія. Я, прилагая при семъ въ подлинникѣ означенное прошеніе, купно съ подпискою помянутаго г. коллежскаго совѣтника Константинова и планъ отмежеванной изъ округи той слободы Бѣлогорья земли для содержанія священно и церковнослужителей, Вашего Высокопреосвященства покорно прошу на сооруженіе въ той помѣщичьей слободѣ новой церкви во имя святаго Николая Чудотворца, преподать архипастырское благословеніе".


983

По разсмотрѣніи всѣхъ этихъ бумагъ и относящихся къ дѣлу справокъ, преосвященный Гавріилъ, резолюціею отъ 25-го августа 1796 года разрѣшилъ и благословилъ во владѣльческой слободѣ Бѣлогорьѣ устроить церковь во имя святителя Христова Николая Чудотворца. 27-го сентября 1796 года изъ Екатеринославской Консис-торіи отправленъ въ Павлоградское духовное Правленіе указъ объ этомъ; а 1-го февраля 1797 года Новомосковскаго уѣзда второй части благочинный, священникъ Іаковъ Бѣлый соборнѣ, по надлежащему церковному чинопослѣдованію, въ слободѣ Бѣлогорьѣ освятилъ мѣсто подъ церковь, положилъ закладку на сооруженіе оной и на мѣстѣ производства работъ водрузилъ крестъ.

СЛОБОДА ГУЛЯЙПОЛЕ.

Слобода Гуляйполе, при р. Гайчулѣ, многолюдная и торговая, съ населеніемъ довольно зажиточнымъ, при двухштатномъ церковномъ причтѣ, находится нынѣ Александровскаго уѣзда во 2-мъ благочин-ническомъ округѣ*.

Самое названіе рѣки Гайчулъ *), ясно даетъ разумѣть, что здѣсь когда-то кочевала и господствовала татарская орда. По уходѣ отсюда татарской орды, съ 1770 года, на мѣстности нынѣшней слободы Гуляйполя, у Гайчула, при балкѣ Калмычке образовался притонъ всякаго рода негодяевъ и развратниковъ, устроилось скопище, сборище гайда-макъ, харцызниковъ и камышниковъ. Днѣпровской Линіи командиръ, генералъ-маіоръ Ник. Як. Лановъ не разъ преслѣдовалъ этихъ негодя-евъ и очищалъ отъ нихъ роскошную и богатую, но пустую и безлюдную степь. Въ 1785 году указомъ Губернскаго Правленія Екатеринославскаго

*) Гайчулъ—слово татарское. состоитъ изъ двухъ словъ,—Гай—эй. эхъ! и чулъ— старое. не годное къ носкѣ платье. Отсюда Гайчулъ можетъ означать рѣку, чарос-шую куширомъ,  болотистую,  негодную.


984

Намѣстничества предписано Новомосковскому Земскому Суду основать и устроить у Гайчула, при балкѣ Калмычке, государ-ственную воинскую слободу Гуляйполе. Въ началѣ 1786 года поселено было здѣсь нѣсколько семействъ людей малороссійской націи; вскорѣ за тѣмъ, присоединились къ нимъ, перешедшіе на жительство въ Россію, православные иностранцы-люди волошской націи. Соединившись вмѣстѣ, малороссы и волохи общими силами, дружно и скоро устроили государственную слободу Гуляйполе, образовали сельскую Сборную ?збу, со старшиною и писаремъ во главѣ, и учредили сельскую полицію. Пользуясь выгодами и удобствами бога-той и счастливой мѣстности, жители новоосаженной слободы скоро обстроились домами и усадьбами, обзавелись хозяйствомъ и, соглас-но желанію всего общества, начали хлопотать о построеніи въ своей слободѣ церкви во имя Воздвиженія честнаго и животворящаго Креста Господня.

Дѣло о построеніи церкви въ слободѣ Гуляйполѣ излагаемъ здѣсь по тѣмъ документамъ, какіе найдены нами между бумагами Консисторскаго архива.

Въ августѣ 1794 года Новомосковскаго уезда казениаго селенія Гуляйполя жители отъ всего общества представили преосвященному Гавріилу, митрополиту Екатеринославскому, прошеніе, въ коемъ писали: "Въ слободѣ нашей новозаселяемой съ 1787 года по дозво-ленію губернатора, называемой Гуляйполе, имѣется поселенныхъ дворовъ 150 малороссійскаго народа, да къ оной въ приходъ принад-лежать могущія деревни помѣщиковъ—прапорщика Дмитріева, Значковаго товарища Кислаго, прапорщика Максимовича; отъ кото-рой слободы нашей самыя ближайшія церкви—село Покровское въ 50 верстахъ и крѣпость Кирилловская въ 70 верстахъ разстояніемъ со-стоятъ; почему изъ насъ многіе, по неимѣнію ни церкви, ни священ-ника, лишаясь слушанія Божія Слова, престарѣлые безъ исповѣди и причастія Святыхъ Таинъ, а раждающіеся младенцы безъ крещенія поми-раютъ и нѣкоторые годъ по шесть и семь какъ не говѣютъ, не испо-вѣдываются и не пріобщаются. По сей необходимой нуждѣ намѣрены


985

мы въ своей слободѣ нашей выстроить церковь Воздвиженія Честнаго Креста, къ строенію которой плитовое дерево уже куплено за 175 рублей, которое уже разрѣзано по надлежащему образу къ строенію и мастера приговорены, а кромѣ того по старанію избраннаго нами приходскимъ священникомъ, Іоанномъ Ворошковымъ, по желанію его быть въ нашей слободѣ, собрано 300 руб., денегъ, которыя въ наличіи и нынѣ состоятъ, тожъ книги, до церковнаго круга принад-лежащія, имъ Ворошковымъ искуплены, и прочія, какъ-то ризы, ка-дильница въ готовности состоятъ и отмежевано по просьбѣ нашей 120 десятинъ земли подъ церковь и для священно и церковнослу-жителей; почему избранный нами священникъ поданнымъ къ Вашему Высокопреосвященству прошеніемъ, отъ всего общества просилъ заложить въ оной слободѣ церковь, коему Ваше Высокопреосвя-щенство повелѣли словесно доставить отъ правителя губерніи на отмежеванную землю подъ церковь планъ; который священникъ, стараясь о церкви, получилъ отъ насъ для пропитанія нѣсколько хлѣ-ба, корму для скота, сѣна и избу для прожитія; а нынѣ послыхали мы, что онъ опредѣленъ въ другое селеніе; почему припадая къ стопамъ Вашего Высокопреосвященства, нижайше просимъ онаго священника Іоанна Ворошкова не опредѣлять ни въ какое селеніе; а оставить въ нашемъ; планъ же имѣемъ доставить чрезъ мѣсяцъ". Священникъ Александровскаго уѣзда села Воскресеновки Іоаннъ Ворошковъ назначенъ былъ къ переводу въ село Шабеловку, Славянскаго уѣзда: но посему прошенію переведенъ въ Гуляйполе.

Репортомъ отъ 28-го августа 1797 года Павлоградское (въ Ново-московскѣ) духовное Правленіе представляло преосвященному Гавріилу: "Въ сіе духовное Правленіе Новомосковскаго уѣзда селенія Гуляйполя священникъ Іоаннъ Ворошковъ репортомъ пред-ставилъ, во ономъ де селеніи Гуляйполѣ церковь во имя Воздви-женія Честнаго и Животворящаго Креста Господня достроена со-вершенно; иконостасъ, престолъ и жертвенникъ поставлены; къ священнослуженію сосуды серебрянные съ позолоткою готовы, утварь къ священнослуженію вся въ довольномъ количествѣ есть.


986

также и книгъ-кругъ церковный, колоколовъ два, и къ священно-служенію все готово,—и просилъ о освященіи оной церкви и о выда-чѣ святаго антиминса учинить Вашему Высокопреосвященству пред-ставленіе. Почему посланнымъ изъ сего духовнаго Правленія благо-чинному, священнику Іакову Бѣлому указомъ велѣно противъ репор-та выправиться, точно ли помянутая церковь къ освященію готова, и учиня всему опись, прислать оную въ сіе духовное Правленіе къ разсмотрѣнію при репортѣ; по которому указу онъ, благочинный священникъ Бѣлый, учиненную имъ церковному имѣнію опись представилъ, которую при семъ Вашему Высокопреосвященству Пав-лоградское духовное Правленіе на архипастырское благоразсмо-трѣніе представляя, покорнѣйше проситъ о освященіи оной церкви и о выдачѣ святаго антиминса резолюціи".

На основаніи сего репорта преосвященный Гавріилъ резолюціею отъ 7-го сентября 1797 года, разрѣшилъ и благословилъ протоіерею Крупянскому освятить новоустроенную въ казенной воинской сло-бодѣ Гуляйполѣ Крестовоздвиженскую церковь и дозволилъ для этого выдать освященный антиминсъ. 10-го сентября 1797 года изъ Екатеринославской Консисторіи отправленъ въ Павлоградское духов-ное Правленіе указъ объ этомъ; а 5-го октября, того же 1797 года Новомосковскій протоіерей Феодоръ Крупянскій соборнѣ, по надле-жащему церковному чинопослѣдованію, въ казенной слободѣ Гуляй-полѣ освятилъ новосооруженную Крестовоздвиженскую церковь и открылъ въ ней богослуженіе и священнодѣйствіе.

Въ сентябрѣ мѣсяцѣ 1798 года, Гуляйпольскій голова Гаврило Ярезовъ, волостный выборный Феодоръ Пика, ктиторы Семенъ Саровскій и Никита Генусъ и волостной писарь, губернскій реги-страторъ Василій Куликовъ отъ всего Гуляйпольскаго общества представили преосвященному Гавріилу прошеніе, въ коемъ писали: "Сего сентября 14-го, въ денъ праздника честнаго и живо-творящаго креста Господня Воздвиженія, какъ и храмъ церкви на-шей въ тотъ же день случился, по окончаніи божественной литургіи и   всѣхъ  принадлежащихъ   къ  таковому  дню  богослуженій,   по


987

выходѣ изъ церкви съѣхавшагося изъ разныхъ мѣстъ и всего нашего селенія народа по обыкновенію въ домы свои, или кому куда было угодно, не далѣе какъ бы сказать въ полчаса или еще и менѣе, невѣдомо съ какового случая, судьбиною ли Бога, или.по несчастію нашему, оная церковь такъ скоропостижно загорѣлась и вдругъ обнята огненнымъ пламенемъ такъ сильно, что сколько не было съѣ-хавшагося и сего нашего селенія народа, никакими мѣрами не довольно утушить, но и приступить ко оной было невозможно, и вся до кореня съ имѣющимися во оной святостьми и утварьми церков-ными почти въ одинъ часъ сгорѣла; и чрезъ таковой несчастный случай лишились мы всего своего удовольствія и всѣхъ христіанскихъ требъ. Но въ разсужденіи количества въ сей нашей слободѣ людей и дальности отъ протчихъ околичныхъ селеній, безъ церкви быть намъ никакъ невозможно, а напротивъ того, какъ изготовлено нами напредъ сего, для построенія колокольни и ограды церковной, самыхъ хорошихъ строевыхъ сто колодъ, изъ коихъ и перевезено уже въ слободу нашу 50, да и послѣднія въ непродолжительномъ времени доставлены быть имѣютъ, да еще сколько потребно будетъ къ окон-чанію церкви имѣемъ усердное намѣреніе стараться по своей возможности, а сверхъ того, при учинившемся семъ несчастномъ случаѣ нашемъ, собрано нами отъ доброхотныхъ дателей, во уваже-ніи таковаго нашего бѣдствія, наличными деньгами болѣе трехъ сотъ рублей, отъ которыхъ и сколько именно,—и регистръ Вашему Высо-копреосвященству подъ милостивѣйшее благоразсмотрѣніе при семъ прилагается. А потому, прибѣгая подъ милостивый Вашего Высокопреосвященства архипастырскій респектъ, припадая къ стопамъ Вашимъ, всенижайше просимъ не положить на насъ гнѣва своего и дозволить во образъ того же храма и на томъ самомъ мѣстѣ новую церковь заложить и дать намъ свое архипастырское бла-гословеніе и повелѣніе". По сему прошенію преосвященный Гавріилъ резолюціею отъ 4-го октября 1798 года дозволилъ въ слободѣ Гуляйполѣ. на мѣсто сгорѣвшей, устроить новую церковь въ тоже именованіе. Новомосковское духовное Правленіе репортомъ


988

отъ 29-го ноября 1798 года донесло Новороссійской Консисторіи, что Новомосковскій протоіерей Феодоръ Крупянскій, во исполненіе распоряженій епархіальнаго Начальства, отправившись въ слободу Гуляйполе для произведенія слѣдствія о сгорѣвшей церкви и для заложенія новой, 10-го ноября произвелъ слѣдствіе, 11-го предпола-галъ было совершить заложеніе новой церкви, но внезапно заболѣлъ и тамъ же скоропостижно умеръ; а потому новая церковь въ слободѣ Гуляйполѣ заложена уже 17-го ноября 1798 года. Новомосковской Успенской, т. е. Вороновской церкви священникомъ Никитою Звени-городскимъ.

Маріупольское, въ новомъ гор. Токмакѣ, духовное Правленіе репортомъ отъ 9-го декабря 1798 года, представляло въ Новороссійскую Консисторію: "Сего декабря 8-го дня поданнымъ въ сіе Правленіе селенія Гуляйполя священникъ Іоаннъ Ворошковъ прошеніемъ пред-ставилъ, что минувшаго сентября 14-го дня сего года приходская его Крестовоздвиженская церковь сгорѣла; какъ же постъ святыя четыре-десятницы сближается, въ который приходскіе его люди должны непре-мѣнно исповѣдаться и святыхъ таинъ пріобщигься и объ нихъ, кто былъ у исповѣди и святаго причастія и кто не былъ и за какимъ вино-словіемъ—обязанъ онъ учинить роспись, то просилъ дозволить ему во оный постъ имѣть отправленіе навечерни, утрени и часовъ въ ономъ приходѣ его, въ особо очищенномъ для того собственномъ его домѣ, а для исповѣди и пріобщенія святыхъ таинъ оныхъ его прихожанъ имѣть священнослуженіе въ ближайшемъ отъ прихода его селеніи Преображенскомъ въ Преображенской церкви. А поелику сіе Правленіе означенному священнику Ворошкову имѣть служеніе въ домѣ особо для того очищенномъ къ позволенію приступить само собою не смѣть, для того Новороссійской духовной Консисторіи объ ономъ на благоразсмотрѣніе представляетъ". Новороссійская Консисторія, съ раз-рѣшенія и утвержденія преосвященнаго Гавріила, дозволила священ-нику Ворошкову впредь до устройства новой церкви, отправленія навечерни, утрени и часовъ совершать въ особенномъ домѣ, а священно-служеніе имѣть въ Преображенской церкви слободы Преображенки.


989

СЛОБОДА БОЛЬШАЯ М?ХАЙЛОВКА.

Слобода Большая Михайловка, Дибривка, на рѣкѣ Волчей, многолюдная, съ населеніемъ состоятельнымъ, при двухштатномъ церковномъ причтѣ, находится нынѣ Александровскаго уѣзда, въ 3-мъ благочинническомъ округѣ*.

Большая Михайловка, по началу и основанію своему, - слобода весьма древняя. Ее основалъ и устроилъ въ 1776 году Азовскій губер-наторъ В. А. Чертковъ. Сидевшіе тамъ и въ околичности зимовниками и хуторами, запорожцы, узнавъ о желаніи Черткова завести здѣсь государственную воинскую слободу, немедленно пригласили къ себѣ изъ малороссіи свои семейства, своихъ родныхъ и знакомыхъ. Въ 1779 году въ государственной воинской слободѣ Михайловкѣ, Павлов-ской протопопіи, приходскихъ дворовъ было 175; священническія обязанности исправлялъ въ слободѣ священникъ Тимофей Бибиковъ; Преображенская церковь въ слободѣ начата постройкою въ 1781 году; устроена и освящена 2-го апрѣля 1782 года. Въ 1782 году, при составленіи общей народной переписи, въ государственной воинской малороссійской слободѣ Михайловкѣ найдено и въ списки внесено постоянныхъ осѣдлыхъ жителей муж. 595 и жен. 508 душъ.

Павлоградское (не въ Новомосковскѣ, а въ Павлоградѣ уже) ду-ховное Правленіе репортомъ отъ 22-го декабря 1798 года представляло въ Новороссійскую духовную Консисторію: "Минувшаго ноября 1-го дня сего 798 года, поданнымъ въ сіе духовное Правленіе первой части благочинный, священникъ, Василій Власовскій репортомъ донося, что при осмотрѣ его, сего года іюня 1-го дня Павлоградскаго уѣзда части его благочинія селенія Большой Михайловки Преображенской церкви благолѣпія, оказалось—въ корпусѣ оной совершенная ветхость и крайняя къ продолженію въ ней священнослуженія неспособность, за объявленіемъ которой ветхости тамошнимъ священнику и прихожанамъ, оные всѣ единогласно обовязались. дабы имъ не лишиться богослу-женія. согласно желаютъ на другомъ удобномъ мѣстѣ, на мѣсто оной


990

старой Преображенской церкви, новую построить, о чемъ и намѣре-ны непремѣнно Павлоградскаго духовнаго Правленія о представленіи о семъ куда слѣдуетъ просить; сегожъ декабря 19-го дня, оные селенія Большой Михайловки Преображенской церкви священникъ и прихо-жане даннымъ сему Правленію прошеніемъ представя, что показанное ихъ селеніе Михайловка, по силѣ объявленнаго имъ отъ Павлоград-скаго нижняго земскаго суда указа, а во ономъ полученнаго изъ Ново-россійскаго губернскаго Правленія, въ разсужденіи неудобства тамо песковаго мѣста должно быть переселено на другое удобное мѣсто разстояніемъ отъ сего версты въ три; во исполненіе котораго предпи-санія они и начали уже въ опредѣленное имъ мѣсто переселяться, церковь же ихъ показанная Преображенская остается на пустомъ и безлюдномъ мѣстѣ и по причинѣ занесенія ея нынѣ отъ намета почти до первыхъ оконъ пескомъ, а съ верхъ того и пришла уже въ крайнюю ветхость и бываетъ въ ней не малая течь, къ продолженію въ ней священнослуженія вовсе не способна; на мѣсто которой Преобра-женской церкви, по усердному ихъ желанію, имѣютъ они построить въ тожъ именованіе новую внутрѣ уже ихъ селенія и на удобномъ мѣстѣ; для которой постройки и суммы церковной въ наличности имѣется 500 руб., просили о испрошеніи о построеніи имъ, вмѣсто оной Преображенской церкви, въ тожъ именованіе новой внутрѣ ихъ селенія на удобномъ уже мѣстѣ, какъ они вразсужденіи ихъ переселенія чувствуютъ для себя немалое отягощеніе, позволенія представленіемъ, куда слѣдуетъ, не оставить. Къ показанной 500 рублямъ церковной суммѣ обовязуются они въ сооруженіи оной и собственнымъ своимъ коштомъ дѣлать вспоможеніе, о чемъ и подписку на имя сего Правленія приложили; по освидѣтельствова-ніижъ которой церкви отъ сего Правленія оказалось, оная подлен-но къ прохожденію ьъ ней священнослуженія неспособна и пес-комъ по окна заметена; да и въ окружности ея песку находится почти версты на двѣ. О чемъ Новороссійской духовной Консисто-ріи Павлоградское духовное Правленіе симъ почтеннѣйше на разсмотрѣніе представляя, проситъ, о позволеніи показанной слободы


991

Болъшой Михайловки прихожанамъ на мѣсто приходской ихъ ста-рой Преображенской церкви въ тожъ именованіе вновь выстроить къ заложенію ея снабдить сіе Правленіе въ резолюцію указомъ".

По разсмотрѣніи всѣхъ обстоятельствъ сего дѣла, Новороссій-ская духовная Консисторія опредѣленіемъ отъ 31-го генваря 1799 года съ утвержденія преосвященнаго Гавріила, разрѣшила обветшавшую и пескомъ засыпанную Преображенскую церковь въ слободѣ Большой Михайловкѣ, перестроить за ново на другомъ удобнѣйшемъ, среди слободы, мѣстѣ. 10-го марта 1799 года изъ Новороссійской Консис-торіи отправленъ въ Павлоградское духовное Правленіе указъ объ этомъ, къ свѣдѣнію и надлежащему исполненію.

СЛОБОДА МАЛАЯ М?ХАЙЛОВКА.

?зъ первоначальной исторіи слободы Малой Михайловки сооб-щаемъ здѣсь одинъ отрывокъ, найденный нами между бумагами Консисторскаго архива*.

Павлоградскаго уезди казепнаго селенія Малой Михайловки повѣренный отъ общества, поселянинъ Леонтій Антоновичъ Филя въ прошеніи отъ 1-го іюля 1799 года писалъ преосвященному Гавріилу, митрополиту Новороссійскому и Днѣпровскому. "Въ показанномъ селеніи Малой Михайловкѣ состоитъ казенныхъ жителей муж. 995, жен. 894, а обоего пола 1889 душъ, и въ разсужденіи отдаленности отъ селенія околичныхъ приходскихъ церквей, изъ коихъ ближайшая въ селеніи Гавриловкѣ въ 7-ми. а другая въ Покровскомъ въ 15-ти верстахъ, претерпѣваютъ жители по неимѣнію приходской своей церкви крайнюю нужду въ исправленіи мірскихъ христіанскихъ требъ и лишаются слышанія слова Божія. По чему вознамѣрились собствен-


992

нымъ своимъ коштомъ выстроить въ слободѣ своей Михайловкѣ церковь, во именованіе пресвятыя Троицы. заготовивъ уже къ тому въ наличности денегъ 1000 руб. о каковомъ н:і\ желаніи поручили мнѣ отъ себя вѣрющее письмо, которое я при семъ прилагая, покорнѣйше прошу Ваше Высокопреосвященство, милостивѣйшаго архипастыря, въ показанномъ селеніи Михайловкѣ, во имянованіе Пресвятыя Троицы, церковь строить позволить и о семъ учинить милостивѣйшую архипастырскую резолюцію".

Требовалось по сему прошенію отмежевать землю для священно и церковнослужителей и представить на оную планъ.

СЛОБОДА НОВОГР?ГОРЬЕВКА.

Слобода Новогригорьевка, при р. Конкѣ, многолюдная, съ одно-штатнымъ церковнымъ причтомъ, находится нынѣ Александров-скаго уѣзда въ 1-мъ благочинническомъ округѣ*.

Въ старину, на этой мѣстности, у "великаго Луга" были первые и наилучшіе конскіе заводы запорожскаго казачества. По зруйпованіи, по разрушеніи послѣдней Сѣчи запорожской, заводы эти постулили въ вѣдѣніе казны. Вскорѣ послѣ того вся эта живописная и величествен-ная, богатая и плодородная мѣстность, на огромнѣйшемъ простран-ствѣ околичной земли, поступила въ собственность, во владѣніе гра-фини, статсъ-дамы Екатерины Васильевны Скавронской. Основавъ здѣсь слободу Копсководовку, графиня Скавронская чрезъ своихъ довѣренныхъ немедленно заселила ее народомъ семейнымъ и осѣд-лымъ; тутъ же вскорѣ явились и другія, также населенныя слободы графини Скавронской,—Красиокутовка, Кушугумовка и Городищевка. Въ 1779 году въ слободѣ Консководовкѣ и въ другихъ околичныхъ слободахъ графини Скавронской числилось уже приходскихъ дворовъ 154, для преподаянія народу христіанскихъ требъ въ слободѣ


993

Консководовкѣ жилъ священникъ Гавріилъ Полонскій. Въ 1782 году, при составленіи общей народной переписи, въ одной слободѣ Консководовкѣ, опажъ Григоръевка, найдено и внесено въ списки постоянныхъ осѣдлыхъ жителей мужчинъ 292 и женщинъ 139 душъ.

Въ ноябрѣ мѣсяцѣ 1783 года Павловское духовное Правленіе доношеніемъ представляло преосвященному Никифору, архіепископу Славенскому и Херсонисо-Таврическому: "Сего 1783 года ноября 27-го дня въ Павловское духовное Правленіе Новомосковскаго уѣзда, слободы Григорьевки, что прежде называлась Консководовка, помѣ-щичьей, Ея сіятельства графини статсъ-дамы Екатерины Васильевны Скавронской, священникъ Гавріилъ Полонскій съ приходскими людь-ми подалъ доношеніе, въ которомъ написано: въ показанной слободѣ церковь, во именованіе святителя Христова Николая, заложенная 1781 года генваря 10-го дня освящена того же года декабря 14-го дня, сооруженажъ она нашимъ прихожанскимъ коштомъ; на сооруженіе ея издержано 1,400 руб. собранныхъ отъ жителей той слободы Гри-горьевки, для строеніяжъ той церкви изъ коммиссіи Днѣпровской Линіи взяли въ дрлгъ дерева казеннаго за 209 руб., которыхъ денегъ, немогутъ собрать и уплатить по сіе время, по новости своего селенія и по скудности въ домашнихъ припасахъ; тѣхъ же 209 руб., коммиссія требуетъ,—и просили оной священникъ и прихожане о взнесеніи прошенія къ Вашему Высокопреосвященсгву, о выдачѣ благослови-тельной грамоты и зашнурной книги, для испрошенія въ епархіи Вашего Высокопреосвященства отъ доброхотныхъ дателей мило-стыннаго подаянія чрезъ три года. "По сему доношенію и прошенію, согласно резолюціи преосвященнаго Никифора, просительная за-шнурная съ грамотою книга 8-го декабря 1783 года выдана.

Въ мартѣ мѣсяцѣ 1784 года при свято-Николаевской церкви слободы Григорьевки. что прежде именовалась Консководовка, приходскихъ дворовъ. въ дѣйствительности было—въ Григорье-вкѣ 53 дв.. въ малой Катериновкѣ, Краснокутовка тожъ. въ 6-ти верстахъ. 29 дворовъ. въ большой Катериновкѣ. Кушугумовка

32.    55


994

тожъ, въ 12-ти верстахъ, 38 двор., и въ Великомъ Лугу, въ 40 верстахъ, 87 двор. А потому, согласно просьбѣ и желанію прихожанъ слободы Григорьевки, въ помощь священнику Полонскому, 5-го мая 1784 года произведенъ во втораго священника тамошній рукоположенный, т. е. стихарный дьячокъ Яковъ Бѣлый, родомъ изъ нынѣшняго Коното-па, черниговской губерніи, служившій сначала долго церковникомъ при Покровской Сѣчевой церкви, въ 1779 году зашедшій въ Григорье-вку и служившій доселѣ тамъ дьячкомъ.

СЛОБОДА ПОКРОВСКАЯ.

Слобода Покровская, при Волчей, многолюдная и торговая, съ двухштатнымъ церковнымъ причтомъ, находится нынѣ Александ-ровскаго уѣзда въ 3-мъ благочинническомъ округѣ*.

Мѣстность нынѣшней слободы Покровской—древнѣйшее запо-рожское займище, старожитная казацкая маетность. Въ 1760 году здѣсь сидель зимовникомъ абшитованный, отставной запорожскій войсковый старшина Головко. Во время лихолетья, во время агарян-скаго нападенія на Новороссійскій край, Головко со всѣми своими малюками спасался въ Самарскомъ монастырѣ. По зруйнованіи, по уничтоженіи послѣдней Сѣчи запорожской, на зимовникъ Головка явилось множество запорожскаго казачества. Когда, согласно жела-нію губернатора Черткова, указомъ Азовской губернской Канцеляріи предписано было основать и устроить здѣсь государственную воинскую слободу Покровскую,—довольные симъ запорожцы немедленно пригла-сили сюда изъ малороссіи свои семейства, своихъ родныхъ и знакомыхъ: около 1779 года образовалась уже здѣсь довольно населенная слобода. Въ 1782 году, при составленіи общей народной переписи, въ государственной малороссійской слободѣ Покровской найдено и въ


995

списки внесено постоянныхъ осѣдлыхъ жителей муж. 305 и жен. 238 душъ.

Доношеніемъ отъ 16-го августа 1784 года Павлоградскій прото-попъ Феодоръ Тисаревскій представлялъ преосвященному Никифору, архіепископу Славенскому и Херсонскому, что—"Вѣдомства Павлов-ской протопопіи уѣзда Павлоградскаго новонаселенная въ семиде-сяти дворахъ государственная слобода Покровская состоитъ отъ другихъ слободъ, гдѣ церкви имѣются, въ 15-ти верстахъ, коей слобо-ды приходскіе люди, находясь безъ церкви и приходскаго священника, лишаются нужныхъ въ преподаяніи христіанскихъ требъ и имѣютъ желаніе построить въ той ихъ слободѣ церковь, на которую по намѣ-ренію ихъ уже до нѣсколько дерева и прочихъ матеріаловъ ими заго-товлено. А какъ я увѣдомился, что уволенный изъ Бѣлозерскаго пѣхотнаго полка священникъ Савва Пашковскій желаетъ быть въ оной слободѣ Покровской приходскимъ священникомъ; для того Вашего Преосвященства нижайше прошу дабы оные Покровскіе при-хожане не могли по таковому оной слободы немалому отъ другихъ церквей разстоянію, лишаться подлежащихъ христіанскихъ требъ и въ постройкѣ намѣреваемой ими церкви не былобъ остановки, объ опредѣленіи реченнаго священника Савву Пашковскаго въ показан-ную слободу Покровскую приходскимъ священникомъ учинить мило-стивую архипастырскую резолюцію".

Въ томъ же августѣ мѣсяцѣ 1784 года, состоялась резолюція пре-освященнаго Никифора: По сему прошенію священника Савву Паш-ковскаго въ слободу Покровскую на время опредѣлить, и будучи ему тамо, до построенія церкви, хранить запасные дары и св. миро въ отведенномъ чистомъ домѣ, гдѣ и молитвы исправлять, а священ-нослуженіе имѣть и браки вѣнчать въ ближайшей церкви, вѣдомо-стижъ отсылать въ Правленіе, и о томъ въ Павловское духовное Правленіе послать указъ и велѣть слободы Григорьевки священнику Косьмѣ Наумову объявить сей указъ жителямъ слободы Покровской.

32`


996

КРЪПОСТЬ ПЕТРОВСКАЯ.

?зъ исторіи крѣпости Петровской излагаемъ здѣсь тѣ немногія краткія свѣдѣнія, какія пришлось намъ найти между бумагами Кон-систорскаго архива*.

Днѣпровской Линіи крѣпости Петровской, что у Азовскаго моря, полковникъ—комендантъ Соколовъ въ отношеніи отъ 12-го марта 1793 года писалъ въ Екатеринославскую духовную Консисторію: "По неимѣнію Петровской крѣпости въ состоящей св. великомученика Георгія Побѣдоносца церкви священника сего года минувшаго генваря съ 29-го числа, оная церковь праздна отъ всѣхъ службъ, и нынѣшнюю святую четыредесятницу всѣ военные чины и обыватели безъ должнаго исповѣданія остаются, вновь родившіеся безъ кре-щенія и безъ приведенія въ христіанскій законъ, а умершіе безъ должнаго покаянія и запечатанія погребаются, какъ невѣрные оста-ются безъ всякихъ требъ,—къ великому сожалѣнію и прискорбію, всѣ православные оставлены безъ всего. Почему въ духовное правленіе, что въ Таганрогѣ, вѣдомства протопопа Разорецкаго, двоекратно писано и требовано было, хотя на время, опредѣленія, по вышеписан-нымъ нужнымъ обстоятельствамъ, изъ какого нибудь мѣста священ-ника; по близости какъ крѣпостей, такъ равно и селеній отъ ста и двухъ сотъ верстъ ближе нѣтъ и требовать не откудова, а изъ духов-наго Правленія и по сей день никого не прислано. Въ такомъ случаѣ, не терпя болѣе по долгу моему, сихъ жалостныхъ плачей отъ всѣхъ живущихъ въ крѣпости христіанъ, въ духовную Консисторію пред-ставляя прошу въ разсужденіи надобности священника или опре-дѣлить какъ наискорѣе, или въ духовное Правленіе вышеупомя-нутому протопопу Разорецкому предписать, кого именно выслать въ сію крѣпость и о томъ меня увѣдомленіемъ неоставить". По справкѣ въ исповѣдныхъ росписяхъ за 1792 годъ показано въ Петровской крѣпости при Георгіевской подвижной церкви приходскихъ дворовъ   34,   въ   нихъ   муж.   325   и   жен.   149;   священникъ   Авер-


997

кій Красовскій умеръ; остался одинъ церковникъ—Андрей Пор-танскій. По симъ обстоятельствамъ 24-го апрѣля 1793 года чиновникъ Консисторіи Михаилъ Мельницкій, согласно его просьбѣ, рукопо-ложенъ во священника въ Петровскую крѣпость къ подвижной Георгіевской церкви.



Яндекс цитирования

Рассылки Subscribe.Ru
Генеалогическое древо семьи