769

Лгті1-

СЕЛО ПОДГОРНОЕ, НЫНЪШНІЙ УЪЗДНЫЙ ГОРОДЪ СЛАВЯНО-СЕРБСКЪ.

Село Подгорное, прежній Донецкъ, нынѣшній уѣздный городъ Славяносербскъ,-одно изъ древнѣйшихъ поселеній запорожскаго казачества, на послѣдней пограничной линіи владѣній его*. Жившіе здѣсь зимовниками и хуторами запорожцы, около 1740 года, имѣли у себя походную церковь Покрова Божіей Матери и при ней іеромонаха Самарскаго монастыря.

По занятіи всей мѣстности Донецкой и Луганской перешедшими въ Россію на постоянное жительство иностранцами, Подгорное въ 1754 году заселено было православными Словаками и Сербами; къ нимъ присоединилось нѣсколько выходцевъ изъ Полыии и Мало-россіи. Слобожане, съ разрѣшенія и благословенія преосвященнаго Бѣлгородскаго, скоро устроили у себя церковь во имя святаго архи-діакона Стефана и открыли самостоятельный приходъ. Около 1780 года церковь эта пришла уже въ ветхость и требовала обновленія и совершенной перестройки. Выборные изъ слобожанъ,—?лья Прига-ра, Петръ Андріевскій, Степанъ Бѣлошицкій, отставный капралъ ?ванъ Бондарецъ и отставный гусаръ Софроній Росоловскій приняли на себя всѣ труды и заботы по обновленію своей приходской церкви и отъ лица всего общества подали о семъ прошеніи въ Бахмутское духовное Правленіе. По поводу сего прошенія Бахмутское духовное Правленіе отъ 19-го сентября 1780 года писало къ преосвященному Никифору, архіепископу Екатеринославскому и Херсонскому: "Сего сентября 15-го дня поданнымъ въ здѣшнее Правленіе селенія Подгор-наго священникъ Андрей Григоревичъ съ приходскими его людьми доношеніемъ объясняя, что состоящая во ономъ селеніи во имя свя-таго первомученика и архидіакона Стефана деревянная церковь сост-роена назадъ тому лѣтъ болѣе тридцати; которая нынѣ пришла въ ве-

25. 55


770

ликую ветхость, подвалины совсѣмъ подгнили, а верхняя крыша крайне обветшала; нынѣ же вознамѣрились они тую обветшалую церковь деревяннымъ же зданіемъ въ тоже именованіе и на томъ же мѣстѣ вновь перестроить, на которую уже дерева, гонты и прочихъ потребныхъ матеріаловъ изготовлено довольно; и майстеръ къ строе-нію оной приговоренъ, просили, о испрошеніи на перестройку вновь оной церкви дозволенія, куда слѣдуетъ, преставленіемъ не оставить; закащикъ соборный священникъ Леонтій Іевлевъ при семъ репортомъ донесъ, что оная церковь подвалинами, крышею, словомъ, вся крайне обветшала, и видна отъ дождей по стѣнамъ течь; и если въ скоромъ времени перестроена не будетъ, то и надъ престоломъ быть имѣетъ течь; и потому священнодѣйствію препятствовать можетъ; къ пере-строеніюжъ оной церкви вновь способнаго лѣсу, гонты, и прочее потребное дѣйствительно все изготовлено: церковной же денежной суммы, хотя нынѣ на лицо за употребленіемъ оной на покупку въ частоповторяемую церковь необходимыхъ надобностей, и ничего неимѣется; однакъ къ сооруженію той церкви, буде чего-либо не доставатиметъ, объявленные приходскіе люди дали на себя обяза-тельную подписку въ том, что они не жалѣя собственнаго своего иждивенія всемѣрно стараться будутъ, не болѣе какъ въ три года наружностію и внутреннымъ украшеніемъ въ совершенное привесть состояніе"...

По наведенной въ Консисторіи справкѣ по сему дѣлу оказалось: приходскихъ дворовъ, въ 1779 году, къ селеніи Подгорномъ было 158, въ нихъ муж. 496, жен. 477, обоего пола 973 души; но нѣтъ свѣдѣній о томъ, имѣется-ли при церкви, для продовольствія священно и церковнослу-жителей, указная въ отводѣ земля и крѣпость на оную; откуда церковь прежде сего получала и впредь получать будетъ все потребное ко всегда-шнему священнослуженію; равно и священно и церковнослужители откуда имѣли и впредь имѣть будутъ продовольствіе и содержаніе себѣ. Консисторія признала нужнымъ истребовать эти свѣдѣнія отъ Бахмутскаго духовнаго Правленія. Въ отвѣтъ на это, репортомъ отъ 26-го генваря 1781  года, Бахмутское духовное Правленіе донесло


771

Консисторіи, что "селенія Подгорнаго священникъ Андрей Григоре-вичъ взнесеннымъ въ Правленіе сего генваря 23-го дня объясненіемъ объявилъ, что хотя де утвержденной законнымъ порядкомъ, для продовольствія священника съ причетниками, земли не имѣется; однакъ они на ряду съ обывательми понынѣ довольствовались хлѣбопашенною и сѣнокосною землею безпрепятственно столько, сколько выработать могли, отъ чего, равно и отъ доброхотнаго ихъ прихожанъ за исправленіе требъ подаянія до днесь были довольны и впредь надѣются тѣмъ же довольствоваться. Такожъ и приходская ихъ церковь отъ тѣхъ же прихожанъ снабдѣніемъ всѣмъ къ продол-женію священнослуженія нужнымъ содержаніемъ была довольна и въ разсужденіи оныхъ прихожанъ къ церкви усердной прибѣжности, къ такому пристойному оной содержанію предвидится не сумнѣнная надежда". Означеннаго селенія прихожане отъ всего общества при-сланнымъ доношеніемъ объявили тоже самое, что и священникъ Гри-горьевичъ въ своемъ объясненіи написалъ; а сверхъ того прибавили, что хотя объ отведеніи подцерковной земли они просили межевщика, точію онъ сказалъ имъ, чтобы подали доношеніе въ губернскую Канцелярію, и когда де ему повелѣно будетъ, тогда и отведетъ указное число десятинъ для продовольствія священно и церковнослужителей, о чемъ стараніе они имѣютъ и будутъ имѣть".

На основаніи сихъ письменныхъ заявленій, 21-го іюля 1781 года въ Славенской духовной Консисторіи состоялось опредѣленіе о разрѣ-шеніи въ селеніи Подгорномъ, на мѣсто обветшавшей, устроить новую церковь въ тоже именованіе. По полученіи о семъ указа и по надлежащемъ заготовленіи строительныхъ матеріаловъ, Бахмутскій протоіерей Петръ Расевскій весною 1782 года, именно 26-го апрѣля, освятилъ въ Подгор-номъ мѣсто подъ церковь и соборнѣ, по церковному чиноположенію, положилъ закладку на сооруженіе оной. Репортомъ отъ 7-го мая 1784 года Бахмутское духовное Правленіе представляло преосвященному Ники-фору, архіепископу Славенскому и Херсонскому, что въ селеніи Подгор-номъ7 на мѣсто обветшавшей, вновь сооруженная церковь построй-

25*


772

ками и производствомъ работъ совершенно окончена; церковныя утвари и иконы поставлены и утверждены на своихъ мѣстахъ; цер-ковь во всѣхъ отношеніяхъ вполнѣ готова къ освященію; Правленіе просило Преосвященнаго выдать святительскую благословительную грамоту на освященіе церкви и, въ замѣнъ стараго, новый освя-щенный антиминсъ для совершенія въ ней богослуженій и священно-дѣйствій. 17-го мая 1784 года выданы были благословительная грамота и освященный антиминсъ; а 13-го іюля того же года Бахмут-скій протоіерей Петръ Расевскій соборнѣ, по церковному чинополо-женію, освятилъ въ Подгорномъ новоустроенную церковь во имя святаго первомученика и архидіакона Стефана и открылъ въ ней бого-служеніе и священнодѣйствіе.

11-го іюня 1784 года въ Кременчугѣ открыто Екатеринославское Намѣстничество со всѣми присутственными мѣстами и учрежде-ніями; по указу Правленія Екатеринославскаго Намѣстничества село Подгорное переименовано тогда въ уѣздный городъ Донецкъ.

Дворяне и духовенство Донецкаго уѣзда въ 1787 году ходатайство-вали предъ епархіальнымъ Начальствомъ объ отдѣленіи Донецкаго уѣзда отъ Бахмутскаго духовнаго Правленія, объ открытіи таковаго самостоятельнаго въ Донецкѣ и о производствѣ тамошняго благо-чиннаго, священника Андрея Григоревича въ санъ протоіерея. Въ концѣ 1794 года просьба о семъ была повторена и усилена. По сему уже презенту, на основаніи представленной Консисторіею справки, резолюціею преосвященнаго Гавріила, митрополита Екатеринослав-скаго, отъ 26-го февраля 1795 года открыто въ Донецкѣ отдѣльное отъ Бахмутскаго, самостоятельное духовное Правленіе; а 4-го марта тогоже 1795 года учитель Екатеринославской духовной семинаріи, Полтавскаго кафедральнаго Собора ключарь, священникъ Василій Башинскій произведенъ въ г. Донецкъ въ санъ уѣзднаго протоіерея и назначенъ первоприсутствующимъ тамошняго духовнаго Правленія.


773

СЕЛО СУХОДОЛЪ.

Село Суходолъ, при Сѣверномъ Донцѣ и Луганчикѣ, малолюдное и въ разныя стороны разбросанное, при одноштатномъ церковномъ причтѣ, находится Славяносербскаго уѣзда во 2-мъ благочинни-ческомъ округѣ*.

Суходоль—селеніе древнѣйшее, земля стародавняя, старожит-ная, по выраженію одной рукописи 1767 года. Въ 1650 году здѣсь стояли запорожскіе пикеты, въ землянкахъ и зимовникахъ жило двѣ сотни запорожскаго казачества, для наблюденія за донскими казаками. Въ 1704 году въ балкѣ "Сухой" о въ яру "Холодовомъ" жило нѣсколько семействъ запорожскаго казачества.

Въ 1756 году всю эту мѣстность заняли православные иностранцы, пришедшіе на жительство въ Россію изъ предѣловъ турецкой ?мпе-ріи. Командиръ одной сербской роты, старикъ Ваній, изъ сербскаго шляхетства, по распоряженію и съ дозволенія Шевича и Прерадовича, поселившись съ своимъ семействомъ на сей мѣстности, всѣми силами старался заселить Суходолъ народомъ семейнымъ и осѣдлымъ. ?мѣя при себѣ походную церковь и сербской націи священника, Ваній вско-рѣ привлекъ къ себѣ въ Суходолъ много сербскаго народа; а по устройствѣ въ Суходолѣ, въ 1768 году, деревянной неподвижной церкви, мало по малу начали стекаться сюда и люди малороссійской націи,—семейные и осѣдлые. Въ 1782 году, при составленіи общей народной переписи, во владѣльческой слободѣ Суходолѣ найдено и въ списки населенныхъ мѣстностей внесено обывателей муж. 298 и жен. 261 душа. Приходъ Суходольской Успенской церкви, первона-чально, простирался во всей окружности своей на огромнѣйшее разстояніе.

Въ генварѣ 1778 года секундъ-маіоръ Феодоръ Михайловичъ Ваній, сынъ старика Ванія, писалъ къ преосвященному Евгенію, архіепископу Славенскому и Херсонскому: "Епархіи Вашего Прео-



774

священства протопопіи Бахмутской, въ слободѣ моей Суходолѣ церковь Успенія Богоматере, по давнему ея устроенію, такъ обвет-шала, что непремѣнно оную современемъ вновь строить надобно. Почему я положилъ намѣреніе въ мѣсто оной сдѣлать каменную съ своего кошту и съ помощію къ тому доброхотныхъ дателей. Для того Вашего Преосвященства покорнѣйше прошу о выдачѣ на испрошеніе отъ доброхотныхъ дателей въ епархіи Вашего Преосвященства на шесть годъ для приготовленія вновь къ строенію означенной каменной въ прежнее имянованіе церкви матеріаловъ архипастырской грамоты и шнурозапечатанной книги". Преосвященный Евгеній 1-го февраля 1778 года на семъ прошеніи въ резолюцію писалъ: "?зготовя грамоту и книгу въ надлежащихъ обстоятельствахъ на три года, представить намъ къ подписанію, а Бахмутскому духовному Прав-ленію указомъ изъ Консисторіи предписать свидѣтельствовать еже-годно книгу (приходы и расходы) и приготовленія къ построенію каменной въ означенной слободѣ церкви; по прошествіи же трехъ лѣтъ, прислать къ намъ обстоятельный репортъ, съ приложеніемъ экстракта приходовъ и расходовъ по той книгѣ, за скрѣпою присут-ствующихъ въ ономъ духовномъ Правленіи".

Въ декабрѣ 1788 года Донецкаго уѣзда помѣщикъ, секундъ-маіоръ Ваній писалъ къ преосвященному Амвросію Екатеринослав-скому: "Въ селѣ моемъ Суходолѣ, состоящемъ Донецкаго уѣзда, вѣдомства Бахмутскаго духовнаго Правленія, прошлаго 1768 года, по благословенію преосвященнаго Порфирія, епископа Бѣлогород-скаго и Обоянскаго, родитель мой собственнымъ своимъ коштомъ построилъ деревяннымъ зданіемъ, во имя Успенія Пресвятыя Бого-родицы, церковь, которая нынѣ пришла въ крайнюю обветшалость. По чему и вознамѣрился я вмѣсто оной, на томъ же мѣстѣ и въ тожъ именованіе, собственнымъ своимъ коштомъ сооружить церковь каменнымъ зданіемъ, на построеніе коей потребные мате-ріалы т. е. камень, кирпичъ, известь, желѣзо и прочія принадлежности всѣ въ готовности имѣются, да и мастеръ съ потребнымъ числомъ работниковъ договоренъ. Того ради Вашего Преосвяшенства все-


775

нижайше прошу выдачею на сооруженіе вмѣсто означенной дере-вянной обветшалой, каменнымъ зданіемъ на томъ же мѣстѣ и въ тожъ именованіе церкви, на имя Бахмутскаго протоіерея Расевскаго благословительной грамоты не оставить милостивымъ архипастыр-скимъ благословеніемъ". На семъ прошеніи резолюціею отъ 13-го декабря 1788 года преосвященный Амвросій дозволилъ въ слободѣ Суходолѣ устроить, вмѣсто ветхой деревянной, новую каменную Успенскую церковь. На основаніи сей резолюціи и для исполненія ея, 20-го декабря 1788 года отправленъ изъ Консисторіи въ Бахмутское духовное Правленіе указъ. Но исполненіе по сему указу послѣдовало не скоро. Только 10 мая 1790 года Бахмутскій протоіерей Петръ Расев-скій соборнѣ, по надлежащему церковному чинопослѣдованію, вмѣсто ветхой деревянной, заложилъ новую каменную во имя Успенія Богоматери церковь. Доношеніемъ отъ 24-го октября 1790 года Бах-мутское духовное Правленіе представляло преосвященному Амвросію Екатеринославскому, что заложенная въ слободѣ Суходолѣ къ соору-женію каменнымъ зданіемъ Успенская церковь, по освидѣтель-ствованію села Архангельскаго (Макарова Яра) Архангельской церк-ви священника Василія Стебліенка, производствомъ работъ и постройками приходитъ нынѣ къ совершенному окончанію; церков-ными сосудами и священными облаченіями, иконами, книгами и колоколами снабжена достаточно и всѣми потребностями приготов-лена къ освященію; а потому Правленіе просило Преосвященнаго дозволить освятить новоустроенную въ Суходолѣ каменную Успен-скую церковь, а для этого выдать благословительную грамоту на освя-щеніе церкви и освященный антиминсъ для совершенія въ ней бого-служеній и священнодѣйствій. 16-го генваря 1791 года преосвященный Амвросій разрѣшилъ освятить въ Суходолѣ новоустроенную церковь и дозволилъ выдать для этого новый освященный антиминсъ.

Въ доношеніи отъ 20-го ноября 1790 года Донецкаго уѣзда помѣщикъ секундъ-маіоръ Ваній писалъ въ Екатеринославскую духовную Консисторію: "Вѣдомства Бахмутскаго духовнаго Правленія въ селѣ моемъ СуходолѢ церкви Успенія Богоматери пара-


776

фіальный священникъ Феодосій Филиповичъ прошлаго 1789 года декабря 4-го дня волею Божію умре и со оного времени какъ сельскіе жители, такъ и другія деревни и хутора, причисленные къ церкви Суходольской, въ священническихъ требахъ крайнюю нужду претер-пѣваютъ. По сему оную Консисторію покорно прошу, на мѣсто умершаго священника Феодосія Филиповича, другаго опредѣлить и меня резолюціею снабдить". По сему прошенію Екатеринославская духовная Консисторія опредѣленіемъ своимъ 11-го декабря 1790 года постановила: "Послать въ Бахмутское духовное Правленіе указъ и велѣть, для досматриванія Суходольскаго прихода опредѣлить вре-менно священника по способности; а между тѣмъ избрать достойнаго кандидата для произведенія въ Суходолъ во священника, могущаго исправно читать и пѣть по нотѣ и въ стихарь посвященнаго, и пред-ставить". Во исполненіе сего постановленія консисторскаго, Бахмут-ское духовное Правленіе 11-го февраля 1791 года предписало слободы ?вановки священникамъ—Іоанну Башинскому и Іоанну Понома-реву, дабы они, по очередно всегда безотлучно другъ друга смѣняя, надсматривали Суходольскій приходъ безъ опущенія.

СЛОБОДА МАКАРОВЪ ЯРЪ, РАШКОВА.

Слобода Макаровъ Яръ, при р. Сѣверномъ Донцѣ, при одно-штатномъ церковномъ причтѣ, находится нынѣ въ Славяносерб-скомъ уѣздѣ, составляя собою юго-восточную оконечность Екате-ринославкой епархіи, и входитъ въ составъ 2-го благочинническаго округа*.

Среди славныхъ, богатыхъ и плодородныхъ, роскошныхъ и жи-вописныхъ степей Донецкихъ мѣстность Макарова Яра издавна составляла любимый кутокъ и пріятное убѣжище для запорожс-каго казачества. По распоряженію Коша запорожскаго, въ 1660 году здѣсь поселена была зимовникомъ часть Суходольскаго пикета,


777

коей наказомъ Кошеваго приказано было строго слѣдить за пере-лазами турецко-татарской орды и за движеніями въ средѣ Донскаго казачества. Къ пикету скоро присоединилось нѣсколько бурлакъ, всякаго рода охотниковъ, людей бездомныхъ и безродныхъ, вольныхъ и свободныхъ. Въ 1690 и 1700 годахъ жильцы "байрака Тертишнаго и оврага Скелетоваго", въ окресностяхъ нынѣшняго Макарова Яра, партіями доставляли уже въ Бахмутскую крѣпость, на продажу, зна-чительное количество скота, хлѣба и другихъ продовольственныхъ припасовъ. Около 1738 года на этой мѣстности поселился обши-тованный, отставный престарѣлый запорожецъ Макаръ Безродный. Устроивши здѣсь обширный зимовникъ со множеством землянокъ, Макаръ до конца дней своихъ, съ своею челядью, съ своими найми-тами, усердно занимался скотоводствомъ и хлѣбопашенствомъ, жилъ долго и имя свое оставилъ, на память, своему зимовнику.

Въ 1773 году Макаровъ зимовникъ, Макаровъ Яръ, на огромномъ пространствѣ десятинъ земли въ окружности, по указу Бахмутской провинціальной Канцеляріи, получилъ въ собственность полковникъ Аврамъ Гавриловичъ Рашковичъ и немедленно началъ заселять его народомъ семейнымъ и осѣдлымъ, вольнымъ и свободнымъ, изъ дозволенныхъ мѣстъ. 3-го сентября 1775 г. Бахмутскаго уѣзда сло-боды Макарова Яру, помѣщикъ, полковникъ и депутатъ Аврамъ Гавриловичъ Рашковичъ съ жителями, подданными его, чрезъ Бахмутское духовное Правленіе просилъ уже преосвященнаго Тихона Воронежскаго принять его въ свою епархію и дозволить ему устроить въ слободѣ деревянную церковь въ честь живоначальныя Троицы, такъ какъ приходскихъ дворовъ въ его слободѣ было 96, въ нихъ муж. 230, и жен. 218 душъ, разстояніемъ Макаровъ Яръ отъ слободы Суходола въ церковію, владѣнія Бахмутскаго гусарскаго полка маіора Феодора Михайловича Ванія, въ десяти верстахъ, а отъ станицы Митя-кинской въ пяти; но какъ рѣка Сѣверскій Донецъ протекаетъ оною станицею и слободами, да сверхъ того до слободы Суходола имѣются три пребольшіе яры, чрезъ которые, во время разлитія полой воды,


778

а зимою за напалостію большаго снѣга, въѣзжать ни какъ не можно; а потому обыватели слободы слышанія божественнаго славословія вовсе лишаются, а въ мірскихъ требахъ несутъ самокрайнѣйшую нужду, младенцы безъ крещенія, а старые безъ исповѣди и святаго причастія умираютъ, а родильницы безъ очистительныхъ молитвъ остаются. Особымъ трактаментомъ полковникъ Рашковичъ, выбор-ный слободы Макарова Яру и лучшіе изъ прихожанъ, за себя и за потомковъ своихъ, обовязались подъ церковь, на кладбище и священ-ноцерковнослужителямъ подъ селидьбу, изъ своей земли, отвести длиннику и поперечиику по 80-тъ саженъ, да пашенной земли и сѣнныхъ покосовъ указное число сряду въ ближнемъ мѣстѣ, а не врозни, завѣ-ряя, что о построеніи оной церкви спору и челобитья ни отъ кого не будетъ, и ко всегдашнему священнослуженію каждогодно потребная давать отъ себя будутъ,—воску на свѣчи по четыре пуда, ладану по одному пуду, вина церковнаго на служеніе по два ведра, на просфоры и благословенные хлѣбы муки пшеничной чистой по три четверти, масла деревяннаго по четыре фунта, въ кутью пшеницы чистой по одному четверику, меду по пять фунтовъ. Священникомъ желали имѣть отставнаго полковника Шевича, Бахмутскаго уѣзда слободы Ольховой, Успенской церкви дьячка Антона Кравчекова, родомъ Кіевской епархіи города Потока, учившагося въ Кіевской академіи". Въ отвѣтъ на это Воронежская духовная Консисторія дала знать г. Рашковичу, чтобы онъ обратился съ этою просьбою къ преосвящен-ному Бѣлгородской епархіи, такъ какъ гусарскія селенія съ 22-мя церквами и церковными причтами состояли, чрезъ ?зюмское духов-ное Правленіе, въ вѣдѣніи оной Бѣлгородской епархіи.

Въ іюлѣ мѣсяцѣ 1783 года полковникъ Рашковичъ о пост-ройкѣ церкви въ Макаровомъ Ярѣ просилъ уже преосвященнаго Никифора, архіепископа Славенскаго и Херсонскаго. Въ прошеніи по сему дѣлу онъ написалъ: "Какъ мною и подданными моими слободы моей Макаровой къ построенію церкви во имя святаго Архистратига Михаила, всѣ матеріалы заготовлены и майстеръ


779

нанятъ, но за учрежденіемъ ко открытію Намѣстничества по подан-нымъ мною двумъ прошеніямъ, подъ церковь еще отъ моей дачи земля, за неимѣніемъ во оныхъ мѣстахъ межевщиковъ не отмежевана, а нынѣ по новому еще моему доношенію чаятельно, что межевщикъ ко отмежеванію подъ оную церковь священнику и служителямъ цер-ковнымъ, законной участокъ земли ко отмежеванію опредѣлить, до котораго времени еще цѣлый мѣсяцъ и болѣе продолжаться можетъ; а какъ краткое время остается къ построенію оной церкви, а къ тому дерево гніетъ и отъ суши можетъ вредъ имѣть, не менѣе майстеръ на коштѣ моемъ и подданныхъ моихъ живетъ съ немалымъ моимъ убыт-комъ, а при томъ и подданные безъ священника въ богослуженіи не малую претерпѣваютъ нужду и меня въ томъ болѣе обвиняютъ и таковое единственно мнѣ приписываютъ; подданныхъ же моихъ состоитъ числомъ, какъ изъ Межевой экспедиціи по справкѣ оказа-лось, числомъ мужеска полу душъ 373, а женска 293; по сему всепокор-нѣйше Ваше Высокопреосвященство прошу, Бахмутскому протопре-свитеру, послать указъ о заложеніи и освященіи оной церкви мѣста, а по отмежеваніи земли или и прежде, священника къ той церквѣ по Вашему архипастырскому благословенію приказать опредѣлить". Вскорѣ послѣ сего правитель Екатеринославскаго Намѣстничества, генералъ Тутолминъ представилъ Преосвященному и утвержденный планъ на 120-ть десятинъ земли, отведенной для священноцерковно-служителей будущей церкви слободы Макарова Яру.

По разсмотрѣніи всѣхъ этихъ бумагъ и представленныхъ къ дѣлу справокъ, Славенская духовная Консисторія опредѣленіемъ своимъ постановила дозволить въ Макаровомъ Яру устроить цер-ковь во имя Архистратига Михаила. 6-го мая 1784 года выдана была святительская, храмозданная благословительная грамота на закладку и сооруженіе церкви; а 16-го іюля того же 1784 года Бах-мутскій протоіерей Петръ Расевскій соборнѣ, по церковному чиноположенію, въ слободѣ Макаровомъ Яру освятилъ мѣсто подъ церковь и положилъ закладку на сооруженіе оной. Доноше-ніемъ отъ 23-го сентября 1786 года Бахмутское духовное Прав-


780

леніе представляло преосвященному Никифору , архіепископу Славенскому и Херсонскому, что "Донецкаго уѣзда помѣщикъ, се-кундъ-маіоръ Стефанъ Божедаровичъ взнесеннымъ въ сіе Правленіе доношеніемъ объявилъ, что де по имѣющемуся у него съ полковни-комъ Рашковичемъ судному дѣлу, законнымъ образомъ утверждена во владѣніе ему, Божедаровичу, въ томъ же уѣздѣ реченнаго Раш-ковича слобода Макаровъ Яръ, которую де онъ, Божедаровичъ, съ вѣдома Правительствъ переименовалъ по Господню храму Архангель-скимъ; и поелику въ реченномъ Архангельскомъ новостроющаяся во имя Архангела Михаила церковь строеніемъ нынѣ окончена и всѣмъ принадлежащимъ ко освященію изготовлена,—просилъ о испрошеніи отъ Вашего Преосвященства ко освященію оной церкви божествен-наго антиминса и благословенія резолюціи. По справкѣ же оказалось, вышеименнованная церковь, по симъ выданной отъ Вашего Преосвя-щенства грамоты въ 1784 году по чиноположенію церковному прото-попомъ Петромъ Расевскимъ соборнѣ заложена, а по осмотру оная найдена строеніемъ совершенно оконченною; престолъ и жертвен-никъ сдѣланы въ указную мѣру; иконостасъ съ поновленіемъ мѣстныхъ иконъ поставленъ старый, но приличный"... . Донося объ этомъ, Правленіе просило Преосвященнаго выдать благослови-тельную грамоту на освященіе новосооруженной въ Макаровомъ Яру, нынѣ Архангельскомъ, церкви и освященный антиминсъ для соверше-нія въ ней богослуженій и священнодѣйствій. На основаніи сего доношенія разрѣшено освятить новоустроенную въ Макаровомъ Яру церковь. 15-го октября 1786 года выданы были благословительная грамота и святый антиминсъ; а 10-го ноября того же 1786 года Бахмутскій протоіерей Петръ Расевскій соборнѣ, по церковному чиноположенію, въ слободѣ Макаровомъ Яру, освятилъ новоустроенную Архангело-Михайловскую церковь и открылъ въ ней богослуженіе и священнодѣйствіе.

26-го августа 1784 года въ слободу Макаровъ Яръ, по хода-тайству Рашковича и по просьбѣ прихожанъ, рукоположенъ во


781

священника Николаевской церкви г. Бахмута діаконъ Василій Стеб-ліенко, изъ Бахмутскихъ соловаровъ.

СЛОБОДА ФОЩОВКА.

Слобода Фощовка, недалеко отъ вершини славной, исторической рѣки Міуса, многолюдная, съ населеніемъ зажиточнымъ и состоя-тельнымъ, при одноштатномъ церковномъ причтѣ, находится нынѣ Славяносербскаго уѣзда въ 3-мъ благочинническомъ округѣ*.

Въ сосѣдство къ православнымъ иностранцамъ—сербамъ и иллирійцамъ, къ словакамъ и молдаванамъ, Правительство наше, въ 1772 и 1773 годахъ, принуждено было, по своимъ видамъ, на свобод-ныя, широкія и привольныя степи въ нынѣшнемъ Славяносербскомъ уѣздѣ, поселить множество православныхъ жителей россійской націи изъ нынѣшніхъ губерній Курской и Орловской, Воронежской и Харьковской. Въ это время заселена была православнымъ народомъ и мѣстность нынѣшней слободы Фощевки. По распоряженію Ново-россійской губернской Канцеляріи, здѣсь поселены были въ 1773 году выходцы Белгородской губерніи, Севскаго уезда изъ села Фощовки, волостііые, дворцовой государственной волости, крестьяне. Новую слободу, на мѣстѣ новаго своего жительства, переселенцы назвали тѣмъ же именемъ, какимъ называлась слобода на мѣстѣ ихъ родины—Фощовкою. Въ новой слободѣ обстроив-шись домами и обзаведшись хозяйствомъ, переселенцы рѣшились устроить такую же Свято-Троицкую церковь, какая была и осталась у нихъ на родинѣ. По общему согласію и желанію, уполномоченные отъ общества подали объ этомъ 25-го октября 1774 года прошеніе пре-освященному Тихону, епископу Воронежскому и Елецкому. Прошеніе это помѣщаемъ здѣсь цѣликомъ: "Доносятъ желающіе быть въ епархіи   Вашего   Преосвященства,   Новороссійской   губерніи,   Бах-


782

мутскаго уѣзда, новопоселеннаго села Фощовки, дворцовой государственной волости, крестьяне, выборной Терентій Петровъ, лучшіе люди .... и всѣ того села жители о нижеслѣдующемъ. Пере-ведены мы, именованные, Сѣвской епархіи, губерніи Бѣлогородской, изъ Сѣвскаго уѣзда, села Фощовки, Троицкой церкви, Новорос-сійской губерніи, Бахмутскаго уѣзда на дикопоросшую государеву землю и поселены точнымъ селеніемъ, а церкви Божіей и священника неимѣемъ, и хотя мірскими требами и исправляемся въ окрестныхъ жилищахъ Бѣлгородской епархіи, Бахмутскаго гусарскаго полка въ пятнадцатой роте, да въ новонаселяющемся дворцовыми крестья-нами въ селѣ Ново-Петропавловскомъ, въ коемъ еще и церкви нѣтъ, а только одинъ священникъ; но и тѣ разстояніемъ отъ насъ—рота въ пятидесяти, а село въ сорока верстахъ состоитъ и до показанной роты имѣются, четыре пребольшіе лога, а до села Петропавловскаго, двѣ рѣчки Міюсчикъ и Мокрая Ольховая, да три большихъ желога, чрезъ которые во время разлитія полой воды, а зимою за напалостію снѣга во оные—роту и село—съ мірскими требами въѣзжать намъ ни какъ не можно. За чемъ мы именованные слышанія божественнаго славословія вовсе лишаемся, а въ мірскихъ требахъ несемъ самокрайнѣйшую нужду такую, что младенцы безъ крещенія, а старые безъ исповѣди и святаго причастія умираютъ, а родильницы безъ очистительныхъ молитвъ бываютъ нѣдели по три и четыре, и нынѣ мы, нижайшіе, по общему согласію желаемъ вновь построить церковь во имя Живоначальныя Троицы деревяннымъ зданіемъ, ибо у насъ двороваго числа находится сто семь дворовъ, въ нихъ мужеска триста шестьдесятъ пять, женска триста сорокъ три, души, которую мы сооружить своимъ коштомъ безъ нужды можемъ. Того ради Вашего Преосвященства всенижайше про-симъ насъ именованныхъ въ епархію Вашего Преосвященства, къ бытію по способности въ вѣдомство Бахмутскаго духовнаго Правле-нія,принять и за прописанными резоны, дабы мы, нижайшіе, въ мірскихъ требахъ болѣе нуждъ не претерпѣвали, во ономъ нашемъ селѣ, назы-ваемомъ Фощовкѣ, вновь деревяннымъ зданіемъ во имя Живоначальныя


783

Троицы церковь строить дозволить и о дозволеніи дать благосло-вительную грамоту".

Бѣлгородской епархіи Бахмутскаго гусарскаго полка 15-й роты священникъ Андрей Даниловъ, и Воронежской епархіи Бахмутскаго уѣзда новонаселяемой слободы Новой Петропавловки священникъ Даніилъ Федоровъ при семъ прошеніи, особыми бумагами письменно засвидѣтельствовали, что Бѣлогородской губерніи Сѣвскаго уѣзда дворцовой государевой волости крестьяне, поселившись Новороссій-ской губерніи, Бахмутскаго уѣзда, на дикопорожней государевой землѣ, дѣйствительно крайне нуждаются въ построеніи церкви въ своемъ новомъ поселеніи, именуемомъ Фощевка. Выборный (старо-ста) Фощевскаго общества Терентій Петровъ съ лучшими людьми осо-бымъ трактаментомъ, за себя и за свое потомство, обовязались— подъ церковь, на кладбище и священноцерковнослужителямъ на селитьбу изъ своихъ дачъ отвести земли длиннику и поперечнику по семидесяти сажень, и пашенной земли и сѣннныхъ покосовъ указное число сряду въ ближнемъ мѣстѣ, а не въ розни; удостовѣряли, что о построеніи оной церкви спору и челобитья ни отъ кого не будетъ; ко всегдашнему священнослуженію ежегодно будутъ доставлять все потребное—воску на свѣчи по пять пудовъ, ладану по одному пуду, вина церковнаго на служеніе по два ведра, на просфоры и благосло-венные хлѣбы муки пшеничной чистой по три четверти, масла деревяннаго по пяти фунтовъ, на кутью чистой пшеницы по одному четверику и меду по пяти фунтовъ.

По наведеніи надлежащихъ справокъ, преосвященый Тихонъ Воронежскій въ генварѣ 1775 года представилъ все это дѣло въ Святѣйшій Синодъ и просилъ указа на разрѣшеніе построить дере-вянную церковь въ слободѣ Фощовкѣ. Святѣйшій Синодъ указомъ отъ 2-го апрѣля того же 1775 года разрѣшилъ преосвященному Ти-хону Воронежскому дать благословеніе и дозволеніе устроить въ сло-бодѣ Фощовкѣ церковь, если только узаконенное количество зем-ли отведено уже для довольства священноцерковнослужителей. Азовскій губернаторъ Чертковъ не зналъ еще опредѣленно, оста-нется ли Фощовка въ предѣлахъ Азовской губерніи, или же отой-


784

детъ въ область донскаго войска; а потому и не дѣлалъ ни какого распоряженія объ отмежеваніи земли для Фощовской церкви. Только въ 1782 году разъяснилось нѣсколько положеніе дѣлъ, и по уси-леннымъ просьбамъ жителей Фощевки въ октябрѣ того же 1782 года отмежевано 120 десятинъ земли для будущаго причта Фощовской церкви, а въ 1785 году г. Екатеринославскаго Намѣстничества изъ Казенной Палаты на оную отмежеванную землю выданы и два плана. По отмежеваніи земли и по полученіи плановъ на оную, жители сло-боды Фощовки возобновили свою просьбу о построеніи церкви въ ихъ слободѣ. При доношеніи отъ 26-го іюня 1785 года Бахмутское духовное Правленіе представило преосвященному Никифору, архі-епископу Славенскому и Херсонскому, копіи указовъ—Святѣйшаго Синода и Воронежской духовной Консисторіи о дозволеніи въ слободѣ Фощовкѣ устроить деревянную церковь во имя Святыя Троицы, новую просьбу о семъ слобожанъ Фощовскихъ и два плана на отмежеванную подцерковную землю при урочище веришны реки Міюса и просило Преосвященнаго, во вниманіи къ тому, что Донец-каго уѣзда въ слободѣ Фощовкѣ волостныхъ, дворцевой государ-ственной волости крестьянъ достаточное количество (болѣе 700 душъ обоего пола), что всѣ матеріалы для построенія церкви давно уже приготовлены и майстеръ уконтрактованъ, разрѣшить въ оной слободѣ Фощовкѣ построить церковь во имя Святыя Троицы.

По разсмотрѣніи всѣхъ этихъ бумагъ и относящихся къ дѣлу справокъ, Славенская духовная Консисторія опредѣленіемъ своимъ постановила дозволить въ слободѣ Фощовкѣ построить деревян-ную церковь во имя Святыя Троицы. 19-го іюля 1785 года выдана была храмозданная благословительная грамота на закладку церкви; а 26-го сентября того же 1785 года Бахмутскій протоіерей Петръ Расевскій соборнѣ, по церковному чиноположенію, въ сло-бодѣ Фощовкѣ освятилъ мѣсто подъ церковь и положилъ закладку на сооруженіе оной. Доношеніемъ отъ 18-го мая 1786 года, Бахмут-ское духовное Правленіе представляло преосвященному Ники-фору, архіепископу Славенскому и Херсонскому, что заложенная


785

къ сооруженію Свято-Троицкая церковь въ слободѣ Фощовкѣ постройками и производствомъ работъ, со шпиталемъ на одной сторонѣ церкви и ШКОЛОЮ на другой, нынѣ совершенно окончена; церковными утварьми и облаченіями, книгами, иконами, и колоко-лами снабжена достаточно и всѣми существенно необходимыми при-надлежностями вполнѣ приготовлена къ освященію; а потому Прав-леніе просило Преосвященнаго выдать благословительную грамоту на освященіе церкви и освященный антиминсъ для совершенія въ ней богослуженій и священнодѣйствій. На основаніи сего доношенія ра.з-рѣшено освятить новосооруженную въ слободѣ Фощовкѣ церковь. 12-го іюня 1786 года выданы благословительная грамота и освящен-ный антиминсъ; а 1-го ноября того же 1786 года Бахмутскій протоіе-рей Петръ Расевскій соборнѣ, по церковному чиноположенію, освя-тилъ новоустроенную въ Фощовкѣ деревянную Свято-Троицкую цер-ковь и открылъ въ ней богослуженіе и священнодѣйствіе.

12-го апрѣля 1786 года къ новостроющейся Фощовской церкви рукоположенъ во священника діаконъ села Боровенки Іаковъ Васильевъ.

СЕЛО ЧЕРНУХ?НО.

Село Чернухино, многолюдное, съ населеніемъ промышленнымъ и зажиточнымъ, при одноштатномъ церковномъ причтѣ, находится Славяносербскаго уѣзда въ 3-мъ благочинническомъ округѣ*.

Мѣстность нынѣшняго села Чернухина, въ старину, обстоятельно знакома и извѣстна была запорожскому товариству. Въ 1600—1700 годахъ чрезъ эту мѣстность пролегалъ секретный ка-зацкій шляхъ (дорога) изъ Сѣчи запорожской на Донъ и на Ка-гальникъ. На этомъ шляху, при рѣчкѣ Чериухиной и Поповомъ Яру, въ нынѣшнемъ Чернухинскомъ приходѣ, была одна изъ главныхъ


786

попутныхъ станцій запорожскаго казачества, съ огромными запасами путеваго продовольственнаго содержанія для всѣхъ казаковъ, прохо-дившихъ и проѣзжавшихъ тѣмъ шляхомъ; при станціи, для удовлет-воренія духовныхъ нуждъ и религіозныхъ потребностей путешествен-никовъ, по распоряженію Коша, имѣлась походная икона святителя Христова Николая чудотворца и при ней служащій священникъ.

Въ 1772 и 1773 годахъ, согласно видамъ и желанію Правительства и по распоряженію Новороссійской губернской Канцеляріи, на этой мѣстности, богатой и плодородной, поселены были выходцы изъ раз-ныхъ селеній Бѣлогородской губерніи Сѣвскаго уѣзда. Пользуясь выгодами и удобствами богатой мѣстности, переселенцы скоро обстроились здѣсь домами и обзавелись хозяйствомъ. Въ 1778—1780 годахъ здѣсь образовалась богатая государственная слобода со мно-жествомъ волостныхъ, дворцовой государевой волости крес-тъянъ. Въ 1782 году, при составленіи народной переписи, въ одномъ сельцѣ Чернухиномъ найдено и внесено въ списки жителей 313 муж. и 291 душа жен. пола.

Въ 1783 году волостные крестьяне сельца Чернухина рѣшились устроить у себя церковь. Въ этомъ дѣлѣ къ нимъ присоединились малороссіяне—слободы ?льинской, въ 6-ти верстахъ, владѣльца коллежскаго ассесора Дебальцова, съ 38-ю дворами, въ коихъ 252 души обоего пола, и деревни Чернухиной, онажъ Долгая, въ 4-хъ верстахъ, помѣщицы маіорши Шабельской, съ 17-ю дворами, въ коихъ 94 души обоего пола. При содѣйствіи сельскаго писаря Степана Тарунина и сотскаго ?вана Чаплыкина, изъ среды своей, по общему согласію и желанію избравъ лучшихъ стариковъ—Дорофея Родіонова, Памфила Бондарева, ?вана Шереметьева, Димитрія Аксенова, Николая Змѣева и друг. довѣренными и уполномоченными отъ своего общества, сло-божане поручили имъ вести все дѣло и нести всѣ труды по устройству церкви въ слободѣ Чернухиной. Приступивъ къ дѣлу, выборные прежде всего просили губернскую Канцелярію и Межевую экспедицію изъ Чернухинской дачи отмежевать 120 десятинъ земли для причта


787

будущей церкви; въ промежуткѣ этого времени, общими силами при-готовляли матеріалы, необходимые для постройки церкви. По отме-жеваніи земли и по заготовленіи матеріаловъ, 18-го іюля 1785 года выборные чрезъ правителя Екатеринославскаго Намѣстничества по-дали прошеніе преосвященному Никифору, архіепископу Славен-скому и Херсонскому. Въ этомъ прошеніи они писали: "Переведены мы именованные въ прошломъ 1773 году Бѣлгородской губерніи Сѣвскаго уѣзда изъ разныхъ селеній, и поселены Донецкаго уѣзда на порожней казенной землѣ, при урочищѣ вершины Чернухина байрака, съ наименованіемъ деревни Чернухиной, гдѣ и состоитъ поселенныхъ на оной землѣ дворовъ 120 по ревизіи, муж. пола 313, жен. 257 душъ; но какъ мы за дальнымъ разстояніемъ той нашей отъ другихъ сло-бодъ, гдѣ церкви имѣются, претерпѣваемъ въ полученіи себѣ христі-анскихъ требъ крайнюю нужду, почему и намѣрены въ той нашей слободѣ, сооружить во имя святителя Христова Николая церковь, на постройку которой собрано уже изъ общества денегъ 100 руб., лѣсу приготовлено до немалаго количества, такъ же и всѣ къ священнослу-женію потребности имѣются, какъ-то: книги церковныя, священни-ческія облаченія, равно и земля подъ церковь и для будущихъ при той церкви священно и церковнослужителей 120 десятинъ отмежевана, на которую и планъ къ Вашему Преосвященству отъ господина генералъ-маіора Екатеринославскаго Намѣстничества правителя и кавалера Синельникова при сообщеніи доставлены; для того Вашего Преосвященства покорно просимъ въ показанной нашей слободѣ Чернухиной во имя святителя Христова Николая, деревяннымъ зда-ніемъ церковь построить дозволить; и о томъ учинить архипастыр-ское разсмотрѣніе". Въ тоже время Екатеринославскаго Намѣстни-чества правитель, генералъ Синельниковъ, представляя преосвящен-ному Никифору, архіепископу Славенскому и Херсонскому, подле-жащимъ образомъ составленный и законнымъ порядкомъ утвер-жденный планъ на 120 десятинъ земли для причта будущей церкви, съ своей стороны просилъ Преосвященнаго дать благословеніе и разрѣ-шеніе построить церковь въ государственной слободѣ Чернухиной.


788

По разсмотрѣніи всѣхъ этихъ бумагъ и относящихся къ дѣлу справокъ, Славенская духовная Консисторія опредѣленіемъ своимъ постановила дозволить въ государственной слободѣ Чернухиной устроить деревянную церковь во имя святителя Христова Николая Чудотворца. 19-го іюля 1785 года выдана была храмозданная благо-словительная грамота на закладку церкви; а 25-го сентября того же 1785 года Бахмутскій протоіерей Петръ Расевскій въ государственной слободѣ Чернухиной, Донецкаго уѣзда, освятилъ мѣсто подъ цер-ковь и по надлежащему церковному чинопослѣдованію положилъ закладку на сооруженіе оной. Доношеніемъ отъ 29-го апрѣля 1787 года Бахмутское духовное Правленіе представляло преосвященному Амвросію, архіепископу Екатеринославскому и Херсонисо-Таври-ческому, что заложенная къ сооруженію въ слободѣ Чернухиной Свято-Николаевская церковь постройками и производствомъ работъ нынѣ совершенно окончена, церковными утварьми и священными облаченіями, иконами и колоколами снабжена достаточно и всѣми потребностями къ освященію вполнѣ приготовлена; а потому Прав-леніе просило Преосвященнаго выдать благословительную грамоту на освященіе новоустроенной церкви и освященный антиминсъ для совершенія въ ней богослуженій и священнодѣйствій. На основаніи сего доношенія, разрѣшено освятить новоустроенную въ слободѣ Чернухиной Свято-Николаевскую церковь. 12-го іюля 1787 года вы-даны были святительская благословительная грамота и освященный антиминсъ; а 18-го сентября того же 1787 года Бахмутскаго духовнаго Правленія присутствующій, соборной Бахмутской церкви священ-никъ Леонтій Іевлевъ, по надлежащему церковному чиноположенію, въ государственной слободѣ Чернухиной освятилъ новоустроенную Свято-Николаевскую церковь и открылъ въ ней богослуженіе и свя-щеннодѣйствіе.

Бывшій дьячкомъ при Ростовской Рождество-Богородичной церк-ви и потомъ произведенный во діакона къ Успенской церкви села Кой-суга, Евстафій Сытчевскій 15 декабря 1785 года рукоположенъ во свя-щенника къ строившейся Свято-Николаевской Чернухинской церкви.


789

СЛОБОДА АЛЕКСАНДРОВКА.

Слобода Александровка, при р. Лугани, многолюдная, съ разбро-саннымъ въ разныя стороны населеніемъ, при одноштатномъ церков-номъ причтѣ, находится Славяносербскаго уѣзда въ 1-мъ благочин-ническомъ округѣ*.

Свободныя и привольныя, богатыя и живописныя степи нынѣш-ней слободы Александровки, въ 1775 году, достались въ ранговую дачу Бахмутскаго Волошскаго гусарскаго полка капитану, изъ волоховъ, Александру Юзбашу. На основаніи правилъ ранговой дачи, заселивъ на пріобрѣтенной мѣстности слободу народомъ семейнымъ и оседлымъ изъ дозволенныхъ местъ, Юзбашъ, по тревожнымъ обстоятельствамъ того времени и по своей долговременной болѣзни, не могъ дать своей слободѣ надлежащаго устройства. По смерти его, слобода его,— Юзбашевка, Александровка тожъ, поступила во владѣніе отставному бригадиру Константину Николаевичу Юзбашу, владѣльцу и помѣ-щику слободы Веселой горы, Веселогорска.

Въ 1783 году, по усердной просьбѣ обывателей слободы Александ-ровки, Юзбашевки тожъ, и по собственному желанію, бригадиръ Кон-стантинъ Николаевичъ Юзбашъ началъ хлопотать о постройкѣ въ слободѣ Александровкѣ церкви во имя Вознесенія Господня. При содѣйсвіи губернской Канцеляріи и Межевой экспедиціи, отмежевавъ 120 десятинъ земли для причта будущей церкви и заготовивъ потреб-ные для постройки ея матеріалы, Юзбашъ формально просилъ г. Синельникова, правителя Екатеринославскаго Намѣстничества, при-нять участіе въ его дѣлѣ и исходатайствовать ему у преосвященнаго Никифора, архіепископа Славенскаго и Херсонскаго, благословеніе и разрѣшеніе построить въ слободѣ Александровкѣ деревянную цер-ковь во имя Взнесенія Господня. По поводу сего прошенія г. Синель-никовъ отъ 14-го августа 1785 года писалъ къ преосвященному Ники-фору: "Донецкаго уѣзда помѣщикъ г. бригадиръ и кавалеръ Юзбашъ,


790

поданнымъ ко мнѣ доношеніемъ изъясняетъ, что въ слободѣ его состоящей въ томъ уѣздѣ именуемой Александровкѣ, при урочище реки Лугани, заселенной 120 дворами, въ коихъ находится людей муж. пола 400, жен. 360 душъ, намѣреваетъ онъ г. Юзбашъ, построить вновь церковь, въ честь Христова Вознесенія, къ чему уже и принад-лежащія матеріалы заготовлены, и просилъ меня, о сооруженіи озна-ченной церкви, отнестись къ Вашему Высокопреосвященству. Я, при-лагая здѣсь планъ опредѣляемой отъ него земли, отдѣленной изъ числа слободской, на содержаніе священно и церковнослужителей, прошу Вашего Высокопреосвященства въ споспѣшествованіе сему благому предпріятію, о созиданіи имъ г. бригадиромъ Юзбашемъ въ память Вознесенія Христова церкви, преподать Ваше благословеніе". По разсмотрѣніи всѣхъ обстоятельствъ сего дѣііа, епархіальное начальство разрѣшило въ слободѣ Александровкѣ построить дере-вянную церковь въ честь и во славу Вознесенія Господня. 17-го августа 1785 года выдана была святительская храмозданная благословитель-ная грамота на закладку церкви; а 1-го ноября того же 1785 года Бахмутскій протоіерей Петръ Расевскій соборнѣ, по надлежащему церковному чинопослѣдованію, освятилъ въ слободѣ Александровкѣ мѣсто подъ церковь и положилъ закладку на сооруженіе оной. Доно-шеніемъ отъ 19-го генваря 1790 года Бахмутское духовное Правленіе представляло преосвященному Амвросію, архіепископу Екатерино-славскому и Херсонисо-Таврическому, что заложенная къ сооруженію въ слободѣ Александровкѣ Свято-Вознесенская церковь постройка-ми и производствомъ работъ нынѣ совершенно окончена, церковными утварьми и священными облаченіями, иконами и колоколами снабжена достаточно и всѣми потребностями къ освященію вполнѣ приготовлена; а потому Правленіе просило Преосвященнаго выдать благословительную грамоту на освященіе новосооруженной въ слободѣ Александровкѣ деревянной Свято-Вознесенской церковь и освященный антиминсъ для совершенія въ ней богослуженій и священнодѣйствій. На основаніи сего доношенія разрѣшено освятить церковь. ?зъ походной конторы


791

преосвященнаго Амвросія выданы были указъ на освященіе церкви и святый антиминсъ. 25-го марта 1791 года Бахмутскій протоіерей Петръ Расевскій соборнѣ, по надлежащему церковному чинопослѣ-дованію, въ слободѣ Александровкѣ освятилъ новоустроенную дере-вянную Свято-Вознесенскую церковь и открылъ въ ней богослуженіе и священнодѣйствіе.

СЛОБОДА ГРОМОВКА, ДОНЕЦКАГО УЬЗДА, НЫНЪШНЯЯ М?ХАЙЛОВКА

Богатыя, плодородныя и живописныя степи въ Славяносербіи, при рѣкѣ Долгой, Долгенькой, въ окружности на пространствѣ девяти тысячъ десятинъ земли, въ 1776 году, по ходатайству Бахмутской про-винціальной Канцеляріи и по распоряженію Азовскаго губернатора Черткова, отданы были въ ранговую дачу секундъ-маіорамъ Авраму ?гнатьевичу Міоковичу и Василію Степановичу Сабову и капитану ?сааку ?гнатьевичу Міоковичу, каждому по три тысячи десятинъ. На основаніи правилъ ранговой дачи, эти новые помѣщики обязаны были на пріобрѣтенныхъ участкахъ земли основать слободы и населить ихъ народомъ семейнымъ и осѣдлымъ, вольнымъ и свободнымъ; въ силу сего обязательства, при рѣкѣ Долгой, Долгенькой, въ славныхъ старинныхъ маетностяхъ запорожскаго казачества, около 1780 г., усердіемъ Міоковичей и Сабова, образовались и устроились населен-ные слободы—Громовка, Плоская тожъ, Аврама ?гнатьевича Міоко-вича*, ?сааковка, ?саака ?гнатьевича Міоковича и Васильевка, Василія Степановича Сабова. Въ 1782 году, при составленіи общей народной переписи, найдено и внесено въ списки жителей—въ Гро-мовке муж. 24 и жен. 81 душа, въ Васильевке мужеска 66 и женска 63 души и въ ?сааковке муж. 76 и жен. 53 души. Въ 1784 году жители Гро-мовки принадлежали приходомъ къ Покровской церкви слободы Бѣлой,


792

бригадира Штерича; а жители Васильевки и ?сааковки приписаны были къ Николаевской церкви села Черкасскаго. Въ 1785 году Міоко-вичи и Сабовъ рѣшились общими, совокупными силами устроить у себя церковь во имя Архистратига Михаила; для этого, въ слободѣ Громовкѣ избравъ удобнѣйшее для церкви мѣсто, приготовивъ достаточное количество строительнаго матеріала и чрезъ Межевую экспедицію отмежевавъ 120 десятинъ земли для причта будущей церкви, они формальнымъ порядкомъ просили правителя Екатерино-славскаго Намѣстничества г. Синельникова исходатайствовать имъ у преосвященнаго Никифора, архіепископа Славенскаго и Херсонскаго, благословеніе и разрѣшеніе на постройку церкви въ слободѣ Громов-кѣ. По поводу сей просьбы, г. Синельниковъ въ отношеніи отъ 31-го декабря 1785 года писалъ къ преосвященному Никифору: "Донецкаго уѣзда помѣщики секундъ-маіоры Аврамъ Міоковичъ, Василій Сабовъіі капитанъ ?саакъ Міоковичъ же въ поданномъ ко мнѣ доно-шеніи представляютъ, что имѣютъ они въ реченномъ уѣздѣ деревни Громовку, Васильевку и ?сааковку, въ которыхъ состоитъ дворовъ 102, и въ нихъ жительствующихъ подданныхъ малороссіянъ мужеска полу 271, женска 241, всего 512 душъ, подъ которые деревни отмеже-вано удобной и неудобной земли 9000 десятинъ, по неимѣніюжъ въ построеніи церкви какъ жители, такъ равно и сами они съ фамиліями для крещенія младенцевъ и въ подаяніи церковныхъ потребъ имѣютъ нужду, просятъ о дозволеніи имъ состроить въ слободѣ помянутаго секундъ-маіора Міоковича Громовкѣ во имя святаго Михаила Архи-стратига деревянную церковь, представя притомъ подписки, что они ту церковь своимъ коштомъ сооружать, и какъ иконостасъ, такъ и прочіе церковные утвари содержать имѣютъ и подчинкою снабдѣ-вать будутъ они и по смерти ихъ наслѣдники. Я, вслѣдствіе сего пре-провождая при семъ отмежеванной изъ округи той слободы Гро-мовки земли для содержанія священно и церковнослужителей планъ, Вашего Преосвященства покорнѣйше прошу о построеніи въ помя-нутой деревни Громовкѣ во имя святаго Архистратига Михаила церкви, преподать Ваше архипастырское благословеніе".


793

По просьбѣ гг. Міоковичей и Сабова, Бахмутское духовное Правленіе, съ своей стороны, также ходатайствовало предъ преосвя-щеннымъ Никифоромъ, архіепископомъ Славенскимъ и Херсон-скимъ, о построеніи церкви въ слободѣ Громовкѣ и въ доношеніи своемъ по сему дѣлу отъ 16-го мая 1786 года писало. "Донецкаго уѣзда слободы Плоской, Громовки тожъ, помѣщикъ секундъ-маіоръ Аврамъ Міоковичъ поданнымъ доношеніемъ прописывая, по подан-ному де отъ него доношенію и по представленію Донецкаго уѣзднаго суда, его превосходительство господинъ генералъ-маіоръ правитель Екатеринославскаго Намѣстничества и кавалеръ ?ванъ Максимо-вичъ Синельниковъ о позволеніи вновь построить въ показанной сло-бодѣ его, во имя святаго Архистратига Михаила деревяннымъ зда-ніемъ церковь, съ приложеніемъ отмежеванной для священника съ причетниками земли плана сообщилъ Вашему Преосвященству; но на тое сообщеніе архипастырской резолюціи еще не получено; а какъ де въ той его слободѣ и въ состоящихъ отъ оной въ близкомъ разстояніи, почти въ смѣжности, помѣщиковъ секундъ-маіора Василія Сабова, и капитана ?саака Міоковича слободахъ Васильевкѣ и ?сааковкѣ, кои съ общаго согласія желаютъ съ нимъ маіоромъ Міоковичемъ церковь сооружить, населенныхъ дворовъ указное число имѣется, такожъ и къ состроенію тамо церкви дерево, и другіе матеріалы всѣ изготовлены и майстеръ договоренъ, просилъ тѣмъ доношеніемъ о выизслѣдованіи о состоящихъ въ показанныхъ трехъ слободахъ дворахъ и обоего пола душахъ, и о представленіи къ Вашему Преосвященству соиспрошеніемъ о заложеніи въ прежде сказанной слободѣ Плоской церкви, благословенія; по каковому доношенію о числѣ дворовъ и душъ и о протчемъ опредѣленные отъ духовнаго Правленія коммисіанты селеній Нижняго и Черкасскаго Брода священники Федоръ Верецкій и Максимъ Барышпольскій выизслѣдованіе чинили, кои рапортомъ объявили, что по изслѣдованіи ихъ въ вышепомянутыхъ трехъ слободахъ Плоской, ?сааковкѣ и Васильевкѣ оказалось дворовъ 105, въ нихъ муж. 300, жен. 269, обоего пола 569 душъ; коимъ дворамъ и обоего пола душамъ


794

учиненные именные вѣдомости, равно и данное отъ секундъ-маіора Міоковича о снабдѣваніи церковь всѣмъ потребнымъ, и о имѣніи объ оной попеченіе обязательство у сего прилагается; относитель-ножъ до отмежеванной подъ имѣемую строиться въ слободѣ маіора Міоковича Плоской церковь, для продовольствія священно и церков-нослужителей земли, то, по свидѣтельству, таковой земли лежащей въ урочище вершины речки Луганчика, хлѣбопашенной и сѣнокосной самой выгоднѣйшей 120 десятинъ дѣйствительно отмежевано; и на межи столбы поставлены, каковою землею и сѣнокосными лугами будущіе священникъ и причетники довольствоваться могутъ безънуж-но, и какъ на сооруженіе показанной церкви дерева, гвоздей и прот-чихъ матеріаловъ довольное число изготовлено; и майстеръ дого-воренъ: того ради Вашему Преосвященству Бахмутское духовное Правленіе поданное отъ помѣщика секундъ-маіора Міоковича доношеніе, подлинное при семъ поднеся, испрашиваетъ о выдачѣ на сооруженіе въ слободѣ Плоской во имя святаго Архистратига Миха-ила церкви, благословительной грамоты, милостивой архипастыр-ской резолюціи".

По разсмотрѣніи всѣхъ этихъ бумагъ и представленныхъ къ дѣлу справокъ, Славенская духовная Консисторія въ рѣшеніи своемъ опре-дѣлила дозволить въ слободѣ Громовкѣ, Плоская тожъ, устроить деревянную церковь во имя святаго Архистратига Михаила. 12-го іюня 1786 года выдана была благословительная храмозданная грамота на закладку и сооруженіе церкви; а 5-го іюля того же 1786 года Бахмутскій протоіерей Петръ Расевскій соборнѣ, по церковному чиноположенію, въ слободѣ Громовкѣ освятилъ мѣсто подъ церковь и положилъ закладку на сооруженіе оной. Доношеніемъ отъ 13-го октября 1787 года Бахмутское духовное Правленіе представляло преосвященному Амвро-сію, архіепископу Екатеринославскому и Херсонисо-Таврическому, что заложенная въ слободѣ Громовкѣ къ сооруженію Архангело-Михайловская церковь постройками и производствомъ работъ при-ведена въ окончательное совершенство, церковными утварьми и священными облаченіями, книгами, иконами и колоколами снабжена


795

достаточно и всѣми потребностями къ освященію вполнѣ приго-товлена; а потому Правленіе просило Преосвященнаго выдать благо-словительную грамоту на освященіе новосооруженной въ слободѣ Громовкѣ Архангело-Михайловской церкви и освященный анти-минсъ для совершенія въ ней богослуженій и священнодѣйствій. На основаніи сего доношенія состоялось разрѣшеніе епархіальнаго На-чальства освятить новоустроенную церковь. 30-го октября 1787 года выданы были благословительная грамота и освященный антиминсъ; а 16-го генваря 1788 года Бахмутскій протоіерей Петръ Расевскій собор-нѣ, по надлежащему церковному чинопослѣдованію, въ слободѣ Громовкѣ, она же Плоская, освятилъ новоустроенную Архангело-Михайловскую церковь и открылъ въ ней богослуженіе и священ-нодѣйствіе.

Въ іюнѣ мѣсяцѣ 1788 года слобода Громовка въ бумагахъ начала называться Михайловкою, селеніемъ Михайловскимъ.

2-го августа 1791 года, въ г. Ясахъ, въ монастырѣ Голіи, въ храмѣ Вознесенія Господня, преосвященнымъ Амвросіемъ Екатеринослав-скимъ рукоположенъ во священника въ слободу Михайловку, согласно выбору г. Міоковича и желанію всего приходскаго общества, Бахмутскаго уѣзда села Варваровки рукоположенный (т. е. стихарный) дьячекъ Іаковъ Григорьевъ с. Степурскій, родомъ польской области Богуславской губерніи села ?сайки, изъ шляхтичей, ученикъ, люби-мецъ и питомецъ знаменитаго Фалѣева.



Яндекс цитирования

Рассылки Subscribe.Ru
Генеалогическое древо семьи