490

СЛОБОДА ОРЛОВЩ?НА.

Слобода Орловщина, многолюдная, съ одноштатнымъ церковнымъ причтомъ, находится Новомосковскаго уѣзда въ 1-мъ благочинническомъ округѣ*.

Основаніе слободы Орловщины восходитъ къ тѣмъ блаженнымъ временамъ, когда къ монастырямъ, какъ къ тихому нѣкоему и сладост-ному пристанищу, прибѣгали не только бездомные, безродные и без-кровные, но и люди семейные и имущіе, и когда въ монастыряхъ и при монастыряхъ, въ простотѣ сердца, въ незлобіи и смиреніи духа, безъ хит-ростей и лукавства, всѣ прибѣгавшіе, дѣйствительно, обрѣтали не толь-ко полную душевную усладу, но и внѣшнее довольство и видимый покой.

Въ славныхъ обширныхъ дачахъ Самарскаго запорожскаго Пустынно-Николаевскаго монастыря урочище "Орловъ кутъ" давно уже, еще съ 1675 года, "по всему степу Самарскому, по всемъ маетпостямъ бритайскимъ и орельскимъ, Бахмутскимъ и Калміусскимъ, из-вѣстно было своею пасѣкою, своимъ садомъ и пріютомъ для всякаго рода странниковъ и скитальцевъ, для всѣхъ проходящихъ и проѣзжающихъ. Въ этомъ пріютѣ Орлова кута, въ этой гостинницѣ Самарскаго монастыря многіе изъ странниковъ и скитальцевъ проживали долгое время, посѣщая богослуженія въ монастырѣ, ухаживая за больными и раненными каза-ками въ монастырской больницѣ и прислуживая престарѣлымъ мона-хамъ. Въ 1735 году здѣсь, въ Орловомъ кутѣ, въ Орловщинѣ, проживало уже болѣе 40 осѣдлыхъ семействъ малороссійскаго народа. Такъ какъ монастырю дозволено отъ Коша на одной сторонѣ монастыря, въ сло-бодкѣ Чернечей, осадитъ 50 дворовъ семейнаго казачества, въ качествѣ подданныхъ, крестьянъ его, а на другой, въ Орловщинѣ 100; то монастырь всѣхъ добровольно приходящихъ, людей вольныхъ и свободныхъ, при-нималъ, селилъ и продовольствовалъ, требуя отъ нихъ, согласно наказу Кошеваго атамана, чтобы сверхъ занятій по хозяйству и землепашеству,


491

они ухаживали за больными и раненными казаками. Такъ около 1740 года видимъ въ Орловщинѣ нѣчто похожее на наши общины братьевъ и сестеръ милосердія. Насельники Орловщины, обыватели ея частію въ монастырѣ услуживали престарѣлымъ монахамъ и ухаживали за больны-ми и раненными казаками въ монастырской больницѣ, а частію на счетъ монастырскій, призрѣвали, покоили и довольствовали таковыхъ у себя, въ Орловщинѣ. Послѣ каждаго почти набѣга на нынѣшнія губерніи— Черниговскую и Полтавскую, Харьковскую и Воронежскую, турки, тата-ры и нагайцы забирали православный народъ въ плѣнъ и этотъ злосча-стный ясыръ партіями гнали въ Крымъ; нерѣдко случалось, что удалые запорожцы на битомъ старокрымскомъ шляху, у р. р. Самары, Волчьей и Соленой, нападали на хищниковъ, отбивали ясыръ и препро-вождали его въ Самарскій монастырь,—въ Орловщину; здѣсь освобож-денные несчастные плѣнники, при уходѣ и заботахъ жителей Орловщины, возстановляли свои силы и поправлялись въ здоровьи, и отсюда уже, по выздоровленіи, желавшіе изъ нихъ отправлялись на родину. ? казаки запорожскіе, особенно герой ихъ Афанасій Феодоровичъ Колпакъ, не разъ брали въ плѣнъ турокъ, татаръ и нагайцевъ и большею частію пригоняли ихъ также въ Самарскій монастырь и въ Орловщину; на обязанности сло-божанъ лежало призрѣть плѣнниковъ, содержать и продовольствовать ихъ. Въ 1778 и 1779 годахъ въ Самарской паланкѣ, по пути изъ Крыма на Калміусъ, имѣли временное пребываніе (осень, зиму и весну) греки,— новые переселенцы въ запорожскія маетности. Всѣ больные изъ нихъ, всѣ хилые и престарѣлые имѣли пріютъ также въ Самарскомъ монастырѣ и въ Орловщинѣ, здѣсь всѣ они пользовались и призрѣвались.

За удовлетвореніемъ духовныхъ нуждъ и религіозныхъ потребностей жители слободы Орловщины обыкновенно обращались въ Самарскій монастырь; но въ ненастное время и въ годину наводненій въ Орловщинѣ жили монахи Самарскаго монастыря для совершенія общихъ молитвословій и для требо-исправленій въ слободѣ. Въ 1780 году при умножившемся народонаселеніи въ


492

Орловщинѣ и въ околичпыхъ слободахъ Пещанкѣ, Лозоватой и Хащевой, начальникъ Самарскаго монастыря, іеромонахъ Феофанъ, рѣ-шился, на монастырскій счетъ, устроить въ Орловщинѣ для слобожанъ, особую церковь въ честь Покрова Божіей Матери и по соображеніи всѣхъ обстоятельствъ сего дѣла и по отмежеваніи изъ монастырскихъ дачъ 120 десятинъ земли для будущаго причта Орловщинской Покровской церкви, заявилъ о томъ Азовскому губернатору Черткову. На основаніи сего заяв-ленія Чертковъ, отъ 20-го ноября 1780 года за № 1396, писалъ къ преосвя-щенному Никифору, архіепископу Славенскому и Херсонскому: "Самарскаго Пустынно-Николаевскаго монастыря начальникъ іеромонахъ Феофанъ, поданнымъ ко мнѣ доношеніемъ представя, что въ слободѣ онаго монас-тыря состоящей вверѣнной мнѣ Азовской губерніи въ Екатерино-славскомъ уѣздѣ, Орловщинѣ съ принадлежащими къ ней, состоящими по близости, деревнями Пещнкою, Лозовою и Хащевкою имѣется въ заселеніи 150 дворовъ, въ нихъ мужеска 499, женска 474, обоего пола 963 души, но по неимѣнію втой слободѣ и по близости оной церкви, тамошніе поселяне въ преподаяніи христіанскихъ требъ имѣютъ не малую нужду, на построеніе церкви матеріалы и протчіе церковные вещи заготовлены, просилъ, о заложеніи въ той слободѣ Орловщинѣ во имя Покрова Пресвятыя Богородицы церкви, куда слѣ дуетъ, писать; а какъ для священника съ церковно-причетниками земля уже отмежевана, и планъ на оную изъ Азовской губернской Канцеляріи, который навсѣзда долженъ храниться при церкви, данъ, а о содержаніи оной въ должномъ благолѣпіи обязательство взято; то препровождая при семъ оное обязательство и поданное отъ онаго начальника іеромонаха Феофана доношеніе въ оригиналѣ, а планъ для одного только усмотрѣнія, Ваше Высокопреосвященство покорно прошу, о заложеніи въ помянутой слободѣ Орловщинѣ, которая, а равно и помянутые принадлежащіе къ ней деревни населены выведенными изъ ііезапрещеиныхъ местъ греко-католическаго исповѣдыванія людьми, во именованіе Покрова Пресвятыя Богородицы церкви учинить Вашего Высокопреосвященства архипастырское благословеніе, пребывая въ протчемъ съ истиннымъ повиновеніемъ и таковою же преданностію".


493

По заслушаніи сего отношенія и по соображеніи всѣхъ относящихся къ дѣлу справокъ, въ декабрѣ 1780 года состоялось въ Славенской духовной Консисторіи опредѣленіе о разрѣшеніи устроить деревянную, въ честь Покрова Божіей Матери церковь въ слободѣ Орловщинѣ на средства Самарскаго Пустынно-Николаевскаго монастыря. Согласно сему опредѣ-ленію, 19-го декабря 1780 года выдана была святительская благословительная грамота на закладку и сооруженіе церкви; а 16-го апрѣля 1781 года, соборнѣ, по надлежащему церковному чиноположенію, Екатеринославскаго духовнаго Правленія присутствующій, намѣстникъ іеромонахъ Амфилохій, освятилъ въ Орловщинѣ мѣсто подъ церковь и положилъ закладку оной, по подобію прочихъ святыхъ греко-россійскихъ церквей. Бумагою отъ 19-го февраля 1782 года Екатеринославское духовное Правленіе доносило преосвященному Ники-фору, что Свято-Покровская деревянная въ монастырской слободѣ Орлов-щинѣ церковь строеніемъ нынѣ совершенно окончена, церковными утварьми и колоколами, иконами, книгами и облаченіями снабжена достаточно и во всемъ существеннопотребномъ вполнѣ готова къ освященію; а потому просило разрѣшенія и благословенія освятить ее и открыть къ богослуженію, а для этого выдать святительскую грамоту на освященіе церкви и освященный антиминсъ для совершенія въ ней священнодѣйствій. По сему представленію 3-го ноября того же 1782 года выданы были святительская грамота на освященіе новоустроенной Покровской церкви въ монастырской слободѣ Орловщинѣ и святый антиминсъ; 14-го ноября 1782 года Екатеринославскій протопопъ Алексѣй Хандалѣевъ соборнѣ, по церковному чиноположенію, освятилъ новоустроенную въ Орловщинѣ церковь и открылъ въ ней богослуженіе и священнодѣйствіе.

Въ началѣ 1770 года изъ Сѣчи запорожской переведена была въ слободу Орловщину школа вокальной музыки и церковнаго пенія; по распоряженію Коша, это сдѣлано было съ тою цѣлію, чтобы среди запорожья, какъ бы въ цент-рѣ семейнаго казачества, поднять и возвысить въ запорожьѣ церковное чтеніе


494

и пѣніе, чтобы въ школѣ практически пріучить молодыхъ казаковъ, хлопцовъ, къ церковному пѣнію, образовать изъ нихъ отличныхъ чте-цовъ и пѣвцовъ для всѣхъ вновь открываемыхъ церквей и приходовъ запорожскаго края. Есть много основаній предполагать, что главнымъ дѣйствующимъ лицемъ въ этой Орловщинской школѣ былъ любимецъ Калнышевскаго, тотъ знаменитый читака и спевака, прежде бывшій города Переяслава Свято-Покровской церкви дьячокъ Михаилъ Кафиз-ма, котораго, какъ отличнаго чтеца и пѣвца, въ 1766 году Глѣбовъ пере-велъ изъ Переяслава въ Елисаветградъ и опредѣлилъ въ певческую должность въ качествѣ капельмейстера.

Въ 1780 году, со всѣмъ штатомъ своимъ и канцеляріею, проживалъ въ Орловщинѣ "определенный къ призренію вышедшихъ изъ Крыма разныхъ націй христіанъ", преміеръ-маіоръ князь Шахматовъ, Шихматовъ. Обладая значительными средствами, онъ не только призрѣ-валъ всѣхъ вышедшихъ изъ Крыма, разныхъ націй христіанъ, но много благотворилъ монашествующей братіи Самарскаго монастыря и бѣднымъ жителямъ слободы Орловщины.

СЛОБОДА ЗНАМЕНКА.

Слобода Знаменка, многолюдная, съ населеніемъ промышленнымъ и зажиточнымъ, находится Новомосковскаго уѣзда въ 1-мъ благочинни-ческомъ округѣ*.

Основаніе слободѣ Знаменкѣ положилъ Азовскій губернаторъ Чертковъ; онъ самъ избралъ мѣсто для слободы и самъ указалъ насельниковъ ея,—и единственно въ тѣхъ видахъ, чтобы построеніемъ слободы Знаменки улуч-шить и облегчить пути сообщенія между Новоселицею и Матвѣевкою. По распоряженію Черткова, въ концѣ 1779 и въ началѣ 1780 годовъ заселена государственная слобода Знаменка и въ сосѣдствѣ съ нею образовались два


495

помѣщичьи селенія—Варваровка и Карабіновка*. Среди лѣта 1780 года новопоселенцы обстроились домами и обзавелись уже всѣми эконо-мическими и хозяйственными принадлежностями; осенью того же 1780 года начали уже хлопотать о постройкѣ въ слободѣ Знаменкѣ церкви и о назначеніи къ ней священника. По сему дѣлу Чертковъ отъ 3-го ноября 1780 года писалъ къ преосвященному Никифору, архіепископу Славенскому и Херсонскому: "земской комисаръ капитанъ Александровъ, рапортомъ ко мнѣ представя, что внопоселяемой государственной слободѣ Знаменской, и по близости оной въ двухъ помѣщичьихъ Варваровкѣ и Карабиновкѣ состоитъ въ первой, мужеска 206, женска 198, во второй мужеска 108, женска 98, а въ послѣдней мужеска 80, женска 65, а обоего пола во всѣхъ трехъ слободахъ, 755 душъ, по неимѣнію въ нихъ священника тамошніе поселяне въ преподаяніи христіанскихъ требъ претерпѣваютъ нужду, просилъ, до сооруженія вновь въ слободѣ Знаменской церкви, о опредѣленіи къ нимъ бывшаго въ Ростовскомъ полку, и уволеннаго изъ онаго, неимѣющаго ни гдѣ парафіи, священника Феодора Зеленскаго; а какъ сей священникъ о бытіи во оной слободѣ Знаменской объявилъ и мнѣ свое желаніе, то и прошу Ваше Высокопреосвященство о опредѣленіи его Зеленскаго въ ту слободу Знаменскую, въ которой онъ будучи можетъ и въ помянутыхъ помѣщичьихъ двухъ слободахъ, Варваровкѣ и Карабиновкѣ, также христіанскіе требы исправлять, а землею, на первый случай, пользоваться вообще съ Знаменскими поселянами, Вашего Высокопреосвященства учинить архипастырское благословеніе, и что предопредѣлить изволите, не оставить безъ увѣдомленія пребывающаго всегда съ отличнымъ почитаниіемъ и преданностію".

По сему отношенію Славенская духовная Консисторія указомъ, отъ 22-го декабря того же 1780 года, предписала Екатеринославскому духовному Правленію о государственной слободѣ Знаменкѣ и о владѣльческихъ—Варваровкѣ и Карабиновкѣ, учинить досто-вѣрную выправку,—разслѣдовать на мѣстѣ, сколько въ нихъ жителей   и   къ   какимъ   церквамъ   принадлежатъ   они   приходомъ;


496

желаютъ-ли они устроить у себя церковь и имѣютъ-ли къ тому доста-точные средства; чѣмъ могутъ обезпечить содержаніе церкви и служащаго при ней духовенства. Во исполненіе сего указа, Екатеринославское духовное Правленіе репортомъ отъ 20 генваря 1781 года донесло Консисторіи, что "новонаселенная слобода—государственная Знаменка и владѣльческія— Варваровка и Карабиновка не принадлежатъ приходомъ ни къ какимъ церквамъ, въ первой изъ нихъ приходскихъ дворовъ 101, въ нихъ муж. 250, жен. 218, во второй—Варваровкѣ дворовъ 53, въ нихъ муж. 168, жен. 126, а въ послѣдней Карабиновкѣ дворовъ 30, въ нихъ муж. 106, жен. 87, во всѣхъ слободахъ дворовъ 184, въ нихъ обоего пола 1016 душъ; на первый случай, впредь до построенія церкви жители означенныхъ слободъ, просятъ опредѣлить къ нимъ священника Феодора Зеленскаго, который можетъ одинъ исправлять у нихъ всѣ христіанскія требы, такъ какъ слободы эти околичны, сосѣдни, близки между собою". На семъ представленіи Екатеринославскаго духовнаго Правленія преосвященный Никифоръ 27-го генваря 1781 года написалъ: "священника Феодора Зеленскаго въ слободы—Знаменку, Варваровку и Карабиновку для преподаянія христіанскихъ требъ опредѣлить, гдѣ, до построенія церкви, въ опредѣленномъ домѣ запасные святые дары хранить, а свя-щеннослуженіе имѣть священнику,—для его прихожанъ, въ ближайшей церкви, въ коей и вѣнчаніе браковъ своимъ прихожанамъ совершать; и при томъ онъ священникъ долженъ всѣ указныя вѣдомости и прочее присылать въ духовное Правленіе въ положенное время неотмѣнно; о чемъ изъ Консисторіи въ Екатеринославское духовное Правленіе послать указъ".

Согласно такому распоряженію преосвященнаго, священиикъ Зеленскій, для совершенія богослуженій и священнодѣйствій сво-имъ прихожанамъ, избралъ, какъ ближе другихъ церквей, слободы Новоселки новоустроенную Успенскую церковь и въ теченіи 1781 года нѣсколько разъ служилъ въ ней. Отдаленность слободъ Знамен-ки,  Варваровки и  Карабиновки отъ Успенской  церкви слободы


497

Новоселки, неудобства въ сообщеніяхъ ихъ и невозможность своими средствами устроить въ Знаменкѣ собственную церковь мучили и тяготили какъ священника Зеленскаго, такъ смотрителя слободы, пра-порщика Василія Булича и всѣхъ слобожанъ. По общемъ совѣщаніи, въ крайности, всѣ они въ февралѣ 1782 года рѣшились на послѣднюю мѣру,—"устроить въ Знаменкѣ временную часовню и въ ней совершать возможныя богослуженія и молитвословія и пріобщать тамошнихъ жите-лей святыми запасными дарами". Въ это время неожиданно явился въ слободу Знаменку лейбъ-компаніи священникъ Кириллъ Тарловскій, извѣстный и общій благотворитель всѣхъ населявшихъ займища Орель-скія и Протовчанскія, Бритайскія и Самарскія, и объявилъ жителямъ, въ полномъ собраніи ихъ, что онъ "беретъ слободу Знаменов ку подъ свое покровителъство, въ свою опеку и на весь свой коштъ устро-итъ въ слободе деревянную церковь"; а отъ нихъ требуетъ только заготовить дубовыя подвалины, отвесть 120 десятинъ земли для будущаго причта, избрать въ слободѣ удобное мѣсто для церкви и, по устройствѣ ея, всячески заботиться о благолѣпіи и поддержаніи церкви и служащаго при ней духовенства, въ чемъ и дать отъ себя надлежащее письменное обязательство". Ободренные словомъ о. Кирилла Тарлов-скаго, выборные отъ общества—Сидоръ Письменный, Григорій Ше-пель, Вакула Сиволапъ, Климъ Омельченко, ?ванъ Сычъ, Михайло Русинъ, Максимъ Рудь, Григорій Гончаръ и прочіе радостно принялись за дѣло и въ концѣ февраля 1782 года подали Черткову прошеніе, въ коемъ писали, что "при открытіи слѣдующей весны, и неотмѣнно послѣ праздника свѣтлаго воскресенія Христова намѣрены они въ слободѣ Знаменкѣ начать строеніемъ церковь во именованіе Воздвиженія честна-го и животворящаго Креста Господня, которой строеніе до совершен-наго окончанія беретъ въ опеку свою, на весь свой коштъ какъ денежной, такъ и лѣсной, и имѣетъ быть тоя церкви фундаторомъ бывшій при лейбъ-компаніи священникъ Кириллъ Тарловскій; а потому просили Черткова— выдать имъ билетъ на вывозку изъ казенныхъ лѣсовъ 16-ти дубовъ для


498

подвалинъ подъ церковь, формально отмежевать 120 десятинъ земли для причта и на оную заготовить планъ и за тѣмъ писать куда слѣдуетъ, о выдачѣ святительской благословительной грамоты на заклад въ слободѣ Знаменской церкви во именованованіе Воздвиженія честнаго и живо-творящаго Креста Господня". По выдачѣ билета на отпускъ изъ казен-ныхъ лѣсовъ 16-ти дубовъ и по отмежеваніи земли, губернаторскій товарищъ ?ларіонъ Спиридоновичъ Алексѣевъ отъ 6-го апрѣля 1782 года писалъ къ преосвящениому Никифору, архіепископу Славенскому и Херсонскому: "Азовской губерніи Екатеринославскаго уѣзда государ-ственной слободы Знаменской, общество поданнымъ на имя господина генералъ поручика Черткова, который по всевысочайшему Ея ?мпера-торскаго Величества соизволенію, опредѣленъ въ должность генералъ-губернатора Харьковскаго и Воронежскаго намѣстничествъ, доноше-ніемъ, прописывая, что нынѣшней весны намѣрены они въ той слободѣ Знаменской, начать строеніемъ во имя Воздвиженія честнаго и животво-рящаго Креста Господня церковь, тожъ строеніе до совершешшго окончанія беретъ въ опеку на весь свой коштъ бывшій лейбъ-компаніи священникъ Кириллъ Тарловскій, просило о выдачѣ имъ на закладъ той церкви благословительной грамоты писать къ Вашему Высокопреосвященству; а какъ для священника съ церковнопричетниками земля уже отмежевана, и планы на оную даны; то Азовская губернская Канцелярія препровождая изъ оныхъ два, одинъ для храненія при церкви, а другой къ свѣдѣнію Вашего Высокопреосвященства, а равно поданное отъ общества прошеніе, и взятое о содержаніи церкви въ должномъ благо-лѣпіи и о прочемъ обязательсгво, о заложеніи въ помянутой слободѣ Знаменской, въ коей состоитъ въ населеніи мужеска 307, женска 265, обоего пола 573 души, церкви проситъ Вашего Высокопреосвящен-ства архипастырскаго благословенія". По поводу сего доношенія, въ апрѣлѣ 1782 года въ Славенской духовной Консисторіи состоялось опредѣленіе о разрѣшеніи въ государственной слободѣ Знаменской устроить деревянную церковь во именованіе Воздвиженія честнаго


499

и животворящаго Креста Господня. 25-го апрѣля 1782 года выдана была святительская благословительная грамота на закладку и сооруженіе церкви; а 25 мая слѣдующаго 1783 года Екатеринославскій протопопъ Алексѣй Хандалѣевъ соборнѣ, по надлежащему церковному чино-положенію, освятилъ избранное въ Знаменкѣ мѣсто подъ церковь и положилъ закладку на сооруженіе ея. Бумагою отъ Н-го февраля 1785 года за № 105-мъ изъ Новомосковска, Новомосковское духовное Прав-леніе доносило преосвященному Никифору, что 25-го мая 1783 года заложенная къ постройкѣ деревянная церковь во именованіе Воздвиже-нія честнаго и животворящаго Креста Господня въ государственной слободѣ Знаменкѣ производствомъ работъ нынѣ совершенно окончена; церковными принадлежностями и утварьми, колоколами, книгами и облаченіями снабжена достаточно и всѣхъ потребностяхъ вполнѣ гото-ва къ освященію". По сему представленію, 17-го февраля 1785 года выдана была благословительная грамота на освященіе новоустроенной въ слободѣ Знаменкѣ Крестовоздвиженской церкви и освященный анти-минсъ для совершенія въ ней священнодѣйствій; а 1-го марта того же 1785 года Новомосковскій протопопъ Алексѣй Хандалѣевъ соборнѣ, по церковному чиноположенію, освятилъ новоустроенную въ Знаменкѣ церковь и открылъ въ ней священнослуженіе.

Новомосковское духовное Правленіе репортомъ отъ 29 сентября 1798 года представляло Новороссійскую духовную Консисторію: "Сего сентября 15 дня присланнымъ въ сіе духовное Правленіе Новомос-ковскаго уѣзда села Знаменки Крестовоздвиженской церкви священники Феодоръ Зеленскій и Іоаннъ Косовскій репортомъ представили, что сегожъ 13 противъ 14 числа, въ 9 часу ночью, Знаменская Крестовоздви-женская церковь первоначально съ придѣла пономарскаго занявшись сгорѣла до основанія и хотя предпринимаема была старательность о утешеніи ея, однакъ кромѣ вынесенныхъ изъ нея церковныхъ сосудовъ и другихъ утварей, отъ распространившагося огня угасить было неможно: кѣмъ же тотъ пожаръ учиненъ, по многимъ отъ нихъ, священниковъ, из-


500

слѣдованіямъ, виновныхъ тому не отыскивается. По тому репорту о учиненіи того слѣдствія сего сентября 15-го данъ былъ присутствующему сего Правленія, священнику Пантелеймону Покорскому, указъ, по кото-рому учиненное имъ слѣдствіе представилъ, которое подлинное при семъ Новороссійской духовной Консисторіи сіе Новомосковское духовное Правленіе на разсмотрѣніе представляетъ".

8-го марта 1799 года Новомосковскаго уѣзда казенной слободы Знаменки Крестовоздвиженской церкви священникъ Іоаннъ Косовскій и ктиторъ Петръ Шамрай представили преосвященному Гавріилу, митрополиту Новороссійскому и Днѣпровскому прошеніе, въ коемъ писали: "Прошлаго 798 года сентября 13-го числа, ночью, приходская наша Крестовоздвиженская церковь сгорѣла, о чемъ и дѣло въ духовной Вашего Высокопреосвященства Консисторіи имѣется, по сгорѣніи кото-рой остались святый антиминсъ, церковныя утвари, книги и иконостасъ, каковыя вещи хранятся до времени въ очищенной, стоящей при церкви, колокольнѣ, а святый антиминсъ съ однимъ евангеліемъ взятъ присут-ствующимъ Новомосковскаго духовнаго Правленія, священникомъ Пан-телеимономъ Покорскимъ, къ храненію, въ приходскую его села Песчанки Михайловскую церковь. Въ оной колокольнѣ, въ разсужденіи ея обшир-ности, удобно можно отправлять служеніе до востроенія вновь церкви для состроенія которой уже нужные матеріалы пріуготовлены и майстеръ договоренъ. Почему Вашего Высокопреосвященства всепокорнѣйше просимъ позволить церковь въ нашемъ селѣ Знаменкѣ въ тожъ именованіе состроіть, а до сооруженія ея отправлять въ прописанной-колокольнѣ служеніе, яко-то: вечерню, утренню и часы и имѣть святые запасные дары и о семъ учинить милостивое благоразсмотрѣніе".

По сему прошенію преосвященный Гавріилъ резолюціею отъ 10-го марта 1799 года разрѣшилъ въ слободѣ Знаменкѣ устроить на мѣсто сгорѣвшей, новую церковь въ тожъ именованіе, до соору-женія оной благословилъ имѣть служеніе въ колокольнѣ. 16-го марта 1799 года изъ Новороссійской Консисторіи отправленъ въ Новомосковское духовное Правленіе указъ объ этомъ; а 2-го мая


501

1799 года Новомосковскій протоіерей Софроній Трироговъ соборнѣ, по надлежащему церковному чиноположенію въ слободѣ Знаменкѣ освятилъ мѣсто подъ церковь, положилъ закладку на сооруженіе оной и на мѣстѣ работъ водрузилъ крестъ.

Репортомъ отъ 24-го октября 1799 года Новомосковское духовное Правленіе представляло преосвященному Гавріилу, митрополиту Новороссійскому и Днѣпровскому: "Сего октября 11-го поданнымъ въ сіе духовное Правленіе села Знаменки священникъ Василій Зеленскій, и того же села ктиторы Петръ Шамрай и Іосифъ Гончаренко репортомъ донесли, что новостроившаясь во ономъ селѣ Знаменкѣ Крестовоздвиженская церковь пришла уже въ совершенное окончаніе; ризницею, сосудами и другими касающимися къ священнослуженію потребностями во всемъ достаточна и просили о освидѣтельствованіи тѣхъ вещей и о представленіи, куда слѣдуетъ, къ освященію оной разсмотрѣнія; по которому посланнымъ сегожъ октября 12 благочинному, священнику Максиму Штепенку указомъ велѣно, съѣхать въ селеніе Знаменское, оную церковь и имѣющіесь въ ней всѣ церковные утвари и облаченія освидѣтельствовать, затѣмъ учиня всему тому обстоятельную опись, представить въ сіе правленіе при репортѣ въ самоскорѣйшемъ времени; вслѣдствіе котораго благочинный Штепенко сего октября 21 дня присланнымъ въ сіе правленіе репортомъ донесъ, что за съѣздомъ его въ оное селеніе Знаменское, вышеписанной церквѣ освидѣтельствованіе чинилъ и оказалось, что оная, деревянною работою пришла въ совершенное окончаніе, а имѣющимся въ ней утварямъ и облаченіямъ, къ священно-служенію принадлежащимъ, при томъ репортѣ опись приложилъ, по освидѣтельствованіи же представленнаго священникомъ Зеленскимъ вынесеннаго изъ сгорѣвшей въ ономъ селѣ Знаменкѣ Крестовоздви-женской церкви святаго антиминса, оказался къ служенію еще способнымъ; того ради Вашему Высокопреосвященству, съ приложеніемъ присланной отъ благочиннаго, священника Штепенка подлинной описи, сіе духовное Правленіе на архипастырское благоразсмотрѣніе представляетъ".

На  основаніи  сего  репорта  поступившій   на  мѣсто  митрополита


502

Гавріила, преосвященный Афанасій Новороссійскій и Днѣпровскій резолюціею отъ 22-го декабря 1799 года разрѣшилъ освятить въ слободѣ Знаменкѣ выстроенную, на мѣсто сгорѣвшей новую Крестовоздви-женскую церковь. 23-го декабря 1799 года изъ Новороссійской Консис-торіи отправленъ въ Новомосковское духовное Правленіе указъ объ этомъ; а 15-го генваря 1880 года Новомосковскій протоіерей Софроній Трироговъ въ слободѣ Знаменкѣ освятилъ Новоустроенную Крестовоз-движенскую церковь и открылъ въ ней богослуженіе и священнодѣйствіе.

СЛОБОДА АФАНАСЬЕВКА.

Слобода Афанасьевка, при рѣкѣ Богатой и вблизи Орели, много-людная, съ населеніемъ зажиточнымъ, при одноштатномъ церковномъ причтѣ, находится нынѣ Новомосковскаго уѣзда въ 3-мъ благочинни-ческомъ округѣ*.

Мѣстность эта, въ собственномъ смыслѣ,—богатая и счастливая, тучная и плодородная: а потому неудивительно, что движеніе чело-вѣчества на этой местности замѣчается давно. Даже въ періодъ литовско-польскаго владычества въ запорожьѣ, казачество, недовольное поляка-ми, часто переходило на Богатую и здѣсь составляло оппозиціонный лагерь; въ 1688 году, по мѣрѣ занятія окрестностей Самары русскими войсками, недовольные симъ запорожцы также изъ предѣловъ Самар-скихъ уходили на хутора и зимовники къ рѣкѣ Богатой. По зруйноваиіи, по раззореніи старой Сѣчи запорожской въ 1709 году, сюда перешло на жительство нѣсколько престарѣлыхъ запорожцевъ. Въ 1765 году видимъ здѣсь богатый, со многими землянками, зимовникъ курен-ного, казацкаго лыцаря,—героя Апанаса (Афанасія) Феодоровича Колпака. По уничтоженіи, въ 1775 году, послѣдней Сѣчи запорожской, Афанасій Феодоровичъ Колпакъ поступилъ на царскую службу въ Полтавскій пикинерный полкъ. Чертковъ, главный


503

начальникъ новооткрытой Азовской губерніи, изъ уваженія къ Колпаку, приказалъ Азовской губернской Канцеляріи всю эту мѣстность на пространствѣ значительнаго количества десятинъ земли отдать въ ранговую дачу, на обычнихъ условіяхъ, Полтавскаго пикинернаго полка подполковнику А. Ф. Колпакову. На отведенной ранговой землѣ основавъ, въ память своего имени, слободу Афанасьевку и по возможности заселивъ ее народомъ вольнымъ и свободнымъ изъ дозволенныхъ мѣстъ, Афанасій Феодоровичъ рѣшился устроить въ ней самостоятельный приходъ. Для этого отмежевалъ онъ изъ своей дачи 120 десятинъ земли причту будущей церкви, въ вѣчное и безповоротное владѣніе его, приготовилъ достаточное количество лѣснаго и строи-тельнаго матеріала, составилъ и далъ отъ себя письменное обязательство въ томъ, что какъ онъ самъ, такъ и всѣ преемники его, всѣ наслѣдники и потомки обязуются всѣми мѣрами заботиться какъ о благолѣпіи и поддержаніи самой церкви, такъ и о безбѣдномъ продовольсівіи и содержаніи церковнаго причта и въ апрѣлѣ мѣсяцѣ 1782 года всѣ эти бумаги, при особомъ отношеніи представилъ въ Азовскую губернскую Канцелярію, съ просьбою исходатайствовать ему у преосвященнаго Никифора, архіепископа Славенскаго и Херсонскаго, разрѣшеніе и благословеніе устроить въ слободѣ Афанасьевкѣ церковь во имя Успенія Пресвятыя Богородицы. Въ доношеніи этомъ Афанасій Феодоровичъ писалъ: "Въ населенной мною на отведенной отъ Азов-ской губернской Канцеляріи дачѣ, въ Екатеринославскомъ уѣздѣ слободѣ Афанасьевкѣ имѣется выведенныхъ изъ незапрещенныхъ мѣстъ вѣры греко-католическаго исповѣданія 65 дворовъ, въ нихъ мужеска 230, женска 189, а обоего пола 312 душъ, да по близости оной не менѣе полъ, а не больше пяти верстъ, въ слободахъ господъ бригадира Лалаша Лалашевке и надворнаго совѣтника Герсеванова Богатой также состоитъ довольное число людей; но какъ по неимѣнію какъ въ нихъ, такъ равно и въ моей слободѣ и по близости оной церкви, тамошніе поселяне въ преподаяніи христіанскихъ требъ, имѣютъ не малую нужду,


504

на построеніежъ церкви имѣется денегъ въ собраніи 500 руб. и принадлежащіе къ оной матеріалы и протчіе церковные утвари уже заготовлены; то въ разсужденіи сего, Азовскую губернскую Канцелярію покорнѣйше прошу, о дозволеніи въ показанной моей слободѣ Афа-насьевкѣ, построить во имя Успенія Пресвятыя Богородицы церковь, куда слѣдуетъ, писать; о содержаніижъ оной церкви въ должномъ благолѣпіи и о протчемъ при семъ подношу обязательство". Губерна-торъ Чертковъ всѣ эти бумаги немедленно препроводилъ къ преосвя-щенному Никифору, архіепископу Славенскому и Херсонскому, и про-силъ его дать г. Колпакову разрѣшеніе и благословеніе на сооруженіе Успенской церкви въ слободѣ его Афанасьевкѣ.

Разсмотрѣвъ всѣ эти бумаги и наведенныя къ нимъ справки, Славен-ская духовная Консисторія дозволила въ слободѣ Афанасьевкѣ устроить деревянную церковь во имя Успенія Пресвятыя Богородицы. 18-го мая 1782 года въ Екатеринославѣ 1-мъ, въ бытность преосвященнаго въ семъ городѣ, выдана была отставному полковнику А. Ф. Колпакову храмо-зданная благословительная грамота на закладку и сооруженіе церкви; а 3-го іюля 1782 г. Екатеринославскій протопопъ Алексѣй Хандалѣевъ соборнѣ, по церковному чиноположенію, въ слободѣ Афанасьевкѣ освятилъ мѣсто подъ церковь и положилъ закладку на сооруженіе оной. Доношеніемъ отъ 29-го ноября 1783 года Екатеринославское духовное Правленіе представляло преосвященному Никифору, что заложенная къ сооруженію въ слободѣ Афанасьевкѣ церковь постройками и производ-ствомъ работъ приведена нынѣ въ совершенное окончаніе, церковными утварьми и священными облаченіями, иконами, книгами и колоколами снабжена достаточно, и всѣми потребностями къ освященію вполнѣ приготовлена; а потому Правленіе просило преосвященнаго выдать святительскую благословительную грамоту на освященіе новосооружен-ной въ Афанасьевкѣ церкви и освященный антиминсъ для совершенія въ ней богослуженій. На основаніи сего доношенія разрѣшено освятить новую Успенскую церковь въ слободѣ   Афанасьевкѣ. 30-го генваря 1784


505

года выданы были Афанасьевскому священнику Матфею Ковалевскому благословительная грамота и святый антиминсъ; а 10-го февраля 1784 года, Екатеринославскій протопопъ Алексѣй Хандалѣевъ соборнѣ, по церковному чиноположенію, освятилъ въ слободѣ Афанасьевкѣ ново-устроенную Успенскую церковь и открылъ въ ней богослуженіе и священ-нодѣйствіе.

СЛОБОДА ГУБ?Н?ХА.

Слобода Губиниха, при рѣкѣ Губинихѣ, многолюдная, съ одноштатнымъ церковнымъ причтомъ, находится Новомосковскаго уѣзда въ 3-мъ благочинническомъ округѣ*.

?зъ бумагъ Самарскаго монастыря видимъ, что мѣстность нынѣш-ней слободы Губинихи есть одно изъ древнѣйшихъ запорожскихъ поселеній. Въ 1704 году на этой богатой по своему положенію и счаст-ливой мѣстности поселился абшитованпый, выслужившійся у Коша, престарѣлый запорожскій казакъ Аверкій Губа, Губинъ и скоро завелъ здѣсь свой зимовникъ со многими землянками и куренями. Въ 1709 г., предъ зрушюваніемъ старой Сѣчи запорожской, казакъ Губинъ перевезъ сюда изъ Чертомлыка всю худобу и все добро свое. Ежегодно, въ началѣ весны, къ запорожцу Губѣ приходило множество малороссійскаго народа изъ-подъ Сороки и Кобелякъ и даже изъ-подъ Сосницы, Черниговской губерніи, для сельскихъ хозяйственныхъ и экономическихъ работъ въ зимовникѣ Губина, на тучныхъ и плодородныхъ пажитяхъ его. Въ 1740—1750 годахъ видимъ, что базары и рынки богатой и промышленной Новоселицы,—этой столицы восточнаго запорожья,— весьма много обогащались сельскими хозяйственными произведеніями изъ зимовника Губы, хуторовъ Губиновскихъ. Въ 1760 году въ числѣ прихожанъ Новоселицкой Свято-Троицкой церкви находимъ Губинов-скій хуторъ, въ 20 верстахъ отъ церкви, съ значительнымъ количе-


506

ствомъ хатъ—мазанокъ, гдѣ, по распоряженію Коша, для преподаянія народу христіанскихъ требъ, часто жилъ и въ устроенной часовнѣ совершалъ возможныя богослуженія и молитвословія іеромонахъ Самар-скаго монастыря. Въ 1775 году, по уничтоженіи послѣдней запорожской Сѣчи, на зимовникъ Губы, въ хутора Губиновскіе, на постоянное жительство, явилось множество запорожскаго казачества; зимою и весною 1776 года изъ Полтавской и Черниговской губерній прибыли сюда къ казакамъ всѣ семейства ихъ, родные и знакомые. Войсковой запорожскій старшина Феодоръ Романовичъ Бѣлый заявилъ Азовскому губернатору Черткову желаніе и получилъ отъ него согласіе устроить здѣсь госу-дарственную воинскую слободу—Губиниху. Дѣйствуя въ качествѣ осадчаго, основателя и строителя слободы, старшина Бѣлый всѣ силы напрягалъ на то, какъ бы поскорѣе заселить свою слободу семейнымъ и осѣдлымъ народомъ и пріучить своихъ запорожцевъ,—нелюдимовъ и дикарей, къ тихой и мирной, семейной и общественной жизни. Въ трудахъ и заботахъ о заселеніи и благоустроеніи слободы Губинихи, о введеніи въ ней всѣхъ добрыхъ порядковъ житейскихъ, осадчему Бѣлому много содѣйствовали и помогали приходскій дьячекъ Максимъ Клименко, грамадскій наймитъ - писарь Василій Каменецкій, слободскій атаманъ Тимофей Колесникъ, первостатейпые слобожане—Мартынъ Петренко, Корнѣй Минайло, Матвѣй Заговора, Екимъ Свѣтайло, Карпъ Губа, изъ потомковъ Аверкія Губы, и другіе.

По окончаніи полевыхъ работъ, осенью 1781 года всѣ эти выборные отъ общества, довѣренные его, подъ руководствомъ осадчаго, войско-ваго старшины Бѣлаго, начали хлопотагь о постройкѣ у себя, въ слобо-дѣ, церкви и объ открытіи своего собственнаго самостоятельнаго при-хода, такъ какъ, дѣйствительно, 20-ти верстная отдаленность Губинихи отъ Новоселицы затрудняла слобожанъ въ совершеніи христіанскихъ требъ. Приступивъ къ дѣлу, они немедленно изъ своей слободской дачи, чрезъ Азовскую губернскую Канцелярію и Межевую экспедицію, отме-жевали для причта будущей церкви 120 десятин земли, въ вѣчное и без-


507

поворотное владѣніе его, составили и дали отъ всего общества письменное обязательство въ томъ, что, по устройствѣ у нихъ церкви и по опредѣленіи къ ней духовенства, они сами и дѣти ихъ, всѣ преемники и потомки ихъ всѣми мѣрами, не щадя достоянія своего, будутъ заботиться какъ о благолѣпіи и поддержаніи церкви, такъ и о безбѣдномъ содержаніи и продовольствіи служащаго при ней духовенства; въ февралѣ 1782 года всѣ эти бумаги представшщ они Азовскому губернатору Черткову и просили его исходатайствовать имъ у преосвященнаго Никифора разрѣшеніе и благословеніе устроить въ государственной воинской слободѣ Губинихѣ церковь во имя Рождества Пресвятыя Богородицы и рукоположить къ ней во священника стихарнаго пономаря Новоселицкой Свято-Троицкой церкви Никиту Вербицкаго. По сему случаю Чертковъ отъ 26-го февраля 1782 года писалъ къ преосвященному Никифору, архіепископу Славен-скому и Херсонскому. "отъ 15-го числа настоящаго мѣсяца писалъ я Вашему Высокопреосвященству о произведеніи, пока о заложеніи въ государственной слободѣ Губинихѣ церкви испрошено будетъ дозволеніе, для преподаянія тамошнимъ жителямъ христіанскихъ требъ священникомъ Новоселицкой Троицкой церкви рукоположеннаго пономаря Никиту Вербицкаго. Но какъ уже въ той слободѣ для священника съ церковно-причетниками подлежащая земля отмежевана и планы на оную къ мнѣ представлены; то препровождая при семъ два,—одинъ для храненія навсегда при церкви, а другой къ свѣдѣнію Вашего Высокопреосвя-щенства, тожъ и поданное отъ помянутыхъ поселянъ прошеніе, покорно прошу о дозволеніи въ той слободѣ Губинихѣ построить во имя Рожде-ства Пресвятыя Богородицы церковь, на построеніе которой, какъ въ томъ первомъ моемъ къ Вашему Высокопреосвященству посланномъ писаніи сказано, имѣютъ они въ собраніи пять сотъ руб. денегъ, да и въ селеніи людей состоитъ обоего пола пять сотъ тридцать одна душа (531), а равно и лѣсные матеріалы заготовлены,—учинить Вашего Высокопреосвященства архипастырское благословеніе".

Разсмотрѣвъ  всѣ   эти бумаги  и  относящіеся къ дѣлу справки,


508

Славенская духовная Консисторія дозволила въ слободѣ Губинихѣ устроить церковь во имя Рождества Пресвятыя Богородицы. 15-го апрѣля 1782 года выдана была храмозданная благословительная грамота на закладку и сооруженіе церкви; а 28-го апрѣля того же года Екатерино-славскій протопопъ Алексѣй Хандалѣевъ соборнѣ, по церковному чиноположенію, въ слободѣ Губинихѣ освятилъ мѣсто подъ церковь и положилъ закладку на сооруженіе оной. Доношеніемъ отъ 6-го февраля 1785 года Новомосковское духовное Правленіе представляло преосвя-щенному Никифору, архіепископу Славенскому и Херсонскому, что заложенная къ сооруженію въ государственной воинской слободѣ Губи-нихѣ церковь во имя Рождества Пресвятыя Богородицы постройками и производствомъ работъ приведена нынѣ въ совершенное окончаніе, церковными утварьми и священными облаченіями, иконами, книгами и колоколами снабжена достаточно, и всѣми потребностями вполнѣ приго-товлена къ освященію; а потому Правленіе просило преосвященнаго выдать благословительную грамоту на освященіе новосооруженной въ Губинихѣ церкви и освященный антиминсъ для совершенія въ ней бого-служеній. На основаніи сего доношенія разрѣшено освятить новую церковь въ слободѣ Губинихѣ. 15-го февраля 1785 года выданы были новорукоположенному священнику Никитѣ Вербицкому благослови-тельная грамота и святый антиминсъ; а 25-го февраля того же 1785 года Новомосковскій протопопъ Алексѣй Хандалѣевъ соборнѣ, по надлежа-щему церковному чиноположенію, освятилъ въ государственной слободѣ Губинихѣ новоустроенную церковь во имя Рождества Пресвятыя Богоро-дицы и открылъ въ ней богослуженіе и священнодѣйствіе.



Яндекс цитирования

Рассылки Subscribe.Ru
Генеалогическое древо семьи