452

МЪСТЕЧКО КОТОВКА.

Формальнаго дѣлопроизводства о сооруженіи первой церкви въ мѣстечкѣ Котовкѣ мы нигдѣ не нашли; за то между бумагами Консис-торскаго архива открыли благословительную грамоту преосвященнаго Гавріила, митрополита Кіевскаго, на сооруженіе Котовской Преобра-женской церкви*. Въ этой грамотѣ уясняются нѣсколько обстоятельства сего дѣла и ходъ его. Помѣщаемъ эту грамоту цѣликомъ.

"Божіею милостію, смиренный Гавріилъ, митрополитъ Кіевскій и Галицкій.

По благодати, дару-же и власти, Всесвятаго и животворящаго Духа, даннѣй намъ отъ Архіерея Великаго, прошедшаго небеса, Христа Спасителя міра, чрезъ Его намѣстники, святыя апостолы и ихъ преемники, пастыри и учители церковные, другъ друго преемно; а по писанному сообщенію генералъ фельдмаршала, главнокомандующаго первою россій-скою арміею, малой россіи генералъ губернатора, и мало-россійской кол-легіи президента и разныхъ орденовъ кавалера, Его Сіятельства, графа Петра Александровича господина Румянцова, и по прошенію войска запорожскаго низоваго атамана кошеваго Петра ?вановича господина Калнышевскаго съ войсковою старшиною и товариствомъ, коимъ они между протчимъ объявляя, что де изъ казаковъ запорожскихъ поженив-шихся поселилось на земли войска запорожскаго надъ рѣкою Орелью семьдесятъ три двора, кое-де селеніе именуется село Котовка, и какъ де за неимѣніемъ въ близости къ оному селу церкви тамошнія жители получаютъ христіанскіе требы съ великою трудностію, то же желаютъ они въ томъ селѣ Котовкѣ сооружить церковь Преображенія Господня, на каковое строеніе и матеріалъ достаточной приготовили, просили о выдачѣ благослови-тельной грамоты на заложеніе въ помянутомъ селѣ Котовкѣ церкви, и за устроеніемъ на освященіе оной; благословили мы въ дачахъ запорож-скихъ въ селѣ Котовкѣ вновь церковь во именованіе Преображенія


453

Господня, по подобію протчихъ святыхъ церквей, по чиноположенію церковному, намѣстнику Старокодацкому, священнику Григорію Порох-нѣ, соборнѣ заложить и о заложеніи оной намъ отрепортовать, и притомъ наблюдать, чтобъ въ той церкви какъ престолъ, по силѣ указа въ Святѣй-шемъ Правительствующемъ Синодѣ, 1734 года сентября 13-го дня, состо-явшагося въ вышину аршинъ шесть вершковъ со дскою, въ длину аршинъ восемъ вершковъ, въ ширину аршинъ четыре вершка, такъ и жертвенникъ въ пропорцію престола и алтаря былибъ сдѣланы; по состроеніи же и къ освященію приличное все, по силѣ указа въ Святѣйшемъ Правитель-ствующемъ Синодѣ, октября 9 дня 1742 года состоявшагося изготовить, чтобъ церковные сосуды были серебряные, а по самой необходимой нуждѣ оловяные изъ чистаго олова, и олтарныя одежды и священнослужительскія облаченія имѣлись хотябъ шолковыя и книгами всего церковнаго круга удовольствована, и тѣ книги на имя той церкви по листамъ подписанныбъ были. А когда та церковь построится и приличное къ освященію совсѣмъ изготовлено будетъ, то оную церковь ему же намѣстнику Порохнѣ собор-нѣжъ по чиноположенію церковному новымъ освященнымъ антиминсомъ и освятить и въ ней священнослуженіе совершать и по освященіи намъ отрепортовать же, и сколько церковной и какой утвари, священно-служительскихъ облаченій, книгъ и протчаго, такъ же сколько пахатной и сѣнокосной земли имѣющей быть при означенной церкви, особо священнику, особо дьячку и особо пономарю опредѣлено, да и сколько двороваго числа и въ нихъ мужеска и женска пола душъ въ населеніи въ приходѣ тоя церкви находятся, описать именно, и ту опись прислать къ намъ при томъ же рапортѣ. Чего въ знаменіе и сія благословительная грамота вышепомянутаго села Котовки обывателямъ отъ насъ дана, за рукою нашею, при печати кафедральной, въ Богоспасаемомъ градѣ Кіевѣ, въ кафедрѣ нашей Софіевской митрополитской 1774 года, сентября 11-го дня".

Въ объясненіе сей грамоты нужнымъ считаемъ замѣтить, что около 1770 года къ церквамъ, къ построенію и содержанію ихъ


454

и служащихъ при нихъ причтовъ въ малороссіи начали уже относиться съ болыпимъ вниманіемъ и съ болѣе благоговѣйною осмотри-тельностію. Предписано было къ свѣдѣнію и исполненію—новыя церкви, на новыхъ мѣстахъ и въ новыхъ приходахъ строить только съ разрѣшенія Св. Синода; при ходатайствѣ о семъ велѣно было прописывать потребность въ сооруженіи церкви и тѣ стредства, кои имѣлись въ виду на сооруженіе и на поддержаніе ея, а также и способы, обезпечивавшіе будущій церковный причтъ; показывать число при-ходскихъ дворовъ и душъ въ нихъ; велѣно въ точности выполнять всѣ узаконенія, церковныя и гражданскія, о построеніи церквей и расположеніи ихъ, объ устройствѣ иконостасовъ и о размѣрѣ жерт-венниковъ и престоловъ. При построеніи новыхъ церквей Кіевскій митрополитъ, не довольствуясь уже презентами атамана Калны-шевскаго, относился къ генералъ фельдмаршалу, малыя россіи генералъ губернатору, малороссійской коллегіи президенту графу Петру Александровичу Румянцову съ просьбою увѣдомленія о согласіи и о безпрепятственности къ сооруженію просимыхъ церквей.

Особенное усердіе къ постройкѣ церкви въ мѣстечкѣ Котовкѣ имѣлъ и преимущественныя заботы по сооруженію ея показалъ пол-ковникъ Орельскій Парфенъ Яковлевъ. По его распоряженію. дере-вянная церковь въ Котовкѣ заложена 5-го октября 1774 г.; а 20-го мая 1775 года, по презенту Коша запорожскаго и по доношенію духовнаго Правленія Старокодацкой Крестовой Намѣстніи, въ Котовку къ ново-строющейся церкви во священника рукоположенъ казакъ куреня Кисля-ковскаго ?ванъ Андреевъ Высота, не малое время (18 лѣтъ) прожи-вавшій при войсковой школѣ въ числѣ прочихъ церковниковъ, потомъ бывшій, по опредѣленію Коша, при походной войсковой Георгіевской церкви дьячкомъ, "на сраженіяхъ не былъ, показалъ онъ о себѣ сказкою, и потому никого не убилъ".

Въ октябрѣ мѣсяцѣ 1785 года Алексопольскаго уѣзда слободы Котовки Преображенской цЪркви приходскіе люди просили пись-менно преосвященнаго Никифора о дачѣ открытаго указа церковнику


455

Феодору Чернявскому на бытіе ему при ихъ Преображенской церкви въ дьяковской должности. Въ прошеніи по сему случаю, между прочим, прихожане писали, что .... "церковь ихъ построена собственнымъ коштомъ помѣщика, его высокородія, г. статсткаго совѣтника и кава-лера Ларіона Спиридоновича Алексѣева". ... Подъ этимъ прошеніемъ, между прочими подписались: священникъ ?ванъ Андреевъ Высота, управляющій деревнями г. Алексѣева, поручикъ Феодоръ Зонаревскій и слободы Котовки полицейскій писарь Михайло Штанковъ.

Доношеніемъ отъ 26-го іюня 1791 г. Алексопольское духовное Прав-леніе представляло преосвященному Амвросію Екатеринославскому: "Сего 1791 года маія 28 дня поданнымъ въ Правленіе Алексопольскаго уѣзда помѣщика статскаго совѣтника и кавалера Алексѣева слободы Котовки управитель капитанъ Василій Новицкій, приказщикъ Василій Непійпиво и жители, прошеніемъ прописываютъ, состоящая де въ означенной слободѣ Котовкѣ Преображенская церковь за давностью строенія пришла нынѣ въ крайнюю ветхость, такъ что и течь немалая во время дождей бываетъ, на мѣсто коей съ позволенія помѣщика той слободы намѣрены они, управитель, приказчикъ и прихожане выстроить вновь въ тоже именованіе на другомъ удобнѣйшемъ мѣстѣ, на перестройку которой дерево уже купленное и наличныхъ церковныхъ денегъ имѣется триста сорокъ два рубли, сорокъ шесть копѣекъ съ денежкою, сколько же следоватеметъ (будетъ слѣдовать) къ докон-чанію церкви, деньги употребляемы будутъ съ экономіи помѣщика Алексѣева, и въ строеніи де остановки не будетъ, почему и просятъ о дозволеніи строить вновь деревяннымъ зданіемъ на мѣ сто старой въ той слободѣ Котовкѣ Преображенскую церковь представить Вашему Высо-копреосвященству. Почему посланнымъ изъ Правленія къ благочинному второй части іерею Василію Середѣ отъ 29<-го изшедшаго маія указомъ велѣно, точно ли Котовская церковь ветхая, то же наличные прописан-ные церковные деньги, всѣ ли они есть на лицо, а также и крупное дерево сколько его есть и довольноль на выстройку церкви, на мѣстѣ освидѣтель-


456

ствовать; которой благочинный Середа рапортомъ Правленію сего іюля 23-го дня представилъ: по освидѣтельствованію де его благочиннаго оказалось, означенная Котовская Преображенская церковь дѣйстви-тельно есть ветхая, а наипаче по обширности прихода весьма малая, наличные церковные триста сорокъ два рубли, сорокъ шесть копѣекъ съ денежкою деньги всѣ на лицо есть, дерева на подвалины дубовъ двадцать четыре, сосновыхъ пиленныхъ пластинъ годныхъ къ строенію церковному четыреста одиннадцать; досокъ шелювокъ достаточно, съ Днѣпра еще неперевезеннаго дерева купленнаго къ строенію церкви довольно имѣется. По справкѣ жъ въ Правленіи въ исповѣдной рос-писи, представленной за сей 1791 годъ отпрописываемаго Котовскаго прихода показано въ Котовкѣ дворовъ подданическихъ сто тридцать пять, въ нихъ душъ мужеска девятьсотъ двадцать восемь, женска восемьсотъ шестьдесятъ восемь, обоего пола тысяча семьсотъ девятде-сятъ шесть; о чемъ вашему высокопреосвященству Алексопольское духовное Правленіе на благоразсмотреніе представя, покорнѣйше про-ситъ о дозволеніи строить въ прописанномъ селѣ Котовкѣ на другомъ удобномъ мѣстѣ, въ мѣсто ветхой Преображенской, въ тожъ имено-ваніе вновь церковь архипастырской резолюціи".

По сему доношенію, резолюціею отъ 10-го сентября 1791 г., преосвя-щенный Амвросій благословилъ въ слободѣ Котовкѣ, въ мѣсто обвет-шавшей, устроить на другомъ удобнѣйшемъ мѣстѣ новую Преобра-женскую церковь. 6-го октября 1791 года изъ Екатеринославской Кон-систоріи отправленъ въ Алексопольское духовное Правленіе указъ объ этомъ.


457

СЛОБОДА ПАНЬКОВКА.

Слобода Паньковка, иначе—Пески, Новомосковскаго уѣзда находится при самомъ Днѣпрѣ, на лѣвой сторонѣ теченія его*.

Какъ образовалась здѣсь слобода и какъ устроена въ слободѣ первая благообразная церковь,—объ этомъ обстоятельныя свѣдѣнія находимъ мы въ консисторскомъ архивѣ.

Луганскаго пикинернаго полка поручик Николай Чертковъ, младшій сынъ Азовскаго губернатора Черткова, получивъ около Днѣпра, въ ранговую дачу, значительное количество земли и вскорѣ же заселивъ ее людьми, выведенными изъ дозволеиныхъ мест, предпринялъ намѣреніе устроить въ своей новонаселенной слободѣ Паньковкѣ церковь и заявилъ объ этомъ отцу своему губернатору Черткову. По этому поводу, оффи-ціальною бумагою отъ 2 марта 1778 года за № 295, Азовскій губернаторъ Чертковъ писалъ къ преосвященному Евгенію, архіепископу Херсонскому и Славенскому: "Азовскаго пикинернаго полка поручикъ Николай Чертковъ поданнымъ ко мнѣ доношеніемъ представя, что имѣется на отведенной ему отъ Азовской губернской канцеляріи по рѣкѣ Днѣпру землѣ поселенная слобода называемая Паньковкою, въ коей состоитъ дворовъ сто пятнадцать, въ нихъ мужеска пола малороссіянъ и вышедшихъ изъ Польши четыреста двадцать, женска триста девяносто пять душъ; а по близости той слободы никакихъ слободъ съ церквами неимѣется и затѣмъ во исполненіи по долгу христіанскому мірскихъ требъ претерпѣваютъ крайнюю нужду, проситъ дозвоить ему въ той слободѣ построить вновь церковь во имя святителя Николая чудотворца и объ опредѣленіи къ оной священно и церковно-служителей, для которыхъ и опредѣленное число земли отвесть обязуется. Учинить разсмотрѣніе о семъ испрашиваю Вашего Высокопреосвященства архипастырскаго благословенія, съ увѣреніемъ, что отъ той слободы Паньковки ближайшая церковь въ слободѣ Петровкѣ около двадцати верстъ, какъ о построеніи вновь въ вышеписанной слободѣ поручика


458

Черткова Паньковкѣ, зависящей по духовенству отъ Самарскаго духовнаго Правленія, во имя Николая чудотворца церкви, такъ объ опре-дѣленіи къ оной священно и церковнослужителей, которымъ какъ выше сказано, и подлежащее число земли дано будетъ, да и оная всѣмъ при-надлежащимъ по церковному обряду безнедостатка подъ моимъ собствен-нымъ призрѣніемъ снабдѣна будетъ".

Въ удовлетвореніе сей просьбы г. губернатора Черткова, Славенская духовная Консисторія указомъ отъ 12-го марта того же 1778 года предпи-сала Самарскому духовному Правленію, по надлежащемъ разсмотрѣніи, на мѣстѣ, всѣхъ указныхъ обстоятельствъ сего дѣла, заложить ихъ постройкѣ въ слободѣ Паньковкѣ новую Свято-Николаевскую церковь. При слѣдственномъ производствѣ дѣла, на мѣстѣ открылось, что "въ новонаселенной слободѣ Паньковкѣ приходскихъ дворовъ, дѣйстви-тельно, имѣется 116, въ нихъ мужеска пола 405, женска 331, обоего пола 736 душъ; слобода эта отстоитъ на далекое разстояніе отъ другихъ слободъ съ церквами именно,—отъ Шульговки въ 15, а отъ Петриковки въ 20 верстахъ, а потому обыватели Паньковки въ полученіи христіанскихъ требъ несутъ большія затрудненія и сердечно желаютъ устроить въ своей слободѣ церковь; для сооруженія церкви матеріала,—деревпи, лѣсу приготовлено достаточное количество; мѣсто для церкви избрано способ-ное и удобное; рабочіе договорены и уконтрактованы; денегъ наличныхъ прикащикъ Черткова Григорій Хольскій объявилъ тысячу р.; помѣщикъ, поручикъ Чертковъ, за себя и за наслѣдниковъ своихъ, далъ подписку въ томъ, что предполагаемую къ постройкѣ въ слободѣ Паньковкѣ деревян-ную церковь онъ и потомки его будутъ и обязаны снабдѣвать всѣмъ необходимымъ,—вином, свѣчами, ладаномъ, сосудами, книгами и облаченіями и не допускать оную до обветшалости, а равно священника, дьячка и пономаря сей церкви снабжать всѣми, касающимися къ продовольствію ихъ жизни, потребными надобностьми". На основаніи всѣхъ этихъ данныхъ избранное мѣсто подъ Свято-Николаевскую церковь въ слободѣ Паньковкѣ въ мартѣ 1778 года освящено и самая церковь заложена къ постройкѣ.


459

Среди работъ по устройству церкви, Чертковы, отецъ и сынъ, поже-лали—въ новосозидаемой въ Паньковкѣ Свято-Николаевской церкви, на хорахъ ея, "сделаиныхъ образомъ втораго этажа", открыть другой предѣлъ, устроить второй престолъ въ честь Преображенія Господня. Оффиціальною бумагою отъ 24-го мая 1778 года Азовскій губернаторъ Чертковъ писалъ объ этомъ къ преосвященному Евгенію и просилъ у него благословенія на устройство втораго престола; при эіомъ же г. Чертковъ ходатайствовалъ предъ преосвященнымъ Евгеніемъ объ опредѣленіи въ Паньковку священника Алексія Гординскаго, исправ-лявшаго доселѣ христіанскія требы подданнымъ Преображенскаго Сокольскаго монастыря, жившимъ въ подмонастырской слободѣ. Ука-зом Славенской духовной Консисторіи отъ 1-го іюня 1778 года въ строющейся Паньковской церкви, на хорахъ ея, разрѣшено устроить другой престолъ во славу Преображенія Господня; а священникъ Гординской изъ подмонастырской Сокольской слободки перемещѣнъ въ Паньковку.

Въ отношеніи отъ 23-го сентября 1778 года за № 1691 изъ Екатеринослава г. Чертковъ писалъ къ преосвященному Евгенію, архіепископу Славенскому и Херсонскому: "заложенная Вашимъ Высокопреосвященствомъ въ Екатеринославѣ церковь во имя Сошествія Святаго Духа, выстройкою окончена, и всѣми принадлежностьми касающимися до священнослуженія довольно снабдѣна, равно и въ слободѣ Луганскаго пикинернаго полку поручика Николая Черткова Паньковкѣ церковь о двухъ престолахъ, одинъ во имя святителя Христова Николая, а другой во именованіе Преоб-раженія Господня, совершенно сооружена, и всѣмъ благолѣпіемъ внутрен-нимъ и наружнымъ достаточно украшена, и къ освященію все изготовлено; а потому Ваше Высокопреосвященство благословите какъ сказанную Екатеринославскую, такъ и Паньковскую церкви святыми антиминсами снабдить, для полученія которыхъ посланы при семъ губернскій священ-никъ, намѣстникъ, Андрей ?вановъ и съ`-нимъ Паньковскій священникъ Алексій Гординскій, коего неоставьте удостоить и перехожею грамотою" ...


460

Въ силу сего ходатайства, 10-го октября 1778 года выданы были двѣ святительскія благословительныя грамоты,—одна на освященіе новоустроенной церкви Сошествія Святаго Духа въ предмѣстіи сози-даемаго губернскаго города Екатеринослава 1-го, а другая на освященіе въ слободѣ Паньковкѣ двухъ престоловъ,—Свято-Николаевскаго и Преображенскаго; вмѣстѣ с грамотами выданы были и освященные антиминсы. Рапортомъ отъ 31 октября того же 1778 года Екатеринослав-скій протопопъ Хандалѣевъ донесъ преосвященному Евгенію, что, по святительской благословительной грамотѣ его, во вновь устроенной въ слободѣ Паньковкѣ церкви престолъ во имя святаго Николая чудо-творца освященъ имъ, Ханделѣевымъ, 18-го октября, а другой престолъ Преображенія Господня 19-го октября, и Паньковская церковь, такимъ образомъ, къ богослуженію и священнодѣйствію открыта.

Отъ 20-го ноября 1779 года губернаторъ Чертковъ, изъ Екатеринослава, отправилъ къ преосвященному Никифору, архіепископу Славенскому и Херсонскому, новую бумагу слѣдующаго содержанія: "Вручитель сего священникъ Феодоръ Заханевичъ опредѣленъ духовною Вашего Высокопреосвященства Консисторіею въ слободу старшаго сына моего Димитрія Бузовку; но какъ въ той слободѣ церкви еще несооружено, а въ слободѣ меньшаго сына моего Николая Паньковкѣ, состоящей надъ Днѣпромъ, оная во имя святителя Николая вновь устроена, освящена и давно уже всѣми церковными утварьми снабдѣна, священника нынѣ нѣтъ; то по сему оной сынъ мой и проситъ, чтобъ его Заханевича, по честному его поведенію и добропорядочному житію, опредѣлить въ ту слободу Паньковку, какъ онъ, тожъ и всѣ тамошніе жители, желая его согласно имѣть тамъ священникомъ, поелику и прежде объ опредѣленіи его туда къ предмѣстнику Вашего Высокопреосвященства отъ меня было писано, но вмѣсто того опредѣленіе ему послѣдовало въ Бузовку, могутъ быть совершенно имъ довольны, да и положенное число десятинъ для священника и церковнослужителей земли, которою, тожъ и другими отъ міру доходами, безъ нужды они содержать себя могутъ, уже отведено, и о снаб-


461

дѣніи его о томъ усыновительною грамотою; въ разсужденіи чего и прошу покорнѣйше Ваше Высокопреосвященство, о опредѣленіи помя-нутаго священника Заханевича по объявленному желанію сына моего и всѣхъ поселянъ въ ту слободу Паньковку, и о пожалованіи его на то усыновительною грамотою, не оставить показать Вашего Высокопре-освященства архипастырскаго благословенія"....

По сей просьбѣ г. Черткова, резолюціею преосвященнаго Никифора отъ 2-го декабря 1779 года священникъ Заханевичъ перемѣщенъ въ слободу Паньковку, о чемъ дано знать и Екатеринославскому духовному Правленію указомъ Консисторіи отъ 30-го декабря за № 1327.

26-го апрѣля 1790 года Алексопольскаго уѣзда села Песокъ-Пань-ковки священникъ Прокопій Смирновъ представилъ въ Екатеринослав-скую духовную Консисторію прошеніе, въ коемъ писалъ; "минувшаго 1788 года въ августѣ мѣсяцѣ по прошенію моему, подаванному Его Пре-освященству, Амвросію архіепископу Екатеринославскому и Херсониса-Таврическаго и Молдовлахійской епархіи мѣстоблюстителю, переведенъ я изъ села Кочережекъ въ прописанную слободу Пески, бывшую во владеніи господина генералъ-поручика Черткова, и доставшуюся нынѣ въ таковоежъ владѣніе надворному совѣтнику Константину Мавроину, гдѣ быть мнѣ послучаю, что церковной земли во отводѣ вовсе нѣтъ, и что съ числа сей слободы жителей многіе разошлись въ Черноморскіе казаки, а другіе не извѣстно мнѣ въ какіе мѣста,—крайне съ трудностію, лишаюсь съ женою и дѣтьми дневной пищи и неимѣючи жилого дома проживаю, по просьбѣ, у поселянъ; въ такомъ случаѣ Екатеринослав-скую духовную Консисторію покорнѣйше прошу о прописанномъ мною въ семъ прошеніи повелѣть учинить выправку чрезъ благочиннаго Царичанскаго священника Іоанна Черницкаго, и по учиненіи дать мнѣ позволеніе для пріисканія другаго мѣста, а въ Пескахъ по обсто-ятельствамъ мною прописаннымъ въ семъ прошеніи, жить крайне неизчего"....

При производствѣ слѣдственнаго дознанія по сему дѣлу, 8 іюня 1790 года открылось, что "въ слободѣ  Паньковкѣ  (Пескахъ)



462

подцерковной земли, пахатной и сѣнокосной, въ отводѣ, дѣйстви-тельно, не было и нынѣ не имѣется; жителей въ неизвѣстныя мѣста разбѣжалось въ 1789 году 22 души мужеска и 21 женска., 1790 года 12 мужеска и 12 женскаго пола; въ Черноморскую службу ушло въ 1779 году 22 души муж. и 22 жен., въ 1790 году 71 муж. и 89 жен. и еще многіе готовятся къ выступленію въ походъ".

Нужнымъ находимъ сказать при этомъ, что изъ той завѣтной и священной походной церковной палатки, въ коей преосвященный Ам-вросій, архіепископъ Екатеринославскій, 9 мая 1787 года, въ присут-ствіи Государыни ?мператрицы Екатерины ІІ-й, Ея высокихъ гостей и свиты, совершалъ богослуженіе на мѣстѣ нынѣшняго Екатерино-славскаго Собора и по освященіи мѣста положилъ закладку онаго, всѣ иконы и образа поступили въ Паньковскую церковь.

СЛОБОДА М?ХАЙЛОВКА НА ОРЕЛ?.

0 началѣ и основаніи слободы Михайловки, Новомосковскаго уѣзда, и о постройкѣ въ ней первой церкви въ Консисторскомъ архивѣ мы находимъ слѣдующія довольно-обстоятельныя свѣдѣнія*.

По представленію и просьбѣ Азовскаго губернатора г. Черткова, въ Славенской духовной Консисторіи 31 декабря 1777 года состоялось опредѣленіе "о перенесеніи изъ Васильковской крѣпости при Нефорощи, въ двухъ отъ нея верстахъ, Николаевской церкви въ строившійся при рѣкѣ Самарѣ губернскій городъ Екатеринославъ 1-й, съ переименова-ніемъ ея въ честь Сошествія Святаго Духа, объ отдачѣ оставшагося, по закрытіи крѣпости, въ Васильковской церкви отъ ландмилицкихъ полковъ походной Казанской Богоматери иконостаса въ губернскій же городъ Екатеринославъ по описи, съ роспискою того, кому отъ свѣтской команды принять поручено будетъ, о переименованіи онаго во имя святителя


463

Христова Николая и о постановленіи въ томъ же городѣ Екатерино-славѣ въ палаткѣ, на томъ мѣстѣ, на коемъ отъ г. Азовскаго губерна-тора Черткова повелѣно будетъ".

Распоряженіе о семъ во всѣхъ подробностяхъ сдѣлано немедленно. Вскорѣ послѣ сего на дѣлѣ оказалось, что перевозить церковь изъ Васильковской крѣпости, отъ мѣстечка Нефорощи, въ Екатеринославъ, по отдаленности весьма трудно; а съ другой стороны, дѣйствующее при Чертковѣ лице, преміеръ-маіоръ Николай Алексѣевичъ Алымовъ про-силъ Черткова дозволить ему означенную церковь изъ Васильковской крѣпости перевезть въ населяемую имъ, Алымовымъ, недалеко отъ Васильковской крѣпости, слободу Михайловку, по лѣвую сторону рѣки Орели, между слободами Гупаловкою и Бабайковкою; въ каковой его слободѣ Михайловкѣ уже поселено 50 дворовъ, изъ крѣпости Ливенской переводится тридцать дворовъ, и въ 4-хъ верстахъ отъ Михайловки, егоже владѣнія, есть слобода Шедеева съ 30 дворами. По симъ уваженіямъ Чертковъ дозволилъ Алымову—и новою бумагою просилъ преосвященнаго о разрѣшеніи—перенесть Николаевскую церковь изъ Васильковской крѣпости не въ Екатеринославъ, а въ Михайловку. Разрѣшеніе состоялось, съ тѣмъ непремѣннымъ усло-віемъ, чтобы г. Алымовъ какъ церковь на свой счетъ перевезъ, устроилъ и обезпечилъ ея содержаніе, такъ позаботился бы и о священноцер-ковнослужителяхъ ея. Бумагою отъ 26 іюня 1779 года, за № 121, изъ Бѣлевской крѣпости, Екатеринославское духовное Правленіе, за подписью Екатеринославскаго протопопа Алексѣя Хандалѣева, при-сутствующаго іерея Іоанна Ковалевскаго, присутствующаго іерея Іоанна Гамалѣи, во исполненіе указа Славенской духовной Консис-торіи отъ 26-го марта 1778 года доносило оной Консисторіи, что изъ бывшей крѣпости Васильковской Николаевская церковь маіоромъ Алымовымъ принята и изъ оной крѣпости перенесена "по теченію реки Орели по левой бокъ вь слободу Царичанскаго уезда Михайловку, каковая церковь протоіереемъ Хандалѣевымъ 26-го мая и заложена соборнѣ къ постройкѣ. Алымовъ подпискою


464

обязался за себя и за наслѣдниковъ своихъ и за всѣхъ обывателей Михайловки и Шедеевой довольствовать церковь виномъ и ладаномъ, просфорами и свѣчами и всѣмъ необходимымъ и не допускать ее до обвет-шалости; священно и церковнослужителямъ, въ вѣчное и безповоротное владѣніе, отмежевалъ 120 десятинъ земли. Екатеринославское духовное Правленіе (намѣстникъ Нефорощанскаго монастыря, іероманахъ Амфи-лохій, священникъ Афанасій Мартиновскій) бумагою, отъ 22 февраля 1781 года за № 62, доносило Консисторіи, что новоустроенная Николаевская церковь въ слободѣ Михайловкѣ 11-го февраля, на память святаго священ-номученика Власія, соборнѣ освящена по церковному чиноположенію. Такъ завелась, населилась и образовалась съ церковью слобода Михай-ловка, при Орели, Новомосковскаго уѣзда!.

Репортомъ отъ 2 іюля 1795 г., Алексопольское духовное Правленіе представляло преосвященному Гавріилу, митрополиту Екатеринослав-скому: "?зшедшаго іюня 4 дня, Алексопольскаго уѣзда помѣщикъ пре-міеръ-маіоръ ?ванъ Алымовъ присланнымъ въ Правленіе прошеніемъ прописывая, заложенная де въ 1794 г., октября 5 д., по благословенію Вашего Высокопреосвященства, въ слободѣ его называемой Михайловкѣ, на мѣсто старой, новая Николаевская церковь постройкою совсѣмъ окон-чена и въ освященіе въ готовности состоитъ; для освидѣтельствованія которой постройки отъ Правленія отряженъ былъ присутствующій іерей Константинъ Дубѣнскій, который сего іюля 2 числа репортомъ Правленію представилъ; по освидѣтельствованію де его явилось", прописанная церковь отдѣлкою всею окончена, кромѣ столпъ не ошелеванъ, яко еще не осѣлая есть церковь; иконостасъ и жертвенникъ, оставшіеся отъ старой церкви, добротные, въ новой церквѣ поставлены, престолъ сдѣланъ въ указную мѣру; книги, сосуды, аппараты и все принадлежащее къ освященію церкви имѣется; и святый антиминсъ отъ старой церкви имѣется данный въ 1781 году отъ преосвященнаго архіепископа Никифора, бывшаго Славенскаго, хранящійся съ протчими вещами въ Гупаловской церкви, добротной, но какъ оной есть холстяной, то  намѣсто того помѣ-


465

щикъ Алымовъ объявилъ желаніе другой получить отъ Вашего Высоко-■іреосвященства на атласѣ; земля для продовольствія священноцерковно-служителей въ отводѣ имѣется 120 десятинъ; о чемъ Вашему Высокопреосвя-щенству Алексопольское духовное Правленіе представя покорнѣ йше проситъ о позволеніи освятить прописанную вновь выстроенную въ слободѣ помѣщика Алымова, на мѣсто старой, Николаевскую церковь архипастырской резолюціи; святый же антиминсъ при семъ къ Вашему Высокопреосвященству чрезъ Бабайковскаго діакона Косьму Свѣчаревскаго посылается".

По сему репорту преосвященный Гавріилъ резолюціею отъ 18 іюля 1795 года благословилъ протоіерею Іоанну Лисянскому освятить въ слободѣ Михайловкѣ новоустроенную Николаевскую церковь и въ замѣнъ обвет-шавшаго дозволилъ выдать новый антиминсъ. 26 іюля 1795 года изъ Ека-теринославской Консисторіи отправленъ въ Алексопольское духовное Правленіе указъ объ этомъ.

30-го августа 1795 года казенной слободы Бабайковки діаконъ Косьма Свѣчаревскій, согласно просьбѣ ?вана Алексѣевича Алымова, произ-веденъ во священника въ слободу Михайловку къ новоустроенной Нико-лаевской церкви.

СЛОБОДА КОЛПАКОВКА.

Колпаковка при р. Орели,—древнее запорожское поселеніе*. На этой мѣстности, около 1740 года, хуторами жило нѣсколько запорожскихъ казаковъ, занимавшихся скотоводствомъ и рыболовствомъ. 1770 года здѣсь видимъ главный зимовникъ, съ большими хозяйственными заве-деніями, знаменитаго запорожскаго казака,—Афанасія Федоровича Колпака, бывшаго, въ послѣдствіи, въ отставкѣ полковника Полтав-скаго пикинернаго полка. За постоянными военными походами и движеніями, Колпакъ самъ лично не вникалъ въ положеніе своего зимовника, а поручилъ завѣдываніе ему своему хлопцу Сергѣю Лоту; и этотъ подруч-


466

никъ Колпака, этотъ хлопецъ и малець его, своею смышленностію, ловкостію и аккуратностію, въ качествѣ прикащика, скоро довелъ зимовникъ до цвѣтущаго состоянія, осадилъ, устроилъ въ немъ пятьде-сятъ дворовъ семейнаго казачества и по прозванію своего батъки-татуся, въ честь его, назвалъ зимовникъ слободою Колпаковкою. Для упроченія на семъ мѣстѣ новой слободы, требовалось устроить въ Колпаковкѣ церковь: и Колпакъ, Афанасій Федоровичъ, просилъ письменно Василія Алексѣевича Черткова, новооткрытой Азовской губерніи начальника, принять въ этомъ дѣлѣ ближайшее участіе. Дѣло о постройкѣ церкви во имя Сошествія Святаго Духа въ слободѣ Колпаковкѣ Чертковъ началъ письмомъ къ преосвященному Евгенію, архіепископу Славенскому и Херсонскому. Въ этомъ письмѣ, отъ 24 генваря 1777 года, Чертковъ изложилъ просьбу Колпака и всѣ его обѣщанія и заключилъ желаніемъ къ имѣющей устроиться въ Колпаковкѣ церкви произвесть во священника прикащика Колпака Сергія Лота. По сему письму Черткова, Славенская духовная Консисторія поручила Нефорощанскаго монастыря игументу Лукіану на мѣстѣ,—въ Колваковкѣ, разсмотрѣть, разслѣдовать всѣ обычныя, указныя обстоятельства по постройкѣ церкви и о послѣдую-щемъ донести Консисторіи. ?сполненіе этого распоряженія по.чему-то затянулось; болыне года дѣло о постройкѣ церкви въ Колпаковкѣ пролежало безъ всякаго движенія и безъ переписки. Наконецъ доношеніемъ отъ 5 мая 1778 г. за № 32 Свято-Успенскаго Нефорощан-скаго монастыря игуменъ Лукіанъ представилъ въ Славенскую Консисто-рію, что, "во исполненіе указа оной Консисторіи, онъ Лукіанъ, выѣзжалъ въ слободу Колпаковку, разбиралъ дѣло о постройкѣ тамъ церкви, во именованіе Сошествія Святаго Духа, и нашелъ, что всѣхъ населенныхъ дворовъ въ Колпаковкѣ 60, да особо близъ оной слободы находящихся хуторовъ три, въ коихъ хатъ 8 и впредь населяемы будутъ: оная слобода отъ другихъ мѣстъ, гдѣ церкви находятся, отстоитъ вь отдаленности, коихъ церквей священноцерковнослужители, за отчисленіемъ отъ нихъ слободы Колпаковки, узнавать нужды не будутъ; лѣсужъ для строенія въ


467

Колпаковкѣ церкви довольно; мѣсто, на которомъ намѣрены строить церковь, по мнѣнію его, игумена Лукіана, показуется способнымъ".

При семъ доношеніи игуменъ Лукіанъ препроводилъ къ преосвя-щенному Евгенію прошеніе обывателей слободы Колпаковки, съ разъяс-неніемъ крайнихъ ихъ нуждъ въ построеніи церкви; засвидѣтель-ствованную Екатерининскую провиціальную канцеляріею подписку подполковника Колпакова, от 29-го апрѣля 1778 г., въ томъ, что для священноцерковнослужителей будущей въ Колпаковкѣ церкви онъ отведетъ указную пропорцію земли пахатной и сѣнокосной; и подписку священника Андрея ?ванова, Введенской церкви крѣпости Федоровской, въ томъ, что на построеніе церкви въ Колпаковкѣ и на образованіе само-стоятельнаго отдѣльнаго отъ Введенской церкви прихода онъ, ?вановъ, изъявляетъ согласіе.

По симъ презентамъ и на основаніи такихъ данныхъ, выдана была святительская благословительная грамота на построеніе церкви въ слободѣ Колпаковкѣ; 31-го мая 1778 года, игуменомъ Лукіаномъ совер-шено освященіе мѣста подъ Свято-Духовскую церковь и положено основаніе оной; а 6-го мая 1779 года Полтавскій протопопъ Іоакимъ Яновскій, по святительской грамотѣ преосвященнаго Евгенія, на готовомъ освященномъ антиминсѣ, освятилъ въ Колпаковкѣ новоустроенную Свято-Духовскую церковь. Впредь до опредѣленія въ Колпаковку настоящаго священника, по особой просьбѣ Колпакова, прикоманди-рованъ временно, для совершенія богослуженій и для исправленія требъ въ приходѣ, одинъ изъ трехъ Лычковскихъ священниковъ—Григорій Нижайшій, онъ же Тихоновъ.

6-го ноября 1779 года опредѣленъ въ Колпаковку, вышедшій изъ Польши отъ преслѣдованія поляковъ и уніятовъ, безмѣстный священ-никъ Василій Сташевскій. 24-го іюля 1780 года г. Колпаковъ доносилъ Консисторіи, что церковь въ его слободѣ строилась безъ него, безъ лич-наго его присмотра и наблюденія, за долговременною отлучкою его; а потому по небрежности и незнанію мастера, средняя баня въ церкви устроена грубо и весьма не пропорціонально всему зданію; надобно, для


468

исправленія сего, средняго столба верхъ, снявъ, подвысить деревомъ въ полсажня и покрыть желѣзомъ". На эту работу г. Колпаковъ просилъ разрѣшенія епархіальнаго начальства и получилъ оное. Въ сентябрѣ 1781 года Афанасій Феодоровичъ Колпаковъ устроилъ въ своей церкви новый иконостасъ, такъ какъ прежній иконостасъ былъ изъ старыхъ, бывшихъ уже въ употребленіи. Новый иконостасъ освященъ 19-го сентября 1781 года присутствующимъ Екатеринославскаго духовнаго Правленія, Свято-Успенскаго Нефорощанскаго монастыря намѣстникомъ, іеромонахомъ Спиридономъ.

КРАТКІЯ СВЬДЬНІЯ 0 КРЪПОСТ? ФЕДОРОВСКОЙ, О КАЛАНТАЕВКЪ ? БУЗОВКЪ.

"Славенская духовная Консисторія слушала доношеніе въ оную Консисторію изъ Самарскаго духовнаго Правленія присланное, при коемъ представленъ крѣпости Федоровской Введенской церкви нерукоположен-ный дьячекъ Андрей Степановъ сынъ ?вановъ къ произведенію его къ оной Введенской церкви во священника. А какъ въ приложенной при томъ доно-шеніи вѣдомости показано при оной Введенской церкви приходскихъ дво-ровъ двѣстѣ двадцать, а именно: при крѣпости Федоровской въ слободѣ Залинейпой восемьдесятъ пять, въ слободѣ Калантаевке `), въ двухъ верстахъ отъ церкви 95, и въ селеніи Бузовкѣ, въ трехъ верстахъ отъ церкви, сорокъ*. По справкѣжъ съ присланною отъ Бѣлоградской духовной Консисторіи объ отшедшихъ изъ Бѣлоградской въ Славенскую епархію церквахъ и священно и церковнослужителяхъ вѣдомостью, сочиненною въ той Консисторіи изъ исповѣдныхъ за 1776 годъ росписей, явилось, что при означенной Федоровской крѣпости Введенской церкви приходскихъ шестьдесятъ семь дворовъ; того ради опредѣлили—в Самарское духовное Правленіе послать указъ, которымъ велѣть въ разсужденіи не

`) Калантаевка-слобода очень древняя: въ 1750 году въ ней была уже своя приходская  церковь.


469

сходственнаго въ вышеозначенной Самарскаго Правленія вѣдомости, о числѣ при оной Введенской церкви приходскихъ дворовъ съ озна-ченною Бѣлоградскою вѣдомостію показанія учинить достовѣрное слѣдствіе". По распоряженію Самарскаго духовнаго Правленія, про-изводство сего слѣдствія возложено на одного изъ присутствующихъ въ семъ Правленіи, ближайшей къ Федоровской, крѣпости Козлов-ской священника Іосифа Юхновскаго и на священника слободы Котовки Іоанна Высоту. Въ августѣ мѣсяцѣ 1777 года, при слѣдствіи открылось, что при крѣпости Федоровской вблизи поселенныхъ малороссіянъ и однодворческой слободы Залинѣйной дворовъ во-семьдесятъ девять, въ Калантаевкѣ-сорокъ девять, въ Бузовкѣ тридцать шесть дворовъ, а прочіе, по указу Азовской губернской кан-целяріи, послѣ поданной исповѣдной росписи, переселены во вновъ населяющіяся слободы; священники Лычковскіе, за отчисленіемъ отъ нихъ тѣхъ слободъ и дворовъ, не будутъ бѣдствовать и не будутъ чувствовать никакой нужды. Слободы Лычковой священники-Ки-риллъ Кущевскій, Григорій Тихоновъ, Феодоръ Зеленскій и Максимъ Порохня письменно показали: "помянутыя слободы-Калантаевка и Бузовка и прежде принадлежны были приходомъ къ крѣпости Федо-ровской; но по завладѣніи бывшими запорожцами, по словесному приказанію бывшаго Кошеваго Петра Калнышевскаго, прикоманди-рованы къ церкви нашей Свято-Покровской Лычковской; пись-меннаго на то повелѣнія намъ отъ Коша никакого недано; но поелику оныя слободы разстояніемъ ближе къ крѣпости Федоровской, нежели къ Лычковской слободѣ; а особливо, что тѣхъ слободъ жители, по привычкѣ къ своему духовнику прежнему, крѣпости Федоровской священнику Андрею ?ванову и отъ него, ?ванова, болыпею частію самонужнѣйшими мірскими требами, особливо въ половодье, поль-зовались: и во исповѣдныхъ росписяхъ не показываны нами, по запрещенію реченнаго бывшаго Кошеваго Калнышевскаго; и какъ церкви нашей, намъ, такъ и находящимся при той нашей церкви церковнымъ служителямъ, за отчисленіемъ тѣхъ слободъ-Калантаевки и Бузовки и въ нихъ находящихся дворовъ никакой


470

нужды не было и не будетъ". Луганскаго пикинернаго полка, владѣлецъ сихъ мѣстностей, капитанъ Дмитрій Чертковъ, старшій сынъ губер-натора Черткова, заявилъ: "поселенныя Азовской губерніи Екатери-нинской провинціи въ Лычковскомъ уѣздѣ, при рѣчкѣ Орели, слободы мои Калантаевка и Бузовка, какъ прежде принадлежны были приходомъ, по способности, крѣпости Федоровской къ Введенской церкви, такъ и нынѣ по желанію ихъ и моему къ тому Введенскому приходу неотъем-лемо опредѣляются". Наконецъ мѣстный крѣпости Федоровской Введенской церкви приходскій священникъ Андрей ?вановъ показалъ: "слободы Калантаевка и Бузовка были принадлежны къ моему приходу и до отнятія бывшими запорожцами объ оныхъ слободахъ отъ меня въ Бѣлгородскую Консисторію исповѣдныя и прочія вѣдомости подава-емы были, а по отнятіи оныхъ,—съ 1768 г. хотя я тамошнимъ жителямъ мірскія требы преподавалъ, но потому, что и Лычковскіе священники вмѣшивались,—въ вѣдомостяхъ не показывалъ; а какъ оныя слободы изъ владѣнія запорожскаго нынѣ вышли и къ моему оныхъ слободъ жители приходу добровольно приписались, то и вѣдомости о нихъ сего года поданы".

Въ 1781 году Екатерининское духовное Правленіе свидѣтель-ствовало Введенскую церковь Федоровской крѣпости и о положеніи ея, отъ 4 декабря 1781 г., писало въ Консисторію такъ: "построена она въ прошломъ 1759 году и отъ давняго построенія какъ шалевка, такъ и крыша весьма обветшала, въ лѣтнее и осеннее время отъ дождей вели-кая бываетъ течь, а зимою наметеше снѣга, почему и священнослуженіе исправляется тамъ съ крайнею нуждою. Къ перестройкѣжъ она еще способная. Оная церковь состоитъ нынѣ на пустомъ мѣстѣ, и отъ при-надлежащей къ оной приходомъ слободы Залинѣйной разстояніемъ въ. трехъ верстахъ, а священникъ Андрей ?вановъ (другой) имѣетъ жительство отъ оной же церкви разстояніемъ въ версту. Въ оной Введенской церкви иконостасъ старой на холстѣ, не очень искусно сдѣланъ и требуетъ починки; внутрѣ оная церковь выкрашена черною краскою, а стѣны шпалѣрами выбиты, которые отъ давняго времени


471

подрались. Книгъ по освядѣтельствованію неявилось, двенадцати мѣсяч-ныхъ миней, требника и ирмологія, а прочіе всѣ къ церковной службѣ принадлежашія имѣются въ надлежащемъ порядкѣ. Въ олтарѣ горняго сѣдалища нѣтъ, завѣса, одѣяніе напрестольное, покрывало тафтяные годные. Антиминсъ на желтомъ атласѣ данной 1761 года отъ преосвящен-наго Іоасафа епископа Бѣлоградскаго способенъ. Гробница и дароносица оловяные, чаша, дискосъ, звѣзда и лжица серебренные; копіе стальное; блюдъ оловяныхъ двое; чашокъ для освященія на всенощномъ бдѣніи вина и елея неимѣется, кромѣ одной оловянной ветхой; кадило мѣдное одно. Ризъ трое, съ коихъ одни способные, а двое ветхіе, подризниковъ два спо-собные, епатрахилей грезетовой одинъ, голевыхъ два ветхіе, ручниковъ, утиральныхъ четыре, килимовъ два ветхихъ, воздуховъ штофной одинъ, голевыхъ два способные; покровцовъ голевыхъ два; грезетовыхъ два годные, колоколовъ два одинъ въ два, другой въ полтора пуда висятъ на столбѣ, а колокольни съ указнымъ затворомъ нѣту; ограда хворостяная ветхая; означенной слободы Залинѣйной однодворцы навспросъ— желаютъ ли оную церковь на пристойное въ самой слободѣ мѣсто пере-несть и перестроить—объявили общесогласное къ тому свое желаніе; о чемъ за руками своими и подписку дали съ приложеніемъ реестра, сколько кто на перестройку оной церкви отъ своего имущества денегъ обѣщалъ". Въ отношеніи отъ 26-го февраля 1782 года Азовскій губернаторъ Чертковъ писалъ къ преосвященному Никифору, архіепископу Славен-скому и Херсонскому: "Азовской губерніи Царичанскаго уѣзда, слободы Залинѣйной общество поданнымъ ко мнѣ доношеніемъ прописывая, что по открытіи слѣдующей весны и неотмѣнно въ маѣ мѣсяцѣ намѣрены они перенесть вту слободу состоящую при крѣпости Федоровской приход-скую ихъ Введенія въ храмъ Пресвятыя Богородицы церковь, которое строеніе до совершеннаго окончанія съ прибавкою потребнаго числа лѣсныхъ матеріаловъ, и за плату мастерамъ, беретъ въ опеку свою на весь свой коштъ бывшій лейбъ компаніи священникъ Кириллъ Тарловскій, просило о дачѣ имъ для перенесенія той церкви, въ разсужденіи, что


472

близь оной нынѣ никакого селенія нѣтъ, въ помянутую слободу Зали-нѣйную благословительной грамоты писать къ Вашему Высокопреосвя-щенству. Я уваживъ онаго общества просьбу и что дѣйствительно близь той церкви никакого селенія нѣтъ и оная уже совершенно обветшала, Ваше Высокопреосвященство покорнѣйше прошу о перенесеніи сей церкви будущею весною въ слободу Залинѣйную учинить архипас-тырское благословеніе".

Такъ какъ перенесеніе сей церкви и постройку ея на другомъ мѣстѣ, въ слободѣ Залинѣйной взялъ на себя, подъ свою опеку, извѣстный уже всѣмъ въ Азовской губерніи благодѣтель и благотворитель человѣ-чества, лейбъ-компаніи священникъ отецъ Кириллъ Тарловскій; то преосвященный Никифоръ, нисколько не сомнѣваясь въ успѣхѣ дѣла, немедленно далъ разрѣшеніе и благословеніе на предстоящіе работы. 4-го апрѣля 1782 г. выдана была храмозданная благословительная грамота на закладку и сооруженіе Введенской церкви на новомъ мѣстѣ, въ слободѣ Залинѣйной; а 12-го апрѣля того 1782 года Екатерининской провинціи и протопопіи протопопъ Іоаннъ Сулима соборнѣ, по церков-ному чиноположенію, перенесенную изъ крѣпости Федоровской Введен-скую церковь въ слободѣ Залинѣйной, по подобію прочихъ святыхъ церквей, заложилъ къ постройкѣ, освятивъ напередъ избранное для нея пристойное мѣсто. Доношеніемъ отъ 4-го ноября 1782 года Екатери-нинское духовное Правленіе представляло преосвященному Никифору, что Введенская церковь, по сооруженію въ слободѣ Залинѣйной, по-стройками и производствомъ работъ нынѣ совершенно окончена, церковными утварьми и священными облаченіями, книгами и колоко-лами снабжена достаточно и всѣми потребностями приготовлена къ освященію; а потому Правленіе просило преосвященнаго выдать благословительную грамоту на освященіе новоустроенной въ слободѣ Залинѣйной церкви и освященный антиминсъ для совершенія въ ней богослуженія. На основаніи сего доношенія разрѣшено освятить новую церковь въ слободѣ Залинѣйной. 8-го декабря 1782 года священнику Андрею   ?ванову   выданы   были   благословительная   грамота   и


473

прежній святый антиминсъ какъ еще крѣпкій и способный къ священно-дѣйствію; а 12-го генваря 1783 года, Екатерининскій протопопъ Іоаннъ Сулима соборнѣ, по надлежащему церковному чиноположенію, освя-тилъ въ слободѣ Залинѣйной новоустроенную Введенскую церковь и открылъ въ ней богослуженіе и священнодѣйствіе.

СЛОБОДА БУЗОВКА.

Слобода Бузовка многолюдная, но разсѣянная, съ одноштатнымъ церковнымъ причтомъ, находится Новомосковскаго уѣзда въ 3-мъ благочинническомъ округѣ*.

Въ славныхъ дачахъ привольныхъ, богатыхъ и роскошныхъ степей Орельскихъ Бузовка издавна представляла любимый пріютъ для выслужившагося у Коша престарѣлаго запорожскаго казачества. Тутъ изстари было нѣсколько зимовниковъ и хуторовъ съ землянками, гдѣ жившіе казаки, по возможности, занимались пчеловодствомъ, ското-водствомъ и рыбальческимъ промысломъ, Въ 1776 году, получивъ всю эту мѣстность въ ранговую дачу, Луганскаго пикинернаго полка капитанъ Димитрій Васильевичъ Чертковъ немедленно началъ заселять слободу Бузовку семейнымъ и осѣдлымъ народомъ. Въ 1779 году, по совѣту и по внушенію воспитателя своего, лейбъ-компаніи священника, о. Кирилла Тарловскаго, Чертковъ для вотчинниковъ своихъ, въ слободѣ Бузовкѣ, рѣшился устроить собственнымъ кош-томъ церковь во имя святаго Димитрія, Ростовскаго чудотворца, и заявилъ объ этомъ формально отцу своему, Азовскому губер-натору Черткову. По поводу сего заявленія, губернаторъ Чертковъ отъ 2-го марта 1779 года писалъ къ преосвященному Евгенію, архіепископу Славен-скому и Херсонскому: "Луганскаго пикинернаго полка капитанъ Димитрій Чертковъ   во   вновь   населенной   слободѣ   своей—Бузовкѣ   желаетъ


474

сооружить собственнымъ коштомъ церковь во имя святителя Христова Димитрія, Ростовскаго чудотвориа; а какъ въ слободѣ Бузовкѣ состоитъ уже въ заселеніи мужсш 281, а женска 235 душъ, да при Бузовкѣ состоитъ еще владѣльческая слобода Осиповка, въ коей муж. и жен. 194 душк, и указное количество земли для причта будущей церкви непремѣнно будетъ отмежевано; то Чертковъ просилъ преосвященнаго дозволить въ Бузовкѣ устронгь церковь, а для этого выдать благословнтельную грамоту на заложеніе церкви и опредѣлять шщенника".

На основакіи сего отношенія Славенская духовная Консисторія предписала указомъ Екатеринославскому духовному Правленію, по всѣмъ пунктамъ указныхъ требованій, разсмогрѣть, разслѣдовать на мѣстѣ и обстоягельно донесги Конснсторіи, скопько имсино жителей въ слободѣ Бузовкѣ; кто и откуда они; нуждаются-ли въ построеніи церкви, и если нуждаются, то имѣютъ-ли средства на соруженіе ея; чѣмъ обезпечатъ они положеніе церкви и содержаніе будущаго при ней причта, Во исполненіе иго указиаго предпнс&нія, Екатеринославское духовное Правленіе репортомъ отъ 22 апрѣля 1779 года донесло Консисторіи, что "въ слободѣ Бузовкѣ, владѣ ш бывшаго капитана, нынѣ ротмистра Луганскаго пикинернаго полка Димитрія Васильевича Черткова—въ лоселеніи имЪется дворовъ 81, въ муж, 253, жен. 215, обоего пола 468 душъ, да въ околичиой, сосѣдяей, лринадлежащей правящему долж-ность секретарскую, поручику Петру Осипову, владѣльческой сло-бодѣ Осиповке, въ одноверстномъ разстояніи отъ Бузовки, дворовъ состоитъ 35, въ нихъ муж. 91, жен. 73, обоего пола 174 души,—всего въ слободахъ Бузовкѣ я Осиповкѣ дяоровъ 116, въ нихъ муж. 344, женска 298, обоего пола 642 души; всѣ они—люди вольные и свободные—чш\ю юъ малороссіи, частію изъ Польши, а частію изъ поселян прежде бывшихъ запорожцевъ; имѣютъ общее желаніе устроить въ Бузовкѣ церковь и на сооружеліе ея приготовнлн уже достагочное количество дерева пиленнаго и непиленнаго; на покупку церковныхъ сосуловъ и книгъ, облаченій и колоколовъ  имѣегся  въ  сборѣ  тысяча  рублеи  денегъ;  письменное


475

обязательство, заручная подписка въ томъ, что г. Чертковъ самъ и потомки его будутъ эаботиться о церкви и содержать ее въ благолѣпномъ и прилнчномъ видѣ, скоро имѣетъ быть представлена въ Консисторію; 120 десятинъ подцерковной земли отведевы и отмежеэаньг; иланъ на эту землю и выпись изъ крѣпостныхъ дѣлъ скоро будутъ представлены особо". Но-вымъ репортомъ отъ 14-го мая 1779 года, въ дополненіе къ прежнему Екате-ринославское духовное Правленіе писало въ Консисторію: "Бузовка, будучи населеяа изъ разныхъ вольныхъ выходцевъ, частію изъ Польши, на время была причислена приходомъ къ ближайшей церкви въ крѣпости Федо-розской, въ то время въ Екатеринославскомъ духовномъ Правленіи состоявшей, по причинѣ двухъ тамъ находившихся священниковъ,— намѣстника, іерея Андрея ?ванова и племянника его Андрея ?ванова жъ; а нынѣ за выбытіемъ намЪстника, іерея ?ванова, въ шатъ Азовской губерніи, при церкви Феодоровской крѣпости остался одинъ его племян-никъ, іерей ?вановъ же; которая церковь, по указу Славенской духовной Консисторіи прошлаго 1778 года 18-го сентября, отдѣлена подъ Екате-рининское духовное Правленіе, а слобода Бузовка осталась въ вѣдѣніи Екатерияославскаго духознаго Правленія, почему и выбытіемъ слободы Бузовки отъ Екатерининскаго въ Екатеринославское духовное Правленіе, по неимѣнію священника Его Высокопревосходительство, г. Азовскій губернаторъ сообщеніемъ отъ Славенской духовной Консисторіи требо-валь, для исправленія христіанскихъ требъ опредѣлить въ Бузовку священникз; по каковому его г. губернатора требованію, оноя Консисгоріи указомъ прошедшаго марта 30-го и опредѣленъ священникъ Феодоръ Заханевичъ. Но какъ крѣпость Феодоровская, по теченію рѣки Орели, выселена по правой, а Бузовка по лѣвой сторонѣ, и хотя слобода Бузовка въ 4-хъ версгномъ оть крѣпости Феодоровской находится разстояніи; но за разлитіемъ въ весеннее время рѣки Орели, ояымъ жнтелямъ къ церкзи крѣпости Феодоровской присоединеннымъ быть неможно".

По   надлежащемъ   разсмотреніи   всѣхъ   этихъ   бумагъ,   представ-


476

ленныхъ плановъ на подцерковную землю и подписокъ въ поддержаніи церкви, Славенская духовная Консисторія постановила разрѣшить въ слободѣ Бузовкѣ постройку церкви во имя святителя Христова Димитрія, Ростовскаго чудотворца, и дала знать объ этомъ Черткову отношеніемъ отъ имени преосвященнаго, а Екатеринославскому духовному Правленію указомъ. Во исполненіе сего опредѣленія и на основаніи указнаго пред-писанія, 5-го іюля 1780 года штата Азовской губерніи протопопъ Алексѣй Хандалѣевъ соборнѣ, по надлежащему церковному чинополо-женію, въ слободѣ Бузовкѣ освятилъ мѣсто подъ церковь и положилъ закладку на сооруженіе оной. Отношеніемъ отъ 16-го октября 1780 года губернаторъ Чертковъ извѣщалъ преосвященнаго Никифора, архіепис-копа Славенскаго и Херсонскаго, что всѣ работы по устройству церкви въ слободѣ Бузовкѣ производствомъ уже окончены; деревянная, на камен-номъ фундаментѣ, церковь во всѣхъ отношеніяхъ отдѣлана, иконами и книгами, облаченіями, сосудами и колоколами снабжена достаточно и во всѣхъ потребностяхъ готова къ освященію; а потому просилъ благосло-венія на освященіе ея. На основаніи сего отношенія состоялось разрѣшеніе епархіальнаго начальства освятить новоустроенную церковь въ слободѣ Бузовкѣ. 23-го октября 1780 года выданы были святительская благосло-вительная грамота на освященіе новоустроенной церкви и освященный антиминсъ для совершенія въ ней богослуженія и священнодѣйствія. Репортомъ отъ 16-го ноября того же 1780 года Екатеринославское духов-ное Правленіе донесло Консисторіи, что присутствующій Правленія, Нефорощанскаго монастыря намѣстникъ, іеромонахъ Амфилохій 7-го того ноября соборнѣ, по церковному чиноположенію, освятилъ ново-устроенную въ слободѣ Бузовкѣ деревянную, на каменномъ фундаментѣ, церковь во имя святаго Димитрія Ростовскаго и открылъ въ ней бого-служеніе и священнодѣйствіе.

Во многихъ оффиціальныхъ бумагахъ 1784—87 г.г. прямо и положительно говорится, что Свято-Дмитріевская церковь въ слободѣ Бузовкѣ устроена бывшимъ лейбъ-компаніи священ-никомъ Кирилломъ Тарловскимъ, собственнымъ его коштомъ.



Яндекс цитирования

Рассылки Subscribe.Ru
Генеалогическое древо семьи