381

СЕЛО ПОПЕЛЬНАСТОЕ.

Село Попельнастое, при р. Омельникѣ, многолюдное, при двух-штатномъ церковномъ причтѣ, находится нынѣ Верхнеднѣпровскаго уѣзда въ 1-мъ благочинническомъ округѣ*.

"Балка Глиняная на Омельникѣ, въ нынѣшнемъ приходѣ селенія Попеяьнастаго, давно уже извѣстна и знакома была многимъ людемъ малороссийской націи. Увлекаясь выгодами и удобствами роскошной, богатой и счастливой мѣстности, въ мирное и спокойное время, многіе малороссы раннею весною приходили сюда изъ предѣловъ Кіевской и нынѣшней Полтавской губерній и сь болыпою пользою для себя зани-мались здѣсь земледѣліемъ и скотоводствомъ; по окончаніи лѣтнихъ работъ, одни изъ временных насельниковъ Глііняной Балки возвращались вь свою украину а другіе оставались здѣсь и на зиму, въ землянкахъ и шалашахъ.

По открытіи и учрежденіи Новороссійской губерніи въ предѣлахъ западнаго Запорожья, Балка Глиняная представляла уже довольно поря-дочную населенную мѣстность. Около 1765 года, по распоряженію Ново-россійской губернской Канцеляріи, въ Балке Глиняной основана и открыта была государственная воинская слобода Попельнастая и перво-начально подъ именемъ 13-й роты поступила въ вѣдѣніе Елисавет-градскаго пикинернаго полка.

Въ началЬ 1772 года, Крестовой Камянской Намѣстніи намѣстникъ, іерей Артемій Зосимовичъ отъ имени духовнаго Днѣпрово-Камянскаго Намѣстничьяго Правленія, доносилъ Переяславской духовной Консис-торіи, что "1752 года состоявпшмся Высочайшимъ указомъ велѣно всѣмъ обывателямъ, безуказно поселивпшмся тамъ, гдѣ нынѣ новая Сербія, Черный и Желтый гусарскіе полки состоять, переходить оттуда за черту на новое поселеніе, занимать и населять новыя степи; почему тогда же съ оной Сербіи обыватели Желтаго гусарскаго полка 5-й роты шанца Плахтеевки


382

(прежней Зимуни, нынѣ села Успенскаго, Верхнеднѣпровскаго уѣзда) и села Бутовки немедленно перешли въ здѣшній Елисаветградскій пимнерный полкъ въ слободу Боянску (Буянску, Оболенску), куда, за благословеніемъ Кіевскаго митрополита, преосвященнаго покойнаго Тимофея Щербацкаго, перенесли и церковь свою святаго апостола и еван-гелиста Іоанна Богослова, со всѣми утварьми и принадлежностями ея; а по состоявшемуся указу въ іюлѣ мѣсяцѣ 1771 года, за переходомь людей изъ слободы Боянской въ Дереевку,—какъ въ мѣсто болѣе удобное, вы-годное и спокойное, оную церковь Боянскую дозволено перенесть въ роту 19-ю Попельнастовскую и по перенесеніи заложить, устроить и освятить". Въ силу сего указа Іоанно-Богословская церковь изъ слободы Боянской (Буянской, Оболенской) перевезена въ с. Попельнастое, на избранномъ заблаговременно, удобномъ мѣстѣ 1-го іюля 1772 года заложена, а 16-го декабря 1773 года освящена по церковному чиноположенію. Такъ произошла и образовалась слобода Попельнастая! Первымъ священни-комъ при Іоанно-Богословской церкви слободы Попельнастой былъ Діонисій Демяновскій. Въ 1779 году въ приходѣ Попельнастовской Іоан-но-Богословской церкви приходскихъ дворовъ было уже 152, а священ-никовъ показано въ наличіи два—Діонисій Демяновскій и Симеонъ Ревуцкій.

Репортомъ отъ 16-го ноября 1786 года Александрійское духовное Правленіе представляло въ Славенскую духовную Консисторію: "Указомъ Ея ?мператорскаго Величества изъ оной Консисторіи изшедшаго октяб-ря огъ 20-го дня подъ № 1907-мъ послѣдовавшимъ въ сіе Правленіе, въ сходство поданнаго тогожъ октября 17-го дня, преосвященному Никифору, архіепископу Славенскому и Херсонскому, Екатеринославскаго Намѣсгни-чества Александрійскаго уѣзда, казеннаго села Попельнастой отъ общества прошенію, о рукоположеніи къ гамошней Попельнастовской Іоанно-Богословской церкви, города Александріи соборной Николаев-ской церкви, діакона Никиту Демяновскаго во священника, по причинѣ, что   священникъ   Симеонъ   Ревуцкій,   по   пріумноженію   переходомъ


383

изъ разныхъ казенныхъ селеній народа, тожъ и по причисленію и учиненному отъ духовной власти помѣщичьимъ деревнямъ распре-дѣленію, по старости его лѣтъ и крайнему изнеможенію силъ, едва мо-жетъ поисправиться въ преподаяніи христіанскихъ требъ, повелѣно учинить отъ сего Правленія наидостовѣрнѣйшую выправку, точно ли въ Попельнастовскомъ приходѣ толикое число, какъ Нижній земскій Судъ, данною вышепомянутому обществу выписью, коя при показанномъ прошеніи приложена, увѣряетъ, дворовъ и внихъ душъ состоитъ? Откуда таковое превосходство противъ учиненной духовнымъ Правленіемъ вѣдомости нашлось? Да и точно ли жители по числу дворовъ, и по старости священника Ревуцкаго желаютъ имѣть другаго священника, и что окажется, немедленно во оную Консисторію репортовать. Во исполненіе коего указа отъ сего Правленія точнѣйшая выправка какъ о числѣ дворовъ, такъ и о желаніи общества въ принятіи объявленнаго діакона Демяновскаго, ради удобнѣйшаго тѣмъ жителямъ въ получе-ніи священническаго удовлетворенія, во священника чинена, по коей оказалось нынѣ противъ данной изъ Александрійскаго Нижняго земскаго Суда выписи еще большее въ принадлежащихъ къ Попель-настовской Іоанно-Богословской церкви приходомъ селеніяхъ количе-ство дворовъ, и внихъ обоего пола душъ, потому что не отдалъ селенія Попельнастовскаго отставной капитанъ Михаилъ Колесниковъ въ недавнемъ времени на купленной имъ порозжей у капитана Сало-губова землѣ поселилъ уже восемь дворовъ, кои по выписи земскаго Суда еще за новостію не показаны; чтожъ касается до превосход-ства противъ учиненной симъ Правленіемъ вѣдомости дворовъ и въ нихъ обоего полу душъ, яко-то въ селеніяхъ—Попельнастовскомъ, г. коллежскаго совѣтника Шарая и Княжьихъ-Байракахъ, капитана Майбороды въ Федоровкѣ, поручика Гаврилова, въ Николаевкѣ, то въ первомъ Попельнастовскомъ сего году, по обширности тамо земли, по силѣ указа Екатеринославской Казенной Палаты, изъ разныхъ Александрійскаго уѣзда, за малостію тамо земли, селеній до сорока дворовъ переселились, а при томъ и вновь пришедшіе, по


384

изгнаніи изъ запорожскихъ мѣстъ, бурлаки, поженясь, возымѣли осо-бые свои домы, коихъ часъ от часу по обширности земли пріумножается; въ помѣщичьихъ же селеніяхъ во время чинимаго отъ сего Правленія сходственнаго съ выписью земскаго Суда числа дворовъ и въ нихъ душъ не показано потому, что тогда еще не были вышепоминаемыми помѣ-щиками всѣ люди переведены изъ малой Россіи, а нынѣ уже пере-селились, а въ иныхъ, хотя и тогда превосходное число дворовъ могло бы быть, но за невыстройкою помѣщиками на то число избъ, житель-ствовали семей по двѣ и по три въ однихъ домахъ, о чемъ и священникъ Ревуцкій сходственно далъ отъ себя поясненіе, которое прилагается у сего подлинное; въ разсужденіи же священника Ревуцкаго старости и крайняго изнеможенія въ преподаяніи христіанскихъ требъ силъ, каковое изнеможеніе и самъ онъ священникъ Ревуцкій при слѣдствіи объявилъ, всѣ той Попельнастовской Іоанно-Богословской церкви парафіане объявили единогласно частореченнаго діакона Демяновскаго, по хорошимъ его качествамъ и добропорядочной жизни, имѣть у себя священникомъ желаніе, о чемъ Славенской духовной Консисторіи Алек-сандрійское духовное Правленіе по точности репортуетъ".

Александрійскаго уѣзда въ селѣ Попельнастомъ при Богословской церкви показано по ревизіи 1782 года и по исповѣдной росписи дворовъ 125, въ нихъ мужеска 569, а жен. 225 душъ, почему и оставлены при той церкви въ штатномъ числѣ—священникъ Симеонъ Ревуцкій, дьячекъ Алексѣй Лагода и пономарь ?ванъ Полонскій; да послѣ разбора произведенъ діаконъ ?гнатій Попельницкій, сынъ Вороновскаго священника Іакова Попельницкаго. По присланной же изъ Александрійскаго духовнаго Правленія о всѣхъ селеніяхъ вѣдо-мости показано въ ономъ селѣ Попельнастомъ дворовъ 105; въ нихъ муж. 471, жен. 455 душъ, да въ причисленныхъ къ оному селу слобо-дахъ, состоящихъ разстояніемъ отъ онаго села,—прапорщика Гаври-лова въ Николаевкѣ, въ 12 верстахъ, дворовъ 52, душъ муж. 253, жен. 254, надворнаго совѣтника Шараго въ Шаровкѣ, въ 7-ми верстахъ,


385

дворовъ 6, душъ муж. 43, жен. 32; поручика Майбороды въ Майбо-родиной, въ 6-ти верстахъ, дворовъ 17, душъ муж. 91, жен. 67; всехъ же дворовъ 180, въ нихъ муж. 858, жен. 828. А сего 1786 года по исповѣдной росписи священникомъ Ревуцкимъ показывается дворовъ тоже число 180, а душъ муж. 939, а жен. 922. На основаніи сей справки и объяснительнаго репорта Александрійскаго духовнаго Правленія, 20-го декабря 1786 года діаконъ Никита Демяновскій рукоположенъ во втораго священника въ слободу Попельнастую.

Въ доношеніи отъ 21-го мая 1788 года, Александрійское духовное Правленіе писало въ Екатеринославскую духовную Консисторію: "Вѣ-домства сего Правленія села Попельнастовскаго священники, церковно-служители, тожъ и ктиторъ съ тамошнимъ обществомъ поданнымъ въ Правленіе доношеніемъ прописали, что они имѣютъ намѣреніе, въ разсужденіи необходимой надобности, состроить при приходской ихъ Іоанио-Богословской церкви вновь колокольню и оградою обнесть, на которую постройку потребно будетъ не малое число лѣсу, за покупкою коего намѣренъ отправиться съ ктиторомъ приходской нашей церкви священникъ Никита Демяновскій въ городъ Кіевъ, почему и просили какъ о позволеніи начать значущуюся колокольню строеніемъ, такъ равно и о выдачѣ упомянутому священнику Демяновскому для покупки на изъяс-ненную колокольню дерева въ городъ Кіевъ билета разсмотрѣнія. А по справкѣ въ Правленіи оказалось, что въ указѣ по резолюціи его преосвя-щенства Амвросія, архіепископа Екатеринославскаго и Херсонисо-Таврическаго изъ оной Консисторіи пущенномъ 1787 года ноября отъ 3-го пятымъ пунктомъ повелѣвается, между прочимъ, на подчинку церкви, на покупку сосудовъ, книгъ и тому подобнаго чинить расходы съ дозволенія Его Преосвященства, чего для о томъ и представлять Его Пре-освященству; а при томъ и въ данной изъ оной Консисторіи благо-чиннымъ инструкціи въ 13-мъ пунктѣ изъяснено—въ другія епархіи безъ благословенія архіерейскаго и безъ пашпортовъ отъ Консисторіи никого  не отпускать.  Въ такомъ случаѣ  оной  Консисторіи  Алек-

13.55


386

сандрійское духовное Правленіе симъ о вышеписанномъ представляя, проситъ просителей сходственную съ ихъ желаніемъ резолюціею снабдить и о томъ учинить милостивое разсмотрѣніе".

По сему презенту резолюціею преосвященнаго Амвросія отъ 21-го іюня 1788 года дозволено произвести означенныя работы по церкви села Попельнастаго и выдать священнику билетъ на два мѣсяца.

СЛОБОДА ДОМОТКАНЬ.

Слобода Домоткань, у самаго Днѣпра, на рѣкѣ того же имени, Домоткани, при впаденіи ея въ Днѣпръ, съ одноштатнымъ церковнымъ причтомъ, состоитъ нынѣ Верхнеднѣпровскаго уѣзда въ 1-мъ благочин-ническомъ округѣ*.

Живописныя и роскошныя, богатыя и плодородныя степи при рѣкѣ Домоткани давно уже были посѣщаемы пародомъ малороссійской націи. "Урочище Домоткановское" въ 1696 и 1704 годахъ значится въ числѣ населенныхъ мѣстностей запорожскаго казачества. Около 1745—1750 годовъ въ Домоткани была уже многолюдная и торговая слобода; къ 8-му ноября, ежегодно, изъ разныхъ мѣстъ Запорожья насельники его приго-няли сюда множество скота для продажи его купцамъ Кіевскимъ и про-мышленникамъ Кременчугскимъ. Въ 1756 году въ слободѣ Домоткани, съ разрѣшенія и благословенія преосвященнаго Тимофея, митрополита Кіевскаго, устроена и освящена первая церковь во имя святаго Архистра-тига Михаила. По открытіи и учрежденіи Новороссійской губерніи въ предѣлахъ западнаго Запорожья, слобода Домоткановская переимено-вана и преобразована была въ государствениую воинскую слободу Цомоткань, и причислена въ вѣдомство Елисаветградскаго пикинер-наго полка подъ именемъ 11-й роты. Въ 1779 году въ государственной воин-ской слободѣ Домоткани, при Архангело-Михайловской церкви, при-


387

ходскихъ дворовъ значится 156, а священикомъ показанъ Стефанъ Шпа-ковскій. Въ 1782 году, при составленіи общей народной переписи, въ казенной слободѣ Домоткани найдено постоянныхъ осѣдлыхъ жителей и внесено въ списки муж. 702 и жен. 705 душъ.

Новороссійское духовное Правленіе репортомъ отъ 20-го мая 1799 года доносило Новороссійской Консисторіи: "Минувшаго апрѣля 29-го дня второй части благочинный Бородаевскій священникъ Гавріилъ Щасливцевъ присланнымъ въ сіе Правленіе репортомъ донесь, что Ново-россійскаго уѣзда казеннаго селенія Домоткани Свято-Михайловская церковь тогоже апрѣля 6-го дня, за выходомъ по божественной литур-гіи, не вѣдомо отъ чего сгорѣла. По которому репорту за учиненіемъ въ семъ Правленіи тогоже числа журнала посланнымъ къ нему указомъ велѣно объ оной сгорѣвшей церкви учинить на законномъ порядкѣ подробнѣйшее изслѣдованіе и прислать въ сіе Правленіе въ самоско-рѣйшемъ времени. Во исполненіе коего указа онъ благочинный, священ-никъ Щасливцевъ, таковое сего мая 13-го дня и прислалъ, которое оной Консисторіи сіе Правленіе благопочтенно при семъ и представляетъ". Въ Консисторіи 8-го іюля 1799 года по сему дѣлу состоялось слѣдующее заключеніе: "Поелику по оному слѣдствію въ сгорѣніи показанной церк-ви виновнымъ никто не явился и причины, отъ чего оная загорѣлась, отыскать не можно; то дѣло сіе, передавъ суду Божію, хранить въ Повитьи".

4-го іюля 1799 года Новороссійскаго уѣзда казеннаго селенія Домо-ткани священникъ Стефанъ Шпаковскій представилъ преосвященному Гавріилу, митрополиту Екатеринославскому, прошеніе, въ коемъ писалъ: "Сего 1799 года минувшаго апрѣля 6-го дня по несчастному случаю состоящая въ селеніи Домоткани святаго Архистратига Михаила цер-ковь невѣдомо отъ чего вся до основанія съ имѣвшимися въ ней церков-ными утварьми и вещами сгорѣла, о каковомъ происшествіи Новорос-сійскимъ духовнымъ Правленіемъ учинено слѣдствіе и представлено въ духовную Вашего Высокопреосвященства Консисторію. Поелику же я и

13


388

прихожане мои, имѣя усердіе къ оной церкви, положили намѣреніе построить, на мѣсто той сгорѣвшей, другую церковь, для чего искуп-лена уже, съ согласія приходскихъ нашихъ людей, Черниговской епархіи въ селеніи Переволощине старая и въ праздности находящаяся Нико-лаевская церковь съ иконостасомъ за 525 руб. и къ ней сто колодъ за 100 рублей, а также и церковныя книги, ризы и прочее къ нему при-надлежащее, по искупленіи, имѣется въ готовности: для того Ваше Высокопреосвященство нижайше прошу, дабы я не оставался безъ священнослуженія, а прихожане мои не лишались слушанія слова Божія, дозволить построить во ономъ селѣ Домоткани, на мѣсто помянутой сгорѣвшей Михайловской церкви, другую въ тоже имено-

ваніе и повелѣть, кому слѣдуетъ, оную заложить,        ; о чемъ и

неоставить милостивѣйшимъ благоразсмотреніемъ и резолюціею". По сему прошенію преосвященный Гавріилъ въ резолюцію отъ того же 4-го іюля 1799 года написалъ: "Буде въ ономъ селеніи, въ разсужденіи отдаленности отъ прочихъ церквей, нужно окажется имѣть церковь, то на мѣсто сгорѣвшей, новую церковь строить дозволить".

На запросъ о семъ Консисторіи Новороссійское духовное Прав-леніе отъ 19-го іюля 1799 года писало въ оную Консисторію: 1) "въ околичности состоящаго при рѣкѣ Днѣпрѣ казеннаго селенія Домо-ткани, находятся два казенныяжъ селенія, имѣющія церкви,—Борода-евка и Пушкаровка, изъ коихъ отъ первой Домоткань отстоитъ въ 8-ми верстахъ удобною, но нѣсколько гористою дорогою, а отъ второй въ 4-хъ верстахъ одною гористою дорогою; 2) душъ въ Домоткан-скомъ приходѣ нынѣ мужеска 596, и жен. 434 души; какъ же такое число душъ для одноприходской церкви есть весьма достаточно, да въ ономъ селѣ Домоткани издавна состояла церковь, которую тамошніе жители, по причинѣ не столь удобнаго отъ находящихся при околич-ныхъ церквахъ священниковъ полученія христіанскихъ требъ исправ-но поддерживали и будучи состояніемъ не убоги, какъ ее содержали всегда въ пристойномъ благолѣпіи, такъ достаточно довольство-


389

вали священно и церковнослужителей доброхотнымъ подаяніемъ; то потому 3) Новороссійское духовное Правленіе за нужное находитъ въ селеніи Домоткани быть вновь выстроенной церкви".

На основаніи сего доношенія, Новороссійская духовная Консисторія опредѣленіемъ своимъ отъ 1-го августа 1799 года постановила дозволить въ слободѣ Домоткани устроить, въ мѣсто сгорѣвшей Свято-Ми-хайловской церкви, другую новую въ тожъ именованіе. 4-го августа 1799 года изъ Консисторіи отправленъ въ Новороссійское духовное Правленіе указъ объ этомъ, къ свѣденію и надлежащему исполненію.

СЕЛО УСПЕНСКОЕ.

Село Успенское, на севѣро-западной оконечности Екатеринославской епархіи, у Днѣпра, на правой сторонѣ по теченію его, при рѣчкѣ Прогноѣ, многолюдное, съ одноштатнымъ церковнымъ причтомъ, со-стоитъ нынѣ Верхнеднѣпровскаго уѣзда въ 1-мъ благочинническомъ округѣ*.

"Урочище Головатое", при нынѣшнемъ селеніи Успенскомъ, древ-нѣйшее старожитное займище, въ 1696 году занято было нѣсколькими семействами украинцевъ изъ-подъ Волыни. Въ 1740 году на этой мѣстности значится уже населенная и довольно многолюдная деревня Плахтѣевка. Въ 1744 году жители слободы Плахтѣевки, согласно желанію всего общества, съ разрѣщенія и благословенія преосвященнаго Рафаила, митрополита Кіевскаго, изъ барочнаго лѣса и изъ старыхъ избъ устроили йъ своей слободѣ церковь во имя Успенія Божіей Матери и открыли у себя самостоятельный приходъ. Въ 1752 г., по Высочай-шему повелѣнію и по распоряженію главнаго командира пере-шедшихъ на жительство въ Россію и занявшихъ западное Запорожье православныхъ иностранцевъ—Хорвата, слобода Плахтѣевка, подобно многимъ другимъ слободамъ и селеніямъ, отдана была подъ помѣ-


390

щеніе и въ вѣдѣніе Желтаго гусарскаго полка. Въ Плахтѣевкѣ помѣс-тились, въ это время, нѣсколько далматинцевъ, сербовъ и другихъ иностранцев. Подъ вліяніемъ преобладающаго элемента иностранцевъ, Плахтѣевка названа—Земунъ, Зимунъ, Зимунь и составила собою пятый шанецъ, пятую роту Желтаго гусарскаго полка. 5-го іюля 1775 года, въ 5-й ротѣ шанца Зимунскаго, Желтаго гусарскаго полка, деревянная Успенская церковь, со всѣми утварьми и принадлежностями, сгорѣла до основанія, при священникѣ Василіи Яблуновскомъ. При усердіи народа, священникъ Яблуновскій, съ разрѣшенія епархіальнаго Начальства, на мѣсто сгорѣвшей, 17-го ноября того же 1775 г. заложилъ постройку новой церкви въ тоже именованіе и 2 апрѣля 1776 года освя-тилъ новоустроенную церковь. Въ 1779 году въ шанце Земуне, при Успенской церкви значилось приходскихъ дворовъ 76, домохозяевъ малороссійской націи; иностранцы показаны особо. Въ 1782 году, при составленіи общей народной переписи, въ государствеішой, казен-ной слободе Плахтеевке найдено и въ списки внесено постоянныхъ осѣдлыхъ жителей мужеска 372 и женска 345 душъ.

Доношеніемъ отъ 6-го февраля 1783 года Крюковское духовное Правленіе представляло преосвященному Никифору, архіепископу Славенскому и Херсонисо-Таврическому: "Сего 1783 года генваря 28-го дня шанца Зимуна, священникъ Василій Яблуновскій въ сіе Крюковское Правленіе доношеніемъ представя, что по изгорѣніи де въ означенномъ шанцѣ Успенской церкви, какъ онаго шанца обыватели по большей части военнослужащіе гусары, по ихъ недостаточеству къ состройкѣ на мѣсто погорѣлой другой, будучи не въ состояніи, то онъ принужденъ по большей части съ милостыннаго отъ постороннихъ доброхотныхъ да-телей подаянія, а ктому и занятіемъ въ долгъ полтораста рублей день-гами вновь по данному еще отъ покойнаго преосвященнаго Іова, епископа Переяславскаго, при благословительной къ заложенію той церкви грамотѣ, плану выстроить, кая по благословенію бывшаго преосвященнаго Евгенія, архіепископа Славенскаго и освящена; и


391

хотя оная церковь нынѣ уже церковными утварьми, книгами и при-стойными иконами и другими принадлежащими надобностями снаб-дѣна, однакъ еще по крайнему тѣхъ обывателей, какъ вышепомянуто, убожеству не ошалевана и надлежащаго иконостаса нѣтъ, а нынѣ чрезъ доброхотное отъ постороннихъ же дателей поданіе къ ошалеванію той церкви болѣе трехъ сотъ шалеванокъ изготовлено, и какъ иконостасъ снѣсарною работою, такъ и около ея пономарня и три придѣла уже сдѣ-ланы, только остается ошалевать, и помянутый иконостасъ иконопис-ною работою окончить, на что уже и майстера поряжены и онымъ за ошалеванье 50 р., а иконописцу за иконостасъ 250 руб. слѣдуетъ, како-выхъ денегъ по лишенію помянутые обыватели въ прошедшіе несчастные отъ саранчи и отъ падежа скота годы, и послѣднихъ своихъ имѣній уплатить крайне не состоятельны,—просилъ въ разсужденіи прописан-ныхъ обстоятельствъ къ выдачѣ для испрошенія въ епархіи Славенской, чрезъ два года отъ доброхотныхъ дателей милостыннаго подаянія, бла-гословительной грамоты и книги, представить Вашему Преосвященству. Крюковское духовное Правленіе о вышеписанномъ представляя, въ разсужденіи выше объявленныхъ обстоятельствъ выдать благослови-тельную грамоту и зашнурную книгу, для испрошенія отъ доброхотовъ милостыннаго подаянія чрезъ два года, Вашего Преосвященства про-ситъ и о томъ учинить милостивое разсмотрѣніе". Въ слѣдствіе сего до-ношенія, по резолюціи преосвященнаго Никифора, 14-го февраля 1783 года просительная грамота съ книгою выдана.

Другимъ новымъ доношеніемъ отъ 7-го февраля 1783 года Крюков-ское духовное Правленіе представляло тому же преосвященному Никифо-ру: "Поданнымъ въ сіе Правленіе сего 1783 года генваря 28-го дня шанца Зимуна, священникъ Василій Яблуновскій доношеніемъ представляя, при-ходская де его показанная Успенская церковь, по строеніи, когда поспѣ-шаема была прошлаго 1776 года въ февралѣ мѣсяцѣ къ изближающейся святой четыредесятницѣ для освященія, то въ ней принуждены были зимняго времени на наносной мерзлой землѣ въ олтарѣ и во всей церкви


392

помостя подвалины помостъ класть и на тѣхъ же подвалинахъ рублен-ной престолъ здѣланъ; а какъ пришло лѣтнее время, и оная земля раста-ла, то помянутой помостъ съ подвалинами осѣлъ вовсе въ низъ, въ томъ числѣ и престолъ на тѣхъ же подвалинахъ поставленной весьма въ низъ опустился, и мало на востокъ похилился; то какъ нынѣ уже при ошале-ваніи церкви мастера поряжены оной помостъ въ гору подымать, престо-лажъ тронуть неотважился, просилъ разсмотрѣнія: того ради Вашему Преосвященству Крюковское духовное Правленіе о вышеписанномъ пред-ставляя, проситъ значащійся престолъ повелѣть въ узаконенную мѣру поисправить и о томъ сіе Правленіе снабдить милостивой резолюціею".

По сему доношенію резолюціею преосвященнаго Никифора дано надлежащее разрѣшеніе исправить въ церкви полъ и поставить въ надлежащую мѣру престолъ.

СЛОБОДА  АРТЕМОВКА.

Слобода Артемовка, при рѣчкѣ Зеленой, съ одноштатнымъ цер-ковнымъ причтомъ, находится нынѣ Верхнеднѣпровскаго уѣзда въ 3-мъ благочинническомъ округѣ*.

Мѣстность нынѣшней слободы Артемовки, на значительномъ про-странствѣ околичной земли, около 1780 года досталась въ ранговую дачу карнету Артемію Афанасьевичу Оболонскому. На пріобрѣтенномъ участкѣ земли основавъ, въ память своего имени, слободу Артемовку, помѣщикъ Оболонскій, согласно правиламъ ранговой дачи, немедленно началъ заселять свою слободу народомъ семейнымъ и осѣдлымъ, изъ дозволенныхъ мѣстъ. При помощи своихъ родныхъ и знакомыхъ, Оболонскій скоро успѣлъ въ этомъ. Въ 1782 году, при составленіи общей народной переписи, въ слободѣ Артемовкѣ чиновниками найдено и въ списки внесено постоянныхъ жителей мужеска 84 и женска 70 душъ.


393

Пользуясь выгодами и удобствами богатой и счастливой мѣстности, помѣщикъ Оболонскій скоро нашелъ возможность устроить себѣ въ слободѣ Артемовкѣ приличный господскій домъ и завести хозяйствен-ную экономію въ обширныхъ размѣрахъ и своимъ поселянамъ предо-ставилъ всѣ средства обстроиться домами и обзавестись хозяйствомъ.

Тяготясь отдаленностію церкви въ слободѣ Зеленой, помѣщикъ Артемій Афанасьвичъ Оболонскій въ 1798 году рѣшился своимъ соб-ственнымъ коштомъ устроить въ слободѣ Артемовкѣ церковь во имя своего ангела—святаго великомученика Артемія и открыть у себя свой собственный самостоятельный приходъ. Для этого заготовивъ потреб-ное количество строительныхъ матеріаловъ, помѣщикъ Оболонскій формальною бумагою просилъ гражданскаго губернатора Селецкаго исходатайствовать ему у преосвященнаго Гавріила разрѣшеніе и благо-словеніе устроить означенную церковь и сдѣлать надлежащее распоря-женіе объ отмежеваніи изъ его дачи 120 десятинъ земли для причта будущей церкви. Не получивъ желаемаго отвѣта, капитанъ Артемій Афанасьевичъ Оболонскій обратился уже прямо къ преосвященному Гавріилу и просилъ у него благословенія на постройку церкви.

Въ оффиціальной бумагѣ отъ 26-го мая 1799 года Оболонскій писалъ къ преосвященному Гавріилу: "Возымѣвъ желаніе сооружить въ слободѣ моей, состоящей въ Новороссійскомъ уѣздѣ, именуемой Артемовкѣ, во имянованіе святаго великомученика Артемія церковь, прошедшаго 1798 года, въ апрѣлѣ мѣсяцѣ, я просилъ его высокопревосходительство, г. Новороссійскаго гражданскаго губернатора и кавалера ?вана Яковлевича Селецкаго о испрошеніи отъ Вашего Высокопреосвященства на то архипастырскаго благословенія и объ отмежеваніи подъ оную церковь и для довольствія будущихъ при ней священно и церковно-служителей земли; въ слѣдствіе чего, по предписанію онаго губернатора подлежащее по указному положенію количество десятинъ земли, тогда же уѣзднымъ землемѣромъ отмежевано, и надлежащіе къ соору-женію той церкви матеріалы мною приготовлены; но позволенія отъ


394

Вашего Высокопреосвященства на заложеніе той церкви невоспослѣдо-вало; того ради поднося при семъ отъ означеннаго господина Новороссій-скаго губернатора и кавалера Селецкаго къ Вашему Высокопреосвя-щенству объ ономъ отношеніе, покорнѣйше прошу Ваше Высокопре-освященство, такъкакъ я прошедшаго 1798 г., съ апрѣля мѣсяца заготов-лялъ нужные къ сооруженію означенной церкви матеріалы и нынѣ въ оныхъ никакого недостатка неимѣется, то согласно означенному г. губер-натора и кавалера Селецкаго отношенію, дозволить выстроить въ пока-занной слободѣ моей Артемовкѣ въ означенное имянованіе церковь и на заложеніе оной снабдить архипастырскимъ Вашего Высокопреосвящен-ства благословеніемъ, о чемъ и не оставить милостивѣ йшею резолюціею". Новороссійскій гражданскій губернаторъ ?. Я. Селецкій въ сообщеніи отъ 3-го мая 1799 года писалъ къ преосвященному Гавріилу: "Новорос-сійскаго уѣзда помѣщикъ капитанъ Оболонскій, имѣя желаніе выстроить собственнымъ своимъ коштомъ, во имя святаго великомученика Артемія, въ селѣ его Артемовкѣ церковь, гдѣ состоитъ по нынѣшней пятой ревизіи собственныхъ его 185 душъ, подалъ мнѣ о семъ прошеніе, по которому я здѣлалъ Новороссійскому губернскому землемѣру предписаніе объ отме-жеваніи для будущихъ при той церквѣ священно и церковнослужителей положеннаго количества десятинъ земли; но вразсужденіи, что всѣ уѣзд-ные землемѣры занимаются теперь разными препорученностями, и тако-вое отмежеваніе не можетъ быть скоро учинено; помѣщикъ же Оболонскій пріуготовилъ къ тому матеріалы, обовязывается особою подпискою церковь и священно и церковнослужителей содержать на собственномъ своемъ коштѣ такъ, какъ по уставамъ положено; почему я, прилагая оригиналомъ оную подписку и два свидѣтельства, 1-е карнета Макаренка и 2-е полковника есаула жены Старой, о желаніи ихъ съ крестьянами быть причисленными къ церквѣ, которую капитанъ Оболонскій сооружить намѣреваетъ, Вашего Высокопреосвященства прошу преподать архипастырское Ваше благословеніе на сооруженіе помянутой церкви; коль же скоро получу отъ губернскаго землемѣра объ отмежеваніи подъ ту


395

церковь земли планы, не умедлю я доставить одинъ къ Вашему Высоко-преосвященству".

По разсмотрѣніи всѣхъ этихъ бумагъ и относящихся къ дѣлу спра-вокъ, преосвященный Гавріилъ 30-го мая 1799 года въ резолюцію напи-салъ: "Поелику капитанъ Оболонскій о построеніи въ слободѣ его Арте-мовкѣ вновь церкви просилъ еще въ апрѣлѣ мѣсяцѣ 1798 года, какъ изъ его обязательства къ г. Новороссійскому губернатору Селецкому о сохраненіи церкви въ благолѣпіи и о довольствованіи священно и цер-ковнослужителей явствуетъ, о которомъ обязательствѣ самъ оной г. губернаторъ въ своемъ къ намъ сообщеніи упоминаетъ; и подъ ту церковь и для будущихъ при ней священно и церковнослужителей объ отме-жеваніи надлежащаго количества земли десятинъ отъ помянутаго г. губер-натора Селецкаго дано губернскому землемѣру предписаніе; при томъ же, по открывшимся обстоятельствамъ, въ той слободѣ настоитъ въ церквѣ необходимость, и въ приходѣ при ней съ причисляющимися помѣщиками имѣетъ быть болѣе 100 дворовъ, да и за отчисленіемъ оной слободы отъ нынѣшняго ея Зеленскаго прихода, останется при немъ съ лишнимъ 476 душъ одного муж. пола: для того ту церковь вновь во именованіе святаго великомученика Артемія построить дозволить и о заложеніи въ Новороссійское духовное Правленіе послать указъ, а въ Святѣйшій Синодъ изготовить о семъ отъ имени нашего репортъ". 30 мая 1799 года изъ Новороссійской Консисторіи отправленъ въ Новорос-сійское духовное Правленіе указъ объ этомъ; а 11-го іюня того же 1799 года Новороссійскій уѣздный протоіерей Іоаннъ Станиславскій собор-нѣ, по надлежащему церковному чиноположенію, въ слободѣ Артемов-кѣ освятилъ мѣсто подъ церковь, положилъ закладку на сооруженіе оной и на мѣстѣ работъ водрузилъ крестъ.


396

СЛОБОДА ?ЛЬ?НКА.

Слобода ?льинка, при рѣкѣ Мокрой Сурѣ, малолюдная, при одно-штатномъ церковномъ причтѣ, находится нынѣ въ Верхнеднѣпров-скомъ уѣздѣ и принадлежитъ къ составу 1-го благочинническаго округа Екатеринославскаго уѣзда*.

Вся мѣстность нынѣшней слободы ?льинки,—доля изъ роскош-ныхъ, богатыхъ и плодородныхъ степей Сурскихъ,—на значительномъ пространствѣ околичной земли, около 1780 года, досталась въ ранговую дачу прапорщику ?льѣ Михайловичу Маламѣ. На пріобрѣтенномъ участкѣ земли основавъ, въ память своего имени, слободу ?льинку, по-мѣщикъ Малама, согласно правиламъ ранговой дачи, немедленно началъ заселять свою слободу народомъ семейнымъ и осѣдлымъ, вольнымъ, и свободнымъ, изъ мѣстъ дозволенныхъ. При усердныхъ и благора-зумныхъ дѣйствіяхъ помѣщика Маламы, слобода ?льинка, дѣйстви-тельно, скоро заселились народомъ. Въ 1782 году, при составленіи общей народной переписи, среди широкихъ, пустыхъ и безлюдныхъ степей Сурскихъ, въ слободѣ ?льинкѣ чиновниками найдено и въ списки внесено постоянныхъ осѣдлыхъ жителей мужеска 140 и женска 107 душъ. Устроивши себѣ въ ?льинкѣ приличный господскій домъ и основавши въ ней свою хозяйственную экономію въ обширныхъ размѣрахъ, помѣ-щик Малама, при содѣйствіи прикащика своего Шумскаго, далъ и поселянамъ своимъ полную возможность обзавестись домами и хозяй-ственными усадьбами. Въ концѣ 1789 года ?лья Михайловичъ Малама, и по собственному сердечному влеченію и согласно общей просьбѣ своихъ поселянъ, рѣшился собственнымъ своимъ коштомъ устроить въ слободѣ своей церковь во имя Архистратига Михаила. Для этого заготовивъ потребное количество строительныхъ матеріаловъ и чрезъ Межевую экспедицію отмежевавъ изъ своей дачи 120 десятинъ земли для причта будущей церкви, ?лья Михайловичъ въ августѣ мѣсяцѣ 1790 года формальною бумагою просилъ Екатеринославское духовное


397

Правленіе исходатайствовать ему у преосвященнаго Амвросія, разрѣ-шеніе и благословеніе устроить въ слободѣ ?льинкѣ означенную церковь.

По поводу сей просьбы доношеніемъ 28-го августа 1790 года Екате-ринославское духовное Правленіе представляло преосвященному Амвро-сію Екатеринославскому: "Сего августа 26-го дня Екатеринославскаго уѣзда помѣщикъ прапорщикъ ?лья Малама, поданнымъ въ сіе Прав-леніе прошеніемъ прописывая, что въ слободѣ его, состоящей въ Роман-ковской округѣ, ?льинской имѣется поселенныхъ дворовъ 74, въ нихъ душъ муж. 183, жен. 194, да въ состоящей отъ его слободы въ трехъ вер-стахъ помѣщичьей же слободѣ маіора Савицкаго, поселенныхъ дворовъ 38, муж. 108, жен. 102 души, а въ обѣихъ дворовъ 11.2, муж. 291, жен. 296 душъ, а обоего пола 587 душъ, изъ которыхъ слободъ онъ Малама въ своей слободѣ ?льинской, въ разсужденіи далекаго отъ Романковской церкви разстоянія, и что оныхъ слободъ жители въ преподаяніи христі-анскихъ требъ претерпѣваютъ нужду, намерѣваетъ выстроить церковь во имя Архистратига Михаила собственнымъ коштомъ, къ строенію которой имѣетъ собственнаго лѣса дубоваго и сосноваго слишкомъ 300 колодъ, и въ исправленіи церковныхъ книгъ, сосудовъ, облаченій и тому подобнаго, никакой за нимъ Маламою остановки быть не можетъ; земля подъ оную для священно и церковнослужителей имъ назначена; проситъ о заложеніи оной, куда слѣдуетъ, отъ сего Правленія взнесть представленіе; и по учиненному въ семъ Правленіи опредѣленію даннымъ сего Прав-ленія присутствующему, Свято-Троицкой церкви священнику Кодрату Сѣверскому указомъ велѣно, съѣхать ему въ слободу помѣщика пра-порщика Маламы ?льинскую, изслѣдовать, подлинполь такъ, какъ помѣщикъ прапорщикъ Малама въ прошеніи своемъ писалъ, и не будет-ли въ заложеніи и въ построеніи оной церкви препятствующихъ причинъ, и что по слѣдствію окажется, учиня опись, представить въ сіе Правленіе при репортѣ; на который онъ, священникъ Сѣверскій, сего августа 27-го дня присланнымъ въ сіе Правленіе репортомъ представилъ, что въ


398

заложеніи и построеніи вновь въ слободѣ помѣщика прапорщика Мала-мы церкви никакой остановки быть не можетъ; при которомъ репортѣ о наличности лѣса и церковныхъ вещей опись приложилъ, по которому сіе Правленіе въ заложеніи и въ построеніи той церкви никакой препят-ствующей причины не находитъ; для того Вашему Высокопреосвя-щенству Екатеринославское духовное Правленіе, съ приложеніемъ той представленной слѣдователемъ присутствующимъ, священникомъ Кодратомъ Сѣверскимъ, о наличности лѣса и церковныхъ вещей описи на архипастырское благоразсмотрѣніе въ оригиналѣ представляя, про-ситъ о заложеніи, кому слѣдуетъ, просимой помѣщикомъ Маламою въ слободѣ его ?льинской церкви, Вашего архипастырскаго благословенія". По сему доношенію преосвященный Амвросій 27-го сентября 1790 года въ резолюцію написалъ: "Объявить, чтобы помѣщикъ Малама просилъ согласія г. губернатора на постройку церкви въ слободѣ и прислалъ бы утвержденный планъ на подцерковную землю".

Репортомъ отъ 10-го декабря 1795 года Екатеринославское духовное Правленіе доносило преосвященному Гавріилу митрополиту Екатерино-славскому: "Сего декабря 1-го дня Екатеринославскаго уѣзда, помѣщикъ г. прапорщикъ ?лья Малама, поданнымъ въ сіе Правленіе прошеніемъ пропи-сывая, что заложенная въ слободѣ его ?льинской, по благословенію Вашего Преосвященства, церковь во именованіе Архистратига Михаила строеніемъ уже совсѣмъ окончена, и принадлежащія къ оной всѣ церковныя утвари, книги и другія церквѣ нужныя потребности имѣются и во освященіи препятствія быть не можетъ; о чем приложивъ реестръ, просилъ о позволеніи упомянутую церковь освятить и о выдачѣ во оную освященнаго антиминса взнесть, куда слѣдуетъ, представленіе. По учиненному въ семъ Правленіи тогожъ числа журналу, даннымъ сего Правленія присутствующему, свя-щеннику Герасиму Мартынову указомъ велѣно съѣхать въ слободу ?льин-скую и тамо вновь выстроенную Михайловскую церковь освидѣ-тельствовать, и что во оной окажется сдѣлать всему тому именную опись и представить въ сіе Правленіе. На который указъ сегожъ декабря 10-го дня


399

присланнымъ въ сіе Правленіе репортомъ онъ, Мартыновъ, донесъ, что вышеписанная церковь строеніемъ совсѣмъ окончена, и ко освященію препятствія никакого быть не можетъ, при чемъ и учиненную всему сыс-канному въ ней церковному имѣнію опись представилъ; для того Вашему Высокопреосвященству Екатеринославское духовное Правленіе, съ приложеніемъ во оригиналѣ той описи, на разсмотрѣніе представляетъ и проситъ о освященіи оной и о выдачѣ освященнаго антиминса Вашего архипастырскаго повѣленія".

На основаніи сего репорта преосвященный Гавріилъ, митрополитъ Екатеринославскій, резолюціею отъ 17-го декабря 1795 года, благосло-вилъ протоіерею Станиславскому освятить въ слободѣ ?льинской новоустроенную Архангело-Михайловскую церковь и дозволилъ выдать для этого освященный антиминсъ. 22-го декабря 1795 года изъ Екате-ринославской Консисторіи отправленъ въ Екатеринославское духовное Правленіе указъ объ этомъ; а 20-го генваря 1796 года Екатеринославскій протоіерей Іоаннъ Станиславскій соборнѣ, по надлежащему церковному чиноположенію, въ слободѣ ?льинской освятилъ новоустроенную Архангело-Михайловскую церковь и открылъ въ ней богослуженіе и священнодѣйствіе.

Кромѣ помѣщика, прапорщика ?льи Михайловича Маламы, при постройкѣ церкви въ слободѣ ?льинской, главными вкладчиками и дѣйствующими лицами, изъ поселянъ были жители той слободы— ктиторъ Романъ Косенко, прикащикъ Павелъ Шумскій, Прокопъ Шаблинскій и Романъ Задорожный.


400

СЛОБОДА БАЙДАКОВКА.

Слобода Байдаковка, при рѣкѣ Омельникѣ, многолюдная, въ раз-ныя стороны разбросанная, съ одноштатнымъ церковнымъ причтомъ, находится нынѣ Верхнеднѣпровскаго уѣзда въ 1-мъ благочинниче-скомъ округѣ*.

На живописныхъ и плодородныхъ степяхъ Омельницкихъ, получивъ себѣ въ ранговую дачу участокъ земли, маіоръ ?ванъ Григорьевичъ Байдакъ, въ 1781 году, среди пустыхъ и безлюдныхъ степей, на пріобрѣ-тенномъ участкѣ основалъ, въ честь и въ память своего рода., слободу Байдаковку и, на основаніи правилъ и условій ранговой дачи, неме"д-ленно заселилъ ее, по возможности, народомъ семейнымъ, осѣдлымъ и вольнымъ, изъ мѣстъ дозволенныхъ. Въ 1782 году, при составленіи общей народной переписи, въ слободѣ новонаселенной Байдаковкѣ, найдено и въ списки внесено постоянныхъ осѣдляхъ жителей муж. 68 и жен. 55 душъ. Съ теченіемъ времени, при усердіи помѣщика ?вана Григорьевича Байдака, населеніе слободы Байдаковки болѣеи болѣе увеличивалось.

Полнаго дѣлопроизводства и подробныхъ, обстоятельныхъ сведѣній о построеніи первой церкви въ слободѣ Байдаковкѣ пока мы не нашли въ мѣстныхъ архивахъ; а потому, до времени, относительно сего пред-мета, излагаемъ здѣсь то, что имѣется у насъ подъ руками.

Репортомъ отъ 8-го августа 1789 года Екатеринославское духовное Правленіе доносило преосвященному Амвросію Екатеринославскому: "Минувшаго іюля 22-го дня Екатеринославскаго уѣзда помѣщикъ секундъ-маіоръ ?ванъ Григорьевъ Байдакъ, присланнымъ въ сіе Правленіе репор-томъ представляя, заложенная де, по благословенію Вашего Преосвящен-ства, февраля въ 10-й день сего года въ слободѣ Байдаковкѣ вновь во имя святаго Іоанна Крестителя церковь постройкою уже окончена и при-надлежащими ей иконостасомъ, сосудами, священническими облаченіями,


401

книгами и протчими вещьми довольно снабдена; земля для священно и церковнослужителей отведена, о утвержденіи которой и планъ въ Екатеринославской духовной Консисторіи имѣется; а по семъ и ко освя-щенію никакого препятствія не будетъ;—проситъ, дабы той слободы его, Байдака, Байдаковки, такъ равно и другихъ прикосновенныхъ къ ней слободъ приходомъ жители безъ должнаго народу христіанскихъ требъ исправленія оставаться не могли, о освященіи той церкви Вашему Преосвященству отъ сего Правленія взнесть представленіе; вслѣдствіе чего по учиненному въ семъ Правленіи тогожъ іюля въ 23-й день опредѣ-ленію посланнымъ Лиховскому священнику Евфимію Вороновскому указомъ велѣно, точно-ли такъ, какъ проситель помѣщикъ маіоръ Бай-дакъ представляетъ, принадлежащіе въ вновь выстроенной въ слободѣ его Байдаковкѣ церквѣ иконостасъ, церковные облаченія, книги и протчее имѣются, и не будетъ ли ко освященію оной какого препятствія, изслѣдовать, и учиня всему тому опись, прислать въ сіе Правленіе въ немедленномъ времени; на которой сего августа 7-го дня онъ, Воро-новскій, присланнымъ въ сіе Правленіе, съ приложеніемъ описи, репор-томъ представилъ, что принадлежащіе въ той церкви иконостасъ, церковныя облаченія, книги, сосуды и протчее, въ готовности имѣются, и во освященіи оной никакого препятствія нѣтъ и не будетъ; какъ же къ той церквѣ рукоположенныхъ священника и церковниковъ еще не имѣется, для того Вашему Преосвященству Екатеринославское духовное Правленіе, съ приложеніемъ тѣмъ церковнымъ вещамъ оригинальной описи, въ архипастырское благоразсмотрѣніе представляетъ".

Бумага эта, отправленная къ преосвященному Амвросію въ г. Яссы изъ Кременчугскаго почтамта, вмѣстѣ со всею почтою, по умерщвленіи двухъ почталіоновъ, унесена и изорвана. Потребовалось возобновить ее. По вторичномъ донесеніи отъ 5-го апрѣля 1790 года преосвященный Амвросій резолюціею отъ 21-го мая 1790 года, священнику Кодрату Сѣверскому благословилъ освятить въ слободѣ Байдаковкѣ, на рѣкѣ Омельникѣ новосооруженную церковь во имя святаго Іоанна Крестителя. Такъ какъ для


402

освященія церкви и для совершенія въ ней богослуженій и священно-дѣйствій не былъ высланъ освященный антиминсъ, то Правленіе вынуж-деннымъ нашлось отправить въ Яссы къ Преосвященному новую бумагу съ просьбою о выдачѣ освященнаго антиминса. Бумага отправлена 19-го августа 1790 года, а резолюціею отъ 24-го октября 1790 года дозволено выдать освященный антиминсъ; вышедшій изъ Польши и по выбору г. Байдака, желавшій поступить и дѣйствительно опредѣленный въ Байда-ковку, священникъ Григорій Ковалевскій принялъ въ Яссахъ святый антиминсъ для доставленія по надлежащему. 10-го ноября 1790 года новоустроенная въ Байдаковкѣ, на рѣкѣ Омельникѣ, Іоанно-Крести-тельская церковь соборнѣ, по церковному чиноположенію, освящена и открыта къ богослуженію и священнодѣйствію.

СЛОБОДА БЪЛЬЧЕНКОВА, НЫНЪ Н?КОЛАЕВКА ГЕГЕЛ?НА.

Слобода Бѣльченкова, нынѣ Николаевка Гегелина, при рѣкѣ Домо-ткани, съ одноштатнымъ церковнымъ причтомъ, находится въ настоящее время Верхнеднѣпровскаго уѣзда въ 1-мъ благочинническомъ округѣ*.

На роскошныхъ и богатыхъ степяхъ Домотканскихъ пріобрѣвъ себѣ въ ранговую дачу, около 1780 года, нѣсколько тысячъ десятинъ земли, гражданскаго вѣдомства чиновникъ, титулярный совѣтникъ ?ванъ N Бѣльченко немедленно основалъ здѣсь, въ память своего рода, слободу Бѣльченкову и, согласно правиламъ ранговой дачи, началъ на широ-кой, пустой и безлюдной степи заселять свою слободу народомъ семейнымъ и осѣдлымъ. Въ 1782 году, при составленіи общей народной переписи, въ слободѣ Бѣльченковой оказалось уже и въ списки внесено постоянныхъ осѣдлыхъ жителей мужеска 94 и женска 81 душа. Съ теченіемъ времени, при лучшихъ и благопріятнѣйшихъ обстоятель-ствахъ, народонаселеніе въ слободѣ Бѣльченковой, постепенно, болѣе и


403

болѣе увеличивалось. Обстроившись самъ домомъ и давши всѣ средства своимъ поселянамъ обзавестись домами и хозяйственными усадьбами, помѣщикъ Бѣльченко, уже въ чинѣ коллежскаго ассесора, въ 1795 году началъ заботиться о построеніи въ своей слободѣ церкви.

Полнаго дѣлопроизводства и обстоятельныхъ свѣдѣній о построе-ніи церкви въ слободѣ Бѣльченковой мы, пока, нигдѣ не нашли; излагаемъ здѣсь, до времени, только то, что имѣемъ подъ руками.

Новороссійское духовное Правленіе, ходатайствуя предъ епархіаль-ным Начальствомъ о произведеніи слободы Комисаровки, стихарнаго дьячка Петра Заблодскаго во священника въ слободу Бѣльченкову къ строившейся тамъ Богоявленской церкви, согласно просьбѣ строителя, помѣщика коллежскаго ассесора ?вана Бѣльченкова и сосѣднихъ помѣщиковъ, желавшихъ присоединиться приходомъ къ новостроив-шейся церкви, въ репортѣ отъ 15 іюня 1799 года, между прочимъ, писало преосвященному Гавріилу, митрополиту Новороссійскому: "Въ слободѣ Бѣльченковой церковь, по состоявшемуся изъ духовной Консисторіи отъ 3-го мая прошлаго 1796 года указу, во именованіе святаго Богоявленія, минувшаго 1798 года іюня 6-го дня заложена, и нынѣ, по завѣренію той части благочиннаго, священника Щастливцева и помѣщика Бѣльчен-кова, кромѣ иконостаса, который однакъ отдѣлкою къ слѣдующей осени оконченъ будетъ, достроена; подъ оную Богоявленскую церковь, для продовольствія будущихъ при ней священно и церковнослужителей, отмежевана земля во сто двадцать десятинъ состоящая, на которую планъ, а равно и о содержаніи той церкви во всякомъ благолѣпіи данная отъ онаго помѣщика Бѣльченка подписка хранится при дѣлахъ духов-ной Консисторіи. Въ самой слободѣ Бѣльченковой мужеска пола душъ 130, женска 115, да причисляющихся къ оной, по желанію помѣщиковъ, деревень ихъ,—надворнаго совѣтника Бродскаго Аидреевки, пору-чика Гегелы Николаевки, поручика Зосимовича Зосимовки, дво-рянина Барсукова Акимовки и Ульяновки, прапорщика Глухачева Глу-


404

хачевки, и ротнаго квартермистра Смородскаго ?вановки, въ коихъ по сей послѣдней пятой ревизіи состоитъ на лицо мужеска 350, а женска 327 душъ, а всего съ его, Бѣльченка, слободою 480 мужеска и 442 души женска пола; дворовъ же, полагая въ каждый по четыре души муж. пола, счи-тается 120. А по таковому количеству дворовъ и душъ, и что оная слобода Бѣльченкова, а равно съ нею и другія вышесказанныя помѣщичьи слободы отъ околичныхъ приходскихъ церквей находятся отъ двѣнад-цати до пятнадцати и выше верстъ, сіе духовное Правленіе признаетъ за необходимое быть, впредь до освященія церкви, при ономъ Бѣльчен-ковомъ приходѣ, для исправленія и преподаянія народу христіанскихъ требъ, настоящему священнику. Для того сіе Правленіе, выслушавъ кан-дидата, промующагося во священника, Петра Заблодскаго въ чтеніи, пѣніи и въ знаніи катихизиса, Вашему Высокопреосвященству, съ препрювожденіемъ подлиннаго одобренія, благопочтенно представляетъ, и всенижайше проситъ его, Заблодскаго, къ вышеписанной Свято-Бого-явленской церкви священникомъ произвесть и снабдить его ставленною священническою грамотою, и о семъ учинить Ваше архипастырское благоразсмотреніе". На основаніи всѣхъ этихъ презентовъ, имѣвшій промоцію въ священническій санъ. стихарный дьячекъ слободы Комиса-ровки Петръ Заблодскій 22-го октября 1799 года въ Новомиргородѣ рукоположенъ во священника въ слободу Бѣльченкову къ строющейся Богоявленской церкви.


405

СЛОБОДА ВАС?ЛЬЕВКА.

Екатеринославскаго Намѣстничества правитель, генералъ-маіоръ ?ванъ Максимовичъ Синельниковъ, въ отношеніи отъ 20-го іюля 1787 года за № 1282, писалъ преосвященному Амвросію, архіепископу Екатеринославскому и Херсонисо-Таврическому: "Здѣшняго Намѣстни-чества помѣщикъ г. генералъ-поручикъ и кавалеръ графъ Борхъ объя-вилъ мнѣ намѣреніе свое сооружить церковь въ слободѣ своей, состо-ящей въ Екатеринославскомъ уѣздѣ, Василъевской, въ коей состоитъ дворовъ 87, въ нихъ муж. 179, жен. 169 душъ, а сверхъ того пожелали быть къ той же церкви въ приходѣ слободы помѣщика надворнаго совѣтника Корбы Михайловки поселяне, въ коей дворовъ 40, въ нихъ муж. 89, жен. 76 душъ, для чего на сооруженіе той церкви пріуготовлено уже довольное число матеріаловъ, нанятъ майстеръ и имѣется въ налич-ности 500 рублей денегъ. Я, препровождая при семъ планъ на отмеже-ванную землю, для построенія въ помянутой слободѣ г. генералъ-пору-чика графа Борха церкви, а равно и для имѣющихъ быть при оной священно и церковнослужителей, Вашего Высокопреосвященства по-корно прошу на сооруженіе въ той слободѣ церкви преподать Ваше архипастырское благословеніе".

Земля подцерковная отмежевана между древнѣйшими "оврагами— Бузиповатымъ и Кошевскимъ". Слобода Васильевка, графа Михаила ?вановича Борха, и сосѣднія деревни Михайловка и ?вановка, надворнаго совѣтника Феодора Михайловича Корбы и надворнаго совѣтника умершаго Политики, деревни князя Кудашева и полковни-ковъ Шляхтина и Остроградскаго, чрезъ рѣку Бузулукъ принадлежали къ приходу Алферовскому, на разстояніи болѣе 25-ти верстъ*.

23-го іюля 1787 года состоялось опредѣленіе епархіальнаго На-чальства о разрѣшеніи устроить въ слободѣ Васильевкѣ Свято-Николаевскую церковь каменнымъ зданіемъ. 28-го іюля 1787 года выдана   благословительная   храмозданная   грамота   на   закладку   и


406

сооруженіе церкви; а 22-го августа 1787 года Екатеринославскій протоіерей Феодоръ Фомичъ соборнѣ, по надлежащему церковному чиноположенію, въ слободѣ Васильевской освятилъ мѣсто подъ церковь и положилъ закладку на сооруженіе оной. 22-го октября 1787 года слободы Комми-саровки Свято-Николаевской церкви діаконъ Андрей Муравскій рукопо-ложенъ во священника къ строющейся Николаевской церкви въ слободѣ Васильевкѣ.

18-го февраля 1788 года, въ бытность въ Васильевкѣ благочиннаго священника Клементидіева, по обозрѣнію церквей благочинія, жители села Васильевскаго представили ему репортъ, въ коемъ писали: "По благо-словенію его преосвященства, Амвросія, архіепископа Екатеринославскаго и Херсонисо-Таврическаго, въ слободѣ нашей Васильевской церковь каменная во имя святителя Христова Николая заложена и уже не мало сооружена, къ которой, въ разсужденіи дальнаго отъ окружныхъ церквей, не менѣе 20-ти верстъ, разстоянія, Его Преосвященствомъ и священникъ Андрей Муравскій рукоположенъ. А какъ нынѣ весняное время и приспѣ-ваетъ святая четыредесятница, въ которую должны мы, по христіанскому обряду, приготовляться къ исповѣди и причащенію, онаяжъ слобода и другія къ сему приходу принадлежащія мѣста состоять, какъ упомянуто, въ немалом отъ окружныхъ церквей разстояніи и за разлитіемъ рѣкъ Сакса-гани, Базалука и другихъ протоковъ, престарѣлые и неимущественные исполнить того не могутъ; того ради покорнѣйше просимъ, до окончанія вновь строющейся у насъ церкви къ отправленію въ состроенномъ въ слободѣ Васильевской молитвенномъ домѣ литургій и къ удостоенію насъ по христіанскому обряду исповѣди и пріобщенія святыхъ Таинъ, и выдачѣ подвижнаго антиминса, куда слѣдуетъ, представить". Благочинный Клементидіевъ, священникъ села Волошскаго, отъ 24-го февраля 1788 года донося о семъ и представляя подлинный репортъ, съ своей стороны, про-силъ преосвященнаго Амвросія снабдить жителей слободы Васильевской подвижнымъ антиминсомъ. По симъ презентамъ, по вниманію къ изложеннымъ   обстоятельствамъ,   преосвященный   Амвросій   6   марта


407

1788 года въ резолюцію написалъ: "Подвижный антиминсъ выдать; а когда церковь будетъ выстроена, то отобрать". На основаніи сей резо-люціи 8-го марта 1788 года священнику села Васильевскаго Андрею Муравскому выданъ походный, подвижный антиминсъ.

Въ 1790 году народъ изъ слободы Васильевской и околичныхъ дере-вень разбѣжался, разошелся по неизвѣстнымъ мѣстамъ; управитель графа Борха Гржимайло обижалъ народъ и священника; завѣдомо пере-держивалъ у себя всякаго рода бѣглецовъ и разбойниковъ; преданный за это суду, во избѣжаніе наказанія, похитивши экономическіе суммы, бѣжалъ въ Польшу. По симъ безпорядкамъ священникъ Муравскій изъ слободы Васильевской переведенъ въ Коммисаровку; резолюціею Пре-освященнаго отъ 20-го мая 1790 года, антиминсъ изъ Васильевскаго молитвеннаго дома отобранъ, и богослуженіе въ немъ прекратилось.

Когда именно, кѣмъ и при какихъ обстоятельствахъ основана и засе-лена эта слобода Васильевка; какая была дальнѣйшая судьба этой слободы и заложенной въ ней и уже немало сооружешюй каменной Свято-Николаевской церкви,—обо всемъ этомъ обстоятельныхъ свѣдѣній мы нигдѣ не нашли. Рѣшеніе этихъ вопросовъ предоставляемъ времени и болѣе благопріятнымъ обстоятельствамъ. 3-го округа Верхнеднѣ-провскаго уѣзда благочинный, священникъ о. Васютинскій, сообщаетъ намъ кратко, что, на мѣстѣ бывшей слободы Васильевской, въ настоящее время существуетъ въ Гуляйпольскомъ приходѣ деревня Удачная, вла-дѣнія штабсъ-ротмистра Сергѣя Александровича Лаппо-Данилевскаго.



Яндекс цитирования

Рассылки Subscribe.Ru
Генеалогическое древо семьи