304

СЛОБОДА М?ШУР?НЪ-РОГЬ.

Слобода Мишуринъ-Рогъ,—поселеніе весьма древнее и имѣетъ за собою много историческихъ воспоминаній*.

?сторія Мишурина-Рога тѣсно связана съ исторіею Переволочной, мѣстечка Полтавской губерніи, Кобелякскаго уѣзда, при впаденіи р. Ворсклы въ Днѣпръ. Обѣ слободы основаны въ одно и тоже время, Мишуринъ-Рогъ на правой сторонѣ Днѣпра, а Переволочная на лѣвой,—и основаны съ одною и тоюже цѣлію,—для удобнѣйшаго перевоза чрезъ Днѣпръ всѣхъ проходящихъ и проѣзжающихъ. Въ XVI вѣкѣ находимъ уже упоминаніе о Переволочной и Мишуриномъ-Рогѣ, какъ о мѣстахъ переправы чрезъ Днѣпръ.

Въ старинныхъ бумагахъ Мишуринъ-рогъ, Мишуриногорскій ретраншаментъ не рѣдко называется Вершино-Камянкою, второю Вершино-Камянкою.

0 слободе Мишуриномъ-Рогѣ въ консисторскомъ архивѣ мы находимъ слѣдующія вѣрныя историческія свѣдѣнія.

29-го апрѣля 1772 года Новороссійской губерніи, вѣдомства Крестовой Камянской протопопіи, 10-й роты, Мишуринской церкви святыхъ и правѣдныхъ Симеона Богопріимца и Анны пророчицы священникъ Александръ Потаповичъ доносилъ намѣстнику Зосимо-вичу, что по указу Св. Синода отъ 6-го ноября 1771 года велѣно при всѣхъ церквахъ устроить колоколыш съ твердыми дверями и крепкими замками. "По бѣдности прихода и яко мѣсто сіе вовсе безлѣсное, сдѣлать сего онъ доселѣ немогъ. Бывшій же при церкви его ктиторъ, первый ея строитель, бездѣтный казакъ ?ванъ Чумакъ, предъ смертію, завѣщалъ всѣ свои деньги и все свое имущество на постройку колькольни и на пріобрѣтеніе церковныхъ вещей—гробницы серебряной, кадильницы серебряной, креста стоячаго съ подножіемъ на престолъ серебряного и прочихъ надобностей. По смерти Чумака и по  распродажѣ   его  имущества, деньги  229  рублей  отобраны  въ


305

Правленіе ротныхъ письменныхъ дѣлъ и велѣно не давать ихъ въ цер-ковь, а отдать въ проценты надежнымъ людямъ, или же представить въ полкъ". На доношеніе о семъ намѣстника Зосимовича резолюція пре-освященнаго Іова Переяславскаго отъ 28-го мая 1772 года состоялась такая: "Представить Новороссійской губерніи въ Канцелярію съ пропи-саніемъ доношенія и требовать, дабы свѣтскія команды священникамъ въ требованіяхъ ихъ, касающихся до различныхъ надобностей церков-ныхъ, а паче и указами повелѣнныхъ (каково есть и построеніе коло-колень способныхъ къ запертію) не только не отказывали, но и всегда спомоществовали и тѣмъ бы священники оставались свободными отъ штрафовъ, которымъ подвержены быть должны за неисполненіе ука-зовъ". Канцелярія Новороссійской губерніи въ точности исполнила резолюцію преосвященнаго и промеморіею дала знать о семъ Переяс-лавской Консисторіи. Елисаветградскій пикинерный полкъ деньги немедленно возвратилъ въ Мишуринорогскую церковь святаго и правед-наго Симеона Богопріимца и Анны пророчицы.

Оффиціальною бумагою отъ 22-го декабря 1774 года за № 187-мъ Елисаветградское духовное Правленіе доносило въ духовную епископіи Переяславской Консисторію, что "прошедшаго ноября 29-го дня того же 1774 года Елисаветградскаго пикинернаго полку, отъ роты осьмой `), Мишуринорогской, священники Симеоновскій Александръ Потаповичъ, да Преображенскій Василій Попельнѣцкій и тоей роты ротный командиръ Филиппъ Устимовичъ, со всею своею старшиною и пикинерами, доношеніемъ присланнымъ представили: публикованны-ми де въ прошедшихъ 1771 и 1772 годахъ, изъ Правительствующаго Сената и Св. Правительствующаго Синода, Ея ?мператорскаго Величества указами, велѣно внутрь городовъ и мѣстечекъ, помершихъ тѣлъ при церквахъ не погребать, а имѣть отъ селенія, по крайности

`) Количественное именованіе ротъ, и самое названіе шанцевъ и слободъ как въ уставахъ народа, въ живой рѣчи его, такъ и въ письменных ъ дѣловыхъ бумагахъ весьма часто мѣнялись и переиначивались. Въ диходетье, во время военныхъ тревогъ, при постоянныхъ смѣнахъ и передвиженіяхъ войска и народа, не возможно было установиться въ этомъ отношеніи надлежащему порядку.


306

за сто сажней, особенныя кладбища и на тѣхъ, по возможности, построить церковь. Во исполненіе которыхъ указовъ въ той ротѣ, за отлучкою тогда въ походѣ настоящаго ротнаго командира, кладбище, хотя и отведено, но не въ пристойномъ мѣстѣ, потому, что на высокой горѣ и во время де дождей, а паче зимней слизкой погоды, съ великою трудностію помершее тѣло могутъ снесть, а иногда, всячески и не возможно. А какъ въ Мишуринорогскомъ ретраншаментѣ церковь святыхъ и праведныхъ Симеона Богопріимца и Анны пророчицы разстояніемъ отстоитъ отъ селенія крайне въ версту, и въ томъ ретраншаментѣ, кромѣ одной церковной караулки, ни какого жилья не имѣется; то и просили при означенной церкви открыть кладбище; по которому доношенію отъ сего Правленія писано впредь-сказанную Мишуринорогскую роту: какъ далече отъ той Симеоновской церкви крайнее жилье, и чье именно и сколько до него разстоянія будетъ, и не бывалолъ тамъ когда селенія и впредь не будетъ-ли? На которое отъ той же Мишуринорогской роты въ отвѣтъ чрезъ присланное извѣстіе сообщено сего декабря 20-го дня: въ помянутой—де ротѣ отъ церкви Симеона Богопріимца и Анны пророчи-цы, крайній житель ?ванъ Артеменко, разстояніемъ состоитъ за четыреста девять, или десять саженей и то будетъ безъ мало верста; а нынѣ въ ономъ ретраншаментѣ строенія не имѣется и впредь не будетъ. Да и прежде не было, кромѣ нынѣ состоящей одной караулки. Церковь же на мѣсто отъ пожежи (отъ пожара) сгорѣвшей, въ недавнемъ времени, будетъ де тому назадъ лѣтъ не болѣе десяти, какъ единственно для погребенія умершихъ тѣлесъ, на пристойномъ мѣстѣ выстроена, обывательскимъ коштомъ; и въ разсужденіи прописанныхъ обстоятельствъ, просили, о прописуемомъ куда надлежитъ представить, и для того симъ духовное Елисаветградское Правленіе духовной Переяславской Консисторіи благопочтительнѣйше подъ разсмотреніе и милостивую резолюцію представляетъ: "не повелѣ-нолъ будетъ при той церкви кладбище имѣть, ибо и духовнымъ Прав-леніемъ, во время осмотру церковнаго благочинія, усмотрѣна способность о бытіи тамо кладбищу, а въ другихъ мѣстахъ хотя бы и назначить можно,


307

но по причинѣ съ однихъ сторонъ крайне низменныхъ мѣстъ, а съ другихъ весьма гористыхъ и доселѣ не назначено, кромѣ прежде отве-даннаго, но на ономъ въ погребеніи, по неспособности, подлинно край-нюю нужду обыватели имѣютъ".

При разслѣдованіи всѣхъ обстоятельствъ по сему доношенію, на мѣстѣ, открылось: "старики Мишуринорогскіе, по живому, устному преданію, увѣряли, что когда-то, въ древнѣйшія времена, здѣсь былъ хуторъ запорожскаго казачества, гдѣ жило нѣсколько казаковъ отшель-никовъ, занимавшихся пчеловодствомъ, скотоводствомъ и рыболовствомъ; когда-то этими мѣстами проходила русская армія, во время этого шествія арміи, на нынѣшнемъ Мишуриногорскомъ ретраншаментѣ основана была главная резиденція русской арміи и поставлена была на продолжительное время походная церковь ея. По справкѣ же съ дѣловыми, оффиціальными бумагами оказалось, что въ 1739 году здѣсь существовала уже Симео-новская церковь; 2-го сентября 1761 года въ день недѣльный послѣ божественной литургіи, церковь эта, со всѣми утварьми и принадлеж-ностями, сгорѣла, слитки серебра, найденные на пожарищѣ, отъ церков-ныхъ утварей, взяты ротнымъ командиромъ въ ротное Правленіе. Въ замѣнъ сгоревшей, не далеко отъ нея, въ томъ же ретраншаментѣ, на мѣ стѣ, гдѣ стояла военная походная церковь, въ 1763 году выстроена новая въ то же наименованіе святыхъ и праведныхъ Симеона Богопріимца и Анны пророчицы. Главнымъ вкладчикомъ новой церкви, строителемъ и попе-чителемъ ея былъ казакъ Чумакъ. По письменному отзыву мѣстнаго священника церковь эта сдѣ лана порядочно и оградою,съ тремя больши-ми земляными валами, благопристойно ограждена извнѣ и внутрь никакой порчи неимѣетъ. Церковными утварьми достаточно украшена; книги, сосуды и прочія надобности имѣются. Тутъ же бывшій фабричпый дворецъ, за избегомъ людей, въ пустошности находится". Апрѣля 24-го дня 1776 года преосвященный Іовъ Переяславскій по сему дѣлу далъ такую резолюцію: "какъ въ промеморіи Канцеляріи Новорос-сійской губерніи никакой въ прописанномъ ретраншаментѣ для воен-


308

ныхъ надобностей нужды не показано и по свидѣтельству опредѣленныхъ отъ губернской Канцеляріи къ свидѣтельствованію тое мѣсто заспособное для кладбища признано; то и быть ему кладбищемъ".

23-го іюня 1793 года Екатеринославское духовное Правленіе пред-ставленіемъ долагало преосвященному Гавріилу, митрополиту Екате-ринославскому: "Сего іюня 23-го числа Екатеринославскаго вѣдомтсва селенія Мишуринорога священникъ Александръ Потаповъ поданнымъ въ сіе Правленіе прошеніемъ, съ приложеніемъ при ономъ таковогожъ на имя Вашего Высокопреосвященства отъ тамошнихъ Мишуринорогскихъ при-хожанъ даннаго, проситъ Мишуринорогскую Симеоновскую церковь на удобномъ мѣстѣ перестроить, и о томъ съ прописаніемъ резоновъ къ Вашему Высокопреосвященству учинить представленіе; какъ же сему Правленію не безъизвѣстно, что реченная Мишуринорогская Симеонов-ская церковь,изъ давна будучи состроена, 1763 г., на высокомъ гористомъ мѣстѣ, прежде тамошнихъ жителей селеніями со всѣхъ сторонъ окружена была, а потомъ, по причинѣ неудобности мѣста и ведущей къ тому дороги отъ весеннихъ изъ горы водныхъ истеченій и дождей, часъ отъ часу такъ повреждаемой, что съ великою трудностію бываетъ по оной къ церкви всходъ, всѣ жители оные принуждены были переселиться на подолъ и большею частію для выслушанія церковнаго богослуженія ходить въ другую тамошнюю Преображенскую церковь, оставивъ свою приходскую на опусто-шенномъ мѣстѣ, въ которой часто въ праздничные дни одинъ почти священникъ съ причетниками занимается отправами церковными, и тѣмъ какъ онъ съ церковниками, такъ рано и самая церковь лишается должныхъ для содержанія себя подаяній; что все могъ видѣть внедавнемъ объѣздѣ своемъ для обозрѣнія здѣшняго вѣдомства церквей протопопъ Стани-славскій, а для того къ донесенію о томъ высшей командѣ въ присутствіи подавалъ словесное объявленіе; но за умертвіемъ преосвященнаго архі-епископа Амвросія оное дѣло до настоящей священника Потапова просьбы безъ дѣятельности оставалось. Для того Екатеринославское духовное Правленіе свидѣтельствуя о справедливости прописанныхъ въ просьбѣ


309

Мишуринорогскихъ прихожанъ резоновъ, по которымъ необходимо нужно ихъ приходскую церковь на другое удобнѣйшее мѣсто перенесть, съ приложеніемъ ихъ заручной просьбы, Вашему Высокопреосвященству на благоразсмотрѣніе представляетъ и проситъ о томъ Вашего архипас-тырскаго дозволенія". Послѣ долговременной переписки, когда открылось, что, по причинѣ протекающей чрезъ Мишуринъ-рогъ рѣки Синюхи, два прихода въ слободѣ нельзя соединить въ одинъ и прихожанъ Сименовской церкви невозможно причислить къ Преображенской церкви, преосвящен-ный Гавріилъ, митрополитъ Екатеринославскій, резолюціею отъ 20 генваря 1794 г. дозволилъ и благословилъ Симеоновскую церковь въ Мишуриномъ-рогѣ перестроить вновь на другомъ удобнѣйшемъ мѣстѣ.

Репортомъ отъ 12-го іюля 1795 года Екатеринославское духовное Правленіе представляло преосвященному Гавріилу: "минувшаго мая 4-го дня Екатеринославскаго уѣзда казеннаго селенія Мишурина-рога Симео-новской церкви священникъ Александръ Потаповъ поданнымъ въ сіе Правленіе репортомъ прописалъ, что по благословенію Вашего Высоко-преосвященства, означенная церковь, по перенесеніи на другое удоб-нѣйшее мѣсто, строеніемъ совсѣмъ уже окончена, и какъ утвари, ризница, книги, такъ равно и тому подобное въ готовности имѣется, и во освященіи препятствія быть не можетъ,—и просилъ чрезъ кого слѣдуетъ освидѣтельствовать и по освидѣтельствованіи, о освященіи учинить, куда слѣдуетъ, представленіе. По учиненному въ семъ Правленіи того же числа журналу посланнымъ третьей части благочинному, священнику Калужин-скому Зосимовичу указомъ велѣно вышеписанную церковь освидѣ-тельствовать, и что окажется, сдѣлавъ всему тому именную опись, прислать въ сіе Правленіе, при репортѣ; на который указъ сего іюля 6-го дня прислан-нымъ въ сіе Правленіе, съ приложеніемъ таковой описи, репортомъ оный благочинный Зосимовичъ представилъ, что точно вышеписаная Симео-новская церковь строеніемъ окончена и всѣми нужностьми довольно снабжена и во освященіи препятствія никакого быть не можетъ. Для того Вашему   Высокопреосвященству   Екатеринославское   духовное   Прав-


310

леніе, съ приложеніемъ въ оригиналѣ описи, представляя проситъ о освященіи вышеписанной Симеоновской церкви, кому слѣдуетъ, дать Ваше архипастырское благословеніе".

На основаніи сего репорта преосвященный Гавріилъ резояюціею отъ 20-го августа 1795 года разрѣшилъ и благословилъ протоіерею Стани-славскому освятить новоустроенную въ слободѣ Мишуринорогѣ Симеоновскую церковь. 21-го августа 1795 года изъ Екатеринославской Консисторіи отправленъ въ Екатеринославское духовное Правленіе указъ объ этомъ; а 8-го сентября того же 1795 года Екатеринославскій прото-іерей Іоаннъ Станиславскій соборнѣ, по надлежащему церковному чинопослѣдованію, въ слободѣ Мишуриномъ-рогѣ освятилъ новоу-строенную на другомъ удобнѣйшемъ мѣстѣ Симеоновскую церковь и открылъ въ ней богослуженіе и священнодѣйствіе.

Въ слободѣ Мишуриномъ-рогѣ есть еще другая приходская Преоб-раженская церковь, такъ называемая въ старинныхъ дѣловыхъ бумагахъ форштатская, посадская, предградская, построенная для обывателей слободы, жившихъ внѣ города, за крѣпостію, вдали отъ ретран-шамента.—Устроена и освящена эта церковь въ 1757 году.

Въ началѣ 1772 года Днѣпрово-Камянской Крестовой Намѣстніи намѣстникъ, управитель духовныхъ письменныхъ дѣлъ, іерей Артемій Зосимовичъ доносилъ преосвященному Іову, епископу Переяславскому, что "вѣдомства его Елисаветградскаго пикинернаго полка въ 10-й ротѣ Мишуринорогской церковь въ память Преображенія Господня устроена давно уже, - въ 1757 году; но доселѣ точію по заломы укрыта, прочія же стѣны всѣ и по нынѣ неокожухованы, и никакой ограды нѣтъ при церкви; приготовлено было деревни (лѣса) нѣсколько колодъ изрѣзан-ныхъ и шиліованья; но все это, по безпечности и за нерадѣніемъ священ-ника Василія Попельнѣцкаго, сгнило и пропало".

Въ прошеніи отъ 16-го февраля 1.791 года Мишуринорогской Пре-ображенской   церкви   священникъ   Антоній   Попельницкій,   началь-


311

никъ, смотритель слободы прапорщикъ Алексѣй Ковалевскій, ктиторы Романъ Волкъ и Іаковъ Чмѣль, съ почетнѣйшими прихожанами, писали преосвященному Амвросію Екатеринославскому: "Приходская наша Преображенская церковь, по давнему сооруженію ея, пришла въ крайнюю ветхость, такъ что совсѣмъ уже къ паденію наклонилась, почему и священнослуженіе отправлять въ ней крайне небезопасно. Нынѣ мы намѣ-рены, на мѣсто оной въ тоже именованіе, сооружить новую на другомъ удобномъмѣстѣ, въ разсужденіи того, что почти всѣ мы жительство свое имѣемъ теперь отъ помянутой церкви болѣе двухъ верстъ; въ разсужденіи такого далекаго растоянія отъ церкви и въ случаяхъ разлитія воднаго, нерѣдко лишаемся слушанія божественнаго пѣнія; да и священнику въ исправленіи христіанскихъ требъ очень трудно. Какъ же въ сборѣ цер-ковномъ имѣется у насъ малое число денегъ, не болѣе тридцати руб.; то Вашего Высокопреосвященства всепокорнѣяше просимъ для испраши-ванія въ епархіи Вашего Высокопреосвященства отъ доброхотныхъ де-талей милостыннаго подаянія на сооруженіе новой церкви, выдать намъ шнурозапечатанную книгу". По резолюціи преосвященнаго отъ 26-го марта 1792 г., выдана просительная книга срокомъ на годъ. Въ новомъ прошеніи отъ 20-го апрѣля 1791 года тѣже лица писали преосвящен-ному Амвросію: "По резолюціи Вашего Преосвященства, послѣдовав-шей на прошеніи нашемъ, выдана изъ духовной Екатеринославской Кон-систоріи 1791 года мая 8-го числа, для испрашиванія въ Екатерино-славской епархіи чрезъ одинъ годъ, на сооруженіе въ мѣсто пришедшей въ обветшалость церкви во имя Преображенія Господня, вновь на другомъ удобномъ мѣстѣ въ тожъ именованіе, милостыннаго подаянія зашнурная книга, по которой испрошено денегъ 192 рубля 91 коп., и за оныя куплено потребнаго на церковь лѣсу, который уже совсѣмъ къ состроенію церкви выготовленъ и майстеръ договоренъ. Для того о семъ представляя Вашему Преосвященству, покорнѣйше просимъ о заложе-ніи на другомъ удобномъ мѣстѣ въ тожъ именованіе церкви преподать Ваше архипастырское благословеніе, и сей долгъ осмѣливаемось


312

Вашего Преосвященства просить, повелѣть выполнить, по способности, сей части благочинному, священнику Моисею Зосимовичу, житель-ствующему отъ Мишурина-рога не болѣе въ пяти верстахъ". По сему прошенію, резолюціею отъ 4-го іюня 1792 года преосвященный Амвросій благословилъ благочинному, Калужинскому священнику Моисею Зосимовичу въ слободѣ Мишуриномъ рогѣ, на мѣсто обветшавшей, на другомъ удобнѣйшемъ мѣстѣ, заложить къ постройкѣ новую Преобра-женскую церковь. 5-го іюня 1792 г., отправленъ изъ Консисторіи въ Екатеринославское духовное Правленіе указъ объ этомъ.

Екатеринославское духовное Правленіе репортомъ отъ 25 сентября 1794 года представляло преосвященному Гавріилу: "Сего сентября 1-го Екатеринославскаго уѣзда казеннаго селенія Мишурина Преображенской церкви священникъ Антоній Попельницкій присланнымъ въ сіе Правленіе прошеніемъ прописалъ, что заложенная, по резолюціи покойнаго преосвя-щеннаго Амвросія архіепископа, вмѣсто старой Преображенской церкви, новая строеніемъ уже окончена, и къ освященію оной препятствій нѣтъ; старой церкви иконостасъ къ постановленію еще способенъ,—и просилъ о освященіи оной и о выдачѣ , вмѣсто стараго , новаго антиминса сдѣлать, куда слѣдуетъ, представленіе. По учиненномужъ въ семъ Правленіи тогожъ числа журналу посланнымъ 3-й части благочинному, Калужинскому священнику Моисею Зосимовичу указомъ велѣно, съѣхать въ селеніе Мишуринъ-рогъ и тамо вновь выстроенную Преображенскую церковь освидѣтельствовать, и что при освидѣтельствованіи найтиться можетъ, всему тому сдѣлавъ опись, прислать при репортѣ въ сіе Правленіе немедленно для представленія, куда слѣдуетъ. На который указъ сегожъ теченія 25-го числа оный благочинный, священникъ Зосимовичъ таковую, при репортѣ, той вновь выстроенной церкви, церковнымъ вещамъ, сосудамъ, книгамъ, утварямъ и прочему опись въ сіе Правленіе представилъ, донося при томъ, что ко освященію оной никакого препят-ствія быть не можетъ. Для того Вашему Высокопреосвяшенству Екатери-нославское духовное Правленіе, съ приложеніемъ въ оригиналѣ той описи,


313

представляетъ и проситъ о освященіи вышеписанной церкви дать Ваше архипастырское повелѣніе и вмѣсто старого новый освященный анти-минсъ выдать".

По сему репорту преосвященный Гавріилъ резолюціею отъ ЗО-го октября 1794 года разрѣшилъ и благословилъ новоустроенную въ слободѣ Мишуринѣ Преображенскую церковь освятить и дозволилъ, вмѣсто ста-раго, выдать новый освященный антиминсъ. 30-го тогоже октября выданъ новый святый антиминсъ и изъ Екатеринославской Консисторіи от-правленъ въ Екатеринославское духовное Правленіе указъ объ этомъ; а 20 ноября тогоже 1794 года Екатеринославскій протоіерей Іоаннъ Ста-ниславскій соборнѣ, по надлежащему церковному чинопослѣдованію, въ слободѣ Мишуринѣ освятилъ новоустроенную Преображенскую церковь и открылъ въ ней богослуженіе и священнодѣйствіе.

СЛОБОДА ВОРОНОВКА (КУЦЕВОЛОВКА).

Слобода Вороновка, Куцеволовка тожъ, при Днѣпрѣ, на правомъ бе-регу по теченію его, многолюдная и промышленная, съ населеніемъ зажи-точнымъ и состоятельнымъ, при одноштатномъ церковномъ причтѣ, находится нынѣ Верхнеднѣпровскаго уѣзда въ 1-мъ благочинническомъ округѣ*.

?зъ многихъ старинныхъ мѣстныхъ документовъ видимъ, что Вороновка, въ древнія времена, извѣстна была под различными именами; въ старину она именовалась урочищемъ Троицкимъ, займищемъ, хуторомъ Тройн

ицкимъ, Куцутовкою, Куцеволовкою, Вороновкою; даже въ 1750 году, въ нѣкоторыхъ бумагахъ, назы-валась она слободою Тройницкою.

Съ 1670 года въ спокойное время, ежегодно, раннею весною, люди малороссійской паціи изъ-подъ Кременчуга, изъ-подъ Кобелякъ и Келеберды, со всѣмъ семействомъ, съ домовствомъ и хозяйствомъ своимъ пріѣзжали на урочище Троицкое и, поль-


314

зуясь здѣсь всѣми богатствами естественныхъ произведеній, всѣми выгодами и удобствами счастливой и благодатной мѣстности, занимались скотоводствомъ и землепашествомъ. Многіе изъ этихъ временныхъ насельниковъ урочища Троицкаго, особенно семейства запорожскаго товариства, оставались здѣсь нерѣдко и на зиму въ шалашахъ и землянкахъ. Около 1740 года урочище Троицкое, хуторъ Тройницкій значится уже въ числѣ населенныхъ мѣстностей запорожскаго каза-чества; въ Вороновкѣ, у хутора Троицкаго, Тройницкаго жили постоянно осѣдлыя семейства, челядь и наймиты нѣкоторыхъ войсковыхъ старшихъ запорожскаго Коша. Въ 1755 году число осѣдлыхъ и семей-ныхъ жителей въ слободѣ Вороновкѣ до того увеличилось, что, для удовлетворенія духовныхъ нуждъ и религіозныхъ потребностей народа, естественно, сама собою открылась настоятельная необходимость въ постройкѣ церкви. Въ это время, недалеко отъ Вороновки, на другой сторонѣ Днѣпра, въ мѣстечкѣ Келебердѣ, по устройствѣ новой церкви, старая оставалась безъ употребленія и безъ особаго назначенія. Пользуясь этимъ случаемъ, жители Вороновки упросили Келебердянское общество уступить имъ старую церковь; немедленно перевезли ее въ Вороновку, испросили у преосвященнаго Іоанна Переяславскаго благословеніе и разрѣшеніе на постройку церкви въ Вороновкѣ и по благословительной храмозданной грамотѣ его въ ноябрѣ 1756 года освятили мѣсто въ слободѣ подъ церковь и положили закладку на сооруженіе оной. По устройствѣ и освященіи Свято-Николаевской церкви, количество право-славнаго народонаселенія въ слободѣ Вороновкѣ еще болѣе увеличилось. По образованіи и открытіи Новороссійской губерніи, Вороновка пред-ставляла собою одну изъ лучшихъ, многолюдныхъ и благоустроенныхъ слободъ новооткрытой губерніи; въ свое время она составляла 16 роту Елисаветградскаго пикинернаго полка. Въ маѣ мѣсяцѣ 1775 года Ели-саветградское духовное Правленіе, въ слѣдствіе репорта Вороновскаго священника Іакова Григорьева Попельнѣцкаго, доносило преосвящен-ному Іову Переяславскому, что въ слободѣ Вороновкѣ Свято-Николаев-


315

ская церковь, устроенная изъ стараго лѣса, обветшала, для умножив-шагося населенія тѣсна и непомѣстительна, а близь церкви стоящая на четырехъ столбахъ колокольня совершенно сгнила; а потому Правленіе просило у преосвященнаго разрѣшенія и благословенія окожуховать Вороновскую Свято-Николаевскую церковь,—обшелевать и покрыть ее, а колокольню устроить новую. Разрѣшеніе дано: но послѣдовало-ли исполненіе по сему дѣлу,—не знаемъ, такъ какъ не находимъ никакихъ бумагъ по обновленію Вороновской церкви.

Около 1785 года Свято-Николаевская церковь въ государственпой слободѣ Вороновкѣ совершенно уже обветшала и очутилась внѣ сло-боды, такъ какъ обыватели ея, во избѣжаніе пагубныхъ и разоритель-ныхъ наводненій отъ Днѣпра, образовали и устроили новую слободу, въ лучшемъ вкусѣ, съ правильно-планированными улицами и съ удобнѣй-шими постройками домовъ нѣсколько подальше отъ рѣчнаго берега. По симъ причинамъ слобожане рѣшились устроить новую церковь и на другомъ мѣстѣ, именно среди новаго поселенія; заготовивъ потребное количество матеріаловъ, они заявили о семъ Алексан-дрійскому духовному Правленію; чрезъ священника слободы Деріевки Григорія Краснокутскаго провѣривъ это заявленіе, Александрійское духовное Правленіе представило объ этомъ преосвященному Никифору, архіепископу Славенскому и Херсонскому, и просило у него разрѣшенія устроить новую въ слободѣ Вороновкѣ церковь. Въ доношеніи по сему случаю отъ 7-го мая 1786 года за № 261 Александрійское духовное Правленіе писало преосвященному Никифору: "На посланный изъ сего Правленія изшедшаго апрѣля отъ 29-го дня, по данному сюда села Вороновки отъ священника Іакова Попельнѣцкаго и всего тамошняго общества доношенію, коимъ они представя, яко де прошлаго 1756 года въ ноябрѣ мѣсяцѣ заложенная по благословенію покойнаго пре-освященнаго Іоанна, епископа Переяславскаго и Бориспольскаго, изъ стараго дерева оставшагося за постройкою въ мѣстечкѣ Келебердѣ вновь отъ старой церкви, приходская ихъ Свято-Николаевская церковь


316

нынѣ пришла, за изгнитіемъ исподнихъ подвалинъ, а въ заломахъ деревъ, въ крайнюю обветшалость, такъ что изготовилась уже къ паденію; а сверхъ того, за разъумноженіемъ по состоянію оной церкви близъ рѣки Днѣпра не далѣе какъ въ сто шаговъ, отъ навѣванія большими вѣтрами чрезъмѣрнаго песка, всѣ они жители переселились отъ оной церкви жъ разстояніемъ двѣ версты, почему и претерпѣваютъ въ хожденіи къ оной для слушанія божественнаго пѣнія, за неспособностію потому разстоя-нію, а наипаче за разлитіемъ веснянымъ временемъ изъ рѣки Днѣпра водъ, крайнѣйшую нужду; а по темъ обстоятельствамъ и намѣрены они на мѣсто той обветшалой Свято-Николаевской церкви состроить вновь въ тожъ именованіе на удобномъ мѣстѣ другую, на стройку которой и дерева уже, по выгонѣ изъ Кіева рѣкою Днѣпромъ, купленнаго за 200 рублей денегъ довольное число, работниками изрѣзано, да и мастеръ къ издѣлкѣ договоренъ; на что о заложеніи на мѣсто вышесказанной обвет-шалой Свято-Николаевской въ тожъ именованіе вновь другой церкви, а старой о разобраніи и употребленіи годнаго дерева на постройку колокольни, и просили здѣсь разсмотрѣнія; на посланный Деріевскому священнику Григорію Краснокутскому о освидѣтельствованіи сказанной обветшалой Николаевской церкви, въ какомъ оная разстояніи отъ пересе-лившихся людей и неспособномъ мѣстѣ состоитъ, и о описаніи имѣю-щихся в ней церковныхъ вещей, утварей, книгъ, и заготовленнаго къ состроенію новой церкви дерева указъ, оный священникъ репортомъ представилъ, яко первосказанная обветшалая Свято-Николаевская цер-ковь дѣйствительно пришла въ крайнюю обветша-лость, такъ что изготовилась къ паденію, отъ селенія состоитъ въ двухъ верстахъ, между самымъ большимъ пескомъ, и близъ наводненія, на постройкужъ вновь въ тожъ именованіе на удобномъ мѣстѣ церкви имѣется внали-чіи дерева дубоваго на подвалины колодъ 14, сосновыхъ рѣзанныхъ четырехъ верш. въ толщину, а въ долготу четырехъ саженныхъ 322, достокъ на помостъ 50, шелевокъ 130, колодъ сосновыхъ 25, о вещахъ же имѣю-щихся въ той церкви, утваряхъ, книгахъ и прочихъ нужностяхъ, при томъ


317

репортѣжъ реестръ приложилъ, съ котораго особой сіе Александрійское духовное Правленіе при семъ вашему преосвященству препроводя, про-ситъ о выдачѣ на заложеніе на мѣсто вышесказанной села Вороновскаго обветшалой Свято-Николаевской вновь въ тожъ наименованіе другой церкви благословительной грамоты, а за постройкою новой къ разобра-нію старой и ко употребленію со оной годнаго дерева на постройку коло-кольни, въ резолюцію указа".

По разсмотрѣніи сей бумаги и представленной къ дѣлу справки, Славенская духовная Консисторія опредѣленіемъ своимъ разрѣшила въ государственной слободѣ Вороновкѣ, вмѣсто обветшавшей, устроить новую Свято-Николаевскую церковь, на другомъ мѣстѣ, среди слободы, а годное дерево старой церкви употребить на постройку колокольни. 20-го іюня 1786 года выдана была святительская храмозданная благосло-вительная грамота на закладку и сооруженіе новой церкви; а 5-го іюля того же 1786 года Александрійскій протоіерей Несторъ Павловскій со-борнѣ, по надлежащему церковному чинопослѣдованію, въ слободѣ Вороновкѣ освятилъ мѣсто подъ церковь и положилъ закладку на сооруженіе оной. Доношеніемъ отъ 2-го іюля 1787 года Александрійское духовное Правленіе представило преосвященному Амвросію, архіепис-копу Екатеринославскому и Херсонисо-Таврическому, что заложенная въ слободѣ Вороновкѣ къ построенію, вмѣсто обветшавшей, на другомъ удобнѣйшемъ мѣстѣ новая Свято-Николаевская церковь постройками и производствомъ работъ совершенно окончена, церковными утварьми и священными облаченіями, книгами церковнаго круга, иконами и колоколами снабжена достаточно и во всѣхъ существенныхъ потреб-ностяхъ къ освященію вполнѣ приготовлена; а потому Правленіе проси-ло преосвященнаго разрѣшить освященіе новосооруженной въ слободѣ Вороновкѣ Николаевской церкви и для этого выдать благословительную грамоту. На основаніи сего доношенія послѣдовало разрѣшеніе преосвященнаго Амвросія освятить церковь. 11-го августа 1787 года выдана была благословительная грамота; а 19-го сентября того же 1787


318

года Александрійскій протоіерей Несторъ Павловскій соборнѣ, по цер-ковному чиноположенію, освятилъ въ слободѣ Вороновкѣ новоустро-енную церковь и открылъ въ ней богослуженіе и священнодѣйствіе.

СЛОБОДА ОМЕЛЬН?КЪ-Л?ХОВКА.

Омельникъ, нынѣ Лиховка/при рѣкѣ Омельникѣ, слобода много-людная, промышленная и торговая, съ населеніемъ зажиточнымъ и состоятельнымъ, при двухштатномъ церковномъ причтѣ, находится нынѣ Верхнеднѣпровскаго уѣзда въ 1-мъ благочинническомъ округѣ*.

Омельникъ—одно изъ старожитныхъ, изъ древнѣйшихъ запо-рожскихъ поселеній. На р. Омельникѣ и въ околичностяхъ ея, какъ на мѣстности богатой, плодородной и живописной, около 1740 г., многіе изъ лучшихъ запорожцевъ, войсковые старшины и асаулы, имѣли свои кутки,—зимовники, хутора со множествомъ землянокъ и мазанокъ и съ нѣсколькими десятками родныхъ и знакомыхъ, наймитовъ, хлощевъ и мальцевъ. Въ началѣ 1750 года, увлекаясь выгодами и удобствами мѣстности, сюда перешло из-подъ Полтавскаго Омельника и Кобелякъ нѣсколько душъ семейнаго и осѣдлаго народа; вскорѣ за тѣмъ образовалась здѣсь цѣлая, довольно многолюдная слобода. По презенту Кобелякской протопопіи, преосвященный Тимофей Щербацкій, митрополитъ Кіевскій, опредѣлилъ въ Омельницкую слободу священ-ника Павла Писаревскаго, для преподаянія слобожанамъ христіанскимъ требъ. Въ это время Правительство наше обратило уже вниманіе на широкія и привольныя, богатыя и плодородныя, роскошныя и живопис-ныя степи запорожскаго казачества и всѣми мѣрами старалось заселить ихъ народомъ семейнымъ и осѣдлымъ. Священникъ Писарев-скій раныие другихъ понялъ виды Правительства и вызвался быть осадчимъ слободы Омельницкой. Въ качествѣ осадчаго, онъ скоро засе-лилъ свою слободу народомъ семейнымъ и осѣдлымъ; въ концѣ 1753 года получилъ отъ казны въ пособіе 200 руб. денегъ; въ началѣ 1754 года съ


319

благословенія Кіевскаго митрополита Тимофея Щербацкаго приступилъ къ постройкѣ въ слободѣ церкви, объявивъ себя главнымъ вкладчикомъ и фундаторомъ, старателемъ и попечителемъ по устройству ея; 12-го ок-тября того же 1754 года священникъ Писаревскій, по благословительной грамотѣ преосвященнаго Тимофея Щербацкаго, на готовомъ освящен-номъ антиминсѣ, освятилъ новоустроенную въ слободѣ Омельницкой Свято-Троицкую церковь, къ сердечной радости слобожанъ, открылъ въ ней богослуженіе и священнодѣйствіе и тѣмъ положилъ прочное начало и твердое основаніе нынѣшней многолюдной слободѣ Лиховкѣ. Благо-говѣйный и набожный, усердный къ дѣлу и всецѣло преданный благу своихъ насомыхъ, священникъ о. Павелъ Писаревскій умеръ 2-го декабря 1758 года, какъ истинный и сердобольный отецъ, горько оплаканный своими прихожанами-сиротами.

По открытіи Новороссійской губерніи слобода Омельницкая объяв-лена государственною слободою и вошла въ составъ Елисаветградской провинціи первоначально подъ именемъ 4-й роты Елисаветградскаго пикинернаго полка, потомъ подъ именемъ 6-й роты; а по основаніи новыхъ слободъ, около 1772 года, переименована была въ 12-ю роту того же полка. Въ епархіальномъ отношеніи Омельницкая слобода состояла, въ это время, Переяславской епархіи въ вѣдомтсвѣ Днѣпро-во-Камянской Намѣстніи. Въ началѣ 1774 года въ Омельникѣ показано приходскихъ дворовъ 102. Свято-Троицкая Омельницкая церковь, какъ устроенная поспѣшно и мастеромъ неопытнымъ, вскорѣ же въ срединѣ зданія "въ замкахъ и въ бапе", начала осѣдать, видимо наклонилась на правую сторону и грозила явнымъ паденіемъ. По полученіи донесенія о семъ отъ Днѣпрово-Камянскаго намѣстника Артемія Зосимовича, епархіальное Начальство въ 1774 году предписало ему указомъ, согласно просьбѣ и желанію прихожанъ Омельницкой Свято-Троицкой церкви, впредь до устройства новой церкви, исправить, прикроквить старую. Около 1780 года приходъ государственной Омельницкой слободы чрезвычайно разширился; число жителей ея учетверилось: какъ въ богатую и благоустроен-


320

ную слободу, сюда явилось множество пришельцовъ, людей вольныхъ и свободныхъ, выходцевъ частію изъ Малороссіи, а преимущественно изъ Польши; Омельницкая Свято-Троицкая церковь, устроенная незаб-веннымъ о. Писаревскимъ, оказалась уже вовсе не по приходу и не по прихожанамъ: при своей непрочности, для умножившагося народа стала крайне тѣсна и непомѣстительна, а по причинѣ устройства въ слободѣ новыхъ дворовъ и домовъ, съ большею планировкою и съ лучшими удобствами, очутилась на концѣ слободы и какъ бы внѣ ея. Всѣ въ слободѣ видѣли и сознавали не отложную потребность въ постройкѣ новой церкви, болѣе обширной и на другомъ мѣстѣ, среди слободы. Свято-Троицкаго Омельницкаго прихода священникъ Евфимій Воро-новскій, смотритель слободы, поручикъ Михаилъ Колесниковъ, ротный квартермистръ ?ванъ Писаревскій, вахмистръ Емеліанъ Писаревскій, слободскій войтъ ?ванъ Чернобровецъ, ктиторы Романъ Онищенко и Максимъ Морозъ, согласно общему выбору и желанію слобожанъ, приняли на себя всѣ труды и заботы по устройству въ слободѣ новой церкви. Сдѣлавши въ слободѣ подворный денежный сборъ и заклю-чивши условіе съ мастерами, родными братьями, Степаномъ и Сергѣемъ Майстренковыми, жителями малороссійскаго Переяславскаго полка сотни Бубновской, на постройку церкви по образцу устроенной ими, на той сторонѣ Днѣпра, въ мѣстечкѣ Потокѣ, выборные отъ общества 15-го сентября 1782 г., отъ лица всѣхъ прихожанъ, подали въ духовный Днѣпрово-Камянскій заказъ закащику Артемію Зосимовичу прошеніе, съ просьбою исходатайствовать имъ у епархіальнаго Начальства разрѣ-шеніе и благословеніе на постройку новой церкви. Въ подпискѣ при этомъ прошеніи писали: "Какъ въ слободѣ Омельницкой во имя Святыя Троицы церковь, состроенная еще съ начала поселенія слободы, пришла уже въ крайнюю обветшалость, такъ, что и поправить ее, за дряхлостію всего въ ней дерева, неможно, притомъ по населенію въ здѣшнемъ округѣ слободы Омельницкой разнаго званія жителей, тожъ разныхъ помѣщичьихъ слободъ, которые реферуются въ при-ходъ  Омельницкій,   оная  церковь  ко  вмѣщенію  приходящихъ  лю-


321

дей весьма малая, то потому намѣрены мы вновь во имяжъ Святыя Троицы, на мѣстѣ, по средѣ слободы нашей, избранномъ, удобномъ и свободномъ, состроить церковь. Всѣ мы, нижеобъявленные, къ состроенію оной церкви въ конецъ, во всѣхъ надлежащихъ къ ней потребностяхъ, вкладчиками и старателями быть должны; домовъ разныхъ званій до оной церкви по спискамъ принадлежитъ 342, во оныхъ муж. 1057, жен. 1011, обоего пола 2068 душъ. Священноцерковнослужителей при оной церкви въ надобностяхъ и за ихъ требы на обыкновенномъ надлежащемъ удо-вольствіи содержать имѣемъ. Для священноцерковнослужителей усадеб-ной, хлѣбопашенной и сѣнокосной земли 120 десятинъ во округѣ оной Омельницкой, въ удобномъ и недалекомъ отъ слободы мѣстѣ въ отводѣ имѣется, которую оные священно и церковнослужители владѣя безнужно пользуются и навсегда будутъ пользоваться. Денегъ для постройки церкви въ наличіи у насъ имѣется 260 руб., кромѣ обѣщанныхъ отъ добро-хотныхъ дателей на оную церковь болѣе ста руб., которые за востребо-ваніемъ имѣютъ быть доставлены. Дерева сосноваго уже въ поготовности вырѣзаннаго имѣется болѣе 300, дубоваго для подвалинъ ограниченнаго 30 и цѣлый еще сосноваго лѣса плотъ нынѣ пиляется; мастеръ на постро-еніе оной церкви малороссійскаго Переяславскаго полку сотни Бубновской житель Степанъ Майстренковъ нами за цѣну 260 руб. уговоренъ и о уговорѣ томъ отъ него Майстренка контрактъ взятъ, съ коего копія и на строеніе церкви планъ, снятый съ состроенной на той сторонѣ Днѣ-пра въ мѣстечкѣ Потокѣ церкви святыхъ апостоловъ Петра и Павла при доношеніи въ заказъ представлены. Для украшеніяжъ оной новой церкви при старой церкви иконостасъ, утвари, сосуды, священническія облаченія, весь кругъ церковныхъ книгъ и прочая къ тому надлежащая въ точности имѣются. ? какъ по сей нашей подпискѣ въ вышеозначен-ныхъ пунктахъ къ состроенію помянутой церкви мы всѣ съ нашими священно и церковнослужителями единогласное желаніе имѣемъ и стараться до окончанія оной церкви состроенія будемъ и все выше-прописанное въ тѣхъ же пунктахъ точно въ поготовности имѣется и прочее

11.    55


322

надлежащее къ церкви въ достаточествѣ исправлять будемъ безпреко-словно,—въ томъ на семъ и подписуемся" .... ?зъ приложенной при семъ вѣдомости о числѣ приходскихъ дворовъ видно, что въ самой государственной слободѣ Омельницкой было 212 дворовъ; помѣщичьихъ околичныхъ слободъ въ "Вовчихъ байракахъ", Азовскаго губернаторскаго товарища Алексѣева, въ 12-ти верстахъ отъ церкви, 20 дворовъ; въ "Веселой Алексеевке", капитана Алексѣева, въ 11 -ти верстахъ отъ церкви, 21 дворъ; при балкѣ "Аврамовой" титулярнаго совѣтника Соколова, въ 10 верстахъ отъ церкви, 27 дворовъ; при той же Аврамовой балке, поручика Колесникова, въ 12-ти верстахъ отъ церкви, 4 двора; въ слободѣ Степановке, поручика ?вана Пугачевскаго, въ 7 верстахъ отъ церкви, 20 дворовъ; въ Петровцахъ, капитанши Турчановской, въ 6-ти верстахъ отъ церкви, 17 дворовъ, въ Турчановке, той же капитанши, въ 1-й верстѣ отъ церкви, 12 дворовъ,—всѣхъ вообще 242 двора. При репортѣ отъ 17-го октября 1782 года представляя всѣ эти бумаги въ Крюковское духовное Правленіе, духовный Днѣпрово-Камянскій закащикъ, священникъ Зосимовичъ завѣрялъ, что Омельницкая Свято-Троицкая церковь, дѣйствительно, "весьма непримерно сделана", не по подобію прочихъ греко-россійскихъ, безъ плана и безъ симметріи, ветха, тѣсна и стоитъ не на мѣстѣ и что, по самоличномъ освидѣ-тельствованіи его, все прописанное въ прошеніи и подпискѣ жителей слободы Омельницкой точно, вѣрно и несомнѣнно. Крюковское ду-ховное Правленіе, при доношеніи отъ 19-го октября 1782 года, препро-водило всѣ эти бумаги къ преосвященному Никифору, архіепископу Славенскому и Херсонскому, съ своей стороны завѣряя, что, "по довольному отъ сего Правленія освидетельствованію, все явилось точио сходственно противу представленаго закащикомъ Зосимовичемъ сведенія".

По разсмотрѣніи всѣхъ этихъ бумагъ и относящихся къ дѣлу справокъ, Славенская духовная Консисторія опредѣленіемъ своимъ постановила дозволить въ слободѣ Омельницкой, въ замѣнъ ветхой,


323

устроить новую церковь на другомъ мѣстѣ. 29-го октября 1782 года священнику Ефимію Вороновскому выдана была благословительная святительская храмозданная грамота на закладку и сооруженіе новой церкви; а 25-го ноября того же 1782 года Крюковскій протоіерей Нес-торъ Павловскій соборнѣ, по церковному чиноположенію, въ государ-ственной Омельницкой слободѣ освятилъ мѣсто подъ новую церковь и положилъ закладку на сооруженіе оной. Репортомъ отъ 1788 года Екате-ринославское духовное Правленіе представляло преосвященному Амвро-сію Екатеринославскому, что заложенная къ сооруженію въ государ-ственной слободѣ Лиховкѣ, вмѣсто обветшавшей, новая Свято-Троиц-кая церковь постройками и производствомъ работъ совершенно окон-чена; въ старой церкви иконостасъ годенъ къ употребленію; церковные сосуды и священныя облаченія, книги, иконы и колокола имѣются на лицо; а потому Правленіе просило Преосвященнаго дозволить изъ старой церкви перенесть въ новую иконостасъ, всѣ церковныя утвари, иконы и прочее и за тѣмъ освятить новоустроенную церковь, а для этого выдать новый освященный антиминсъ. По сему репорту 2-го сентября 1788 года преосвященный Амвросій разрѣшилъ иконостасъ и всю святыню изъ старой церкви перенесть въ новую и освятить ее. 5-го сентября 1788 года, Лиховскому священнику Евфимію Вороновскому выданъ былъ новый освященный антиминсъ; а 7-го октября того же 1788 года Екатеринославскаго духовнаго Правленія присутствующій, свя-щенникъ Кодратъ Сѣверскій соборнѣ, по церковному чиноположенію, въ слободѣ Лиховкѣ освятилъ новоустроенную Свято-Троицкую цер-ковь и открылъ въ ней богослуженіе и священнодѣйствіе.

10-го іюля 1788 года, резолюціею преосвященнаго Амвросія къ Лиховскому приходу причислена слобода Михайловка, помѣщика, полковника Владиміра Золотницкаго, состоящая въ округѣ Лиховской; а проживавшему тамъ, безъ церкви, для преподаянія народу христі-анскихъ требъ, священнику, изъ польскихъ выходцевъ, ?гнатію Шума-ковичу велѣно пріискать себѣ праздное мѣсто въ другомъ приходѣ.



Яндекс цитирования

Рассылки Subscribe.Ru
Генеалогическое древо семьи