289

Верхнеднепровский уездъ.


Копія настолъной грамоты преосвященнаго Тимофея,

митрополита Кіевскаго, Днепровской Камянки священ-

нику Артемію Зосимовичу на бытіе ему наместникомъ

и управителемъ духовныхъ делъ.

"Всѣмъ, кому о томъ вѣдати подлежитъ, сіе писаніе слышащимъ, Божія благословенія, при нашемъ архіерейскомъ желая, извѣстно чинимъ: прошлаго 1755 г., ноября 18-го дня присланнымъ къ намъ пастыреви, всечестный протопопъ Кобеляцкій Василій Могилевскій, доношеніемъ между прочимъ представляя, вѣдомства де протопопіи Кобеляцкой въ обрѣтавшихся за рѣкою Днѣпромъ въ прежнихъ поселеніяхъ, яко-то: въ Бутовкѣ, Плахтѣевкѣ `) и Дереевкѣ жите-лей, за населеніемъ ихъ въ отдаленныхъ мѣстахъ, происходящіе непорядки, за коими-де неточію приходскимъ священноцерковно-служителямъ обиды происходятъ, но и собираемому на кафедру нашу, сбору чинится убыль, просилъ насъ, пастыря, повелѣт ему протопопу, въ пристойномъ селѣ-, избрать намѣстника, для пре-сѣченія таковыхъ непоря^цковъ, по которому его, всечестнаго протопопа, прошенію нашимъ предложеніемъ того года, ноября 28-го дня, ему протопопу велѣно какого изъ священниковъ того-бочныхъ заднѣпровскихъ селъ іерея честнаго и доброобходи-тельнаго, могущаго тую намѣстническую должность править, избравъ за согласіемъ тамошнихъ іереевъ, онаго новоизбраннаго при донесеніи въ кафедру нашу для полученія отъ насъ намѣст-нической грамоты выслать; въ силѣ коего предложенія, онъ все-честный протопопъ, Камянской Николаевской церкви, честнаго іерея Артемія Зосимовича, за согласіемъ и желаніемъ тамошнихъ іереевъ, въ намѣстника избравъ, при своемъ доношеніи, съ засвидѣ-тельствованіемъ, что онъ, іерей Зосимовичъ, состоянія доброобхо-дительнаго и добрѣ могущъ должность намѣстническую правитъ.

`) Плахтѣевка - это Зимунь прежній, нынѣшнее село Успенское, Верхнеднѣпровскаго уѣзда, Екатеринославской епархіи. Дереевка и доселѣ существуеть подъ тѣмъ же названіемъ въ  Верхнеднѣпровскомъ уѣздѣ.

Ю.   55


290

къ намъ, для полученія отъ насъ намѣстнической грамоты прислалъ, при коемъ доношеніи и іеревъ, а именно `) Калужинской церкви Успенской Феодора ?ллича, Омельницкой церкви Троицкой Павла Писаревскаго, Пушкаревской церкви Николаевской Филиппа Полтавченка, Буянской церкви Святобогословской Симеона Федорова, да Дереевской церкви Вознесенской, Даніила Федорова донесеніе сообщилъ. А яко съ оного сообщеннаго донесенія нами усмотрѣно, что и онынѣ іереи его, честна-го іерея Засимовича, имѣть себѣ за намѣстника всѣ согласно желаютъ, для того мы, пастырь, ради удобнѣйшаго порядка и отправленія дѣлъ, такожъ смотрѣнія въ благочиніи церквей Божіихъ, властію нашею архіерейскоюжъ означеннаго іерея Артемія Зосимовича въ намѣстника Камянскаго опредѣляемъ, и въ вѣдомство его и смотрѣніе шесть церк-вей: Николаевскую Камянскую, при коей онъ Артемій Зосимовичъ настоятелемъ находится, Успенскую Калужинскую, Троецкую Омель-ницкую, Николаевскую Пушкаровскую, Богословскую Буянскую и Вознесенскую Дереевскую, со всѣми при нихъ имѣющимися священно и церковнослужителями вручаемъ, которому, новоопредѣленному отъ насъ честному намѣстнику Камянскому Артемію въ тѣ приходы, вѣ-нечныя памяти по довольномъ разсмотрѣніи не явитсяль между жела-ющими бракосочетанія какого препятствія, взимая за оные подлежащія безъ излишества деньги, выдавать и всякія приключающіяся дѣла, удоборѣшимыя съ прочими вѣдомства своего священниками дѣлать, за обыкновенными прилежно разсматривать и правильно, безъ всякой страсти рѣшеніе чинить, и о томъ по указамъ къ всечестному протопопу Кобеляцкому Василію Могилевскому репортовать, такъже и о неудоборѣ-шимыхъ емужъ всечестному протопопу Василію представлять, всякіе указные вѣдомости и надлежащіе на кафедру съ дворовъ числа и на канцелярію нашу подлежащіе отъ тѣхъ церквей священниковъ день-ги въ указное время собравъ, ему всечестному протопопу Василію


`) Всѣ эти села и нынѣ состоятъ в Верхнеднѣпровскомъ уѣздѣ Екатеринославской епархіи; прежній Омельникъ называется нынѣ Лиховкою; иерковь слободы Боянской перенесена въ Попельнастое.



291

отдавать и во всемъ ему, новопредоставленному отъ насъ честному намѣстнику Камянскому Артемію Зосимовичу, поступать по закону Бо-жію, правиламъ святыхъ апостолъ, Богоносныхъ Отецъ, духовному регламенту, указомъ Высокомонаршимъ и нашимъ пастырскимъ пред-ложеніямъ и по сей данной ему отъ насъ грамотѣ непремѣнно, добрѣ и постоянно обходящихся іереевъ въ любвѣ и почитаніи содержать, такожъ самъ, честно, постоянно и безъподозрительно пребывая, долженъ смотрѣть накрѣпко, дабы въ правленія духовныхъ дѣлъ не происходило отъ нюдъ ни какой неисправки и между священниками каковыхъ нестро-еній, но всякіе порядки и благочинія былибъ устроеваемы, и во всемъ ему честному намѣстнику Камянскому Артемію и вѣдомства его іереямъ до всечестнаго протопопа Кобеляцкаго Василія Могилевскаго принадлежаще, какъ командира своего слушаться, повиновеніе и почтеніе должно отдавать, дабы отъ него, всечестнаѴо протопопа, немогли послѣдовать каковы жалобы. 0 чемъ вѣдая оныхъ церквей врученные отъ насъ въ вѣдомство ему честному намѣстнику, іереи и протчіе священно и церковнослужители должны ему новоопредѣленному отъ насъ пастыря, честному намѣстнику Камянскому Артемію Зосимовичу, яко начальнику своему пристойную честь и повиновеніе, въ чемъ надлежитъ, отдавать безъ малѣйшей противности и все по благому его совѣту дѣйствовать; въ подтверждѣ-ніеже сего нашего пастырскаго опредѣленія, сія грамота за подписомъ руки нашей архіерейскія, при печати кафедральной, ему честному намѣстнику Камянскому Артемію Зосимовичу, выдана въ кафедрѣ нашей Митропо-литанской, Кіевской 1756 года мая 31-го дня, № 664-й".

По указу Святѣйшаго Синода отъ 6-го августа 1756 года, вся мѣстность Новой Сербіи перечислена отъ Кіевской къ Переяславской епархіи; "крѣпости святыя Елисаветы со всѣми надлежащими къ ней слободами велѣно быть въ вѣдомствѣ Переяславской епископіи": а потому Правленіе Камянской Намѣст-ніи, со всѣми ея приходами, подчинено было вѣдѣнію Елисаветградской прото-

ю*


292

попіи. Но какъ нѣкоторые приходы сей Намѣстніи разстояніемъ до Елисаветграда были даже до 200 верстъ; то преосвященный Іоаннъ Переяславскій призналъ необходимымъ и справедливымъ допустить существованіе Камянской Намѣстніи, оставить ее въ прежнемъ дѣйст-вующемъ положеніи, съ подчиненіемъ ея, во всемъ существенномъ, вѣдомству Елисаветградской протопопіи: а потому намѣстнику Зо-симовичу далъ новую отъ 18-го октября 1756 г. грамоту на бытіе ему намѣстникомъ той же Камянской Намѣстніи, съ присоединеніемъ къ сей Намѣстніи еще трехъ, ближайшихъ къ ней слободъ, — Вороновки, Бородаевки и Домоткани, но въ зависимости и въ подчиненіи Елисавет-градскому протопопу Орловскому. Въ началѣ 1758 года, Камянской Намѣстніи священники—Іоаннъ Григорьевъ Мишуринорогскаго ре-траншамента—Филиппъ Стефановъ слободы Пушкаровки, Іаковъ Гри-горьевъ слободы Тройницкой, т. е., Вороновки, Куцеволовки, Феодоръ ?лличъ слободы Калужинской, Павелъ Кондратьевъ слободы Бородаевки, Василій Григорьевъ Попельницкій да Василій Афонасьевъ прописали преосвященному Гервасію Переяславскому, что рефероваться имъ, причтамъ и людемъ ихъ до Елисаветграда, за 200 верстъ, слишкомъ трудно; на дорогѣ, въ глухой и широкой степи, часто терпятъ всѣ они нападенія, разграбленія и жестокіе побои отъ гайдамакъ, воровъ и раз-бойниковъ; по долговременнымъ ихъ въ Елисаветградъ отлучкамъ многіе больные умираютъ безъ необходимѣйшихъ христіанскихъ таинствъ-исповѣди и причастія Христовыхъ таинъ, а младенцы безъ крещенія; а потому просили—достойнѣйшаго намѣстника ихъ Зосимовича произ-весть въ протопопа и чрезъ то сдѣлать въ ихъ Намѣстніи самостоятель-ную, независимую протопопію. Принявъ во уваженіе всѣ эти презенты, преосвященный Гервасій опредѣлилъ: "быть отъ нынѣ честному Артемію Зосимовичу Крестовымъ намѣстникомъ и къ единой токмо духовной Консисторіи нашей во всемъ ему рефероватись". Данною въ семъ смыслѣ новою, отъ 16-го генваря 1758 года, грамотою, преосвященный Гервасій пожалованіемъ Зосимовича въ крестового наместнит возвысилъ Прав- леніе Камянской Намѣстніи и сдѣлалъ его вполнѣ самостоятельнымъ.


293

1773 года, къ духовному Правленію Крестовой Камянской Намѣст-ніи, до времени закрытія ея, принадлежали священники—Попель-настоескій Діонісій Демяновскій, Омельницкіе Евфимій Воро-новскій и Іоаннъ Феодоровъ, Пушкаровскіе Филиппъ Стефановъ и ?гнатій Вороновскій, Цомотканскій Стефанъ Шпаковскій, Боро-даевскіе Павелъ Часниковъ и Гавріилъ Щастливцевъ, Мишурино-рогскіе Василій Попельницкій и Александръ Потаповичъ, Калужин-скій Моисей Зосимовичъ, Мишуринскій Іаковъ Григорьевъ и сло-боды Куцеволовли Іаковъ Попельницкій.

Въ Кіевской и Переяславской епархіяхъ архіереи награждали достойныхъ священниковъ званіемъ крестоваго священиика. На-града эта давала то преимущество, что крестовые іереи, въ губернскихъ кафедральныхъ городахъ, были свободны отъ вѣдома и суда Консис-торій и во всемъ непосредственно зависѣли от епархіальныхъ архі-ереевъ, а въ городахъ уѣздныхъ и слободахъ, свободные отъ мѣстныхъ духовныхъ Правленій, во всѣхъ отношеніяхъ состояли въ вѣдѣніи духовныхъ Консисторій; церкви, при которыхъ состояли пожалованные званіемъ крестоваго іерея, назывались соборными и становились двухклирными, со вторымъ священникомъ и діакономъ. Во всѣхъ церквахъ и приходахъ Новороссійскаго края было только два кресто-выхъ священиика—Старокайдакскій запорожской Намѣстніи намѣстникъ Григорій Порохня и Днѣпровокамянскій намѣстникъ Артемій Зосимовичъ.


294

СЛОБОДА ДНЪПРОВОКАМЯНКА.

Слобода Днѣпровокамянка, у Днѣпра, на правой сторонѣ по теченію его, на возвышенной каменистой равнинѣ, многолюдная, съ населеніемъ довольно состоятельнымъ, при одноштатномъ церковномъ причтѣ, находится Верхнеднѣпровскаго уѣзда въ 1-мъ благочинничес-комъ округѣ*.

Когда и какъ образовалась слобода Днѣпрова Камянка, когда, кѣмъ и при какихъ обстоятельствахъ устроена въ ней первая цер-ковь,—объ этомъ нигдѣ не нашли мы прямыхъ указаній; изъ бумагъ консисторскаго архива видимъ только, что въ 1755 году на рѣчкѣ Камянкѣ, при впаденіи ея въ Днѣпръ, уже существовала довольно населенная слобода Днѣпрова Камянка съ Свято-Николаевскою приходскою церковію. По открытіи и образованіи, въ западныхъ сте-пяхъ и вольностяхъ запорожскаго казачества, Новороссійской губерніи, слобода Днѣпрова Камянка переименована въ воинскую государственную слободу; въ 1773 году она составляла 9-ю роту Елисаветградскаго пикинернаго полка; при соборной ея Свято-Нико-лаевской церкви показано 126 приходскихъ двора домохозяевъ строжитныхъ, грунтовыхъ,мощныхъ, имуществепныхъ.

Въ 1782 году, при составленіи общей народной переписи, въ казенной слободѣ Днѣпровой Камянкѣ найдено и въ списки внесено обывателей мужеска 492, а жен. 450 душ. Слобода Днѣпрова Камянка честностію, прямотою и истинно-христіанскимъ настроеніемъ своихъ жителей, ихъ трудолюбиемъ и усердіемъ ко всему доброму, ихъ житейскімъ богатствомъ и довольствомъ, извѣстна и уважаема была далеко во всей окружности. Въ ней болѣе40 лѣтъжилъ и усердно, всѣми силами любящей и вѣрующей души, трудился, молился и дѣйствовалъ во благо своихъ прихожанъ достойнѣйший, незабвенный и вѣчно-приснопамятный священникъ о. Артемій Зосимовичъ. Усердный и всецѣло преданный дѣлу своего служенія, іерей Артемій жилъ въ своемъ приходѣ,


295

какъ отецъ въ семействѣ, со всею сердечностію входилъ въ нужды своихъ прихожанъ, неутомимо и настойчиво училъ ихъ закону Божію и порядкамъ житейскимъ. Генералы—Глѣбовъ, въ 1760 - 66 г.г., и Феодоръ Арсеніевичъ Чорба, въ 1774 - 78 г.г., всегда съ особеннымъ уваженіемъ отзывались объ управителе духовныхъ делъ Днепрово-Камян-ской Наместніи, наместнике іереѣ Артеміѣ Зосимовичѣ и о при-хожанахъего.

Въ началѣ 1787 года прихожане Днѣпро-Камянской Николаевской церкви начали хлопотать о постройкѣ въ своей слободѣ новой церкви, такъ какъ старая ихъ церковь отъ времени пришла въ ветхость и для умножившагося въ слободѣ народонаселенія стала тѣсна и невмѣс-тительна. Заготовивъ потребное количество матеріаловъ, уполномоченные отъ общества просили Екатеринославское духовное Правленіе принять участіе въ ихъ намѣреніи и оказать возможное содѣйствіе къ осуществленію его. По сему поводу Екатеринославское духовное Правленіе репортомъ отъ 23-го февраля 1788 года доносило преосвященному Амвросію: "Екатеринославскаго уѣзда казеннаго селенія Цнепрово-Камянки священникъ Іоаннъ Маркевичъ и прихожане поданнымъ въ сіе Правленіе доношеніемъ прописывая, что они намѣрены на мѣсто состоящей въ томъ селеніи приходской Свято-Николаевской церкви пришедшей уже въ обветшалость, другую вновь состроить, къ чему уже и лѣса приготовлено и пильщиками отдѣлано сосноваго двѣстѣ, дубоваго на подвалины двад-цать колодъ; и какъ того изготовленнаго лѣса на постройку не достанетъ, то и еще также намѣрены послать въ нынѣшнее весняное время, для покупки таковаго лѣса, нарочныхъ,—просятъ о позволеніи къ искупленію на ту церковь лѣса на церковныя деньги, куда слѣдуетъ представленіемъ неоставить. По справкѣжъ въ Екатеринославскомъ духовномъ Прав-леніи оказалось, что послѣдовавшимъ по опредѣленію Вашего Пре-освященства изъ Екатеринославской духовной Консисторіи въ 30-й день ноября прошлаго 1787 года указомъ, въ 5 пунктѣ, велѣно расходы мелкіе чинить съ вѣдома и согласія священниковъ и лучшихъ прихожанъ, а


296

большіе на починку церкви, на покупку сосудовъ, книгъ и тому по-добнаго чинить съ дозволенія Вашего Преосвященства. Въ сходство того учиненнаго въ семъ Правленіи установленія и Екатеринославской духовной Консисторіи присланнаго указа, о позволеніи онымъ Камян-скимъ прихожанамъ къ постройкѣ той Николаевской церкви вновь, чего необходимость, въ разсужденіи обветшалости старой церкви требуетъ, имѣть расходъ. Вашему Преосвященству въ архипастырское благораз-смотрѣніе Екатеринославское духовное Правленіе представляетъ".

По сему презенту резопюціею отъ 11-го марта 1788 года преосвя-щенный Амвросій дозволилъ, на мѣсто обветшавшей, въ Днѣпровой Камянкѣ устроить новую церковь. На основаніи сей резолюціи, 13-го марта въ Екатеринославской духовной Консисторіи постановлено: "послать въ Екатеринославское духовное Правленіе указъ и велѣть, ежели новая церковь строена будетъ не на томъ мѣстѣ, гдѣ старая, то оную церковь разобрать, годное дерево употребить на строеніе новой, или на ограду, а не способное спаливъ, пепелъ пустить на воду, а мѣсто, гдѣ былъ святый престолъ, дабы оное скотомъ попираемо не было, оградить и крестъ водрузить". 15-го марта 1788 года отправленъ былъ указъ объ этомъ; а 8-го октября того же 1788 года присутствующій Екатеринославскаго духовнаго Правленія, священникъ Кондратъ Сѣверскій соборнѣ, по церковному чиноположенію, въ слободѣ Днѣ-прово-Камянкѣ заложилъ на другомъ удобнѣйшемъ мѣстѣ, недалеко отъ старой, новую церковь въ тоже именованіе и благословилъ къ постройкѣ.

12-го февраля 1789 года священникъ Маркевичъ и почетные прихожане— сельскій старшина Іосифъ Богоносъ, выборный Матвѣй Кривка, ктиторъ Петръ Коваленко, писарь сельскій Степанъ Симоновъ, отставной вахмистръ Григорій Богоносъ, Емеліанъ Сусла и др. представили преосвященному Амвросію Екатеринославскому прошеніе, въ коемъ писали: "По благо-словенію Вашего Высокопреосвященства прошлаго 1788 года мѣсяца октября 8 дня въ вышеозначенномъ казенномъ селеніи Днѣпрово-Камянкѣ, вновь церковь, на мѣсто старой обветшалой въ память святителя чудотворца


297

Николая къ строенію заложена и уже сдѣлано оной ввысоту косоваго сажня, за 410 руб.; а съ харчей въ покупкѣ нонѣшной дорогой продажи въ 600 руб.; а въ наличіи церковныхъ денегъ, только всего 30 руб. 14 к., имѣется: въ такомъ количествѣ маломъ денегъ подъ нонѣшнее время въ селеніи Днѣпрово-Камянкѣ чрезъ постой проходящихъ полками воин-скихъ людей, такожъ и чрезъ подати поземельнаго платежа и другіе частые великіе наряды въ тяжесть и оскудѣніе прихожанъ пришедшихъ, вы-строить церкви самымъ прихожанамъ безъ пособія другихъ трудно; для того Вашему Высокопреосвященству всенижайше о вышеписанномъ донося, дабы остановки въ посгройкѣ церкви слѣдовать немогло, всепо-корнѣйше просимъ о выдачѣ во вспомоществованіе къ состроенію намъ вновь заложенной церкви святителя чудотворца Николая, для испро-шенія отъ христолюбивыхъ дателей милостыни съ архипастырскою грам-мотою книги учинить милостивое разсмотрѣніе". По сему презенту, по резолюціи преосвященнаго Амвросія, отъ 28-го февраля 1789 года просительная книга выдана срокомъ на годъ.

Доношеніемъ отъ 16-го октября 1790 года Екатеринославское духов-ное Правленіе представляло преосвященному Амвросію Екатеринослав-скому, что "Екатеринославскаго уѣзда 2-й части благочинный, казеннаго селенія Бородаевки священникъ Гавріилъ Щастливцевъ, при рапортѣ своемъ препровождая поданное къ нему сегожъ уѣзда казеннаго селенія Днѣпрово-Камянки отъ священника Іоанна Марке-вича и прихожанъ въ оригиналѣ прошеніѣ, доноситъ, что начатая въ томъ селеніи, на мѣсто старой Николаевской церкви, новая въ тожъ имянованіе церковь строеніемъ уже окончена и ко освященію оной, по завѣренію его, благочиннаго, никакой остановки не будетъ, и проситъ объ освященіи оной, куда слѣдуетъ, отъ сего Правленія представле-ніемъ неоставить. Для того Вашему Преосвященству Екатеринославское духовное Правленіе представляетъ и проситъ на освященіе той достро-енной церкви учинить Ваше архипастырское благословеніе". Въ дополненіе къ сему отъ 17-го февраля 1791 года представлена гтреосвященному Амвро-сію составленная 3-й части благочиннымъ, села Калужина священникомъ


298

Моисеемъ Засимовичемъ, опись церковнымъ вещамъ и принадлеж-ностямъ, способнымъ къ перенесенію изъ старой въ новую церковь. По разсмотрѣніи всѣхъ этихъ бумагъ, резолюціею отъ 11 марта 1791 года преосвященный Амвросій благословилъ священнику Кодрату Сѣвер-скому освятить новоустроенную в слободѣ Днѣпрово-Камянкѣ Свя-то-Николаевскую церковь. 31-го марта 1791 года отправленъ изъ Консисторіи въ Екатеринославское духовное Правленіе указъ объ этомъ.

1-го августа 1793 года Ектеринославскаго уѣзда слободы Днѣпрово-Камянки Николаевской церкви священникъ Симеонъ Зоси-мовичъ въ прошеніи писалъ преосвященному Гавріилу, митрополиту Екатеринославскому: "Выданный преосвященнымъ покойнымъ митро-политомъ Кіевскимъ и Галицкимъ Тимофеемъ 1754 года октября 8 дня въ Днѣпрово-Камянскую Николаевскую церковь святый антиминсъ уже чрезъ тридцать девять лѣтъ пришелъ въ обветшалось и потемненіе. Какъже въ 1790 году, на мѣсто старой, Николаевская церковь вновь выстроена и освящена; въ такомъ случаѣ Вашего Высокопреосвя-щенства нижайше прошу повелѣть выдать мнѣ новый святый анти-минсъ, а старый представить Вашему Высокопреосвященству". Соглас-но сей просьбѣ, новый антиминсъ немедленно выданъ священнику Зосимовичу, а старый велѣно представить.


299

СЛОБОДА  ДЕРІЕВКА.

Слобода Деріевка, при Днѣпрѣ, на правой сторонѣ по теченію его насупротивъ знаменитаго и славнаго мѣстечка, Полтавской губерніи, Келеберды, многолюдная, съ населеніемъ зажиточнымъ и состоятель-нымъ, при одноштатномъ церковномъ причтѣ, находится Верхнеднѣ-провскаго уѣзда въ 1-мъ благочинническомъ округѣ*.

0 началѣ и основаніи слободы Деріевки нѣтъ у насъ обстоятельныхъ и точныхъ свѣдѣній. ?зъ старинныхъ мѣстныхъ бумагъ видимъ только, что въ числѣ населенныхъ мѣстностей запорожскаго казачества, въ 1706 году, значится урочище Деріевка при балкахъ Кобиной и Крутояровкѣ; здѣсь зимовниками и хуторами сидело нѣсколько престарѣлыхъ запо-рожцевъ, занимавшихся скотоводствомъ, пчеловодствомъ и рыбаль-чествомъ; въ 1735 году, къ нимъ присоединилось нѣсколько душъ семейнаго и осѣдлаго народа малороссійской націи; въ 1740 году здѣсь образовалась уже довольно многолюдная слобода Деріевка съ Воз-несенскою церковію; слободскій атаманъ, казакъ Данило Батура благоустроялъ слободу и давалъ въ ней всему порядокъ.

До 1755 года Деріевскій Вознесенскій приходъ, вмѣстѣ съ Плах-тѣевскімъ (нынѣ Успенскімъ), съ Омельницкимъ (нынѣ Лиховскимъ), съ Калужинскимъ и другими, былъ подвѣдомъ протопопіи Кобелякской и духовному Правленію Полтавскому, числясь въ епархіи Кіевской. По новости устройства слободъ, вдали отъ руководительнаго надзора властей, въ степяхъ и въ глуши, приходы эти не могли сами собою развиваться правильно и стройно и достигать желаемаго совершенства: для благоустройства ихъ крайне нуженъ былъ ближайшій руководитель и опытный начальникъ. Кобелякскій протопопъ Василій Могилевскій донесъ объ этомъ преосвященному Тимофею, митрополиту Кіев-скому, и просилъ у него дозволенія выбрать изъ заднепряискихъ, того-бочпыхъ (по отношенію къ Кобелякамъ) іереевъ-одного честнаго усерднаго и благонамѣреннаго и поставить, утвердить его намѣст-


300

никомъ,—начальникомъ, руководителемъ и блюстителемъ для всѣхъ тамошнихъ церквей, приходовъ и духовенства. Преосвященный митро-политъ одобрилъ эту мѣру представленнаго по выбору духовенства, Днѣпровой Камянки священника Артемія Зосимовича 31-го мая 1756 года утвердилъ намѣстникомъ для всѣхъ заднепрянскихъ церквей и приходовъ, принадлежавшихъ къ Кобелякской протопопіи.

Слобода Деріевка, при счастливой мѣстности, представляла своимъ насельникамъ всѣ выгоды и удобства достаточной и спокойной жизни, а потому скоро обогатилась обывателями. Въ 1766 и 1767 годахъ въ сло-бодѣ Деріевкѣ приходскихъ дворовъ было до 400. Въ годину лихолетья (1768 и 1769 г.), при агарянскомъ нападеніи на Новороссійскій край, жители Деріевки разбѣжались по лѣсамъ и ущельямъ; дома и усадьбы ихъ частію своими, а частію случайно навѣщавшими врагами были разорены и истреблены; осталасъ въ слободѣ едиа точію церква, заступленіемъ Всевышняго спасепная". По уходѣ непріятелей изъ Новороссійскаго края, многіе изъ жителей возвратились въ слободу и скоро обстроились и обзавелись новыми усадьбами, а другіе разошлись по разнымъ мѣстамъ; оттого количество жителей въ слободѣ Деріевкѣ вообще 1771 - 1772 г.г. не достигало прежняго числа.

Съ 1775 г. жители государствепной слободы Деріевки, по общему искреннему желанію и согласію, начали хлопотать о постройкѣ у себя, въ слободѣ, новой церкви; для этого заготовили достаточное количе-ство лѣса, собрали денегъ, отмежевали для священно и церковнослужи-телей 120 десятинъ пахатной и сѣнокосной земли, укрѣпили ее за церковію законнымъ порядкомъ, и 4-го іюня 1779 года подали объ этомъ прошеніе въ духовный Днѣпровокамянскій заказъ. Выборные отъ Деріевскаго общества—капитанъ Антонъ Таланіадовъ, смотритель поручикъ Щербанъ ?вановъ, отставной сотникъ Василій Кравецъ и другіе въ прошеніи о томъ писали: "Мы нижеподписавшіеся приняли намѣреніе вновь построить въ слободѣ Деріевкѣ   въ приличномъ мѣстѣ


301

церковь во имя Вознесенія Господня, такъ какъ нынѣшняя приходская церковь, какъ изъ давнихъ временъ не примерио сделана (не по подобию прочихъ грекороссійскіхъ церквей, безъ плана и симметріи), приходитъ уже въ крайнюю обветшалость и при томъ отъ всего поселенія на самомъ крайнемъ мѣстѣ стоитъ, куда какъ въ ходженіи жителямъ по далекости для выслушанія церковнаго пѣнія, такъ и по случаямъ отъ церкви требъ христіанскихъ бываютъ препятствія. Къ состроенію вновь церкви, гдѣ слѣдуетъ, въ пристойномъ для всего общества мѣстѣ, мы всѣ вклад-чиками быть имѣемъ; въ заготовленіи уже имѣется довольное число вырѣзаннаго дерева; а мастеръ уконтрактованъ; денегъ готовыхъ кромѣ обѣщанныхъ, двѣстѣ рублей; приходскихъ дворовъ имѣется у насъ въ Деріевкѣ, 248, въ нихъ муж. 812, жен. 760, обоего пола 1572 души; земля подъ церковь уже отъ Межевой экспедиціи отведена и священно и церковнослужители имѣютъ на то укрѣпленіе. Для того въ Днѣпровока-мянскій духовный заказъ въ покорности нашей представляя, просимъ о заложеніи въ строенію вновь вышъпомянутой церкви, въ силу указовъ, куда слѣдуетъ, представленіемъ неоставить". Днѣпровокамянскій зака-щикъ, іерей Артемій Зосимовичъ, представляя это прошеніе въ Крю-ковское духовное Правленіе и свидѣтельствуя во всемъ вѣрность его, съ своей стороны добавилъ, что мѣсто къ построенію вновь церкви выбрано среди слободы свободное и угодное, дерева вырѣзаннаго 400 шнуровъ, а не рѣзаннаго цѣлый плотъ, Крюковское духовное Правленіе, препровождая всѣ эти бумаги къ преосвященному Никифору, архі-епископу Славенскому и Херсонскому и съ своей стороны свидѣ-тельствуя, что мастеръ, житель шанца Крыловскаго Тифомей Сучковъ обязался въ Деріевкѣ устроить церковь по примѣру не давно устроен-ной въ сосѣдней слободѣ Плахтѣевкѣ Успенской церкви, просило преосвященнаго о благословеніи и разрѣшеніи на эту постройку.

По разсмотрѣніи всѣхъ этихъ бумагъ и относящихся къ дѣлу справокъ, Славенская духовная Консисторія, постановленіемъ сво-имъ отъ 24-го іюля 1780 года, разрѣшила въ государственной сло-


302

бодѣ Деріевкѣ, по срединѣ слободы, на удобномъ и безпрепятственномъ мѣстѣ, въ замѣнъ обветшалой, устроить вновь и на новомъ фун-даментѣ деревянную церковь во именованіе Вознесенія Господня. 25-го іюля 1780 года выдана была святительская храмозданная благо-словительная грамота на сооруженіе церкви; а 23-го августа тогоже 1780 года соборнѣ, по церковному чиноположенію, Крюковскій протопопъ Василій Скибинскій освятилъ въ Деріевкѣ мѣсто подъ церковь и поло-жилъ закладку на сооруженіе оной. Репортомъ отъ 8-го мая 1784 года Крюковское духовное Правленіе доносило преосвященному Никифору, что новоустроенная въ Деріевкѣ церковь производствомъ работъ совершенно окончена; престолъ и жертвенникъ въ ней - въ указную мѣру; церковными утварьми и священными облаченіями, иконами и книгами церковь снабжена достаточно и во всѣхъ отношеніяхъ къ освященію вполнѣ готова; а потому просило преосвященнаго Никифора дозволить освятить ее, а для этого выдать святительскую благословительную грамоту на освященіе оной и освященный антиминсъ для совершенія въ ней богослуженій. При этомъ Деріевскіе священники Феодоръ Кущевскій и Григорій Краснокутскій отъ имени всего общества Деріевскаго просили преосвященнаго Никифора—старую ихъ Вознесенскую церковь, какъ не совсѣмъ еще ветхую и вдали отъ поселенія состоящую, оставить для Деріевскаго прихода кладбищною, съ тѣмъже наименованіемъ Вознесен-ской, а новосооруженную, среди слободы, церковь благословить имъ освятить во именованіе Воздвиженія честнаго и животворящаго Креста Господня. 7-го октября 1784 года резолюціею преосвященнаго Никифора дозволено новоустроенную въ Деріевкѣ церковь освятить во именованіе Воздви-женія честнаго и животворящаго Креста Господня, а старую Воз-несенскую оставить кладбищною. 8-го октября того же 1784 года, выданы были благословительная грамота на освященіе церкви и святый анти-минсъ для совершенія въ ней богослуженій; а 14-го декабря того же 1784 года, соборнѣ, по церковному чиноположенію, Крюковскій протоіерей Несторъ Павловскій освятилъ новоустроенную въ Деріевкѣ  Кресто-



303

воздвиженскую   церковь   и   открылъ   въ   ней   богослуженіе   и   свя-щеннодѣйствіе.

Доношеніемъ отъ 21-го іюня 1785 года Александрійское духовное Правленіе представило преосвященному Никифору архіепископу Славенскому и Херсонскому, что "истекшаго мая 12-го и сего іюня 19-го числъ Александрійскаго уѣзда села Деріевки жители присланными въ сіе Правленіе двумя доношеніями прописали, хотя де поданнымъ отъ нихъ прошлаго 1784 года въ сіе Правленіе доношеніемъ и прошено было состоящую тамо старую Вознесенскую церковь оставить по прежнему приходскою, но на то ихъ и священника Феодора Кущевскаго прошеніе указомъ Славенской духовной консисторіи, по резолюціи вашего пре-освященства повелѣно—значущуюся Вознесенскую церковь оставить въ нерушимости вмѣсто кладбищной. Но какъ прошедшихъ годовъ за неурожаемъ хлѣба, а нынѣ за отягощеніемъ противу прежняго отъ ко-манды двойными поборами, подчинить ее вовсе не могутъ, а равно и утварей церковныхъ искупить не состоятельны, а потому просили пове-лѣть показанную Вознесенскую церковь разобрать и изъ оной, по неимѣнію колокольни, сооружить таковую. Того ради вашему пре-освященству о вышепрописанномъ Александрійское духовное Правленіе представляя на благоразсмотрѣніе, проситъ резолюціи". На семъ доно-шеніи 1-го іюля того же 1785 года преосвященный Никифоръ положилъ слѣдующую резолюцію: "Прописанную Вознесенскую церковь разобрать благословляемъ и годное дерево употребить на строеніе колокольни, а не способное обратить на печеніе просфоръ и пепелъ, собирая, пускать на воду; мѣсто же, гдѣ святый престолъ былъ, оградить срубомъ".



Яндекс цитирования

Рассылки Subscribe.Ru
Генеалогическое древо семьи