270

СЛОБОДА ШОЛОХОВА.

Слобода Шолохова, при рѣкахъ Бузулукѣ и Соленой, промыш-ленная, многолюдная, въ разныя страны разбросанная, при двухштат-номъ церковномъ причтѣ, состоитъ нынѣ Екатеринославскаго уѣзда въ 3-мъ благочинническомъ округѣ*.

Урочище Шолохово—древнейшее запорожское займище, староокитная казацкая маетность. ?зъ давнихъ лѣтъ здѣсь были наилучшіе ближайшіе зимовники и хутора войсковыхъ старшинъ запорожскаго казачества. Съ 1740 года у многих изъ войсковыхъ старшинъ, на зимовникахъ, въ землянкахъ и*мазанкахъ, тутъ без-сменно проживали целыя семейства ихъ, родные и знакомые, челядь и наймиты, хлопцы и малюки. Для всѣхъ хуторянъ устроена была часовня съ иконою Покрова Божіей Матери; для удовлетворенія духовныхъ нуждъ и религіозныхъ потребностей народа, при часов-нѣ безотлучно жилъ іеромонахъ Самарскаго монастыря.

По зруйнованіи, по разрушеніи послѣдней Сѣчи запорожской, урочище Шолохово, распоряженіемъ Новороссійской губернской Канцеляріи, назначено и переименовано было въ государственную воинскую слободу. Довольные симъ запорожцы немедленно начали осаживать, устроивать здѣсь слободу и стягивать сюда изъ разныхъ мѣстъ народъ семейный и осѣдлый. Въ 1782 году, при составленіи общей народной переписи, въ государственной, казенной слободѣ Шолоховой оказалось уже постоянныхъ осѣдлыхъ жителей муж. 144 и жен. 71 душа. Съ теченіемъ времени, при благопріятныхъ мѣстныхъ условіяхъ, слобода Шолохова болѣе и болѣе увеличивалась народо-населеніемъ и умножалась въ числѣ своихъ обывателей.

Въ мѣстныхъ архивахъ доселѣ нигдѣ не нашли мы полнаго дѣло-производства о построеніи первой церкви въ слободѣ Шолоховой. ?злагаемъ здѣсь, до времени, найденный нами въ Консисторскомъ архивѣ отрывокъ изъ исторіи сего дѣла.


271

Новороссійское (т. е. Екатеринославское) духовное Правленіе доно-шеніемъ отъ 21-го сентября 1798 года представляло преосвященному Гавріилу, митрополиту Новороссійскому и Днѣпровскому: "Сего сентября 21-го дня Новороссійскаго уѣзда 1-й части благочинный, священникъ Гавріилъ Шепетковскій въ поданномъ въ сіе Правленіе репортѣ про-писывая, что во время проѣзда его по указной надобности по приходскимъ части его церквамъ подано ему казеннаго селенія Шолоховой отъ священника и прихожанъ о освященіи вновь выстроенной въ томъ селеніи Іоанно-Богословской церкви прошеніе, по которому онъ вышеписанную церковь освидѣтельствовалъ и сочинивъ всѣмъ имѣющимся въ ней церковнымъ вещамъ опись, при ономъ препровождая просилъ о освященіи оной церкви учинить, куда слѣдуетъ, отъ сего Правленія представленіе. По справкѣ жъ въ семъ Правленіи съ дѣлами оказалось: состоявшимся прошлаго 797 года отъ 9-го сентября изъ Новороссійской духовной Консисторіи указом велѣно въ селеніи Шолоховомъ церковь Іоанно-Богословскую заложить, которая сего 798 года мая 27-го дня соборнѣ и заложена; нынѣ жъ, какъ изъ репорта благочиннаго, священника Шепет-ковскаго и приложенной при ономъ описи явствуетъ, къ освященію совсѣмъ изготовлена. Для того сіе Правленіе вашему высокопреосвящен-ству, съ приложеніемъ той церковнымъ вещамъ описи, симъ почтеннѣйше представляя, проситъ о освященіи сей церкви и о выдачѣ во оную освящен-наго антиминса учинить ваше архипастырское благоразсмотрѣніе".

По сему доношенію преосвященный Гавріилъ резолюціею отъ 3-го декабря 1798 года разрѣшилъ и благословилъ протоіерею Станислав-скому освятить новоустроенную въ слободѣ Шолоховой Іоанно-Богословскую церковь и дозволилъ выдать для этого новый освя-щенный антиминсъ. 11-го декабря 1798 года слободы Шолоховой свя-щеннику Тимофею Григорьеву выданъ святый антиминсъ и тогда же изъ Новороссійской Консисторіи отправленъ въ Новороссійское духовное Правленіе указъ объ освященіи церкви.

Для  построенія   церкви   въ  слободѣ   Шолоховой   перевезено   изъ


272

мѣстечка Никополя готовое, прочное и крѣпкое, церковное зданіе. Главными вкладчиками и дѣйствующими лицами при постройкѣ церкви были-войсковый товарищъ Романъ Самойловскій, ктиторъ Іосифъ Донецъ, изъ поселянъ Іосифъ Бондаръ и Феодоръ Кравецъ.

СЛОБОДА ЛОЦМАНСКАЯ КАМЯНКА.

Слобода Лоцманская Камянка, у самаго Днѣпра, на правой сторонѣ по теченію его, многолюдная и промышленная, съ одноштатнымъ цер-ковнымъ причтомъ, состоитъ въ Екатеринославскомъ уѣздѣ и входитъ въ составъ Екатеринославскаго градскаго благочинія*.

Лоцманская Камянка, по началу своему—старинное, древнѣйшее запорожское займище. ?зъ давнихъ лѣтъ ее занимали своими зимовни-ками войсковые старшины изъ Стараго Кайдака. Въ 1750 году, по распоряженію Коша, здѣсь помѣщена была часть лоцманов изъ Нена-сытецкой береговой стражи и тамошней запорожской гребной флоти-ліи. Но заселеніе Камянки народомъ семейнымъ и осѣдлымъ началось съ 1770 года, усилилось въ 1782 году, когда многія семейства рабочихъ, по очищенію Днѣпровскихъ пороговъ, первоначально жившія въ Камянкѣ временно, остались потомъ въ ней и навсегда. Въ 1784 году, когда, согласно видамъ и желанію князя Потемкина, въ Половицѣ назначенъ и заложенъ былъ губернскій городъ Екатеринославъ и при томъ въ такомъ размѣрѣ, что окраинами и предмѣстіями, предградіями и форшта-тами Екатеринослава были, съ одной стороны, Старый Кайдакъ, а съ другой, Новый Кайдакъ, Лоцманская Камянка, естественно, уже вошла въ составъ Екатеринослава и слилась съ нимъ, по крайней мѣрѣ, вез-дѣ по бумагамъ.

Въ 1784 году въ слободѣ Камянкѣ поставленъ былъ молитвенный домъ изъ обветшавшей и упраздненной церкви города Стараго Кайдака.


273

Полнаго дѣлопроизводства и построеніи первой церкви въ Слободѣ Лоцманской Камянкѣ мы, пока, нигдѣ не нашли. ?злагаемъ здѣсь от-рывокъ объ освященіи новоустроенной Камянской Церкви, найденный нами между бумагами Консисторскаго архива.

Екатеринославское духовное Правленіе репортомъ отъ 21 іюня 1794 года доносило преосвященному Гавріилу: "Сего іюля 7-го дня казеннаго селенія Лоцманской Камянки священникъ и прихожане поданнымъ въ сіе Правленіе прошеніемъ прописали,—наченшаяся въ томъ ихъ селеніи, по благословенію покойнаго преосвященнаго Амвросія архіепископа, Николаевская церковь съ хорнымъ Покрова Пресвятыя Богородицы престоломъ строеніемъ совсѣмъ уже окончена, иконостасъ, равно и находящійся въ тамошнемъ молитвенномъ домѣ святый подвижный антиминсъ, облаченія, сосуды, книги церковныя и прочее церквѣ при-надлежащее имѣется, и къ освященію церковь совсѣмъ готова,—и просили о перенесеніи изъ означеннаго молитвеннаго дома къ Нико-лаевскому престолу священнаго подвижнаго антиминса и о освященіи оной учинить, куда слѣдуетъ, отъ сего Правленія представленіе. По учи-ненномужъ въ семъ Правленіи тогожъ числа журналу, даннымъ 1-й части благочинному, священнику Іоанну Быстрицкому указомъ велѣно,— сдѣлавъ церковнымъ сосудамъ и вещамъ опись, прислать при репортѣ; который сегожъ теченія 21-го дня присланнымъ репортомъ представилъ, что оная церковь строеніемъ окончена и великолѣпна, и къ освященію оной препятствія никакого нѣтъ; при которомъ репортѣ и учиненную имъ всѣмъ, находящимся во оной церковнымъ вещамъ, сосудамъ и прочему опись приложилъ. Для того вашему высокопреосвященству Екатери-нославское духовное Правленіе, съ приложеніемъ въ оригиналѣ той сосудамъ и вещамъ описи, на архипастырское благоразсмотрѣніе представляетъ и проситъ о перенесеніи въ оную изъ молитвеннаго дома къ Николаевскому престолу подвижнаго освященнаго антиминса и о освященіи оной церкви, кому слѣдуетъ, дать ваше архипастырское повелѣніе".

По разсмотрѣніи всѣхъ обстоятельствъ сего дѣла и представ-ленныхъ къ нему справокъ, преосвященный Гавріилъ резолюціею


274

отъ 3-го іюля 1794 года благословилъ протоіерею Станиславскому освятить новоустроенную въ Лоцманской Камянкѣ Свято-Никола-евскую церковь и перенесть въ нее изъ молитвеннаго дома подвижной освященный антиминсъ. Того же 3-го іюля изъ Консисторіи отправленъ въ Екатеринославское духовное Правленіе указъ объ этомъ; а 16-го іюля 1794 года Екатеринославскій протоіерей Іоаннъ Станиславскій собор-нѣ, по надлежащему церковному чинопослѣдованію, въ слободѣ Лоц-манской Камянкѣ освятилъ новоустроенную Свято-Николаевскую цер-ковь и открылъ въ ней богослуженіе и священнодѣйствіе.

СЛОБОДА ?ГНАТЬЕВКА.

Слобода ?гнатьевка, у самаго Днѣпра, на правой сторонѣ по те-ченію его, довольно многолюдная, разбросанная, съ одноштатнымъ церковнымъ причтомъ, находится Екатеринославскаго уѣзда во 2-мъ благочинническомъ округѣ.

Мѣстность нынѣшней слободы ?гнатьевки, на значительномъ про-странствѣ околичной земли, около 1783 года поступила въ собственность Александрійскаго легко-коннаго полка полковаго командира, полковника ?гната ?вановича Гижицкаго. На пріобрѣтенномъ участкѣ земли основавъ, въ память своего имени, слободу ?гнатьевку, помѣщикъ пол-ковникъ Гижицкій немедленно началъ заселять ее народомъ семейнымъ и осѣдлымъ. Занятый самъ дѣлами службы, полковникъ Гижицкій управ-леніе своею вотчиною, заселеніе и дальнѣйшее благоустроеніе ея предоставилъ женѣ своей Татьянѣ Петровнѣ Гижицкой, на что далъ ей полную довѣренность.

Екатеринославскаго Намѣстничества Кадацкаго повета помѣ-щикъ Александрійскаго легко-коннаго полка полковой командиръ, полковникъ, ?гнатій ?вановичъ Гижицкій, въ прошеніи отъ 23-го февраля 1793 года писалъ въ Екатеринославскую духов-


275

ную Консисторію: "Заселяя Екатеринославскаго Намѣстничества въ Кадацкомъ уезде три селенія, именно: первую слободу ?гнатьевку, въ которой нынѣ состоитъ поселянъ до пятидесяти дворовъ, да мѣстечко Гижицу, лежащее въ трехъ верстахъ отъ ?гнатьевки, имѣющее нынѣ до двадцати пяти дворовъ, а также и назначеннуй еще къ заселенію Татьяновку, нужнымъ нахожу по долгу христіанскому изъ усердія моего построить въ слободѣ ?гнатьевкѣ большую церковь, (на назначенномъ бывшимъ помѣщикомъ Рекомъ, гдѣ утвержденъ Крестъ, и освященномъ уже мѣс-тѣ), во имя Пророка ?ліи, дабы чрезъ дальнее разстояніе какъ теперь, (за Днѣпромъ, за порогами и частыми перемѣнами рѣки невозможно, а по сю сторону далѣе сорока верстъ церкви находятся) и потомъ какъ изъ насе-ляемыхъ мною, такъ же и въ близъ лежащихъ какъ то на дачахъ Языковой, Титовой, Набадіева слободъ, не моглибъ люди умирать безъ исповѣди и причастія, а такъ же новорожденные безъ крещенія, какъ до сихъ поръ не однократно случалось. Екатеринославскую духовную Консисторію симъ покорнѣйше прошу опредѣлить къ новоустрояемой теперь, до будущаго исправленія, малой церкви, достойнаго, добраго, искуснаго и знающаго священника; или предоставляю разсмотрѣнію оной Консисторіи о посвя-щеніи во священника изъ діаконовъ Елисаветградскаго уѣзда селенія Нестеровки и Стецовки, котораго заблагоразсуждено будетъ; коему я обязываюсь, какъ въ прилагаемомъ при семъ контрактѣ значится, давать впредь на три года, въ разсужденіи бѣдности новопоселенныхъ жителей, въ каждой годъ по пятидесяти рублей денегъ и къ пропитанію хлѣба-ржи четыре четверти, пшеницы двѣ четверти, ячменю двѣ четверти, проса двѣ четверти, гречихи двѣ четверти, а за тѣмъ по уложенію даю на церковный причетъ сто двадцать десятинъ земли и построю собственнымъ моимъ коштомъ домъ священнику и домъ причету церковному; не оставя, по опредѣленіи священника, снабдя должною инструкціею, дать мнѣ за извѣстіе знать".

2-го    апрѣля    1793    года    преосвященный    Іовъ    Феодосійскій чрезъ   Консисторію   объявилъ   просителю,   полковнику   ?гнатію   Ги-


276

жицкому, чтобъ онъ просилъ правителя Намѣстничества объ отме-жеваніи подцерковной земли и о заявленіи своего согласія на постройку церкви въ слободѣ ?гнатьевкѣ.

11-го іюня 1797 года Екатеринославскаго уѣзда помѣщика, пол-ковника Гижицкаго управитель дворянинъ Александръ Кавушинскій представилъ преосвященному Гавріилу, митрополиту Екатеринослав-скому, прошеніе, въ коемъ писалъ; "Прошлаго 796 г., въ ноябрѣ мѣсяцѣ помѣщикъ мой полковникъ Гижицкій поданнымъ вашему высокопре-освященству прошеніемъ просилъ о позволеніи въ деревнѣ его ?гнать-евкѣ выстроить собственнымъ его коштомъ каменную церковь, во име-нованіе пророка ?ліи и о опредѣленіи туда священника, на каковое прошеніе ваше высокопреосвященство повелѣть соизволили, чтобъ подъ оную имѣющую быть выстроенную церковь была отмежевана земля. Въ оной же слободѣ въ заселеніи есть нынѣ мужчинъ 116 и женщинъ 109 душъ, да всмежныхъ къ оной слободѣ ?гнатьевкѣ, кои заспособно мо-гутъ быть къ ней приписаны, трехъ слободахъ,—въ первой маіора Коростовцева Набадевой Аврамовкѣ мужчинъ 39 и женщинъ 25 душъ, во второй графини Сиверсовой Федоровкѣ мужчинъ 107 и женщинъ 87, въ третьей маіора Каховскаго Виноградовкѣ муж. 144 и жен. 118,—а всего въ четырехъ слободахъ мужчинъ 404, женщинъ 349 душъ, которыя слободы одна отъ другой разстояніемъ отъ ?гнатьевки— Аврамовка въ одной верстѣ, Федоровка въ шести, Виноградовка въ трехъ верстахъ состоятъ; подъ которую церковь изъ дачи онаго помѣщика, полковника Гижицкаго указанное число 120 десятинъ земли для про-довольствія будущихъ при ней священно и церковнослужителей, отмежевано, на которую и планъ сочиняется и по сочиненіи пред-ставленъ имѣетъ быть къ вашему высокопреосвященству, о чемъ при-лагая у сего, что точно въ помянутыхъ слободахъ столько имѣется душъ, учиненную на требованіе Екатеринославскимъ духовнымъ Правленіемъ, Ектеринославскаго Нижняго Земскаго Суда, справку, и что земля отмежевана, при семъ вашему высокопреосвященству отъ уѣзднаго Екатеринославскаго землемѣра Пономарева свидѣтельство подлинное


277

прилагая, покорнѣйше прошу позволить заложить оную церковь, а чтобъ жители, за далекимъ разстояніемъ отъ церкви, къ которой ѣздить 55 верстъ, не терпѣли нужды въ полученіи христіанскихъ требъ опре-дѣлить священника".

По разсмотрѣніи всѣхъ этихъ бумагъ и представленныхъ къ дѣлу справокъ, преосвященный Гавріилъ резолюціею отъ 11-го того же іюня 1797 года разрѣшилъ и благословилъ въ слободѣ ?гнатьевкѣ устроить церковь во имя пророка ?ліи, съ присоединеніемъ къ ?гнатьевкѣ всѣхъ указанныхъ въ прошеніи слободъ. 12-го іюня 1797 года изъ Екатерино-славской Консисторіи отправленъ въ Екатеринославское духовное Правленіе указъ объ этомъ.

Представленіемъ отъ 27-го октября 1797 года Екатеринославское духовное Правленіе доносило преосвященному Гавріилу: "Сего октября 27-го дня первой части благочинный, Екатеринославской Успенской церкви священникъ Гавріилъ Шепетковскій въ поданномъ въ сіе Прав-леніе репортѣ представилъ, что во время проѣзда его по указной надоб-ности чрезъ первую часть благочинія, бывши въ слободѣ помѣщика генералъ-маіора ?гнатія ?вановича Гижицкаго ?гнатьевкѣ, нашелъ тамъ собственнымъ онаго помѣщика Гижицкаго иждивеніемъ деревян-ную на каменномъ фундаментѣ церковь строеніемъ уже оконченную и всѣми принадлежностями къ совершенству ея внутренними священными вещьми и нужными книгами снабдѣнную и ко освященію во всемъ изготовленную, а потому приложа при томъ репортѣ онымъ вещамъ реестръ, проситъ о испрошеніи въ означенную церковь, во имя святаго Пророка ?ліи, освященнаго антиминса и о освященіи той церкви пове-лѣнія вашему высокопреосвященству сдѣлать представленіе. Для того Екатеринославское духовное Правленіе, съ приложеніемъ того подлин-наго регистра, вашему высокопреосвященству симъ почтеннѣйше представляетъ и проситъ о освященіи вышеписанной церкви и о выдачѣ въ оную освященнаго антиминса дать ваше архипастырское повелѣніе".

По   сему   представленію   преосвященный   Гавріилъ   резолюціею


278

отъ 20-го ноября 1797 года разрѣшилъ и благословилъ протоіерею Станиславскому освятить въ слободѣ ?гнатьевкѣ новоустроенную ?льинскую церковь и дозволилъ выдать для этого освященный анти-минсъ. 23-го генваря 1798 года изъ Екатеринославской Консисторіи отправленъ въ Екатеринославское духовное Правленіе указъ объ этомъ; а 28-го февраля того же 1798 года Новороссійскаго уѣзда протоіерей Іоаннъ Станиславскій соборнѣ, по надлежащему церковному чинополо-женію, въ слободѣ ?гнатьевкѣ освятилъ новоустроенную свято-?ль-инскую церковь и открылъ въ ней богослуженіе и священнодѣйствіе.

11-го марта 1798 года Евфимій Симоновъ, изъ Консисторскихъ чи-новниковъ, по просьбѣ генеральши Татьяны Петровны Гижицкой, въ городѣ Новомиргородѣ рукоположенъ во священника въ слободу ?гнатьевку къ ?льинской церкви.

СЕЛО АУЛЫ.

?зъ первоначальной исторіи села Аулъ, Екатеринославскаго уѣзда, сообщаемъ здѣсь одинъ отрывокъ, найденный нами между бумагами Консисторскаго архива*.

Репортомъ отъ 21-го сентября 1797 года Екатеринославское духовное Правленіе представляло въ Екатеринославскую духовную Консис-торію: "Сего сентября 4-го дня Екатеринославскаго уѣзда урочища Авулъ, принадлежащаго къ казенному селенію Романкову, 26 чело-вѣкъ жители въ присланномъ въ сіе Правленіе прошеніи написали, что за отдаленностію отъ Романковскаго прихода, зимняго времени чрезъ стужу, а весною за наводненіемъ, нерѣдко случающихся христі-анскихъ требъ они лишаются отъ Романковскихъ священниковъ, а полу-чаютъ отъ Шошиновскаго священника Емельяна Бѣлголскаго, и просили, яко по способности, къ оному Шошиновскому приходу для полученія отъ онаго священника Бѣлголскаго таковыхъ требъ причислить, а отъ Роман-


279

ковскаго исключить; по которому прошенію, за учиненіемъ тогожъ числа журнала, посланнымъ, за отлучкою благочиннаго, помѣщичьей слободы ?вановки священнику Іоанну Жеребецкому указомъ велѣно, для лучшаго въ томъ удостоверѣнія, съѣхавъ въ вышесказанное селеніе Аву-лы, всѣхъ тамошнихъ прихожанъ спросить, точно ли желаютъ они къ Шошиновскому приходу быть причислены и по какимъ причинамъ, и сему Правленію репортовать; который священникъ Жеребецкій сего сен-тября 17-го присланнымъ въ сіе Правленіе репортомъ далъ знать, что за съѣздомъ его въ село Авулы, всѣ тамошніе прихожане по вышепропи-саннымъ причинамъ объявили свое на причисленіе къ Шошиновскому приходу желаніе. По справкѣ жъ въ семъ Правленіи оказалось, что по вѣдомости благочиннаго, священника Гавріила Щастливцева показано въ Романковѣ душъ мужчинъ 1502, дворовъ 375, а въ Шошиновкѣ 269 душъ, а дворовъ 67, а за отчисленіемъ показанныхъ по постовой казен-наго селенія Романкова росписи Авульскихъ жителей мужчинъ 221 душа, остается при Романковскомъ приходѣ 1281 душа, а дворовъ, по числу душъ, 320, а за причисленіемъ къ Шошиновскому приходу исключенныхъ изъ Романковскаго, въ Шошиновкѣ будетъ состоять душъ муж. 490, а дворовъ, по числу душъ, 122. Почему по опредѣленію сего Правленія велѣно, въ сходство просьбы Авуловскихъ жителей и по резону, что при Романковскомъ большое, а при Шошиновскомъ приходѣ малое состо-итъ количество душъ, исключить изъ Романкова показанные 221 душу, и исключено, а къ Шошиновскому приходу причислить, и причислено, и для вѣдома о томъ Романковскимъ и Шошиновскому священникамъ указы послать. 0 чемъ оной Консисторіи сіе Правленіе репортуетъ".


280

СЛОБОДА ДІЕВКА.

Слобода Діевка, у самого Днѣпра, на правой сторонѣ по теченію его, многолюдная, съ одноштатнымъ церковнымъ причтомъ, находится Екатеринославскаго уѣзда въ градскомъ благочинническомъ округѣ*.

Мѣстность нынѣшней слободы Діевки—древнейшее за-порожское займище, старожитная казацкая маетность. Съ незапамятныхъ временъ тутъ постоянно были зимовники и хутора войсковыхъ старшинъ изъ крепости Паланочнаго города Новаго-Кайдака. Въ 1755 году все это урочище, на значительномъ простран-ствѣ околичной земли, занялъ себе подъ зимовникъ одинъ изъ выс-шихъ войсковыхъ старшинъ—Максимъ Діевъ. Съ дозволенія Новокай-дакскаго полковника, основавъ здѣсь свой зимовникъ и заведши на немъ хозяйство въ обширныхъ размѣрахъ, абшитованный старшина Максимъ Діевъ вызвалъ сюда, къ себѣ, на постоянное жительство, изъ подъ Конотопа, Черниговской губерніи, свое семейство, своихъ родныхъ и знакомыхъ. Въ 1785—95 годахъ зимовникъ Максима Діева,—урочище Ціевка—былъ уже славенъ многолюдствомъ своихъ насельниковъ и довольствомъ ихъ. Дѣти Максима Діева, Савва Максимовичъ и Михаилъ Максимовичъ—Ціенки въ городѣ Новомъ Кайдакѣ пользовались всеоб-щимъ почетомъ и уваженіемъ.

Когда, по распоряженію Начальства, городъ Новый Кайдакъ слился съ губернскимъ городомъ Екатеринославомъ, сдѣлался предместіемъ, предградіемъ, форштатомъ его, подпалъ вѣдѣнію и надзору градскаго губернскаго Начальства и полиціи его,—многіе семейства малорос-сійской націи оставили Новый Кайдакъ и перешли на жительство въ урочище Ціевку. Многолюдная, населенная Діевка, въ 1798 году объяв-лена была государственною, казенною слободою; въ ней учреждена была сборная сельская ?зба, свое волостное Правленіе.

Въ   1799 году жители Діевки  и Растиковки,  согласно  желанію


281

всего общества, начали хлопотать о построеніи въ своей слободѣ церкви. По приговору волостнаго Правленія избравъ Савву Мак-симовича Діенка довѣреннымъ и уполномоченнымъ отъ общества лицемъ, они поручили ему вести все дѣло по устройству въ Діевкѣ церк-ви. По усердному ходатайству Саввы Діенка и жителя Діевки кол-лежскаго регистратора Павла Федоровича Кононова, Новороссійскій гражданскій губернаторъ М. Миклашевскій и Новороссійское духовное Правленіе, въ 1802 году, принимали живѣйшее участіе въ рѣшеніи дѣла о построеніи церкви въ слободѣ Діевкѣ. По распоряженію Епар-хіальнаго Начальства, согласно просьбѣ губернатора Миклашевскаго, Новороссійское духовное Правленіе произвело на мѣстѣ точное раз-слѣдованіе всѣхъ обстоятельствъ по всему дѣлу и все слѣдственное дѣлопроизводство о построеніи церкви въ слободѣ Діевкѣ препро-водило въ Новороссійскую Консисторію на разсмотрѣніе и заключеніе. По дѣлу оказалось: "1-е) когда прошлаго 1801 года декабря 1-го дня поданнымъ къ преосвященному Афанасію, архіепископу Новорос-сійскому и Днѣпровскому, Новокайдакской Николаевской церкви священникъ Петръ Діонисіевъ доношеніемъ просилъ дозволить сію церковь починить, и о томъ по резолюціи его высокопреосвященства послѣдовало изъ сея Консисторіи Новороссійскому духовному Прав-ленію предписаніе; то селенія Діевки отъ поселянъ повѣренный Савва Діенко вступилъ въ то Правленіе съ просьбой, въ которой изъясняя, что за переселеніемъ вѣрителей его бывшихъ Новокайдакской Нико-лаевской церкви прихожанъ внедавнемъ времени, по повелѣнію глав-наго начальства, изъ Новыхъ Кайдакъ въ Діевку, настоитъ имъ надоб-ность имѣть у себя церковь, а въ Кайдакахъ жители могутъ безъ всякой нужды относиться къ имѣющимся тамъ еще двумъ церквамъ: Свято-Духовской и Михайловской; а сверхъ того и починить означенную Ни-колаевскую церковь ни какъ неможно, ибо она будучи построена на-задъ тому болѣе пятидесяти лѣтъ, пришла въ такую обветшалость, что во всѣхъ частяхъ отъ самаго верха до низу раздвинулась и согни-ла и угрожаетъ скорымъ паденіемъ, просилъ по упраздненіи сей


282

Николаевской церкви, дозволить въ Діевкѣ построить въ то жъ имяно-ваніе новую каменную церковъ и перенесть въ оную изъ старой всѣ утвари предками вѣрителей его и самими ими пріобрѣтенныя; 2-е) по свидетельству Новороссійскаго духовнаго Правленія оказалось, что та Николаевская церковь за сгнитіемъ въ конецъ основанія ея, вошла глубоко въ землю, а тяжесть неумѣреннаго верха ея, угнетая весь кор-пусъ, раздвинула оный столько, что стѣны во всѣхъ четырехъ сторо-нахъ отъ верха до низу подались съ мѣстъ своихъ и даже индѣ выво-ротились, а самые бревна большею частію такъ сотлѣли, что отъ лег-каго прикосновенія оказывается гниль; въ южной-же сторонѣ и въ самомъ олтарѣ бревна, кромѣ оказанной гнилости, выдвигаются съ своихъ мѣстъ и угрожаютъ ежеминутно паденіемъ, почему и починить ее, не передѣлавъ всю вновь, дѣйствительно, ни какъ неможно; 3-е) Разстояніемъ селеніе Діевка отъ Кайдакскіхъ церквей обветшалой и уже разобранной Николаевской и подверженной обветшанію деревянной же Свято-Духовской и придѣльной къ ней Михайловской, хотя нахо-дятся отъ полторы до шести только верстъ, но во время ненастное и весной отъ разлитія водъ съ днѣпровскихъ горъ и самаго Днѣпра, при которомъ поселена Діевка, съ трудностію жители тамошніе получаютъ христіанскія требы, а во всѣ воскресные и праздничные дни, какъ по прописанной причинѣ, такъ и въ разсужденіи самаго пути неудобнаго отъ глубокихъ песковъ и по гористому положенію Кайдакъ, большею час-тію лишаются слушанія слова Божія, а особенно престарѣлые и маловоз-растные; 4-е) Жителей въ селеніи Діевкѣ находится нынѣ на лицо мужеска пола 522, да женска 492 души, за отчисленіемъ которыхъ отъ Кайдацкихъ Николаевской и Свято-Духовской церквей, останется при оныхъ мужеска же пола 546 и женска 551 душа, а дворовъ, полагая на каждый по четыре души мужеска пола, 136; 5-е) Сіи Новокадацкіе жители особенно отозва-лись, что въ случаѣ невозможности помянутую Николаевскую церковь починкою переправить, желаютъ они выстроить, на мѣсто ея, другую новую каменную и на другомъ удобнѣйшемъ мѣстѣ, которой и планъ


283

представили. А затѣмъ, 6-е) Діевскіе поселяне, оставляя настаиваніе свое объ упраздненіи той Николаевской церкви, просятъ дозволить имъ построить тоже новую каменную, во именованіе Воздвиженія честнаго креста Господня церковь, которую они начать и окончить всѣмъ нуж-нымъ, буде почему либо изъ Николаевской не будетъ удѣлено имъ утва-рей, украсить и впредь во всякомъ благолѣпіи содержать, равно и домы для будущихъ при ней священно и церковнослужителей построить и ихъ всѣмъ нужнымъ довольствовать собственнымъ своимъ коштомъ, а также для нихъ и для той церкви указное число десятинъ земли отвесть письменно обязались, прося перевесть къ нимъ выше означеннаго священника Діонисіева съ дьячкомъ, которые на то объявили свое сог-ласіе; да и господинъ Новороссійскій гражданскій губернаторъ, тайный совѣтникъ и кавалеръ Миклашевскій въ присланныхъ къ преосвя-щенному Афанасію отношеніяхъ изъявляя надобность быть въ Діевкѣ церквѣ, предоставилъ всѣ дѣло о томъ разсмотрѣнію его высокопре-освященства. А, напослѣдокъ, 7-е) Новокадацкой Свято-Духовской церкви священникъ Калинникъ Орловскій, діаконъ Семеновъ и дьячек Тимофеевъ отозвались, что въ случаѣ построенія въ Діевкѣ церкви, предоставляя они обеспеченіе содержанія ихъ разсмотрѣнію своего начальства, просятъ Новокодацкой и имѣющій быть Діевскій приходы уравномѣрить такъ, чтобы и послѣ послѣдній непревышалъ перваго, а тѣмъ бы и на всегда остались они довольны".

По разсмотрѣніи всѣхъ обстоятельствъ сего дѣла и представленныхъ къ нему справокъ, Новороссійское Епархіальное Начальство поста-новленіемъ своимъ отъ 24-го октября 1802 года опредѣлило: "Въ селеніи Діевкѣ въ разсужденіи вышепоказанныхъ обстоятельствъ и согласія гос-подина Новороссійскаго гражданскаго губернатора и кавалера, вновь каменную во именованіе Воздвиженія честнаго и животворящаго Креста Господня церковь на пристойномъ и удобномъ мѣстѣ построить дозво-лить, съ тѣмъ однакожъ, чтобы подъ кладбище оной, подъ селидьбу и усадьбу и на содержаніе будущихъ при ней священно и церковнослужителей


284

указное число десятинъ земли въ недальнемъ отъ той церкви разстояніи отмежевано, законнымъ порядкомъ справлено, отказано и въ дѣйстви-тельное тѣхъ священно и церковнослужителей владѣніе было отведено, равно и домы для нихъ собственнымъ просителей иждивеніемъ постро-ены были прежде освященія той церкви непремѣнно. Относительно же до Новокайдацкой Николаевской. уже разобранной церкви, то оную, в разсужденіи ея ветхости и неспособности къ починкѣ, упразднить. ? поелику тамъ находится другая деревянная же Свято-Духовская церковь и при ней придѣльная Михайловская; то хотя жители тамошніе, по малому ихъ количеству, коихъ нынѣ состоитъ мужеска пола, несчитая женскаго, 546 душъ, и могутъ безъ дальняго затрудненія обойтись безъ другой церкви; но какъ на самомъ томъ месте предполагается быть женскому монастырю, о чемъ уже отъ его высокопреосвященства и представлено Святѣйшему Синоду на разсмотрѣніе, то если послѣдуетъ на сіе благоволеніе, церкви оныя должны уже быть монастырскими и жителямъ тамошнимъ необходимо нужно будетъ имѣть иную при-ходскую церковь. А если бы таковаго благоволенія и не послѣдовало, то въ разсужденіи давняго тѣхъ церквей построенія, могутъ они, придя въ совершенную ветхость, современемъ уничтожиться; сверхъ же того какъ и самое сіе селеніе Новые Кадаки считается предмѣстіемъ города Новороссійска и состоитъ въ его вѣдѣніи и наблюденіи и за оставленіемъ при означенной Свято-Духовской церкви на одинъ причетъ священно и церковнослужителей полнаго количества по указанному положенію душъ, находится прихожанъ упразняемой Николаевской церкви около сорока дворовъ и всѣ тѣ жители усердно и настоятельно просятъ о возобновленіи сей церкви; для того по всѣмъ симъ причинамъ и сооб-разно положенію Святѣйшаго правительствующаго Синода 1770 г. декабря 3-го дня, коимъ въ городахъ на мѣсто пришедшихъ въ ветхость или сгорѣвшихъ церквей, при коихъ находится неменѣе двадцати дворовъ, имѣть вновь церковь велѣно, помянутымъ Новокайдацкимъ жителямъ  на  мѣсто  той   Николаевской  новую  каменную  въ  тожъ


285

именованіе построить дозволить. ? обо всѣмъ ономъ съ приложеніемъ подлиннаго дѣла изготовить въ Святѣйшій Синодъ, на основаніи указа его 1798 года, сентября 6-го дня, доношеніе съ прошеніемъ въ резолюцію указа". Святейшій Синодъ, въ свое время, утвердилъ это опредѣленіе и указомъ отъ 19-го марта 1803 года далъ знать объ этомъ Новороссійскому преосвященному Афанасію.

Во исполненіе сего, 10-го мая 1803 года выдана благословительная храмозданная грамота на закладку церкви; а 26-го іюля того же 1803 года протоіерей Іоаннъ Станиславскій соборнѣ, по надлежащему церковному чинопослѣдованію, въ слободѣ Діевкѣ освятилъ мѣсто подъ церковь, положилъ закладку на сооруженіе оной и на мѣстѣ работъ водрузилъ крестъ.

Въ августѣ мѣсяцѣ 1803 года повѣренный Кононовъ отъ лица всего Діевскаго общества представилъ преосвященному Афанасію новое про-шеніе, въ коемъ писалъ: "Вѣрители мои Діевскіе поселяне хотя и отно-сятся въ Свято-Духовскую въ Новыхъ Кайдакахъ, состоящую церковь; но какъ оные прежде, до упраздненія тамо ихъ Николаевской церкви, получали съ немалою трудностію у священника мірскія требы, такъ нынѣ по причинѣ далекаго отстоянія и Свято-Духовской церкви отъ мѣста положенія жилищъ ихъ распространившихся поселеніемъ своимъ длиною на шесть верстъ, надъ всякое желаніе, по разнымъ стеченіямъ лишаются способовъ къ выполненію христіанскаго долга непремѣнно отъ нихъ тре-бующагося. Важнѣежъ всего, въ воскресные и праздничные дни бывши не допущаемы къ хожденію въ церковь по отдаленности ея и неудобности самой дороги, лежащей въ Кайдаки, по гористному и песчанному мѣсту, тожъ и во время ненастья и воды весною съ днѣпровскихъ горъ истекаю-щей, а равно и приливающейся отъ самой рѣки Днѣпра, при которомъ та Діевка поселена, опущаютъ долгъ богослуженія своего, не слыша препо-даваемыхъ во храмѣхъ церковныхъ наставленій, научающихъ христіан-ской вѣрѣ и правиламъ добронравія: потому и помыслили вмѣстѣ, чтобы не оставаться въ неразумѣніи должностей своихъ, доколѣ въ селеніи


286

ихъ Діевкѣ заложенная и уже начавшаяся построеніемъ Кресто-Воздвиженская церковь, совершенно кончена и освящена будетъ, соорудить тутже для приношенія, по объязанности, Богу своему бо-гослуженій во дни извѣстные, молитвенный домъ. А по сему вашего высокопреосвященства и прошу всенижайше, уваживъ на выше-прописанныя обстоятельства, не оставить до того времени, покудова въ селеніи Діевкѣ Крестовоздвиженская церковь выстроена и освя-щена будетъ, повѣлить соорудить молитвенный домт» и въ немъ на отправленіе божественной литургіи о выдачѣ святаго подвижнаго антиминса учинить вашего высокопреосвященства милостивое архи-пастырское благоразсмотрѣніе".

Во удовлетвореніе сей просьбы преосвященный Афанасій резолюціею отъ 11-го сентября 1803 года благословилъ устроить въ слободѣ Діевкѣ временный деревянный молитвенный домъ, впредь до окончанія всѣхъ работъ по устройству каменной церкви и дозволилъ выдать подвижной антиминсъ для совершенія богослуженій и священнодѣйствій во временномъ молитвенномъ домѣ.

СЕЛО СУРСКО-Л?ТОВСКОЕ.

Село Сурско-Литовское, при р. Мокрой Сурѣ, многолюдное, съ одноштатнымъ церковнымъ причтомъ, находится Екатеринославскаго уѣзда во 2-мъ благочинническомъ округѣ*.

Первые, семейные и осѣдлые, насельники слободы Сурско-Литов-ской, суконной фабрики, фабричные крестьяне, 18-го іюля 1803 года, отъ лица всего общества своего, представили въ контору Екатеринославскихъ казенныхъ фабрикъ прошеніе, въ коемъ писали: "По переводѣ изъ Бѣ-лоруссіи въ прошломъ 1794 году, совмѣстно съ суконною фабрикою сюда и по поселеніи насъ, составляющихъ одного мужеска пола душъ болѣе восьми сотъ, по обѣимъ сторонамъ рѣчки Суры, отстоящей отъ города въ восемьнадцати верстахъ, сколько мы съ того самаго времени ни


287

помышляли о устроеніи въ деревнѣ своей церкви, для выполненія по долгу христіанскому обрядовъ; но соображаясь съ бѣдственнымъ своимъ положеніемъ разстроившимся отъ переходу изъ Бѣлоруссіи сюда, отъ поселенія тутъ, и обзаведенія себя хозяйственною экономіею, сыскивали себя несостоятельными къ тому; нынѣ же ободряясь сколько въ под-крѣпленномъ немного своемъ состояніи, столько и убѣждаясь терпи-мыми нами крайностями безъ выполненія по долгу христіанскому обрядовъ, особливо, что нерѣдко, рожденные безъ крещенія, а болѣзну-ющіе безъ исповѣди и причащенія святыхъ таинъ умираютъ, ибо хотя въ выстроенную еще до поселенія нашего въ слободѣ помѣщика надвор-наго совѣтника Василія Шостака, церковь, яко ближайшую къ нашей деревнѣ, и ходимъ для поученія Божіему слову: но весьма часто случается что протекающая чрезъ слободу нашу рѣка Сура живущимъ по лѣвой ея сторонѣ крестьянамъ отъемлетъ во вся вездѣ перѣездъ чрезъ нее въ Шостакову слободу къ церквѣ, и симъ самымъ лишаются способа въ богоугодномъ своемъ расположеніи не только болѣзнующіе, но и здоровые люди; а при томъ и священникъ ея по порученному ему доволь-но обширному числу прихожанъ, живущихъ по разнымъ мѣстамъ хуто-рами, часто находится въ разъѣздахъ своихъ и слѣдовательно довольно недостаетъ ему времени навѣщать нашу деревню для изъясненныхъ необходимостей; а по крайнимъ нашимъ его убѣжденіямъ пріѣзжаютъ крестьяне сами для того къ нему; почему во отвращеніе на дальнѣйшее время таковыхъ для себя стѣсненій, расположились мы упраздненную въ предмѣстіи Новыхъ Кайдакъ деревянную церковъ во имя Сошествія Святаго Духа, приторговавъ съ иконостасомъ и со всѣми утварми, ку-пить и перевезть въ свою слободу; и такъ какъ мы по бѣдности своей не въ состояніи выстроить тамъ каменную церковь для перенесенія во оную изъ той упраздненной деревянной церкви готоваго иконостаса и прочихъ утварей; то до выстроенія оной, просимъ покорнѣйше контору фабрикъ отнестись куда слѣдуетъ своимъ представленіемъ, чтобы позволено было ту самую деревянную церковь перенесть въ нашу слободу, подведя подъ


288

оную для безопасности каменный фундаментъ, на что при нашей слободѣ и камня изобильно, и другія также починки въ ней исправить; будеже и этаго для нашего бѣдственнаго состоянія почему либо уважено не будетъ; то хотя для насъ и съ великою тягостію будетъ, просимъ испросить, отъ куда слѣдуетъ, благословеніе на сооруженіе изъ нея, или и каменнаго молитвеннаго дома, дабы мы не нуждались по вышеписанному въ выполненіи христіанскихъ обрядовъ".

По поводу сей просьбы управляющій казенными фабриками кол-лежскій ассесоръ Адріанъ Гусковъ оффиціальною бумагою отъ 21-го іюля 1803 года просилъ Екатеринославскаго гражданскаго губернатора, тайнаго совѣтника Михаила Павловича Миклашевскаго исходатай-ствовать ему у преосвященнаго Афанасія разрѣшеніе и благословеніе устроить деревянную церковь въ слободѣ фабричной Сурско-Литов-ской. Губернаторъ Миклашевскій бумагою огь 28-го іюля 1803 года, дѣйствительно, просилъ преосвященнаго Афанасія, чтобы онъ, во ува-женіе фабричныхъ крестьянъ бѣдности и нужды, преподалъ архипастыр-ское свое благословеніе на установленіе въ ихъ деревнѣ приторгованной ими въ Новомъ Кайдакѣ за 1500 руб. Свято-Духовской деревянной церкви съ потребною для нея починкою и съ подведеніемъ подъ оную каменнаго фундамента; или, если сего почему-либо уважить нельзя, то на перестроеніе изъ нея, до устроенія настоящей каменной церкви, молит-веннаго дома, или вновь таковаго же каменнаго. Двукратно просилъ объ этомъ же преосвященнаго Афанасія и князь Димитрій Волконскій. По представленіи всѣхъ этихъ бумагъ въ Святѣйшій Синодъ, получено было оттуда предписаніе склонить фабричныхъ жителей слободы Сурско-Литовской устроить въ слободѣ не деревянную, а каменную церковь. Но указомъ отъ 3-го октября 1805 года, по именному Его ?мператорскаго Величества Высочайшему повелѣнію, Святѣйшій Синодъ разрѣшилъ купленную въ Новомъ Кайдакѣ Свято-Духовскую церковь перенесть въ слободу Литовскую и поставить временно, впредь до сооруженія каменной.



Яндекс цитирования

Рассылки Subscribe.Ru
Генеалогическое древо семьи