176

СЕЛО РОМАНКОВО.

Село Романково, у Днѣпра, на правой сторонѣ по теченію его, многолюднѣйшее, торговое и промышленное, при одноштатномъ церковномъ притчѣ, состоитъ Екатеринославскаго уѣзда въ 1-мъ благочинническомъ округѣ*.

"Романковъ курганъ", "Романково урочище",—древ-нѣйшее запорожское займище, старожитиая казацкая маетность.

Въ дополненіе къ тѣмъ свѣдѣніямъ о слободѣ Романковой, какія уже изложены нами при описаніи ?коны Божіей Матери, находящейся въ Самарскомъ монастырѣ, и въ ?сторическомъ обзорѣ Православной церкви въ предѣлахъ Екатеринославской епархіи до времени открытія ея, излагаемъ здѣсь тѣ немногіе отрывки изъ исторіи слободы Романковой, какіе касаются судьбы ея въ концѣ прошедшаго XVIII столѣтія.

Въ 1774 году, по распоряженію Новороссійской губернской кан-целяріи, слобода Романкова объявлена, назначена и переименована была въ государственную воинскую слободу. Въ 1782 году, при составленіи общей народной переписи, въ государственной воин-ской слободѣ Романковой найдено и въ списки внесено постоян-ныхъ осѣдлыхъ жителей больше всѣхъ другихъ государственныхъ слободъ,—именно мужска 1344, и женска 1087 душъ.

Въ репортѣ отъ сентября 1786 года Екатеринославскаго уѣзда благочинный, священникъ ?лія Клементидіевъ писалъ преосвяще-нному Никифору, архіепископу Славенскому и Херсонскому: "По указу Ея ?мператорскаго Величиства, а по резолюціи вашего высо-копреосвященства дана мнѣ о благочиніи инструкція, по коей я объѣзжая порученныя мнѣ во всемъ Екатеринославскомъ уѣздѣ церкви, усмотрѣлъ государственнаго селенія Романкова святоуспен-скую церковь крайне ветху, и ветхостію своею дѣлающую святому мѣс-ту неблагопристойность и безобразіе, а притомъ тамошніе какъ священники, такъ и всѣ обще приходскіе люди словесно, а нынѣ


177

и письменно просили меня представить вашему высокопреосвящен-ству, небудетли благоволенія дозволить вновь тамо выстроить цер-ковь на три престола собственнымъ ихъ коштомъ, на что и часть дерева и часть суммы уже изготовлено; о чемъ, въ силу данной мнѣ инструкціи перваго пункта, вашему высокопреосвященству съ покорностію подъ разсмотрѣніе и представляю".

На основаніи сего репорта, резолюціею отъ 31-го генваря 1787 года, преосвященный Амвросій, архіепископъ Екатеринославскій и Херсонисо-Таврическій, разрѣшилъ въ слободѣ Романковѣ устроить новую на другомъ удобнѣйшемъ мѣстѣ церковь. 20-го февраля 1787 года выдана благословительная храмозданная грамота на закладку и сооруженіе новой церкви; указъ съ грамотою полученъ въ Екатерино-славскомъ духовномъ Правленіи 1-го апрѣля 1787 г.

Доношеніемъ отъ 30-го генваря 1792 года Екатеринославское духовное Правленіе представляло преосвященному Амвросію Екатеринославскому: "Отъ 20-го числа августа прошлаго 1791 года Екатеринославскаго уѣзда казеннаго селенія Романкова священ-никъ Феодоръ Щетинскій съ прихожаны присланнымъ въ сіе Правленіе прошеніемъ представляетъ, что наченшаясь по резолюціи вашего преосвященства въ томъ ихъ селеніи, въ мѣсто обветшав-шей Успенской, новая церковь съ тремя предѣлы, — 1-й въ тоже именованіе,—2-й съ правой стороны Святителя Христова Нико-лая, а 3-й съ лѣвой стороны Святаго Апостола Андрея Первозван-наго, строеніемъ совсѣмъ уже окончена и иконостасъ средній въ совершенность приведенъ и на мѣстѣ поставленъ; другіе же два также иностасною работою кончены и бляты иконостасною работою подѣланы; ризница, сосуды, книги, церковные, изъ старой церкви въ новую перенесены и къ освященію оной никакого препятствія быть не можетъ, и просить о освященіи сей новой церкви учинить вашему преосвященству отъ сего Правленія представленіе, по которому за учиненіемъ въ семъ Правленіи тогожъ числа журнала, посланнымъ Карнауховскому священнику Василію Удовицкому указомъ велѣно съѣхать въ Романковъ, обстоятельно выслѣдовать, точно ли новая церковь строеніемъ кончена и приведены ль иконостасы въ совер-


178

шенность, и намѣстѣ поставлены и церковные сосуды, книги, ризница изъ старой въ новую церковь перенесеныль, въ сіе Правле-ніе репортовать; на которой сего генваря 30-го дня оной священникъ Удовицкій присланнымъ репортомъ донесъ, что наченшаяся въ указанномъ селеніи Романковѣ Успенская церковь строеніемъ уже совсѣмъ окончена и средній иконостасъ работами снѣсарскою и иконостасною сдѣланъ и намѣстѣ поставленъ, другіеже два иконостаса снѣсарскою работою окончены и бляты иконописною работою здѣланы, однакъ совсѣмъ несовершены. Ризницыжъ, сосудъ и книгъ часть изъ старой въ новую перенесена, а часть оставлена въ старой церквѣ до освященія новой, на отправленіе временнаго служенія, и во освященіи новой церкви остановки и препят-ствій быть неможетъ: того ради вашему преосвященству Екатерино-славское духовное Правленіе на архипастырское благоразсмотрѣніе почтеннѣйше представляетъ и проситъ о освященіи той новой Успенской церкви вашего архипастырскаго благословенія".

По сему доношенію, резолюціею отъ 17-го мая 1792 года преосвященный Амвросій благословилъ освятить новоустроенную въ слободѣ Романковѣ Успенскую церковь и дозволилъ выдать новый освященный антиминсъ.

Репортомъ отъ 30-го мая 1793 года Екатеринославское духовное Правленіе докладывало преосвященному Гавріилу, митрополиту Екатеринославскому: "Сего мая 30-го числа Екатеринославскаго уѣзда казеннаго селенія Романкова Свято-Успенской церкви священникъ Феодоръ Щетинскій присланнымъ въ сіе Правленіе прошеніемъ прописывалъ, что выстроенная во ономъ селеніи Успенская церковь с тремя престолами,—по повелѣнію покойнаго преосвященнаго Амвросія архіепископа, сегожъ уѣзда протопопомъ Іоанномъ Станиславскимъ на выданномъ для средняго престола антиминсѣ освящена, на дваже престола—1-й перенесеніе мощей Святителя Христова Николая,—2-й Святаго Апостола Андрея Первозваннаго, двухъ антиминсовъ еще невыдано, и просилъ о выдачѣ оныхъ учинить вашему преосвященству отъ сего Правленія представленіе; для того вашему    преосвященству    Екатеринославское    духовное    Прав-


179

леніе на архипастырское благоразсмотрѣніе представляетъ и проситъ о выдачѣ на вышеписанные престолы двухъ святыхъ антиминсовъ чрезъ нарочно посланнаго того прихода діакона Василія Куща учи-нить ваше архипастырское благословеніе". По сему репорту 15 іюня 1793 года выданы два новыхъ освященныхъ антиминса.

СЕЛО СТАРЫЙ КАЙДАКЪ.

Село Стары.й Кайдакъ, при Днѣпрѣ, на правой сторонѣ по теченію его, малолюдное, съ одно-штатнымъ церковнымъ причтомъ, находится Екатеринославскаго уѣзда въ 1-мъ благочинническомъ округѣ*.

На берегу Днѣпра, возвышенная и величественная, красивая и очаровательная мѣстность Стараго Кайдака имѣетъ свою исторію. Отсюда начинается длинный рядъ знаменитыхъ днѣпровскихъ пороговъ; т. е. цѣпь скалъ, которая идетъ поперегъ Днѣпра, и задер-живаетъ судоходство; какъ императоръ греческій Константинъ Багрянородный, такъ и другіе позднѣйшіе гидрографисты здѣсь именно полагаютъ первый порогъ—Нессупи, Старо-Кайдацкій, Кайдакъ, Гудакъ. Запорожцы любили Старый Кайдакъ и дорожили имъ, какъ святынею, напоминавшею имъ Кіевъ и Межигорье. Поляки, въ періодъ Литовско-Польскаго владычества въ этой мѣстности, когда вся она входила въ составъ Кіевскаго Палатината, въ 1635 году, подъ руководствомъ инженера француза Боплана, устроили въ Кайдакѣ превосходную крѣпость: но отрядъ запорожцевъ, подъ предводи-тельствомъ Сулимы, разрушилъ и уничтожилъ ее**. По прекращеніи въ этой мѣстности литовско-польскаго владычества, среди зимы 1656 года въ Старомъ Кайдакѣ, по распоряженію Коша запорожскаго, оффиціально и формально учреждена была первая береговая стража изъ охотниковъ казаковъ-лоцмановъ, коимъ, по строгому наказу Коша, вмѣнено было въ непремѣнную обязанность всячески содѣйствовать


180

судоходству по Днѣпру, сплавлять и проводить по Днѣпровскимъ порогамъ какъ торговцевъ и промышленниковъ, плывущихъ къ Черному морю, такъ и всѣ струга, барки и прочія суда. Для береговой стражи въ Старый Кайдакъ отправлена была изъ Сѣчи запорожской походная церковь святаго Архистратига Михаила и при ней іеромонахъ Межигорскаго монастыря. Русскіе часто посѣ-щали Старый Кайдакъ и восхищались мѣстностію его. Голицынъ и Леонтьевъ, Бутурлинъ, Глѣбовъ и Самаринъ, а въ 1699 году и самъ Петръ Великій со вниманіемъ и любопытствомъ осматривали восхитительную и очаровательную мѣстность Старо-Кайдакскую. По раззореніи старой Сѣчи запорожской за участіе въ дѣйствіяхъ Мазепы и по уходѣ запорожцевъ въ Алешки, подъ протекцію Турціи, береговая стража изъ лоцмановъ-казаковъ продолжала существовать въ Старомъ Кайдакѣ и дѣйствовала на основаніи прежнихъ инструкцій. Въ царствованіе Анны Іоанновны, по воз-вращеніи казачества въ запорожье, во времена болѣе спокойныя, къ казакамъ-лоцманамъ въ Старый Кайдакъ перешло на жительство нѣсколько осѣдлыхъ семействъ малороссійскаго народа, и въ Ста-ромъ Кайдакѣ, около 1739 года, составилась цѣлая приходская община православнаго казачества.

Въ 1748 году, съ разрѣшенія и благословенія преосвященнаго Тимофея Щербацкаго, митрополита Кіевскаго, Галицкаго и малыя Россіи, въ городе Старомъ Кайдаке, вмѣсто подвижной, походной, усердіемъ запорожскаго казачества устроена постоянная, непо-движная деревянная церковь во имя святаго Архистратига Миха-ила и къ ней опредѣленъ особый постоянный церковный причтъ. Съ теченіемъ времени число прихожанъ въ городѣ Старомъ Кайдакѣ болѣе и болѣе увеличивалось; въ 1768 году даже по оффиціальнымъ документамъ въ Старомъ Кайдакѣ показано при-ходскихъ дворовъ 50, да бездворныхъ хатъ 32, въ нихъ обоего по-ла 1015 душъ; священниковъ три: Тимофей Феодоровъ, Вуколъ Лукьяновъ и Стефанъ Іерофеевъ. 7-го генваря 1772 года духовное Правленіе Старо-Кайдакской крестовой намѣстніи (въ Ново-селицѣ, въ нынѣшнемъ Новомосковскѣ) доношеніемъ представ-


181

ляло преосвященному Гавріилу, митрополиту Кіевскому, что "хотя въ мѣстечкѣ Старомъ Кайдакѣ есть три священника; но какъ при ономъ мѣстечкѣ, подъ нынѣшнюю экстру, для лучшей предосто-рожности и сбереженія ради себя отъ непріятельскихъ нападеній, поселились хуторами и зимовниками многіе казаки изъ разныхъ мѣстъ, да и Волохи, запорожскою партіею въ границахъ Отто-манской Порты прошлаго 1770 года полоненные, изъ-подъ Очакова при томъ мѣстечкѣ множественнымъ числомъ поселены; прихожане Старо-Кайдакскіе крайне нуждаются еще в одномъ священникѣ: а потому Правленіе просило преосвященнаго митро-полита—Старо-Кайдакскаго діакона Василія рукоположить въ четвертаго священника. По сей просьбѣ діаконъ Василій руко-положенъ къ Архангело-Михайловской церкви мѣстечка Стараго Кайдака во священника на четвертую парафію; а на мѣсто его, по презенту Коша, казакъ Павелъ Порошенко рукоположенъ туда же во діакона. Въ 1775 году, по уничтоженіи запорожскаго Коша, многіе изъ казачества перешли на жительство въ Старый Кайдакъ и значительно увеличили собою число обывателей его.

Около 1780 года Свято-Михайловская церковь города Стараго Кайдака пришла въ самое жалкое положеніе: "стѣны ея всецѣло обветшали; подвалины сгнили и разрушились; во время дождей течь сильно лилась по стѣнамъ и по угламъ какъ во всей церкви, такъ и въ олтарѣ; отъ сырости и течи во многихъ мѣстахъ появил-ся мохъ и выросли губки; въ церкви свободно летали птицы и въ олтарѣ свили гнѣзда; по мѣстоположенію своему церковь очути-лась внѣ села, въ далекомъ и непристойномъ мѣстѣ, во кругъ нея отъ истекающей изъ горъ воды въ осеннее и весняное время образо-вались глубочайшіе рвы; отъ этого дорога въ церковь сдѣлалась весьма неудобною; какъ въ церкви удаленной отъ жилыхъ домовъ, было опасно оставлять церковныя вещи и имущество, то оныя забирались церковнымъ старостою въ его домъ и хранились тамъ между хозяйственными его вещами; богослуженіе въ той церкви само собою прекратилось". По внушенію и настоянію духовенства, жители Стараго Кайдака рѣшились, въ замѣнъ устарѣвшей и


182

обветшавшей, устроить у себя новую церковь въ срединѣ поселенія; по общему согласію и желанію, всѣ труды и заботы по сему дѣлу возложили на ктиторовъ ?вана Песоцкаго и Кодрата Усенка и на жителей Старо-Кайдакскихъ Матвѣя и сына его Карпа Шамрае-выхъ. Выборные отъ общества, уполномоченные его немедленно сдѣлали въ слободѣ денежный сборъ, для постройки новой церкви приготовили рѣзанаго дерева триста бревенъ, дубовъ на подва-лины двадцать и 20-го февраля 1781 года подали прошеніе въ Славянское духовное Правленіе объ исходотайствованіи имъ у преосвященнаго разрѣшенія и благословенія на постройку церкви въ Старомъ Кайдакѣ среди села, въ тоже именованіе. Славянское духовное Правленіе, съ прописаніемъ справки о дѣйствительномъ положеніи Старо-Кайдакской церкви, отнеслось къ Новороссій-скому губернатору Николаю Даниловичу Языкову, с просьбою отмежевать для священно-церковно-служителей Старо-Кайдакской церкви 120 десятинъ удобной земли и указать мѣсто для новой постройки ея. Отъ 7-го мая 1781 года духовное Правленіе писало г. Языкову: "Саксаганскаго уезда государственнаго селенія Стараго Кайдака священство съ обществомъ поданнымъ въ сіе Правленіе доношеніемъ, между прочимъ, просили о построеніи вновь на мѣс-то ветхой церкви въ тоже Архистратига Михаила именованіе новой въ приличномъ мѣсте, также и объ отводѣ для священно-церков-но-служителей земли пахатной и сѣнокосной надлежащаго числа десятинъ, куда слѣдуетъ, представить. По учиненному отъ сего Правленія нарочно опредѣленными лицами изслѣдованію, явилось:

  1. упоминаемая Старо-Кайдакская церковь точно ветхая, въ коей
    чрезъ бываемыя во время дождей во всѣхъ углахъ, даже и въ
    самомъ олтарѣ течи современемъ и священно-служенію быть нельзя;
  2. состоитъ оная церковь внѣ селенія, въ отдаленномъ и весьма
    непристойномъ мѣстѣ, такъ, что вокругъ отъ истекающей съ горъ
    воды во время осенне и весняное сдѣлавшимися глубочайшими
    рвами объята, къ которой весьма худой переходъ, особливо же
    содержащимся во оной церковнымъ вещамъ быть опасно, а потому
    оныя, по отправленіи службы, съ церкви старостами церковными

183

къ сохраненію забираются въ ихъ домы; быть впредь въ томъ

селеніи церкви по неблагопристоинству крайне не удобно        

Сіе Правленіе занужно (ежели на то будетъ вашего превосходи-тельства соизволеніе) полагаетъ выстроить, въ сходство указан-ныхъ положеній, на удобнѣйшемъ мѣстѣ таковую церковь, по способности, въ деревне Камянке, близъ онаго Кайдака состоящей, гдѣ уже и дворовъ поселенныхъ до тридцати имѣется, и во вся-кое лѣтнее время у карабельнаго лѣса, во оную деревню доставляемаго водою, рабочихъ людей бываетъ до нѣсколько сотъ; изъ Старого Кайдака многіе уже въ Камянку, въ разсужденіи гористыхъ во ономъ и вовся къ прожитію негодныхъ мѣстъ, ііереселились; почему тамо, въ Камянкѣ, церкви и священникамъ быть нужнѣе, чѣмъ въ Кайдакѣ: для того вашему превосхо-дительству Славянское духовное Правленіе симъ донося, о построеніи вмѣсто оной обветшалой Старо-Кайдакской вновь церкви гдѣ заблагоразсуждено будетъ, равно и объ отмежеваніи имѣющимся при той церкви священно-церковно-служителямъ, въ силу указовъ, подлежащаго числа десятинъ земли пахатной, лѣс-ной и сѣнокосной и о утвержденіи оной за ними законнымъ порядкомъ проситъ резолюціи".

Въ отвѣтъ на это Новороссійская губернская Канцелярія отме-жевала 120 десятинъ удобной земли для священно-церковно-служителей Старо-Кайдацкой Архангело-Михайловской церкви и выслала на оную законнымъ порядкомъ утвержденный планъ; а относительно мѣста, гдѣ лучше и удобнѣе строить новую цер-ковь,—предоставила это ближайшему усмотрѣнію Славянскаго духовнаго Правленія, мѣстнаго Старо-Кайдакскаго духовенства и тамошней сельской грамады. Преосвященный Никифоръ, архіепис-копъ Славенскій и Херсонскій, на представленіе о семъ Славянскаго духовнаго Правленія, разрѣшилъ въ Старомъ Кайдакѣ, въ замѣнъ обветшавшей, строить новую Архангело-Михайловскую церковь и отъ 28 сентября 1781 года выдалъ храмозданную благословительную грамоту на заложеніе и сооруженіе новаго храма; касательно жъ мѣста, гдѣ строить новую церковь—въ Старомъ ли Кайдакѣ, или въ сосѣд-


184

ней деревнѣ Камянкѣ,—преосвященный Никифоръ написалъ въ резолюцію: "Ежели къ построенію въ деревнѣ Камянкѣ церкви и Старо-Кайдакскіе жители согласны и въ томъ дадутъ отъ себя подписку, то въ Камянкѣ, вмѣсто ветхой, вновь Михайловскую церковь заложить и по заложеніи репортовать намъ, съ приложеніемъ и подписки. "Духовенство Старо-Кайдакское, сельская грамада, всѣ жители не изъявили согласія на постройку новой церкви въ Камянкѣ, а по общему голосу и желанію, рѣшились новую церковь устроить въ Старомъ Кайдакѣ среди села, а старую поправить и обновить для жителей деревни Камянки. Согласно такому общему желанію Старо-Кай-дакскихъ обывателей, Славянскій протопопъ Феодоръ Фомичъ, на основаніи выданной храмозданной благословительной грамоты, 12-го мая 1782 года, соборнѣ, по церковному чиноположенію, освятилъ въ Старомъ Кайдакѣ мѣсто подъ церковь и положилъ закладку на сооруженіе оной. Доношеніемъ отъ 7-го марта 1785 года Екатеринославское духовное Правленіе, за подписью тогоже протопопа Фомича и священника Кодрата Сѣверскаго, представляло преосвя-щенному Никифору, что заложенная въ государственномъ селеніи Старомъ Кайдакѣ къ сооруженію новая Архангело-Михайловская церковь постройками и производствомъ работъ совершенно окончена, утварьми и облаченіями, книгами и колоколами снабжена достаточно и всѣми потребностями приготовлена къ освященію; а потому Правленіе просило преосвященнаго выдать благословительную грамоту на освященіе оной. На основаніи сего доношенія, 15 марта 1785 года выдана была святительская грамота на освященіе новой церкви въ селеніи Старомъ Кайдакѣ; а репортомъ отъ 1-го апрѣля 1785 года Екатеринославскій протопопъ Феодоръ Фомичъ донесъ пре-освященному Никифору, что по благословительной грамотѣ его преосвященства онъ, Фомичъ, въ государственномъ селеніи Старомъ Кайдакѣ новоустроенную на приличномъ мѣстѣ Свято-Михай-ловскую церковь соборнѣ, по надлежащему церковному чинополо-женію, освятилъ и открылъ въ ней богослуженіе и священнодѣйствіе.


185

СЕЛО КАМЯНСКОЕ.

Селеніе Камянское, отстоящее отъ г. Екатеринослава разсто-яніемъ на 35-ть верстъ, а отъ селенія Романкова на 5-ть верстъ, по всей вѣроятности, названо такъ по расположенію своему вблизи рѣки Днѣпра, на правомъ берегу котораго имѣется отъ природы каменистая скала, доставляющая въ изобиліи крѣпкаго слоя плоскій камень, служащій на издѣлку оградъ для сельскихъ жителей и на другія мелкія хозяйственныя потребности*.

Устройство въ этомъ селеніи первой церкви во имя Рождества Пресвятыя Богородицы восходитъ къ началу второй половины 18-го столѣтія. Между бумагами, въ консисторскомъ архивѣ, быв-шаго Нефорощанскаго монастыря есть одно доношеніе монаше-ствующей братіи въ Кіевскую митрополію, съ просьбою о разрѣшеніи находившемуся въ ономъ монастырѣ, на испытаніи, священнику Власію Нестеровичу принять монашескій постригъ. ?зъ этой. весьма интересной, бумаги ясно видно, что въ селѣ Камянскомъ, въ 1750 году, существовалъ уже приходъ, для котораго уже строилась церковь. Предъ принятіемъ монашества, священникъ Нестеровичъ, въ своемъ письменномъ показаніи, сказавъ о своемъ рожденіи и родителяхъ и о мѣстахъ своей прежней службы, между прочимъ говоритъ далѣе.... "А въ 1750 году, желая проискать въ Россіи мѣсто, отъ того Чигиринскаго монастыря онъ, іерей Власій, отлучился и въ ономъ 1750 году, проискалъ себѣ, мѣсто войсковыхъ запорожскихъ вольностей въ селѣ Камянскомъ, къ новоначинающейся тогда строитися церквѣ Рождеству Пресвятыя Богородицы, куда, по выданнымъ ему, іерею Власію, отъ прихожанъ тамошнихъ презентамъ отъ преосвященнаго митрополита Кіевскаго, Галицкаго, и малыя Россіи покойнаго Тимофея Щербацкаго, усыновительную грамоту 1751 года, іюня 14-го дня, получилъ, при какой церкви обрѣтался онъ, іерей Вла-сій, съ того времени по 1763 годъ, а того года отъ оной церкви по   нѣкоторому  имѣющемуся   въ  Консисторіи   Кіевской  дѣлу,


186

уволенъ и дана ему отъ его преосвященства, митрополита Кіевскаго, Галицкаго и малыя Россіи Арсенія Могилянскаго о происканіи инаго безспорнаго приходскаго мѣста, тогожъ 1763 года, мая 30-го дня грамота; точію онъ по той грамотѣ такого мѣста нигдѣ не проискалъ; между же тѣмъ, онъ іерей Власій, дочь свою Марфу выдалъ замужье за бывшаго войсковыхъ же вольностей въ селѣ Романковкѣ, при церкви Успенія Пресвятыя Богородицы, дякомъ Леонтія Левицкаго, кой зять его въ тожъ село Камянское, до вышезначащейся церкви Рождества Пресвятыя Богородицы, на половинную часть прихода въ 1763 году, декабря 24-го дня, іереемъ рукоположенъ и нынѣ (т. е. сентября 1771 года) тамо находится".... 1772 года 12-го генваря вольностей войска запорожскаго низоваго, села заднепрянской Камянки, Рождество-Богородичной церкви священники: Афанасій Андреевъ и Леонтій Калинниковъ, въ духовное Крестовой Старокайдакской запорожской Намѣстніи Правленіе доносили, что хотя въ означенномъ Камянскомъ приходѣ числится дворовъ только 52, но подъ нынешній съ агаря-нами военный случай, многіе запорожскіе казаки, сбереженія ради себя и своего имущества, къ тому Камяпскому селу присоеди-пились, зимовниками своими въ околичностяхъ расположились.... А потому просили рукоположить въ третьяго священника служившаго предъ симъ въ войскѣ запорожскомъ низовомъ, у пись-менныхъ дѣлъ, при войсковой запорожской канцеляріи, Василія Григорьева.... Согласно сему, означенный казакъ Василій, митрополитомъ Кіевскимъ Гавріиломъ Кременецкимъ въ Гамалѣевскомъ монастырѣ (нынѣ Черниговской епархіи), руко-положенъ во священника въ Камянское къ Рождество-Богоро-дичной церкви.

Въ 1787 году Рождество-Богородичная церковь въ казенномъ селеніи Камянскомъ перенесена на другое, удобнѣйшее мѣсто и устроена въ новомъ лучшемъ видѣ. ?спрашивая на перенесеніе и новое устройство церкви разрѣшенія и благословенія преосвящен-наго Амвросія, архіепископа Екатеринославскаго и Херсонисо-Таврическаго, Екатеринославское духовное Правленіе въ доношеніи


187

отъ 15-го іюня 1787 года писало: "Прошедшаго апрѣля 22-го поданнымъ въ сіе Правленіе Екатеринославскаго уѣзда казеннаго селенія Камянскаго священникъ Афанасій Шелестъ съ прихожанами доношеніемъ представилъ, что тѣ Камянскіе жители отъ открыв-шагося подъ церковью и селеніемъ песку переселились въ другое удобное мѣсто, а остается и понынѣ на томъ прежнемъ мѣстѣ во именованіе Рождества Пресвятыя Богородицы церковь, которая отъ селенія разстояніемъ болѣе полуторы версты, и что де оные люди весною, лѣтомъ и осенью чрезъ песокъ, а въ зимнее за стужею и мятелью, а паче престарѣлые и малолѣтніе, несутъ въ хожденіи немалую трудность; да и одной ей стоять безъ селенія и людей непристойно; кромѣ же де того, въ раздѣлахъ сдѣлалась течь и потребно новой крыши и другой починки; почему они за необ-ходимостію того вознамѣрились съ того не удобнаго, песчанаго мѣста перенесть означенную церковь въ новое ихъ теперешнее селеніе, къ чему всѣ пріуготовленія и дерево имѣется,—просили тѣмъ своимъ доношеніемъ о перенесеніи и заложеніи той церкви, равно и о испрошеніи благословительной грамоты къ ваше-му преосвященству взнесть представленіе. А по выизслѣдо-ваніи отъ сего Правленія оказалось, что оная слобода Камянское, при которой дворовъ сто два, въ нихъ мужчинъ 536, жен-щинъ 452, обоего пола 988 душъ, еще въ прошломъ 782 году по повелѣнію бывшей Новороссійской губерніи, съ прежняго на теперешнее мѣсто по прописаннымъ обстоятельствамъ переселена отъ церкви какъ бы въ полторы версты или болѣе, и быть той церкви по безлюдству, а паче по неспособности мѣста неудобно, да и въ раздѣлахъ испортились рынвы и крышѣ учинилась немалая порчь и течь, и подвалины сгнили; дерево жъ въ стѣнахъ къ переноскѣ годное, а къ тому въ прибавку новое изготовлено, и майстеръ съ рабочими уконтрактованъ, и на отмежеванную подцерковную для священно и церковнослужителей землю планъ имѣется. Для того вашему преосвященству о вышеписанной Камянской Рождества Пресвятыя Богородицы церкви, съ прило-женіемъ о имѣющихся церковныхъ одѣяніяхъ и другихъ потребностяхъ


188

описи, долагая, Екатеринославское духовное Правленіе покор-нѣйше проситъ о перенесеніи старой и на заложеніе новой въ тожъ именованіе архипастырскаго благословенія и резолюціи".

По сему доношенію, въ іюнѣ мѣсяцѣ того же 1787 года, въ Екатеринославской духовной Консисторіи состоялось опредѣленіе о разрѣшеніи перенесть н устроить на удобнѣйшемъ мѣстѣ Камянскую Рождество—Богородичную церковь; 1-го іюля 1787 года, выдана благословительная храмозданная грамота на закладку и сооруженіе церкви; а 11-го іюля 1787 года, Екатеринославскій протоіерей Феодоръ Фомичъ соборнѣ, по надлежащему церков-ному чиноположенію, въ слободѣ Камянской освятилъ новое мѣс-то подъ церковь и положилъ закладку на сооруженіе оной.

?зъ разсмотрѣнія записей по книгѣ; "опись церковнаго иму-щества" существующей при сей церкви отъ начала 1790 года, видно, что при церкви Рождества Пресвятыя Богородицы не существовало богатыхъ вкладовъ, изъ-начала, а также не имѣется и нынѣ осо-бенныхъ церковныхъ вещей, замѣчательныхъ и выходящихъ изъ ряда обыкновенныхъ, за исключеніемъ только нѣкоторыхъ напре-стольныхъ вещей и сосудовъ, отмѣченныхъ древнею надписью. ?зъ сихъ послѣднихъ можно указать на слѣдующія:

  1. Напрестольное Евангеліе въ `/, арш. длины, имѣющее на
    верхней  доскѣ   серебряные  образа  4-хъ  Евангелистовъ,  а  по
    срединѣ образъ Воскресенія Спасителя, Кіевской печати 1746 года
    въ царствованіе ?мператрицы Елисаветы Петровны. На первыхъ
    листахъ сего Евангеліе, внизу, состоитъ надпись такова: "Сія книга,
    глаголемая Евангеліе, куплена цѣною за семь рублей жителемъ Ка-
    мянскимъ Максимомъ Шкробкою, да маткою его Феодосіею въ село
    Камянское, вольностей запорожскихъ, до храму Рождества Пресвя-
    тыя Богородицы во вѣчное владѣніе, дабы отъ тоей церкви, нихто
    не отлучалъ. 1760 года іюля 9 дня".
  2. Другое напрестольное Евангеліе, въ 3/4 арш. вышины, на
    верхней доскѣ  котораго состоятъ бѣлой финифти образа 4-хъ
    Евангелистовъ,   а  по   срединѣ   образъ  распятія  Спасителя,   съ
    серебровызолоченною` обдѣлкою на доскахъ, на нижней же доскѣ

189

образъ святителя Николая, печати 1771 года; на семъ Евангеліи состоитъ надпись слѣдующая: "Сія Евангелія здѣланная за покой-наго ?вана Кухаренка, куреннаго Кущевскаго въ село Камянское 1775 года".

  1. Чаша серебряная, мѣры средней, имѣющая на подножіи сво-
    емъ надпись сію: "1777 года апрѣля 5-го дня, здѣлана сія чаша,
    дискосъ, звѣзда и ложица села Камянского, до храму Пресвятыя
    Богородицы  коштомъ войскового  старшины  Лукьяна ?ванова
    Великаго, стараніемъ священниковъ: Афанасія Шелеста и Василія
    Григорьева".
  2. Напрестольная гробница серебряная, средней величины, съ
    надписью таковою: "Сію гробницу отйѣнилъ рабъ Божій Макаръ
    Ногай, до храму Рождества Богоматери въ село Камянское 1778
    года".
  3. Напрестольный, стоячій крестъ, кипариснаго дерева въ сере-
    бряной оправѣ, аршинъ вышины, имѣетъ на подножіи своемъ
    надписаніе слѣдующее: "Сей крестъ сооруженъ коштомъ умершаго
    бывшаго старшиною войсковаго Макара Нагаго, до храму Рожде-
    ства Богородицы въ село Камянское, а стараніемъ его племянника
    1779 года мѣсяца октября 26-го дни".
  4. Крестъ напрестольный малаго размѣра съ подножіемъ, на
    которомъ значится такъ: "1780 года, крестъ сооруженъ въ церковь
    Камянскую Рождества Богородицы.  Петро  Короткій...  вѣсомъ
    серебра 1 фунтъ".


Яндекс цитирования

Рассылки Subscribe.Ru
Генеалогическое древо семьи