СЛОБОДА ПОЛОВ?ЦА-НЫНЬШНІЙ ГУБЕРНСКІЙ ГОРОДЪ ЕКАТЕР?НОСЛАВЪ.

Мѣстность древней слободы Половицы,—нынѣшняго губернска-го города Екатеринослава,—издавна, съ незапамятныхъ временъ, для запорожскаго казачества всегда была священною и благоговѣйно— приснопамятною; о ней въ средѣ казачества сохранялось и переда-валось изъ рода въ родъ много набожныхъ воспоминаній и свя-щенныхъ вѣрованій, много славныхъ преданій и интересныхъ раз-сказовъ*. Опоясанная съ трехъ сторонъ Днѣпромъ, величественная мѣстность Половицы, на возвышенной горѣ напоминала запорожцу священный Кіевъ, съ лаврою и Межигорьемъ, невольно восхищала и умиляла его душу. Даже въ 1768 году генералъ ?саковъ, гпавпый командиръ Новороссійской губерніи, въ бытность свою въ Новомъ Кайдакѣ, посѣщалъ Половицу, любовался величественною мѣстностію ея и нѣсколько часовъ съ удоволь-ствіемъ слушалъ разсказы о ней словоохотливыхъ запорожцевъ ?вана Тыквы и Петра Бобыря. Князь Потемкинъ, въ свое время, только здѣсь нашелъ приличное мѣсто для города Екатеринослава и для своего великолѣпнаго княжескаго дворца.


149

Въ 1223 году мѣстность эта была истоптана и опустошена ди-кою ордою азіатскихъ вандаловъ-монголовъ-татаръ; главное и благоговѣйно-памятное святилище ея—древній монастырь на свя-томъ днѣпровскомъ островѣ былъ раззоренъ и разграбленъ, обра-щенъ въ кучи пепла и развалинъ. Только въ лучшія, болѣе спокойныя времена, народъ снова, мало-по-малу, началъ поселяться на этой мѣстности и оживлять ее. Около 1400 года казаки-христі-ане обновили и возстановили главное святилище сей мѣстности— монастырь на святомъ днѣпровскомъ островѣ; по разсказамъ за-порожцевъ, при Хмѣльницкомъ (т. е. около 1655 года) тутъ было богато (много) монаховъ. Около 1700 года видимъ, что, гдѣ нынѣ красуется велйчественный кафедральный Соборъ г. Екатерино-слава и Богоугодное заведеніе, Потемкинскій дворецъ и Архі-ерейскій домъ,—вся эта величественная, возвышенная мѣстность принадлежала монастырю на святомъ днѣпровскомъ островѣ, составляла хуторъ его съ экономическими, хозяйственными заведеніями. Около 1750 года по балкамъ—Бобыревой и Войце-ховой, гдѣ нынѣ "на фабрикахъ" особое, низменное пред-мѣстіе г. Екатеринослава, поселилось много холостаго казачества зимовниками и хуторами; въ годину лихолетья, (1768 и 1769 г.г.)> при агарянскомъ нападеніи, сбережеиія ради себя и добра своего, число холостаго и семейнаго казачества здѣсь увеличи-лось; по раззореніи Сѣчи запорожской въ 1775 году, многіе изъ запорожскаго казачества ушли изъ Чертомлыка въ Половицу, какъ въ слободу далекую отъ битаго казацкаго шляху, а потому уютную и спокойную.

До 1779 года всѣ обыватели государственной слободы Поло-вицы, равно и всѣ жившіе по балкамъ Войцеховой и Бобыревой, принадлежали къ Николаевской церкви города Новаго Койдака, составляли, вмѣстѣ съ другими, его приходъ. Тяготясь отда-ленностію своей приходской церкви и неудобствами сообщенія съ нею, особенно весною и осенью, слобожане рѣшились устроить у себя, въ слободѣ, свою собственную церковь и всѣ хлопоты и труды по сему дѣлу возложили на полковыхъ асауловъ Лазаря Глобу,


150

?гната Каплуна, Андрея Мандрику, на полковаго хорунжаго Данилу Касалапа, на ктиторовъ Федора Крошку и Федора Скока и на громадскаго наймита—писаря Василія Кіяницу. Выбор-ные отъ общества немедленно представили о семъ Новороссійскому губернатору Николаю Даниловичу Языкову, а Языковъ отъ 15 октября 1779 года, за увольненіемъ преосвященнаго Евгенія на покой, сообщилъ Славенской духовной Консисторіи, что Сакса-ганскаго уезда, въ Новомъ Кайдакѣ, государственной сло-боды Половицы общество, при 125 дворахъ, по своему усердному желанію и согласію, намѣрено своимъ собственнымъ коштомъ устроитъ въ своей слободѣ деревянную церковь въ честь святыхъ апостоловъ Петра и Павла, съ надлежащимъ обезпеченіемъ ея и съ отводомъ 120 десятинъ земли будущему причту ея, и просилъ законнаго распоряженія по сему дѣлу. Консисторія, по опре-дѣленію своему, отъ 11 ноября того же 1779 года, утвержденному преосвященнымъ Никифоромъ, предписала Славянскому духов-ному Правленію учинить по сему дѣлу, на мѣстѣ, надлежащее разсмотрѣніе и разслѣдованіе, на основаніи указныхъ требованій, и о послѣдующемъ донести Консисторіи. При разслѣдованіи на мѣстѣ, оказалось, что "въ слободѣ Половицѣ, дѣйствительно, имѣется 125 приходскихъ дворовъ; обыватели ихъ—всѣ государ-ственные поселяне, люди вольные, частію малороссіяне, а частію вышедшіе изъ Польши, разстояніемъ Половица—отъ Новаго Кайдака въ 9-ти верстахъ, а отъ Старокайдакской церкви—въ 14-ти верстахъ, сообщеніе Половицы съ Новымъ Кайдакомъ, особенно весною и осенью, весьма не удобное за глубокими и преболыиущими ярами при Новомъ Кайдакѣ. Церковь въ Половицѣ во имя святыхъ первоверховныхъ апостоловъ Петра и Павла обыва-тели желаютъ устроить собственнымъ коштомъ; для сего приготовили уже дерева рѣзаннаго 500 половинъ, а нерѣзаннаго 60 бревенъ и дубовъ на подвалины; мастеръ договоренъ села Камянскаго житель Данило Деревянка; денегъ на постройку церкви въ наличіи имѣ-ется 700 рублей; книги церковнаго круга имѣются всѣ; изъ утвари церковной есть уже —  чаша серебрянная, дискосъ такой же со


151

звѣздицею и ложица. Для церковнаго причта изъ своихъ дачъ отрѣжутъ 120 десятинъ пахатной и сѣнокосной земли въ удобномъ мѣстѣ, о чемъ стараніе уже имѣютъ; письменнымъ трактамен-томъ и заручными подписками, за себя и за наслѣдниковъ своихъ, обязались—на содержаніе церкви ежегодно давать отъ хаты по 20 копѣекъ; а священнику производить отъ всякаго хозяина, который хлѣбопашество имѣетъ, пашни по одному мѣшку, а отъ такого, который не пашетъ, по 10 копѣекъ, и вообще причтъ содержать и довольствовать доходами также, какъ продовольствуется онъ и въ прочихъ приходахъ. По устроеніи церкви въ Половицѣ и за отчисленіемъ прихода ея отъ Новаго Кайдака, Новокайдакская Свято-Николаевская церковь и причтъ ея обиды не иметимутъ (не будутъ имѣть), такъ какъ и безъ Половицы приходъ у нихъ преболыиущій". При бумагѣ отъ 14 ноября 1780 года за № 3769 Новороссійскій губернаторъ г. Языковъ представилъ въ Кон-систорію планъ на 120 десятинахъ земли, отведенной для будущахо причта, и межевый листъ, составленные Волошкаго гусарскаго полка прапорщикомъ ?ваномъ Редильскимъ, 3-го сентября 1780 года, и законнымъ порядкомъ утвержденные. Въ маѣ мѣсяцѣ 1781 года Славянское духовное Правленіе препроводило въ Консисторію всѣ бумаги и послѣднія дополнительныя свѣдѣнія по сему дѣлу. По надлежащемъ разсмотрѣніи всего дѣлопроизводства по сему предмету, въ славенской духовной Консисторіи, въ іюнѣ 1781 года, состоялось, наконецъ, опредѣленіе о разрѣшеніи въ слободѣ Половицѣ, на удобномъ мѣстѣ, устроить деревянную церковь во имя святыхъ первоверховныхъ апостоловъ Петра и Павла. 21 іюня 1781 года выдана была святительская благословительная гра-мота на закладку церкви; а 11 іюля Славянской провинціи протопопъ Феодоръ Фомичь соборнѣ, по надлежащему церковному чино-положенію, въ государственной воинской слободе Половице освятилъ мѣсто подъ новую Петропавловскую церковь и положилъ закладку оной.

Славянское духовное Правленіе рапортомъ отъ 18-го сентября 1783   года   за   №   312-мъ   донесло   преосвященному   Никифору,


152

архіепископу Славенскому и Херсонскому. " Прошедшаго де августа 10-го слободы Половицы священникъ Симеонъ Никитинскій съ ктиторами присланнымъ въ сіе Правленіе рапортомъ представили, что того де августа 6-го числа какъ бы въ первомъ часу съ полдня выстроенная по благословенію Вашего Преосвященства вновь въ оной слободѣ Половицѣ, во имянованіе святыхъ апостолъ Петра и Павла, церковь, которая уже изготовлена была къ освященію, занявся съ придѣла прихожего на кровлѣ, непримѣтно отъ чего, вся до тла сгорѣла, иконостасъ же и все имѣвшееся во вну-тренности отъ огня освобождено; по которому рапорту за учи-неннымъ отъ сего Правленія чрезъ присутствующаго въ ономъ священника Романковскаго Евфимія Сербинова изслѣдованіемъ оказалось, что означенная церковь сгорѣла точно такимъ обра-зомъ, какъ прописанный священникъ Никитинскій съ ктиторами представилъ, неизвѣстно отъ чего". 13-го сентября 1783 года въ слѣдственной отъ духовнаго Правленія Коммиссіи государ-ственнаго селенія Половицы жители подъ присягою показали: "Сего де 783 года августа 6 числа какъ бы въ первомъ часу съ полудня въ оной слободѣ Половицѣ выстроена — было вновь во именованіе святыхъ апостоловъ Петра и Павла церковь, которая уже и къ освященію готова была,... на верху, на крышѣ увидѣли огонь, а отъ чего, причины узнать непочемъ; въ церковь же для выноски иконостаса и другихъ церковныхъ имѣвшихся во оной надобностей мы какъ взошли, то неточію огня, ниже дыму не видѣли. А пожаръ сдѣлался съ верху, въ такомъ мѣстѣ, гдѣ ни лѣстницы и ничего другаго, почему бъ туда взойти можно, не было".

Въ августѣ 1786 года выборные отъ общества казеннаго селенія Половицы представили преосвященному Никифору, архіепископу Славенскому и Херсонскому, прошеніе, въ коемъ писали: "на мѣсто сгорѣйшей въ нашемъ селеніи, въ прошломъ 783 году, собствен-нымъ нашимъ коштомъ выстроенной Петропавловской церкви, намѣрены мы были, съ дозволенія Вашего Преосвященства, вы-строить другую въ тоже именованіе церковь, на которую лѣсу пиленнаго и непиленнаго, равно и прочихъ матеріаловъ приго-


153

товлено уже достаточное количество. Но какъ въ селеніи нашемъ нынѣ назначенъ городъ Екатеринославъ, мѣсто однакожъ для строенія города Екатеринослава еще не раздѣлено на кварталы, и гдѣ, по будущему положенію города, благопристойнѣе церкви быть должно, узнать непочемъ; то мы пріостановились постройкою новой церкви. Какъ же всемъ мѣстѣ для строенія города Екате-ринослава приготовляется уже выдѣлка кирпича, производится пиленіе лѣсовъ и дѣлаются другія припасы, также и строенія строятся; при означенныхъ работахъ неисходно до нѣсколько сотъ кромѣ того острогъ, въ коемъ содержится не малое количество для казенныхъ работъ колодниковъ, при коихъ и команда военно-служащихъ; да в семъ же селеніи, кромѣ жительстующихъ, при-числяется купечество и другіе разночинцы, — дабы и далѣе мы съ прописанными народами, за не скорымъ назначеніемъ въ кварталы мѣста, по христіанскимъ обрядамъ, не могли лишаться слушанія божественныхъ литургій и другихъ по церковнымъ положеніямъ священнослуженій, а паче во время постное, когда народы приготовляются къ тайнамъ, да и колодники также и военно-служащіе, которымъ никуда, кромѣ казенныхъ работъ, отъ острога отпуска нѣтъ; и по необходимости той, что у насъ иконостасъ весь отъ погорѣлой церкви оставшійся, также сосуды, священныя одѣянія, колокола и другія надобности имѣются; то возна-мѣрились мы, съ общаго нашего желанія и согласія, въ молитвен-номъ, нынѣ находящемся, сдѣланномъ благопрестойномъ про-странномъ домѣ, на первый случай, за освидѣтельствованіемъ отъ духовнаго Правленія, быть въ тоже имянованіе церкви потоль, пока настоящее подъ церковь назначено будетъ для выстройки вновь мѣсто". А потому просили выдачи къ тому храму святаго антимиса и благословенія на освященіе его. Екатеринославскаго уѣзда благо-чинный, священникъ ?лія Клементидіевъ, съ своей стороны, свидѣ-тельствовалъ, что молитвенный домъ въ Половицѣ устроенъ въ пристойномъ мѣстѣ, въ длину со олтаремъ 20 арш., въ ширину 8, а въ вышину 10 арш., съ придѣломъ и пономарнею; прихожане, рабочіе и колодники   и   всѣ   другаго   званія   люди   крайне   нуждаются   въ


154

церкви для слушанія молитвъ и для пріобщенія святыхъ таинъ; а потому также просилъ, до настоящаго о городѣ Екатеринославѣ положенія, дозволить этотъ молитвенный домъ освятить къ бого-служенію". На сихъ бумагахъ 29 сентября 1786 года переосвященный Никифоръ положилъ такую ресолюцію: "Послать изъ Консисторіи къ Новомосковскому протопопу Хандалѣеву указъ и велѣть имѣющійся у него подвижный святый антиминсъ Казанскія Бого-матери священнику Симеону Никитенскому препоручить для до-ставленія къ Екатеринославскому протопопу Фомичу, а ему Фомичу, съѣхавъ въ село Половицу и освятивъ воду въ домѣ, прі-уготовленномъ для подвижной церкви, буде иконостасъ и прочее на свое мѣсто поставлено, окропить оное святою водою и по окропленіи священнику Симеону священнослуженіе продолжать, почитая домомъ простымъ, а не церковію, и о томъ въ Екатерино-славское духовное Правленіе послать указъ". Репортомъ отъ 24 октября того же 1786 года Новомосковскій протопопъ Хандалѣевъ донесъ духовной Консисторіи, что имѣвшійся у него подвижный свя^гый антиминсъ Казанскія Богоматери 23-го октября препо-рученъ подъ росписку священнику Симеону Никитинскому. Такъ въ древней славной Половицѣ установился свой собственный, самостоятельный приходъ! Такъ положено основаніе нынѣшнему губернскому городу Екатеринославу!

Въ іюнѣ мѣсяцѣ 1788 года обыватели казеннаго селенія Поло-вицы, — Азовскаго втораго баталіона поручикъ ?ванъ Некрасовъ, Екатеринославскій квартальный надзиратель Григорій Степановъ, прапорщикъ Григорій Горленскій, поручикъ Никита Ничипоренко, сотскій Осипъ Губа, половицкой полиціи писарь Даміанъ Султа-новъ и проч. представили преосвященному Амвросію Екатери-нославскому прошенію, въ коемъ писали: "Въ прошломъ 783 году выстроена была въ селеніи Половицѣ во именованіе святыхъ апостолъ Петра и Павла церковь, но еще не освященная, невѣдомо съ какого случая, въ день праздника Преображенія Господня сгорѣла, а только вынесены изъ оной иконостасъ и дру-гія церковныя утвари и сосуды; а потому и оставались мы безъ


155

церкви, при молитвенномъ домѣ, въ коемъ въ праздничные, вос-кресные и высокоторжественные дни отправлялись вечерни и всенощныя. Но будучи безъ отправленія и слушанія божественныя литургія чрезъ два года, во всегдашнемъ сожаленіи, возымѣвши по вѣрѣ нашей христіанской желаніе, чтобъ было позволено вы-строить святую церковь, мы испросили въ прошломъ 786 году отъ его преосвященства, бывшаго архіепископа Никифора Славенскаго и Херсонскаго, походной церкви во именованіе Казанскія Богоматери святый антиминсъ и въ выстроенной небольшой церк-ви съ того 786 года слушаемъ какъ божественныя литургіи, такъ и всѣ отправленія, по уставу церковному положенныя, отъ приход-скаго нашего священника. Но какъ нынѣ той выстроенной церкви отъ олтарнаго придѣла, а съ другой стороны отъ колокольни средина самой церкви, такъ какъ оная сдѣлана и забрана изъ до-сокъ, пришла въ крайнюю обветшалость и отъ дождей бываютъ нетерпимыя течи, а только олтарная постройка, сдѣланная изъ прочнаго дерева и обитая шелеванками, пребываетъ совершенно прочною, того ради вашего преосвященства покорнѣйше просимъ помянутую, пришедшую въ обветшалость, нашей церкви въ селеніи Половицѣ, именуемой Казанской Богоматери, не трогая ни олтаря, ни колокольни, средину построить изъ прочнаго дерева и возвысить на оной главу для постановленія святаго креста, учинить ваше архипастырское благословеніе и насъ не оставить снабдить вашею архипастырскою резолюціею". — По сему прошенію преосвященный Амвросій резолюціею отъ 14-го іюня 1788 года дозволилъ обновить и исправить Половицкую церковь святыхъ апостоловъ Петра и Павла, по походному антиминсу, переименованную въ церковь Казанской Божіей Матери.

Въ промеморіи отъ 13 генваря 1791 года Екатеринославскаго намѣстничества правитель В.В. Каховскій писалъ къ преосвященному Амвросію: "По соизволенію его свѣтлости, князя Григорія Алек-сандровича Потемкина — Таврическаго, 15-го числа настоящаго мѣ-сяца назначено быть дворянскому собранію въ губернаторскомъ городѣ Екатеринославѣ, въ древней Половицѣ, для выбору дворян-


156

скихъ предводителей и другихъ судей. Таковое ожидаемое въ большомъ числѣ дворянъ общество въ построенной на форштатѣ въ Екатеринославѣ церкви, на мѣсто прежде сгорѣвшей, во имя Казанскія Богоматери, при случаѣ исполненія довлѣющихъ обря-довъ, никакъ вмѣститься не можетъ. Между темъ перевезенная изъ Новомосковска (т. е. Екатеринослава 1-го) католическая церковь, на казенный счетъ построенная, по выводѣ города остававшаяся въ праздности, безъ пастыря и пасомыхъ, какъ я предъ симъ имѣлъ честь доносить вашему высокопреосвященству, при той самой Казанской сооружается, на казенные деньги и казенными людьми, съ такою поспѣшностію, что къ назначенному дню собранія дворянскаго все въ ней будетъ готово; но по неимѣнію въ Екатеринославскомъ духовномъ Правленіи благословенія вашего высокопреосвященства на освященіе ея, послѣдуетъ за симъ остановка, въ слѣдствіе чего пріемлю смѣлость повторить вашему высокопреосвященству всепокорнѣйшую просьбу мою о пре-поданіи архипастырскаго благословенія на освященіе показанной церкви въ Екатеринославѣ сооружаемой, съ наименованіемъ храма во имя Богоматери Казанскія. Церковная жъ для сего приходу земля давно уже отмежована и планъ при старой церкви имѣется. При семъ случаѣ имѣю честь объяснить вашему высокопреосвященству, что въ Екатеринославѣ находится нынѣ одинъ только приходскій священникъ; а въ разсужденіи пребыванія тамо гражданскихъ чиновъ и умноженія разнаго званія жителей, не благоразсуждено ли будетъ опредѣлить другаго священника, что и предаю волѣ вашей". По сему презенту, резолюціею отъ 14 генваря 1791 года преосвященный Амвросій благословилъ освятить стоявшую въ Новомосковскѣ (т. е. въ 1-мъ Екатеринославѣ) въ праздности, католическую церковь казенную, перевезенную въ нынѣшній губернскій городъ Екатеринославъ и вмѣсто бывшей въ этомъ городѣ Казанскія Богоматери церкви, по крайней ея ветхости и малости, казеннымъ коштомъ выстроенную, и для освященія ея и совершенія въ ней богослуженія и священнодѣйствія дозволилъ выдать новый освященный антиминсъ; а вторымъ священникомъ при сей


157

церкви велѣлъ быть священнику Новокайдакскому Шепетковскому, впредь до особаго разсмотреѣнія. 15-го февраля 1791 года Екате-ринославскаго духовнаго Правленія присутствующій, Новокай-дакскій священникъ Іоаннъ Быстрицкій соборнѣ, по надлежащему церковному чиноположенію, освятилъ новоустроенную въ губерн-скомъ городѣ Екатеринославѣ, на казенный счетъ, деревянную церковь во имя Казанскія Божіей Матери и открылъ въ ней бого-служеніе и священнодѣйствіе.

Докладомъ отъ 18-го мая 1793 года Екатеринославская духовная Консисторія представляла, временно управлявшему Екатерино-славскою Епархіею, преосвященному Іову Феодосійскому и Маріу-польскому: " Прошлаго 1792 года ноября 10 дня Консисторіи Ека-теринославское духовное Правленіе представляло рапортомъ, Ека-теринославская де Управа благочинія сообщеніемъ отъ онаго Прав-ленія требуетъ бывшаго селенія Половицы старую и праздную церковь и при ней землянку, подъ которыми мѣсто отъ зкспедиціи строенія Екатеринослава, 12-го квартала, подъ № 109, отведено подъ строеніе дома капитану ?льѣ Антонову, разобрать и отдать Половицкимъ жителямъ,—просило Правленіе резолюціи, чтобы оную церковь и землянку Половицкимъ жителямъ, переселеннымъ въ Сухачевку, отдать и вновь въ томъ селеніи Сухачевкѣ построить. Консисторія отъ 17 ноября духовному Правленію указомъ предпи-сала репортовать, желаютъ ли переведенные въ селеніе Сухачевку имѣть церковь, какое ихъ обоего пола количество душъ и можетъ ли быть отведено для церкви 120 десятинъ земли. Послѣ жъ того, 29 марта сего 1793 года Екатеринославское намѣстническое Правленіе присланнымъ сообщеніемъ требуетъ о разобраніи помянутой старой церкви и землянки къ безпрепятственному капитану Антонову строенію на томъ мѣстѣ дома, кому надлежитъ, учинить предписаніе. А по справкѣ въ Консисторіи съ дѣлами оказалось: въ селеніи Половицѣ, гдѣ нынѣ губернскій городъ Екатеринославъ, была церковь во имя Казанскія Богородицы и считалось при ней, съ учрежденія города, въ приходѣ до 1790 года 155 дворовъ, въ нихъ обоего пола 1450 душъ;


158

по учрежденіи города, покойному преосвященному Амвросію г. правитель Екатеринославскаго Намѣстничества В.В. Каховскій отъ 13 генваря 1791 года сообщалъ, что въ Екатеринославъ переведена изъ Новомосковска (т. е. Екатеринослава 1-го) бывшая католическая церковь и совсѣмъ устроена, просилъ на освященіе ея позволенія, по каковому требованію покойный преосвященный резолюціею отъ 14 генваря 1791 года повелѣлъ, когда церковь будетъ готова, освятить ее: по которой резолюціи и посланъ въ Екатеринославское духовное Правленіе изъ походной Канцеляріи указъ". По сему докладу преосвященный Іовъ резолюціею отъ 19 мая 1793 года дозволилъ въ г. Екатеринославѣ, — въ бывшей Половицѣ, старую и праздную церковь Казанской Божіей Матери и при ней землянку снять и разобрать, но съ тѣмъ, чтобы то мѣсто, гдѣ былъ олтарь съ престоломъ и жертвенникомъ, ограждено было отъ всего нечистаго и предохранено отъ непристойныхъ строеній.

Въ отношеніи отъ 5-го апрѣля 1793 года Екатеринославскаго Намѣстничества правитель В.В. Каховскій писалъ къ преосвященному Іову: "Протоіерей Іоаннъ Станиславскій, жительствующій въ Новыхъ Кайдакахъ, разстояніемъ отъ губернскаго города Ека-теринослава въ семи верстахъ, объяснилъ мнѣ, что онъ будучи утвержденъ грамотою, данною ему отъ покойнаго преосвященнаго Амвросія, архіепископа Екатеринославскаго, на Екатеринослав-скую протопопію, исправляетъ званіе свое въ Екатеринославскомъ уѣздѣ, коего присутственныя мѣста, бывшія въ Кайдакахъ, пере-ведены уже въ губернскій городъ Екатеринославъ, въ томъ же мѣстѣ остается нынѣ только сельская полиція. Признавая онъ, Станиславскій, за нужное отправлять богослуженіе соборное въ господскіе и высокоторжественные дни въ Екатеринославской церкви Казанской Богоматери, соотвѣтственно возложенному на него званію, требуетъ о перемѣщеніи его изъ Кайдакъ въ Екатеринославъ моего у вашего преосвященства предстательства. Я удовлетворяя тѣмъ охотнѣе таковому требованію помянутаго протоіерея Станислав-скаго, что нахожденіе его въ здѣшнемъ новоустрояемомъ городѣ


159

сколько можетъ быть полезнымъ для общества, столько и для пре-подаянія случающимся нерѣдко въ губернскихъ присутственныхъ мѣстахъ преступникамъ духовныхъ увѣщаній, пріемлю смѣлость всепокорнѣйше просить вашего преосвященства о переводѣ онаго протоіерея Станиславскаго съ духовнымъ Правленіемъ изъ Новыхъ Кайдакъ въ Екатеринославъ и о дозволеніи совершать священнѳдѣйствіе въ здѣшней церкви Казанскія Богоматери преподать архипастырское ваше благоволеніе". По сему сообщенію 15 апрѣля 1793 года пре-освященный Іовъ въ резолюцію написалъ: "Протопопа Іоанна Станиславскаго и духовное Правленіе перевесть изъ Новыхъ Кайдакъ въ губернскій городъ Екатеринославъ, куда и прочимъ присут-ствующимъ онаго Правленія велѣть ѣздить; означенному же протопопу Станиславскому, какъ онъ произведенъ въ уѣздный городъ Кайдаки, считаться уѣзднымъ протопопомъ и быть при Екатеринославской Казанской церкви; городовымъ же Екатеринославскимъ имѣетъ быть опредѣленъ, согласно намѣренію покойнаго преосвященнаго Амвросія, семинаріи префектъ, протопопъ Іоаннъ Башинскій, по настоящемъ увольненіи отъ оной".

Екатеринославскаго Намѣстничества правитель, генералъ-маіоръ Іосифъ ?вановичъ Хорватъ рѣшился на собственный счетъ устроить въ губернскомъ городѣ Екатеринославѣ другую церковь, особую и отдѣльную отъ Казанской,—въ казенномъ губернаторскомъ домѣ. По сему дѣлу въ ноябрѣ мѣсяцѣ 1794 года г. Хорватъ писалъ къ преосвященному Гавріилу, митрополиту Екатеринославскому: "Занимаясь всегдашнимъ упражненіемъ въ дѣлахъ государствен-ныхъ, нерѣдко я, по причинѣ далекаго здѣшнія Казанскія церкви отъ мѣстнаго пребыванія моего разстоянія, а иногда за слабостію здоровья, не успѣваю во оную для приношенія предъ олтаремъ святымъ сердечнаго моленія и благодаренія; но бывъ преисполненъ ревностнѣйшихъ желаній съ дѣяніями, посвящаемъ на служеніе Государю, соединять всегда неразрывно и выполненіе христіан-скихъ обязанностей предъ всевышнимъ Богомъ, внимая гласу небес-ныя истины, повелѣвающему, воздавая кесарева кесареви, возда-вать купно и Божія Богови, усердствую вседушно имѣть здѣсь, въ


160

занимаемомъ мною казенномъ губернаторскомъ домѣ церковь. По-чему прося святительскаго на сіе вашего высокопреосвященства благословенія, всепокорнѣйше прошу прислать ко мнѣ антиминсъ во имя святаго, какого ваше высокопреосвященство назначитъ благоволите; для отправленія же богослуженія опредѣлить одного изъ здѣшнихъ градскихъ священниковъ, или по очереди, которыхъ не оставлю я безъ награды. Что касается до ризницы и утвари цер-ковной, — оной и лучшей есть въ моемъ вѣдѣніи достаточно. Такожъ и мѣсто для церкви приличнѣйшее я назначилъ, и всѣми потребностями снабдѣвать оную обязуюсь. Удовлетвореніе изо-браженныхъ желаній моихъ почту я особеннымъ вашего высоко-преосвященства благотвореніемъ; и истинная моя благодарность къ святительской особѣ вашей пребудетъ за сіе навсегда въ душѣ моей непремѣнно". По сему сообщенію преосвященный Гавріилъ, митрополитъ Екатеринославскій, резолюціею отъ 20-го декабря 1794 года разрѣшилъ и благословилъ въ Екатеринославском губернаторскомъ домѣ, въ особыхъ, избранныхъ покояхъ, устро-ить домовую, временную церковь во имя святаго и праведнаго Іоси-фа Обручника, для чего благословилъ выдать и освященный подвижной антиминсъ, съ предписаніемъ, по устоеніи церкви, свя-щеннослуженіе отправлять въ ней города Екатеринослава прото-іерею Іоанну Станиславскому и прочимъ онаго города священни-камъ поочередно.

Въ 1794 году въ городѣ Екатеринославѣ окончательно сформи-рована и устроена была, по мысли Потемкина, казенная фабрика, съ двумя главными отдѣленіями—суконнымъ и шелково-чулоч-нымъ,—заведеніе огромнѣйшее и многолюднѣйшее. Въ 1795 году фабричное населеніе, согласно желанію всего своего общества и съ дозволенія смотрителя фабрики, карнета Григорія Леонтовича, ходатайствовало у губернатора Хорвата и у преосвященнаго Гав-ріила объ устроеніи, въ фабричномъ заведеніи, церкви во имя Покрова Божіей Матери. Въ прошеніи къ преосвященному Гаврі-илу мастеровые Екатеринославской казенной фабрики писали: "По отдаленности отъ г. Екатеринослава фабричныхъ зданій, гдѣ все


161

наше общество на квартирахъ расположено, по неимѣнію при фаб-рикахъ священника, въ слушаніи Слова Божія и въ христіанскихъ требахъ имѣемъ мы крайнѣйшую нужду, а особливо болящіе, требуя изъ г. Екатеринослава священниковъ для исповѣди и свя-тыхъ таинъ причастія и недождавъ, безъ сего нужнѣйшаго и святѣйшаго душевнаго напутствованія умираютъ. А дабы впредь и изъ насъ на комъ не могло при смерти послѣдовать таковаго же несчастнаго случая, ваше высокопреосвященство покорнѣйше просимъ, по желанію всего нашего общества, опредѣлить къ фабрикамъ извѣстнаго намъ священника отца Михаила Макси-мовича, который по бытности его при приходѣ Новокайдакской Николаевской церкви, когда фабрика была въ Новыхъ Кайдакахѣ, въ поученіи Слова Божія и въ подаяніи христіанскихъ требъ, подалъ намъ нужнѣйшее и хорошее вниманіе; на священнослуженіе жъ въ приличныхъ мѣстахъ фабричныхъ зданій, гдѣ способнѣе будетъ, до устроенія положенной по плану церкви, повелѣть выдать святый антиминсъ во имя Покрова Богоматери; касательно до жалованья священно и церковнослужителямъ, то о опредѣленіи онаго подано отъ всего общества нашего прошеніе директору фабрикъ г. коллежскому ассесору Кнорингу, а отъ него пред-ставлено правителю сего намѣстничества Іосифу ?вановичу Хорвату, о чемъ уповательно и вашему высокопреосвящен-ству отъ его превосходительства сообщено; а сверхъ сего и отъ насъ доброхотное подаяніе цроизводимо будетъ; только не лишите по сему ваше высокопреосвященство полезнѣйшей для насъ резолюціи". Екатеринославскаго намѣстничества правитель Іосифъ ?ва-новичъ Хорватъ, точно, съ своей стороны, о томъ же просилъ преосвященнаго и въ промеморіи отъ 26-го ноября 1795 года писалъ къ нему: " Между строеніемъ казенныхъ фабрикъ, переведенныхъ сюда по высочайшему повелѣнію, назначено быть церквѣ, но оной и понынѣ тамо не имѣется; потому фабричные мастеровые люди, коихъ до двухъ тысячъ душъ состоитъ теперь въ личности, по дальнему разстоянію приходской здѣшняго города церкви, нуж-даются въ исполненіи  обрядовъ по долгу христіанскому; и слу-

6.    55


162

чается, что умирающіе оканчиваютъ жизнь свою безъ исповѣди, по неимѣнію священника. По симъ обстоятельствамъ ваше высоко-преосвященство покорнѣйше прошу дать ваше благословеніе на освященіе подъ церковь земли и на построеніе оной во имя Покрова Пресвятыя Богородицы; доколѣже не будетъ сія церковь построена, позволить освятить домъ изъ фабричныхъ строеній и снабдить подвижнымъ антиминсомъ, по примѣру полковыхъ церквей, дабы богослуженіе и литургіи могли быть производимы надлежащимъ порядкомъ; что касается до утварей, сосудовъ и одеждъ церковныхъ,—оными снабжена будетъ; къ приходу сему прошу ваше высокопреосвященство опредѣлить священника Миха-ила Максимовича, остающагося безъ мѣста за умаленіемъ прихода при Новокайдакской Николаевской церкви, которому, а такъ рав-но и церковнослужителямъ надлежащее по церковному положенію жалованье производимо быть имѣетъ". По симъ презентамъ пре-освященный Гавріилъ резолюціею отъ 5-го декабря 1795 года благословилъ при Екатеринославскомъ казенномъ фабричномъ заведеніи устроить церковь во имя Покрова Божіей Матери, а до построенія оной дозволилъ въ фабричномъ заведеніи, въ особомъ покоѣ, открыть молитвенный домъ, для чего немедленно велѣлъ выдать и подвижной святый антиминсъ; священнику Максимовичу, бывшему подъ судомъ и слѣдствіемъ, приказалъ ожидать окончанія дѣла; а до того времени, для преподаванія христіанскихъ требъ фабричному народу, предписалъ Екатеринославскому духовному Правленію опредѣлить временнаго священника. 17-го іюля 1797 года священникъ Максимовичъ, по суду и слѣдствію оправданный, опредѣленъ уже указомъ къ фабричному заведенію.

Въ іюлѣ мѣсяцѣ 1797 года духовенство г. Екатеринослава, про-тоіерей и священники въ доношеніи представили преосвященному Гавріилу, митрополиту Екатеринославскому: "По дозволенію ваше-го высокопреосвященства, перевезенная въ прошломъ году въ гу-бернскій городъ Екатеринославъ изъ мѣстечка Соколки, Черниговской епархіи, упраздненнаго сокольскаго монастыря деревянная церковь и на мѣсто обветшалой таковой же Екатеринославской Казанской,


163

во имя Успенія Божіей матери заложенная, нынѣ наружною пост-ройкою и внутренними частьми, какъ-то: престоломъ, жертвенни-комъ, горнымъ сѣдалищемъ и иконостасомъ окончена и къ свя-щеннодѣйствію въ ней всѣ принадлежащіе утвари, сосуды, обла-ченія, книги и прочее въ готовности имѣются; почему о томъ вашему высокопреосвященству благопочтенно мы донося, всени-жайше просимъ на освященіе оной церкви преподать ваше архипастырское благословеніе". По сему доношенію преосвящен-ный Гавріилъ резолюціею отъ 15-го іюля 1797 года благословилъ протоіерею Станиславскому освятитъ новоустроенную въ г. Екатеринославѣ Успенскую церковь и дозволилъ выдать для этого новый освященный антиминсъ. 24-го іюля 1797 года изъ консисторіи отправленъ въ Екатеринославское духовное Правленіе указъ объ этомъ, къ надлежащему исполненію.

Въ промеморіи отъ 31-го августа 1797 года гражданскій Ново-россійскій (т. е. Екатеринославскій) губернаторъ ?в. Як. Селецкій писалъ къ преосвященному Гавріилу: "За устроеніемъ въ городѣ Екатеринославѣ вновь церкви во имя Успенія Пресвятыя Богоро-дицы и за начатіемъ въ ней богослуженія, существовавшся до того другая церковь во имя Пресвятыя Богородицы Казанскія, по ветхости ея и по взятіи въ означенную, вновь выстроенную принад-лежащихъ ей. церковныхъ утварей, остается безъ богослуженія; почему граждане Екатеринославскіе, имѣя желаніе перестроить ту церковь съ прибавленіемъ вновь, что будетъ нужно, и перенесть въ другое мѣсто,—на болыную площадь, избрали изъ между себя какъ для собранія отъ доброхотныхъ дателей подаянія, такъ и для наблюденія за прочною постройкою Екатеринославскихъ купцовъ Григорія Кристофорскаго, Кирилла Остроухова и Григорія Полуянова, коимъ и книга для вписанія ревнителя-ми святой церкви своего подаянія дана, желая священникомъ той церкви имѣть рукоположеннаго къ оной Герасима Марты-нова, съ тѣмъ, чтобы и закладъ сей церкви учинить ему позво-лить. Я одобряя таковое желаніе Екатеринославскаго граждан-ства и  находя,  что  по  количеству жителей  здѣшняго  города


164

одной церкви недостаточно, вашего высокопреосвященства покор-нѣйше прошу на сіе архипастырскаго вашего благословенія". Въ дополненіе къ этому, за отсутствіемъ губернатора Селецкаго, вице-губернаторъ Казинскій въ сообщеніи отъ 8-го сентября 1797 г. писалъ къ преосвященному Гавріилу: "?мѣю честь увѣдомить ваше высокопреосвященство, что общество города Екатеринослава проситъ благословенія вашего высокопреосвященства означенную, состоящую въ немъ церковь Казанскія Богоматери, перенесши на полугорье, на привозную площадь, переименовать во имя Сошествія Святаго Духа и оставить ее приходскою, а для общаго собранія въ господскіе праздники и высокоторжественные дни и отправленія молебствій, до построенія настоящей соборной церкви, прилич-нѣе остаться освященной въ минувшемъ августѣ мѣсяцѣ Успе-нія Пресвятыя Богородицы церкви по обстоятельству тому, что оная въ серединѣ города и близка отовсюду". По симъ бумагамъ преосвященный Гавріилъ резолюціею отъ 15-го сентября 1797 года благословилъ обветшавшую въ г. Екатеринославѣ церковь Ка-занскія Божіей Матери перенесть на полугорье, на привозную площадь и перестроить вновь во имя Сошествія Святаго Духа. 8-го октября 1797 года изъ Екатеринославской консисторіи отправленъ въ Екатеринославское духовное Правленіе указъ объ этомъ; а 18-го того же октября 1797 года Екатеринославскій протоіерей Іоаннъ Станиславскій соборнѣ, по надлежащему церковному чиноположенію, въ г. Екатеринославѣ, на болыиой привозной площади освятилъ мѣсто подъ церковь во имя Сошествія Святаго Духа, положилъ закладку на сооруженіе оной и на мѣстѣ производства работъ водрузилъ крестъ.

10-го марта 1799 г. Новороссійскаго (т. е. Екатеринославскаго) купеческаго и мѣщанскаго общества повѣренный, купецъ Григорій ?саевичъ Кристофорскій представилъ преосвященному Гавріилу, митрополиту Новороссійскому и Днѣпровскому, прошеніе, въ коемъ отъ лица всего общества писалъ: "Здѣшней Новорос-сійской губерніи начальникъ, губернаторъ, тайный совѣтникъ ?в. Як. Селецкій, усмотря для умножившагося въ губернскомъ


165

городѣ христіанскаго народа одну только соборную Успенія Божіей Матери церковь, въ коей едва только четвертая часть людей помѣститься можетъ, по вѣрѣ въ Бога и по должности званія его, вознамѣрился возстановить другую церковь и по благочестію своему первымъ сдѣлался вкладчикомъ, а по немъ, подражая своего начальника, и протчіе чиновники, въ томъ числѣ и наше купеческое общество, отъ толь благаго намѣренія не отреклись; по благословенію вашего высокопреосвященства заложенная церковъ получила благополучный конецъ. При самомъ же началѣ сооруженія сего божественнаго храма во имя Сошествія Пресвятаго Духа все купечество и мѣщанство положили твердое намѣреніе, по причинѣ не малаго числа прихожанъ, для лучшаго успѣха въ священнослуженіи и исправленіи мірскихъ требъ, избрать двухъ священниковъ, въ чаяніи сего, перваго избрали слободы Волошской іерея ?лію Клементидіева, о которомъ Новороссійское купечество и мѣщанство по чистой совѣсти свидѣтельствуетъ, что онъ житія и поведенія добропорядочнаго, добродѣтелію и уче-ніемъ одаренный, къ святѣй церкви рачителенъ и къ умноженію благолѣпія церковнаго усерденъ и попечителенъ. Но угодно было вашему высокопреосвященству на первый случай опредѣлить к нашей Сошествіевской церкви Успенской Соборной церкви протоіерея Герасима Мартынова, а первоизбранный обществомъ іерей ?лія Клементидіевъ остался до нынѣ къ нашей церкви неопредѣленнымъ. Хотя жъ оный іерей ?лія, по данному отъ Новороссійскаго купечества и мѣщанства одобренію, Новорос-сійское духовное Правленіе о представленіи, куда слѣдуетъ, ко опредѣленію къ реченной Сошествіевской церкви и просилъ; но его прошеніе, якобы написанное не по формѣ, отдано ему съ надписью обратно. А какъ оному протоіерею Герасиму, въ раз-сужденіи не малаго числа прихожанъ и вновь прибывшаго немало-численнаго мѣжеваго корпуса, одному въ исправленіи какъ по духо-венству, такъ и мірскихъ требъ никакъ исправиться не можно: в такомъ случаѣ прилагая при семъ данное мнѣ вѣрящее письмо, отъ лица всего Новороссійскаго общества, всенижайше прошу онаго іерея


166

?лію Клементидіева, по общему, его и нашему, желанію милостиво опредѣлить к нашей церкви и о томъ Новороссійскому духовному Правленію дать знать указомъ". Согласно сему прошенію, резо-люціею преосвященнаго Гавріила, митрополита Новороссійскаго и Днѣпровскаго, отъ 31-го марта 1799 года, священникъ ?лія Клементидіевъ изъ слободы Волошской переведенъ въ губернскій городъ Новороссійскъ—Екатеринославъ къ купеческой Свято-Духовской церкви.



Яндекс цитирования

Рассылки Subscribe.Ru
Генеалогическое древо семьи