118

ПРОТОПОПІ?, ДУХОВНЫЯ ПРАВЛЕНІЯ.

Первоначально главными органами Епархіального Управленія въ Славенской епархіи были Протопопіи, протопопскія ду-ховныя Правленія.

По прибытіи въ Бѣлевскую (около нынѣшняго Константино-града) крѣпость, на мѣсто обыкновенной резиденціи своей, Азов-скій губернаторъ Чертковъ вскорѣ же нашелъ себѣ здѣсь наилуч-шаго помощника и сотрудника въ молодомъ священникѣ Рождество-Богородичной Бѣлевской крѣпостной церкви,—Алексіѣ Хандалѣевѣ. Узнавъ на опытѣ его способности, его усердіе къ дѣлу и благо-намѣренность, Чертковъ просилъ преосвященнаго Евгенія, еще до вступленія его въ управленіе епархіею, дозволить преосвященному Аггею Бѣлогородскому священника Алексѣя Хандалѣева произвесть въ санъ протопопа Самарскаго. Согласно сей просьбѣ Черткова и письму преосвященнаго Евгенія, 24 сентября  1776


119

года преосвященный Аггей въ Бѣлгородѣ произвелъ священника Алексѣя Хандалѣева въ чинъ Самарскаго протопопа. Особою грамотою преосвященный Евгеній вѣдомству новопроизведеннаго Самарскаго протопопа Хандалѣева подчинилъ, по указанію Черт-кова, все церкви и приходы по Орели и Самаре до Днепра, съ присоединеніемъ къ вѣдѣнію его и новой Днепровской Линіи по ближайшему мѣстоположенію ея, каковая Линія до сего времени состояла въ вѣдомствѣ Екатерининской провинціи протопопа,— Водолажскаго духовнаго Правленія. Такъ, въ предѣлахъ нынѣшней Екатеринославской епархіи, положено основаніе первой протопопіи, первому Самарскому духовному Правленію, подчиненному Славенской Консисторіи!

Въ генваре 1777 года, согласно просьбѣ и ходатайству Ново-россійскаго губернатора Матвѣя Васильевича Муромцева, въ новооткрытой Славянской провинціи учреждена Славянская про-топопія, Славянское духовное Правленіе съ протопопомъ Фео-доромъ Фомичемъ. Вѣдѣнію сей протопопіи подчинены были всѣ церкви и приходы нынѣшнихъ уѣздовъ Екатеринославскаго и Верхнеднѣпровскаго.

Вскорѣ затѣмъ, по ходатайству Черткова, въ Александровской крѣпости открыта была особая протопопія-Павловская, Павло-градская, учреждено отдѣльное, самостоятельное Павловское Павлоградское духовное Правленіе съ протопопомъ Феодоромъ Тисаревскимъ. Вѣдомству сей протопопіи подчинены были первоначально всѣ церкви и приходы уѣздовъ Волководскаго и Консководскаго, т. е. слободъ по рѣкамъ Волчей и Конкѣ, также успенская церковь въ крѣпости Еникольской и предтеченская въ крѣпости Керченской.

Бахмутская протопопія, Бахмутское духовное Правлеиіе отъ Воронежской епархіи перешло въ вѣдомство Славенскаго Епар-хіальнаго Начальства въ полномъ своемъ устройствѣ и составѣ.

0 Ростовской протопопіи. о Новоростовскомъ духовномъ Правленіи мы имѣемъ слѣдующія краткія свѣдѣнія.


120

1777 года марта 26 дня Димитріевской (т. е. Ростовской), Азовской и Таганрогской крѣпостей соборной, городовыхъ и при-ходскихъ церквей священнослужители доношеніемъ представили въ Славенскую духовную Консисторію: "Какъ изъ давнихъ временъ, по заключеніи, въ 739 году, Оттоманскою Портою вѣчнаго мирнаго трактата и за положеніемъ, по раззореніи Азова, духовнаго Правленія въ построенномъ близъ Черкасска ретраншаментѣ, а потомъ по перенесеніи онаго въ крѣпость святыя Анны, гдѣ имѣлись войска и гарнизонные полки, также и Азовскій конный казацкій и при оныхъ церкви съ священнослужителями, духовное Правленіе во всю тамо бытность, а по переносѣ той Аннинской крѣпости на здѣшнее новое мѣсто съ полками и церквами, сколько ихъ ни было, съ 761 по 775-й годъ оное Правленіе находилось въ крѣпости святаго Димитрія непоколебимо, которому и вновь занятые паки Азовъ и Таганрогъ подчинены `), и слѣдуемыя по духовности дѣла, требуемыя указами, исполнялись безупусти-тельно, при которой крѣпости и состоитъ церквей съ соборомъ восемь, часовня одна, а въ Азовѣ двѣ и въ Таганрогѣ одна и ча-совня одна: почему духовному Правленію, съ положеніемъ при ономъ писаря, на содержаніи священническомъ и слѣдуетъ быть по прежнему въ крѣпости святаго Димитрія, а въ послѣднихъ, по малому во оныхъ приходу, кольмижъ паче церквей, а при нихъ священнослужителей, быть не у чего ".

Въ протоколѣ Славенской духовной Консисторіи отъ 3-го мая 1777 года находимъ по сему дѣлу слѣдующее опредѣлѣніе: "Сла- венская духовная Консисторія, слушавъ учиненную справку, по которой значится, что сего 777 года марта 28 дня по присланному къ преосвященному Евгенію, архіепископу Славенскому и Херсонскому, отъ Азовскаго г. губернатора, генералъ-маіора и кавалера В. А. Черткова сообщенію и по учиненному въ оной

`) "Какъ новоучрежденныя крѣпости-Азовская и Таганрогская состоять въ командѣ крѣпости святаго Димитрія Ростовскаго оберъ-коменданта генералъ-маіора Потапова: то указомъ Святѣйшаго Синода отъ 11-го ноября 1770 года велѣно Воронежской Консисторіи-церкви и причты тѣхъ крѣпостей подчинить вѣдомству Ростовскаго протопопа Василія Андреева".


121

Консисторіи опредѣленію, его преосвященствомъ подтвержденному, учреждено духовное Правленіе въ крѣпости святаго Димитрія, съ наименованіемъ—Новоростовское, до коего велѣно вѣдомствомъ принадлежать всѣмъ священно и церковнослужителямъ, находя-щимся в уѣздахъ—Димитріевскомъ, Азовскомъ и Таганрогскомъ и буде еще есть какія церкви и при оныхъ священно и церковно-служители, къ онымъ уѣздамъ въ близости, а отъ Бахмутскаго духовнаго Правленія въ отдаленности состоящіе, куда и всѣ дѣла, касающіяся къ тамошнимъ священно и церковнослужителямъ отправить на основаніи законовъ; о чемъ изъ Славенской Консисторіи къ протопопу Азовскому Вертеловскому и Димитрі-евскому Андрееву, въ чемъ до кого подлежало, и указы посланы; изъ коихъ протопопъ Андреевъ репортомъ въ Консисторію представляетъ, что де и прежде сего въ крѣпости святаго Димитрія духовное Правленіе было, но указомъ Воронежской духовной Консисторіи отъ 20-го ноября 1775 года уничтожено и подчинено Черкасскому духовному Правленію, куда и имѣющіяся всѣ письменныя дѣла, указы и о вѣдомостяхъ формы съ описью и на построеніе особаго къ отправленію дѣлъ покоя и на содержаніе писаря и сторожа деньги со всѣхъ священниковъ, по числу приход-скихъ дворовъ, отданы, которыя и понынѣ въ томъ Черкасскомъ Правленіи имѣются; и ежели въ крѣпости святаго Димитрія быть духовному Правленію, тобъ повелѣно было всѣ отданныя въ Чер-касское Правленіе письменныя дѣла, указы и вѣдомостныя формы, что есть по описи, а равно де и собранныя деньги возвратить туда и объ ономъ, куда надлежитъ, сообщить;—опредѣлили: въ Воро-нежскую духовную консисторію сообщить промеморіею, коею требовать, дабы благоволено было Черкасскому духовному Правле-нію приказать, чтобъ какъ касающіяся епархіи Славенской по Ново-ростовской Протопопіи о духовенствѣ дѣла, такъ же указы и вѣдо-мостныя формы и деньги, кои прежде сего собраны были на постройку въ крѣпости Дмитріевской для духовнаго Правленія покоя и протчаго, отосланы были въ оное Новоростовское духовное Правленіе".

По учрежденіи и открытіи Екатеринославскаго намѣстничества,


122

въ Славенской духовной Консисторіи 22-го ноября 1784 года состоялось слѣдующее опредѣленіе о духовныхъ правленіяхъ въ Екатеринославскомъ намѣстничествѣ: "Преосвященный Никифоръ, архіепископъ Славенскій и Херсонскій, разсуждая, что въ здѣшнемъ Екатеринославскомъ Намѣстничествѣ учреждено пятнадцагь уѣздовъ, именно: Екатеринославскій, Новомосковскій, Алексо-польскій, Кременчугскій, Полтавскій, Констатиноградскій, Сла-вянскій, Бахмутскій, Донецкій, Маріепольскій, Павлоградскій, Херсонскій, Ольвіопольскій, особливымъ именнымъ высочайшымъ указомъ переименованъ Новомиргородскім, Елисаветградскій и Александрійскій; какія жъ именно къ тѣмъ уѣздамъ селенія при-числены и гдѣ города уѣздные назначены, объ оныхъ по уѣздамъ прислано въ Консисторію изъ Екатеринославскаго Намѣсти-ческаго Правленія пятнадцать реестровъ, а особливымъ сообще-ніемъ оное жъ Намѣстническое Правленіе о вновь устроенныхъ городахъ Консисторію увѣдомило, что Александрійскъ устроенъ изъ шанца Усыковскаго, Донецкъ изъ села Подгорнаго, Павлоградъ изъ села Луганки и Алексопольскѣ изъ мѣстечка Нефорощи; да переименованы—Константиноградъ изъ крѣпости Бѣлевской, Славянскъ изъ города Тору, Новомосковскъ, что прежде былъ Екатеринославъ, а губернскій городъ Екатеринославъ назначенъ быть въ Половицѣ, у Кайдакъ, и во всѣхъ вышепрописанныхъ городахъ, какъ-то: въ Екатеринославѣ, т. е. при Кайдакахъ, въ Ново-московскѣ, Алексопольскѣ, Кременчугѣ, Полтавѣ, Константино-градѣ, Славянскѣ, Бахмутѣ, Донецкѣ, Маріуполѣ, а нынѣ въ Портовомъ городѣ Таганрогъ, Павлоградѣ, Херсонѣ, Новомир-городѣ, Елисаветградѣ и Александрійскѣ, по высочайшему о Намѣстничествахъ учрежденію, учреждены присутственныя мѣста, почему прилично быть въ нѣкоторыхъ изъ тѣхъ городовъ и съ духовной стороны присутственнымъ мѣстамъ для удобнейшаго по дѣламъ могущимъ быть какъ съ духовной, такъ и съ свѣтской стороны сношенія и скорейшаго полученія решеній; нынѣ же по прежнему еще учрежденію имѣются въ здѣшней епархіи духовныя Правленія въ Полтавѣ, Кременчугѣ, Бахмутѣ, Новомиргородѣ и Елисаветградѣ,


123

кои именуются тѣхъ городовъ названіями, какъ-то: Полтавское, Кременчугское, Бахмутское, Новомиргородское и Елисаветградское, а прочія духовныя Правленія состоятъ:—Екатеринославское—въ бывшемъ городѣ Екатеринославѣ, Екатерининское—въ слободѣ Новыхъ Водолагахъ, Славянское—въ городѣ Кайдакахъ, гдѣ нынѣ назначено быть губернскому городу Екатеринославу, Ново-ростовское—въ крѣпости святаго Димитрія, Павлоградское—въ крѣпости Александровской, Крюковское—въ шанцѣ Глинскомъ, да Кабеляцкое—въ мѣстечкѣ Кабелякѣ, которымъ по приличности должно быть: Екатерининскому—въ Константиноградѣ, Ново-ростовскому—въ Портовомъ городѣ Таганрогѣ, Павлоград-скому—въ Павлоградѣ, Крюковскому—въ Александрійскѣ, а Кабеляцкому—въ Алексопольскѣ; да и указомъ святѣйшаго Синода 781 года маія 25 дня его преосвященствомъ полученнымъ, между прочимъ, предписано, чтобъ имѣющіяся въ епархіяхъ духов-ныя Правленія тѣ, которыя въ пригородахъ, слободахъ, селахъ или въ другихъ какихъ мѣстахъ, кромѣ городовъ, состоятъ, для благопристойности и лучшаго къ приведенію дѣлъ порядка, пере-весть въ тѣ самыя новоучрежденныя города, и которые куда и откуда переведены будутъ,—святѣйшему Синоду репортовать,—приказалъ учинить слѣдующее: 1., Въ уѣздахъ Полтавскомъ, Кременчуг-скомъ, Новомиргородскомъ, Елисаветградскомъ и Бахмутскомъ, къ коему причислить и Донецкой, по малому количеству въ обоихъ сихъ уѣздахъ церквей, оставаться по прежнему духовнымъ Правленіямъ въ городахъ—Полтавѣ, Кременчугѣ, Новомиргородѣ, Елисавет-градѣ и Бахмутѣ, имѣя названия тѣ жъ самыя, коими и прежде именовались, а присутствующими въ нихъ быть: въ Полтавскомъ— тѣмъ же самымъ: протопопу, намѣстникамъ и священнику, кои и нынѣ находятся, для письмоводительства жъ—Консисторскій копеистъ ?ванъ Авксентьевъ, коему быть подканцеляристомъ, на какой чинъ приведя его къ присягѣ отправить въ оное Правленіе; въ Кремен-чугскомъ—протопопу Кирилу Буринскому, намѣстнику, священ-нику Алексѣю Савичу, да священнику Прокопію Богналов-скому, назначенному, по учиненной по разбору священно и цер-


124

ковно-служителей вѣдомости, быть священникомъ при соборной Кременчугской Успенской церкви; а для письменныхъ дѣлъ кан-целяристъ Артемъ Пилипеевъ; въ Новомиргородскомъ—протопопу Петру Буличу, священникамъ,—намѣстнику Василію Росинскому, да Новомиргородской Михайловской церкви Николаю Базилевичу, а для письменныхъ дѣлъ подканцеляристъ Максимъ Ярошевскій; въ Елисаветградскомъ тѣмъ же самымъ присутствующимъ, а для письменныхъ дѣлъ подканцеляристамъ, кои и нынѣ во ономъ находятся; въ Бахмутскомъ протопопу Петру Расевскому, свя-щенникамъ Леонтію Іевлеву и Григорію Слухаевскому, назначенному къ Бахмутской соборной церкви Кременчугскаго уѣзда изъ мѣстечка Потока отъ Николаевской церкви, а для письменныхъ дѣлъ кан-целяристъ Александръ Даниловъ. 2., Прочимъ же духовнымъ Правленіямъ, какъ-то: нынѣшнему Славянскому, состоящему въ Кайдакахъ, быть и именоваться Екатеринославскимъ и присутствовать въ немъ протопопу Феодору Фомичу, да священникамъ Іоанну Быстрицкому и Кодрату Сѣверскому, а для письменныхъ дѣлъ копеистъ Стефанъ Левицкій; нынѣшнему Екатеринославскому, прежде бывшему Самарскому, именоваться Новомосковскимъ и присутствовать въ немъ протопопу Алексѣю Хандалѣеву, свя-щенникамъ Василію Власовскому, назначенному къ Новомосковской (т. е. въ Екатеринославѣ 1-мъ) соборной Духовской церкви Славянскаго уѣзда изъ слободы Петровской, и Захарію Нагорскому, назначенному къ той же соборной церкви изъ слободы Юрьевки, а для письменныхъ дѣлъ канцеляристъ Павелъ Бораковъ. 3., А нижеслѣдующія духовныя Правления перенесть:—Екатерининское— изъ слободы Водолагъ въ городъ Константиноградъ и именоваться ему Константиноградскимъ, къ коему причислить и Славянскій уѣздъ, по малому количеству въ обоихъ сихъ уѣздахъ церквей, а присутствующими во ономъ Правленіи быть протопопу Іоанну Сулимѣ, назначенному протопопомъ къ Константиноградской соборной Рождество-Богородицкой церкви, священникамъ, къ той же соборной церкви назначеннымъ, Іоанну Курдиманову, да Стефану Вербицкому;  для   письменныхъ  же  дѣлъ   канцеляристъ   Григорій


125

Бодянскій; Новоростовское изъ крѣпости святаго Димитрія въ Портовой городъ Таганрогъ и именоваться ему Маріепольскимъ, присутствовать же въ томъ Правленіи назначенному къ Таганрог-ской соборной Архангельской церкви протопопомъ нынѣшнему закасчику Стефану Разорецкому, да священникамъ морской Николаевской церкви Роману Травинскому и греческой Царе-Кон-стантиновской церкви Константину Схоларію, а для письменныхъ дѣлъ діаконъ Евфимій Стефановскій; Павловское изъ крѣпости Алек-сандровской въ городъ Павлоградъ и именоваться ему Павлоградскимъ, присутствовать же въ томъ Правленіи назначенному къ Павлоградской соборной Покровской церкви протопопу Феодору Тисаревскому, да той же церкви священникамъ Василію Колотнечѣ и Максиму Сирицѣ, для письменныхъ же дѣлъ Консисторскій подканцеляристъ Николай Прокоповичъ, коего туда съ паспортомъ и отправить; Крюковское изъ шанца Глинскаго въ городъ Александрійскъ, коему именоваться Александрійскимъ, а присутствовать въ немъ Александрійской собор-ной Николаевской церкви протопопу Нестору Павловскому и священникамъ Іоанну Карлицкому и Іоанну Карюку, а для исправ-ленія письменныхъ дѣлъ консисторскій канцеляристъ ?ванъ Шпа-ковскій и копеистъ ?ванъ Демяновскій; Кобеляцкое изъ мѣстечка Кобеляка въ городъ Алексопольскъ, коему и именоваться Алексо-польскимъ, а присутствовать въ немъ Алексопольской соборной Николаевской церкви протопопу Андрею Романовскому, да священникамъ Лаврентію Яновскому и Афанасію Мартыновскому, а для письменныхъ дѣлъ консисторскіе—канцеляристъ Антонъ Шаковецкій н копеистъ Михаилъ Мартыновскій. 4., Какъ въ Константиноградѣ, въ городѣ Таганрогѣ, Павлоградѣ, Алек-сандрійскѣ и Алексопольскѣ. по причинѣ вновь чинимаго нынѣ въ оные города духовныхъ Правленій перевода, въ тѣхъ городахъ для духовныхъ Правленій домовъ нѣтъ; то опредѣленнымъ въ оныя Правленія присутствующимъ стараться на первый случай таковые домы приличные для присутствующихъ мѣстъ на-нять, а по времени употребить средства къ покупкѣ или построй-кѣ   оныхъ.   5.,   Какъ   по   сдѣланному   свѣтскою   командою   о


126

уѣздахъ расположенію церкви отошли изъ одного уѣзда въ другой, о чемъ обстоятельно видно изъ учиненныхъ, по разбору священно и церковно-служителей по новымъ уѣздамъ, о церквахъ и при нихъ о священно-церковно-служителяхъ вѣдомостей; то духовнымъ Правленіямъ подтвердить, чтобъ они, каждое, до котораго какія церкви по нынѣшнему раслоложенію принадлежать, отослали всѣ дѣла какъ рѣшенныя, такъ и нерѣшенныя по описямъ безъ замедленія. 6., Какъ во всѣхъ духовныхъ Правленіяхъ нужно приличное присутственному мѣсту украшеніе, какъ-то: столы, стулья, зеркала и красные на столахъ сукна; то о искупленіи всего того, а равно указныхъ книгъ уложенья генеральнаго и духовнаго регламента приложить присутствующимъ всемѣрное попеченіе. 7., Для перевозки духовныхъ Правленій дѣлъ и прочаго въ вышеписанные города требовать подводъ безъ излишества отъ священно - церковно - служителей. 8., Всѣхъ вновь опредѣленныхъ въ присутствіе духовныхъ Правленій протопоповъ и священниковъ привесть къ присягѣ въ тѣхъ же самихъ мѣстахъ и по приводѣ вступить имъ въ должности немедленно и въ той должности будучи, имъ, протопопамъ и священникамъ, разсуждая прилежно силу званія своего, поступать по Слову Божію, святымъ правиламъ, вы-сочайшимъ указамъ и быть примѣромъ благихъ дѣлъ въ словѣ и дѣлѣ всѣмъ имъ подчиненнымъ, имѣя всегда за предметъ прослав-леніе имени Божія, церковное благолѣпіе и благосостояніе, сохра-неніе высочайшей чести Ея ?мператорскаго Величества и ?хъ ?мператорскихъ Высочествъ и ?хъ интересовъ, общенародную пользу и благоповеденіе имъ, протопопамъ съ присутствующими, подчиненныхъ ко временной и вѣчной жизни споспѣшеству-ющее, въ соотвѣтствіе чему и подчиненные должны имъ, протопопамъ и присутствующимъ, яко начальникамъ своимъ и о ихъ благѣ, временномъ и вѣчномъ, по должности своей пекущимся, отдавать пристойное почтеніе и надлежащее являть по законамъ повиновеніе и все благоугодное, по благому ихъ совѣту, дѣлать безъ всякаго прекословія непремѣнно. ? о всемъ томъ въ духовныя Правленія послать изъ Консисторіи указы, въ святѣйшій же правительствующій Синодъ репортовать".


127

7-го іюля 1786 года умеръ Павлоградскій протоіерей Феодоръ Тисаревскій; на его мѣсто, въ санъ Павлоградскаго протоіерея, въ сентябрѣ 1786 года, произведенъ Павлоградскаго уѣзда зака-щикъ, благочинный, слободы Петропавловки священникъ Іаковъ Соколовскій. Но о. Соколовскій тяготился положеніемъ своимъ въ Павлоградѣ; и потому, согласно его прошенію и усильному желанію, 14 іюня 1787 года былъ возвращенъ на прежнее его мѣсто,—въ слободу Петропавловку. На его мѣсто, въ городъ Пав-лоградъ перемѣщенъ протоіерей города Новомосковска Алексѣй Хандалѣевъ. Прося себѣ перевода изъ Новомосковска въ Павлоградъ, протоіерей Хандалѣевъ, въ доношеніи отъ 18 мая 1787 года, писалъ къ преосвященному Амвросію, архіепископу Екате-ринославскому и Херсонисо-Таврическому: " За нужное поставляю вашему преосвященству донесть, что при состоящемъ въ городѣ Новомосковскѣ духовномъ Правленіи находится очень малое количество церквей и при оныхъ приходскихъ дворовъ; почему и содержать, за собираніемъ малаго числа денегъ, канцелярскихъ въ ономъ на жалованьѣ служителей весьма трудно, чрезъ что благопоспѣшность въ исполненіи указныхъ дѣлъ теряетъ свою силу. А какъ городъ Павлоградъ состоитъ отъ здѣшняго города разстояніемъ въ пятидесяти верстахъ и во ономъ тамошнее ду-ховное Правленіе также претерпѣваетъ, по малости церквей и дворовъ, въ содержаніи всего нужду: для того вашего преосвя-щенства покорнѣйше прошу, для удобнѣйшаго содержанія Правленія и въ ономъ служителей, чрезъ что поспѣшность всѣхъ указныхъ дѣлъ совершена быть можетъ, перевесть меня въ оный Павлоградъ, присоединивъ, по способности разстоянія и малаго количества церквей, уѣздъ Новомосковскій къ Павлоградскому, съ учрежденіемъ тамо на оба уѣзда духовнаго Правленія, о чемъ и снабдить меня милостивою вашего Преосвященства архипастыр-скою резолюціею." По поводу сего доношенія, преосвященный Амвро-сій І4 іюня 1787 года въ резолюцію написалъ: "Просителя, протопопа Хандалѣева въ Павлоградъ перевесть, поручивъ ему присутство-вать  въ тамошнемъ духовномъ  Правленіи  и  исправлять  указныя


128

дѣла; по малому же числу церквей и приходскихъ дворовъ, въ Новомосковскомъ духовномъ Правленіи состоящихъ, присоединить и оное Правленіе къ Павлоградскому." Вскорѣ послѣ сего, по случаю открывшихся въ Павлоградскомъ духовномъ Правленіи разныхъ безпорядковъ и неустройствъ и по поводу сильныхъ споровъ и препирательствъ между присутствующими онаго, преосвященный Амвросій, предложеніемъ Консисторіи отъ 31-го октября 1790 года, повелѣлъ Павлоградское духовное Правленіе изъ Павлограда перевесть въ Самарскій монастырь и присутствующими въ ономъ опредѣлить начальника монастыря, іеромонаха Феофана, села Вольнаго протопопа Левандовскаго и одного изъ священниковъ слободы Новоселицы (нын. Новомосковска). 4 іюля 1793 года пре-освященный Гавріилъ, митрополитъ Екатеринославскій, по про-шенію начальника Самарскаго монастыря, іеромонаха Феофана, резолюціею повелѣлъ—іеромонаха Феофана отъ Правленія уволить, а самое духовное Павлоградское Правленіе перевесть въ Новоселицу,—въ нынѣшній Новомосковскъ. По справкѣ на сей случай оказалось: первоначальное Самарское духовное Правленіе помѣщалось въ Бѣлевской крѣпости; оттуда переведено было въ Екатеринославъ 1-й; какъ въ Екатеринославѣ 1-мъ не было мѣста для духовнаго правленія, то оно, подъ названіемъ Екатеринослав-скаго, помѣщалось въ Старой Самарѣ, въ Богородицкомъ ретран-шаментѣ, въ домѣ священника Гамалѣи; 30 марта 1780 года предписано помѣстить его въ Нефорощанскомъ монастырѣ; по открытіи въ Екатеринославѣ 1-мъ уѣзднаго города Новомос-ковска, перенесено туда и духовное Правленіе подъ названіемъ Новомосковскаго. По вѣдомости о священно и церковно-служителяхъ за 1793 годъ показано—въ городѣ Новомосковскѣ и въ уѣздѣ его церквей 30, а священно и церковно-служителей, кромѣ дѣтей ихъ, 87-мь; въ городѣ Павлоградѣ и въ уѣздѣ его церквей 22, а священно и церковно-служителей 57-мъ.

Въ ноябрѣ 1793 года Павлоградскаго уѣзда, вѣдомства Павло-градскаго духовнаго Правленія, всѣхъ казенныхъ и помѣщичьихъ сло-бодъ священно и церковнослужители представили преосвященному



129


Гавріилу, митрополиту Екатеринославскому, прошеніе, въ коемъ писали: "Съ начала открытія уѣзда Павлоградскаго въ городѣ Павлоградѣ, для всего уѣзда, учреждено духовное Правленіе, подъ названіемъ Павлоградскаго, какъ и въ прочихъ уѣздахъ; подъ которымъ Правленіемъ отъ временъ, какъ еще не присовокуплено было къ оному нашему Правленію изъ Новомосковскаго уѣзда духовное правленіе, равно и по присоединеніи онаго въ нашъ уѣздъ, въ сказанный городъ Павлоградъ мы никакихъ чувствительныхъ тогда, по способности онаго расположенія, отягощеній не имѣли; въ прошломъ же 1790 годѣ покойнымъ преосвященнымъ архі-епископомъ Амвросіемъ оное наше Павлоградское духовное Прав-леніе переведено въ Самарскій Николаевскій монастырь, а оттоль нынѣ уже, по резолюціи вашего преосвященства, Новомосковскаго уѣзда въ мѣстечко Новоселицу. А какъ нашъ Павлоградскій уѣздъ, по соизволенію высочайшаго повелѣнія, новонаселяемыми казен-ными и помѣщичьими селеніями весьма распространился далекимъ разстояніемѵи отъ упомянутаго мѣстечка Новоселицы иныя селе-нія отстоятъ болѣе двухъ сотъ верстъ; а сверхъ того и весь Павлоградскій уѣздъ отъ Новомосковскаго уѣзда и упомянутаго мѣстечка Новоселицы находится за многими рѣками, и къ томужъ, по здѣшнему низменному климату въ зимнее и весняное время бываютъ неоднократныя и весьма опасныя наводненія, по како-вымъ изъясненнымъ резонамъ въ оное мѣстечко Новоселицу по указнымъ письменнымъ дѣламъ въ Правленіе проѣздъ намъ быва-етъ весьма опасенъ и убыточенъ, почему и надлежащаго выполненія указного иногда учинить не можемъ; да и чрезъ дальныя отъ приходовъ, потребованіямъ, на случай, духовнаго Правленія, отлучки при однопопныхъ мѣстахъ, случается, и въ самые наро-читые праздники приходскія церкви остаются безъ священно-служенія, и прихожанамъ въ требахъ христіанскихъ бываетъ не малое затрудненіе, а на священно и церковнослужителей отъ нихъ неповинное роптаніе: того ради вашего высокопреосвященства, милостивѣйшаго архипастыря, объ отделеніи нашего Павло-градскаго   духовнаго   Правленія   отъ   Новомосковскаго   и   объ

5.    55


130

учрежденіи онаго, по прежнему, въ нашемъ Павлоградѣ, по про-писаннымъ отяготительнымъ намъ резонамъ, нижайше просимъ учинить милостивое архипастырское разсмотрѣніе."—Прошеніе это, въ то время, осталось безъ удовлетворенія. Но въ августѣ 1798 года протоіерей Василій Башинскій, по закрытіи Донецкаго духовнаго Правленія, переведен изъ Донецка (нын. Славяносербска) въ Павло-градъ, съ званіемъ штатнаго уѣзднаго протоіерея и первопри-сутствующаго духовнаго Правленія и съ порученіемъ образовать въ Павлоградѣ духовное Правленіе, избрать въ оное присутству-ющихъ и писцовъ и объ утвержденіи ихъ представить въ духов-ную Консисторію,

0 Маріупольскомъ духовномъ Правленіи сообщаемъ здѣсь слѣ-дующія краткія свѣдѣнія.

По закрытіи и упраздненіи духовнаго Правленія въ Ростовѣ, въ крѣпости святаго Димитрія, на все пространство юго-восточной оконечности Екатеринославской епархіи духовное Правленіе, въ концѣ 1784 года, открыто и устроено было въ г. Таганрогѣ, подъ названіемъ Маріупольскаго духовнаго Правленія; въ концѣ 1796 года, по открытіи въ той мѣстности вновь Ростовскаго духовнаго Правленія, Маріупольское духовное Правленіе открыто и основано было въ новомъ городѣ Токмакѣ. Но въ Токмакѣ существованіе Маріупольскаго духовнаго Правленія было не продолжительно. 25-го августа 1799 года Маріупольскій Нижній Земскій Судъ оффиціальною бумагою сообщалъ Маріупольскому духовному Правленію: "По указу Новороссійскаго губернскаго Правленія отъ 18 августа, полученному въ семъ Судѣ 24 числа, въ которомъ оное Правленіе прописываетъ предложеніе г. тайнаго совѣтника, Ново-россійскаго губернатора, что, сверхъ донесенія членовъ присут-ственныхъ мѣстъ Маріупольскаго уѣзда и городничаго, какую нынѣ претерпѣваютъ они нужду и недостатокъ во всемъ, по нахожденію сей мѣстности въ селеніи Токмакахъ, гдѣ нѣтъ вовсе квартиръ и въ продажѣ съѣстныхъ припасовъ и затѣмъ не могутъ они удержать канцелярскихъ служителей, — будучи онъ,   г.   губернаторъ,   во   время   объѣзда   губерніи,   въ   томъ


131

селеніи, лично видѣлъ во всемъ томъ недостатокъ и крайность, такъ что и самыя присутственныя мѣста съ великою нуждою по-мѣщаются въ простыхъ обывательскихъ маленькихъ избахъ; почему означенные чины просили перевесть присутственныя мѣста въ селеніе Орѣхово, по обозрѣніи котораго онъ, г. губернаторъ, нашелъ его гораздо выгоднѣйшимъ и изобилующимъ во всемъ, поелику во ономъ бываютъ еженедѣльно въ назначенный день торги и на оныхъ съѣстные припасы, коихъ достаточнѣе быть можетъ и потому, что не въ отдаленности отъ Орѣхова другія селенія состоятъ; почему Губернское Правленіе, согласуясь съ обстоятельствами, прежними и нынѣшними, о избраніи мѣста для мѣстъ пресутственныхъ сего уѣзда, предписываетъ Маріупольскому городничему, Уѣздному и Нижнему Земскому Судамъ и Казначейству, каждому порознь, чтобы они въ теченіи нынѣшняго лѣта, собравшись со всѣми дѣ-лами и прочими принадлежностьми, перешли въ селеніе Орѣховое, гдѣ городничему сдѣлать для пребыванія присутственныхъ мѣстъ и для квартированія членовъ и служителей распоряженіе, а Нижне-му Земскому Суду для перевозки казны и имущества казеннаго наря-дить обывательскія подводы, съ заплатою по плакату денегъ, пред-писывая притомъ Нижнему Земскому Суду и дворянскому пред-водителю, уничтожа чрезъ Токмакъ почтовыя станціи, устроить оныя чрезъ Ѳрѣхово; въ протчемъ дая знать, что о семъ переводѣ дано уже знать отъ Губернскаго Правленія всѣмъ Новороссійской губерніи мѣ-стамъ и чинамъ, а для всегдашняго въ Орѣховой пребыванія и наименованія оной Орѣховой городомъ, учинено въ Правительству-ющій Сенатъ представленіе; Определено: оный указъ взять къ надле-жащему исполненію; а сколько нужно для членовъ сего Суда и канце-лярскихъ квартиръ, послать о томъ г. городничему списокъ; нарядъ же подводъ сдѣлать въ то время, когда г. городничій учинитъ зависящее отъ него распоряженіе и о количествѣ оныхъ будутъ требованія. А какъ въ селеніи Токмакъ состоитъ Маріупольское духовное Правленіе, то послать и въ оное сіе сообщеніе, дабы благоволило, когда оное духовное Правленіе будетъ переходить и сколько для перевозу дѣлъ и другаго казеннаго имущества нужно подводъ, сей Судъ увѣдомить."

5*


132

На основаніи сего сообщенія Маріупольское духовное Правленіе въ рапортѣ отъ 27 августа 1799 года представляло преосвящен-ному Гавріилу, митрополиту Новороссійскому и Днѣпровскому: "Полученное въ семъ Правленіи сего августа 26 дня изъ Маріу-польскаго Нижняго Земскаго Суда сообщеніе, которымъ извѣщая о переведеніи здѣшняго Маріупольскаго уѣзда присутственныхъ мѣстъ, въ томъ числѣ и онаго Суда изъ селенія Токмака въ селеніе Орѣховое и что о наименованіи онаго селенія Орѣховаго горо-домъ учинено въ Правительствующій Сенатъ отъ Новороссійскаго Губернскаго Правленія представленіе, требуетъ, когда сіе Прав-леніе будетъ переходить и сколько для перевозу дѣлъ и другаго казеннаго имущества нужно подводъ, оный судъ увѣдомить,—ва-шему высокопреосвященству сіе Правленіе благопочтеннѣйше въ подлинникѣ представляя, покорнѣйше проситъ такъ какъ всѣ присутственныя мѣста здѣшняго уѣзда уже перешли изъ Токмака въ селеніе Орѣховое, въ томъ числѣ и Почтовая Экспедиція, пове-лѣть перевести туда и сіе Правленіе, дабы въ теченіи дѣлъ, въ пересылкѣ и въ полученіи чрезъ Почту бумагъ не могло послѣдо-вать остановки". По сему рапорту преосвященный Гавріилъ резолюціею отъ 7 сентября 1799 года дозволилъ Маріупольское духовное Правленіе перевесть изъ селенія Токмака въ городъ Орѣховъ. 11 октября 1799 года Маріупольское духовное Правленіе было уже въ Орѣховѣ.



Яндекс цитирования

Рассылки Subscribe.Ru
Генеалогическое древо семьи