112

ОБЩІЙ ВЗГЛЯДЪ НА ПОЛОЖЕНІЕ ЦЕРКВЕЙ ? ПР?ХОДОВЪ

ВЪ ЗАПОРОЖЬЪ ВООБЩЕ ПРЕДЪ ОТКРЫТІЕМЪ

СЛАВЕНСКОЙ ЕПАРХІ?.

Въ заселеніи и благоустроеніи западной части Запорожья духов-ное, мѣстное епархіальное начальство, въ предѣлахъ своей сферы, принимало самое живое и самое искреннее участіе; на высотѣ ки-пучей и неутомимой дѣятельности Глѣбова и Черткова, ?сакова и Воейкова видимъ незабвенныхъ тружениковъ—преосвященнаго Іова, епископа Переяславскаго и Бориспольскаго, Новомиргородскаго про-тоіерея Петра Булича, Елисаветградскаго протоіерея Павла Базиле-вича и Днѣпровокамянскаго намѣстника, іерея Артемія Зосимовича.— Молдавскаго гусарскаго полка полковникъ Василій Степановичъ Звѣревъ,—этотъ, по Высочайшему повелѣнію, главный старатель въ собираніи изъ заграницы православнаго молдавскаго, волошскаго и всякаго иного народа, этотъ неутомимый попечителъ въ поселеніи, въ размѣщеніи собраннаго иностраннаго народа въ Елисавет-градской провинціи и потомъ въ сформированіи изъ онаго народа Молдавскаго гусарскаго полка,—въ 1771 году разновременно вывелъ изъ заграницы и поселилъ въ 1-й ротѣ, въ Павловскомъ редутѣ, около рѣки чернаго Ташлыка, 1014 душъ, во 2-й ротѣ Злынской 2169 душъ, въ 3-й ротѣ Вискѣ 1389 душъ, въ 4-й ротѣ Лысогорской 1356 душъ, въ 5-й ротѣ Терновской 1652 души, въ 7-й ротѣ Добрянской 493 души, въ 9-й ротѣ Песчано-бродской 869 душъ, въ 10-й ротѣ Плетеноташлыцкой 483 души, въ 11-й ротѣ Грузской 1858 душъ, въ 12-й ротѣ Липняжской 1858 душъ, въ 13-й ротѣ Тишковской 826 душъ, въ 14-й ротѣ Синюхобродской 1225 душъ,—всего обоего пола свыше 15 тысячъ душъ. Немедленно требовалось принять рѣшительныя мѣры къ тому, чтобы новыхъ пришельцевъ—иностранцевъ на новомъ мѣстѣ, въ западной части Запорожья, пріютить и удовольствовать, примирить ихъ съ прежними обывателями края,—съ людьми россійской и малороссійской націи, удовлетворить ихъ духовныя


113

нужды и религіозныя потребности и тѣмъ на всегда расположить и привязать ихъ къ новому мѣсту жительства. Для этой цѣли, при обыкновенныхъ на подобные случаи дѣйствіяхъ свѣтской команды, преосвященный Іовъ Переяславскій, съ своей стороны, по своей духовной команде, дѣлалъ всѣ необходимыя, весьма благоразумныя распоряженія; по его сильнымъ воззваніямъ и убѣжденіямъ чрезъ Новомиргородскаго протоіерея Булича и Елисаветградскаго управителя духовныхь письменныхъ делъ, въ то время еще священника Базилевича, народъ россійской и малорос-сійской націи вездѣ принималъ пришельцевъ радушно, легко сходился съ ними, а при невозможности совмѣстной жизни, добро-вольно оставлялъ пришельцамъ, за незначительное вознагражденіе отъ казны, свои дома и хозяйственныя заведенія, свои приходскія церкви со шпиталями и школами и селился вновь на другихъ свободныхъ мѣстахъ. Жители Липняжки, Лелековки и Грузской первые показали въ семъ случаѣ примѣръ прочимъ. Въ нѣкото-рыхъ шанцахъ и слободахъ, занятыхъ пришельцами, какъ-то: въ Павловскомъ редутѣ, въ ротахъ Злынской, Лысогорской, Песчано-бродской и Синюхинобродской, какъ въ мѣстахъ пустыхъ, вновь теперь только заселенныхъ, не было ни храмовъ, ни часовень, ни духовенства: по настоянію преосвященнаго Іова, немедленно вездѣ воздвигнуты были временныя часовни и сдѣланы надлежащія распо-ряженія о заготовленіи матеріаловъ для постройки настоящихъ храмовъ; духовной и свѣтской командѣ, въ построеніи церквей, много вспомоществовалъ усердіемъ и капиталомъ, по убѣжденію преосвящен-наго Іова, Крыловскій откупщикъ питейныхъ сборовъ Трофимъ Осиповъ. Всѣ явившіеся въ Новороссійскій край съ пришельцами изъ Волощины священники, по разсмотрѣніи ихъ бумагъ, пристроены и опредѣлены къ мѣстамъ; обратившіеся изъ уніи и принявшіе православіе, священники со многими изъ своихъ прихожанъ,— Хмѣльницкій и Федоровскій, Ставровіецкій и Руденко и нѣкоторые другіе,—также скоро были пристроены и размѣщены по приходамъ. Послѣ долговременной переписки, промеморіями, консисторіи съ канцеляріею Новороссійской губерніи, и послѣ многократныхъ писемъ


114

преосвященнаго къ главному командиру Новороссійскаго края, генералъ-аншефу Феодору Матвѣевичу Воейкову, преосвященный Іовъ достигъ наконецъ того, что положенное по Высочайше кон-фирмованному 1764 года марта 22 дня штату для Новороссійской губерніи денежное жалованье ротнымъ и слободскимъ священ-никамъ чернаго и жолтаго гусарскихъ полковъ, каждому по 30 руб. и дьячкамъ по 7 руб. 50 коп., `) во всей Елисаветградской провинціи выдавалось всѣмъ и сполна; земля пахатная и сѣнокосная, священнику 52 десятины, а причетнику 26 десятинъ, вездѣ отмеже-вана и передана духовенству безповоротно, въ полное и непосред-ственное его владѣніе, и за требованіе жалованья и земли никто изъ духовенства уже не испытывалъ непріятностей и огорченій. Духовныя правленія и Днѣпровокамянская Намѣстнія, при прео-священномъ Іовѣ, на основаніи особыхъ инструкцій, ко благу духо-венства и народа, дѣйствовали сильно и безостановочно,—безъ и малейшей волокиты. Какъ для чернаго гусарскаго полка, по жела-нію Хорвата и народа, главный священникъ Буличъ 2) произведенъ въ санъ протоіерея, такъ и для всѣхъ 16-ти ротъ молдав-скаго гусарскаго полка, по желанію Звѣрева и народа, опредѣленъ былъ начальникомъ церквей и духовенства, проживавшій долгое время въ Волощинѣ и пришедшій сюда съ волохами, свя-

`) По Высочайше конфирмованному о церквахъ и духовенствѣ Новороссійской губерніи штату, во всякой Елисаветградскаго Пикинернаго полка ротѣ положено быть двумъ священникамъ, одному діакону, одному дьячку, одному пономарю и одному ктитору безъ денежнаго жалованья, а велѣно только давать земли, сѣнокосу, и лѣса противъ рядоваго пикинера по два удела; въ Жолтомъ же и Черномъ гусарскихъ полкахъ во всякой ротѣ долженъ быть священникъ на 30-ти рублевомъ жалованьѣ, а дьячекъ на 7 р. 50 к.; діаконы же и прочіе церковно-служители безъ жалованья, на одномъ доброхотномъ даяніи. Ктиторы, старосты церковные тоже считались людьми, принадлежащими къ духовному сословію и къ церковному клиру. При поступленіи на эту должность они брали увольнительныя свидѣтельства отъ военной, казачьей и всякой иной команды и службы; состоя на должности церковнаго старосты, неподлежали никакой свѣтской командѣ, не были въ зависимости ни отъ какихъ чиновъ и властей и освобождались отъ всякихъ казенныхъ и мірскихъ повинностей.

!) 0. П. Буличъ, изъ сербовъ, оставивши на родинѣ свой домъ, хутора и разныя угодья, по приглашенію русскаго правительства, пришелъ въ Россію съ ?ваномъ Самуиловичемъ Хорватомъ и устроилъ въ Новой Сербіи 17-ть церквей въ шанцахъ Чернаго  гусарскаго   полка.


115

щенникъ Андрей Зеньковскій, родомъ Бѣлгородской епархіи мѣ-стечка Мурафы; по увольненіи изъ Бѣлгородской епархіи и по принятіи усыновительною грамотою въ Переяславскую, священ-никъ Зеньковскій 30 іюля 1775 года возведенъ въ званіе намѣстника и поставленъ главнымъ блюстителемъ церквей и духовенства Мол-давскаго полка, въ зависимости отъ Елисаветградскаго духовнаго правленія.

Въ дѣлѣ благоустроенія Елисаветградской провинціи,—запад-ной части Запорожья,—по консисторскимъ документамъ видимъ еще одно весьма важное обстоятельство. Въ 1776 и 1777 годахъ, въ виду успѣшнѣйшаго заселенія края, съ дозволенія правительства, всѣмъ служащимъ чиновникамъ гражданскаго и военнаго вѣдомствъ, "раздовали землю въ ранговую дачу и по чину особо", съ тѣмъ только условіемъ, чтобы полученный участокъ земли немед-ленно былъ заселенъ народомъ семейнымъ и оседлымъ, вольнымъ и свободнымъ, изъ местъ дозволепныхъ и не запрещенныхъ. Такъ какъ люди охотнѣе селились тамъ, гдѣ была уже церковь; то чиновники, заводя слободы въ западной части Запорожья, для привлеченія народа, спѣшили строить церкви въ своихъ новоосаженныхъ, новоофундованныхъ слободахъ. Пользуясь этимъ случаемъ, преосвященный Іовъ Переяславскій просилъ какъ Новороссійскаго губернатора, генерала Муромцева и канцелярію Новороссійской губерніи, такъ и раздававшаго и межевавшаго участки земли, земскаго коммиссара, капитана князя Даніила Кудашева первоначально раздавать чиновникамъ землю въ мѣстахъ пустыхъ и глухихъ, дикопоросшихъ и отдаленныхъ и при томъ такъ, чтобы одинъ участокъ отъ другаго былъ не ближе 25—30 верстъ. Слѣдствіемъ этой мѣры было то, что около 1778 года вся дикая глушь, всѣ обширныя степи западной части За-порожья заселились и наполнились народомъ семейнымъ и осѣд-лымъ, вездѣ почти явились христіанскія православныя общины съ церквами и духовенствомъ.

Въ 1773 году, по иниціативѣ преосвященнаго Іова, поднять въ Елисаветградской провинціи вопросъ о приходскихъ метрическихъ


116

книгахъ, о церковныхъ приходо-расходныхъ документахъ и утварныхъ описяхъ. Метрическія при церквахъ книги заведены 1726 года, по указу отъ 31 марта, а приходо-расходныя, обыскныя и утварныя выдавались епархіальнымъ начальствомъ при основаніи приходовъ и при постройкѣ церквей. На дѣлѣ оказалось, что при многихъ церквахъ, по слободамъ и ротамъ, вовсе не было никакихъ книгъ: всѣ они частію растеряны и истреблены огнемъ и пожаромъ въ годину лихолетья—при агарянскомъ нападеніи (1768 и 1769 г.г.), а частію послѣ моровой язвы (1770—71—72 г.г.), какъ зараженныя и зачумленныя, вмѣстѣ съ другими вещами преданы пламени. Въ нѣкоторыхъ шанцахъ и слободахъ церковныя книги составлялись ротными командирами и писались въ ротныхъ правленіяхъ, хранились въ тайнѣ и никому не выдавались; духовенство отказывалось совершеннымъ невѣденіемъ ихъ. ? здѣсь усердіемъ и неутомимою дѣятельностію преосвященнаго Іова испорченное дѣло поправлено; нарушенный порядокъ возстановленъ; во всѣхъ слободахъ и шанцахъ западной части Запорожья, церковной письменности и отчетности дано правильное теченіе и надлежащее, законное направленіе.

Въ восточной и въ юго-восточной части Запорожья открытое и успѣшное заселеяіе стелей казацкихъ народомъ семейнымъ и осѣдлымъ началось собственно съ учрежденія Азовской губерніи, съ 14 февраля 1774 года. Правда, у Темерніцкаго Порта и Таганкина рога, въ Бахмутской провинціи, на Калміусѣ и на Ноеой Циепровской Линіи существовало нѣсколько населенныхъ мѣстностей и до сего времени: но все это среди обширныхъ и привольныхъ степей казацкихъ было—капля въ морѣ, песчинка на безбрежномъ океанѣ. Только всесильный и энергическій Чертковъ, Азовскій губернаторъ, оживилъ и заселилъ народомъ семейнымъ и осѣдлымъ дикія и широкія, пустынныя и безлюдныя степи бритайскія и самарскія, волководскія и консководскія. Ловкій и аккуратный запорожецъ Горленко, произведенный Чертковымъ въ волководскаго земскаго коммиссара Горленскаго, согласно видамъ   и    желаніямъ Черткова, при содѣйствіи    преданныхъ ему


117

запорожцевъ, скоро основывалъ на казацкихъ зимовникахъ слободы и заселялъ ихъ народомъ семейнымъ и осѣдлымъ; Александровской крѣпости намѣстникъ, іерей Савурскій въ новоосаженныхъ слобо-дахъ ставилъ часовни и тѣмъ располагалъ и привязывалъ народъ къ мѣсту новаго жительства. Незабвенный въ лѣтописяхъ Запорожья, доселѣ живущій в памяти народной подъ именемъ дикаго попа, лейбъ-компаніи священникъ о. Кирилъ Тарловскій,—другъ и бла-годѣтель человѣчества, ближайшее и самое довѣренное лицо Черт-кова,—при содѣйствіи іеромонаховъ Самарскаго монастыря, оживилъ и заселилъ степи Орельскія и Терновскія; въ корогкое время онъ основалъ двадцать четыре слободы и устроихъ въ нихъ двѣнадцать церквей, со шпиталями и школами при нихъ. Церковная школа въ сло-бодѣ Новоселицѣ (нынѣ Новомосковскъ) и музыкально-пѣвческая въ Орловщинѣ, при Самарскомъ монастырѣ, въ новоосаженныя слободы и въ новооткрываемые приходы давали дѣятельныхъ и усердныхъ священниковъ и отличныхъ церковниковъ—читакъ и спевакъ,—превосходныхъ чтецовъ и пѣвцовъ.




Яндекс цитирования

Рассылки Subscribe.Ru
Генеалогическое древо семьи