66

Г Л А В А IV.

Новое заселеніе края; возстановлевіе Самарскаго Пустынно-Николаевскаго монастыря.

По переселеніи сѣчеваго казачества въ Алешки, Запорожье сдѣлалось пусто и безлюдно. На запорожскихъ земляхъ богатый и нѣскоіько безопасный Самарскій край, прежде всего,началъ мало-по-малу заселятъся и оживляться. при содѣйствіи полковниковъ миргородскаго полка Данила Павловича и Павла Даниловича Апостоловъ, такъ какъ вся земля выше р. Самары, вверхъ по Днѣпру, подчинена была вѣдѣнію миргородскихъ полковниковъ. Въ сентябрѣ 1717 года явилисъ въ Запорожье около ста человѣкъ бурлокъ,—убогихъ казаковъ изъ заднѣпров-ской Украйны, гдѣ въ это время, по проискамъ іезуитовъ, православные подверглись явному гоненію, были лишены всякихь гражданскихъ правъ и не допускались ни къ какимъ обществен-нымъ должностямъ; по распоряженію миргородскаго полковника, пришельцы поселены были въ окрестностяхъ Самарскаго мона-стыря. съ наказомъ отъ полковника всячески заботиться о возста-новленіи и обновленіи монастыря, какъ первой важнѣйшей драгоцѣнной запорожской святыни. Въ слѣдующемъ 1718 году, весною оттуда же, изъ этой же заднѣпровской Украйны, въ Самарскій край пришло еще нѣсколько семейныхъ, съ женами и дѣтьми, православныхъ украинцевъ и, по указанію полковника Апостола, всѣ они поселились между Самарою и Орелью, въ уро-чище Могилеве. Въ 1721 году, по распоряженію Кіевскаго Межи-горскаго монастыря. изъ Терехтемировской запорожской обигели явились въ Самарскій монастырь пять законниковъ (монаховъ), съ тѣмъ, чтобы возстановить и исправить монастырь и всѣ маетности


67

его; а въ 1726 г. съ тою же цѣлію изъ Кіевскаго Межигорскаго монастыря прибылъ въ Самару, въ качествѣ настоятеля обители, іеромонахъ Іоанникій съ нѣсколькими законниками. Съ прибы-тіемъ въ Самару настоятеля обители, іеромонаха Іоанникія, воз-становленіе православной церкви Христовой въ степяхъ и пусты-няхъ запорожскихъ пошло успѣжнѣе и скорѣе. Въ Самарскій монастырь, со всѣхъ сторонъ Запорожъя, радостно стекались православные христіане сколько для молитвословій и сердечныхъ изліяній предъ Богомъ, столько же и для обновленія, для при-веденія обители, общими, совокупньши силами, въ лучшій видъ и въ благоустроенный порядокъ. Но тутъ вскорѣ тіоразило всѣхъ православныхъ одно непріятное обстоятельство. 1730 года, между богомольцами и посѣтителями Самарскаго монастыря, явился въ обители, бѣжавшій изъ заточенія, изъ Переяславскаго Михай-ловскаго монастыря, лжеепископъ Чигиринскій Епифаній съ сонмомъ приверженныхъ къ нему раскольниковъ; бѣглеца и сообщниковъ его скоро схватился вь отчинахъ Пустынно-Нико-лаевскаго Самарскаго монастыря и препроводили за конвоемъ въ Кіевъ: но это обстоятельство сильно смутило и разстроило оную православную общину запорожскую, причинило ей много скорбей и горя, такъ какъ нѣкоторые послѣ сего стали смотрѣть на Самарскій монастырь подозрительно и недовѣрчиво, предполагая въ немъ притонъ старообрядцевъ-мятежниковъ. Только-усердныя молитвы настоятеля іеромонаха Іоанникія и неутомимые труды его по обновленію и возстановленію обители, со-временемъ, успокоили православное братство и изгладили въ умахъ его непріятное впечатлѣніе.


68

ГЛАВА V.

Возвращеніе православнаго казачества взъ Алешскъ въ Запорожье; возстановленіе православнаго храма въСѣчи запорожской; благоустройство и хорошіе порядкн въСамар-скомъ монастырѣ; постройка церквей въ Копдакахъ и при Неиасытецкомъ порогѣ; постройка церкви въРоманковѣ.

Возвращеніе православнаго казачества изъ Алешекь въ Запорожье; возстановленіе православнаго храма въ Сечи запорожской; благоустройство и хорошіе порядки въ Самарскомъ монастыре; постройка церквей вь Кайда-кахъ и при Ненасытецкомъ пороге.

Въ началѣ, въ мартѣ мѣсяцѣ, 1734 года запорожскіе казаки, по всемилостивому прощенію и разрѣшенію Государыни ?мпе-ратрицы Анны Іоанновны, бросивъ Алешки, радостно возвра-тились въ родное и незабвенное Запорожье. Здѣсь, какъ истин-ные, благочестивые сыны православной церкви, казаки заботи-лись, прежде всего, устроить храмъ Божій; для этого бумагою отъ 3 апрѣля того же 1734 года они просили у Кіевскаго митрополита Рафаила благосювенія и разрѣшительной грамоты на постройку, въ Новой Сѣчи, храма въ честь Покрова Пресвятыя Богоро-дицы; получивъ святительскую благословительную грамоту, запорожцы въ томъ же апрѣлѣ положиіи основаніе Сѣчевой Покровской церкви и приступили къ работамъ по устройству ея. Въ это же время, въ началѣ апрѣля 1734 г., преосвященный Черниговскій ?родіонъ Жураховскій, бывшій питомецъ и потомь игуменъ дорогаго и приснопамятнаго для запорожцевъ Кіево-Межигорскаго монастыря, прислалъ въ Новую Сѣчь іеромонаха


69

Павла Маркевича и рекомендовалъ его войсковому товариству въ начальники Сѣчевыхъ церквей. ?зъ Алешекъ съ войсковымъ това-риствомъ пришло въ Новую Сѣчь, въ Запорожье, множество гре-ческихъ священниковъ и монаховъ, въ числѣ ихъ былъ и одинъ православно-русскій священникъ Дидушинскій, а во главѣ всего пришедшаго духовенства стоялъ греческій архимандритъ Гаврі-илъ; но не смотря на это, запорожцы съ почетомъ встрѣтили и любовно приняли и іеромонаха Павла Маркевича. Іеромонахъ Павелъ, въ качествѣ начальника Сѣчевыхъ запорожскихъ церк-вей, во всей точности оправдалъ и выборъ преосвященнаго ?ро-діона и довѣріе къ нему запорожскаго войсковаго товариства; при содѣйствіи духовной братіи и православнаго казачества, въ короткое время, онъ окончилъ всѣ работы по устройству Сѣче-вой церкви Покрова Пресвятыя Богородицы, внутри и снаружи благоукрасилъ храмъ и вскорѣ открылъ въ немъ, къ утѣженію войсковаго товариства, богослуженіе по монастырску; съ рабочими казаками отправился въ Самарскій войсковой монастырь, и тамъ все необходимое устроилъ, благоукрасилъ и привелъ въ надле-жащій порядокъ; какъ въ Сѣчевой церкви, такъ и въ Самарской Пустынно-Николаевской обители установилъ громкое и внятное чтеніе и правильное, стройное пѣніе; завелъ школы для обученія православныхъ грамотѣ и закону Божію; вообще православной запорожской общинѣ, — этому малому стаду Христову,—іеро-монахъ Павелъ далъ и внутреннюю надлежащую организацію и внѣшній, во всѣхъ отношеніяхъ, біагоустроенный видъ. Какъ казаки-запорожцы, такъ и русскіе солдаты, въ значительномъ чис-лѣ при русскомъ комендантѣ жившіе въ Новой Сѣчи, а равно и стоявшіе временно, подъ предводительствомъ Генерала-Лей-тенанта Леонтьева, на р.р. Кильчени и Самарѣ. присутствуя при богослуженіяхъ    въ     запорожскихъ    православныхъ    церквахъ,


70

всегда радовались и сердечно утѣшались, бо всемъ чинѣ и уст-ройствѣ ихъ видѣли постоянный порядокъ и надлежащее благо-образіе. Во время войны Россіи съ Турціею, въ 1736 и 1737 г.г. вся мѣстность около нынѣшняго Екатеринослава занята была рус-скими войсками и провіантомъ; въ Старыхъ-Койдакахъ и при Ненасытецкомъ у днѣпровскихъ пороговъ ретраншаментѣ уст-роены были хлѣбные магазины съ помѣщеніями для войска: съ согласія военнаго начальства, настоятель Сѣчевыхъ церквей, іеромонахъ Павелъ збудоволъ, соорудилъ здѣсъ для православнаго русскаго войска двѣ деревянныя церкви съ домами для цер-ковниковъ и, при содѣйствіи іромонаховъ Самарскаго монастыря и Сечѣвой Покровской церкви, открылъ въ нихъ постоянное богослуженіе, къ невыразимому душевному утѣшенію право-славнаго христолюбиваго воинства.

Постройка церкви въ Романкове.

Въ началѣ 1737 г. Черниговскаго намѣстничества Козелецкой округи, въ древнемъ знаменитомъ селѣ Ярославкѣ, явился само-званецъ, полякъ ?ванъ Миницкій, выдававшій себя за царевича Алексѣя Петровича. Въ Козельцѣ и Ярославкѣ, въ Басани и въ другихъ сосѣднихъ мѣстахъ, по этому случаю, происходило много шуму и тревоги, много неурядицъ и смятеній, много скор-бей и непріятностей для всѣхъ жителей. Въ 1737 и 1738 г.г. изъ сихъ мѣстъ множество православнаго казачества, спасаясь отъ видимаго горя и явныхъ бѣдъ, перешло въ Запорожье, — на Романковъ курганъ и въ Койдаки. Перешедшій сюда съ казаками, священникъ Феодоръ въ скоромъ времени, при помощи каза-чества, збудовалъ, устроилъ въ Романковѣ церковь и открылъ въ ней   богослуженіе,   къ   утешенію   свѣхъ   православныхъ  казаковъ.


71

ГЛАВА VI.

Новыя границы русской земли въ Запорожьѣ; новое за-селеніе нынѣшняго Екатеринославскаго края; новыя сло-боды и села съ церквами; Сербы заселяютъ собою запо-рожскія земли; Сербскія слободы-роты въ предѣлахъ нынѣшней Екатеринославской епархіи; Сербскія шанцы; новыя казацкія слободы.

Новыя границы русской земли въ Запорожье.

По заключеніи мира между Россіею и Турціею въ Бѣлградѣ, 18 сентября 1739 г. мирнымъ трактатомъ, утвержденнымъ 28 декабря 1739 г., установлены точныя и рѣшительныя границы между Рос-сіею и Крымомъ: ниже нынѣшняго г. Александровска на восточной, т. е. на лѣвой сторонѣ Днѣпра, проведена прямая линія отъ источ-никовъ рѣки Конскія-Воды, впадающей въ Днѣпръ, до ис-точниковъ рѣки Берды, изливающейся въ Азовское море. Всѣ земли, находящіяся на югѣ отъ Конскихъ-Водъ, отъ Берды и отъ проведенной между ними линіи, должны принадлежать Турціи, на-противъ земли, лежащія на сѣверъ отъ сей черты, должны быть присоединены къ Россіи; а актомъ отъ 4 ноября 1740 г. и на правой сторонѣ Днѣпра установлена была граница, по которой все Заднѣ-провье до самаго гарду иа Буге также присоединено было къ Россіи.

Новое заселеиіе пынешпяго Екатеринославскаго края; новыя слободы и села съ церквами; Сербы заселяютъ собою запорожскія земли; Сербскія слободы—роты въ пределахъ    ныпешпей    Екатеринославской    епархіи;

Сербскіе шапцы.

По установленіи этихъ границъ, съ 1740 г., начинается новая,   лучшая   жизнь   въ   ?сторіи   православной   церкви   въ


72

предѣпахъ нынѣшней Екатеринославской епархіи. Съ этого времени границы татарскихъ владѣній сократились, а границы владѣній русскихъ естественно, сами собою, разширидись; на но-вой пограничной линіи устроено нѣсколько русскихъ крѣпостей, съ помѣщеніемъ въ нихъ значительнаго числа православнаго рус-скаго воинства; въ богатыхъ и роскошныхъ запорожскихъ волъно-стяхь не только увеличилось число зимовниковъ,—обширныхъ усадьбъ и хуторовъ запорожскаго казачества; но явилисъ и обра-зовались уже, во многихъ мѣстностяхъ, цѣлыя слободы и села. Въ 1741 г. было повелѣно: "выходящихъ изъ польскихъ мѣстъ малорос-сіянъ и великороссійскихъ бѣглецовъ принимать и селить на заднѣ-провсхихъ россійскихъ земляхъ". Въ силу такого повелѣнія въ 1743 г. заселены были православнымъ народомъ,—слободка Андреевка, крѣпости Усть-Самарская и Каменный островъ-Затонъ, Ненасы-тецкій ретраншаментъ, Биркусскій редутъ, Мишуринъ-рогъ и лежащая на русской сторонѣ при р. Тясьминѣ слободка Крылов-ская. Въ кругу и въ сосѣдствѣ семейнаго населенія, многіе изъ запорожцевъ оставили свою Сѣчь, женились и сами начали вести семейную и осѣдлую жизнь. ?зъ запорожскихъ земель начали въ это же время заселены были семейнымъ и осѣдлымъ казачествомъ, по распоряженію велъможнаго Коша, паланки (уѣзды) `): Койдакская, Самарская и Протовчанская, какъ болѣе богатыя, спокойныя и, по положенію своему, безопасныя. Въ 1745 году населенныя слободы съ   церквами   и   православнымъ   духовенствомъ   значатся:   1)   въ

`) Паланка-это своего рода городъ съ цѣлымъ уѣздомъ и своимъ округомъ; въ паланкѣ непремѣнно была церковь, устроялось помѣщеніе для полковника со старшинами и полковое управленіе съ канцеляріею и съ значительнымъ запасомъ пушекъ... Полковникъ въ паланкѣ не только командиръ, предводитель казаковъ своей паланки, но и верховный Судья всѣхъ жившихъ въ округѣ той паланки; по обширности своей власти онъ равенъ былъ удѣлъному князю. Кулишъ.


73

Койдакской паланкѣ: Романково, Старый-Койдакъ и Новый Койдакъ; 2) въ Самарской паланкѣ: Новоселица, Камянка и Ревов-ка; въ Протовчанской паланкѣ: Могилевка, Гуполовка, Орликъ и Шуглѣвка (нынѣшняя Шульговка). Когда же изъ перешедшихъ въ Россію на постоянное жительство иностранцевъ, одни изъ православныхъ Сербовъ, подъ предводительствомъ Хорвата, въ 1751-52 г., заняли и укрѣпили всю западную часть запорожскихъ земель, а другіе, подъ начальствомъ Шевича и Прсрадовича, въ 1753 г. заселили и оградили собою всю восточную часть ихъ отъ Бахмута до Лугани: тогда, при водворившемся спокойствіи, въ виду вѣрной защиты отъ татаръ и поляковъ, какъ внутренняя часть запорожс-кихъ земель, такъ и оконечности ихъ-восточная и западная-болѣе и болѣе заселялись и наполнялись православнымъ народомъ. ?зъ документовъ епархіальнаго управленія видимъ, что поселившіеся въ восточной части нынѣшней Екатеринославской епархіи, отъ Бахмута до Лугани, Сербы около 1756 года имѣли уже 16-ть насе-ленныхъ слободъ, подъ названіемъ ротъ, съ церквами въ нихъ и съ православнымъ духовенствомъ. Это — 1) Серебрянка на р. Донцѣ; 2) Красный-Яръ на р. Донцѣ; 3) село Верхнее на р. Донцѣ; 4) Вер-гунка на р. Донцѣ; 5) Привольное на р. Донцѣ; 6) Крымское на р. Донцѣ; 7) село Нижнее на р. Донцѣ; 8) Подгородное, нынѣ городъ Славяносербскъ на р. Донцѣ; 9) село Желтое на р. Донцѣ; 10) Каменный-бродъ на р. Донцѣ; 11) село Черкаское на р. Лугани; 12) село Хорошее на р. Лугани; 13) село Калиновское на р. Лугани; 14) село Троицкое на р. Лугани; 15) 15 рота села Луганскаго и 16) 16 рота села Луганскаго. Штабъ-квартира, главная полковая резиденція генералъ-маіора Шевича находилась въ городѣ Бахмутѣ   `).   Поселившіеся   на   западной   оконечности   запорож-

1) О Бахмутѣ: въ 1571 г. "на стороже Бахмутовской, отъ Свято-горской сторожи полднище, стояли шестъ человекъ,  изъ Путивля и


74

скихъ земель, Сербы омло того же 1756 г. образовали и заселили 40 ротъ, или шанцевъ, съ церквами въ нѣкоторыхъ изъ нихъ и съ православнымъ церковнымъ причтомъ. Шанцы эти у Сербовъ на-зывались такъ: Полка гусарскаго— 1) Новомиргородъ; 2) Печка; 3) Петроостровъ; 4) Надлацкъ; 5) Каниблатъ; 6) Семликъ; 7) Архангельскъ; 8) Мартоношъ; 9) Панчевъ; 10) Канишъ; 11) Сента; 12) Буковаръ; 13) Федваръ; 14) Суботицъ; 15) Цыбулевъ; 16) Дмитровка; 17) Мошоринъ; 18) Самборъ; 19) Глинскъ; 20) Берщацъ.— Пандурскаго пѣхотнаго полка: 1) Крыловъ; 2) Табуришъ; 3) Крюковъ;  4)  Каменка;  5)  Земунъ;  6)  Чанать;  7) Пилажницы;   8)

Рылъска, наблюдали татарскіе перелазы вверхъ по Донцу до устья Боровой. Для звѣринаго и рыбнаго промысла, а также и для сѣнокоса заѣзжали сюда донскіе казаки и другіе люди и нерѣдко устраивали здѣсь пасѣки и зимовники. Около 1640 г. жители Валуекъ, ?зюма и другихъ мѣстъ и казаки слободскихъ полковъ, выше яынѣшняго Бахмута, по р. Торцу, завели соляныя варницы; для обереженія варницъ устроили укрѣшіеніе-Соляный городокъ на Торцѣ (нынѣ Славянскъ Харьк. губ.); вскорѣ отысканы были соляные источники и по р. Бахмуту. Какъ эти источники оказались лучшаго качества и представляли для торговли болѣе выгодъ; то промышленники съ Торца лерешли на Бахмутъ для разработки соли. По слуху о выгодныхъ занятіяхъ и удобной жизни на р. Бахмутѣ, не замедлили явиться сюда, на жительство, многіе Черкасы, приднѣпровскіе казаки, русскіе разныхъ чиновъ служилые люди и бѣглые крестьяне; для защиты жителей отъ татаръ устроенъ былъ деревянный острожекъ. Въ 1700 г. здѣсь былъ уже городъ Бахмутъ съ дубовымъ острогомъ, съ часовнею на посадѣ, съ полковою ратушею съ таможенною избою и торговою банею, сънѣсколькими амбарами для торговаго промысла и съ 170 сковородами солеварными. Въ 1709 году, по уничтоженіи Таганрогской Троицкой крѣпости, согласно условіямъ Прутскаго договора, деревянная Троицкая церковь изъ Таганрога перевезена въ Бахмутъ; а въ 1745 году, вмѣсто деревянной, устроена въ Бахмутѣ каменная соборная церковь. 1763 г. въ Бахмутѣ упоминаются церкви: Андреевская и Петропавловская. 1771 г. дьячекъПетропавловской церкви Тигѵіофей Овсѣенко лосвященъ во втораго священника къ Николаевской того же города Бахмута церкви. 1770 г. въБахмутѣ существовала церковь-Рождества Пресвятыя Богородицы.


75

Ковинъ; 9) Благовать; 10) Сланкамень; 11) Бечка; 12) Вараздинъ; 13) Глоговацъ; 14) Яновъ; 15) Шелкошъ; 16) Чонградъ; 17) Пав-лишъ; 18) Мондорлакъ; 19) Сантомашъ и 20) Вингошъ. На восточ-ной сторонѣ запорожскихъ земель, Славяносербіи, православное духовенство Сербское съ своею паствою и церкви ихъ основы-вались и благоустроялись по ближайшему указанію и подъ непо-средственнымъ наблюденіемъ протопопа Михаила Ванія, родомъ изъ Славоніи; а на западной—протопоповъ Петра Вулича и Семе-на Сулимы. На тѣхъ и другихъ славянъ, какъ въ это, такъ и осо-бенно въ послѣдующее время, много дѣйствовалъ и сильно вліялъ Анатолій Мелесь М-

`) Анатолій Мелесь-пичность историческая, для нашего края, но многихъ отношеніяхъ, весьма замѣчательная. Въ 1750 г., въ санѣ архимандрита, прибывши съ Афона въ Россію для сбора подаяній въ пользу Афонскаго Георгіевскаго монастыря, Анатолій привезъ съ собою нѣсколько святынь. Святыни эти, по освидѣтельствованію ихъ въ Синодѣ, оказались, большею частію, сомнительнаго характера: а потому Синодъ воспретилъ Анатолію предлагать ихъ для всенароднаго чесгвованія и запечаталъ ихъ синодаль-ною печатью. Но пронырливый славяно-грекъ сошелся съ духовникомъ ?мператрицы ЕлисаветыПетровны, протоіереемъ Ф. Дубянскимъ, а чрезъ него приблизился и къ самой Государынѣ; пользуясь высочайшимъ вниманіемъ, онъ распечаталъ свои святыни, и самовольно служилъ надъ ними молебны по разнымъ домамъ въ Петербургѣ. Синодъ посадилъ его за это подъ арестъ. ?мператрица, не зная, въ чѣмъ дѣло, высказала за это Синоду свое неудовольствіе и сдѣлала выговоръ. Въ 1754 г. Анатолій оставилъ Россію и выѣхалъ на Афонъ. Но въ 1756 г. опять пріѣхалъ въ Россію, уже въ санѣ епископа Милетійскаго и въ качествѣ агента, уполномоченнаго отътурецкихъ славянъ, желавшихъ переселиться въ южную Россію, въ 1758 и 1759 г.г. съ вѣдома и дозволенія нашего Правительства, епископъ Анатолій осматривалъ лично всѣ мѣстности запорожскаго казачества, объѣзжалъ Новороссію, былъ въ Бахмутѣ и на Донцѣ,на Самарѣ и вьзапорожской Сѣчи. Въ семъ послѣднемъмѣстѣ, по приглашенію и по просьбѣ запорожскаго казачества, Анатолій совершалъ   нѣсколько   богослуженій   архіерейскимъ   чиномъ,   не


76

Новыя казацкія слободы.

Внутри Запорожья, въ войсковыхъ казацкихъ паланкахъ, подъ дирекціею ве.ЧЪМОЖНпго Коша, явились въ это же время новыя слободы семейнаго казачества съ церквами въ нихъ и, съ церковнымъ причтомъ. Это: — Карнауховка, Томаковка и Письмичевка,   Кильчень   и   Пышневка,   Козырщина   и   Переще-

возглашая при своемъ служеніи имени мѣстнаго епархіальнаго архіерея, Кіевскаго митрополита.За это Св. Синодъ, яко явнаго преступника и своевольно-безпутно волочащагося бродягу, осудилъ Анатолія на немед-ленную высьшку за границу. Сенатъ отвѣтилъ на это, что Анатолій какъ пріѣхалъ въ Россію по секретнымъ и нужнымъ для Ея Величесгва дѣламъ, такъ и въ Запорожьѣ остановился съ вѣдома Правительства, а потому высылать его пока нельзя; въ Запорожьѣ и въ запорожскомъ казачествѣ Анатолій также нашелъ себѣ полную защиту и покровительство, такъ что взять его оттуда было не легко и неудобно. Въ концѣ всего дѣла, однакожъ, рѣшено было тѣмъ, что въ 1760 г. Анатолій лишенъ былъ сана и въ качествѣ просгаго монаха отправленъ въ Сибирь, подъ сгрогій караулъ, въ Кондинскій монастырь. При усилившемся желаніи заселить южную Россію колонистами изъ славянъ, Правительсгво наше опять обратило вниманіе на Анатолія; по указу ?мператрицы Екатерины, Анатолій въ декабрѣ 1762 г. переведенъ въ Макарьевскій монастырь, Нижегородской епархіи; отсюда за новыя его презорства посланъ въ Раифскую пустынь, Казанской епархіи. Въ первую турецкую войну Правительсгво наше рѣшилось употребить Анатолія въ дѣло съ тѣмъ, что онъ, въ качествѣ духовнаго лица, сосгоя при русскомъ флотѣ, подъ начальствомъграфа Орлова, склонялъ все христіанское, греческое и славянское народонаселеніе турецкой имперіи къ переселенію въ Россію; для этого въ генварѣ 1769 г. онъ вызванъ былъ въ Петербургъ. Синодъ вновь пересмотрѣлъ его дѣло и по вниманію къ понесенному имъ немало-временному наказанію, приступая къ разсужденію о помило-ваніи его, именно о возвращеніи ему священства (Синодъ не признавалъ его епископомъ, а о священствѣ его сомнѣнія не было), потребовалъ отъ него покаянія и письменнаго признанія всей его виновности: послѣ этого Анатолія въ санѣ іеромонаха возстановленъ и отправленъ былъ на флотъ въ Средиземное море. Въ октябрѣ 1770 г. послѣ Чесменской битвы, ради заслугь Анатолія во флотѣ и въ надежде, что онъ и впредъ


77

пина, Калантаевка, Сердюковка и Николаевка-Рудева `). Наконецъ въ окрестностяхъ новоустроенной Елисаветградской крѣпости, для прикрытія ея отъ набѣговъ хищныхъ сосѣдей, на всетдашнее жительство поселенъ былъ слободской мало-россійскій казачій полкъ и для семейнаго казачества вновь осажено и заселено 27 слободъ, съ церхвами во многихъ изъ нихъ и съ церковнымъ причтомъ. Это:  1) слобода Пригород-

можеть бытъ употребленъ темъ съ болыиею полъзою, чемъ меныие онъ будетъ оставатъся въ предосужденіи лишенія архіерейскаго сана, Св. Синодъ благоволилъ признать его въ епископскомъ чинѣ и дозволилъ ему исправлять священнослуженіе архіерейское. По возвращеніи изъ Архипелага, Анатолій въ 1772 г., по распоряженію ?мператрицы Ека-терины, получилъ въ управленіе Глуховскій монастырь, Черниговской епархіи. Оставленный на свою волю, въ уединенной монастырской глуши, Анатолій со всѣмъ одичалъ здѣсь, по цѣлымъ днямъ ходилъ раздѣтый, босикомъ, со всклокоченной головой и творилъ, въ монастырѣ и внѣ онаго, всякаго рода сгранныя и дикія выходки; скончался здѣсь 2 февраля 1775 г.

`) Чрезъ нынѣшній Новомосковскъ, по такъ называемому старому Крьшскому шляху (дорогѣ), татары и нагайцы очень часто прогоняли въ Крымъ огромныя толпы плѣнныхъ христіанъ изъВоронежской и Курской, изъ Черниговской и Полтавской и изъ другихъ губерній. Въ разныхъ мѣстахъ этого шляха запорожцы нерѣдко нападали на злодѣевъ, отбивали ясыръ и освобождали плѣнныхъ. Въ 1738-50 г.г. болѣе всѣхъ на этомъ поприщѣ отличались удалые казаки: Рудь, Шульга и Хижнякъ: скрываясь въ балкахъ р.р. Самары, Волчьей и Соленой, они бдительно караулили татаръ и нагайцевъ, возвращавшихся въ Крымъ съ ясыромъ, и всегда удачно отбивали плѣнныхъ; по ихъраспоряженію, освобожденные плѣнники намедленно, по обыкновенію, были препровождаемы въ Самарскій монастырь; здѣсь поправлялись они въ своемъ здоровьѣ, укрѣплялись въ силахъ и отсюда уже, снабженные всѣмъ необходимымъ, уходили на родину. ?мя благодѣтеля Руди далеко было извѣстно въ Малороссіи и для всѣхъ служило предметомъ благоговѣйнаго уваженія. Въ ознаменованіе его заслугъ и для большаго поощренія его къ дѣлу человѣколюбія, Миргородскій полковникъ Капнистъ подарилъ Руди клочекъ земли, въ нѣсколько тысячь десятинъ и Рудя основалъ здѣсь слободу Николаевку, доселѣ существующую.


78

ская; 2) Аджамка; 3) Вершина-Каменка; 4) Мурзинка; 5) Бешка; 6) Овинянка; 7) Верблюжка; 8) Желтая; 9) Омельницкая; 10) Воро-новка у бывшаго хутора Троицкаго; 11) Мишуринорогскій ретраншаментъ; 12) слобода Буянская; 13) Каменка; 14) Калу-жина; 15) Бородаевка; 16) Домоткань; 17) Пушкаревка; 18) слобода Большихъ-Буеракъ; 19)?нгульская; 20) Коммисаровка; 21) слобода Грузская; 22) Висска; 23) Плетено-Ташлыцкая; 24) Красная; 25) Ново-Архангельская; 26) Ольшанка и 27) Добрянка.



Яндекс цитирования

Рассылки Subscribe.Ru
Генеалогическое древо семьи